Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С ними и наши голоса благоволи принять, молимся, с покорным исповеданием взывая: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф; полны небеса и земля славы Твоей; осанна в вышних. Благословен грядущий во имя Господне; осанна в вышних. Итак, Тебя, милостивейший Отче, через Иисуса Христа Сына Твоего Господа нашего, усердно молим и просим, прими (accepta habeas) и благослови эти † дары, эти † приношения, эти † святые жертвы † непорочные, которые мы приносим Тебе, во-первых, за Церковь Твою Святую Соборную, которую благоволи умирить, оградить, соединить и управлять во всём мире, – вместе со служителем Твоим Папой нашим N (illo – таким-то) и предстоятелем нашим N (illo – таким-то) епископом. Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих и всех предстоящих, вера которых известна и благочестие ведомо Тебе, которые приносят Тебе эту жертву хвалы за себя и всех своих (ближних), за избавление душ своих, за надежду спасения и благополучия своего, и воздают обеты свои Тебе, вечному Богу, живому и истинному. Имея 1446 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы... Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддея, Лина, Клета, Климента, Сикста, Корнелия, Киприана, Лаврентия, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана... и Елевферия... и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всём помощью Твоего покрова, через Христа Господа нашего. Итак, это приношение смирения нашего и всей Церкви (familiae) Твоей, молим (Тебя), Господи, прими милостиво, и дни наши устрой в мире Твоем, и избавь нас от вечного осуждения и благоволи сопричислить к стаду избранных Твоих 1447 , через Христа Господа нашего. Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым, угодным, разумным и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Который перед тем днем, когда пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возведши очи на небо к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, благодарив Тебя, благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: «Примите и ядите от этого все; ибо сие есть Тело Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отречение от военной службы совсем не входит в новозаветное понятие о том, что требуется от мирского воина, чтобы стать ему полноправным гражданином Царства Божия. Кроме тех условий, которые уже исполнялись центурионом Корнелием, – именно кроме молитвы, милостыни, поста – ему нужно еще «призвать Симона, нарицаемого Петром... он речет тебе глаголы, в них же спасешься ты и весь дом твой». И пришедшему Петру Корнелий говорит: «Ныне все мы пред Богом предстоим слышать все, повеленное тебе от Бога». Но в этом всем, что Бог велит апостолу сообщить римскому воину для его спасения, нет ничего о военной службе: «Отверз же Петр уста и сказал: поистине разумею, что не на лица зрит Бог , но во всяком языке боящийся его и делающий правду приятен Ему. Он послал слово сынам Израилевым, благовествуя мир чрез Иисуса Христа, сей есть всем Господь. Вы знаете происшедшее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном, как помазал Бог Духом святым и силою Иисуса из Назарета, и Он прошел, благовествуя и исцеляя всех насилованных от диавола, ибо Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сотворил Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, – Его же и убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему явлену быть – не всем людям, но нам, свидетелям преднареченным от Бога, которые с Ним ели и пили по воскресении Его от мертвых. И повелел нам проповедовать людям и засвидетельствовать, что Он есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. О Нем все пророки свидетельствуют, что оставление грехов примет именем Его всякий верующий в Него. – И когда еще говорил Петр глаголы сии, напал Дух святый на всех, слышащих слово». Мы остановились на истории центуриона Корнелия не для того, собственно, чтобы возвращаться к особому вопросу о военной службе, 178 а потому, что находим здесь яркое указание для решения общего вопроса об отношении церкви к государству, Христианства к Империи, Царства Божия к царству мирскому, или, что то же, вопроса о христианском государстве. Если центурион Корнелий, ставши вполне христианином, остался воином и, однако, не мог разделиться на два чуждых друг другу и не связанных между собою лица, то ясно, что он сделался христианским воином.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Solov...

Итак, и направление и характер изложения евангелий от Марка и от Луки таковы, что если и не ведут с логическою необходимостью к признанию в ап. Петре и Павле авторов этих евангелий, то во всяком случае не представляют ничего неблагоприятствующего древнему преданию. Рассмотрим теперь, насколько это доступно, самую материю (т.е. сумму фактов из истории земной жизни Господа) евангелий Петрова и Павлова и сопоставим с нею материю наших синоптических евангелий 1104 . Сходство или различие между ними в этом отношении естественно должно иметь более важное значение, чем сходство по духу: в общем направлении может сойтись большее число писателей, чем в проявлении этого направления в частностях. Деяния Апостольские сохранили нам пять речей (исторического содержания) ап. Петра (1:16–22, 2:14–36, 38–39, 3:12–26, 4:8–12, 10:34–43). Последняя из них (так как на ее содержании меньше, чем на содержании других, отразился факт, ее вызвавший, и так как, при отсутствии в ней ветхозаветных цитат, она отличается единством содержания), может быть принята за основной текст; дополняя его местами из прочих речей и из послания ап. Петра, мы получаем следующий очерк евангельской истории: А. Д. 10:37. «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном»; 38, а. «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Ст. 22-й 1 гл. Д. дает некоторые основания полагать, что в речи к Корнелию евангельская история не случайно начинается с Крещения Иоаннова, что таково, по крайней мере, было более обыкновенное начало проповеди ап. Петра. Из всех синоптических евангелий только евангелие от Марка начинает повествование с крещения Иоаннова. Начальные слова 38-го ст. весьма близки к выражениям Лк.4:1,14,18 . – Слова: «Иисус из Назарета» читаются в начале евангелия буквально только Мк.1:9 . Б. Ст. 38. «И Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом ...» 2:22. «...засвидетельствованный от Бога силами и чудесами и знамениями». Ап. Петр всецело обращает внимание на дела (чудеса) Христовы вообще и на исцеления бесноватых в частности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Нельзя не видеть в этом «ином» царе будущего сильного врага христианства, который устами своими будет говорить «гордо и богохульно», станет изрекать «хулу на Бога», «хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе», будет «вести войну со святыми и побеждать их», прострет власть свою «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» и властью этою будет пользоваться «сорок два месяца» ( Апок. 13:5–7 ; ср. 2Сол. 2:3–10 ). Владычество антихриста кончится судом над ним: враг Господа и святых Его будет лишен «власти губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ), сам будет лишен жизни и «тело его будет предано на сожжение» огню ( Дан. 7:11 ; Апок. 19:20 ; 2Сол. 2:8 ), после чего «Сын Человеческий» примет от Отца «власть, славу и царство», с Ним воцарятся «святые Всевышнего» и это новое славное царство будет царством «вечным», которое «не прейдет и не разрушится»; «все народы, племена и языки» будут «служить» Всевышнему Царю и «повиноваться Ему» ( Дан. 7:14, 18, 27 ; Апок. 19:1, 4–7; 21:1 ). 1275 Предполагают будто пророк действительно был в Сузах и здесь имел свое видение (И. Флавий. Древности иудейские. Пер. Самуйлова. Ч. II. Стр. 169. – Bertholdt. Daniel. II . Hälfte. S. 482. – Kuenen. Histor.-krit. Einleitung in d. Bücher d. A. T. II. T. S. 435 – Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. P. I. Introd., vol. II, 2. P. 469. – Болотов. «Валтасар и Дарий Мидянин». Христ. Чтение, 1896, сентябрь-октябрь, стр. 317), будто он или временно послан был сюда для исполнения какого-либо поручения (по Бертольду, для собирания податей), или совершенно был удален от двора в правление Набоннида и Валтасара и отправлен правителем сусанской области (Корнели), или, наконец, добровольно выбыл из Вавилона и переселился в Сузы (по взгляду Болотова, ко двору Валтасара, царствовавшего не в Вавилоне, а в Сузах). На самом же деле, пророку в видении только представилось, будто он был в Сузах (как показывает смысл самого текста Дан. 8:2 ), подобно тому, как и пророк Иезекииль только мыслью, а не реально был в Иерусалиме ( Иез. 8:3; 40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

И дух праведного предстоит пред лицом Господним, и горе тем, которые пренебрегают и смеются над угодниками Божиими. Вот что говорит Премудрый Соломон: «тогда праведник (после смерти) с великим дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его. Они же увидевши смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его; и раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: ото тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим; и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, а свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас... А праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа; ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею» (Премудрости Солом. 5:1–6, 15–16). Таким образом, Премудрый Соломон был далек от той мысли, какую навязывают ему сектанты, что будто бы память праведников предана забвению и что никто не будет вспоминать их. Только нечестивые забудут о них, каковыми и являются неверующие сектанты. Бог знает наши нужды, но Сам же Господь заповедал нам: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ). Притом же Сам Спаситель оставил людям образец молитвы ( Мф. 6:9–13 ). Я св. апостол заповедует молиться непрестанно ( 1Сол. 5:17 ). Если же рассуждать по сектантски, что Отец Небесный знает все наши нужды, то выходит, что и молиться совсем не нужно, что и делают некоторые крайние рационалистические толки среди сектантов. Церковь же Православная, согласно заповеди Иисуса Христа и Его св. апостолов, повелевает молиться, заповедывая, чтобы верующие не надеялись только на свои молитвы, но чтобы призывали ходатаями пред Богом св. угодников Божиих. 4) Вы, православные, кланяетесь святым, а апостол Пётр запретил Корнелию сотнику кланяться человеку. «Когда Пётр входил в Кесарию, Корнелий встретил его и поклонился, падши к ногам его, Пётр же поднял его, говоря, встань, я тоже человек» ( Деян. 10:25– 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Воистину «не знают, что творят» ( Лук. 23:34 ). Церковь есть едина, которая основана на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой Храм в Господе ( Ефес. 2:20–21 ). «На сем камне, – говорит Христос – создам Церковь Мою и врата адова не одолеют ее»( Матф. 16:18 ); «Един Господь – говорит Ап. Павел – едина вера, едино крещение» ( Ефес. 4:5 ). Апостол Иуда говорит, что люди, отделяющие себя от единства веры, душевны, не имеющие духа ( Иуды 1:19 ). Итак, дорогие мои друзья, вы видите ясно, что Церковь едина и только в ней одной можно получить спасение. Великий проповедник языков апостол Павел «прилагал» желающих получить спасение «к церкви» ( Деян. 19:1–6 ). То же самое дело совершал и апостол Петр, когда он присоединил к Церкви Корнелия сотника и других ( Деян. 10:48 ). Апостол Павел, будучи призван самим Христом на великое звание апостольское, только тогда стал иметь надежду на спасение, когда был присоединен Ананием епископом в Дамаске, через крещение, к Церкви ( Деян. 9:10–18 ). Таким образом, из истории Церкви первых веков христианства мы не видели того, чтобы кто ни будь спасся, не присоединившись к Церкви через крещение. Разбойник, висевший на кресте, в данном случае не может быть принят во внимание, потому что это было не в век апостольский а тогда, когда был сам Иисус Христос плотью на земле. Все ереси и секты не идут от Христовой Церкви и сектанты не могут назвать себя христианами в полном смысле этого слова. Церковь Христова есть единая Православная Церковь. Христианин только тот, кто сын Церкви Христовой, Церкви Православной. Слово христианин стало употребляться в первый раз в Антиохии ( Деян. 11:26 ), а православный – тогда, когда появились еретики, которые стали дерзать также называть себя христианами. Слово православный не выдумано, а взято из 1 стиха 32 псалма пророка Давида, где псалмопевец заповедует радоваться праведным о Господе, ибо правым прилично славословить. Слова «правый» и «славословить» соединены вместе и получилось слово «православный». В Церкви Христовой Господь основал иерархов, особый класс людей, которым дал власть пасти стадо Христово. Проследим, братие, как образовалась иерархия в Церкви. Прежде всего возьмем Ветхий Завет , который по словам ап. Павла, есть «тень будущих благ» ( Евр. 10:1 ), т. е. Нового Завета. Посмотрим, как была установлена и организована ветхозаветная Церковь . Господь сказал Евреям чрез пр. Моисея: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:5–6 ). И вот, в ветхозаветной Еврейской Церкви, этом «царстве священном», Господь установил на все ветхозаветные времена особенное священство, особенную иерархию, которая оставалась неизменною до Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:54 ; сравн. Мк.15:39 ). Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот бъи праведник ( Лк.23:47 ). Сотник, о котором здесь говорится, был тем самым лицом, которое по римскому обычаю следило за исполнением приговора (поэтому он назван у Сенеки «центурион, назначенный для совершения казни» и у Тацита «совершитель казни»). Этот сотник, затем начальник Капернаума и начальник Кесарии Корнелий составляют триумвират верующих воинов-язычников в Новом Завете. Исповедание: Воистину Он (или Этот Человек, как сказано у евангелистов Марка и Луки) был Сын Божий, – может быть (вместе с Мейером) понято в политеистическом смысле, т. е. в смысле признания Христа полубогом, что подтверждается отсутствием в греческом тексте определенного члена перед «сын» и соответствующим местом у евангелиста Луки, который вместо Сын Божий Марка и Матфея ставит праведник. Но Ланге и Альфорд утверждают, что сотник употребил это выражение в еврейском или христианском смысле, признав Иисуса Мессией. Весьма возможно, что он и раньше был знаком с ожиданиями иудеев и с отзывами Христа о Самом Себе. Иуда-предатель Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того, смотри сам ( Мф.27:3–4 ). Признание предателя, находившегося в отчаянии, вернее будет переведено таким образом: «Я согрешил, потому что предал кровь невинную». В связи со свидетельствами Пилата и синедриона, который единственным обвинением против Иисуса выставил то, что Он называл Себя Мессией, это признание приводит к полнейшему оправданию Иисуса. Если бы Иуда, бывший три года близким к Иисусу человеком, знал что-нибудь, что могло запятнать нравственную чистоту Учителя, он с радостью воспользовался бы этим для самооправдания и успокоения своей совести. Иосиф Флавий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

Я рад, что снова здесь. Англия нравится мне куда больше Франции. А как у тебя сложились отношения с Иваном? – Все в порядке. Но работать с ним не то же, что с тобой. – Кэсл поискал по карманам сигареты, но не обнаружил пачки. – Ты же знаешь, какие вы, русские. У меня такое впечатление, что он не доверял мне. И все время требовал такого, чего я никому из вас не обещал. Он даже хотел, чтобы я попытался перейти в другой сектор. – По-моему, ты куришь «Мальборо»? – сказал Борис и протянул пачку. Кэсл взял сигарету. – Борис, когда ты был здесь, ты уже знал, что Карсон умер? – Нет. Не знал. Мне об этом стало известно всего несколько недель назад. Я даже до сих пор не знаю подробностей. – Он умер в тюрьме. От воспаления легких. Во всяком случае, так говорят. Иван наверняка это знал… а мне сообщил об этом Корнелиус Мюллер. – Разве это было для тебя такой уж неожиданностью? Учитывая обстоятельства. Если человека арестовали, тут уж надежды мало. – Знаю, и однако же, я всегда верил, что в один прекрасный день снова увижу Карсона… в каком-нибудь безопасном месте, далеко от Южной Африки… может быть, у меня дома… и тогда смогу поблагодарить его за то, что он спас Сару. А теперь он умер, ушел из жизни, так и не услышав ни слова благодарности от меня. – Все, что ты делал для нас, и есть твоя благодарность ему. Он бы именно так это и понял. Не терзайся по этому поводу – не сожалей. – Нет? Но ведь никакими доводами разума не притушить сожаления: сожаление – оно возникает непроизвольно, как и любовь. А сам тем временем думал о другом: «Немыслимая создалась ситуация – на свете нет ни единого человека, с кем я мог бы говорить обо всем так, как с этим Борисом, а ведь я даже не знаю его настоящего имени». С Дэвисом он говорить так не мог: половина его жизни была скрыта от Дэвиса, как и от Сары, которая понятия не имела о существовании Бориса. Однажды Кэсл даже рассказал Борису про ту ночь в отеле «Полана», когда он узнал насчет Сэма. Куратор все равно что священник для католика: бесстрастно выслушивает твою исповедь, в чем бы ты ни каялся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Мал.2:17 . Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом Его? Зане ресте: всяк творяй зло добр пред Господем, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды? С Евр.: «Вы прогневляете Господа словами вашими, и говорите: чем прогневляем мы Его? Тем, что говорите: всякий, делающий зло, хорош перед очами Господа, и к таким Он благоволит, или: где Бог правосудия?» Пророк переходит к обличению того нечестия Иудеев, по которому они отвергали самый промысл Божий. Видя неравное раздаяние между людьми благ земных, видя, что нечестивые 39 благоденствуют и страдают благочестивые, Иудеи осмелились думать и говорить, что нет промышления Божия о людях и что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет правосудия Божия на земле, нет правосудного Господа. Такая хула, – говорит пророк, – особенно прогневала Господа Бога, и подвигла наказать вас (Сн. Мал. 3:14 ). 19 Бл. Иероним выводит здесь такой смысл: если не исправитесь, то Я пошлю на вас такую скудость, что стесняемые бедностью во всём, уже не обманывая, вы правду скажете, что не имеете лучшего, что можно было бы принести в жертву. У Розенм. Бл. Феодорит под благословением разумеет здесь «священство, которое Бог угрожает разорить и уничтожить за допущенное в нём злоупотребление». 20 Плечо, в Еврейском газзераа. Одни производят от зераа семя и переводят: Я отниму у вас семена, или Я запрещу у вас семенам, т.е. лишу плодородия, произведу голод, скудость. Так у Кастеллия: Ego vobis semen profligabo. У Розенмиллера, у раввинов и др. Но другие производят от зероа brachium, armus: рука, плечо. Так LXX ( ωμον– ος– плечо), Вульгата: brachium. Блаж. Иероним, Гроций и другие. Некоторые толковники (Корнел., Гроций и др.) последнее чтение признают более правильным. 21 Требухи ενυστρον по бл. Иерониму ventrikulum желудок. Пророк намекает на Втор. 18, 3 . Слово требухи значит: желудочные внутренности. В Еврейск.: фереш stercus, fimus навоз, помёт. Халд. переводчик: patefaciam turpitudinem scelerum vestrorum in facies vestras- пред лицем вашим обнаружу гнусность ваших преступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010