Там поставил Нил убогую свою хижину, и невдалеке от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос, по обычаю палестинскому поставил себе другую келью собеседник его Иннокентий; и другие отшельники мало-помалу начали к нему собираться; таким образом составился первый русский скит, образцы которого видим мы на святой Горе Афонской. Незадолго до блаженной своей кончины преподобный Нил, предчувствуя свое отшествие к Богу, послал собеседника своего Иннокентия в пределы вологодские, на реку Нурму, и предсказал будущую славу его обители, которая должна была процвести общежитием. «Здесь же, – говорил преподобный, – как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти: братия пусть живут поодиночке каждый в своей келье». Исполняя предсмертное завещание учителя, погрузился он в глубину Комельского дремучего леса, с южной стороны которого еще в начале XV века поселились преподобные Сергий Нуромский и Павел Обнорский. С 1491 года преподобный Иннокентий подвизался в одиночестве, но мало-помалу собралось вокруг него пустынное стадо, которое подчинил он строгому уставу преподобного Нила; тогда соорудил для братии церковь во имя Ангела пустыни Предтечи Господня – и процветала его обитель. Иннокентий преставился в 1521 году 19 марта, а в последних годах XV столетия со всех сторон начали уже проникать иноки в глубину недоступной дотоле дебри Комельской. Это были духовные дети Кирилла Белозерского и Дионисия Глушицкого, которые оживили иноческими подвигами мертвую пустыню. Меч татарский опустошил в 1536 году обитель преподобного Иннокентия. Впоследствии была поставлена каменная церковь, во имя Благовещения, над его гробницей; она пережила вновь собранную и опять упраздненную в 1764 году обитель (Жития святых Российской Церкви, март).   22 МАРТА Житие и страдание святого нового преподобномученика Отечество этого нового подвижника Христова, св. преподобномученика Евфимия, было селение Димитцани в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых родителей Панагиота и Марии. Кроме Евфимия у Панагиота было еще три сына: Георгий, Христ и Иоанн, и одна дочь – Екатерина; из них Евфимий был младший и во св.

http://isihazm.ru/?id=1824

  И тако поживе и управи житие свое по Бозе. И преставися в вечный покой в лето 6909-го месяца (Л. 214 об.) марта в 19 день, на память святых мученик Хрисанфа и Дарии. Братия же, вземше честное, и трудолюбное, и многострадалное тело любезнаго своего отца, и учителя, и наставника ко спасению, со псалмы и песнми и пении надгробными погребоша честно по его завещанию, идеже бе сам повеле ся погрести - во углу монастыря близ ржавца. И на могилу его камень положиша, и на нем подписаша лета, и месяц, и день преставления его. Такоже и образ подобия его написаша, каков бе преподобный (л. 214 - 215). Тем не менее в каждой из редакции есть уникальная информация. Например, в первой имеется описание облика прп. Иннокентия: «Всем подобен, лицем и брадою, аки Варлам, Хутынский чюдотворец. Риза преподобническая». Вряд ли составитель второй редакции пропустил бы эти сведения, если бы использовал первую редакцию. Во второй редакции объем дополнительных сведений значителен. Это диалог между преподоными Нилом Сорским и Иннокентием, отсылка к Житию прп. Павла Обнорского в рассказе о нашествии казанских татар с точной датой события и др. Составлялась реконструируемая «послепожарная» редакция в продолжение 1-й трети XVII в., когда появился список А (см. описание рукописи). О нижней границе ее появления - конце XVI в. - свидетельствует тот факт, что составитель Жития не просто упомянул о происхождении прп. Иннокентия из рода Охлябининых, но и указал на их свойство с Хворостиниными. Известно, что род Охлябининых, игравший заметную роль при дворах русских царей в XVI в., пресекся в конце столетия (76). В начале XVII в. Хворостинины - младшая ветвь князей Ухорских, оказались ближайшими родственниками прп. Иннокентия. Среди них были и вкладчики Иннокентиева Комельского монастыря - боярыня Елена Борисовна и ее дочь Марья Федоровна. Акцент, сделанный составителем Жития на Хворостининых, свидетельствует о том, что род Охлябининых уже пресекся. Работа над Житием, вероятно, велась монахами Иннокентиева Комельского монастыря или людьми, связанными с обителью, поскольку автор текста видел надписи на могиле преподобного или получил из монастыря сведения об этом.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Биограф сообщает далее о поучениях Иннокентия братии: блюсти заповеди, хранить благоговение в церкви и на трапезе и „любить друг друга духовною любовью». Наконец, он упоминает, что наставления Иннокентия касались и внешнего порядка в монастыре: вопросов о рукоделии, об исхождении иноков из обители, содержали запрещение пьянства и доступа женщин в монастырь. С именем той же речки Комелы и „Комельского леса» связаны имена еще других подвижников. Таковы Арсений, Корнилий и Стефан Комельские. Нашему рассмотрению подлежат жития Корнилия и Арсения 383 . Корнилий Комельский является одним из видных подвижников вологодского края, пользовавшимся большой известностью и почитанием; он известен, между прочим, и письменно изложенным уставом, оставленным им своей обители. Жизнь его относится к концу XV и первой половине XVI в. († 1537 г., память 19 мая); житие его, писанное в 1589 году иноком его обители Нафанаилом, помнившим еще лично святого, отнесено В. О. Ключевским 384 к числу лучших памятников русской агиобиографии; еще более оттеняет достоинства его, как исторического источника, г. Коноплев 385 ; это одно из житий, которые были писаны вдали от литературных центров и отличались сравнительной простотой и безыскусственностью изложения; близость автора к святому делала возможной значительную обстоятельность и точность рассказа. Вместе с тем житие сохранило немало характерных черт, которыми оно обрисовывает личность преподобного и его взгляды. Замечу, что для характеристики воззрений и образа мыслей Корнилия мы имеем несомненный исторический памятник, подобными которому мы располагаем по отношению к весьма немногим лицам: я разумею упомянутый выше обширный устав Корнилия. Устав этот давно уже издан 386 , а в труде г. Коноплева о вологодских святых рассмотрен более или менее обстоятельно 387 . Изучение содержания этого устава и сравнение его с существовавшими уже во времена Корнилия уставами Нила Сорского и Иосифа Волоцкого (уставами, которые, по-видимому, были знакомы Корнилию и оказывали на него известное влияние), заставили исследователя прийти к заключению, что устав Корнилия стоит по своему духу гораздо ближе к Нилову, чем к Иосифову: влияние первого „касается самых существенных пунктов воззрений Корнилия, относится к внутренней стороне его учения, а последнее простирается, главным образом, на первые пять глав устава Корнилия, где говорится о соборной молитве, о пище и питии, об одежде и обуви, одним словом, касается внешней стороны жизни и благоповедения иноков» 388 ; известную же долю влияния Иосифова устава исследователь приписывает тому, что, следуя основному духу воззрений Нила, Корнилий однако был сторонником общежития монастырского и учредил его в своей обители (так и большинство основателей монастырей в эту эпоху; срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр. Иннокентий и Корнилий Комельские и пр. Игнатий пустынник принадлежали к иноческой отрасли пр. Сергия через посредство пр. Кирилла, как пострижемники его Белозерской обители. Пр. Иннокентий после странствования по востоку, с согласия и благословения своего учителя пр. Нила Сорского , отошел в страну Вологодскую и в 55 верс. от г. Вологды, на реке Еде основал обитель во имя Преображения Господня, где 30 лет подвизался в устроении общежития; ныне на месте обители находится приходская церковь , в которой под спудом почивают мощи преподобного († 1521 г.) Пр. Корнилий, принявши пострижение, долго подвизался в известных Кирилловских хлебнях. Странствуя по монастырям и пустыням, он удалился в комельский лес и там основал обитель, послужившую в свою очередь разсадником других обителей; не раз преп. Корнилий удалялся из основанной обители, был вторично в Кириллове и даже был в Троице-Сергиевом монастыре, где с любовию был принят братиею и жил несколько времени в совершенном безмолвии, но по просьбе и настоянию в. кн. Василия Иоанновича возвратился в обитель Комельскую и там прожил до глубокой старости, († 1537 г.) После себя оставил в своей обители двух лучших учеников преп. Кассиана и Лаврентия, которые старались во всем подражать пр. Корнилию и строго исполнять оставленный им устав. Наиболее ревностным учеником пр. Корнилия был пр. Симон Сойгинский, принявший пострижение из рук своего учителя, после смерти которого удалился к Сольвычегодску; там па крутом берегу Вычегды, при устье реки Сойги, основал храм во имя Спаса, потом две церкви Рождества Христова и великомученицы Екатерины; после 20-ти летних подвигов в своей обители скончался в 1562 г. – Пр. Игнатий, постригшись в Кирилловом монастыре, подвизался близ бывшего города Ломска, в 60 в. от г. Вологды; здесь он основал пустынь, называвшуюся до 1673 г. Игнатьевскою Спасскою, а потом – монастырем Томским или Верхоломским, впоследствии обращенную в приходскую церковь и с 1776 г. отнесенную к Пошехонскому уезду Ярославской епархии; отсюда преподобный удалился в Водожскую волость, основал там храм во имя Пресвятой Богородицы, в котором покоятся его мощи под спудом († 1592 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Труден путь человека ко спасению, ибо враг человеческого спасения не желает выпустить жертвы из своих когтей , он то кнутом, то пряником склоняет человека к погибели. Но молитва Милосердному Богу и нашей Заступнице Пресвятой Богородице оказывается тем действенным средством, которое помогает немощному человеку одолеть врага человеческого спасения. Василий 2017/01/30, 04:32:44 После двухлетнего пребывания в Яссах в душе Елевферия родилась благая мысль – отправиться на св. Афонскую Гору и сделаться монахом; вследствие этого, скрывшись от отца и братьев, он как птица быстро полетел из суетного мира в тихое пристанище подвижников Христовых, пребывающих на Святой Горе. Но прежде чем он достиг желанной цели, Богу угодно было испытать его терпение большими затруднениями. ...../опрометчивые поступки совершает/... ...../отрицается христианской веры/... Но благодать Всесвятаго Духа, как видно, не совсем оставила его: страдая от несносной болезни обрезания, он вспомнил отеческое благочестие, чистоту христианской веры и, окаявая себя, с трепетом начал призывать имя сладчайшего Иисуса. Вспомнил он и милосердие Отца Небесного ... .... горько плакал о своем падении. Милосердый Господь наш Иисус Христос, видя истинные слезы раскаяния, милостиво призрел на кающегося , как некогда призрел Он и на первоверховного из апостолов. Василий 2017/01/28, 05:00:52 Незадолго до блаженной своей кончины преподобный Нил, предчувствуя свое отшествие к Богу, послал собеседника своего Иннокентия в пределы вологодские, на реку Нурму, и предсказал будущую славу его обители, которая должна была процвести общежитием. «Здесь же, – говорил преподобный, – как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти: братия пусть живут поодиночке каждый в своей келье». Исполняя предсмертное завещание учителя , погрузился он (преподобный Иннокентий Вологодский) в глубину Комельского дремучего леса ... . Вот описано здесь христианское отношение к жизни и смерти на примере преподобного Нила - не суетится , а если старший - дать полезные наставления. Преподобный Иннокентий Вологодский показывает добросовестное отношение к предсмертным завещаниям

http://isihazm.ru/?id=1824

Там поставил Нил убогую свою хижину, и невдалеке от него, так чтобы можно было подавать друг другу голос, по обычаю палестинскому поставил себе другую келью собеседник его Иннокентий; и другие отшельники мало-помалу начали к нему собираться; таким образом составился первый русский скит, образцы которого видим мы на святой Горе Афонской. Незадолго до блаженной своей кончины преподобный Нил, предчувствуя свое отшествие к Богу, послал собеседника своего Иннокентия в пределы вологодские, на реку Нурму, и предсказал будущую славу его обители, которая должна была процвести общежитием. «Здесь же, – говорил преподобный, – как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти: братия пусть живут поодиночке каждый в своей келье». Исполняя предсмертное завещание учителя, погрузился он в глубину Комельского дремучего леса, с южной стороны которого еще в начале XV beka поселились преподобные Сергий Нуромский и Павел Обнорский. С 1491 года преподобный Иннокентий подвизался в одиночестве, но мало-помалу собралось вокруг него пустынное стадо, которое подчинил он строгому уставу преподобного Нила; тогда соорудил для братии церковь во имя Ангела пустыни Предтечи Господня – и процветала его обитель. Иннокентий преставился в 1521 году 19 марта, а в последних годах XV cmoлemuя со всех сторон начали уже проникать иноки в глубину недоступной дотоле дебри Комельской. Это были духовные дети Кирилла Белозерского и Дионисия Глушицкого, которые оживили иноческими подвигами мертвую пустыню. Меч татарский опустошил в 1536 году обитель преподобного Иннокентия. Впоследствии была поставлена каменная церковь, во имя Благовещения, над его гробницей; она пережила вновь собранную и опять упраздненную в 1764 году обитель 22 Прмч. Евфимий Константинопольский, Димицанский, Новый, Афонский († 1814, память 22 марта, 1 мая) Евфимий Новый (в миру Елевферий), сын богатых и благочестивых родителей Панайотиса и Марии, происходил из г. Димицана (Пелопоннес). Вместе с братом Иоанном он получил образование в греческом училище (впоследствии Патриаршая академия) в Куручешме (ныне в черте Стамбула).

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

07.05.2013 На Афоне старцы Нил и Иннокентий сначала посети­ли Карею, административный центр Святой Горы. Здесь стар­цы должны были получить благословение прота на посещение Афона. Видимо, они его получили, поскольку задержались на Святой Горе надолго... 21.04.2013 Так, однажды некто из братии, желая испытать его, точно ли он смиряется ради Бога, сказал ему: – Отец Симеон! Ах как красивы твои волосы и как они прекрасно у тебя лежат на голове! Преподобный Симеон, не сказав ему ни слова, удалился в свою келью, остриг оные и при встрече с оным братом отдал ему их, говоря: – Брат, возьми мои волосы, если они тебе очень понравились. 12.04.2013 Он жил пещере Герасима около Кавсокаливии, через двести лет после преподобного Герасима, хотя и краткое время, а впоследствии стал настоятелем Кавсокаливского скита. Он, как и его предшественник, был сугубым аскетом, питаясь, в основном, дикими травами и каштанами. 20.03.2013 Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский (+ 1491), преподобный. Ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского монастыря, игумен, чудотворец (1508). Один из последователей Нила Сорского. Оставил завещание братии. Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон . Мы закончили публиковать Житие старца Паисия Паисий Святогорец Житие. В историческом разделе начата публикация истории строительства Новоафонского монастыря: Новый Афон монастырь в Абхазии на Новом Афоне . Свобода - это Свобода Дверь, которая нарисована на стене Свобода в Любви Как стать свободным Вкус Свободы Умереть за Любовь Скорби Необходимое и лишнее Нечистая совесть Окаменевшее сердце Смерть Жизнь Союз двух сердец Истинная Любовь Высшая форма Любви Преданность и верность Труд сердцем Прямота и честность Стойкость и решимость Умение любить Верность Деньги Богатство Духовное здоровье Человек – это Ум и разум Ум Предательство Улица детства Язык Любви Стихи о Любви Вечная Любовь Суть Любви Любовь и правда Правда Молитвы Любовь и страсть Любовь и жизнь Цельная Любовь Здоровье души Смирение и помыслы Истинное смирение Смирение и ум Смирение и страх Смирение и мир Преданность Катунакия Каруля Керасья Келия Провата Скит Малая Анна ... и многие другие тайные тропы Святой Горы...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&pid=6

Его хотели приподнять, чтобы приложился он к св. мощам: но в ту же минуту иссохшие ноги его стали хрустеть вслух всех; он сам стал прямо на ногах и, приложившись к мощам, стал здоровым. – Иеродиакон обители Андрей, страдавший от сильной ломоты ног, получил исцеление при мощах. Одна женщина страдала водяной болезнью и выздоровела у раки преподобного. Другая, 30 лет бывшая глухой, получила здесь же слух. Тоже испытала на себе кашинская инокиня Мария, долго страдавшая ногами и имевшая скорченную руку. Юноша Григорий десять лет лежал на одре без движения; принесенный к гробу преподобного, молился он здесь и почувствовал, что может подняться: встал, чтобы поклониться гробу преподобного и – принесшие его на время выходившие от гроба, увидав его на ногах, прославили вместе с ним Бога и Его угодника. Беснующий Онуфрий привезен был из Новгорода, и ему возвратился смысл при гробе преподобного. Так писал очевидец чудес инок Макарий. Пр. Иннокентий, сын боярина Охлебинина и родственник князей Хворостининых 641 , принял иночество в обители Кирилла белозерского, потом вместе с наставником своим пр. Нилом сорским долго странствовал на востоке и несколько времени жил на Афоне. С востока возвращался он в Белозерский монастырь, но не долго пробыл здесь: он последовал за пр. Нилом на р. Сору и здесь несколько времени жил с ним. Прозорливый старец, видя, что ученик его созрел для того, чтобы быть наставником для других и притом в жизни не той, которую сам решился проводить, сказал Иннокентию: «иди на Нурму: там будет у тебя общежитие, а у меня здесь братия должны жить по одному в келлиях». Послушный ученик, погрузившись в глубину комельского леса, избрал себе место на р. Еде, в 10 верстах от Нурмы и в 70 от Вологды: здесь (с 1491 г.) недолго жил он один, вскоре собралось к нему духовное стадо и он построил храм во имя ангела пустыни св. Предтечи, основал общежительный монастырь. Пред кончиной своей написал он духовное завещание братии. «Вот я убогий инок Иннокентий, так говорил раб Божий, написал это завещание для тех, кому Бог повелит жить в нашей пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В описи имущества Иннокентиева Комельского мон-ря 1701 г. отмечено, что в ц. Преображения Господня «по левую сторону северных дверей» находился написанный на золоте образ И. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 33 Л. 32). Др. икона помещалась в часовне над ракой святого: «Над гробницей образ преподобнаго Инокентия писан на золоте. Венец, и гривна, и по полям оклад золочен, серебряное» (Там же. Л. 37). В монастырской описи 1723 г. приводятся сведения об иконе И. в ц. Благовещения Пресв. Богородицы, заменившей часовню на месте погребения святого: «Над гробом преподобного чудотворца Инокентия образ его, венец, и цата, и по полям оклад серебряное, чеканное. Покров на том образе бархат черной травчатой, ветхий» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. 770. Л. 6 об.). Поясной образ И. XVII-XVIII вв. в позолоченном окладе XIX в. находится в алтаре придела свт. Николая Чудотворца ц. Воздвижения Креста Господня в г. Грязовце. Правая рука святого в жесте благословения, в левой - раскрытый свиток с текстом. По сведениям жителей дер. Б. Дворища Грязовецкого р-на Вологодской обл., эта икона была перенесена в Грязовец из Благовещенской ц. Иннокентиева Комельского мон-ря, но достоверных данных о ее происхождении нет. И. представлен на 2 миниатюрах из сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ ОР. Увар. 107. Л. 63 об.- 64). В 1-й композиции он изображен коленопреклоненным перед прп. Нилом Сорским в стенах Ниловой Сорской пуст., во 2-й - стоящим внутри ограды основанного им мон-ря (с деревянной шатровой церковью и колокольней) на берегу р. Еды. И. показан в рост вполоборота влево в молении образу Спасителя в облачном сегменте, десница поднята для крестного знамения, в левой руке четки ( Шульгина. 2005. С. 251-252). И. традиционно включался в сонм Вологодских чудотворцев на иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими святыми. Отмеченные в подлинниках основные особенности иконографии И. сохраняются на всех вологодских иконах, варьируются лишь длина волос и степень их седины. Во всех случаях святой изображен в молении, в монашеском одеянии, куколь на плечах. Как правило, рядом с ним или напротив помещены преподобные Корнилий, Арсений и Стефан Комельские, Сергий Нуромский. Встречается неск. вариантов надписи: «прп. Иннокентий Вологодский», «прп. Иннокентий Комельский», «прп. Иннокентий».

http://pravenc.ru/text/389625.html

- Нил Сорский. Родом он из Москвы, ушел на Север, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре и прожил до девяноста лет. Первый-то он первый писатель-исихаст, но как бы замыкающий в ряду восточно-христианских писателей такого рода. Бесконечно цитирует Нил переводную литературу, указывая источники, и всё время побуждает учеников читать Священное Писание. Он заверяет читателей: я сам не принимаю никакого решения, если не найду подтверждения своим мыслям в Священном Писании или святоотеческой литературе. Нил автор трехтомного " Соборник с житиями святых " . Можно сказать, что это христианская классика. На полях он отмечал разночтения по спискам, которыми пользовался. Могу с уверенностью сказать, что это первое филологическое издание житийных текстов, предшественник " Четьим-минеям " митрополита Макария. Сейчас я подготовил новое собрание сочинений Нила Сорского, оно вот-вот выйдет. К его писательским трудам присоединил сочинения его ближайшего ученика, Иннокентия Охлепинина. В рукописях последнего есть " Надсловие " и " Пристяжение " , а в них завуалированная яростная полемика с учителем. Мне кажется, что их никто никогда не читал. Суть полемики в следующем. Иннокентий уверен, что в скиту надо жить не по одному, а по двое-трое. Потому как у одного велик соблазн считать, что он близок к святости: не раздражается, не осуждает, не завидует, ну и т.д. Одиночество, считает он, самопретыкательный путь, надежнее – путь вдвоем-втроем. Применительно к себе, возможно, он прав. Святые отцы предостерегают: если видишь человека, который в одиночку лезет на небо, дёрни его за ноги и поставь на землю. Нил ответил Иннокентию так: ты основывай свой монастырь, а у меня будут жить по одному. И Иннокентий, следуя своей концепции скитского общежития, ушёл в Комельские леса Вологодчины, отчего и прозван Иннокентием Комельским. Кстати говоря, Нил с Иннокентием уходили из Кирилло-Белозерского монастыря на Афон. Они там явно усвоили греческую культуру, Нил потом даже расписывался по-гречески, сохранились его автографы. Вернувшись в Кириллов монастырь он уже не смог жить в богатом общежитии, напоминавшем колхоз, на который работали крестьяне. Он нашел место, как он сам писал, " угодно моему разуму занеже мирской чади маловходно " и написал устав скита. И сегодня скит не затерялся на реке Соре. В XVII веке была написана повесть истопником того скита. Он сообщает такую деталь: Нил принимал в скит только грамотных, постригшихся в общежитии.

http://foma.ru/gelian-proxorov-skryivat-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010