Равно и об иноках вообще, которые искали себе в монастырях только покоя, царь выразился: «В монастырях чернецы и попы стригутся спасения ради души своея, неции же от них стригутся покоя ради телеснаго...» (Стоглав. Гл. 5, вопрос 8). Ошиблись бы мы, если бы и прочие свидетельства, приведенные нами, о худой стороне нашего монашества вздумали распростирать не на некоторые только, а на все обители и на всех иноков. Нет, были у нас и иноки, были и монастыри в продолжение всего настоящего периода, которые вполне соответствовали своему призванию. Припомним прежде всего Пафнутия Боровского, Зосиму Соловецкого, Елеазара Псковского, Макария Колязинского — каким глубоким подвижничеством отличались они, как строго держали и вели устроенные ими обители, какое влияние имели на самих мирян и каким уважением пользовались от них! К концу XV и в начале XVI столетий явились новые светила в русском монашеском мире: Иосиф Волоколамский, Нил Сорский, Иннокентий Вологодский, Александр Свирский, Корнилий Комельский, которые так же, если даже не более, благодетельно действовали и на своих учеников, и на все русское монашество, и на всю отечественную Церковь. Вслед за ними и отчасти вместе с ними в течение всей 1-й половины XVI в. подвизались и светили для всех своим высоким благочестием другие основатели и устроители монастырей — Даниил Переяславский, Кирилл Новоезерский, Герасим Болдинский, Арсений Комельский, Антоний Сийский. Даже во 2-й половине XVI в., после того как на Стоглавом Соборе наше монашество подверглось таким приговорам, в среде его отнюдь не прекращался ряд строгих подвижников и настоятелей монастырей, каковы были: Филипп Соловецкий, впоследствии митрополит, Трифон Кольский, просветитель лопарей, Феодосий Тотемский, Арсений Новгородский. Словом, мы могли бы поименовать до пятидесяти черноризцев, и преимущественно настоятелей, которых воспитали наши тогдашние обители и которые за свое благочестие или причислены Церковию к лику святых, или доселе чтутся местно. Справедливость требует присовокупить, что в числе этих достойных черноризцев находились не одни жившие в монастырях, но и пустынники, между которыми особено замечательны два постриженника Крыпецкого монастыря: преподобный Нил Столбенский, подвизавшийся 27 лет в пещере близ Осташкова († 1555), и преподобный Никандр Псковский, проведший много лет и до пострижения и после пострижения своего в глубокой пустыне между Порховом и Псковом на реке Демьянке .

http://sedmitza.ru/lib/text/435996/

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский (+ 1491), преподобный. Ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского монастыря, игумен, чудотворец. Один из последователей Нила Сорского, живший с ним на Святой Горе Афон       Память игумену Иннокентию отмечается 13/26 марта.   Сказание О ПРЕПОДОБНОМ ОТЦЕ НАШЕМ ИННОКЕНТИИ, КОМЕЛЬСКОМ И ВОЛОГОДСКОМ ЧУДОТВОРЦЕ Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником препо­добного Нила Сорского. Еще раньше основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по Востоку вместе с преподобным Нилом: был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Ин­нокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла. Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. С ним он пожил лета благоугодные в посте, бдении и страхе Бо­жием.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=144...

Иннокентия в Ниловой Сорской пустыни, на основании которых исследователи делают вывод, что прп. Иннокентий преставился после прп. Нила, т. е. после 1508 г., ошибочны (см. анализ Жития ниже) (15). Таким образом, вопрос о том, считать ли датой смерти прп. Иннокентия 1491 или 1521 г., остается открытым. Проблема литературного наследия прп. Иннокентия неоднократно поднималась исследователями. При жизни преподобный много времени посвятил переписке книг. Об этом свидетельствует его записка «Яко добро есть писати святыя книгы», в которой он обращался к себе - «О, Инокентие! Аще потщишися к Божественому писанию трудолюбно прилежати, трое благо получиши: первое, от своих трудов питаешися; второе, празднаго беса отгониши; третие, с Богом беседовати имаши» (16). Г. М. Прохоров предпринял попытку выявить автографы прп. Иннокентия, атрибутировав ему рукописи РНБ, Кирилло-Белозерское собр., и РНБ, Кирилло-Белозерское собр., (17). Однако эту атрибуцию нельзя признать удачной. Как установил Прохоров, обе рукописи относятся ко 2-й половине XVI в., между тем источники не оставляют сомнений, что к этому времени прп. Иннокентия не было в живых (18). Из сочинений прп. Иннокентию кроме небольшой записки «Яко добро есть писати святыя книгы» однозначно атрибутируется «Завещание» (19). Прохоров высказал предположение, что прп. Иннокентий составил тропарь, кондак и икос прп. Нилу Сорскому (20), а также «Надсловие» и «Пристежение» к «Преданию» и «Уставу» прп. Нила и сопровождающее их сочинение «О внутреннем делании» (21). Иннокентиев Комельский монастырь впервые упоминается в разъезжей грамоте 8 декабря 1536 г., определявшей границы владений Павлова Обнорского монастыря: «На розъезде были... Инокентьевы пустыни строитель Варлам... да Инокентиевы пустыни крестьянин Неклюд Опарин» (22). Последний, возможно, был основателем деревни Неклюдово, которая позже числится в вотчине монастыря. В любом случае, это упоминание однозначно свидетельствует, что у монастыря в 1530-х гг. уже была вотчина и, следовательно, обитель в это время была общежительной.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

При Иннокентиевом монастыре проходили по меньшей мере 2 ярмарки, приуроченные к престольным праздникам - Преображения Господня и Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Об одной из них, Спасо-Преображенской, упоминается в приходо-расходной книге Павлова Обнорского монастыря 1694 г. (56) Какое-то время в монастыре изготовлялись сальные свечи. По крайней мере, в описи 1701 г. среди монастырской рухляди вместе со старинными книгами, сломанными пистолетами и «шляпой старческой» перечислены «пятнатцать фурм белово железа, что салные свечи льют». В 1680-1690-х гг. Иннокентиев Комельский монастырь владел соляной варницей. В 1693 г. старец Иосиф отчитывался, «сколько в котором году... соляного варенья недель было и что в приходе в котором году дров у него было». Из составленной Иосифом сметной выписи видно, что с марта 1690 по май 1693 г. варница работала лишь 17 недель. До этого времени работами на варнице руководил старец Макарий (57). В описи 1701 г. варница уже не упоминается. Потеря варницы была одним из следствий хозяйственного кризиса в Иннокентиевом мон-ре в конце 1680-1690-х гг. Основным его проявлением стало массовое бегство крестьян. К 1702 г. в монастырской вотчине стояли пустыми 62 двора. Всего за 20 лет - с 1682 по 1702 гг. вотчину Иннокентиева монастыря покинули 72 человека мужского пола. Из них 8 человек изъяло государство - 5 были взяты в солдаты, 1 человек в кирпичники, 2 в плотники. Трое бывших крестьян жили за счет общины - «кормились в мире». Наибольшее число монастырских крестьян покинуло свои деревни в 1686/87 и 1695/96 гг. - по 8 человек, в 1697/98 г. - 12 человек, в 1701 г. - 16 человек и в 1702 г.- 11 человек. Учитывая, что население вотчины в 1702 г. составляло 569 человек, потеря была огромной. Причиной того, что крестьяне массово уходили из своих деревень, являлось увеличение государственных налогов, связанное с военными кампаниями конца XVII - начала XVIII в. - крымскими походами В. В. Голицына, азовскими походами Петра I и Северной войной. В 1697 г. монастырь участвовал в «кумпанстве» по постройке баркарола для Азовской флотилии. На обитель прп. Иннокентия пришлось примерно 1,5% из суммы в 2128 рублей 24 алтына 5 денег, основная часть которой собиралась с вотчин Кириллова Белозерского монастыря, Вологодского архиерейского дома, Павлова Обнорского и Корнилиева Комельского монастырей (58).

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

выше, указания житий многих святых; едва ли не об одном Иннокентии Комельском достоверно известно, что он, будучи безусловным почитателем Нила, следовал ему и в данном отношении и учредил в своей обители житие скитское); а в силу этого, Корнилию приходилось позаботиться и о внешней нормировке монастырской жизни, насколько это нужно для водворения единства и порядка в общежительномъ монастыре. К сожалению, г. Коноплев не сделал точного сопоставления отдельных мест рассматриваемых уставов; в последних главах он ограничивается лишь сопоставлением заглавий; но уже и из сопоставления видно, что в устав Корнилия не вошло многое из того, что выдвигается на весьма видное место и составляет содержание особых глав у Иосифа, причем касается именно внешней стороны иноческой жизни, равно как вошли в него рассуждения, отсутствующие у Иосифа и роднящие его, наоборот, с уставом Нила. Данные устава Корнилия согласуются с данными его жития, на которые г. Коноплев не обратил внимания. Биограф Корнилия, очевидно, относится не безразлично к фактам жизни святого, но некоторые черты выдвигает, влагает в уста святому известные рассуждения, речи, поучения, прославляет известные его добродетели. Одной из ясно отразившихся в житии Корнилия идей является идея иноческой нестяжательности, отмеченная г. Коноплевым в его уставе; в этом отношении заслуживает внимания рассказ об отказе его от сел, предложенных ему великим князем Василием III: преподобный „не восхоте просити ничтоже, но токмо моли его дати близъ монастыря земли мало съ лесомъ да отъ поту лица своего ямы глаголю хлебъ свой» (М. С. Библ. 608, л. 84); здесь связанная с мыслью о нестяжательности мысль о пропитании трудами рук своих находит себе совершенно ясное выражение. Правда, протест Корнилия остается бесплодным, так как великий князь все-таки поступает по-своему. Подобно тому, при описании первоначальной жизни Корнилия в Комельском лесу, биограф замечает, что он „помышляше трудами питати себе и сущихъ съ нимъ», при этом еще „и npuxoдящiя приемля, и мuмoxoдящiя кормляше» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В публикуемых актах и выписях из писцовой документации много разнообразной информации по исторической географии, формированию уездов в верхнем Заволжье – Угличском, Устюженском, восточных рубежах новгородских пятин – Бежецкой и Обонежской . Много в них данных по топонимике Устюженского края, включая Чагодощенский район современной Вологодской области – названиях сел, деревень, починков, пустошей, речек, озер, урочищ. Они важны не только для историков, но и лингвистов . Нигде не заметно последовательного употребления в названии уезда – и Устю женский, и Уст южский (как и десятина Новгородской митрополии нередко именовалась Уст южской, Устюга Железного). Особого внимания заслуживают сведения актов из копийной книги о поместно-вотчинном праве, землевладении местных служилых людей – Калитеевских, Култашевых, Левиных, Мусиных-Пушкиных, Ханыковых , их меновных и купчих сделках с Николо-Моденским монастырем и Благовещенской Синозерской пустынью в конце XVII в. Поземельные акты сборника за 1686–1699 гг. отражают неэквивалентные обмены помещиками своих пустых земель на более крупные по площади участки пустых же монастырских земель («пусто на пусто», как писалось в грамотах того времени, независимо от вотчинной или поместной формы владения) с денежной платой со стороны монастырей «за перехожие чети». Служилый человек мог, например, получить по обмену от монастырей пол осмины, а то и вовсе пол четверика земли плюс 20–50 рублей впридачу, отдав при этом 30–40 четвертей. При этом устанавливался довольно высокий размер неустойки за нарушение сторонами условий меновных операций – 100–300 рублей. Подобная практика показывает способ роста (вопреки запретам на этот счет в Соборном уложении 1649 г.) монастырского землевладения в конце XVII в. в России (в том числе и в Устюженском крае) за счет запустевших служилых поместно-вотчинных земель, меньшую заинтересованность помещиков приводить свои пустые земли в жилое состояние по сравнению с возможностью получить деньги от монастырей за избавление от ненужных им, помещикам, пустошей и урочищ. И государство соглашалось с подобной практикой, регистрируя такие обмены в Поместном приказе и местных приказных избах. Подчеркну, что в последние десятилетия XVII в. неэквивалентные обмены были широко распространены и у многих вологодских монастырей (Спасо-Прилуцкий, Корнильево-Комельский, Иннокентиев Комельский, Николо-Озерский, Павлов Обнорский, Спасо-Нуромский, Сямский Богородице-Рождественский, Арсеньево-Маслянская пустынь) и Вологодского архиерейского дома . Известны они и у крупных духовных корпораций центра страны, например, Троице-Сергиева монастыря . Во всяком случае роль церковных институций в продолжающемся земледельческом освоении страны оставалась еще весьма существенной, и резервы внутренней колонизации (в данном случае в уездах верхнего Заволжья) сохранялись еще и в конце XVII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Так за именем Преподобного неразлучно следуют, как бы спутники за великим светилом, имена многих Подвижников северной страны: Дионисий Глушицкий, Савватий Соловецкий, Нил Сорский , Иннокентий Комельский, Корнилий Комельский и пр. Так с историей Белозерской обители соединяется история многих других обителей. И все эти рассадники благочестия и духовного просвещения образуют одну родню – духовную семью, которая в течение веков славит Бога, дивного во Святых Своих, и молитвенным предстательством Святых Угодников и многочисленными чудесами, которыми Господь прославил великие их подвиги, благодетельствует всем верующим, чтущим память их верно. При ясном представлении многовековой славы, осеняющей величественным венцом Белозерскую обитель, становится вполне понятна та радость, которая наполняет благочестивые сердца братии сей обители в настоящий достославный день торжественного празднования основания ее трудами великого Подвижника и Угодника Божия Преподобного Кирилла. Это празднование разделяют, без сомнения, все, чтущие ныне с Православной Российской Церковью честную память Преподобного. Наибольшее же участие здесь должны принять верующие тех православных областей и учреждений, которые, или чрез посредство своих основателей, или силою особых событий из своей жизни, или, вообще, силой исторической последовательности и зависимости тяготеют к Белозерской обители, как центру настоящего церковного празднества. Соседняя к Белозерской обители Вологодская духовная Семинария сознанием священного нравственного долга сердечно разделяет с ближайшими почитателями памяти Преподобного – благочестивыми и боголюбезными братьями обители достославное и благосветлое торжество Преподобного Кирилла Белозерского. Вологодская Семинария почитает его своим главным покровителем с самого начала своего водворения в занимаемом ею до настоящего времени месте. До 1787 года Кирилло-Белозерский монастырь со всем Белозерским уездом входил в состав Вологодской епархии. В те времена в г. Вологде на берегу реки было построено от Белозерского монастыря подворье, между зданиями которого первое место занимал сохранившийся и доныне большой каменный двухэтажный корпус, имеющий в длину 50 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Одно из положений Устава прп. Нила - отказ от благотворительности свидетельствует о продуманности и логической завершенности учения преподобного. В Завещании (завете) ученика прп. Нила, прп. Иннокентия Комельского, основателя общежительного Иннокентиева Комельского в честь Преображения Господня монастыря , содержится дополнительная информация о порядках в обители. Сославшись на основные положения «Предания» прп. Нила, он более подробно пишет «о келиях». Монах, поставивший или купивший себе келью (или неск. келий), в случае ухода из обители не мог ни продать, ни отдать ее никому, она оставалась в собственности игумена и братии, к-рые могли продать «избыточные кельи». Если монах возвращался, он уже не имел права на прежнюю келью, решение о предоставлении ему кельи зависело от воли братии ( Архангельский. 1882. Прил. 3. С. 14-16). Скит прп. Нила относился к числу «особь сущих», но не являлся особножитием. Особножительные мон-ри имели земли и села, доходы от которых не становились общей собственностью мон-ря, но распределялись между братией. Хлеб из монастырских сел распределялся следующим образом: половина - архимандриту, четверть - чернецам и четверть - священникам и диаконам. В такой же пропорции распределялись доходы от земли и от «пожен», отдававшихся «внаймы». Чернецы не имели доли в доходах монастырской церкви («годовое, или сорокоусты, и вписы, и молебны»), к-рые распределялись пополам (архимандриту - половина, остальное - священно- и церковнослужителям) (РФА. Вып. 1. 18. С. 101-102; Вып. 4. С. 933-937). Главное отличие скита прп. Нила от др. мон-рей и пустынь заключалось не только в его «безвотчинном» характере, но прежде всего в особом типе внутреннего, духовного подвижничества - «мысленном делании», «умной молитве», чему посвящены 11 слов (глав) его главного соч. «О мысленном делании». Учение и установления прп. Нила Сорского, его сподвижников и последователей, сохранявшиеся и в Нило-Сорском скиту, и в др. строгих обителях, послужили связующей нитью между древними аскетическими традициями и рус.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ Иннокентий (Беляев), архиеп. Картлинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) Иннокентий (Беляев), архиеп. Картлинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в. (РГИА) (Беляев Иван Васильевич; 23.09.1862, Владимирская губ.- 9.09.1913, С.-Петербург), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Род. в семье священника, окончил ДУ, Владимирскую ДС, в 1885 г.- КазДА со степенью канд. богословия. Нек-рое время был домашним учителем детей в семье буд. митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем рус. словесности и лит-ры в жен. епархиальное училище г. Тобольска, затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую жен. гимназию, в 1887 г.- инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 г. Беляев был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского, 26 марта рукоположен во иерея, вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской ДС и настоятелем виленского во имя Святой Троицы монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религ. народных чтений. В 1898 г. И. выпустил капитальный труд «О пострижении в монашество», за к-рый Совет КазДА в 1899 г. присудил ему ученую степень магистра богословия. 1 авг. 1899 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга И. был хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. 27 авг. 1900 г. освятил 2-этажное здание харьковского уч-ща для глухонемых, произнес «теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих», благословил учредителя уч-ща свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отд-ние попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://pravenc.ru/text/389649.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010