Ин. 1, 18



  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Таинство веры. Введение в православное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», – пишет Платон. 23 Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». 24 Святитель Василий Великий говорит: «Я знаю, что Бог есть. Но что такое сущность Его – считаю это выше понимания. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог есть (а не что Он есть) ... Сознание непостижимости Божьей и есть знание о Его сущности». 25 Бог невидим – Его «не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ) в том смысле, что никто из людей не мог постичь Его сущность, охватить Его своим зрением, восприятием, умом. Человек может приобщиться к Богу, стать причастным Ему, но он никогда не может понять Бога, потому что «понять» – это значит в каком-то смысле исчерпать. Катафатизм и апофатизм Рассматривая имена Бога, мы приходим к выводу, что ни одно из них не может дать нам полного представления о Нем. Говоря о свойствах Бога, мы также обнаруживаем, что их совокупность не есть Бог. Бог превосходит любое имя: назовем ли Его бытием – Он превосходит бытие, Он есть сверхбытие; назовем ли ... далее ...
Введение в православное богословие, Часть 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... все ветхозаветные пророки, проповедавшие «начатки Откровения Божия». Божественное Откровение – не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспосабливаясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, который во всей необходимой для нашего спасения «полноте... и совершенстве принес на землю Откровение Божие» 31. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) ; «... никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 13: 27 ) . Откровение Бога во Христе носит универсальный характер. Во-первых, оно предназначено «для всех человеков, как для всех нужное и спасительное», потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 1: 4 ) . Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и ... далее ...
Симфония по творениям свт. Тихона Задонского, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... за неблагодарность и гордость, каковы были во время жития Христова на земле книжники и фарисеи, которые говорили Христу: неужели и мы слепы ( Ин. 9, 40 ) ? Ибо гордость и высокоумие – это дьявольское дело, и как его самого помрачило и из ангела светоносного тьмою сделало, так и людей, последующих ему, подобными ему делает. Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий, как говорит Павел святой: сделался для нас премудростью от Бога ( 1Кор. 1, 30 ) . Он нам открывает тайну познания Небесного Отца. Бога не видел никто ни когда; Единородного Сына, сущего в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1, 18 ) . И Отца не знает никто, Кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф. 11, 27 ) . В Котором (Христе) сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2, 3 ) , – говорит богомудрый Павел. Христианин самый простой, который научен догматам святой веры, намного мудрее Платона и Аристотеля и прочих языческих мудрецов. Кто из них уразумел то, что простой христианин верою познал? Никто из властей века сего не познал ( 1Кор. 2, 8 ) . Безумие есть эллинским философам слышать о Боге, Который един естеством, но троичен в лицах, о Боге и человеке в одном лице, о Слове, ставшем плотью ( ... далее ...
Таинство веры. Введение в православное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо " " ( Исх. 33: 18–20, 22–23 ) . «Лицо Бога» – это Его сущность, которая невидима и неприступна, а «увидеть сзади» означает приобщиться к Его энергии. Впрочем, боговидение в Ветхом Завете было частичным и неполным, в Новом Завете оно полнее и ярче: люди видят лицо Христа, воплощенного Бога. Об этом апостол Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) , то есть Сын Божий открыл Бога людям, сделал Его видимым. В житиях святых и в творениях Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека бывал «восхищен» в иной мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает) , что он был ... далее ...
Очерк православного догматического богословия, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Это недоступная для человеческого усвоения и уразумения тайна божественной жизни. В откровении можно находить лишь предостережение от ложных представлений о божественном рождении. Так, оно показывает, что рождение Сына есть: 1. Рождение внутреннее, – из существа Отца, однако без отделения от существа Отца. Из чрева, т. е. из самого существа, прежде денницы родих Тя ( Пс. 109: 3 ) , говорит Сам Отец Сыну. А что рождение Отцом Сына – рождение без отделения Рождающегося от Рождающего, а не таково, каково рождение человеческое, ясно из указаний Писания, что Сын всегда пребывает в лоне Отчи ( Ин. 1: 18 ) , что Отец в Нем и Он в Отце ( Ин. 10: 38 ) . В символе веры тайна такого рождения объясняется подобием видимого света: «Света от Света». 2. Рождение совершеннейшее, такое, что ни Родивший ничего не потерял и не умалился в Своих совершенствах, ни Рожденный не имеет никакого недостатка по сравнению со Своим Отцом. Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя ( Ин. 17: 10 ) , говорил Спаситель. По выражению того же Писания, Сын есть. полный в всецелый образ Бога Отца, сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр. 1: 3 ) . 3. Рождение вечное, которое никогда не начиналось и никогда не ... далее ...
Спор о Софии - читать, скачать - профессор ...Искать в Источникеazbyka.ru
... как гностическую, не ограничивается указанием на учение о «посредстве» между Богом и миром, на которое так неудачно отвечает о. С. Булгаков. Он идет дальше, сближая метод богословия о. Сергия с основной установкой гностиков. Прежде всего гностикам была чужда апофатика, отрешенность мысли, «совлечение себя» при восприятии Откровения, отказ от земного познания, земной философии в применении к Богу. М. Сергий говорит: «Приходя к христианству с остатками языческой философии, гностики не могли не столкнуться с церковным учением. Верная евангельскому слову: «Бога никто не видел никогда» ( Ин. 1: 18 ) , Церковь не требовала: «Покажи нам Отца» ( 14: 18 ) , чтобы познать Его нашим земным познанием. Слава Божия в том, что Он есть «Бог неизреченен, невидим, непостижим» (евхаристическая молитва Литургии св.) Иоанна Златоуста (. Откровение о небесном Отце нельзя низводить на уровень обычной любознательности, тем паче бесцеремонно переправлять его, мешая пшеницу с плевелами) Иер. 23: 28–29 (. Для верующего это святыня, к которой приблизиться можно только «иззув сапоги») Исх. 3: 5 (, очистив себя не только от греха, но и от всяких чувственных, вещественных образов) «неприступный ... далее ...
Опыт нравственного православного богословия в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... не взирая на то, что Бог есть Дух, не подлежащий чувствам, и бытие Его не есть наглядная очевидность, не требующая доказательств и обоснования. Но отрицать самый факт аффективной любви к Богу, когда эта любовь подтверждается многочисленными, неоспоримыми примерами, – это, по меньшей мере, странно и доказывает только, что мыслители подобного рода не знакомы с первоначальными элементами любви к Богу. Впрочем, есть возможность представить и психологическое объяснение возникновения чувства любви к Богу, хотя Бог и по учению христианскому есть Существо невидимое («Бога не видал никто никогда» – Ин. 1, 18) . Любовь к Богу, как психологическое явление, по своим общим психологическим свойствам, не отличается от других форм любви. Общее же свойство всякой любви состоит, прежде всего, в том, что представление ее предмета становится центральным и господствующим в сознании. Будучи таким, оно находится или непосредственно в сознании, служа прямым его предметом или содержанием и падая, так сказать, на самый фокус его, или же находится на пороге сознания и сейчас же готово выступить по первому поводу и случаю, так что возбуждается каждым случайным впечатлением и вмешивается во все другие ... далее ...
Сокровище духовное от мира собираемое, Глава 155 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и все видит? Убегаешь от людей; но Бог везде предваряет тебя, и никуда от Него убежать не можешь ( См. Ам. 9: 2–4 ) . Скрываешься от людских очей; но от Божиего всевидящего ока нигде и никак скрыться не можешь. Бережешься, чтобы не слышали люди негодных и гнилых твоих слов; но Бог их слышит. Скрываешь в тайне сердца твоего лесть, лукавство, хитрость и ложь, и бережешься, чтобы люди сего твоего зла не познали; но Бог, сердца и утробы испытывающий, все это явно видит ( Пс. 7: 10; 1Пар 28: 9 ) . «Я-де Бога не вижу». Правда, и видеть Его не возможно никому. Бога не видел никто никогда ( Ин. 1: 18 ) . Бог есть Дух, никаким чувствам не подвластный, и потому видеть Его невозможно, а только верою и умом Он познается. Вера святая и Божие слово научает нас, что Бог – везде, и все наше видит, и всякое дело, слово и помышление Ему открыто, как это изображается особенно в псалме 138-м: Господи, Ты испытал меня, – и проч. Если веришь слову Божию, то веруй, что и Бог на всяком месте есть, и ты пред Ним ходишь и обращаешься, хотя Его и не видишь; и Он всякое твое дело видит, и нигде от Него и ни с чем утаиться не можешь. Всему тому слово Божие научает. Если ли же не веришь Божию ... далее ...
Святитель Нектарий Эгинский Пентапольский - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... отец Г. Флоровский указывает: «Библейский Бог – не Deus Absconditus [Бог Сокрытый], а Deus Revelatus [Бог Открытый]. Бог «вмешивается» (входит) в жизнь людей, является и открывает Себя Сам». И потому Святое Писание не есть просто запись сих Божественных «вмешательств» и поступков, но и в некотором роде само по себе Божественное вмешательство. Следовательно, нет необходимости покидать историческое время, чтобы встретиться с Христом, ибо Христос встречает человека в самой истории 33. История принадлежит Богу, и Бог вступает в человеческую историю. Бога не видел никто никогда… Он явил ( Ин. 1, 18 ) , и Слово стало плотию, и обитало с нами, и в настоящее время продолжает присутствовать среди нас по уверению Господню: и се, Я с вами 34. После Вознесения Господня встретить Христа и познать Его во Святом Духе возможно исключительно в Церкви. В таинственной жизни Церкви перед нами предстает откровение и свидетельство невидимого присутствия Вознесшегося Господа и полнота Божественной жизни» 35. Святой Дух присутствует и действует в Церкви. Церковь есть образ Святой Троицы, и потому все люди призываются в Церковь, «ибо там присутствует Дух Святой …. » 36. По слову святого ... далее ...
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯИскать в Источникеazbyka.ru
... начинаются по пасхальному чину пением «Христос воскресе…» со стихами. Порядок службы, как в первый день Пасхи. На великой вечерне вход, великий прокимен. Начало утрени в алтаре. К тропарям пасхального канона добавляются Богородичны. Ектении по 3, 6 и 9-й песнях. Каждение на 1, 4, 7 и 9-й песнях. Часы пасхальные. На литургии антифоны Пасхи, входный стих, вместо Трисвятого — «Елицы…», задостойник Пасхи. Окончание литургии, как в первый день Пасхи. С такими же особенностями совершаются богослужения во все дни Светлой седмицы. Порядок чтений, согласно календарю: Деян. 1: 12-17, 21-26. Ин. 1: 18-28. Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая. Примечание. «И по возгл а́́ се а́́ бие по е́́ м кан о́́ н: Воскрес е́́ ния день: ирмос ы́́ по дв а́́ жды, тропар и́́ же на 10, с прип е́́ вом: Христ о́́ с воскр е́́ се: В Сл а́́ ва же, и И н ы́́ не, глаг о́́ лем Богор о́́ дичны господ и́́ на Феоф а́́ на, и господ и́́ на И о́́ сифа. Катав а́́ сия о́́ ба л и́́ ка вк у́́ пе: Воскрес е́́ ния день: И послед и́́: Христ ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"