1955. Т. 3. С. 157-165 (на груз. яз.); Памятники древнегруз. агиогр. лит-ры/Пер. с древнегруз., исслед., примеч.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1956; Из истории груз. апокрифической литературы: Мученичество Христофора Кинокефала//Моамбе (Вестник)/Ин-т рукописей АН Груз. ССР. Тбилиси, 1959. Вып. 1. С. 21-49 (на груз. яз.); Груз. версия Лимонаря Иоанна Мосха и ее значение для слав. истории//40 лет Советской Грузии: Сб. Тбилиси, 1961. С. 333-339; Неизвестная редакция грузинской гимнографической Четьи-Минеи//Этюды. 1962. Т. 8. С. 5-55 (на груз. яз.); Житие прп. Михаила Парехели: Монтаж данных Житий Григория Хандзтели и Серапиона Зарзмели//Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. 1967. Вып. 121. С. 29-33 (на груз. яз.); Иаков Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост., пер. с древнегруз.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1978, 19862. Лит.: Барамидзе А. Жизнь и научная деятельность К. Кекелидзе: К 75-летию со дня рождения. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); он же. Корнелий Кекелидзе. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Академику АН Груз. ССР, заслуженному деятелю науки, проф. Корнелию Самсоновичу Кекелидзе: К 80-летию со дня рождения: Юбил. сб. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Великий груз. ученый акад. К. С. Кекелидзе: Сб. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Garitte G. Bibliographie de K. Kekelidze//Le 1963. Vol. 76. P. 443-480; Вопросы текстологии: Сб. Тбилиси, 1970. Т. 1: Посвящ. 90-летию со дня рождения Корнелия Самсоновича Кекелидзе (на груз. яз.); Кавтарадзе И. И. Вопросы истории грузинского языка в трудах К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1979; Корнелий Кекелидзе (1879-1962): Биобиблиография/Сост.: С. Кубанеишвили, Э. Долидзе. Тбилиси, 1979; Менабде Л. В. К. С. Кекелидзе и зарубежная картвелология. Тбилиси, 1979; Описание личного архива Корнелия Кекелидзе/Сост.: Р. Кавиладзе. |
Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Корнелий Кекелидзе: 100 лет со дня рождения. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Хинтибидзе Э. Г. Вопросы византийско-грузинских литературных взаимоотношений в исследованиях К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1979; [ Григорий (Перадзе), архим. Три письма проф. Корнелия Polskiego Autokefalicznego Warsz., 1988. N 18(4). S. 86-88 (на польск. яз.); Корнелий Кекелидзе: Сб., посвящ. 120-летию со дня рождения акад. Корнелия Кекелидзе. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Корнелий Кекелидзе, 125/Сост.: Э. Хинтибидзе. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Кавтария М. Корнелий Кекелидзе никогда не говорил о расстреле сына//Сарке (Зеркало). Тбилиси, 2009. 27(592). С. 28-29 (на груз. яз.); он же. Кого и почему Корнелий Кекелидзе ударил книгой во время обучения в духовном учебном заведении//Тбилиселеби (Тбилисцы). Тбилиси, 2010. 51(521). С. 20-26 (на груз. яз.); Кекелидзе М. Встречи с Корнелием Кекелидзе//Журнал Гелатской академии наук. Кутаиси, 2011. 9/10. С. 52-71 (на груз. яз.); Свящ. Корнелий Кекелидзе, 1879-1962: Фотоочерк//Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии). Тбилиси, 2011. 23. С. 18-20; 24. С. 15-17 (на груз. яз.). Н. Т.-М., Е. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939) |
Тбилиси, 1947 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscripts du Mont Sinai. Louvain, 1957. (CSCO; 165. Subs.; 9); Синайская коллекция//Описание груз. рукописей/Сост.: Е. Метревели, Ц. Чанкиева, Л. Хевсуриани, Л. Джгамаия. Тбилиси, 1978. Т. 1 (на груз. яз.); Синайская коллекция//Там же/Сост.: Р. Твараия, Е. Метревели, Ц. Чанкиева, Л. Хевсуриани, Л. Джгамаия. 1978. Т. 2; 1980. Т. 3; Описание груз. рукописей, обнаруженных в мон-ре св. Екатерины на горе Синай/Сост.: З. Алексидзе, М. Шанидзе, Л. Хевсуриани, М. Кавтария; пер. на греч.: Т. Месхи, пер. с англ.: М. Шанидзе. Афины, 2005 (на груз., греч., англ. языках). Лит.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1); Garitte G. Le Calendrier palestino - Sinaiticus 34 (X s.). Brux., 1958. (SH; 30); idem. Les feuiellets de la collection Mingana а Selly Oak//Le 1960. T. 73. Fasc. 3-4; idem. Aventures et mesaventures d un manuscript Le cod. Garrett. 24, Princeton//Bedi Kartlisa. P., 1967. Vol. 23-24; Шанидзе M. По следам одной синайской рукописи//Мцигнобари. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Aleksidze Z. Le noueve manuscript sinaitique/Ed. en fac-similie, introd. par Z. Aleksidze. Louvain, 2001. (CSCO; 50); он же. Письмо, язык и лит-ра кавк. албанцев. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). М. Шанидзе Тао-кларджетская литературная школа Ишханское Четвероевангелие. 1033 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Ишханское Четвероевангелие. 1033 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) складывалась в мон-рях груз. исторических провинций Тао (Ишхани, Ошки, Хахули, Пархали, Бана, Калмахи) и Кларджети (Опиза, Хандзта, Шатберди, Парехи, Берта, Мидзнадзори, Цкаростави, Анчи; все на территории совр. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ [груз. преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи . Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского , один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II (Кекел. A 833, XII-XIII вв.; H 1336, 1769 г.- Какабадзе. 1926. С. 36-42). Критическое издание Жития с использованием обеих рукописей осуществлено И. Абуладзе в 1963 г. (ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240). Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) На основе кименной редакции неизвестным автором XII в. была создана метафрастическая версия Жития (Кекел. S 449, XIII-XIV вв.; А 160, 1699 г.; СПбФИВ РАН H 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. A 126, XVIII в.; А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; H 1672, 1740 г.; A 176, 1743 г.; Н 2121, 1748 г.; СПбФИВ РАН M 21, 1842 г.), в сер. XVIII в. переработанная митр. Самтависским и Горийским Романом (ЦГИАГ. Ф. др. рукописей. Ед. хр. 252, 1737 г.). Абуладзе в 1955 г. издал 2 метафрастические редакции Жития (Древние редакции Житий сир. подвижников. 1955), в 1971 г. выпустил критическое издание (ПДГАЛ. Т. 3. С. 170-207; Там же. С. 291-331). Существует также синаксарная версия Жития (Кекел. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мистическое богословие Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 8-199 МИЦ Материалы по истории Церкви: [Сер.]/Крутицкое Патриаршее подворье. М., 1992-. Кн. 1-. Моамбе Моамбе (Известия)/Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе. Тбилиси (на груз. яз.) МОб Миссионерское обозрение. К., 1896-1916 МонастРПЦ Монастыри Русской Православной Церкви: Справ.-путев. М., 2001. Вып. 1-. МонастЭС Русская Православная Церковь: Монастыри: Энцикл. справ. М., 2000 Моск. Собор, 1666-1667 Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 18922 Моск. ЦВед Московские церковные ведомости/Изд. ОЛДП. М., 1869-1918 МПК Музеи и паметници на културата. София, 1956-. Мравалтави Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания/Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе. Тбилиси, 1971-. Т. 1-. (на груз. яз.) Муравьев. ЖСвРЦ Муравьев А. Н. Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1855-1858, 1859-18672. 12 вып. МЦВ Московский церковный вестник. М., 1989-. МЭ Музыкальная энциклопедия: В 6 т./Гл. ред.: Ю. В. Келдыш. М., 1973-1982 Народные картинки Русские народные картинки. СПб., 1881. 4 кн. НБК Новый библейский комментарий: В 3 ч. СПб., 2000-2001 Никодим [Милаш], еп. Никодим [Милаш], еп. Никольский. Никольский К., прот. Никольский Н. К. Рукописная книжность Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.): Мат-лы для Словаря владельцев рукописей, чтецов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. СПб., Вып. 1. (ИздОЛДрП; 132) Никон. Пандекты (юр.) Пандекты Никона Черногорца в древнерусском переводе XII в.: (Юридические тексты)/Подгот.: К. А. Максимович. М., 1998 Никон (Рклицкий). Жизнеописание митр. Антония Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митр. Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956-1963. Т. 1-10 НиР Наука и религия. М., 1960-. НИС Новгородский исторический сборник/ГАИМК. Л., 1936-1961. Вып. 1-10; Вып. НКС Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984-1995. 8 т.; 19922. Т. 1; 20012. Т. 4 НовгорЛет Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи)/Сост.: А. Ф. Бычков. СПб., 1879 Номокан. при Б. Треб. Номоканон при Большом Требнике: Его история и тексты, греч. и слав./Подгот. и коммент.: А. С. Павлов. М., 18972 НПК Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен Новгородского дворца 1530-х гг./Сост.: К. В. Баранов. М., 1999 НПЛ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/Ред., предисл.: А. Н. Насонов. М.; Л., 1950, 2000р НФЭ Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. 4 т. НЭ Нумизматика и эпиграфика. М., 1960-. Т. 1-. НЭС Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.; Пг., 29 т. [А-Отто] 1 ... предыдущая 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 следующая ... 22 |
Однако ученый заметил в песнопениях систему метрической пунктуации, экфонетические знаки: 12-слоговые тексты ямба были записаны в ряд, где каждая строка и каждая полустрока была выделена точками, а также строки делились надвое цезурой. И. определил и др. формы древнегруз. стихосложения. Так, используя песнопения Иоанна Минчхи, он показал, что строки, разложенные в системе метрической пунктуации, расположены по принципу ровного слога. Согласно выводам И., произведения литургической гимнографической поэзии строились с учетом числа слогов и строфической формы. В классификации И. использовал гимнологическую терминологию грузинского церковного писателя и богослова XI в. прп. Ефрема Мцире : «численное» и «слоговое мерное слово» Древнегруз. классический стих И. охарактеризовал как «силлабо-коленчатый»; свободный стих со слоговым мерным словом, тяготеющий к визант. стихосложению - как «силлабо-нерассеченный»; свободный стих без слогов, с содержательно-таэпной ритмикой - как «мерное численное слово», или «мерное слово» ( Ингороква. Георгий Мерчуле. 1954. С. 557-558, 591). По мнению К. Экономоса, Ж. Питра, И., С. Каухчишвили, знаки сечения в песнопениях, содержащихся в древнегруз. рукописях, обозначают меру стиха. Эту т. зр. разделяла гимнологическая школа Института рукописей Корнелия Кекелидзе (ныне Национальный центр рукописей Грузии). Прот. Корнелий Кекелидзе , Г. Имедашвили и др., а в последнее время музыковеды-гимнологи М. Андриадзе, Д. Долидзе полагают, что это муз. знаки, и исследовать поэтические основы песнопений необходимо исходя из иного принципа. И. осуществил кодикологический, исторический и богословский анализ приписываемого Иоанну-Зосиму соч. «Восхваление и возвеличивание языка грузинского» (сохр. 4 ркп.), легшего в основу восстановленного в 1985 г. Грузинского языка празднования (Там же. С. 145-153, 747-753). |
Дальнейшая публикация была прервана революцией, и вскоре, в 1918 г., Епифанович скончался от внезапной болезни, не дожив до своего 32-летия. переводы Thal. были продолжены А. И. Сидоровым. Как видно из последних публикаций Епифановича и Муретова, МДА приступила к осуществлению проекта по публикации русских переводов основных сочинений прп. Максима. В рамках этого проекта в 1915 г. вышел лишь первый том, подготовленный М. Д. Муретовым, содержащий различные версии Житий прп. Максима (включая греческие тексты) и церковные службы, посвященные ему . Это издание было основано на рукописях Московской Синодальной библиотеки 380 г.] и 391 [XII–XIII вв.] варианта Жития, опубликованного Комбефисом (PG 90, 68–109)). Муретов также использовал издание Комбефиса, ActaSanctorum , Барония, Житие свт. Димитрия Ростовского, грузинское Житие, опубликованное Кекелидзе, и некоторые другие источники. Вплоть до появления критического издания П. Аллен и Б. Нейл издание Муретова сохраняло научную ценность. При этом следует отметить, что издание Муретова содержит не только русский перевод письма Анастасия Апокрисиария к Феодосию Гангрскому, но и так называемые Свидетельства (ложно приписываемые Ипполиту, еп. Порта) Силлогизмы (принадлежащие, очевидно, самому Анастасию), которые не были опубликованы Аллен и Нейл. Однако в целом издания М. Д. Муретова и прот. Корнелия Кекелидзе собой тот род публикаций, в которых делается попытка соединить несоединимое – в данном случае верность «иконической» традиции Великих Четьих Миней и научный подход к тексту. Новоселов, Булгаков, Флоровский и Лосский После революции 1917 г. посвященные прп. Максиму исследования были прерваны в России на многие десятилетия (исключение составляет работа Бриллиантова, но она не была дописана и издана) . Тем не менее необходимо отметить, что жизнь прп. |
Русские поэты приобрели для Национального центра рукописей Грузии «Псалтирь» XVII-XVIII вв.. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Новости Русские поэты приобрели для Национального центра рукописей Грузии «Псалтирь» XVII-XVIII вв. 06.07.2010 17:55 Версия для печати Тбилиси, 6 июля, Благовест-инфо. Зарубежные участники завершившегося недавно IV Международного русско-грузинского поэтического фестиваля в честь 62-летия основания Национального Центра рукописей Грузии им. Корнелия Кекелидзе преподнесли роскошный «Участники пожертвовали деньги на приобретение для Национального Центра рукописей уникального памятника русского книжного искусства – «Псалтирь». Большой фолиант в кожаном переплете предположительно вв. Директор Буба Кудава в благодарственном письме подчеркнул, что дар «Русского клуба» и участников поэтического фестиваля – продолжение славной традиции, заложенной в XIX веке Нико Дадиани, Ильей Чавчавадзе, Эквтиме Такаишвили и др. (на фото – факсимиле благодарственного письма)», информирует сайт Международного культурно-просветительского союза «Русский клуб». |
Также обращает на себя внимание материал, посвященный старообрядческому митрополиту Белокриницкому Иннокентию (Усову, + 1942). В 23-м томе опубликован обширный комплекс статей, посвященных Римским Папам, носившим имя Иннокентий. Среди них — возглавлявший Западную Церковь еще до Великого раскола и одинаково почитаемый в лике святых как православными, так и католиками, Папа Иннокентий I (+417). Среди статей о понтификах более позднего времени заслуживает особого внимания статья о Папе Иннокентии III, сыгравшем огромную роль в европейской истории в XII — начале XIII в. и способствовавшем политическому усилению папства. Хронологически тему продолжает материал об Иннокентии IV. В частности, в статье идет речь не только о его церковной деятельности, но также о борьбе понтифика с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Значительное место политические события в странах Европы, в том числе — Восточной, в XVII — XVIII вв. занимают и в биографиях Иннокентия Х, Иннокентия XI, Иннокентия XII и Иннокентия XIII. В статьях, посвященных этим Папам, много внимания уделено вопросам, связанным с распространением униатства на западнорусских землях. Специальные статьи нового тома рассказывают об ордене и медали св. Иннокентия Московского, учрежденных в Русской Православной Церкви в 1996 г. и вручаемых за миссионерское и просветительское служение. Статья «Иннокентьевцы» сообщает о псевдоправославной секте хлыстовского толка, возникшей в России в начале ХХ века. Термин «институт» дал основание для публикации целого ряда статей, посвященных научно-исследовательским и учебным заведениям в области истории духовной культуры и литературы. В частности, в томе присутствуют статьи о московском Институте перевода Библии, Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе при Академии наук Грузии, а также о целом комплексе Папских институтов и факультетов, действующих в Католической Церкви. Тему католицизма продолжают статьи «Институты посвященной жизни», «Интегризм» и «Интердикт». В первой из них говорится о сообществах, канонически утвержденных церковной властью и объединяющих верующих, добровольно принесших монашеские обеты. Второй материал посвящен направлению в религиозной и социально-политической мысли, противостоящему либерализму, модернизму и секуляризму. Третья статья рассказывает о каноническом наказании, существующем в Католической Церкви и связанном с ограничением в совершении и принятии таинств. |
«Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские». Фрагмент миниатюры из жития святых. XVIII в. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе В один день олени святых мужей подошли ко входу в пещеру, где обитал дракон. И чудовище неожиданно напало на них и похитило одного из молодых оленей. Испуганные животные прибежали в пещеру Святых. Лукиан, увидя их, сказал Давиду: – Отче святый! Олени эти по обыкновению пришли, чтобы послужить нам, но они беспокойны и смущены, и среди них нет одного из молодых оленей. Преподобный тотчас взял свой посох с изображенным на нем крестом Христовым и пошел по следам, оставленным животными, оглядываясь по сторонам, чтобы увидеть обидевшего их. Приблизившись к пещере дракона, святой Давид вдруг увидел страшное и удивительное по величине чудовище и, не устрашившись, сказал ему: – Злодей! Зачем ты обидел оленей моих и похитил у них детеныша? Теперь же уходи отсюда в места необитаемые, чтобы с этого времени пустыня эта была обителью отшельников. «Преподобный Давид Гареджийский». Иллюстрация. МПЦ «Шестодневъ» Поднимая вверх посох, Святой с гневом сказал: – Если не уйдешь отсюда, то этим посохом и крестом Христовым рассеку чрево твое и отдам на снедение червям, чтобы отомстить тебе, так как ты обидел оленей моих, данных Богом на подкрепление немощных моих сил. Диавол, поселившийся во чреве дракона, человеческим голосом ответил: – Не гневайся на меня, раб Бога Живого. Если тебе угодно, чтобы я удалился отсюда, взойди на вершину этой горы и не отводи глаз твоих от меня, пока не войду в реку. Ибо я боюсь погибнуть от гнева твоего. Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, Преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его: – Давид! Давид! Давид! Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона , как сено. На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии. |
|