«От святых Иосифовой или, точнее, Пафнутиевой школы – пишет далее Г. П. Федотов , – переходим к ученикам Преп. Нила и заволжцам. Двое из учеников Нила были канонизированы: Кассиан Учемский и Иннокентий Комельский. Первый был родом грек, в мире князь Манкупский, который, постригшись в Ферапонтовом монастыре на Белоозере, основал свой собственный Учемский монастырь в : 15 верстах от Углича. Иннокентий Охлябинин († 1491) был любимым учеником Нила, спутником его странствий по святым местам Греции. Оставив скит Преп. Нила, он ушел в Комельский лес (Вологодской губ.), где, после долгого пустынножительства, основал скит для своих учеников. Своею рукою он переписал Нилов Устав, снабдив его своим «Надсловием» и «Пристяжением». Скончался он задолго до смерти своего учителя, в 1491 г. Подробное житие его погибло, вместе с житием Нила, от татарского разорения в 1538 г. Но и в его краткой редакции видим истинного ученика Нилова: «Нравом смирен и образом кроток, и в божественных писаниях трудолюбие поучащеся и всем умом испытуяще» 110 . Другой подвижник тех же Комельских лесов, Преп. Корнилий, во многих отношениях заслуживает особого внимания. Прежде всего потому, что перед нами в его лице – великий святой, прокладывавший новые пути. Можно сказать, что он был третьим и последним вдохновителем монашества и духовной жизни в Вологодском крае: как обители Преп. Дионисия Глушицкого и Кубанского озера, но гораздо позже их, его лавра стала рассадником других монастырей. До нас дошло его житие, написанное в 1589 г. лично его знавшим учеником, Нафанаилом. Ключевский считал, что по своей исторической правдивости и по обилию приведенных фактов это – один из лучших памятников русской агиографии. Личная дружба, связывавшая автора с Преп. Корнилием, в том и сказалась, что труд его сделан очень обстоятельно и носит отпечаток исторической достоверности. Изучение личности и воззрений Корнилия нам облегчает, наконец, еще и другой документ: Устав, составленный им для своего монастыря. Как Преп. Сергий, Корнилий происходил из Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первое подробное описание монастыря содержится в сотной грамоте, данной в 1621 г. игумену Геннадию (см. настоящую публикацию, документ 1). На момент ее составления в монастыре имелись 4 монашеские кельи, в которых могли жить помимо игумена от 3 до 6 человек (35). Тот же игумен Геннадий являлся настоятелем монастыря и в 1632 г., когда монастырь получил еще одну сотную грамоту. Количество монашеских келий к этому времени не изменилось. Таким образом, за столетие прошедшее после разорения обители, число ее насельников практически не увеличилось. В вологодской степени среди 23 монастырей Иннокентиев Комельский занимал лишь 17 место (36). Только к концу XVII в. число монахов (вместе с игуменом) возросло до 16 (37). 29 сентября 1623 г. монастырские власти получили от царя Михаила Федоровича новую жалованную грамоту, взамен тех, что были утрачены в Смутное время. По этой грамоте игумен Геннадий «з братиею, или хто по нем иныи игумены и братия в монастыре будут...» получали налоговые льготы: «Монастырские вотчины наших никаких податей, и денежных поборов, и казачьих хлебных запасов, и кормов не давати, опричь ямские денег, и стрелецких хлебных запасов, и городового и острожного дела». Монастырь и его владения освобождались также от воеводского суда «опричь душегубства, и розбоя, и татьбы с поличным... и ведает и судит своих монастырских людей и крестьян игумен з братиею сами во всем, или кому прикажут». В случае, если в судебном деле участвовали люди, жившие вне монастырской вотчины, то назначался смесный суд. «А в духовном деле игумена з братьею судит богомолец наш архиепископ Вологоцкий и Великопермский». Грамота защищала обитель от произвола светских властей: «Воеводы наши, и дьяки, и всякие ратные и проезжие люди в наших монастырских селех и деревнях силно не ставятца и подвод, и проводников, и кормов своих и конских у них не емлют, а кому у них лучитца ставити, и они корм свои и конской купят у них, как им продадут». При проезде по монастырским делам без товара к Москве монастырские люди освобождались от всех дорожных пошлин (38).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Он целиком поместил в жизнеописании и духовное завещание, продиктованное Геннаиисм: «бе бо Геннадий не умеяше грамоте» 451 . Немного позже составлено житие Геннадиева учителя Корнилии Комельского. Автор называет себя постриженинком Корнилия и некоторые рассказы в своем труде оканчивает замечанием, что слышал их от самого святого. Из грамоты патриарха Иова, писанной 21 февр. 1600 г. по поводу установления празднования Корнилию, узнаем, что игумен Иосиф представлял церковному собору в Москве канон святому и житие с чудесами. В одном списке жития уцелела заметка автора, что оно писано в 1589 г. «рукою многогрешного Нафанаила Корнильевского» 452 . Нафанаил, по-видимому, не был знаком с житием Геннадия и рассказывает о последнем не совсем согласно с Алексеем; рассказ его богаче Алексеева труда биографическими подробностями, но так же прост и ровен, даже сух и сжат, что возвышает его цену. – К тому же времени, к концу XVI в. можно отнести составление уцелевшего жития другого комельского пустынника Иннокентия. Это краткая записка, очень скудная известиями и исполненная неточностей 453 . Биограф говорит, что некогда в монастыре «много писания о святом бысть», но в 1538 г. казанские Татары вместе с монастырем сожгли и эти записки. Биограф писал по уцелевшему преданию, многое забывшему или спутавшему; единственным письменным источником служило ему краткое завещание, приложенное Иннокентием к собственноручному списку монастырского устава учителя своего Нила Сорского . Позднейший писец жития Герасима Болдинского называет автора его, игумена Антония, учеником Герасима; но это известие не подтверждается ни его словами в житии ни его некрологом, написанным в Вологде в XVII веке; напротив он везде ссылается только на рассказы «достоверно поведущих», не выставляя себя очевидцем. Житие написано по просьбе монахов-учеников Герасима и, как видно по выражениям автора, в Болдинском монастыре, следовательно не позже 1586 года, когда автор стал вологодским епископом. Биография отличается обстоятельностию рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Житие Геннадия Костромского вместе с службой ему написал ученик его и игумен основанного им монастыря Алексей. В наставлении к братии по поводу жития автор просит отвезти его труд на просмотр к царю Федору и митрополиту Дионисию: следовательно, биография написана в 1584–1587 годах. Она отличается свежестью биографических черт и простотою изложения: автор владеет книжным языком, но мало заботится о риторике. Он целиком поместил в жизнеописании и духовное завещание, продиктованное Геннадием: «Бе 6о Геннадий не умеяше грамоте» 452 . Немного позже составлено житие Геннадиева учителя Корнилия Комельского. Автор называет себя постриженником Корнилия и некоторые рассказы в своем труде оканчивает замечанием, что слышал их от самого святого. Из грамоты патриарха Иова, писанной 21 февраля 1600 года по поводу установления празднования Корнилию, узнаем, что игумен Иосиф представлял церковному собору в Москве канон святому и житие с чудесами. В одном списке жития уцелела заметка автора, что оно писано в 1589 году «рукою многогрешного Нафанаила Корнильевского» 453 . Нафанаил, по-видимому, не был знаком с житием Геннадия и рассказывает о последнем не совсем согласно с Алексеем; рассказ его богаче Алексеева труда биографическими подробностями, но так же прост и ровен, даже сух и сжат, что возвышает его цену. К тому же времени, к концу XVI века, можно отнести составление уцелевшего жития другого комельского пустынника, Иннокентия. Это краткая записка, очень скудная известиями и исполненная неточностей 454 . Биограф говорит, что некогда в монастыре «много писания о святом бысть», но в 1538 году казанские татары вместе с монастырем сожгли и эти записки. Биограф писал по уцелевшему преданию, многое забывшему или спутавшему; единственным письменным источником служило ему краткое завещание, приложенное Иннокентием к собственноручному списку монастырского устава учителя своего Нила Сорского . Позднейший писец жития Герасима Болдинского называет автора его, игумена Антония, учеником Герасима; но эти известие не подтверждается ни его словами в житии, ни его некрологом, написанным в Вологде в XVII веке; напротив, он везде ссылается только на рассказы «достоверно поведущих», не выставляя себя очевидцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

16 Преосв. Евлампий называет ректора Адриана своим воспитанником вероятно потому, что во время учения Адриана в Московск. дух. академии Евлампий был в этой академии инспектором. 17 Адриан Тяжелов, старший кандидат VI курса Моск. дух. акад. Определен в 1828 году инспектором Вятской семинарии. В 1833 г. ректор Тамбовской семинарии; в 1841 г. ректор Черниг. семин.; в 1848 г. ректор Волог. семинарии; в 1849 г. уволен на покой и помещен на жительство в Александроневскую лавру; потом быль настоятелем Старицкого, Тверск. губ., монастыря. В 1868 г. назначен настоятелем Астраханского Преображенского монастыря; в 1870 г. перемещен в Волынскую епархию, но не достигши места назначения, скончался в Угрешском монастыре близ Москвы.–Бывшие воспитанники Волог. семин. 40-х годов, вероятно хорошо помнят этого ректора–чудака. 18 Афанасий Борисович, из воспитанников и профессоров Киевск. дух. академии, назначен ректором Волог. семинарии в 1841 году (в один год с прибытием в Вологду преосвященного Иннокентия); в 1846 г. переведен в ректоры Черниговской семинарии и там в 1847 году скончался от холеры. 20 Профессор Московской дух. академии, протоиерей Петр Спиридонович Делицын, ревизовавший Вологодскую семинарию в 1848 году дважды, сперва в Июле, а потом в Сентябре. Следствием этой ревизии было увольнение ректора Адриана в Марте 1849 года от должности ректора и от настоятельства в Спасоприлуцком монастыре. 21 „Ваши аввы“: так названы ниже упоминаемые игумены Арсений, настоятель Корнильево-Комельского монастыря и Палладий, настоятель Арсениево-Комельского монастыря, потому, что они поступили в Вологодскую епархии в один год с прибытием в Вологду Преосв. Иннокентия, и по его приглашению. 22 Буде не окажется препятствие со стороны сочинения; что будет препятствовать в сочинении, то, по Вашему усмотрению, благоволите устранить. Примеч. автора. 23 Перевод „Первой седмицы“ на французский язык сделан быль в 1845 году известным Александром Скарлатовичем Стурдзою, который впоследствии перевел эту седмицу и на греческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский. День памяти - 11 апреля Продолжатель афонской скитской традиции на Руси - преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский. День памяти - 11 апреля Там поставил святой Нил себе келью, и невдалеке от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос, поставил себе другую келью собеседник его Иннокентий. Со временем пришли к ним другие отшельники и таким образом составился первый русский скит по образцу скитов афонских. Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлябинина, родился в Москве. Время его рождения неизвестно. Существовало две редакции жития преподобного Иннокентия, но раннее житие сгорело во время разорения Иннокентиевой пустыни в 1538 году казанскими татарами. Упоминания о святом Иннокентии есть и в житии преподобного Нила Сорского. Вероятнее всего, постриг преподобный Иннокентий принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Потом вместе со своим другом и наставником преподобным Нилом Сорским долго путешествовал по Востоку и жил на Святой Афонской Горе. По возвращении на родину он поселился в Белозерском монастыре, но пробыл там недолго. Вместе со своим наставником преподобным Нилом он вышел из обители и поселился на берегу реки Сорки в пятнадцати верстах от монастыря. Там поставил святой Нил себе келью, и невдалеке от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос, поставил себе другую келью собеседник его Иннокентий. Со временем пришли к ним другие отшельники и таким образом составился первый русский скит по образцу скитов афонских.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=287...

Спасо-Нуромский монастырь имел и своих покровителей из числа местных помещиков. Так, землевладельцы Нарбековы считали обитель «издавна своим прародительским строением» и заступались за нее, когда в 1670-х гг. ее стали притеснять власти расположенного неподалеку Корнилиева Комельского . К 1719 г. в вотчине Спасо-Нуромского монастыря насчитывалось 14 деревень: Боброво, Початково, Тимонино, Дядинское, Чижово, Лукино, Олферово, Савино, Высокое, Поповкино, Шабаново, Сидоровское, Мартюково, Мышкино. К 1764 г. в них жили 403 человека (мужского пола). В том же 1764 г. Спасо-Нуромский монастырь был закрыт, его насельники переведены в Павлов Обнорский монастырь, а соборная церковь обращена в приходскую. Оба деревянных храма были разобраны, некоторое время из монастырских зданий сохранялась лишь часовня, устроенная на месте встреч прп. Сергия Нуромского и Павла Обнорского.   Публикуемая переписная книга монастыря 1701–1702 гг. позволяет увидеть, что представлял собой монастырь в начале XVIII в. – сюжет, пока не освещенный в историографии. Описание монастырей Российского государства в 1701–1705 проводилось по инициативе правительства Петра I в связи с передачей дел воссозданному в 1701 г. Монастырскому приказу. Вместе с монастырями описывались также архиерейские дома и приходские церкви. Это была попытка петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Дошедшие до наших дней переписные книги этого времени хранятся преимущественно в фонде Монастырского приказа (РГАДА, ф. 237). На сегодняшний день лишь небольшая их часть введена в научный оборот. В отличие от других регионов, описи имущества и переписные книги монастырей Вологодского уезда изучены гораздо лучше. Многие описания, в том числе 1701–1702 гг., опубликованы: Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского, Спасо-Каменного, Сямженского Евфимьева, Григориева Пельшемского, Дионисиева Глушицкого монастырей, Симоно-Воломской и Семигородней Публикация переписной книги Спасо-Нуромского монастыря сделает этот список более полным.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

19       Сергий Радонежский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Стефан Озерский, Паисий Угличский, Геннадий Любимский, Феодосий Тотемский, Даниил Переяславский – дети бояр, боярских детей, дворян без обозначения фамилии. Савва Вишерский из рода тверских бояр Бороздиных; родители Кирилла Новозерского были дворяне Белые, Нила Сорского – Майковы, Иннокентия, основателя обители на р. Еде – Охлебинины, Арсения Комельского – Сухарусовы, Корнилия Комельского – Крюковы, Григория Пельшемского – Лопотовы, Ферапонта Можайского – Поскочины, Иона Климецкий – сын посадника Иоанна, Варлаам Шенкурский– посадник Своезенцева. Антоний Леохновский – сын Тверских боярских детей Вениаминовых. Макарий Колязинский – сын боярина Кожина. Отец Пафнутия Боровского был внук крещеного татарина, вотчинник села Кудинова. Внук Литовского выходца Сани, отец Иосифа Волоцкого , владел селом и деревнями. 20       Елеазар Анзерский – сын Козельского купца Севрюкова, Дмитрий Прилуцкий и некоторые другие. 21       Мартиниан Белозерский, Александр Свирский , Александр Ошевенский, Герасим Болдынский в миру был кожевенным мастером, Никодим Кожеозерсий, Леонид Усть-Недумский, Си-мон Воломский (последние трое принадлежат XVII веку). Из священнических семейств вышло также несколько святых. По своему происхождению стоят отдельно три пришельца: Кассиан, основатель обители в 15 верстах от Углича, Тихон Луховской и Серапион Кожеозерский. Первый из них прибыл в Москву в свите Софии Палеолог; второй пришел из Литвы с князем Бельским, которому был дан в удел город Лух; наконец, последний – Серапион, был прежде мусульманин – Мурза Туртас и проживал у боярина Захара Ивановича Плещеева. 23       Чтение вслух одним вельможей жития Симеона Столпника произвело на отрока Димитрия (Даниила Переяславского) такое впечатление, что он побежал к реке и увидел ладью привязанную к берегу канатом, взял этот канат и перетянул им тело. Канат врезался в тело, образовались раны, впоследствии в них завелись черви, пока, наконец, родители, услыхав, что сын их во сне болезненно стонет, открыли ужасные, смрадные язвы на теле отрока. Юное воображение Сергия Радонежского поразил благословивший его старец пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Изображения преподобного Арсения Комельского в сонме вологодских чудотворцев сохранились на нескольких иконах " Собора вологодских святых " XVIII века, которые происходят из храмов города Вологды. На иконе " Спас Великий Архиерей " (ВОКМ. 6520, происхождение неизвестно) Христос представлен в окружении избранных вологодских святых. Это святители - иерархи церкви, преподобные - основоположники монашества и основатели знаменитых монастырей Русского Севера. Торжественная композиция, изображающая святых, предстоящих Христу, приобретает в данном случае особое звучание. Склоненные в сторону Христа головы, протянутые к нему в молитвенном жесте руки, сосредоточенность взоров - все это служит выражением сложного эмоционального чувства. В центре композиции изображен Спас на престоле, правой рукой он благословляет, левой придерживает раскрытое Евангелие с текстом. Взгляд его пристален, благословляющий жест руки направлен на зрителя. Христос облачен в золотистый саккос с крупными цветами, омофор розовый с крестами, на голове - фигурной формы митра с золотым окаймлением. Престол сложной формы с тонкой серебристой решеткой, позем темно-коричневый, фон золотой, нимбы отделены от фона графьей. Преподобный Арсений Комельский изображен в левой части композиции, во втором ряду сверху, рядом со святителем Николаем Чудотворцем, человеком средних лет, в традиционном монашеском одеянии с откинутым куколем, с темными курчавыми волосами и длинной лопатообразной бородой. На иконе " Вседержитель с предстоящими и припадающими вологодскими святыми " (ВОКМ. 7566, из семинарской церкви города Вологды) в центре помещено фронтальное изображение стоящего Христа. В его левой, отведенной в сторону руке - раскрытое Евангелие. Спокойно стоящую фигуру облегают закрученные, ломающиеся складки одежд. С двух сторон к ногам Спаса припадают коленопреклоненные, с простертыми руками Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Позы и жесты их согбенных, силуэтно читающихся фигур, облаченных в монашеские одеяния, симметричны: святые представлены как бы застывшими в вечном молении о божественном снисхождении. В иконографическом составе избранных вологодских святых, помещенных по сторонам фигуры Христа, ощутима продуманность идейного замысла: изображенные святые объединены общностью своего духовного подвига. Подобное изображение обретало значение высшего покровительства вологодским святым, а через них - и самой Вологде. Данный иконографический извод сохранялся на протяжении второй половины XVII-XIX века. Преподобный Арсений Комельский обычно представлен в левой группе святых, в нижнем ряду, рядом с преподобным Сергием Нуромским и Иннокентием Комельским, с характерным удлиненным лицом, темными волосами и длинной бородой. В монументальной живописи Вологды изображений преподобного Арсения Комельского не зафиксировано.

http://sobory.ru/article/?object=53930

отец Павел праздновал день Ангела 10 (23) января, в день памяти прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Также своим Небесным покровителем отец Павел считал прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147), чей день памяти, 3 (16) августа, совпадает с официальной датой рождения батюшки. 42 Образ Господа Иисуса Христа, именуемый Всемилостивым Спасом, – наиболее почитаемая и любимая верующими святыня Воскресенского собора. По преданию, он был написан в первой трети 15 в. св. прп. Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе древней деревянной монастырской церкви св. князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор, построенный на месте церкви. В 1749 г. Ростовский митрополит Арсений (Мациевич) распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, но в 1798 г. она была возвращена в Воскресенский собор. В память о перенесении святыни и был установлен крестный ход по правой, Борисоглебской, стороне. А в конце 19 в. в память 900-летия Крещения Руси стали совершать крестный ход и по левому. Романовскому, берегу. 45 Эта икона, находящаяся сейчас в Воскресенском храме Тутаева, была написана в 1900 г. в Москве по заказу сенатора В.П.Мордвинова для Успенской церкви Вауловского скита (бывшее имение Мордвинова, переданное им в дар Санкт-Петербургскому монастырю, созданному трудами св. прав. Иоанна Кронштадского). Икона являлась копией с образа «Благодатное Небо» из иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. Празднование совершается 6 (19) марта. 46 Свято-Троицкий Павло-Обнорский Комельский монастырь находится в 15 км от г. Грязцова Вологодской епархии, на левом берегу р. Нурмы. Основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Павлом Обнорским в 1414 г. по благословению Московского свт. Фотия. Монастырь был закрыт в 1924 г. Вновь открыт в 1994 г. Обитель, бывшая когда-то ставропигиальным монастырем и имевшая приписными Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри, сейчас является подворьем Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010