Священномученик архимандрит Григорий (Перадзе) Ярослав Харкевич Святой мученик архимандрит Григорий (Перадзе) родился 31 августа/13 сентября 1899 г. в селе Бакурцихе в Кахетии (восточная Грузия). Другие, менее достоверные сведения, говорят о том, что появился он на свет в столице Грузии - Тбилиси. Его отец Романоз Перадзе был настоятелем православного прихода церкви св. Георгия в Бакурцихе. В этой же церкви он окрестил второго своего сына, дав ему имя Григол, в честь жившего в VIII в. грузинского святого монаха Григола Чанцтели. МОЛОДОСТЬ И УЧЕБА Свщмч. Григорий (Перадзе) Предки св. Григория были священниками. Отец священник Романоз Перадзе умер в 1905 г., когда будущему архимандриту едва исполнилось 6 лет. После смерти мужа мать Григория, Мария из семьи Самадалашвили, вместе с сыновьями (у Григория было два брата - старший Арчил и младший Василий) переехала в Тбилиси. Там она их и растила, и воспитывала. Ей помогал дядя Григория по отцу, настоятель прихода в Кварелии. Следуя семейным традициям, Григорий начал учиться в духовной школе в Тбилиси. В 1913 г., закончив школу, поступил в местную духовную семинарию, где изучал богатое духовное наследие Грузинской Православной Церкви. В истории Грузинской Церкви это было время, когда проявилось стремление к восстановлению автокефалии. Во главе движения за самостоятельность встали будущие патриархи Кирион и Леонид, а также ректор семинарии священник Корнелий Самсонидзе-Кекелидзе. В молодом семинаристе они увидели продолжателя своих начинаний. Вероятно, и знакомство Григория с Кекелидзе, известным знатоком древнегрузинской литературы и литургики, сформировало его будущие научные интересы - история раннего христианства в Грузии, грузинская литература и литургия. Когда был начат сбор средств на строительство церкви небесного покровителя Тбилиси, святого Або (церковь так и не построили из-за вспыхнувшей в 1917 г. революции), это важное дело было поручено именно Григорию. Во время учебы Григорий подрабатывал репетитором, чтобы помогать матери. Семинарию он окончил в 1918 г. лучшим учеником, что давало ему право на поступление во все духовные академии России. Помешала, однако, разразившаяся в 1917 г. революция и образование независимой Республики Грузия. Изменив свои первоначальные планы, в 1918 г. он поступает на филологический факультет Тбилисского университета, где изучает литературу и историю. Одновременно Григорий работает учителем в селе Земо-Чандаки близ Гори.

http://pravoslavie.ru/40942.html

На это впервые обратил внимание академик Корнелий Кекелидзе. Чтобы установить соответствие предания действительности, на территории монастыря была проведена археологическая экспедиция 1914 года, которая дала только предварительные результаты. — Почему вы были уверены, что мощи преподобного находятся в Грузии? — Все имеющиеся данные, как сведения первоисточников, так и материалы исследований, проводимых вплоть до сегодняшнего дня, указывают на то, что его могила находится именно в Грузии. Чтобы быть максимально объективным, отмечу, что во второй печатной версии Патрологии Миня есть упоминание о перенесении мощей преподобного Максима в Константинополь. Однако никаких доводов и свидетельств в пользу этой теории не существует, так считает подавляющее большинство осведомленных в этом вопросе ученых. Такого же мнения придерживались и Бриллиантов, и Епифанович, и Кекелидзе. Французский максимолог Жан-Клод Ларше предположил, что основанием для такого мнения Миня может служить перенесение отрубленной руки преподобного Максима, которая сейчас хранится в монастыре Святого Павла на Афоне. Интересно отметить, во всем мире вплоть конца XX века не существовало ни одного монастыря или храма в честь Максима Исповедника. Единственный в мире монастырь имени преподобного Максима Исповедника находится именно в Грузии у крепости Мури близ г. Цагери. Никто в мире не выдвигал, да и сейчас, после обретения, не выдвигает альтернативных версий о местонахождении мощей. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста из Грузии в Константинополь подробно описано; с Максимом Исповедником — совсем другая ситуация. Вплоть до VII Вселенского Собора Максим Исповедник оставался фактически «вне закона», он был осужден как бунтарь, как государственный преступник, и осуждение монофелитства напрямую не означало оправдания преподобного, которого на VI Вселенском Соборе упоминают, но в отрицательном контексте. Преподобного в Византии не стали почитать как святого даже после осуждения на VI Вселенском Соборе ереси монофелитства.

http://patriarchia.ru/db/text/2034049.ht...

В нояб. 1907 г. Дмитриевский получил звание заслуженного профессора, тогда же он перестал преподавать в КДА. Однако он оставил после себя учеников, среди них - прот. В. Прилуцкий, Пальмов, А. З. Неселовский, Е. П. Диаковский, прот. Михаил Лисицын, прот. Корнелий Кекелидзе . Преемником Дмитриевского на кафедре литургики и церковной археологии КДА стал прот. В. Прилуцкий. Ему принадлежит фундаментальное исследование о различных чинопоследованиях Требника в традиции Киевской митрополии в XVI-XVII вв. (Дмитриевский занимался этой темой еще в КазДА), озаглавленное «Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в.» (К., 1912). После разделения кафедры на 2 прот. Прилуцкий возглавил кафедру литургики, а кафедру церковной археологии - Пальмов. Несмотря на это, большая часть работ Пальмова, вышедших в 1902-1906 гг., также была посвящена литургическим вопросам (небольшие по объему публикации: «О просфорах на проскомидии»; «Канун праздника Рождества Христова»; «Свет Христов просвещает всех»; «Праздник Пятидесятницы в древнем христианском Иерусалиме»; «Пасхальная заутреня»; «Пасхальная литургия»). Пальмов - автор ст. «Об омофоре, саккосе и митре: Историко-археологический этюд» (в сб.: XXV Киево-Могилянский сб. в честь прот. Д. И. Богдашевского... по случаю 25-летия его ученой деятельности. К., 1913. С. 1-50) и монографии «Пострижение в монашество: Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви: Ист.-археол. исслед. (с прил. греч. текстов)» (К., 1914). Работы Дмитриевского о богослужении суточного круга продолжил Диаковский, опубликовавший сначала неск. статей в Трудах КДА, а затем монографию «Последование часов и изобразительных: Историческое исследование» (К., 1913). Исследования Дмитриевского по истории богослужения РПЦ помимо прот. В. Прилуцкого продолжил прот. М. Лисицын, опубликовавший монографию «Первоначальный славяно-русский Типикон: Ист.-археол. исслед. » (СПб., 1911), где попытался обосновать гипотезу о том, что изначальным богослужебным уставом на Руси был к-польский Типикон Великой ц. (как показала последовавшая затем критика М. Н. Скабаллановича и И. А. Карабинова, обосновать эту гипотезу прот. М. Лисицын не сумел). Особое значение имеют работы прот. К. Кекелидзе - основателя груз. литургической науки. Основные труды по литургике он опубликовал уже в Тифлисе (монографии: «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (1905), «Древнегрузинский Архиератикон» (1912) и «Иерусалимский Канонарь VII в.: Груз. версия» (1912)), однако еще до отъезда из КДА он издал работу «К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней Церкви» (ТКДА. 1905. 1. С. 149-158). Публикации Дмитриевского и его учеников не только соответствовали самым высоким стандартам исторической литургики своего времени, но и во многом не утратили научного значения.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Архиепископ Стефан: Исследования показали – в Грузии действительно находятся мощи прп. Максима Исповедника > Тбилиси, 27 октября 2015 г. В Тбилиси по благословению Патриарха Илии прошла 5-я Международная богословская конференция. В этом году в конференции, посвященной жизни и деятельности преподобного Максима Исповедника , приняли участие ученые, исследователи и духовные лица из Сербии, Греции, России, Великобритании и Австралии.      На конференции было объявлено о результате исследований, которые длились несколько лет и были посвящены подлинности обретенных в 2010 году в Грузии мощей преподобного. На встрече присутствовали архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан , митрополит Манглисский и Тетри-Цкаройский Анания, а также гости - духовенство и ученые. Раскоп с мощами преподобного. 2010 г.      Был объявлен и зачитан результат исследований, показавших, что мощи, обретенные в 2010 году в Цагери, действительно принадлежат прп. Максиму Исповеднику и являются бесценным богатством и сокровищем Грузинской Церкви. « В Грузии всегда было церковное предание, что мощи преподобного Максима находятся в монастыре преподобного Максима у крепости Мури, близ Цагери, под престолом ныне восстановленной маленькой церкви. - рассказывал об обретении святых мощей архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан Когда я был еще школьником, то уже тогда знал, что где-то у Цагери есть место, где он похоронен. Со временем я стал ближе знакомиться с этим вопросом, с источниками, с богословскими исследованиями, с результатами археологических раскопок, проводившихся в 1914 году. Безусловно, я пользовался работами Корнелия Кекелидзе, Александра Бриллиантова и Сергея Епифановича и некоторыми другими. Экспедиция 1914 года проводила раскопки не внутри, а только вокруг церкви. Ее результаты подтвердили, что церковь на этом месте стояла и раньше, что там был монастырь, но ничего связанного напрямую с преподобным Максимом найти не смогли. Потом началась Первая мировая война, потом была революция, раскопки были свернуты» , – рассказывал еще в 2012 году историю обретения мощей святого архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан.

http://pravoslavie.ru/87169.html

Весомый вклад в развитие эортологии в рамках русского богословия внесли: историк Церкви, патролог и литургист Василий Васильевич Болотов (1853–1900) и литургист архимандрит Киприан (Керн) (в миру Константин Эдуардович Керн; 1899–1960). В частности, В. В. Болотов занимался исследованиями православных богослужебных уставов и богослужебного календаря. Ему также принадлежит первое полноценное узкоспециализированное эортологическое исследование на русском язык: «Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд)». Архимандриту Киприану (Керну) принадлежит обобщающий специализированный труд по эортологии – « Литургика. Гимнография и эортология ». Данная работа была опубликована посмертно на русском языке в 1964 году в Париже, где о. Киприан читал лекции по данному предмету в Свято-Сергиевом богословском институте (где занимал профессорскую должность в период с 1945 года до своей смерти в 1960 году). Много позже данная работа была опубликована и в России, в Москве в 1997 году. Ключевым вкладом автора стало не только и не столько исследовательское обобщение основных достижений в эортологии, известных автору на момент его жизни, сколько популяризация данной теологической дисциплины, и даже популяризация самого понятия «эортология», которое нередко ассоциируется с трудом о. Киприана. Помимо этого, значительный исследовательский вклад в русскоязычную православную эортологию внесли литургист и византинист И.Д. Мансветов (1844–1885; его работа: « Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви »), исследователь прот. М.А. Лисицын (1872–1918; « Первоначальный славяно-русский Типикон »), известный литургист М.Н. Скабалланович (1871–1931; « Толковый Типикон ») и архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) (1830–1904; « Полный Месяцеслов Востока »). Особого внимания также заслуживают эортологические изыскания советского грузинского историка прот. Корнелия Кекелидзе «Грузинская эра и эортологический год» (1940), труд сербского историка и литургиста Лазаря Мирковича: «Xeopmoлoruja или ucmopujcku развитак празника православне источне Цркве» (Эортология, или Историческое развитие и богослужение праздников православной Восточной Церкви) (1961).

http://azbyka.ru/eortologiya

Протоиерей Корнелий Кекелидзе († 1962) является создателем грузинской научно-литургической школы. В число его работ по литургике входят обширная монография «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение» (Тифлис, 1908) и публикации важнейших памятников, сохранившихся в грузинском переводе: «Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия» (Тифлис, 1912) и «Древнегрузинский Архиератикон» (Тифлис, 1912). Но учениками Дмитриевского круг русских ученых-литургистов начала XX века отнюдь не ограничивался. Среди крупнейших специалистов того времени – А. И. Алмазов , А. П. Голубцов , И. А. Карабинов , прот. С. Д. Муретов, прот. М. И. Орлов, прот. А. В. Петровский, М. Н. Скабалланович , С. И. Смирнов , Б. А. Тураев . Перу Александра Ивановича Алмазова († 1920), выпускника Казанской Духовной академии и впоследствии профессора Новороссийского университета, принадлежат монографии: «История чинопоследований Крещения и Миропомазания» (Казань, 1884), «Сообщения западных иностранцев XVI–XVII вв. о совершении таинств в Русской Церкви» (Казань, 1900), «Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории» (Одесса, 1894: в 3 томах), «К истории молитв на разные случаи: Заметки и памятники» (Одесса, 1896), серия других работ об апокрифических и полуапокрифических чинопоследованиях византийского Евхология, а также ряд исследований по церковному праву 85 . Александр Петрович Голубцов († 1911), профессор Московской Духовной академии, был автором новаторских лекционных курсов по церковной археологии и литургике 86 , опубликовал монографию «Соборные чиновники и особенности службы по ним» (Москва, 1907), посвященную важной группе памятников по истории русского богослужения – Чиновникам центральных российских соборов, а также опубликовал тексты Чиновников в серии самостоятельных монографий, написал ряд статей 87 . Иван Алексеевич Карабинов († 1937), профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, является автором монографий «Евхаристическая молитва (анафора): опыт историко-литургического анализа» (Санкт-Петербург, 1908) 88 и «Постная Триодь: исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов» (Санкт-Петербург, 1910), а также нескольких статей 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Из предисловия к новонайденному варианту первой главы диссертации 1917 г. ясно, что Епифанович хотел критически ответить на некоторые идеи прот. Корнелия Кекелидзе и проф. Митрофана Муретова (1850−1917). Первый опубликовал русский перевод грузинского Жития  прп. Максима в Киеве в 1912 г. , а второй − различные версии Житий прп. Максима в 1913−1915 гг. (см. ниже). Епифанович не согласился с обоими исследователями относительно даты и достоверности большого греческого Жития (Recensio Mosquensis), которое, по его мнению, зависит от версий св. Феофана Исповедника и прп. Анастасия Синаита, а не они от него. В этом утверждении Епифанович опередил таких известных исследователей прп. Максима, как Лакнер (Lackner) и Ван Дитен (Van Dieten). Здесь интересно отметить, что, говоря о Житии прп. Максима, уже Болотов в своих лекциях по церковной истории высказал мнение, что его большое Житие не является надежным источником и составлено более поздними компиляторами .    Как бы то ни было, наиболее важная часть второго тома диссертации Епифановича, так называемое Введение, была опубликована в Киеве в 1915 г. под названием: «Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие» (переиздана в 1996, 2003 и 2011 гг.). Эта небольшая по объему, но осуществившая настоящий прорыв в изучении прп. Максима и всей православной богословско-философской традиции книга доставила Епифановичу известность в России и до сих пор широко читается, хотя она по сути отражает лишь малую часть его работы. В 1917 г. он также сумел опубликовать « Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника» , которые изначально являлись приложением к его диссертации . Эта публикация, содержащая некоторые неизвестные работы прп. Максима и Пс.-Максима и несколько версий его Житий ,  до сих пор широко используется исследователями прп. Максима, и именно она (состоящая главным образом из греческих текстов) сделала Епифановича известным на Западе. В отличие от материалов первого тома, была найдена только небольшая часть материалов второго тома магистерской диссертации Епифановича в варианте 1913 и 1917 г.

http://bogoslov.ru/article/3668042

Ищите, пожалуйста, Τοπικ, Страстную и Пасхальную седмицу 910 в. Приложение 2. Удивительно я несчастлив своими учениками, которых тащил на своих плечах. Пальмов оказался положительным негодяем. Прилуцкий – невеждой…. А вот Вам выдержка из письма моего знакомого, с которым я посылал книги в Тифлис о. Кекелидзе 126 : «Типичный грузин, хотя и блондин, читает грузинскую литературу. Вид глубоко штатский, и я бы сказал – скептический. Давно не служит и не носит рясы. На вопрос о его прежней карьере хихикнул весьма легкомысленно: давно не был и тронут, но не пригласил зайти еще раз. Видимо, мои вопросы смутили его. Шикарная квартира, ковры, картины (среди них божественные), телефон и т. п. На вопрос, воспользованы ли его познания, опять хихикнул и ответа не дал. Вот чем кончились многообещающие предположения от ожидаемого знакомства. Именно, история Грузии оставляет желать много лучшего». Просто не хочется верить, что это странный симпатичный Корнелий Сампсонович, мой сын благословенный. Так жизнь калечит людей. И ни на одну мою посылку не ответил ни разу строкой. Печатается после перерыва «Византийский временник» и будет выходить по книжке в год. Много интересного и нового. Наших владык высылают, а четвертый на суде шестой день. Держит себя с полным достоинством. Очень плохо рекомендуют себя лаврские архимандриты. Жестокая зима пошла на убыль. Сегодня теплее. Публикуется по: ИР НБУВ. Ф. 162. Ед. хр. 410. Л. 1215 19 Протоиерей Иоанн Корольков – А. А. Дмитриевскому 23 февраля/8 марта 1926 г. Досточтимый и много потрудившийся для Киевского Религиозно Просветительного общества Алексей Афанасьевич! Зная, как дороги теперь для Вас Ваши брошюры, я посылаю Вам, какие оказались дома. Может быть, в Академической библиотеке еще коечто найдется, но Амвросий Семенович жалуется, что у него в библиотеке холодно (2 гр.), и он не находит возможным заниматься (сверх обязательных работ в библиотеке, где он бывает дважды только в неделю) разбором моей библиотеки. Я послал Вам два заказных письма, и мы с о. Николаем Степановичем удивляемся, что от Вас нет ни привета, ни ответа. Может быть, Вы очень заняты или не совсем здоровы?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Самцевриси Самцевриси (VII в.). Поновлялся в XVI в. и в 1940 г. Стоит на погосте недалеко от районного центра Карели. Церковь-свеча, одиноко горящая на высоком холме. В плане имеет форму креста с тремя рукавами прямоуголной формы, с восточной стороны – апсида. Предельно простое и изящное решение, близкое к совершенному. Кинцвиси (XIII в.), действующий мужской монастырь. Расположен в живописном ущелье реки Дзама в Кварельском районе. Церковь купольная, в плане прямоугольной формы, знаменита своей росписью XIII в., сохранившей изображения ангела из " Благовещения " , одного из самых прекрасных в грузинском искусстве, жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар. Никорцминда (1010-1014). Находится в З. Грузии в горной Раче в селении Синатлэ Амболаурского района. Шестиконх, вписанный в прямоугольный объем. Фрески поздние, XVII в. Все фасады богато декорированы ажурным кружевом изображений Христа, архангелов, святых, вознесения Креста, животных. Гори , с которым у советского человека возникают вполне определенные ассоциации - " родина Сталина " - относится к строительной деятельности царя Давида, т.е. к XII в. Расположен на слиянии двух рек — Куры и Лиакхи в живописной Картлийской долине. Здесь до закрытия советскими властями действовала знаменитая духовная семинария, где преподавал большой знаток древней грузинской литературы, агиографии и литургики Корнелий Кекелидзе. Из ее стен вышли два героя советского времени — диктатор Джугашвили и св. мученик Перадзе. Атенский Сион Атени (VII в.), или Атенский Сион, храм в честь Пресв. Богородицы, ныне музей. Храм расположен в ущелье р. Тана, в 12 км от Гори. Это копия мцхетского Джвари, т.е. тетраконх, внутреннее пространство которого расширено посредством угловых ниш. Построен архитектором Тодосом. Фасады украшены рельефами с изображениями пьющих из источника вечной жизни оленей, сцен охоты, святых и ктиторов; содержат также и надписи на грузинском и армянском языках. Часть рельефов выполнена позднее – в X в., один из лучших фресковых ансамблей Грузии в 1080 г. Каждая апсида имеет свой цикл – евхаристический, эсхатологический, богородичный и евангельский.

http://pravoslavie.ru/39601.html

Первые шаги в этом направлении были сделаны западными авторами – Жаком Гоаром 128 , Жаном Мореном и др. Уже в том же XVII веке их труды были замечены в России: так, Евфимий Чудовской, знаменитый справщик московского Печатного двора 129 , перевел с латыни на церковнославянский комментарии Гоара к его знаменитому «Евхологию...» 130 ; эти же комментарии впоследствии станут основным (и практически единственным) источником для доныне переиздаваемой «Новой Скрижали» архиеп. Вениамина (Румовского-Краснопевкова). Но настоящий расцвет научное исследование византийского, славянского и грузинского богослужения пережило в России во второй половине XIX – начале XX века. Трудами таких ученых, как еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) , Александр Иванович Алмазов , Александр Петрович Голубцов , Алексей Афанасьевич Дмитриевский , Иван Алексеевич Карабинов , Николай Фомич Красносельцев , Иван Данилович Мансветов , Сергей Дмитриевич Муретов, Михаил Николаевич Скабалланович , Полихроний Агапиевич Сырку, Борис Александрович Тураев , прот. Константин Никольский , прот. Александр Петровский , прот. Корнелий Кекелидзе, и других 131 , православная историческая литургика поднялась на огромную высоту. Было издано множество ценнейших текстов, в том числе и прямо относящихся к вопросу о богословии таинств в древней Церкви (например, найденный и впервые изданный А.А. Дмитриевским Евхологий Сарапиона Тмуитского 132 ). Всего за несколько десятилетий историческая литургика из малоразвитого раздела церковной археологии стала тогда глубокой и серьезной наукой, мощным инструментом, ценным самим по себе, но также применимым и для решения проблем в областях истории и богословия. В частности, если вернуться к вопросу о литургических аспектах сакраментологии, т.е. о сугубо богословском использовании достижений литургики, то необходимо отметить такие работы русских дореволюционных ученых, как: – по таинствам Крещения и Миропомазания: монографию А.И. Алмазова «История чинопоследований Крещения и Миропомазания» (Казань, 1884); – по таинству Евхаристии: книги С.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010