За землю, которая отошла под монастырское строение, преподобный имел долгое время спор, с владельцем оной, очень богатым Вологодским гражданином Пятышевым. По корыстным ли видам, или по жестокости сердца, Пятышев не хотел давать земли и много причинил огорчений Богоугодному иноку. Тогда преподобный предсказал Пятышеву, что он в скором времени обеднеет, потомство же его дойдет до совершенной нищеты. Пророчество преподобного сбылось. Тридцать лет игуменствовал преподобный Герасим в созданном им монастыре. В глубокой старости преставился, 1178 г. марта 4. Тело его было погребено в воздвигнутой им церкви. Ныне, на месте этой церкви построена в 1717 году каменная церковь во имя Св. Троицы. В ней три престола: в восточном отделении – во имя Св. Троицы: тут и почивают под спудом мощи преподобного Герасима. В 1857 году, доброхотными Вологодскими жителями построена над св. мощами прекрасная медная-серебро-позлащенная рака. Монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую. Преподобный Иннокентий Вологодский Чудотворец. Во время нашествия татар на пределы Комельские утратилось полное описание жития и чудотворений Преподобного Иннокентия, и только уцелели краткие сведения, в монастыре Кириллова – Белозерском и в некоторых церковных документах по Вологодской епархии, составляют не многие исторически верные известия, относящиеся к жизни чудотворца Иннокентия, просиявшего в лесах Комельских. По рождению преподобный Иннокентий принадлежал к весьма знатному роду. Он постригся в Кириллова-Белозерском монастыре, в котором в то время, иночествовал преподобный Нил Сорский . Преподобный Нил полюбил новопосвященного инока Иннокентия, стал заботиться о научении его, и сделал из Иннокентия инока искусного, украшенного великими добродетелями. Когда преподобный Нил отправился путешествовать по восточным, святым местам, то взял с собою ученика своего монаха Иннокентия. Много лет провели преподобные Нил и Иннокентий в монастырях Афонских и Константинопольских и возвратились в монастырь Кириллова-Белозерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 Мч. Иоанн Болгарин († 1784, память 5 марта) Блаженный Иоанн был родом из Болгарии. Однажды случилось, что, забыв предосторожность против козней диавола, он отрекся Христа, но чрез несколько времени, придя в чувство, раскаялся в своем преступлении. В раскаянии он оставил свое отечество, прибыл он на Святую Гору и избрал себе жилищем лавру святого Афанасия: здесь находился три года в услужении у одного духовного старца, но так как совесть никогда не давала ему покоя, то он был уныл, печален и молчалив; самый этот наружный вид его показывал всем, что он потерпел какое-то величайшее зло. Не в силах более сносить угрызений совести, он оставил Святую Гору, прибыл в Константинополь, оделся там в турецкие одежды и в таком виде вошел в мечеть святой Софии. Явившись здесь, он стал творить на себе знамение честнаго креста и молиться по обычаю христианскому, что чрезвычайно поразило находившихся там агарян. Смущенные, они подбегают к нему и с суровостью спрашивают, для чего он так делает. Тогда блаженный небоязненно исповедал, что он христианин и как христианин творит на себе знамение крестное и покланяется Христу, Который есть истинный Сын Божий и Бог. Нечестивцы хотели было отвлечь его от этого святого исповедания, но, видя непреклонность его мысли, тотчас же обезглавили его вне двора святой Софии. Таким образом блаженный Иоанн приял светлый венец мученический от Христа Бога нашего, Которому слава и держава во веки. Аминь. Святой Иоанн пострадал на 19-м году своей жизни, в 1784 году. 19 Прп. Иннокентий Комельский, Вологодский († 1521, память 19 марта) Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлебинина, принял иночество в обители преподобного Кирилла Белозерского; потом вместе с другом и наставником своим преподобным Нилом Сорским82 долго странствовал на Восток и жил на св. Афонской Горе. Возвратясь с Востока в Белозерский монастырь, он недолго пробыл там и последовал за преподобным Нилом в пустыню. Скит преподобного Нила, где, как и на св. Горе Афонской, подвизался с ним Иннокентий, находился за пятнадцать верст от большого монастыря Кириллова на берегу безвестной речки Сорки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Отец Олег Хуторской на фоне храма в честь святителя Иннокентия Иркутского. Хабаровск, 25 мая 2013 г. Фото автора В этом небольшом храме находится частица мощей Феодора Санаксарского, дяди святого праведного воина Феодора Ушакова, а в киоте иконы святителя Иннокентия Иркутского хранится возд ух, прежде покрывавший мощи святого в его раке. Справа вверху - образ свт. Иннокентия Иркутского с возд ухом. В Хабаровском храме в честь святителя. 25 мая 2013 г. Фото автора Продолжение моей встречи со святителем состоялось в июле. Когда мы прилетели в Иркутск на Международный фестиваль поэзии на Байкале, то первым делом отправились в Знаменский монастырь к раке с мощами святого подвижника, в 1990 г. возвращенными в монастырский Знаменский храм. Рака с мощами свт. Иннокентия Иркутского. Иркутск, Знаменский монастырь, 7 июля 2013 г. Фото автора У стен этого храма, близ входа в обитель, похоронен еще один Иннокентий - Нерунович. Епископ Иркутский и Нерчинский первой половины XVIII в. Монастырь памятен также тем, что в ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости от него, у места впадения реки Ушаковки в Ангару, были расстреляны А. Колчак и В. Пепеляев. Памятник А. Колчаку у входа в Знаменский монастырь Иркутска. Скульптор В. Клыков. 8 июля 2013 г. Фото автора Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский, малоросс из дворянского черниговского рода Кульчицких, почил (а святых почитают по дню кончины) 27 ноября 1731 г. Но это старый стиль. По-новому церковный календарь дает дату 9 декабря. Когда родился Иоанн Кульчицкий, историки точно не знают, указывают 1680-1682 гг. Был он сыном священника. В 1695-1706 гг. он обучался в Киево-Могилянской коллегии, с 1701 года ставшей академией. Учителя у Иоанна были замечательные, впоследствии знаменитые церковные деятели: митрополиты Иоасаф (Кроковский) и Стефан (Яворский), а также архиепископ Феофан (Прокопович). В 1706 г. в пещерной церкви в честь преподобного основателя Киевской лавры Антония Печерского Иоанн был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Иннокентия Комельского, в лавре и остался. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/09/...

Достигши комельского леса, он проник в самую глушь его и поставил себе келью на речке Еде, верстах в 10 от Нурмы. Это было в 1491 году, когда на южной оконечности леса находились уже три иноческие обители. Не долго пр. Иннокентию привелось жить в пустынном уединении, мало по-малу один за другим стали приходить к нему лица, желавшие разделять с ним пустынные труды. Преподобный принимал их с любовью, как отец своих детей, – сначала они подвизались каждый в своей келье, по подобию Нилова скита, но когда число приходящих стало умножаться, пр. Иннокентий построил церковь во имя ангела пустыни св. Иоанна Крестителя и завел самое строгое общежитие. Преданный созерцательной жизни и заботившийся только о делании умном и о достижении благ духовных – Иннокентий мало обращал внимания на мирские блага и на потребности тела, всегда довольный тем, что имел, он ни у кого не выпрашивал ни сел, ни вкладов, даже и на устройство храма. Он собственною жизнью подавал пример братии и как знаток отеческих писаний, подобно учителю своему Нилу, любил назидать братию преимущественно их богомудрыми изречениями. «Если пожелаете научиться евангельскому житию, говорил он, не доверяйтесь учителю не искусному и особенно страстному, чтобы он, вместо евангельского, не научил вас дьявольскому житию. Молитесь слезно, чтобы Бог послал вам наставника бесстрастного и святого. Вникайте и сами в божественные Писания и писания св. отец. Это должно служить вам всегда поверкою наставлений учителя и – собственной вашей жизни. Согласующееся с Писанием усвояйте себе и содержите в уме, а ложное и чуждое ему старайтесь отгонять от себя, чтобы не прельститься. (Симеон – новый Богослов). Когда случится вам встретиться с человеком, который, желая поспорить, вступить с вами в борьбу против истины и очевидности, не спорьте с ним и уклонитесь от него, как от окаменевшего умом; ибо как дрянная вода делает негодными самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных и в нравах и в жизни ( Антоний великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Томимый в заключении, Серапион писал митрополиту Симону послание, в котором излагал все дело с Иосифом и жаловался, что не хотели на соборе лично выслушать его объяснения; он доказывал свое право произнести суд над своим чернецом, разумея преподобного Иосифа. В заключение он предавал себя в волю Божию. Митрополит Симон пред своей смертью (в 1511 году), с согласия великого князя, пригласил к себе Серапиона, испросил у него прощение и сам простил его. Тогда же примирился с ним и преподобный Иосиф. Преподобный Иосиф испросил ему дозволение великого князя жить в любимой им лавре чудотворца Сергия. Здесь Серапион опять стал подвизаться в посте и молитве, в глубоком смирении и терпении. И Господь сподобил его дара прозорливости. В тот самый час, когда Иосиф переходил в жизнь вечную, Серапион встал и сказал бывшим при нем: «Брат наш Иосиф преставился. Да простит ему Бог: бывает подобное и с праведными». Предвидел святитель-страдалец и свою кончину; приняв схиму, он мирно почил 16 марта 1516 года. Мощи его обретены нетленными 7 апреля следующего года и остаются под спудом в Серапионовской палатке, составляющей юго-западный притвор Троицкого собора Сергиевой лавры. В тяжкие для обители преподобного Сергия дни польской осады святитель Серапион вместе с самим основателем лавры явился ее заступником и молитвенником; некоторые достойные иноки и миряне видели преподобного Сергия пред утреней 9 ноября 1608 года, ходящего по монастырю и зовущего братию в церковь , где видим был также и святитель Серапион, молящийся пред образом Божией Матери. 19-й день. Преподобный Иннокентий Комельский Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлебина, принял иночество в обители Кирилла Белозерского; потом, вместе с наставником своим преподобным Нилом Сорским Майковым, долго странствовал на Востоке и несколько времени жил на Афоне. С Востока он последовал за преподобным Нилом на речку Сорку и здесь несколько времени жил с ним. Преподобный Нил, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других, сказал Иннокентию: «Иди на Нурму, там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в келлиях». Послушный ученик, удалившись в глубину Комельского леса, избрал себе место на реке Елде, в десяти верстах от Нурмы и в пятидесяти пяти от Вологды. Это было в 1461 году. Здесь собрались к нему любители пустыни, и он устроил общежительный Преображенский монастырь. Незадолго до кончины он написал завещание братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нил автор трёхтомного «Соборника» с житиями Святых. Можно сказать, что это христианская классика. На полях он отмечал разночтения по спискам, которыми пользовался. Могу с у веренностью сказать, что это первое филологическое издание житийных текстов, предшественник «Четьи-Минеям» митрополита Макария. Сейчас я подготовил новое собрание сочинений Нила Сорского, оно вот-вот выйдет. К его писательским трудам присоединил сочинения его ближайшего ученика Иннокентия Охлепинина. В рукописях последнего есть «Надсловие» и «Пристяжение», а в них завуалированная яростная полемика с учителем. Мне кажется, что эти пристяжения никто никогда не читал. Суть полемики в следующем. Иннокентий упёрся, что в скиту надо жить не по одному, а по двое-трое. Потому как у одного велик соблазн считать, что он близок к святости: не раздражается, не осуждает, не завидует, ну и т.д. Одиночество, считает он, самоприпекательный путь, надёжнее – путь вдвоём-втроём. Применительно к себе он прав. Святые отцы предостерегают: если видишь человека, который в одиночку лезет на небо, дерни его за ноги и поставь на землю. Нил ответил Иннокентию так: ты основывай свой монастырь, а у меня будут жить по одному. И Иннокентий, следуя своей концепции скитского общежития, ушёл в Комельские леса Вологодчины, отчего и прозван Иннокентием Комельским. Кстати говоря, Нил с Иннокентием уходили из Кирилло-Белозерского монастыря на Афон. Они там явно усвоили греческую культуру. Нил потом даже расписывался по-гречески, сохранились его автографы. Вернувшись в Кириллов монастырь, но уже не смог жить в богатом общежитии, напоминавшем колхоз, на который работали крестьяне. Он нашёл место, как он сам писал, «угодно моему разуму занеж маловходно мирской чади» и написал устав скита. И сегодня скит не затерялся на реке Соре. В XVII веке была написана повесть истопником того скита. Он сообщает такую деталь: Нил принимал в скит только грамотных, постригшихся в общежитии. - Нил и Иннокентий так отвечали своим оппонентам, когда те говорили, что благодать не действует в их время: благодать действует всегда.

http://radonezh.ru/analytics/krestoobraz...

Удивительный случай, свидетельствующий об истинно добром пастырстве отца Иннокентия, произошел с одним из насельников пустыни, уже упоминавшимся отцом Симоном (Кожуховым). Он записал об этом в своем дневнике: «11 апреля в 2 часа 30 минут утра, лежа на койке, увидел я, при открытых глазах, стоявшего рядом Николушку [Тверского, Христа ради юродивого; отец Симон знал его лично. – Примеч. сост.], который сказал мне: «Перескочи и хорошо будет...» и присовокупил: «А икону мою передай Иннокентию». На этом видение кончилось... Старец [игумен Герман. – Примеч. сост.] усмотрел в словах Николушки предстоящие скорби, через которые подобает перескочить, а потому благословил икону Вседержителя без замедления передать отцу Иннокентию, что я и исполнил 12 апреля 1920 г.». В первых числах июля отец Симон снова увидел юродивого Николушку и спросил: «Какое отношение [к грядущим скорбям. – Примеч. сост.] имеет икона, которую я передал по твоему приказанию отцу Иннокентию?» – «Кто изображен на иконе?» – в свою очередь спросил Николушка. «Господь Вседержитель», – отвечал я. «А еще кто?» – «Алексий, человек Божий». – «Так вот, – сказал Николушка, – Алексий, человек Божий, передает тебя Христу через посредство Иннокентия» 33 . О том, насколько любили отца Иннокентия зосимовские богомольцы, свидетельствует совершенно необычный, потрясающий случай, напоминающий о подвиге святой Елены Дивеевской (Мантуровой). В 1919 году в стране разразилась эпидемия сыпного тифа. Отец Иннокентий, духовник обители, исповедовал в монастырской больнице и заразился. На выздоровление не надеялись. Ожидая близкой смерти, батюшку постригли в схиму с наречением того же имени, но уже в честь преподобного Иннокентия Комельского и Вологодского, память которого 19 марта/1 апреля, что дает основание предполагать, что болел отец Иннокентий весной 1919 или 1920 года. В то время в Зосимову пустынь ездили из Сергиева Посада две сестры, Варвара и Екатерина Хвостовы 34 , духовные чада схиигумена Германа, искренне привязанные и к батюшке Иннокентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из содержания описей монастырского имущества и сохранившихся источников можно составить представление об архиве Иннокентиева Комельского монастыря в XVII - начале XVIII в. Монастырские документы позволяют судить об организации хозяйства: насколько оно было обширным и доходным, каким было благосостояние основных производителей - монастырских крестьян, каков был характер взаимоотношений властей мон-ря с государством, архиереями, соседями-землевладельцами, вотчинными крестьянами. Большое место среди документации принадлежит грамотам, касающимся монастырского землевладения. Это прежде всего царская жалованная грамота 1625 г., а также материалы писцового делопроизводства - сотные грамоты и выписи из писцовых и межевых книг 1632, 1651, 1675/76 гг. (50) Важную роль играли и документы, касающиеся налогообложения монастырских крестьян. Это царские грамоты 1677 и 1680 гг. об уплате монастырскими крестьянами ямских и полоняничных денег, грамота 1687 г. - об освобождении нищих, живших в монастырской вотчине, от уплаты денежного налога, грамота 1690 г. - о сборе с монастырских крестьян конских пошлинных денег в монастырскую казну, грамота 1691 г. - об освобождении нищих крестьян от сбора денег на покупку конских кормов и грамота 1701 г. - об освобождении нищих крестьян от сбора денег в корабельное строение. Грамоты Вологодских архиереев устанавливали размер оброка, который должны были платить монастырю вотчинные крестьяне (1656/57 г.) и освобождали от натурального оброка вотчинных крестьян, которые делают «монастырское зделье» (1692/93 г.). Межевые и полюбовные записи 1628, 1671, 1674, 1681, 1691 и 1692 гг. регулировали поземельные споры монастыря с соседями, по меновной записи 1695 г. монастырь приобрел часть пустоши Ивашева, мировая запись 1677 г. разрешала конфликт между монастырем, иноземцем Владимиром Иовлевым и посадским человеком Яковом Манойловым - «в бою и увечье игумена и слуг и смертном убийстве слуги». В описи 1723 г. отмечен еще один документ - грамота Преосвященному Гаврилу, архиепископу Вологодскому и Белозерскому, о владении Иннокентиева монастыря землей (1695 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Были в обители два брата родные — иноки Христофор и Сосипатр. К большому огорчению Христофора, Сосипатр тяжело заболел. Но прп. Кирилл сказал Христофору: «Никто из вас не умрет прежде меня, но после моей кончины многие последуют за мною!» После преставления преподобного из 53 человек монастырской братии скончалось 30.  Один боярин хотел подарить монастырю поместье; инок Феодор просил благословения посмотреть его, но прп. Кирилл, строго соблюдавший, подобно прп. Сергию Радонежскому, заповедь нестяжания, ответил: «При жизни моей мне его не надо; после моей смерти делайте как хотите». Феодор оскорбился этими словами, но скрыл это чувство; и когда прп. Кирилл скончался, он стал жестоко мучиться угрызениями совести. Но преподобный явился иноку Мартиниану (память его 12 янв.) и сказал ему: «Скажи Феодору, что я ничего не имею против него!» И в душе Феодора водворился мир.  Последние дни своей жизни прп. Кирилл провел в своей келье в полном молчании; ноги отказывались ему служить. В церковь братия приносили его на руках, однако же он не оставлял служения Божественной литургии и в последний раз совершил ее в день Святой Пятидесятницы. Скончался он на следующий день, в праздник Духова дня, 9 июня 1427 г., девяноста лет от роду, приняв Святые Тайны Христовы в минуту отшествия души своей от тела. В это же мгновение он явился больному монастырскому работнику и исцелил его.  Преемником своим прп. Кирилл избрал старца Иннокентия. Преемником же Иннокентия был игумен Христофор, ревностный блюститель устава прп. Кирилла. Одевался игумен Христофор так убого, что богомольцы часто не могли признать в нем настоятеля. Раз князья пригласили его приехать в Москву, но он отказался.  Кирилло-Белозерский монастырь дал много замечательных подвижников. Из них самым выдающимся был прп. Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития (память его 7 мая), и прп. Корнилий (память его 19 мая), который в своем Комельском монастыре ввел устав Кирилло-Белозерского монастыря и был истинным преемником по духу прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского и продолжателем их заветов. Монастырская библиотека Кирилло-Белозерского монастыря, богатая древними рукописями и книгами (до 2 тысяч), которые далеко еще не все были изданы, была настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Иннокентий стремился к уединенному, скитскому житию. Судя по «Завету» святого, из хозяйственных проблем монастырской жизни его волновало только сохранение за обителью построенных братией келий. Кельи ушедших из монастыря или умерших монахов оставались собственностью игумена и братии. Монахам запрещалось торговать кельями или менять их: «но кийждо в своих келиах живет». Для общежитийных монастырей вопрос о собственности на кельи, так же как и на любое другое монастырское имущество, был не актуален. В «Завете» неоднократно повторяется требование следовать «написанию господина и учителя моего старца Нила», а фрагмент, в котором содержатся правила монастырской жизни, также восходит к рукописному наследию прп. Нила Сорского. Все это заставляет предположить, что, по крайней мере, при жизни преподобного его обитель была скорее скитом, чем общежительным монастырем. Хотя однозначно определить это на основе сохранившихся до наших дней источников невозможно. Вопрос о времени смерти прп. Иннокентия Комельского остается до конца не выясненным. В списке Жития РНБ, собр. Погодина, 1582 (Далее - список А (10)) фигурирует дата 19 марта 6999 (1491) г. В списках же РНБ, собр. Погодина, 647 (Далее - вторая редакция, список В (11)) и ГИМ, собр. Уварова, 1247(107) (134) (Далее - вторая редакция, список С (12)) датой смерти святого назван 6909 (1401) г., что является явной ошибкой. Появление последней даты, скорее всего, связано с пропуском литеры «и» при обозначении даты славянской цифирью при переписывании. 1491 г. фигурирует также в рукописных святцах, которые использовал в своей работе И. Верюжский (13). Последний впервые отметил несоответствие этой даты сведениям Жития прп. Иннокентия. По Житию, преподобный ушел из Ниловой Сорской пустыни после смерти прп. Нила († 1508 г.). Это заставило Верюжского считать более верной дату смерти прп. Иннокентия, указанную в Отенских святцах (14),- 19 марта 7029 (1521) г. После выхода работы Верюжского указание на 1521 г. прочно вошло в литературу. Между тем сведения о жизни прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010