«Святой Григол привел нас в Грузию на свою канонизацию» Протоиерей Генрик Папроцкий о житии и прославлении священномученика Григола (Перадзе) Хатуна Раквиашвили В 1995 году Архиерейский Собор Грузинской Православной Церкви принял решение канонизировать как священномученика подвизавшегося в Польше грузинского архимандрита, профессора Варшавского университета Григола (Перадзе). Днем памяти святого был определен день его мученической кончины в 1942 году – 6 декабря (по н.ст.). На торжественной службе прославления в патриаршем храме Светицховели, состоявшейся в 1996 году, оказался представитель Польской Православной Церкви протоиерей Генрик Папроцкий и съемочная группа, прилетевшая в Грузию делать фильм о святом Григол е. Отец Генрик – настоятель Ва ршавского кафедрального собора, профессор Варшавской богословской академии – в течение 12 лет собирал материалы о житии и трудах священномученика Григола (Перадзе) . О жизненном пути святого, о том, как почитают его в Польше, как искали материалы о нем и снимался фильм, как проходило прославление в Грузии, – беседа с отцом Генриком. Священномученик Грикол (Перадзе)      – Отец Генрик, расскажите, пожалуйста, об основных событиях жизни священномученика Григола (Перадзе). – Святой Григол (Григорий) родился в 1899 году в селе Бакурцихе, что в восточной Грузии. Его отец Романоз Перадзе был настоятелем церкви святого Георгия в Бакурцихе. В этой же церкви он окрестил второго своего сына, дав ему имя Григол – в честь жившего в IX веке грузинского святого монаха Григола (Хандзтели). Предки святого Григола были священниками. Следуя семейным традициям, Григол поступил в духовную школу в Тбилиси. Стремясь обеспечить преемственность и будущее Церкви, патриарх Леонид искал возможности для продолжения богословского образования способнейших выпускников семинарии. В этом ему помогал протоиерей Корнелий Кекелидзе. Вскоре, благодаря его стараниям и поддержке митрополита Назария, Совет Католикосата Грузии направил Григория – первого грузина, представлявшего Грузинскую Православную Церковь за рубежом, – на учебу в Берлин для получения всестороннего богословского образования. При этом ему была выделена специальная стипендия.

http://pravoslavie.ru/88355.html

О почитании святых, старце Гаврииле и о том, как святые объединяют православных верующих – митрополит Антоний (Паканич) и архиепископ Стефан (Калаиджишвили) Митрополит Антоний (Паканич): «Святые Киевских духовных школ объединяют православных» Митрополит Антоний (Паканич)      – Владыко, 400-летие Киевских духовных школ состоялось. Юбилей прошел, а что останется «долгой памятью» после торжеств? – Безусловно, самый драгоценный подарок, который Киевская академия дала Православной церкви, – это многочисленные святые, объединяющие православных христиан по всему миру. На иконе Собора святых нашей академии мы видим тех, кто начинал свой жизненный путь тут, в Киевских школах. А ныне они находятся в славе Невечернего Света, в Царствии Небесном. Нам известны имена около 50 святых, чей жизненный путь связан с Киевской академией. Наша школа явила православному миру: священномученика Владимира (Богоявленского), святителя Феофана Затворника, святителя Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского, святителя Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского и Обоянского, святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого, и многих других молитвенников и защитников Православия. В последние годы в Академии тщательно изучают биографии всех преподавателей и выпускников. Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Через живое отношение к Богу Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили)      – Вы приняли участие в праздновании 400-летия духовных школ, но ведь Грузия тоже имеет свою очень древнюю историю. Духовные академии в ней возникли намного раньше, еще в XII веке. Чему мы можем научиться друг у друга? И что нас объединяет? – Мы благодарны КДА за окормление наших деятелей. Когда у нас не было автокефалии, священники получали высшее образование в Петербурге, в Москве и в Киеве. Среди очень известных людей Грузинской Церкви, деятелей XIX–XX веков, которые, например, стали католикосами-патриархами Грузии: Кирилл II, Диомид (Алкроперидзе), Калистрат (Цинцадзе) тоже учился в КДА, священномученик митрополит Назарий (Лежава), великий ученый, академик Корнелий Кекелидзе –воспитанник Киевских духовных школ. Как видите, образование в вашей и других странах дало Грузии очень известных духовных людей.

http://pravoslavie.ru/87811.html

Несмотря на затворнический образ жизни, Преподобный часто высказывался по поводу значительных событий общественной и церковной жизни Грузии, нередко публиковал свои письма и проповеди в разных церковных и светских изданиях и имел большой авторитет в Грузинской Церкви. Духовные дары Преподобного высоко ценили выдающиеся святители Грузинской Церкви – святитель Кирион (Садзаглишвили), святитель Амвросий Исповедник (Хелая), епископ Леонид (Окропиридзе); епископы: Георгий (Аладашвили),  Давид (Качахидзе), Павел (Джапаридзе) и  многие другие известные церковные и общественные деятели того времени. Преподобный Алексий (Шушания) Полемика Преподобного с протоиереем Корнелием Кекелидзе в связи с  выступлением отца Корнелия на Первом Соборе Грузинской Православной Церкви в сентябре 1917 года о церковных реформах свидетельствует о том, что Преподобный был сторонником следования царским путем Святых отцов. Из его наследия также видно, что он ратовал за восстановление автокефалии Грузинской Церкви и сохранение грузинского языка в богослужении и образовании, считал своим пастырским долгом отстаивать духовные и национальные ценности в период имперской политики русификации. Со временем под влиянием отца Алексия монашество приняла вся его семья: мать и сестры в Теклатском монастыре, а брат Виссарион – на Афоне в грузинской обители, где долго подвизался, и лишь к концу жизни он прибыл в Мартвильский монастырь в Грузии. Вслед за ними стал монахом и дядя Преподобного, купец. Нередко и незнакомые люди после общения с отцом Алексием принимали решение о вступлении на монашеский путь. Однажды на Преподобного напали семеро грабителей. Они вломились в его келью, но так были поражены видом отца Алексия и  исходившим от него неземным светом (как потом сами рассказывали!), что стали пятится назад. Преподобный усадил их и завел беседу. Впоследствии трое из них стали монахами, а остальные – благочестивыми христианами. По субботам и воскресениям Преподобный принимал посетителей, в другие же дни он пребывал в строгом затворе. Сохранились достоверные сведения о том, что он ежедневно совершал божественную литургию. Это духовно сближает его со святым праведным Иоанном Кронштадским, также каждодневно служившим литургию. Подобно преподобным Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому он до конца жизни окормлял сестер Теклатского женского монастыря, оказывая им покровительство и помощь.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

В Кесарии жил один римский сотник по имени Корнелий. Он был муж благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим; подавал много милостыни народу и усердно молился Богу. Раз среди дня ясно видел он видение Ангела Божия, который вошел к нему и сказал: «Корнелий! Молитвы твои и милостыни твои пришли на память Богу. Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, по прозванию Петра, который живет в доме одного кожевника Симона, близ моря. От него ты услышишь, как спастись тебе и всему твоему дому». Корнелий тотчас же позвал к себе двоих слуг и одного воина и, рассказав им все, послал их в Иоппию. Между тем, как они уже подходили к городу, Петр взошел на верх дома помолиться. Это было около полудня, и он, почувствовав голод, собирался обедать. Но пока приготовляли стол, он пришел в исступление, и вот видится ему небо отверстым и какой-то сосуд, как бы большая скатерть, привязанная за четыре угла, сходит с неба и опускается на землю. В том сосуде находились разные четвероногие животные, гады и птицы. При этом ему послышался голос: «Встань, Петр, заколи и ешь!» Петр отвечал: «Нет, Господи! Я никогда не ел ничего скверного и нечистого». Но голос говорит ему: «Что Бог очистил, того ты не почитай скверным». Это видение повторилось трижды, а затем сосуд был взят на небо. Между тем, как Петр недоумевал в себе, что бы означало это видение, у ворот его дома явились посланные от Корнелия. Дух же сказал Петру: «Вот три человека ищут тебя, встань, сойди вниз и пойди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их». Петр сошел вниз и сказал людям тем: «Я тот, кого вы ищете! За каким делом пришли вы ко мне?» Когда они рассказали ему о видении Корнелия и передали просьбу его, то Петр, угостив их у себя в доме, на другой же день отправился с ними в путь, взяв с собою и некоторых братий из Иоппии. На следующий день пришли они в Кесарию. Корнелий уже ожидал их и созвал к себе родственников и друзей своих. При входе Петра Корнелий встретил его как посланника Божия и, падши к ногам его, поклонился ему, но Петр, подняв его, сказал: «Встань, ведь я такой же человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Кесарии был, некто, Корнелий, сотник из полка, называвшегося Италийским, богобоязненный отец благочестивого семейства, который раздавал много милостыни, и всегда молился Богу. Раз, когда он стоял на молитве в своем доме, в девятом часу дня 45 , вдруг предстал пред ним Ангел Божий, и сказал: «Корнелий!» Он посмотрел на него в страхе, и сказал: «что, Господи?» Ангел сказал: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память Богу: теперь пошли людей в Иоппию, п призови Симона, прозываемого Петром. Он живет у одного кожевника, Симона, которого дом находится близ моря; он придет, и скажет тебе, как тебе спастись со всем домом твоим». Когда Ангел отошел, Корнелий призвал двух слуг и одного благочестивого воина, и, рассказавши им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они были в дороге 46 , и приближались к городу, Петр около полудня взошел на верх дома помолиться. Чувствуя голод, он хотел есть. Между тем, как ему приготовляли, он пришел в исступление, и видит: небо над ним отверсто, и оттуда спускается к нему какое-то вместилище, точно большое полотно, привязанное за четыре угла. Когда это вместилище спустилось, Петр посмотрел в него, и увидал там всяких четвероногих земных зверей, гадов и птиц. И услыхал голос, который повелевал: – «встань, Петр, заколи и ешь». – Но Петр сказал: «нет, Господи! я никогда не едал ничего скверного или нечистого». Тогда опять был к нему голос: – «что Бог признал чистым, того ты не считай скверным». – Это повеление он слышал до трех раз; потом вместилище опять поднялось на небо. Когда же Петр недоумевал, что бы значило это видение, вдруг, посланные от Корнелия из Кесарии, которые уже успели расспросить о доме Симона, явились у ворот, и, кликнув (кого-нибудь), спросили: «здесь ли Симон, прозываемый Петром?» В это время, Дух сказал Петру: – «вот, три человека ищут тебя: сойди вниз, и пойди с ними, нимало не сомневаясь; потому что Я послал их». – Петр сошел к людям, присланным от Корнелия, и сказал: «вы меня ищете; за каким же делом вы пришли?» Они отвечали: «сотник Корнелий, человек добродетельный и богобоязненный, о котором отлично отзываются все Иудеи, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать твоих речей». Тогда Петр пригласил их войти в дом, и угостил; а на другой день пошел с ними, в сопровождении шести человек из братий Иоппийских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном, как помазал Бог Духом святым и силою Иисуса из Назарета, и Он прошел, благовествуя и исцеляя всех насилованных от диавола, ибо Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сотворил Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, — Его же и убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему явлену быть — не всем людям, но нам, свидетелям преднареченным от Бога, которые с Ним ели и пили по воскресении Его от мертвых. И повелел нам проповедывать людям и засвидетельствовать, что Он есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. О Нем все пророки свидетельствуют, что оставление грехов примет именем Его всякий верующий в Него. — И когда еще говорил Петр глаголы сии, напал Дух святый на всех, слышащих сло во " 211. Мы остановились на истории центуриона Корнелия не для того, собственно, чтобы возвращаться к особому вопросу о военной службе179, а потому, что находим здесь яркое указание для решения общего вопроса об отношении церкви к государству, Христианства к Импе рии, Царства Божия к царству мирскому, или, что то же, вопроса о христианском государстве. Если центурион Корнелий, ставши вполне христианином, остался воином и, однако, не мог разделиться на два чуждых друг другу и не связанных между собою лица, то ясно, что он сделался христианским воином. Собрание таких воинов образует христианское войско. Но войско есть и крайнее выражение, и первая реальная основа государственности, следовательно, если может быть христианское войско, то тем самым и тем более может быть христианское государство. Решение вопроса историческим христианством именно в этом смысле есть факт несомненный. Рассуждению подлежит только вопрос о внутренних основаниях этого факта. Когда центурион Корнелий был язычником, то чувство жалости, которое заставляло его " раздавать многие милостыни " 212, оно же, конечно, побуждало его защищать слабых от всяких обид и принуждать буйных насильников к повиновению законам. Хотя он знал, что зак он, как и всякая человеческая полезность, есть добро лишь относительное и подлежащее злоупотреблениям; хотя он слышал, макет быть, о возмутительном злоупотреблении законной власти, которое допустил прокуратор Понций, под влиянием завистливого и злобного

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Приглашать в дом язычников и бывать у них в гостях, даже если они верят в Бога, значило поступать вопреки принятым обычаям. И Петр, наверное, заколебался бы, если бы не находился под впечатлением странного видения. Не говорило ли оно о том, что воля Божия позволяет нарушить старый порядок? Он радушно принял римлян, оставил их у себя, а наутро последовал за ними в Кесарию. Чтобы подчеркнуть значительность встречи, он взял с собой нескольких еврейских братьев из Яффы. Шли вдоль морского побережья поспешно, не задерживаясь, пока перед ними не открылась панорама порта с его таможнями, театрами и дворцами. Рыбак впервые оказался в таком городе. Между тем Корнелий уже ждал их, собрав, как на праздник, родных и близких друзей. Это был командир привилегированной Италийской когорты, в которой служили добровольцы из Италии (основную массу гарнизона составляли сирийцы, греки и самаряне); но, забыв о гордости офицера и римлянина, он встретил галилейского рыбака у порога и по-восточному склонился перед ним до земли. - Встань, я сам тоже человек, - поднял его смущенный Петр и вошел в дом. Увидев собравшихся, он сказал им: - Вы знаете, как незаконно для иудея сближаться с иноплеменником или приходить к нему, а мне Бог указал не называть ни одного человека скверным или нечистым. Завязалась беседа. Корнелий рассказал о бывшем ему видении. Апостол сразу понял, что попал в среду людей, проникнутых глубокой верой. Он был поражен: старые представления отступали перед новой реальностью. - Поистине я убеждаюсь, - признался он, - что Бог нелицеприятен, но что во всяком народе боящийся Его и делающий правду приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир через Иисуса Христа; Он есть Господь всех. Присутствующие могли слышать о Человеке, Которого прокуратор казнил лет десять назад, и вот теперь они узнают, что " Бог воздвиг Его " , что Он явился избранным свидетелям, которые " ели и пили " с Воскресшим. - О Нем, - заключил Петр, - все пророки свидетельствуют, что каждый верующий в Него получит отпущение грехов Именем Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

Закрыть Первый император Великого Рима О Сципионе Африканском 03.10.2023 447 Время на чтение 12 минут Фото: gid-v-rime.com Некоронованный царь, прообраз императоров Великого Рима (Римской Империи), басилевсов Великого Константинополя (Византийской Империи) и императоров Российской Империи Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235 год до н. э.— 183 год до н. э.). Как сказано в Библии в 21-ой главе Притчей Соломоновой: Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. Можно быть уверенным, что не только миропомазанных царей, верующих в истинного Бога, направлял Бог, но и правителей, не знавших истинного Бога. Согласно Библии, у царя Навуходоносора было больше видений от Бога, чем у любого из других древних языческих царей. И на фараона Бог воздействовал. Так толкуя египетские казни, православный библеист А.П. Лопухин подчеркивает, что именно самообожествеление фараона является объяснением тому, что первые казни не оказали на него должного воздействия. Казни, возможно, показывали бессилие египетских богов, отвечающих за определенные природные стихии (каждая казнь соответствовала стихии), но при этом эти казни не произвели сильного впечатления на фараона. «Пусть, рассуждал он, Всевышний доказал Свое превосходство над богами египетскими, - рассуждал фараон. – Я сам бог, и так как ни из чего не видно, чтобы Он был выше меня, то я и не нахожу нужным подчиняться Его требованиям» (А.П. Лопухин. Толковая Библия). Когда же у фараона, считающего себя богом, умерщвляется первенец, то он отпускает евреев, исполняя требование Моисея (Исх. 8:26). По толкованию А.П. Лопухина фараон верил, что смерть его сына от действия иного Бога была невозможна. В итоге фараон признал, что он и его сын не являются богами. Таким образом библейская фраза «и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх. 12:10) также применима и к фараону, а не только к египетским идолам. А с языческим царем Кира Бог говорит напрямую так: « Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (Ис. 45:1-3).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/pe...

е. гибель. В таких чертах пророк мог изображать только завоевание Иудеи и Иерусалима Навуходоносором. Пророк Иезекииль, далее, прямо ставил в вину едомитянам то, что они предавали сынов израилевых в руки мечу «во время несчастия их, во время окончательной гибели», что они глумились, говоря о горах израилевых: «опустели! нам отданы на съедение!» ( Иез.35:5, 12 ). В Плч.4:21  в вину едомитянам вменяется то, что они радовались и веселились о злополучии Иуды: «радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься». Наконец, в Пс.136 отношение едомитян к бедствию Иуды в день взятия Иерусалима характеризуется так: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Подобными же выражениями описывается поведение едомитян при завоевании Иерусалима и в Авд.1:10–14 : «не следовало бы тебе злорадно смотреть – радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» ( Авд.1:12 ). Против изложенного понимания Авд.1:10–14 обыкновенно выставляют то возражение, что пророк в этих стихах не говорит о разрушении храма. Но ведь центром речи пророка является не завоевание Иерусалима, главным моментом которого было разрушение храма, а поведение едомитян во время этого завоевания. Поэтому, упоминание о разрушении храма для пророка не являлось необходимым. Обращают также внимание (Корнели, Орелли, Юнгеров) на то обстоятельство, что ни в Авд.1:10–14 , ни далее пророк не называет по имени вавилонян и что, вообще, враги Иуды в Авд.1:10–14 у него называются неопределенным sarim, nachrim ( «чужие», «иноплеменники» – Авд.1:11 ). В этом видят возражение против отнесения Авд.1:10–14 к завоеванию Иерусалима халдеями. Но ведь с таким же правом неопределенность названия врагов в рассматриваемых стихах можно считать возражением и против всякого другого понимания этих стихов. Если непременно должны быть названы халдеи, то должны быть названы и сирийцы, и филистимляне. По мнению Новака, халдеи не называются потому, что ко времени написания книги они сошли со сцены истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Требовать от людей, чтобы они вели себя, как Христиане, в то время как они не только не Христиане, но и о Христе едва ли имеют представление, было бы нелепо. Мы не можем устрашить перспективой лишиться Царства тех, кто в любом случае ему пока чужд. Тем более, бессмысленно пытаться устрашить их городовым. Другая важная истина нашей веры — то, что зло атакует нас изнутри; цель духов злобы — совсем не в том, чтобы заставить нас терпеть зло, но в том, чтобы склонить нас ко злу. Как сказал Корнелиус Плантинга, “Зло заражает всякий скальпель, которым его пытаются вырезать”. Поражая драконов, очень легко одракониться самому. Мы все это видели — непримиримых борцов за терпимость, свободолюбцев, которых приводит в ярость всякое отклонение от партийной линии, насадителей всеобщего братства, при которых брат доносил на брата и сын — на отца. Борьба со злом — это страшная, затягивающая воронка. Человек скоро уже сам не замечает, как делает вещи, от которых он отшатнулся бы еще месяц назад — но ему же надо побороть зло! Эта борьба становится все более и более всепокрывающей индульгенцией — раз я борюсь со злом, мне все можно. Способность человека к нравственной рефлексии, готовность задаться вопросом “правильно ли я поступаю” эффективно подавляется этой логикой борьбы. Даже сама мысль об оправданности своих поступков начинает казаться предательской. Человек не только уподобляется тому самому злу, с которым пустился бороться, но и становится хуже него. Апостол не зря предупреждает “Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал.6:1)” Исправлять чужие грехи — опасное занятие. Тем более — преследовать чужие грехи. Нельзя не отметить, что борьба за нравственность часто приобретает довольно злобный характер. А злоба, ненависть, желание подавить своего ближнего — еще более короткий и крутой спуск в ад, чем блуд. Хотя блуд, конечно, ведет туда же. Послание, которое нам поручено проповедовать — это слово благое, слово утешительное. Это послание о Спасителе, который возлюбил нас и предал Себя за нас, чтобы мы обрели прощение грехов и жизнь вечную. Да, грех надо будет оставить за порогом, там, в прежней жизни, чтобы войти в жизнь новую. Но это послание о любви и спасении. Благая Весть о прощении грехов — а не о том, что нам позволено объявить других людей худшими грешниками, чем мы сами, и на этом основании требовать от государства, чтобы оно их сажало в тюрьмы.

http://pravmir.ru/o-pervom-kamne/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010