В русских рукописных свитках под 18 марта поставляется имя Кирилла Астраханского, Троицкого архимандрита, вероятно, потому, что в этот день Православная Церковь празднует свт. Кириллу, Иерусалимскому епископу, хотя в точности неизвестен день кончины тезоименитого этому святителю местно чтимого в Астрахани Кирилла. Игумен Кирилл, пользуясь покровительством царя, ревностно занимался просвещением Астраханского края и своею кротостью и благочестием заслужил уважение даже у магометан, которые называли его по своему Кара-Дауд (черный Давид) в отличие от св. царя Давида. Кирилл, вероятно, скончался в 1576 году. Память о нем в Астрахани и доселе сохраняется как о святом и чудотворце. В рукописном житии его, составленном в 1790 г., рассказывается о чудесном спасении в 1676 году Емельяна Парфентьева, который спасен был от потопления в Волге старцем, назвавшим себя Кириллом. В память этого Парфентьев по обету написал его изображение, которое находится на гробовой доске его. На могиле св. Кирилла часто служат панихиды, берут песок и, растворяя его с водою, дают пить больным. Многие астраханцы верят, что давно были бы открыты мощи игумена Кирилла, если бы он не ушел из Астрахани, что, говорят, видел некогда часовой, стоявший в воротах Кремля. На спрос часового о его имени, св. Кирилл будто бы сказал, кто он и объявил, что упадок благочестия в Астрахани и усилие магометанства заставили его оставить свою могилу и удалиться в Киев. Кириллу составлен тропарь и кондак. Преподобному Кириллу Церковь установила праздновать 18/31 марта, в день прославления свт. Кирилла, епископа Иерусалимского. Март, 19 Иннокентий Комельский, Вологодский чудотворец, преподобный Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником преподобного Нила Сорского. Еще раньше основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по Востоку вместе с преподобным Нилом: был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Иннокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ондрусовская пустынь была упразднена. В 1789 г. иеромонах Иннокентий, застигнутый бурей на Ладожском озере близ бывшей Ондрусовской пустыни, дал обет постараться возобновить эту пустынь. Через месяц святитель Николай с прп. Адрианом явились ему, напомнили об обете и предсказали новое искушение. Через год старец Иннокентий опять был застигнут бурей в том же месте. Но не сразу удалось ему выполнить обещание. В 1813 г. он увидел во сне, что опять утопает, а старец инок спасает его. «Кто ты, отче?» — спросил Иннокентий. «Я начальник этой пустыни, — сказал явившийся, указывая на Ондрусовскую пустынь, — и пришел напомнить тебе об обете». Только в 1817 г., через 30 лет, старец Иннокентий смог приступить к возобновлению Ондрусовской пустыни. А на месте убиения прп. Адриана, после того как в 1873 г. его предстательством прекратилась сибирская язва, была поставлена в 1883 г. часовня. •  Имение Завалишина — в Обонежской Пятине, у Онежского озера (пятина здесь — адм.-территориальная единица), имение Андреевщина — в 8 верстах от обители прп. Александра Свирского.  •  Приняв постриг с именем Адриан, преподобный основал монастырь в 22 верстах от совр. Олонца, на восточной стороне Ладожского оз., на Ондрусовском полуострове Респ. Карелии. Преподобномученик Адриан Пошехонский (+ 1550) Память его празднуется 5 марта в день мученической гибели, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 19 нояб. в день обретения мощей Это происходило в 1540 г.; в Корнилиево-Комельском монастыре подвизались два инока, связанные узами духовной дружбы, — Адриан и Леонид. Раз в церкви Адриан обратил благоговейное внимание на незнакомого ему величественного старца благолепной наружности, и он спросил его имя. «Я — Бестуж», — ответил старец. Старец Адриан пригласил его в свою келью, и во время духовной беседы старец Бестуж открыл ему, что ему, Адриану, суждено Богом основать монастырь и что он знает пустынное место, подходящее для безмолвной молитвы.  По уставу прп. Корнилия (память его 19 мая) игумен не должен был удерживать в монастыре иноков, желавших посвятить себя уединенной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон-ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский) , митр. Стефан (Яворский) , архиеп. Феофан (Прокопович) . Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев) ( 1862 - 1913 ), архиепископ Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузии В миру Беляев Иван Васильевич, родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губ., в семье священника. Окончил духовное училище, Владимирскую духовную семинарию , в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия . Некоторое время был домашним учителем детей в семье будущего митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 августа 1885 года назначен преподавателем русской словесности и литературы в женское епархиальное училище г. Тобольска , затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую женскую гимназию, в 1887 году - инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского , 26 марта рукоположен во иерея , вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем виленского Троицкого монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религиозных народных чтений. В 1898 году выпустил капитальный труд " О пострижении в монашество " , за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия . Сумский викарий Харьковской епархии 1 августа 1899 года был хиротонисан во епископа Сумского , викария Харьковской епархии . Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. 27 августа 1900 года освятил двухэтажное здание харьковского училища для глухонемых, произнес " теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих " , благословил учредителя училища свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отделение попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://drevo-info.ru/articles/13679532.h...

С 19W г. называлась Задне-Никифоровской пустынью. • Прп. Геннадий жил уединенно на месте будущей обители и преставился 8 янв. 1520 г. Прп. Никифор: уроженец этих мест, родом из крестьянской семьи, основал обитель, о чем свидетельствует грамота от 1557 г. Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский (+ 1521) Память его празднуется 19 марта в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Иннокентий (в миру князь Охлябинин) был пострижен в  Кирилло-Белоезерском монастыре. Потом он стал учеником прп. Нила Сорского (+ 1508 г.; память его 7 мая), подвизался в его скиту и сопровождал его во время его путешествия на Восток: они посетили Константинополь, Афон и Святую Землю.  После кончины своего старца прп. Иннокентий основал, согласно его предсказанию, общежительный монастырь в Ко мелъском лесу, в 55 верстах от Вологды. Скончался он в 1521 г. Святые мощи его покоились в церкви его упраздненного монастыря. Житие его сгорело в 1538 г., во время татарского набега.  Сохранялась до наших дней его икона, являющаяся его портретом. Сохранилось и завещание его инокам его монастыря. Кроме того, прп. Иннокентий составил Предисловие и Послесловие к «Преданию " прп. Нила Сорского о «жизни скитской», где он говорит о трех образах жизни иноческой: общежительной, скитской — или совместной жизни двух или трех братий, которую он предпочитает прочим, — и жизни пустыннической, то есть пути немногих избранников. Он советует не придавать излишнего значения постам, но соблюдать их согласно силам каждого. «Предание» прп. Нила занимает видное место в русской аскетической литературе. •  Родился преподобный в Москве. Есть предположение, что постриг он принял в обители св. Кирилла, но еще до основания Сорокой пустыни прп. Нилом оба подвижника совершили паломничество по святым местам христианского Востока.  •  Прп. Нил благословил идти св. Иннокентию в Вологодские пределы, в Комельские леса. На р. Елде, в 10 верстах от Нурмы и 55 верстах от Вологды, он основал в 1491 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В этом сказании старец Паисий дает сведения об архиеп. Дионисии греке, основоположнике северо-восточной ветви созерцательного подвижничества. По записи старца Паисия составлено житие преп. Иоасафа Заозерского. Наконец, о старце Паисий известно еще и то, что он был игуменом Троице-Сергиевой Лавры: «И принуди его (Паисия) князь великий у Троице в Сергееве монастыре игуменом быти, и не може чернцов превратити на Божий путь: на молитву и на пост, и на воздержание, и хотеша его убити, бяху бо тамо бояре и князи постригшейся, не хотяху повинутися, и Остави игуменство». Это один из симптомов разлада между заволжским и московским течениями. Известно, что оба старца, Паисий и Нил, были на соборах 1490 и 1503 гг., где они высказывались против казни еретиков и против монастырских владений. Иннокентий Комельский († 1521 г.) ученик преп. Нила Сорского . Родился в начале XV века. Житие его погибло в 1538 году при нашествии казанских татар. Но сохранилось краткое жизнеописание в рукописи, принадлежавшей гр. Уварову 1247 и краткий список в Сборнике Публ. Библ. Иннокентий совершил путешествие на Восток вместе с Нилом Сорским . Потом подвизался в скиту на р. Соре. Оттуда он удалился в Комельскую волость и здесь на р. Еде основал общежительную обитель. По преданию преп. Иннокентий является автором «Надсловия» к Уставу Нила Сорского и «Пристяжения» (приложения о значении поста). «Общая характеристика святого, – говорит проф. Кадлубовский, – не представляет особенно резких характерных черт, но при сопоставлении жития с другими, разобранными выше (Волоколамский Патерик), нельзя не отметить некоторых данных: отсутствие указаний на внешние подвиги, на соблюдение обрядовых правил и предписаний. Между прочим, автор отмечает изучение и основательное «испытание» Божественных писаний, углубление в них мыслию. Биограф говорит о святом, что он проводил время в молитве, отличался послушанием, был «нравом смирен и образом кроток, и в Божественных писаниях трудолюбно поучавашася и всем умом испытующе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Основу материального обеспечения монастыря составляли земельные угодья. В 1620-х гг. обитель владела 1582,5 десятинами. Из них 15,75 десятин приходилось на пашню, которую обрабатывали вотчинные крестьяне, и 3,75 десятин - на пашню «наездом», которую пахали монастырские служебники и детеныши. Огромное количество монастырской земли в эти годы находилось в запустении - 1389 десятин бывшей пашни лежали в перелоге и поросли лесом. Непашенный лес занимал 22,5 десятин земельной площади. Около 55 десятин приходилось на сенокосные угодья. На протяжении XVII в. земельные владения Иннокентиева монастыря увеличились. Так, например, в 1694/95 гг. в монастырь из поместья А. М. Скорбеева перешла половина пустоши Ивашево. Часть дохода монастырь получал от сдачи в аренду своих угодий, в первую очередь сенокосных. Так, в начале XVIII в. в аренду монастырским крестьянам отдавались 10 пожен, арендная плата за них составляла от 8 алтын 2 денег до 1 рубля с полтиной. Большое место в хозяйстве Иннокентиева монастыря занимало животноводство. Уже в самой ранней сотной грамоте 1621 г. упоминается коровий двор. В начале XVIII в. на монастырской конюшне стояли 88 лошадей, а на скотном дворе - 93 головы крупного рогатого скота, 47 овец, козел и 2 козы. В монастыре в это время было развито и пчеловодство - внутри монастырских стен находились 5 пчелиных ульев. В хозяйстве Иннокентиева монастыря имелись 2 мельницы. Одна из них располагалась на реке Еде вблизи деревни Меленки, в 1620-х гг. при ней жил монастырский мельник Исачко Кузьмин. Вторая мельница находилась вблизи деревни Блазнино, также на реке Еде: «А поставили ту мелницу Никентьева монастыря старцы по дачи тутошних крестьян блазновскых. А у мелницы два колеса, а в мелничном анбаре уставлены двои жорновы, а над ними два ковши. Да у мелницы дворец. А хором на нем: изба, да две житонки, да сенонка. А мелет-де та мелница в весне да в осень, в большую воду. А средь лета и в зиме не мелет» (55). Опись 1701 г. дает подробное описание монастырских мельниц: «На речке Еде того ж монастыря мельница, а на ней мельник Бориско Макаров, родом того ж монастыря служебничей сын деревни Меленки; зажилого ему на год по десяти алтын да платье. Два анбара, а в них двои жернова да толчея. Мелет в вешнее время на манастырской обиход небольшое число... Да на речке Еде под деревней Меленкой их же монастырская мелница, два анбара, а в них двои жернова да толчея. И та мельница мелет про монастырской обиход вешнею и осеннею водою и по малое число» (Л. 49 об., 51).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Преподобный Нил устройством скитскаго жития во внешнем и внутреннем его быту стал в разряд первых отцев Русской Церкви. Как преподобный Антоний Киевопечерский принес с Афона на Киевския горы чин и устав общежительнаго иноческаго жития: так преподобный Нил с Афона же принес чин и устав жит скитскаго в пустынныя Новгородския места. От обоих потекли источники того и другаго жития по всей России. У блаженнаго Нила, при жизни его, немало было учеников, в числе которых остались имена, принадлежащия сильным и великим мира сего. Кроме уже известных нам Кассияна и Иннокентия, боярскаго рода, учениками его были: князь Вассиан Косой, племянник Темнаго, который, против своей воли, пострижен был в Кириллове, по распоряжению великаго князя Иоанна, и этим только, при участии и ходатайстве митрополита, спас жизнь свою от смерти. На безмолвии же с князем в скитах жили еще два именитых инока из монастыря Иосифа Волоколамскаго: Дионисий, князь 3венигородский и Нил Полев-из дома Смоленских князей. Оба эти лица славились строгостью жизни. Первый же из учеников и впоследствии сотрудник преподобнаго Нила, Иннокентий, с благословения и по прямому внушению старца своего, отправился в пределы Вологодские и там на речке Нурме, в 12-ти верстах от Грязовца, основал особую общежительную обитель, в честь пророка и Предтечи Господня Иоанна, в дремучем лесу Комельском. Впрочем, самая церковь для монастыря построена уже после смерти Иннокентия, который в духовном завещании своем написал касательно сего следующее: " Если Бог благоволит быть церкви в пустыне нашей, то пусть устроют ее - во имя святаго, великаго Иоанна Предтечи, на празднование третьяго обретения честныя главы его (25 мая) сей бо есть великий Иоанн, наставник всем инокам пустынножителем " . Преподобный Нил предсказал в будущем славу его обители, которая должна была процвести общежитием. Иннокентий отошел ко Господу после 1508 года, когда устав преп. Нила сделался уже известным, но самого достоблаженнаго старца не было в живых. Умирая, Иннокентий завещал братии, - как увидим ниже, приводя свидетельства по другому случаю, - во всем следовать уставу преподобнаго Нила. Думают, и мы считаем это несомненным, - что третье послание отправлено Нилом к Иннокентию в новоустроенную обитель.

http://isihazm.ru/?id=522

Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. С ним он пожил лета благоугодные в посте, бдении и страхе Божием. Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподобным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что преподобный Нил, предвидя скорое свое к Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя прославит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустынь после смерти моей останется такою же, как при моей жизни, и братия по одному будут жить в келлиях своих». По преставлении преподобного старца Нила пришел ученик его, святой Иннокентий, в Вологодские пределы на речку Еду, в селение так называемой Комельской волости, поселился здесь и положил основание обители. Это место было почти недоступно — непроходимые леса и дебри. По Божию изволению собралось у святого Иннокентия множество братии, и был он им наставником, учителем и вождем ко спасению. Так прожил он много лет. И оставил он в обители, перед своей кончиной, завещание и предание свое братии, где сказано: «Написал я, убогий инок Иннокентий, такой завет. Если кому повелит Бог жить в пустыне нашей, то прежде всего о сем молю вас, Господа ради: поминайте меня, грешного, во святых молитвах своих. Я же вам, отцам и братиям нашим, до земли челом бью и завещаю вам, чтобы между вами не было ссор и споров, а были любовь о Христе и мир духовный. А юных и безбородых иноков не принимать и не постригать здесь таковых, и мирских людей, юных и безбородых, на службе не держать. Женщинам же в нашу пустынь совсем входа нет, и бессловесных животных женского рода в нашей пустыни не держать. И пьянственного пития совсем на следует нам иметь. А о том, как пребывать, в пустыни нашей, и о молитве и о пении, и как питаться, и когда подобает исходить из пустыни потребы ради, в благословенное время, и о рукоделии и о прочем — обо всем этом установлено в написании господина нашего и учителя моего, преподобного и святого старца Нила».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В афонских мон-рях рус. паломники изучали практику монашеского «умного делания» и скитские уставы. Дискуссионным остается вопрос о посещении Н. Палестины. Ф. фон Лилиенфельд обратила внимание на то, что старец в своем соч. «О мысленном делании» упоминает палестинский обычай распределять часы ночи и дня ( Лилиенфельд. 1962. С. 93. Примеч. 84). Кроме того, Н. был знаком с Типиконом прп. Саввы Освященного , стилю к-рого сознательно подражал, составляя свое «Предание». О посещении преподобным мон-рей, «иже окрест Иерусалима, и в Раифе», рассказывал монахам Соловецкого мон-ря бывш. уставщик и строитель в 1612 г. Нилова Сорского скита старец Дионисий (Ярышкин) по прозвищу Крюк ( Севастьянова С. К. Прп. Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 106; о личности Дионисия Крюка см.: Шевченко. 2009. С. 17). Согласно «Завещанию» Н., в его келье находился «крест большой, а в нем камень страстей Господних», возможно вывезенный из Палестины. Житийная заметка «О пришествии преподобнаго отца нашего Нила…» сообщает, что старца на Афон сопровождал прп. Иннокентий (Охлябинин). В Житии прп. Иннокентия, составленном в нач. 30-х гг. XVII в., нет упоминания о путешествии святого на Афон: здесь говорится, что Иннокентий стал учеником Н. после того, как тот основал скит ( Шамина И. Н. Прп. Иннокентий Комельский и основанный им мон-рь//ВЦИ. 2009. 1/2 (13/14). С. 26). Однако в «Завет» прп. Иннокентия включены пункты о праве собственности мон-ря на кельи ушедших монахов, тождественные с указаниями «Предания» Саввы Освященного, что, по мнению Лилиенфельд, говорит о знакомстве св. Иннокентия с обычаями Палестины ( Лилиенфельд. 1962. С. 93). Точные хронологические рамки паломничества Н. неизвестны. Согласно житийной заметке «А иного о житии преподобнаго Нила не обретох писанием изложено…», написанной со слов «зде живущих отец (т. е. в Ниловом скиту.- Е. Р.)», старец провел на Афоне время «не мало» ( Романенко. 2009. С. 101). До периода между 2 и 28 июня 1488 - февр. 1489 г.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010