В 20-х гг. XVII в. в вотчине И. К. м. жили служебник и монастырские детеныши (как правило, осиротевшие дети и подростки, к-рые, вырастая, работали в обители), в нач. 30-х гг.- слуга, служебник, монастырские детеныши, к 1701 г. числилось 7 слуг. В нач. XVIII в. служка Марк Яковлев «явил у переписки» царскую грамоту, по которой слугам, «буде они служни дети, а отцы их на службах великих государей бывали, а иные и побиты, а они в том монастыре служат на отцовских и братьиных местах по-прежнему, и денежное и хлебное жалованье велено давать, збирая с крестьян». В 1752 г. слуги И. К. м. подали епископу Вологодскому и Белозерскому прошение о выдаче им хлебного и денежного жалованья, как это было указано в документах XVII в., поскольку монастырские крестьяне, на которых была возложена данная обязанность, выполнять ее отказались и «чинятся ему, игумену, не послушны» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1810). В нач. XVIII в. служебники, выполнявшие различные хозяйственные работы, были самой многочисленной категорией населения обители (19 чел.). Большинство (14 чел.) были выходцами из вотчинных крестьян, были также дети служебников (2 чел.) и священника (1 чел.) и отставной стрелец. По ведомости кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVIII в., в И. К. м. проживали 5 слуг, к-рые обрабатывали по 2 дес. пашни. Перечислены по трое больничных, келейников, конюхов, по двое поваров и скотников, трапезник, житенной, подкеларник, польщик, хлебопекарь, ясельничий, портной. Они получали от 20 до 90 к. Также за монастырский счет жили отставные капитан и гвардии солдат. Храмы и другие постройки До разорения казанскими татарами 1538 г. в И. К. м. была, по всей видимости, одна церковь - в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Позже был выстроен Преображенский храм с трапезой, к-рый и стал соборным. В 20-х гг. XVII в. обе церкви оставались деревянными. В писцовой книге 1627-1632 гг. упоминается также часовня, где почивали мощи прп. Иннокентия (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 14728. Л. 658-658 об.); видимо, ее построили над могилой преподобного в 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. Наиболее ранний из сохранившихся списков Жития прп. Иннокентия относится к нач. 30-х гг. XVII в. Возможно, именно в это время интерес к наследию святого в его обители возрос. В 1691/92 г. в И. К. м. случился пожар, в котором, вероятно, пострадали мн. монастырские здания, в частности казенная келья. К 1701 г. в И. К. м. стояла теплая Преображенская ц. с трапезой и келарской. Напротив трапезы и келарской располагалась рубленая брусяная паперть, «над всходами два шатра», под церковью были холодные «житья». В храме среди других икон «по левую сторону северных дверей» имелся образ прп. Иннокентия, «писан на золоте». В холодной «клетчатой» Предтеченской ц. в «книгохранительном аналое» располагалась б-ка, в отдельном сундуке хранились ризы. Над могилой прп. Иннокентия Комельского стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого.

http://pravenc.ru/text/389615.html

В монастыре Саввы Тверского по смерти его избран был такой игумен, который сам ниспровергал его общежительные уставы, к прискорбию братии. Даже в Кирилло-Белозерском монастыре, которого обычаи более всех понравились преподобному Иосифу, было несколько игуменов сряду, нарушавших предания и законы преподобного Кирилла, вопреки всем прещениям достойных иноков. Из новых монастырей преподобный Иосиф упоминает только об одном общежительном — о монастыре преподобного Макария Колязинского . Любя всею душою общежительный порядок в обителях, сам Иосиф основал свой монастырь на началах строгого общежития, но в других местах нашел себе немного подражателей. Нам известны общежительные монастыри (не говорим о многих, прежде основанных) только: в Переяславле Залесском — Даниилов, где введено было общежитие по воле великого князя Василия Иоанновича, в Смоленском крае — основанные преподобным Герасимом Болдинским, в Псковском — Елеазаров, Печерский и Саввы Крыпецкого, в Вологодском — Иннокентиев Преображенский и Корнилиев Комельский, в пятине Обонежской — Александро-Свирский и Александровский Ошевенский, на Белом море — Соловецкий. О других монастырях настоящего периода, по крайней мере, не сохранилось прямых известий, что они были общежительными, хотя это очень вероятно в отношении к некоторым из них. Особенно заметен был недостаток общежития в новгородских монастырях при их многочисленности. Там, по словам местного летописца, только «великие монастыри», и всего только четыре: Юрьев, Хутынь, Вяжецкий и Отенский — существовали общинами и по чину, а в прочих монастырях иноки жили каждый особо, и ели каждый в своей келье, и обременены были всякими житейскими попечениями. Вследствие чего даже в лучших монастырях было лишь по шести и по семи чернецов, а в других по два и по три. И вот архиепископ Макарий обратился к великому князю Василию Ивановичу с просьбою показать ревность о честных монастырях новгородских и, получив от князя повеление, созвал (в 1528 г.) к себе настоятелей монастырей, где не было общины, и убеждал завести ее.

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

Среди учеников прп. Кирилла известны преподобные Мартиниан, игум. Ферапонтова в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, и Кассиан, настоятель К. Б. м.; в числе пострижеников и насельников К. Б. м.- прп. Савватий († 1434 или 1435), один из основателей Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , прп. Нил Сорский и его наставник игум. Паисий (Ярославов) , преподобные Александр Ошевенский (1427-1479), Иннокентий и Корнилий Комельские (1455-1537), Игнатий Ломской. При игум. Нифонте (1478-1482) в К. Б. м. проживал прп. Иосиф Волоцкий. Некоторое время здесь подвизался прп. Феодорит Кольский. Заметную роль в превращении К. Б. м. из удельной обители в крупнейший общерус. монастырь сыграл игум. св. Трифон († 1468; впосл. епископ Ростовский, Ярославский и Белозерский). В 1447 г. кн. Василий II Васильевич Тёмный, смещенный с великокняжеского стола, обратился к братии К. Б. м. за помощью освободить его от клятвы (т. н. крестного целования), данной Дмитрию Георгиевичу Шемяке. Игумен «снял» с вел. кн. Василия крестное целование, по к-рому тот обещал Шемяке не возобновлять борьбу за Москву. По сообщению Ермолинской летописи: «…и помолився Богу, и поиде благословитися в Кириловъ монастырь; игумен же Трифон срете его со всею братьею, с старци своими, и благослови его. И пребывъ мало днии ту, благословився у старцевъ и у игумена, и поиде ко Тфери, а игуменъ Трифонъ и инъ старець святъ, именемъ Симанъ Карлсмазовъ, и со всею братьею, благословиша князя великаго поити на великое княжение на Москву» (ПСРЛ. Т. 23. С. 153). В 1462 г. игум. Трифон был хиротонисан во епископа Ростовского, Ярославского и Белозерского. Именно он попытался поставить на игуменство в К. Б. м. своего брата Филофея без ведома кн. Михаила Андреевича (сына Андрея Дмитриевича), но спустя год Филофей был отстранен. Сменивший свт. Трифона игум. Кассиан часто отлучался из К. Б. м. для выполнения дипломатических поручений и поездок в К-поль и Литву. В 1478/79 г. возник спор между верейско-белозерским кн. Михаилом Андреевичем и Ростовским архиеп. св. Вассианом I (Рыло) , настаивавшим на своем праве судить игумена и братию и собирать в свою пользу церковные пошлины. Против этой инициативы выступил игум. Нифонт, к-рого поддержали верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич и митр. Московский Геронтий . При этом кн. Михаил Андреевич ссылался на восходящее к прп. Кириллу и кн. Андрею Дмитриевичу право патроната князя над обителью. Митрополит после судебного разбирательства поддержал белозерского князя, велев судить «по старине» (АСЭИ. Т. 2. 315; Т. 3. 223). В спор между архиеп. Вассианом (Рыло) и кн. Михаилом Андреевичем вмешался и вел. кн. Иоанн III Васильевич , поддержавший архиерея. Над К. Б. м. была установлена власть Ростовского архиепископа «во всем». В 1486 г., после смерти кн. Михаила Андреевича, мон-рь со всем Белозерским краем перешел в юрисдикцию московского князя.

http://pravenc.ru/text/Кириллов ...

Любопытно изменение интенсивности переписки, умножения на Руси переписчиками этой литературы, да и перемена с течением времени мест, где она была, судя по количеству списков, популярна. В Троицкой Сергиевой лавре наиболее интенсивно переписывали (а значит, и читали) эти сочинения в 20−30-е гг. XV в., а затем пошёл волнообразный спад интереса к ней, закончившийся нулевым уровнем в XVII в. В Кирилловом Белозерском монастыре после некоторого снижения интереса к ней около середины XV в. пошёл резкий подъём, превысивший изначальный Троице-Сергиевский, и высокий уровень этого интереса продержался там, в Белозерье, весь XVI в. Несомненно, росту и поддержанию в «Заволжье» интереса к исихазму и его литературе, очень способствовали такие личности, как Нил Сорский и его ученик Иннокентий Комельский, и своей деятельностью, и своими собственными сочинениями 1646 . Но в XVII в. интерес этот и там опустился до нуля. Он сдвинулся на север. Начавшись на Соловецких островах вместе с монастырём в XV в., интерес этот далее рос там так, что в XVII в. превысил «максимумы» не только Троице-Сергиева, но и Кириллова монастыря 1647 . Кроме того, в XVII в. и скитский устав Нила Сорского был использован на Анзерском острове Соловецкого архипелага преподобным Елиазаром Анзерским 1648 . Так что «исихазм» в Московской Руси, начиная с XIV по XVII в. заметным образом двигался из центра на Север, чтобы быть там разгромленным царскими войсками во время осады 60−70-х гг. XVII в. В следующем же, XVIII в., в Петровское время, скитское жительство, самое подходящее для «безмолвия», практически было запрещено в сделавшейся империей России, так что люди, к «безмолвию» стремившиеся, стали покидать Россию, эмигрируя на территорию Турецкой империи в Молдо-Влахию и на Афон. Среди них был и Паисий Величковский , без деятельности и без учеников которого не случилось бы, не образовалось бы в России XIX в. такого важного центра духовной культуры, как знаменитая Оптина пустынь. Примерно в середине XIV же века в среде балканских исихастов была переведена с греческого на славянский среди прочих книг и «Диоптра» Филиппа Монотропа, «Уединенника», или Пустынника, византийского писателя-энциклопедиста XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иннокентиев монастырь вновь пострадал из-за того, что находился у дороги из Галича, по которой двигались захватчики. Как сообщали монастырские власти в челобитной 1623 г., «приходили на Вологду полские и литовские люди, и тот-де монастырь разорили, и братие посекли, и та-де жалованная грамота и иные крепости в монастыре згорели» (30). Окончание Смуты не привело к восстановлению мирной жизни на территории Комельской волости. Регион продолжал страдать от набегов казачьих отрядов и в период восстановления Русского государства в 1613-1617 гг. (31) Правительству Михаила Федоровича Романова для борьбы с интервентами требовались денежные средства. Были введены новые налоги - пушечные деньги, а также регулярные поставки хлебных запасов. Вводились и чрезвычайные сборы - «запросные» и «пятинные» деньги. Для сбора кормов в северные монастыри направлялись казачьи атаманы (32). Вотчина Иннокентиева Комельского монастыря в этот период тоже пострадала: в деревне Ржище в 1614/15 г. казаки убили крестьянина, а крестьянин в деревне Дворцы погиб в 1616/17 г. от рук «литовских людей» (см. настоящую публикацию, документ 1). Запустение в вотчине Иннокентиева Комельского монастыря за годы Смуты и после Смутного времени оказалось самым значительным в сравнении с вотчинами других монастырей южной части Вологодского уезда. К 1620 г. во владениях Комельского мон-ря стали пустошами более половины деревень, а из оставшихся крестьян 40% перешли в разряд бобылей. Только к середине XVII в. экономическое состояние обители начало постепенно улучшатся. Возможно, относительное благополучие монастыря во 2-й половине XVII в. связано с покровительством, которое оказывали обители боярыня Елена Борисовна Хворостинина (33) и ее дочь Мария Федоровна (34). Их имена зафиксированы в монастырской описи 1701 г. Среди вкладчиков Иннокентиева Комельского монастыря отмечены и другие жители Москвы - стольник Иван Афанасьевич Нарбеков, священник Никольской церкви, что на Кошелях, Доментиан Архипов, подьячий Патриаршего разряда Юрий Михайлович Подгорский.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Преставление преподобного Иннокентия . Преподобный Иннокентий, сын боярина Охлебинина и родствен­ник князей Хворостининых 442 , принял иночество в обители Кирилла Белоезерского, потом вместе с наставником своим преподобным Ни­лом Сорским долго странствовал на востоке и несколько времени жил на Афоне. С востока возвращался он в Белоезерский монастырь, но недолго пробыл здесь; он последовал за преподобным Нилом на реку Сору и здесь несколько времени жил с ним. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других и при том в жизни не той, которую сам решился проводить, сказал Иннокентию: «Иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в келлиях». Послуш­ный ученик, погрузившись в глубину Комельского леса, избрал себе место на реке Еде, в 10 верстах от Нурмы и в 70 от Вологды; здесь (с 1491 г.) недолго жил он один, вскоре собралось к нему духовное стадо, и он построил храм во имя Ангела пустыни святого Предтечи, основал общежительный монастырь. Пред кончиною своею написал он духовное завещание братии. «Вот я убогий инок Иннокентий, – так говорил раб Божий, – написал это завещание для тех, кому Бог повелит жить в нашей пустыне. Прежде всего, молю вас, Господа ради, поминайте меня, грешно­го, во святых молитвах ваших; об этом кланяюсь до земли вам, отцы и братия. Завещаю и то, чтобы не было между вами никакой ссоры, а была бы любовь во Христе и мир духовный. Юных и безбородых иноков не принимать, также как не постригать здесь таковых; слуг мо­лодых безбородых не держать. Пиянственного пития отнюдь не следует нам иметь. О том, как в пустыни нашей должно быть на молитве, как питаться, когда выходить на рукоделие и работу, – обо всем подобном установлено в писании господина учителя моего старца Нила. Там найдете все благоугодное Богу» 443 . Преподобный Иннокентий скончался 19 марта 1521 года 444 . Обитель его опустошена была татарами в 1538 году, и три ученика его запечатле­ли тогда подвиги кровью. Татары «нечаянно пришли в Иннокентиеву пустынь, сожгли церковь великого Предтечи Иоанна и келлии, уби­ли трех старцев, многих христиан той пустыни предали мечу, а иных взяли в плен; некоторые убежали от рук их и, нося на себе множество ран, пришли в обитель преподобного Павла». Так говорит современ- ник 445 . Наружный вид преподобного Иннокентия: роста среднего, борода нераздвоившаяся и с легкою сединкою. Мощи почивают под спудом в каменном Благовещенском храме обители его, закрытой в 1764 году 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

правой стороне, против местной иконы Спасителя, стоит бронзовая вызолоченная рака. Изображение преп. Сильвестра поверх раки украшено серебряною ризою. Под полом, на поверхности земли, стоит гроб с мощами преподобного, сохранившийся неповрежденным и окруженный четвероугольным бревенчатым срубом. Гроб можно видеть чрез прорезанный пол сверху из-под пьедестала раки, от которого с южной стороны для сего отодвигается доска. Память празднуется в день преставления. Житие не сохранилось. (Извлечено из книги: «Преп. Сильвестр, игумен Обнорский», доктора богословия прот. С.К. Смирнова). В наши дни Господу угодно было вновь прославить память угодника Своего. В 1860 году открылся неистощимый источник исцелений и других чудес от гроба преп. Сильвестра. (Ярославские и Вологодские Епарх. Ведомости 1860–1870 г.). По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Сильвестр подобием сед, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, на главе власы не с ушей, просты, ризы преподобническия; схима на плечах». (Филимонов, стр. 16). 255. Преподобный Иннокентий игумен Предтеченскаго монастыря, иже бысть на речке Елде преставися в лето 7909 месяца марта в 19 день Сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых, принял иночество в обители Кирилла Белозерского; потом вместе с наставником своим преп. Нилом Сорским долго странствовал на востоке и несколько времени жил на Афоне. С востока он последовал за преп. Нилом на речку СОрку и здесь несколько времени жил с ним. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других, сказал Иннокентию: «иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в келлиях». Послушный ученик, погрузясь в глубину Комельского леса, избрал себе место на р. Елде, в 10 верстах от Нурмы и в 55 от Вологды. Это было в 1491 году. Здесь собрались к нему любители пустыни, и он устроил общежительный Преображенский (а не Предтечевский) монастырь. Не задолго до кончины, он написал завещание братии («Ист. Рос. Иерар.», IV, 301–302), где оно, по свидетельству А.Ф. Бычкова, напечатано с неисправного списка. (Бычков, Опис. Сбор. I, 15–16). Ум. 19 марта 1521 года, что согласно с годом кончины наставника его, преп. Нила (ум. 1508, а не 1491). «Рус. Св.», март,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В последующие годы монастырь также оставался в состоянии экономического упадка. Об этом свидетельствует «промемория» 1723 г., которую из канцелярии Вологодской провинции отправили в казенный приказ архиепископа Вологодского и Белозерского Павла для определения размера налогов с вологодских духовных корпораций. В ведомости о количестве дворов, которые числятся за Иннокентиевым Комельским монастырем на 1701 г., было указано всего 90 дворов. Это число было условным, по сравнению с данными описи 1701 г., на которую идет ссылка в «промемории», число дворов было занижено более, чем на четверть. Платить налоги исходя из реального числа дворов монастырь, судя по всему, не мог. Ежегодно с него брали очень небольшую для 1720-х гг. сумму в 15 рублей 1 деньгу (64). В 1723 г. игуменом мон-ря был назначен Макарий (Хворостин), в связи с чем была составлена опись имущества (см. документ 3). Монастырские строения к началу 1720-х гг. совсем обветшали. В описи 1723 г. ветхими названы обе церкви - Спасо-Преображенская и в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Как ветхая охарактеризована и церковная утварь. После 1701 г. в монастыре появилась еще одна церковь - Благовещенская. Она была построена на месте часовни над могилой прп. Иннокентия. В обители появились новые книги, не отмеченные в описи 1701 г. - «Чиновник новой», «Тетрадь печатная прибавочная», «Ектений о победе над сопостаты христоименитому воинству», «Тетрадь, служба о победе, Богом дарованной, под Полтавой над шведским королем», «Поучения» прп. Ефрема Сирина и аввы Дорофея (65), Зерцало мирозрительное (66), Киево-Печерский Патерик и рукописное Житие прп. Иннокентия. Возможно, санкционировав строительство церкви над местом, где покоились под спудом мощи прп. Иннокентия и снабдив обитель его Житием, духовные власти надеялись, что пример начальника обители станет духовной опорой для насельников монастыря, переживавших сложное время. Количество колоколов на монастырской колокольне увеличилось по сравнению с началом века - их стало 5. В монастыре находились игуменская келья и 9 братских келий, казенный амбар. Монастырская ограда сильно обветшала: «все огнило и валитца порознь». Обветшали и 3 оставшихся из 7 житниц. Вместе с обветшанием монастыря сократились и масштабы животноводческого хозяйства. Более чем в 2 раза уменьшилось поголовье лошадей (их стало 39), почти в 4 раза меньше стало стадо коров (24 коровы), на 15 голов сократилось стадо овец, а разведением коз в монастыре заниматься перестали.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

«Завет», составлявший основу первой редакции Жития, во второй редакции настолько переработан, что текстологический анализ не позволяет установить, пользовался ли автор новой редакции непосредственно текстом «Завета» или его пересказом в более ранней редакции Жития. В одном случае агиограф изменил смысл источника, в результате чего завещание прп. Иннокентия построить в обители церковь превратилось в рассказ о церковном строительстве при жизни святого. Список А Список В   Аще начнут благоугодно жити, и хранити заповеди Божие, и восхощут церковь въздвигнути, то есть на Божием и з волении и на их произволении. И аще благоволит Бог, да будет церковь в имя святаго и великаго Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25. Сеи убо великий Иоанн наставник есть всем иноком и пустынножителем.  И по некоем времени святый Инокентий и з братиею своею проразсуждением воздвиже церковь святаго великаго пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна, третие обретение честныя главы, еже есть маия в 25 день. Сей убо великий Иоанн наставник есть иноком и пустынножителем. Наиболее объемными дополнениями во второй редакции являются рассказы о детстве святого, его пострижении и жизни в Ниловой Сорской пустыни. Выше уже говорилось, что само сообщение Жития о постриге прп. Иннокентия в Ниловой пустыни ошибочно. Подробный рассказ об этом событии заимствован из агиографической традиции. Автор Жития передает беседу прп. Иннокентия и прп. Нила, в которой последний предупреждает своего будущего ученика о суровости скитской жизни, а ученик настаивает на своем решении принять постриг. Впервые данный диалог встречается еще в Житии прп. Феодосия Печерского. Однако текстуального совпадения с ранней редакцией, представленной в Успенском сборнике, нет (82). Гораздо большее сходство обнаруживается с поздней редакцией Жития прп. Феодосия Печерского, фрагменты которой приведены И. В. Яхонтовым по рукописи из библиотеки Соловецкого монастыря (83).   Житие прп. Иннокентия Комельского, список В

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

В 1620-х гг. в монастыре стояли 2 деревянных церкви - соборная Спасо-Преображенская и храм в честь третьего обретения главы св. Ивана Предтечи. В писцовой книге 1627-1632 гг. упоминается также часовня, где почивают мощи прп. Иннокентия Комельского (39), видимо, ее построили над могилой преподобного в 1620-х - начале 1630-х гг. Следует отметить, что наиболее ранний из сохранившихся списков Жития прп. Иннокентия относится к нач. 1630-х гг. Возможно, что именно в это время интерес к наследию святого в его обители усилился. В 1701 г. в монастыре стояла теплая Спасо-Преображенская церковь с трепезой и с келарской. Напротив трапезы и келарской располагалась рубленая брусяная паперть, «над всходами два шатра», под церковью были холодные «житья». В храме среди других икон «по левую сторону северных дверей» имелся образ «преподобнаго чюдотворца Иннокентия, писан на золоте». Вторая церковь - в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи - была холодная, «клетчатая». В этой церкви в «книгохранительном аналое» хранилась монастырская библиотека, а в отдельном сундуке - ризы. Над могилой прп. Иннокентия Комельского стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого (40). В монастыре же стояла и 6-стенная колокольня с тремя колоколами и с железными боевыми часами. Библиотека, включавшая к 1701 г. чуть менее 50 томов, содержала по большей части богослужебные книги. В ней хранились также Шестоднев (печатный (41)), два толковых Евангелия (рукописное и печатное (42)), рукописный Измарагд. Из сочинений отцов Церкви и подвижников благочестия названы «Поучения» прп. Ефрема Сирина (рукописное и два печатных (43)), «О священстве» свт. Иоанна Златоуста (печатная, два экземпляра (44)), «Симеон Новый Богослов» и «Петр Дамаскин» (обе рукописные). Житийная литература представлена лишь «Николаевым житием». Современные сочинения также были доступны насельникам Иннокентиева монастыря. Из них имелись «Меч духовный» Лазаря (Барановича) (45) и «Обед душевный» Симеона Полоцкого (46). Неопознанной осталась «Филистим новая, полууставье», отмеченная среди печатных книг. Однако она могла быть и рукописной, поскольку переписчик тут же указывает «Сенодик родителской», который в описи 1723 г. назван письменным. Таким образом, библиотека содержала достаточное количество книг для духовного чтения, однако считать мон-рь крупным книжным центром нельзя.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010