143 Как говорит заметка, сделанная в заглавии канона Пафнутию, сочиненного учеником его Иннокентием. – Академич. ркп. из Boлokoдл. IV; 382, д. 244 об., см. также у Ключевск. стр. 207 fin. 146 Мощи Константина Святославича кн. Муромского и сыновей его Михаила и Феодора обретены в 1553-м (1555-м?) году при копании рвов для фундамента новой церкви, – Ист. Uep. III, 358 , Ратшина Полное собрание исторических сведений, стр. 31 нач., Филарета Русские святые, 21 Мая (почивают все трое в одной раке в Муромском Благовещенском монастыре который устроен был Грозным при составлявшей усыпальницу князей приходской Благовещенской церкви). 147 Нет жития князя Петра и княгини Февронии, а есть только, так сказать, светская (полуязыческая) легенда о них (напечатана в первом выпуске Памятников старинной русской литературы Кушелева-Безбородко, стр. 29 sqq.) В Лаврентьевской летописи сообщается под 1228-м годом, что в сем году на святой неделе праздной «преставися Давыд (князь) Муромскый в черньцих и в скиме», и потом что «тогоже лета Святослав (Всеволодович, князь Юрьева Польского) отпусти княгиню свою по совету, всхотевши ей в монастырь, и даст ей наделок мног... (и) иде в Муром к братьи и пострижеся»: и представляется не мало вероятным думать, как принимает это и В. О. Ключевский , что в князе Петре, по монашескому имени Давиде, нужно видеть князя Давида летописи, которому наоборот монашеское имя было Петр, а в княгине Февронии, по монашескому имени Евфросиния, – неизвестную по имени сестру кн. Давида. 148 Мощи преп. Евфимия Суздальского обретены при копании рвов для фундамента новой церкви в 1507-м году, – Ист. Uep. IV, 99  fin. (в дворцовой Образной палате находились при царе Алексее Михайловиче, как значится в описи палаты, «мощи преподобного отца нашего Евфимия Суздальского, два зуба в ковчеге серебреном золоченом», см. опись палаты в III кн. Чтен. Общ. Ист. и Древн. за нынешний 1902-й год, стр. 53 нач.). 149 Мощи преп. Павла Комельского были обретены в 1546-м году при копании рвов для фундамента церкви, но по приказанию преподобного, явившегося настоятелю, тотчас же снова преданы были земле, – архиеп. Филарета Русские святые, 10 Января, 3-го изд. 1882 г, стр. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Содержит ответы на четыре вопроса. в) «Послание того же великого старца Нила ко брату просившему его «написати ему, еже на пользу души». Начинается: «Писание твое, отче, еже писал еси ко мне». Это то самое послание, из которого привели мы слова преподобного о самом себе. В рукоп. Московск. дух. академии, 175, называемой Старчество, кроме этих трех посланий, находим еще г) «Послание от божественных писаний во отце скорбящему брату». Начинается: «Еже о Христе брату последний вообразе брат ваш моление творю». Послание писано к чужеземцу, происходившему «от препочтенных светлостью сана родителей» и принявшему иноческий сан в Белозерском монастыре, но подпадшему гонениям вместе с наставником: «потом же наведе на ны грех ради наших искушения и скорби и заточения». Это писано к тому же князю Кассиану, к которому писано и первое послание, а не к князю Вассиану Патрикееву: последний жил постоянно в Симоновом монастыре и из Симонова сослан в 1531 г. в Иосифов монастырь, где и скончался. е) В той же рукоп. за посланиями следует завещание преп. Нила. Первые три послания написаны после Устава Нилова в рукоп. Сергиевской Лавры 2), писанной Сухоновым, и в рукоп. Толстого (II, 341). В рукоп. Царского 274), кроме первых трех посланий, написано: «Того же старца Нила о иноках кружающих стяжания ради». То же наставление и в Румянц. музее (Опис. стр. 628). Очень жаль, что послания преп. Нила остаются неизданными. 117. Иннокентий , из рода бояр Охлебинных, вместе с преп. Нилом путешествовал по востоку и вместе с ним жил скитски на реке Соре, а потом, по благословению св. старца, основал в честь Предтечи общежитие в дремучем лесу Комельском. Скончавшийся после 1508 г., св. подвижник оставил после себя «Завещание братии». Оно не вполне издано в Ист. иер. IV, 30; полнее у Царского 277. Его же есть Канон преп. Нилу (Опис. муз. 595). Краткие заметки о преп. Ниле, вместе с Завещанием Иннокентия, находится в рукоп. Моск. духовн. акад. 175. 118. Григорием , иноком Суздальской обители преп. Евфимия, написаны жития и службы на память преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хозяйственный кризис в И. К. м. в кон. 80-х - 90-х гг. XVII в. привел к массовому бегству крестьян. К 1702 г. в вотчине стояли пустыми 62 двора. С 1682 по 1702 г. вотчину мон-ря покинули 72 мужчины. Из них 5 были взяты в солдаты, 1 чел.- в кирпичники, 2 - в плотники. Трое бывш. крестьян жили за счет общины - «кормились в мире». Наибольшее число монастырских крестьян покинуло свои деревни в 1686/87 и 1695/96 гг.- по 8 чел., в 1697/98 г.- 12, в 1701 г.- 16 и в 1702 г.- 11 чел. Учитывая, что население вотчины в 1702 г. составляло 569 чел., потеря была огромной. Причиной того, что крестьяне массово уходили из своих деревень, являлось увеличение государственных налогов, связанное с военными кампаниями кон. XVII - нач. XVIII в.- Крымскими походами В. В. Голицына, Азовскими походами Петра I и Северной войной. В 1697 г. И. К. м. участвовал в «кумпанстве» по постройке судна для Азовской флотилии. На обитель пришлось примерно 1,5% суммы в 2128 р. 24 алтына 5 денег, основная часть к-рой собиралась с вотчин Кириллова Белозерского монастыря , Вологодского архиерейского дома, Павлова Обнорского и Корнилиева Комельского мон-рей. И. К. м. пытался вернуть крестьян, бежавших в Вологду и записавшихся в посадское тягло. В 1686 г. от игум. Павла в Вологодскую приказную избу поступила челобитная о возвращении бежавших в Вологду крестьян - Якушки Федотова с братьями, к-рые уже были отмечены в переписной книге Вологды 1678 г. как жители посада. Дело решалось в Москве в Новгородской четверти, и в июне 1689 г. игум. Павлу было отказано в его челобитье. В нояб. 1693 г. было решено беглых крестьян, живших на посадах Новгорода, Ярославля и Вологды, не отдавать прежним владельцам. Среди челобитчиков, к-рые не смогли вернуть своих крепостных, вновь назван И. К. м. (АИ. 1842. Т. 5. С. 396-401). Значительная доля ответственности за охвативший И. К. м. хозяйственный кризис лежит на тех, кто возглавляли обитель. Рост налогов и трудности с возвращением беглых крестьян не привели к разорению др. вологодских обителей.

http://pravenc.ru/text/389615.html

Распространенная редакция «Предания старческого» оказывается крайне противоречивым текстом: первая половина ее рассказывает о нормах жизни в общежительном монастыре, вторая – излагает правила скитского жительства. Так чему же должен учить старец своего ученика? Жизни в киновии или жизни в ските? Старец Нил отвечает на этот вопрос однозначно – и основывает скит на реке Соре, организуя жизнь в нем по Скитскому уставу и не беря с собой сборника «Старчество». Нил Сорский прошел тем же путем, каким шел до него Антоний Печерский. И так же, как и в случае с Антонием и Феодосием Печерскими , ученик Нила не продолжил традиции своего учителя. Какой монастырь основал Иннокентий, покинув Нило-Сорскую пустынь? В рукописи XVIII в. РНБ, 0.1.274, происходящей из Нило-Сорского скита, в кратком Житии Нила Сорского мы найдем такие слова преподобного Нила, обращенные им к своему ученику при отправке того в Вологодские земли: «Бог тя имать прославити тамо, и твоя обитель общая, а моя пустыня будетъ тако, какъ при живот моемъ, такъ и по смерти моей, и братія по единому имут жити в келіяхъ своихъ». Комментируя эту ситуацию, Г. М. Прохоров пишет: «Мы можем рассматривать высылку Иннокентия Нилом из своего скита как свидетельство расхождения их во мнениях о должном порядке жизни в ските». И если прав Г. М. Прохоров (а судя по всему, это так) и «Надсловие» и «Пристежение» к «Преданию» и Уставу Нила Сорского действительно написаны Иннокентием Комельским, то имеет место не просто некоторое расхождение наставника и ученика во взглядах на организацию монашеской жизни, а прямая, открытая полемика ученика со своим старцем, что абсолютно противоречит той модели взаимоотношений старца и его подопечного, которая существовала на протяжении многих веков и основой которой было безоговорочное послушание ученика своему старцу. Что касается сборника «Старчество», то внутренние противоречия Распространенной редакции «Предания старческого» не привели к разрушению самого сборника. Скорее это создало основу для превращения его в некоторых своих вариантах в своеобразную энциклопедию форм монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

пустыни скончались питомцы Свирского наставника Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий (поставленные, по рукописным святцам, в лике преподобных). Александр в духовном своем завещании писал: «Братии моей приказываю жить о Христе, и отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, – казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь, – то все пошло в дом св. Троицы и боголепного Преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход». Св. старец скончался на 85 году от рождения, 30 августа 1583 года. 203 И из необъятного леса комельского свет Божий продолжал сиять на окрестности. Какое благословенное Богом место была эта дубрава, расстилавшаяся во всю южную полосу Вологодского края, рассекаемая пустынным течением Нурмы и Комелы и других безвестных речек! Казалось, дебри были созданы для витания диких зверей, но туда стремились ангелоподобные люди, чтобы сперва по краям леса, где только позволяла местность, а потом даже и в самой дремучей глуши его, с большим дерзновением, ставить свои духовные твердыни. Преподобные Сергий Нуромский и Павел Обнорский с южной стороны коснулись только сих девственных лесов и едва ли тогда не впервые застучала их иноческая секира на вековых соснах, не видавших дотоле руки человеческой. 204 В конце XV столетия подвизались здесь преп. Аврамий и Коприй – на берегу р. Печенги, 205 преп. Иннокентий, друг и собеседник Нила Сорского , 206 преп. Онуфрий и Авксентий основатели Перцовой пустыни, 207 и наконец великий отец пустынножителей –Корнилий. Родители прей. Корнилия, люди знатные и богатые, по прозванию Крюковы, оставили его сиротою в младенчестве, поручив дяде, Лукьяну Крюкову, служившему при дворе великой княгини Марии, супруги Темного. Лукьян, удаляясь в Белозерскую обитель преп. Кирилла, взял с собою и 12-ти летнего племянника. Здесь отрок, приняв пострижение, начал труды иноческие тяжелым послушанием в хлебнях, в свободное время списывал книги, носил вериги, потом предпринял странствование по пустынным обителям. 208 Это странствование не было праздным: юный инок собирал опыты жизни духовной, терпел голод и жажду, зной и мороз, для Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Uhhokehmuй Комельский, Вологодский, прп. Описания иконы Иннокентий Комельский, Вологодский, прп. - житие Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский (память 19 марта по старому стилю) Происходил из рода московских князей Охлябининых. Принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре, ученик преподобного Нила Сорского (U 1508; память 7/20 мая). Вместе со своим наставником совершал паломничество в Палестину, Константинополь, на святую гору Афон, где прожил несколько лет. Возвратившись на родину и ища безмолвия, преподобный Иннокентий вместе с преподобным Нилом поселился на реке Сорке, где его учитель основал скит со строгим уставом. По указанию Божия Промысла преподобный оставил своего наставника и поселился в Комельском лесу, недалеко от Вологды, на реке Еде. Тридцать лет трудился преподобный Иннокентий над устройством монастыря. На основании творений святых отцов и особенно писаний преподобный Нила Сорского он составил для братии наставления. Преподобный Иннокентий завещал прежде всего избегать ссор и споров просил хранить любовь о Христе и мир духовный. Покидавший пустыню инок т[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6516.jpg:   Размер: 574x594, 0.34 MPix, 56 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1916

Величание Величаем тя,/святителю отче Кирилле,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 19/1 Мучеников Хрисанфа и Дарии и иже с ними (283). Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103). Тропарь мученикам Хрисанфу и Дарии, глас 4 Мученицы Твои, Господи... (общий мученикам). Ин тропарь, глас 1 Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Кондак, глас 8 Светильницы светлии явльшеся... (общий мученикам). Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Хрисанфо и Дарие,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Иннокентию Комельскому, Вологодскому, глас 4 От юности своея весь Богови поработился еси, блаженне./Того ради любве отечество и род оставил еси/и, в пустыню вселився,/в ней жестоко житие показал еси,/и чудес дарования от Господа приял еси,/преподобне Иннокентие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 3 От юности сосуд избранен был еси/и в житии Богу послужил еси,/иноков наставниче Иннокентие,/потщался еси хуждшее покорити лучшему,/темже и страсти умертвив,/возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/в Бозе Емуже предстоиши,/моли, отче, Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Отечества, преподобне, удалився/и вселився в пустыню,/тамо жестоко житие показал еси, и многих людей житием своим удивил еси;/поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, преподобне Иннокентие отче наш. Ин кондак, глас 8 Мира и сродник удалився,/в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси,/и в подвизе жития, отче, просиял еси,/поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/радуйся, Иннокентие преподобие. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010