Пожив много лет, управляя свое житие по Бозе, преподобный Иннокентий преставился ко Господу в вечный покой месяца марта в 19-й день, на память святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Братия же, взяв честное и многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко спасению Иннокентия, с псалмами и пениями надгробными похоронили его честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его положили камень, на котором написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его написали братия, каков был по виду преподобный отец Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукой своею, послуживших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано немало. Но по грехам нашим в лето 1538-е случилось нашествие казанских татар на Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения предали огню и перебили много иноков; спаслись только некоторые из них и бежали в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комельском лесу, на реке Нурме. Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном Иннокентии. Было и другое писание о нем, но некоторые из братии, удалившись из пустыни, куда хотели, писание это унесли с собою в иные монастыри. Так в обители преподобного Иннокентия и не осталось известий о его создателе. По рукописному житию, преподобный отец наш Иннокентий изображается во всем подобен, и лицом и брадою, изображению святого Варлаама, Хутынского чудотворца, в ризах преподобнических. По святцам, принадлежавшим графу Строганову и писанным в начале XVII века, прп. Иннокентий изображается средним в росте, брада у него пошире, чем у сщмч. Власия, епископа Севастийского (память 11/24 февраля), не раздвоенная, с легкой сединой, ризы — преподобнические. София, блаженная, княгиня Слуцкая ( Текст отсутствует). Март, 20 Евфросин Синоезерский, преподобный Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Какое чудное, истинно благословенное Богом, место был Комельский лес, простиравшийся во всю южную полосу страны вологодской и рассекаемый пустынным течением Нурмы, Комелы и множеством других, впадающих в них, безвестных речек и ручьев! Эта сплошная масса вековых дерев, тянувшаяся во все стороны на несколько десятков верст, со своими непроходимыми чащами и болотами, по=видимому, была удобна только для жительства диких зверей, но в нее издалека стремились ангелоподобные люди кто с Москвы, кто из Переяславля и Ростова, а иные даже из отдаленного Афона, – чтобы найти в ней путь к небу. В пустынной тишине Комельского леса, под сенью столетних елей и сосен они ставили свои кущи и кельи, сделавшими потом духовными твердынями, или же подобно птицам небесным витали в дуплах дерев, день и ночь воссылая хвалу Богу. Подвижники сначала селились только по окраинам леса, но потом проникли и в самую дикую глушь пустыни, наполнив ее, подобно пустыням Египта и Палестины, иноческими обителями. Первый проложил дорогу в Комельский лес пр. Димитрий Прилуцкий, поселившийся было с учеником своим Пахомием на реке Леже (1370 г.), но вскоре изгнанный оттуда грубыми авнежцами 158 . Потом, в начале XV века, на южной окраине леса на берегу реки Нурмы являются обители учеников Сергия Радонежского – Сергия Нуромского и Павла Обнорского, – южнее их и немного ранее обитель пр. Сильвестра Обнорского, тоже ученика Сергиева (ныне в ярославской епархии). Несколько позднее их в самой средине Комельского леса заводит общежитие друг и собеседник Нила Сорского пр. Иннокентий Комельский, – а Авраамий и Коприй на Печенге; пр. Корнилий поселяется в разбойничьем вертепе (1497 г.) и обращает его в рассадник святых пустынножителей и основателей монастырей; старцы Онуфрий и Авксентий устрояют пустыню в Перцеве, наконец пр. Стефан Озерский и Арсений Комельский заключают собою многочисленный лик подвижников, просиявших в комельском лесу. А сколько в нем было еще таких, которые известны одному только Богу! Так процвела и украсилась святыми обителями дикая пустыня комельская! К сожалению многих из них не пощадил роковой для монастырей 1764 год, а в тяжелое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о пр. Иннокентии – ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского 159 мы можем сказать весьма немногое, а других известны одни только имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Часть 3. Заветы инокам Вступление Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский монастырь Вдали от суетного света, По склонам гор, где всход зари, Как лучезарная комета, Сияет Лавра Уссури. Тебя я Лаврой именую, Обитель Троицы Святой, За чин служебный, жизнь простую, Странноприимство, весь твой строй. Не золочеными главами Сияешь, Новый Валаам, Постом, молитвой и делами Ты свет Христов приносишь нам. Так процветай на благо края, Твердыня духа! крепко стой! Забытый путь к красотам Рая, Открой нам жизнию святой!.. Свящ. А. Пономарев, 1917 г. Свято-Троицкий монастырь, получивший наименование «Нового Валаама», был основан в 1896 году на берегу реки Уссури между Владивостоком и Хабаровском. У истоков основания первого на Дальнем Востоке монастыря стоял святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол и просветитель Сибири и Америки (1797 – 1879). Именно по его мысли возник вопрос об учреждении в неустроенном полуязыческом Приамурском крае монастыря, который был основан уже после его кончины по его молитвенному предстательству. Основателем и первым настоятелем монастыря был афонский иеромонах Алексий (Осколков). После возвращения отца Алексия, бывшего уже в преклонном возрасте, на Афон, настоятелем и строителем стал его сотрудник – валаамский иеромонах Сергий. Свято-Троицкий монастырь отличался высокой духовной жизнью иноков. Устав был строгообщежительный, по образу Валаамского монастыря. С самого начала было введено старчество. Кроме главного монашеского делания иноки занимались просветительской, миссионерской и благотворительной деятельностью. При монастыре действовали больница с аптекой, школа, работала типография. Уссурийский Свято-Троицкий монастырь был центром духовной жизни Приморья. И как в начале века освещал он светом Христовой веры Дальний Восток, так доныне сияет нетленный свет святой обители через ее духовное наследие, дошедшее до нас в изданиях Уссурийского монастыря. Выпуск Устав преподобного Корнилия Комельского. Общежительный устав преподобного Корнилия замечателен как показатель монашеского жития XV века; назидательные его правила послужили для утверждения многих святых обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Дмитриково. Александро-Коровина Троицкая мужская пустынь. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александро-Коровина Троицкая мужская пустынь была основана преподобным Арсением Комельским (+1550) в 1535 году. Была упразднена в 1722 году и приписана к Спасо-Прилуцкому монастырю. В настоящее время из всех монастырских построек сохранилась только Троицкая церковь, находящаяся в руинированом состоянии. http://ruin.net.ru/objects/item/367467/ Александрова-Коровина, мужская пустынь, ныне погостъ Александро-Коровина пустынь, Вологодской губ., Грязовецкаго уезда, въ 71 вер. къ сев.-вост. отъ Грязовца, при р. Шингоры. Основана въ XVII ст. и въ 1078 г. за нею значилось 9 дворовъ крестьянъ, а въ 1702 г. подъ именемъ «Александровой новой пустыни и приписана къ Арсеньеву Комельскому мон. По духовному регламенту 1722 г. упразднена и приписана къ Спасо-Прилуцкому м-рю. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. Т. 3. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II/В. В. Зверинский. – Репр. воспроизведение изд. 1897 года. – СПб.: [б. и.], 1897. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Пустынь в настоящее время не существует. 11 декабря 2011. От ближайшей жилой деревни Плюснино до пустыни проложен отличный зимник, проходимый для любого транспорта, однако местные утверждают, что летом эта дорога не проходима. В храме сохранились остатки фресок, купол расписан фресками 4-х евангелистов. Хочу поделиться сведениями об Александро-Коровинской Пустыне, которые я получила от её жителей, говоривших с восторгом о красотах этого древнего исторического поселения. О том, что вокруг центральной части с величественной Свято-Троицкой церковью, школой, маслозаводом расположилось пять больших деревень: Димитриково, Власово, Круглец, Шабалин Починок, Козлово. Уроженец Пустыни Алексей Иларьевич Лыков, народный краевед, оставил бесценные записи об укладе во всех деревнях, о занятиях крестьян, орудиях труда, выращиваемых культурах и т.д. Но самое главное - эта Пустынь - родина архиепископа Иннокентия (Пустынского), магистра богословия, наместника Чудова монастыря в Мосоквском Кремле, ректора Тверской духовной семинарии 1900-1903, викарного епископа Аляски 1903-1909, епископа Якутской епархии 1909-1912, Туркестанской епархии 1912-1923, в обновленчестве - митрополит Киевский и Галицкий, Архунгельский и Холмогорский. Принял мученическую смерть в Алма-Ате: расстрелян 3 декабря 1937 г. Царствие Небесное! 25 января 2014. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19411

О создании службы Всем российским святым Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Прославление Собора Всех русских святых явилось выражением тех назревших внутренних потребностей в истории Русской Церкви, которые накапливались в веках и стали возможными к концу XV — началу XVI столетий. Минул период монголо-татарского ига, в который согласно Г. В. Флоровскому не только имел место упадок, но шло накопление внутренней духовной культуры, когда в “век преподобного Сергия” можно отметить возрождение отшельничества и монашества 1 . Русь собирает имена своих подвижников, на Макарьевских соборах происходит канонизация многих русских святых, а Русская Церковь встает перед необходимостью иметь собственного Русского Патриарха. В песнотворческом достоянии Русской Церкви в связи с предшествующей плодотворной деятельностью сербского иеромонаха Пахомия Логофета (ок. †1484 г.) появляются в это время имена русских песнописцев — таких как Питирим, епископ Пермский, монах Иннокентий Комельский, Феодосий, иеромонах Желтого Никольского монастыря и др. В это же время история русской духовной литературы отмечает имя инока Григория, творца службы преподобной Евфросинии Суздальской, преподобному Евфимию и епископу Иоанну Суздальским, который становится создателем службы “всем святым российским чудотворцем”. Архиепископ Филарет Черниговский датирует творчество инока Григория концом XV — началом XVI века 2 . Ко второй четверти XVI века относит Ф. Г. Спасский начало расцвета русского песнотворческого искусства 3 . Иноку Григорию было известно сравнительно небольшое число русских подвижников (63), так как его труд написан еще до завершения канонизации русских святых в период деятельности Московского Митрополита Макария, — и тем не менее изучение службы, им составленной, представляет большой интерес. Здесь необходимо остановиться на особенностях самой русской агиологии — состава чинов святых Русской Церкви, значительно отличающегося от такового Церкви Византийской. Уже при первом знакомстве с изначальным перечнем имен русских святых становится очевидным, что преобладающее большинство составляет здесь чин преподобных при весьма малом числе мучеников и исповедников 4 . Этот факт очевиден сам по себе, так как бытие Русской Церкви, имевшей свое начало в конце Х века, далеко отстояло от II–IV веков Церкви Вселенской, когда мученический подвиг знаменовал утверждение христианства, а подвиг монашеский только начинался.

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

Вышел в свет первый в 2009 году выпуск журнала «Вестник церковной истории» 2 сентября 2009 г. 12:22 Вышел в свет первый в 2009 году подготовленный Церковно-научным центром «Православная энциклопедия» выпуск журнала «Вестник церковной истории» 1-2 (13-14)/2009). Это первый выпуск «Вестника», вышедший по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также впервые он выходит в виде сдвоенного номера. Выпуск открывает материал, посвященный памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , по благословению которого стал издаваться «Вестник церковной истории». Здесь читатель может ознакомиться с высказываниями о Святейшем Патриархе Алексии его преемника на Первосвятительском служении — Святейшего Патриарха Кирилла. Как всегда, новый номер «Вестника» содержит традиционные рубрики: «Публикации», «Исследования», «Из истории духовного просвещения», «Критика, библиография, научная жизнь». Среди новых научных публикаций — труд А.В. Маштафарова, посвященный Синодику Благовещенского собора Московского Кремля. Несохранившийся подлинник Синодика публикуется по списку, составленному около 1700 г. Работа И.Н. Шаминой посвящена преподобному Иннокентию Комельскому и основанному им монастырю. Также в разделе публикаций опубликована работа А.В. Пигина «Литературные сочинения о преподобном Пахомии Кенском, Каргопольском чудотворце». В разделе «Исследования» обращает на себя внимание, прежде всего, статья Б.Н. Флори «Митрополит Иосиф (Тукальский) и судьбы Православия в Восточной Европе в XVII веке», посвященная деятельности одного из крупнейших православных иерархов Киевской митрополии XVII в. Работа Е.А. Кузьминовой и Н.В. Николаенковой рассказывает об истории создания Грамматики церковно-славянского языка Ивана Иконника. Завершает материалы раздела статья Д.В. Саввина «Епископ Селенгинский Софроний (Старков): архипастырь эпохи великих перемен и потрясений». Интереснейшие материалы опубликованы в «Из истории духовного просвещения». Это подготовленные А.В. Мангилевой мемуары « " Шесть лет в Крутогорской семинарии " : Воспоминания " Крутогорца " (Ивана Андреевича Ардашева)», а также окончание статьи М.В. Шкаровского «Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине ХХ — начале XXI века».

http://patriarchia.ru/db/text/731876.htm...

Святейший Патриарх Кирилл: «Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод» 22 сентября 2016 г. 18:14 «Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на открывшемся 22 сентября 2016 года Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви, проходит в рамках мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. «Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Его Святейшества, уже с начала XI века была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. «В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось для мира в тот момент незамеченным: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона ушел на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского», — подчеркнул Святейший Владыка. Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. По преданию Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. «Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, и Савву Вишерского, и Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках. А в столетии преподобный Паисий (Величковский) послужил возрождению русского монашества после потрясений екатерининской эпохи, которая нанесла огромный ущерб монашеской жизни, бытию монастырей в Российской империи», — добавил Предстоятель. Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что в течение столетий происходил и другой важный процесс: «Русь давала Афону своих подвижников. В сонме преподобных афонских отцов сегодня насчитывается множество уроженцев земли Русской». «Так переплелись история афонского и русского монашества, история святости. Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод — великое число угодников Божиих, которые ныне молятся о всех нас пред Престолом Царя Небесного», — заявил Святейший Патриарх Кирилл. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620856.ht...

К сер.- 2-й пол. XVI в. И. К. м. был восстановлен, о чем свидетельствуют упоминания в жалованной грамоте 1623 г., а также в жалованных грамотах, ранее данных обители царями Иоанном IV Васильевичем Грозным и его сыном Феодором Иоанновичем (РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 120/2691. Л. 1; Каштанов и др. 1968. С. 215). В 1604 г., когда правительство собирало войско для борьбы с Лжедмитрием I и из монастырей Вологодского у. рекрутировались даточные люди, И. К. м. выставил в войско монастырского служку. В период Смуты И. К. м. вновь был разорен. С 22 по 25 сент. 1612 г. отряд, отделившийся от войска гетмана Хоткевича, громил Вологду. Город был взят «изгоном», как позже писал архиепископ Вологодский и Великопермский, «пропили Вологду воеводы» ( Соловьев. Соч. М., 1989. Кн. 4. Т. 8. С. 665). Поляки спешили к Вологде, и большая часть мон-рей Комельской вол. осталась нетронутой, однако, из-за того что И. К. м. находился у дороги из Галича, по которой двигались захватчики, он вновь пострадал. Как сообщал настоятель в челобитной 1623 г., «приходили на Вологду полские и литовские люди, и тот-де монастырь разорили, и братие посекли, и та-де жалованная грамота и иные крепости в монастыре згорели» (РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 120/2691. Л. 1). Окончание Смуты не привело к восстановлению мирной жизни на территории Комельской вол. Регион продолжал нести урон от набегов казачьих отрядов и в период восстановления Русского гос-ва в 1613-1617 гг. Вотчина И. К. м. в этот период также пострадала: в дер. Ржище в 1614/15 г. казаки убили крестьянина, а крестьянин в дер. Дворцы погиб в 1616/17 г. от рук «литовских людей». Запустение в вотчине И. К. м. за годы Смуты и после Смутного времени оказалось самым длительным в юж. части Вологодского у. К 1620 г. во владениях мон-ря стали пустошами более половины деревень, а в оставшихся деревнях 40% крестьян перешли в разряд бобылей. Только к сер. XVII в. экономическое состояние обители постепенно улучшилось. В вологодской степени среди 23 обителей И. К. м. занимал лишь 17-е место. Относительное благополучие И. К. м. во 2-й пол. XVII в. связано, вероятно, с покровительством боярыни Е. Б. Хворостининой (супруги Ф. Ю. Хворостинина, любимца царя Алексея Михайловича ) и ее дочери (супруги дядьки Петра I Бориса Алексеевича Голицына). Их имена зафиксированы в монастырской описи 1701 г. Среди вкладчиков обители отмечены и др. жители Москвы - стольник И. А. Нарбеков, клирик Никольской ц. в Кошелях свящ. Доментиан Архипов, подьячий Патриаршего разряда Ю. М. Подгорский.

http://pravenc.ru/text/389615.html

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Круг источников Жития был определен В. О. Ключевским : воспоминания учеников К. (нек-рые из них названы Пахомием - прп. Кассиан , настоятель Кириллова Белозерского мон-ря, прп. Мартиниан , игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , старец Кириллова монастыря Игнатий) и Духовная грамота К. Текст грамоты передан с пропусками и поправками. Пахомий сообщает, что взялся за свой труд по повелению вел. кн. Василия II, с благословения митр. Феодосия (Бывальцева) и по настоянию игум. Кассиана. Среди побудительных мотивов написания Жития исследователи называют стремление братии зафиксировать уклад жизни, установленный основателем монашеской общины (значительную часть текста занимает монастырский устав и обсуждение вопроса монастырского землевладения). Пахомий Логофет превратил Житие К. в своеобразный «Кирилловский патерик», сообщая краткие сведения о деятельности его преемников - игуменов Христофора, Иннокентия и Трифона. Потребностью в кратких «уставных чтениях» были вызваны многочисленные сокращения Жития для Прологов и Торжественников, в некоторых случаях в них помещались фрагменты Жития (напр., описание явления Божией Матери К., устав и т. д.). Если тексты повторяются в неск. списках, можно говорить об особых редакциях Пахомиева Жития, как то: 1-я редакция Торжественников (РГБ. Егор. 857; Больш. 420; РНБ. Солов. 806/916, 830/940; Погод. 850), 2-я редакция Торжественников (РГБ. ОИДР. 196; Егор. 921). Пахомиево Житие К. послужило источником для Житий мн. рус. святых: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Мартиниана и Ферапонта Белозерских, Александра Свирского, Корнилия Комельского, Стефана Махрищского . Оно вошло во все крупные минейные своды - ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Значительным оказалось влияние труда Пахомия Логофета и на уровне лит. формул. Так, по мнению Е. А. Рыжовой, «источником сюжетного мотива «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» («глас-свет») для севернорусских житий XVI-XVIII вв. является Житие Кирилла Белозерского и связанные с ним памятники» ( Рыжова. 2008. С. 439). В первую очередь речь идет о Житиях преподобных Александра Свирского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского. Предисловие к Житию К. было использовано в предисловии к Житию Зосимы и Савватия Соловецких, а описания нек-рых чудес повторены в Житии Кирилла Новоезерского.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный мон. Платон (буд. прп. Паисий (Величковский)), он прожил в братстве более 3 лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников В. П.: иеросхим. Михаила, спостника и сподвижника В. П. еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схим. Протерия родом из мест. Решетиловка, переписчика книг мон. Рафаила, пустынножителя схим. Онуфрия и др. В. П. в значительной мере предопределил подвижнический путь прп. Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда В. П. навещал своих учеников в др. скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с В. П. не прервалось. 1-й ученик прп. Паисия - Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон В. П., от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения В. П. Свои аскетические воззрения В. П. изложил в предисловиях к творениям прп. Григория Синаита , игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского . (Н. Попов поставил под сомнение авторство В. П. в отношении «Надсловия» и «Пристяжения» на книги прп. Нила Сорского (С. 13-14), считая автором этих сочинений прп. Иннокентия Комельского . Эти предположения опроверг Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов.) Предисловия В. П. представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении» (из Предисловия к сочинениям прп. Григория Синаита).

http://pravenc.ru/text/149765.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010