Авд.1:2 Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. Со 2 ст. начинается собственная речь Иеговы. – Вот, Я сделал тебя малым между народами. Слав. «се, мала дах тя во языцех». Некоторые относят эти слова к прошлому едомитян и понимают в смысле указания на то, что Господь не предназначал едомитян быть великим народом, а они, как видно из дальнейшего (ст. 3), стали претендовать на это по гордости своей (блаж. Иероним, Абен-Езра Корнелий Аляп., еп. Палладий). «Ты Едом, – перефразирует слова пророка блаж. Иероним, – будучи самым малым между народами и малочисленным сравнительно с другими народами, высокомерно произносишься свыше своих сил». Но такое понимание не соответствует данным истории едомитян (Чис. ХХ:15, 9; 4Цap VIII:20 ). Словами: вот, Я сделал тебя малым, возвещается будущее, которое ввиду его несомненности, представляется уже, как прошедшее. Авд.1:3 Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?» Будущее унижение Едома явится особенно тяжелым для него вследствие его гордости. – Гордость сердца твоего обольстила тебя (hischschiecha): LXX последнее слово пунктировали hissiecha (от nasa) и, потому, перевели ephre se; в слав. «презорство сердца твоего воздвиже тя». Гордость Едома проистекала из убеждения в неприступности заселенных Едомом скал. Гористая Идумея изобиловала пещерами частью естественными, частью искусственными. В этих пещерах жили древнейшие обитатели Идумеи хорреи ( Быm XIV:6 ; Bmop II:12, 22 ), а затем их заняли и потомки Исава. Словами behvej-sela, «в расселинах скал», пророк, вероятно, имеет в виду указать на главный город Едомского царства, Селу, позднейшую Петру. О неприступности скал ее свидетельствует и Плиний, который замечает: fuit oppidum circumdatum montibus inaccessis. – На возвышенном месте: евр. merom schivto, с суфф. 3-го лица должно перевести – «на высоте места его»; LXX вместо merom читали прич. форму merim и, потому, перевели: uywn katoikian autou, слав. «возвышаяй храмину свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.6:17 . И при­несен был камень и по­ложен на отверстие рва, и царь запечатал его перст­нем сво­им, и перст­нем вельмож сво­их, чтобы ничто не пере­ме­нилось в распоряже­нии о Данииле. Приваленный к отверстью рва камень был припечатан печатью Дария и его вельмож с тою целью, чтобы «ничто не переменилось в распоряжении о Данииле». Печати вельмож не позволяли Дарию принять какие-либо меры к освобождению пророка; печать царя лишала сановников возможности убить Даниила в том случае, если бы его не тронули львы. Дан.6:18 . Затем царь по­шел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Дан.6:19 . По­утру же царь встал на рас­свете и по­спешно по­шел ко рву львиному, Дан.6:20 . и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизмен­но служишь, мог ли спасти тебя от львов? Глубокая скорбь о любимом сановнике не уничтожила в Дарии надежды на его чудесное спасение ( Дан.6:16 ). Побуждаемый ею, царь ранним утром отправляется узнать, оправдались или нет его ожидания. Дан.6:21 . Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Дан.6:22 . Бог мой по­слал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не по­вредили мне, по­тому что я ока­за­л­ся пред Ним чист, да и перед­ тобою, царь, я не сделал пре­ступле­ния. Дан.6:23 . Тогда царь чрезвычайно воз­радовал­ся о нем и по­велел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого по­врежде­ния не ока­за­лось на нем, по­тому что он веровал в Бога своего. Спасение пророка Даниила было делом всемогущества Божия и следствием явления Ангела к пророку. Как Ангел чудесно изменил действие стихий природы, велел огню не сожигать, а прохлаждать праведников ( Дан.3:49–50 ), так и в настоящем случае он запретил львам касаться пророка. Думать, будто сам Даниил обладал магнетической силой глаз, с помощью которой укротил диких зверей, нет оснований. Невозможно также предполагать, что львы были сыты, или же Ангел чудесно удовлетворил их голод (Корнели, Кнабенбауер): те же самые животные растерзали врагов пророка, прежде чем эти последние достигли дна рва ( Дан.6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сохранились и внебиблейские свидетельства этого величественного проявления правосудия Господа. Корнелий Тацит пишет: «Неподалеку от тех мест расстилаются равнины, которые, как говорят, были некогда плодородны и покрыты многочисленными городами, а после выжжены небесным огнем. Расказывают, что остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы навеки обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукою человека или само пробившееся, тонкий ли у него стебель и бледные цветы или, напротив, кажется оно поначалу здоровым и крепким – все равно в конце концов вянет, чернеет и рассыпается в прах». Финикийский историк, жрец Санхунийанон, живший в середине II тыс. до Р.Х., писал в своей «Древней истории»: «Долина Сиддимус опустилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно безжизненно, являя собою картину наказания и смерти, которые постигают грешников». Подобные же сообщения оставили нам Страбон и Плиний. «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре». По одному преданию, Лот испугался, придя в Сигор, ибо он нашел его пустым, так как земля поглотила его жителей, оставив, однако, все их имущество, в том числе много вина, которым он потом злоупотребил по причине своей скорби о судьбе города и жены. Жить в пустом городе было страшно, и Лот с семьей покинул страшную пылающую равнину и удалился в горы рядом со своей окаменевшей женой. «И жил в пещере, и с ним две дочери его». Пещера эта сохранилась и до сих пор. Находится она на юге Мертвого моря у соляного столпа. Рядом распологаются развалины базилики, построеной патриархом Модестом в 607 г. Нам приходилось бывать в ней. Это глубоко уходящая в гору пещера, покрытая солевыми подтеками. В 1996 года в ней были проведены пробные археологические раскопки. Оказалось, что она была обитаема именно в то время, о котором говорит книга Бытия. Заметим, что само по себе обитание в пещерах не означает некультурность или первобытность человека, а, скорее, является свидетельством некоей глобальной катастрофы, уничтожившей предшествующую цивилизацию. И сейчас во время войны многие люди прячутся в пещерах, да и Господь обещает, что в конце времен люди войдут в пещеры от лица Бога, когда Он встанет истребить землю ( Ис.2, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Напрасно мать твоя жалела об их смерти, оставшись в живых, они того не получили бы». 98 Место это читается так: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду; а кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 102 Свод западных толкований этого места можно найти в книге: Die Kirchenvater und das Neil Testament. Von Joseph langen, 210–212, также у Кальмета, Корнелия a Lapide, u b католических системах догматического Богословия. 110 Hahn. Das Bekenntniss der evangelichen Kirche in seinem Verhaltniss zu dem der Romischen und Sriechisen 154. Leipzig. 1859. 129 Позволяем себе хотя в примечании коснуться погребальных обычаев не христиан. Как ни странны обряды, которыми они сопровождают погребение своих усопших и поминовения их, а все же и им верится, что нельзя зарыть тело человека в землю без молитвы и обрядов религиозных, нельзя и после погребения его не молиться о нем, потому что это полезно для него; так сродна, значит, природе человека мысль о бессмертии, о тесной неразрывной связи между живыми и мертвыми.      У евреев есть немало своих обрядов при погребении. Когда еврей сделается опасно болен, приходит к нему раввин и читает ему исповедь такого содержания: «верую и исповедую, Господь Бог мой и Бог отцов моих, что Ты Всемогущий Бог и животворишь все живущее: верую, что жизнь и смерть в деснице Твоей. Молю Тебя, возврати мне прежнее здоровье, вспомни обо мне и услышь меня, как услышал больного Езекию. Если же настал уже час мой, если я должен умереть, то пусть смерть моя примирит меня с Тобою и очистит меня от грехов, совершенных мною от колыбели до настоящей минуты, ведомых мне и неведомых. Еще молю Тебя, Господи, да наследую я рая и блаженство, уготованное для праведников, и да сподоблюсь зреть лице Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Поэтому упоминание о разрушении храма для пророка не являлось необходимым. Обращают также внимание (Корнели, Орелли, Юнгеров) на то обстоятельство, что ни в ст. 10–14, ни далее пророк не называет по имени вавилонян и что вообще враги Иуды в ст. 10–14 у него называются неопределённым sarim, nachrim (ст. 11: «чужие», «иноплеменники»). В этом видят возражение против отнесения ст. 10–14 к завоеванию Иерусалима халдеями. Но ведь с таким же правом неопределённость названия врагов в рассматриваемых стихах можно считать возражением и против всякого другого понимания этих стихов. Если непременно должны быть названы халдеи, то должны быть названы и сирийцы, и филистимляне. По мнению Новака, халдеи не называются потому, что ко времени написания книги они сошли со сцены истории. Возможно и другое объяснение: враги у всех пред глазами и слишком хорошо известны, чтобы их нужно было называть определённо. Во всяком случае, ни к какому другому моменту истории отношение Иуды и Едома ст. 10–14 так хорошо не подходят, как к моменту враждебных действий едомитян при взятии Иерусалима Навуходоносором. Поэтому 586 г., год взятия Иерусалима есть время, ранее которого кн. Авдия не могла появиться (terminus a quo). Кроме данных, заключающихся в содержании кн. Авдия, издавна для решения вопроса о времени происхождения её привлекается ещё, как замечено выше, факт близкого сходства видения Авдия об Едоме с пророчеством о том же народе Иеремии (49 гл.). Сходство это представляется в следующем виде: Авд. 1 . Весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: вставайте и выступим против него войною! 2. Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. 3. Гордость сердца твоего (sedon libbecha) обольстила тебя: ты живёшь в расселинах скал, на возвышенном месте и говоришь в сердце твоём, кто низринет меня на землю? 4. Но хотя бы ты, как орёл, поднялся высоко и среди звёзд устроил гнездо твоё; то и оттуда (mischscham) Я низрину тебя, говорит Господь. Иер. 14 . Я слышал слух от Господа и посол послан к народам сказать: соберитесь, и идите против него и подымайтесь на войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

15. Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. 16. Грозное положение твоё (thiphlaztcha) и надменность сердца твоего (sedon libbecha) обольстили тебя, живущего в расселинах скал, и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орёл высоко свил гнездо твоё, и оттуда (mischscham) низрину тебя, говорит Господь. 5. Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители, что ты так разорён? Но они украли (halo ignvu) бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод. 9. Если бы обиратели винограда пришли к тебе, то верно оставили бы 24 несколько недобранных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они похитили бы, сколько им нужно. 6. Как обобрано всё у Исава и обысканы тайники его! 10. А Я (ki ani) до нага оберу Исава, открою потаённые места Его и скрыться он не может. Из приведённых параллелей видно, что близкое сходство между Авд. 1–6 и Иер. 49:14, 15, 16, 9, 10 не может быть отрицаемо. Как должно объяснять это сходство? В экзегетической литературе оно объясняется различно. Ейхгорн, Егео, Кюпер, Маурер, Генгстенберг, Каспари 25 , Корнели, Орелли, Юнгеров и мн. др. полагают, что сходные места заимствованы Иеремией у пр. Авдия. В пользу последнего мнения указываются следующие основания: а) в пророчествах Иеремии на иноземные народы (гл. 46–51); за исключением пророчеств о Кадаре (49:28–33) и Еламе (49:34–39), находится вообще много изречений, заимствованных у других пророков, и именно из предсказаний их о судьбе иноземных народов 26 ; б) в тех частях пророчества Иеремии, которых нет у Авдия, встречается ряд выражений, употребляющихся и в других местах Иеремии и вообще характерных для его стиля 27 . У пр. Авдия ни одного из этих выражений не встречается. Наоборот, выражения общие Иеремии с Авдием в пророчестве об Едоме, в других местах у Иеремии не употребляются; в) стихи кн. Авдия, сходные с 49 гл. Иеремии, у пр. Авдия составляют одно связное целое, тогда как у Иеремии они представляют disjecta membra (Корнилль), разбиты вставочными предложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

имея 1389 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддая, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, через того же Христа, Господа нашего. Аминь 1390 . Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, – Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (см. Пс. 25: 6–7 ); – И потом продолжает: Который перед тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, благодарив, благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам) 1391 Своим, говоря: «Примите и ядите от него все; ибо сие есть Тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также, благодарив, благословил и подал апостолам (и ученикам) 1392 Своим, говоря: «Примите и пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» 1393 , – заповедав также и сказав им: «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедовать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1394 , доколе Я опять с небес прииду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вошедши в дом и нашедши там большое собрание, он обратился ко всем и стал говорить так: «Вы знаете, что иудеям возбранено вступать в сообщество и обращаться с иноплеменниками, но мне Бог открыл, чтобы я ни одного человека не считал скверным или нечистым. Посему, будучи позван, беспрекословно пришел. Итак, скажите, за каким делом призвали вы меня?» Тут Корнелий подробно рассказал ему о своем видении и потом прибавил: «Вот теперь мы все предстоим перед Богом, готовые слушать все, что поведено тебе от Него». Тогда Петр отверз уста свои и сказал: «Поистине я познаю, что Бог не лицеприимен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». И затем начал проповедовать им Евангелие об Иисусе Христе. Еще Петр не кончил своей речи, как на всех слушавших слово его сошел Дух Святый. Верующие из иудеев, пришедшие с Петром, ужаснулись, видя, что и на язычников излился дар Святаго Духа, ибо слышали их говорящими и славящими Бога на разных языках. Тогда Петр сказал: «Кто же может возбранить креститься водою тем, которые так же, как и мы, получили Святаго Духа?» Посему он велел им тут же креститься во имя Господа Иисуса Христа и по просьбе их остался с ними еще несколько дней, утверждая их в вере. 43. Освобождение апостола Петра из темницы Царь Ирод, воздвигнув гонение на христиан, казнил мечом Иакова, брата Иоаннова. Видя же, что это приятно иудеям, он схватил и Петра; но так как тогда был праздник Пасхи, то до времени посадил его в темницу под крепкую стражу, в той мысли, чтобы после праздника предать его смерти. Между тем, все иерусалимские христиане прилежно молились о нем Богу. И вот в ту самую ночь, когда Ирод хотел вывесть его на казнь и когда особенно стерегли Петра, так что он, скованный двумя цепями, спал между двумя воинами, а у дверей стояла стража, вдруг явился Ангел Господень, и свет осиял темницу. Разбудив Петра, Ангел сказал ему: «Встань скорее!», и цепи упали с рук его. Ангел же говорит ему: «Опояшься и обуйся!» Он сделал это. Потом Ангел приказывает: «Надень одежду твою и иди за мною!» Петр вышел и пошел за ним, не зная сам, было ли то наяву или все это видится ему во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но Бог сделал то, что могло их привлечь больше, чем голос, поставивши пред ними творение, которое чрез созерцание красоты всего видимого научало мудреца и невежу, скифа и варвара возноситься к Богу. Поэтому апостол говорит: Невидимое Его, вечная слава Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы. ( Рим. 1:20 ). То же сказал и пророк: Небеса поведают славу Божию” ( Пс. 18:2 )... 11 . „Признаком того, что язычники знали Бога и не воспользовались этим знанием, как должно, апостол поставляет то самое, что они признавали богов, поэтому прибавил: познав Бога не прославили как Бога ( Рим. 1:21 ). Указывает он и причину, по которой они впали в такое безумие. Какая же эта причина? Они во всём положились на свои измышления” 12 . „Слава, и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину ( Рим. 2:10 ). О каком Иудее говорит он здесь? спрашивает св. отец. И о каких Еллинах рассуждает? О живших до пришествия Христа... Об Еллинах же говорит здесь не об идолопоклонниках, но о Богобоязненных, повинующихся естественному закону и соблюдающих всё, что относится к благочестию, кроме соблюдения иудейских обрядов; таковы были: Мельхиседек, Иов, Ниневитяне, Корнелий” 13 . Изъясняя слова Апостола о существовании у язычников совести и природного нравственного закона, внушения которых они исполняют ( Рим. 2:14–15 ), Иоанн Златоуст говорит, что „вместо закона (разумеет иудейский положительный закон) достаточно совести и разума. Этим Апостол опять показал, что Бог сотворил человека достаточным для того, чтобы избирать добродетель и избегать зла... Он доказывает, что и в древние времена, даже прежде, чем дан был закон, род человеческий находился под тем же Промыслом” 14 . Преимущество Иудея заключается в удобстве исполнение закона 15 . Таким образом, Иоанн Златоуст не говорит, что язычники отвергали истинного Бога, или совсем не имели понятия о Нём, а напротив, прямо приписывает им знание о Боге, равно как и отличные средства для удержания его, пользование им и раскрытия его; но вина их в том, что они не воспользовались, а злоупотребили им и извратили его, что они не нашли Бога и ошибочно приняли за Бога то, что не есть Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

К строгому старцу приходили многие из Пскова для своего назидания. Посещавшим его мирянам он свободно предлагал врачевства против немощей того времени. Он учил их соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против осквернителей тела. Вельможам и судьям говорил, чтобы не кормились на счет бедных и соблюдали правду. Богатых увещевал, «чтобы не высоко о себе думали и уповали не на богатство не надежное, но на Бога живого, дарующего нам все обильно для наслаждения», чтобы они «благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17:18). Часто напоминал он богатым и бедным уклоняться от ссор и вражды, вредных и для земного счастия, – сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. И тогда, когда в обитель Саввы собралось довольно братий и довольно средств, в келье Саввы не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которой ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию. В обители введено им строгое общежитие, так что собственности ни у кого не было никакой. Кто любит мир сей, в том нет любви Отчей, говорил он словами откровения Божия. Он завещал инокам своим возделывать землю своими руками, что сохранялось и сохраняется до ныне в его обители. В другое время говорил он братьям: «к чему называем мы древних подвижников отцами своими, когда не живем их жизнью, как следует детям». Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всею твердостью покоряли плоть свою духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, говорил он еще, не звуками только и одеждою – будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовию друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. Преп. Савва своею жизнью и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество. 1082 Мирная кончина его последовала 28 августа 1495 г. Крыпецкий отшельник был высок ростом, с брадою седою как снег; круглою, густою и не очень долгою. В таком виде явился он в 1547 г. иноку Исаии, когда по случаю построения храма искали и не находили мощей его. – Сидя на гробе своем сказал он: «я грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известными мощам моим». Мощи найдены и собор установил праздновать память пр. Саввы. 1083

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010