Прп. Павел благословил на игуменство в П. О. м. своего любимого ученика Алексия, к-рого древний монастырский синодик, сгоревший в 1909 г., именовал преподобным. Прп. Павел продолжал жить в своей келье, соблюдая строжайший пост, и посещал П. О. м. только по воскресеньям и праздникам. Для братии он ввел строгий общежительный устав. В кельях воспрещалось хранить деньги, еду и питие, можно было иметь только иконы и книги. Одежду и обувь насельники получали из монастырской кладовой, туда же отдавали собственные изделия, изготовленные по послушанию. Иноки должны были трудиться, пребывать в безмолвии, спиртное в монастырь вносить было запрещено. За неск. дней до кончины, в праздник Богоявления, прп. Павел предрек разорение татарами Костромы (оно началось в тот же день) и скорбел о нем. 10 янв. 1429 г. преподобный скончался и был похоронен у юж. стены Троицкой ц. Первоначально П. О. м., как и ряд расположенных поблизости от него мон-рей (Спасо-Нуромский, Арсениев Комельский в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне , Воскресенский мон-рь (в 30 км юго-восточнее Павлова Обнорского, основан прп. Сильвестром Обнорским), позднее - Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Иннокентиев Комельский в честь Преображения Господня ), тяготел к Москве и Костроме, а в XVI в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды,- к ней, но не к Новгороду Великому. Со стороны Волги через Обнору и Комельский лес - первоначально малообитаемый и «разбойничий» - «транзитную водораздельную чащобу», препятствующую распространению на восток новгородского влияния, шла московская колонизация вологодских земель. «Проводником московского влияния» был Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честних древ Креста Господня мужской монастырь ( Грязнов А. Л., Черкасова М. С. О формировании межуездных границ на Рус. Севере в XV-XVI вв.: Белоозеро - Вологда - Устюг//Сев. Русь и проблемы формирования Древнерусского гос-ва. Вологда, 2012. C. 178-192).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Двое из учеников Нила были канонизованы: Кассиан Учемский и Иннокентий Комельский. Первый был родом грек, в мире князь Манкупский, который, постригшись в Ферапоптовом монастыре на Белоозере, основал свой собственный Учемский монастырь в пятнадцати верстах от Углича (1504 или 1509). Иннокентий Охлябинин был любимым учеником Нила, спутником его странствий по святым местам Греции. Оставив скит преподобного Нила, он ушел в Комельский лес (Вологодской губернии), где, после долгого пустынножительства, основал скит для своих учеников. Своею рукою он переписал Нилов «Устав», снабдив его своим «Надсловием» и «Пристежением». Скончался он задолго до смерти своего учителя, в 1491 г. Подробное житие его погибло вместе с житием Нила от татарского разорения в 1538 г. Но и в его краткой редакции видим истинного ученика Нилова: «Нравом смирен и образом кроток, и в божественных писаниях трудолюбие поучашеся и всем умом испытуяще». Другой великий Комельский подвижник Корнилий († 1537) в своем «Уставе» и в своей жизни сочетал черты Нилова и Иосифова благочестия, с преобладающим влиянием Нила. Можно было бы говорить об эклектизме его направления, если бы житие его не давало образ большой цельности и самобытности. Ростовец родом, он вместе со своим дядей двенадцати лет ушел в Кириллов монастырь, где и постригся. Вериги и тяжелые труды – «кто не знает Кирилловские хлебни?» – не мешали ему заниматься списыванием книг. К преподобному Кириллу и его обители он относился всю жизнь с благоговейным уважением. Духовное странничество, один из первых примеров которого явил на Руси Корнилий, привело его сначала в Новгород к архиепископу Геннадию, другу Иосифа, потом, через тверские монастыри, в Комельский лес. Лишь на шестидесятом году жизни, после многих трудов и опасностей, отшельник соорудил первую церковь во имя Введения для своих учеников. Однако не скит, а киновию строил Корнилий на старости лет, со строгим общежитием и уставом. Для своей киновии Корнилий не искал сел и имений: сам с монахами неустанно корчевал и распахивал девственный лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Блаженно, приснопамятно отче Алексие, взем на рамена своя благий ярем Господень, путем преподобных Отец Сергия и Павла последовал еси, достигнув пространства и широты небесной. Моли и о нас благость Господню, да исправит и наша стопы к деланию заповедей Его! V. Преподобный Иннокентий Комельский 5 Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых, иноческое воспитание и пострижение получил в великой обители преподобного Кирилла Белоезерского, где любовию о Господе привязался к подвизавшемуся здесь иноку Нилу Майкову, впоследствии преподобному Сорскому, первоначальнику скитского жития в России. Руководимый им, Иннокентий вместе с своим наставником продолжительное время странствовал по Востоку и несколько лет прожил на Афоне, изучая иноческую жизнь, так сказать, у самых первоисточников ее. Возвратившись обратно в Россию и в Белоезерскую обитель, Нил и Иннокентий предпочли удалиться на болотистую Сорку, где первым из них и был основан первый в России скит. В течение многих лет руководимый Нилом, Иннокентий созрел для того, чтобы быть наставником других. – «Иди на Нурму, сказал ему преподобный Нил:·Бог тя имать прославити тамо и твоя обитель будет обща (общежитие), а моя пустыня будет как при животе моем, такожде и по смерти моей, и братия по единому имут жити в кельях своих». Как ни прискорбно и неожиданно было старческое веление, но как сын послушания, Иннокентий беспрекословно повиновался ему, и, придя в Комельский лес, без сомнения посетил уже существовавшие здесь обители: Сильвестрову, Сергиеву и Павлову. В 1491 г., когда он пришел сюда, в обители Павловой еще во всей чистоте и неприкосновенности жил дух ее преподобного первоначальника, что отчасти и побудило Иннокентия и поселиться в 12-ти верстном от нее расстоянии на речке Еде. Для причащения Св. Таин и для духовных собеседований с жившими в Павловой обители старцами Иннокентий многократно посещал ее. Когда к уединенной куще его собрались любители пустыни, преподобный создал церковь Св. Предтечи и положил начало общежительному Преображенскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павлом Обнорским. Тип К. имеет отличия: в парном изображении у него кудрявые волосы, лежащие на голове округлой шапкой, с небольшими залысинами на лбу, в другом - пышная прическа с прямым пробором, более длинная и округлая борода. Уверенный изящный рисунок характеризует работу профессионального мастера, возможно специализировавшегося на книжной миниатюре. Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими. Икона. Нач. ХХ в. (ц. прав. Лазаря в Вологде) Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими. Икона. Нач. ХХ в. (ц. прав. Лазаря в Вологде) К. часто писали на иконах вместе с др. Вологодскими чудотворцами. В описи имущества глушицких «старого» Покровского и Иоанно-Предтеченского Сосновецкого мон-рей 1775 г. значится «образ преподобного князя Игнатия, игумена Димитрия Прилуцкого, Александра Куштского, Павла Обнорского, Корнилия Комелского, Григория Пелшемского чюдотворцев стоящие. В средине, в возглавии образ Господа Вседержителя…» (РНБ. ОСРК (Ф. 550). F.IV.744. Л. 24; см.: Переписные книги. 2011. С. 225-226). В 1723 г. Иван Никифоров написал образ К. и его ученика прп. Филиппа Ирапского в молении Св. Троице ( Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 263. Примеч. 5). На большой иконе (Белозерский обл. КМ; см. отчет от 2 нояб. 2006 худож.-реставратора О. А. Соколовой) изображена на облаке Богородица с Младенцем с припадающими избранными, в т. ч. Белозерскими, святыми; К.- седовласый старец в левой группе. Образ, предварительно датированный кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., происходит, вероятно, из Андогской Успенской пуст. (ныне Белозерского р-на) (привезен из экспедиции в 1989). В иконостасе ц. прав. Лазаря в Вологде слева от царских врат находится икона «Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими» на золотом чеканном фоне - работа в масляной технике иконописных мастерских нач. ХХ в. Святые показаны вполоборота, их фигуры соразмерны по величине фигуре Богоматери, у К.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Скончался преподобный Иннокентий 19 марта 1521 года. Согласно завещанию он был погребен в углу монастыря близ болота. На могилу его был положен камень, на котором записан год, месяц и день преставления. Молитвословия Тропарь, глас 3 От юности сосуд избранен был еси/и в житии Богу послужил еси,/иноков наставниче Иннокентие,/потщался еси хуждшее покорити лучшему,/темже и страсти умертвив,/возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/в Бозе Емуже предстоиши,//моли, отче, Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 4 От юности своей весь Богу поработился еси, блаженне,/Того ради любве отечество и род оставил еси,/и, в пустыню вселився,/в ней жестокое житие показал еси,/и чудес дарования от Господа приял еси,/преподобне Иннокентие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Мира и сродник удалився,/в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/и в подвизе жития, отче, просиял еси,/поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти://радуйся, Иннокентие преподобне. Ин кондак, глас 4 Отечества, преподобне, удалився/и вселився в пустыню,/тамо жестокое житие показал еси/и многих людей житием своим удивил еси./Помилуй нас, чтущих память твою, да зовем ти://радуйся, преподобне Иннокентие, отче наш. Использованные материалы   С ударением на втором слоге это именование содержится в месяцеслове Служебников изд. Московской Патриархии (напр., 2004 г., с. 506). Подтверждение со ссылкой на письмо Вологодского епархиального управления: " Прилагательное " Комельский " происходит от названия реки Комелы и произносится с ударением на второй слог " - http://cslav.orthonet.ru/viewtopic.php?t=1609   Житие в Минее-март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 87, http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar287.html . Редакция текста от: 30.11.2017 17:06:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9678.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь Статья И.Н. Шаминой посвящена житию преподобного Иннокентия Комельского и истории основанного им монастыря на берегу реки Еды в верховьях Нурмы, в 50 км к юго-востоку от Вологды. И. Н. Шамина, кандидат исторических наук, научный редактор журнала «Вестник церковной истории», литературный редактор журнала «Отечественная история». (Публикация Жития прп. Иннокентия Комельского выполнена при поддержке Агиографического совета при Патриархе Московском и всея Руси) Основатель Иннокентиева монастыря прп. Иннокентий Комельский был представителем княжеского рода Охлябининых (1). Прп. Иннокентий, скорее всего, принадлежал к первому поколению Охлябининых (2) - был одним из сыновей Федора Охлябина. Из сыновей Федора Охлябины в источниках упоминаются трое: Петр, Василий и Иван (3). Петра и Василия с прп. Иннокентием отождествить невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., а Василий - под 1550/51 г., когда прп. Иннокентия уже не было в живых. Иван Федорович Охлябинин упоминается единственный раз - в разрядной книге под 1515 г. (4), однако прп. Иннокетий, будучи в это время монахом (5), не мог находиться на государевой службе. Таким образом, прп. Иннокентий под своим светским именем в источниках не упоминается. Наиболее ранние сведения о прп. Иннокентии относятся ко времени его путешествия в Константинополь, Палестину и на Афон, которое он предпринял, сопровождая своего учителя прп. Нила Сорского (+ 1508 г.). Эти известия, сохранившиеся в сочинениях, посвященных прп. Нилу (6), позволяют предположить, что прп. Иннокентий, так же как и его учитель, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Паломничество состоялось между 1475 г., которым датируется последняя грамота Кирилло-Белозерского монастыря, где упомянут прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

В описи имущества Иннокентиева Комельского монастыря есть упоминания и о других документах, которые находились в составе монастырского архива, однако не сохранились до нашего времени и не были пересказаны составителями описи. Это царские указы и грамоты из приказа Большого дворца об уплате налогов и о размерах жалованья монастырским слугам, царские указы о переводе монастырских крестьян в даточные, в плотники, в кирпичники, отписи из Конюшенного приказа в полевных деньгах. Среди внутривотчинных документов в описи упоминается вкладная книга 1656-1701 гг. В монастырском архиве хранилось большое количество заемных кабал на крестьян, монастырских слуг и помещиков, причем отдельно записаны кабалы на крестьян Иннокентиева монастыря, отдельно на помещиков и на крестьян других владельцев. В монастырском архиве имелись также платежные отписи, приходные и расходные книги мирских старост, монастырских житников и монастырских дворников, живших в монастырском дворе в Вологде, сметные списки, «что в... монастыре и в вотчине денежнаго и хлебнаго приходу и росходу». Наиболее важные монастырские документы хранились в подголовке (особом сундуке), который, вероятно, находился в ведении казначея. Именно эти документы подробно переписал составитель описи. Часть материалов, очевидно менее значимых, находилась среди монастырской рухляди в «коробье». Об исходившей из монастыря документации позволяют судить материалы, сохранившиеся в архивах различных органов государственного управления, монастырей, Вологодского архиерейского дома. Среди них следует назвать челобитные архиепископу Вологодскому и Великопермскому Симону крестьянина и келаря Иннокентиева монастыря 1667 и 1669 гг. (51), сметную выписку старца Иннокентиева монастыря Иоасафа о соляном промысле 1693 г. (52) и Судебное дело против игумена Иннокентиева монастыря Акилы 1705 г. и др. Следует отметить, что сохранилась ничтожная часть обширного монастырского архива. Иннокентиев Комельский монастырь не относился к числу экономически сильных, какими были, например, соседние Павлов Обнорский и Корнильево-Комельский монастыри. Тем не менее во владении монастыря находилось значительное количество угодий и деревень. В начале 1620-х гг. вотчину Иннокентиева Комельского монастыря составляли 36 селений, но жилыми из них были лишь 12. В деревнях Комельского монастыря располагались 55 крестьянских дворов, в которых жили 55 дворовладельцев, а также 4 монастырских двора, где жили монастырские слуги, служебники и детеныши, и 3 двора церковнослужителей. К 1627-1630 гг. количество крестьянских дворов уменьшилось до 53, в них жил 71 крестьянин (53). По данным В. С. Румянцевой, в середине XVII в. за монастырем числились 130 крестьянских дворов (54). В начале XVIII в. 1701 г. в вотчине Иннокентиева монастыря находились 32 жилых деревни, а в них 127 крестьянских дворов с численностью зависимого населения 569 человек мужского пола.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Преподобный Иннокентий поселился в Комельском лесу около 1491 года. В то время вся южная часть Вологодского края была покрыта сплошными лесами, рассекаемыми течением рек Комелы, Нурмы, Еды и множества безымянных речек и ручьев, которые делали эти места заболоченными. Но именно сюда, начиная с XIV века, стали устремляться русские подвижники. Первым проложил дорогу в Комельский лес преподобный Димитрий Прилуцкий, позднее – преподобные Сильвестр Обнорский, Сергий Нуромский, Павел Обнорский. В этом ряду северных святых преподобный Иннокентий занял достойное место. В 70 км от Вологды и в 10 км от реки Нурмы на реке Еде воздвиг он себе уединенную келлию. Но недолго пришлось пребывать отшельнику в одиночестве. Один за другим стали приходить к нему искавшие идти по узкому пути спасения. Преподобный Иннокентий всех принимал с любовью. Преподобный Нил направил своему любимому ученику дошедшее до нас послание, в котором наставлял его исполнять заповеди Господни, неустанно молиться, подражать житию святых, хранить их предание и учить тому же братию. Вначале преподобный Иннокентий ввел устав по образцу Сорского скита, но по мере того, как число приходящих к нему умножалось, им был принят общежительный устав, отличавшийся особой строгостью. Под руководством преподобного Иннокентия братия построили храм во имя святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Руководствуясь уроками своего учителя, преподобный Иннокентий любил наставлять иноков словами из святоотеческих писаний, особенно из творений святителя Иоанна Златоуста , преподобных Симеона Нового Богослова , Антония Великого . Равнодушный к мирским благам и потребностям тела, всегда довольствовавшийся малым и никогда не просивший вкладов даже на устройство храма, преподобный Иннокентий тридцать лет руководил братией. Предчувствуя близость смерти, преподобный написал духовное завещание, которое должно было служить руководством для иноков и после его кончины: «Се аз убогий инок Иннокентий написал есмя сий завет, аще кому повелит Бог жити в пустыни нашей. Прежде всех о сем молю вас, Господа ради, поминайте мене грешнаго во святых молитвах своих. Аз вам отцем и братиям нашим зельне челом бью. Сие же завещеваю, ежебы промежду вами брани не было, но любовь, яже о Христе и мир духовный посреде вас.. А еже како пребывати в пустыни нашей молитве во веки и како питатися и когда подобает исходити потребы ради в благословенно время на рукоделие и о прочем, сия вся вчинена суть в писании господина и учителя моего отца Нила, и яже написана в сей книзе. Сего ради аз вскоре притекох и понеже тамо обрящеши вся, яже благоугодна суть Богови».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иннокентий Комельский. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Вторая редакция Жития имеет больший объем по сравнению с 1-й редакцией. «Завет» И. во 2-й редакции сильно переработан: завещание построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Наиболее пространными дополнениями во 2-й редакции являются повествования о детстве святого, о его пострижении и жизни в Ниловой Сорской в честь С ретения Господня пуст. Составитель Жития свободно обращался с имевшимися у него данными, допуская при редактировании смысловые изменения. Он стремился привести свое сочинение в соответствие с агиографическими канонами и активно заимствовал фрагменты из др. житий. Так, автор Жития передает беседу И. и прп. Нила, в к-рой последний предупреждает своего буд. ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Подобные диалоги встречаются в Житиях прп. Феодосия Печерского, прп. Александра Свирского и прп. Ефрема Перекомского. Во 2-й редакции Жития И. уточнена дата набега казанских татар, разоривших мон-рь,- 1538 г. Источником этих сведений исследователи называют Житие прп. Павла Обнорского (редакция Жития с 26 чудесами; см.: Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 315). Согласно Житию И., святой принадлежал к княжескому роду Охлябининых. Этот род происходил от ярославских князей Ухорских. Второй сын Василия Даниловича Ухорского, Федор Охлябина, стал родоначальником Охлябининых, а младший, Михаил,- родоначальником Хворостининых, упоминаемых в Житии И. как «свойственников» святого. Из сыновей Федора Охлябины в древнейших редакциях родословных книг названы Петр и Василий. В разрядной книге под 1515 г. единственный раз упоминается Иван Федорович Охлябинин, к-рый традиционно отождествляется с И. (РБС. Т. 8. С. 108; Ивина. 1985. С. 181, 217 и др.). Однако против этого отождествления есть ряд возражений. В. Б. Кобрин подвергает сомнению достоверность упоминания, считая его позднейшей вставкой (см.: Кобрин. 1995. С. 47-48). Впрочем, даже если признать запись аутентичной, то к 1515 г. И., вероятнее всего, давно уже не было в живых, поскольку он, по-видимому, скончался в 1499 г. (см. ниже). Если предположить, что он умер в 1521 г. (как указано в некоторых месяцесловах), то к 1515 г. И. был уже монахом и не мог находиться на гос. службе. Петра и Василия Охлябининых с И. отождествить также невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., Василий - под 1550/51 г.

http://pravenc.ru/text/389625.html

  Сие же, како пребыватись в пустыни нашеи, и о молитве, и о пении, и како питатись, и когда подобает исходити потреб ради во благословно время, и о рукоделании, и о прочем. И сия вся вчинена суть в написании господина и учителя моего преподобнаго и святаго старца Нила.   Написано в книзе сеи: Чтобы-де его обители не держати и не приимати юных и безбрадных иноков, и не постригати таковых, и мирских юных и безбрадны на служение не держати. И женску полу всячески в нашу пустыню невходно, и иже безсловесных, коих женска роду, в нашу пустыню невходно, и не быти у нас. И пиянственнаго пития отнюдь не подобает нам держати. Имеются также две небольшие содержательные поправки: прп. Иннокентий именует прп. Нила Сорского «старцем», автор же Жития дополняет - «преподобнаго и святаго старца»; прп. Иннокентий, завещая братии построить церковь, оставляет этот вопрос «на Божием изволении и на их произволении», в то время как автор Жития сохраняет лишь первую часть - «на Божии изволении», отказывая монастырской братии в праве действовать по своему «произволению». Из письменных источников в распоряжении автора первой редакции, скорее всего, был также текст иконописного подлинника: «Преподобный отец Инокентий пишется: всем подобен, лицем и брадою, аки Варлам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая». Причем этот подлинник отражает раннюю, не дошедшую до нашего времени редакцию. В более поздних иконописных подлинниках прп. Иннокентия уподобляли уже не Варлааму Хутынскому, а сщмч. Власию (79). Около 1/5 текста Жития занимает рассказ о погребении преподобного и написании его образа. Источником для него, по всей видимости, стали имевшиеся в обители надгробный камень и икона. Остальные сведения жития - о происхождении прп. Иннокентия, его пострижении, основании монастыря на речке Еде и о разорении его казанскими татарами - основаны, вероятно, на устных преданиях. Рассказ Жития о пострижении прп. Иннокентия и времени основания им монастыря противоречит тексту «О житии преподобнаго Нила Сорскаго», в котором сообщается, что прп. Иннокентий и прп. Нил вместе путешествовали по Палестине и побывали на Афоне еще до основания Ниловой Сорской пустыни и что прп. Иннокентий покинул Сорский скит при жизни своего учителя (80). Учитывая, что у насельников Ниловой Сорской пустыни не было причин специально придумывать рассказ об особой роли прп. Иннокентия в зачале их обители, более достоверными представляются сведения из рассказа «О житии преподобнаго Нила Сорскаго».

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010