55 Наиболее знаменитым представителем парижского августинизма XIII в. считается Джованни Фиданца, называемый Бонавентурой (12211274), генерал ордена францисканцев с 1273 г. Он внес значительный вклад в освоение аристотелизма, но оставался последовательным традиционалистом. В метафизике, теории познания и философском методе Бонавентура сохранил верность учению Платона и Августина. 56 Решая проблему соотношения веры и разума, Фома Аквинский считал, что священное учение пользуется человеческим разумом не для того, чтобы доказать веру, а для того, чтобы ее прояснить. Вера в Бога, по его мнению, должна опираться на систему рациональных доказательств. Среди них: доказательство от движения, доказательство от производной причины, доказательство от необходимости и случайности, доказательство от совершенства, доказательство от целесообразности. 57 В частности, см. работы Я. Буркхардта, Г. Вельфлина, М. Дворжака, Э. Маля, Ю. Шлоссера, Э. Панофского. 60 Право распоряжаться во всех светских и церковных делах, которое включало в себя: 1) право вторжения в непосредственную юрисдикцию митрополитов и епископов; 2) право изъятия учреждений из-под юрисдикции епископа; 3) право на денежные поборы в пользу апостольского престола; 4) право заключения ленных договоров; 5) право интердикта и отлучения от церкви любого христианина, в том числе и государя; 6) право низложения государей; 7) право освобождение поданных от присяги законному государю; 8) право репрессалий против непокорных; 9) право распоряжаться по собственному произволу должностями и территориями для «пользы ап. Петра» Т. 2, с. 300]. 61 Идеи томизма, называемые «старым путем» («via antiqua»), проповедовали доминиканцы, а скотизма францисканцы. 62 Номинализм был оппозиционен аристотелевской схоластике, поскольку та, хотя и ставила тайны веры выше философии, но признавала метафизику Аристотеля согласуемой с церковной верой. Номиналисты следовали учению о двойной истине, богословской и философской, которые резко противопоставлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО [лат. jus canonicum; итал. diritto canonico; англ. canon law; франц. droit canonique; нем. kanonisches Recht; исп. derecho canonico], система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в Поместных Православных Церквах, Римско-католической Церкви, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах. К. п. Православной Церкви Понятия «каноническое право» и «церковное право» Проблема разграничения понятий «каноническое право» (jus canonicum) и «церковное право» (jus ecclesiasticum) правосл. канонистами решалась неоднозначно. В визант. эпоху в Вост. Церкви заметно различение канонов как правил церковной жизни, принятых самой Церковью (καννες; см. ст. Каноны (правила) ), и гос. законов по церковным делам (νμοι), даже в смешанных сборниках - Номоканонах, состоящих из тех и других законоположений (от νμος - закон и κανν - канон). По мнению русского канониста Н. С. Суворова , различение понятий «церковное право» и «каноническое право» вполне приемлемо для правосл. Церкви. Канонист ссылается при этом на то обстоятельство, что «церковные отношения... как в автокефальных церквах Восточного православия, так и на Западе только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного» ( Суворов. 1913. С. 6). Довод этот верен лишь в том отношении, что количественно законодательный материал позднейшего происхождения превосходит канонический свод. В этом смысле К. п. затрагивает лишь часть всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и источником правовых норм. Каноны, приводимые Суворовым для обоснования необходимости различать каноническое и церковное право (VII Всел. 12 - о недействительности отчуждения церковного имущества, Трул. 85 - о форме отпущения рабов на волю), представляют собой немногочисленные исключения из общей тенденции. Кроме того, эти 2 канона выражают определенную нравственную норму, имеющую большое значение для церковного правосознания. Если на Востоке Церковь и входила в область светского, мирского права, полагает А. С. Павлов , то она никогда не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области. Поэтому применительно к правосл. Церкви он справедливо отождествляет каноническое и церковное право: «Православный, и в частности русский, канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». По его словам, «если мы назовем наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве» ( Павлов. 2002. С. 8). Экклезиологические основания канонического права

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Важнейшие церковные нормы, имеющие утверждение монарха, и важнейшие распоряжения по церковному управлению, состоявшиеся по повелению монарха, не могут не иметь юридической силы. Церковное правообразование, как и всякое другое правообразование, совершается среди народа и в территориальных границах государства; поэтому в церковном правообразовании, как и во всяком другом, монарх есть верховный субъект правообразования, а не обыкновенный мирянин, который бы подчинялся законам, устанавливаемым духовною иерархией, состоящей из его подданных. Церковное право в объективном смысле не есть право божественное, Самим Богом непосредственно установленное; оно есть человеческое право, по отношению к которому монарх имеет значение верховного правообразующего фактора, которое, уже по этой одной причине, не может не иметь юридического характера22. § 5. Церковное право общее и местное. Церковное право и каноническое право (jus ecclesiasticum и jus canonicum) 23 Так как христианский религиозный союз распался на несколько церквей с вероисповедными особенностями, то единого церковного права для всего христианства не существует!.. Так как, далее, из христианских вероисповеданий только в западно-католическом церковь в юридическом смысле совпадает с церковью в историческом смысле; то в отношении к западно-католическому церковному праву только и уместно различие права общего или универсального (jus universale), простирающего свое действие на всю западную церковь , и местного или партикулярного (jus particulare), составляющего особенность какой-либо отдельной католической страны. В отношении к евангелическим церквам различение это недопустимо24. Что касается автокефальных церквей восточного православия, то универсальное или общецерковное право возможно в принципе, как продукт законодательной деятельности вселенского собора, который имел бы составиться в будущем. Церковное же право, составляющее продукт законодательной деятельности древних вселенских соборов и действующее в автокефальных церквах постольку, поскольку оно применимо к изменившимся отношениям времен, мест и народов, и поскольку оно утвердилось силой обычая или рецензировано национальным церковным законодательством, есть право одинаковое, сходное в отдельных церквах, а не право единое или общее в юридическом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Медиавелизм, – духовный строй жизни, в котором правом права является право церковное, не в историческом осуществлении, но в своих внутренних нормах и заданиях – теперь является потерянным раем и путеводной звездой. Далеко не все еще достигли полной ясности в этом понимании кризиса правосознания, но смысл его один, – и внутренняя логика правосознания возвращает право секуляризованное к праву церковному, как к summum jus utriusque iuris. Замечательно, что церковное право в эту эпоху всеобщего правового кризиса никакого кризиса само не испытывает, а потому и чувствует себя тверже, чем когда-либо. В самом деле, если вы спросите об этом католика, он только улыбнется. Но и в восточном православии, при неясности и запутанности отдельных вопросов и положений, также нет никаких признаков канонического кризиса. Церковь стоит в своей твердыне, как маяк среди бушующего моря народов. Среди всеобщего правового релятивизма церковное право в абсолютности основных своих норм для юриста может быть как бы зеркалом, средством к самопознанию. Уже то, что церковное право не современно, что в нем живет совершенно иное понимание природы права, нежели в современности, делает его значительным и поучительным для юриста, как живая древность, в которой говорят человечеству не только века христианской истории, но и тысячелетия дохристианской культуры. Пограничные вопросы теории права, о том, что есть не-право или сверхправо, ставятся и возникают именно здесь, так что для нашей эпохи в юриспруденции церковное право могло бы стать не археологией права, но одной из основных дисциплин философии права, как замечательный правовой эксперимент, или как иноприродное право. А посему Руссо и Маркса надлежит побороть не только через Канта и Гегеля, но и Вальсамона и Фому Аквината. Сознательно или бессознательно (последнее чаще) юриспруденция принуждена мыслить право права, как проблему идеократии и теократии, чтобы изъять его из нераздельного господства зверократии и сатанократии, куда неудержимо она влечется логикой секуляризации: Штирнер – Маркс есть судьба секуляризации и кара ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И после того как, с торжеством Москвы над удельно-вечевым порядком, окончательно установился определенный порядок замещения епископских кафедр, митрополиту принадлежало лишь право участия в избрании кандидата, наравне с другими факторами, действовавшими в этом деле (с собором и с великокняжеской властью) 356 . 2. Право созывать епископов на собор вместе с правом председательствования на соборе, а также вызывать того или другого епископа по одиночке для рассуждения о святительских делах 357 . 3. Право руководства и надзора за всеми епархиями русской церкви. Митрополиты обращались со своими руководственными посланиями к разным лицам и по разным поводам 358 . 4. Право судить епископов по предъявленным против них обвинениям, вместе с правом наложения наказаний на епископов виновных. Суд производился митрополитом не только вместе с собором епископов, но и лично им одним 359 . 5. Право учреждения новых епархий 360 . 6. Право обложения всех русских епархий денежной данью 361 , не считая так называемого месячного суда. Под последним разумелось собственно право въезда митрополита в подчиненную ему епархию для производства суда; в действительности же это право обращалось в право получения судебных пошлин, или денежных доходов, вытекавших из права суда. На основании источников, несомненным представляется лишь то, что митрополит московский в XIV–XV вв. имел право месячного суда в Новгороде, и что оно нередко служило источником для взаимных неудовольствий и пререканий между новгородцами и их владыкой с одной стороны и московским митрополитом с другой. Относительно же других епархий сведений не сохранилось 362 . Участие князей в делах церковного правительства выражалось в различных актах: в замещении высших духовно-иерархических кафедр 363 , в учреждении новых епархий 364 , в перемещении епископских кафедр из одного города в другой 365 . Такие даже акты, как перенесение мощей 366 , канонизация святых 367 , по летописным свидетельствам, или ставятся в зависимость от согласия князей, или даже прямо представляются последствием предписания или приказа князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Слияние мужской и женской половых клеток, сперматозоида и яйцеклетки, приводит к появлению человека, который будет расти в утробе матери, как эмбрион, как плод, который после рождения будет младенцем, затем ребенком… и так до старости. С момента зачатия это уже личность – уникальная и неповторимая. Церковь знала это всегда, а теперь знает и наука. В истории было немало мудрований на эту тему, однако никто никогда не смог с точностью доказать, что жизнь человека начинается в какой-то другой момент. Это означает, что прекращение жизни человека, даже через мгновение после зачатия, если речь идет о самопроизвольном выкидыше, – является естественной смертью, а если это произошло в результате вмешательства человека – убийством. На волне шествия либеральной идеологии право на «искусственное прерывание беременности» внесено в правовые нормы почти всех государств Запада, но также и многих других, которые через марионеточные демократические структуры или даже режимы находятся в неоколониальной зависимости от евроатлантического Запада, под его политическим контролем или под сильным культурным влиянием. Тот факт, что в законодательстве почти всех государств так называемого цивилизованного мира допускается убийство нерожденных людей, не означает, что это действие не является преступлением. Только это узаконенное преступление. Правда может присутствовать в правовых нормах, но это не необходимость, как в данном случае, когда правда и право представляют собой два полюса. Право на жизнь – это основное право человека . Из него проистекают все остальные его права. А и какое бы у человека было еще право без права на жизнь? Но основное его право на жизнь подчинено более низкому – так называемому праву женщины, из которого проистекает право гораздо более низкого порядка – право на аборт. Следствием доминирования низшего права на аборт над высшим, основным правом на жизнь, является эпидемия узаконенного убийства нерожденных людей. Сегодня, когда существует пренатальная медицина, в том числе пренатальная психология, первейшее право человека – право на жизнь – почему-то не распространяется на человека в пренатальной фазе его жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/29/...

Церковное право в объективном смысле, как совокупность норм для определения церковных отношений, не совпадает с каноническим правом. Под именем канонического права разумеется в восточной церкви то право, которое содержится в канонах периода вселенских соборов, а в западной – право, содержащееся в corpus juris canonici. Церковные отношения настоящего времени, как в автокефальных церквах восточного православия, так и на западе, только лишь отчасти определяются каноническим правом, главным же образом они определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного. Притом в каноническом праве, особенно западном, есть много определений, не вытекающих из существа и из цели церкви и объясняющихся громадным расширением круга ведомства церковного суда в средние века, в настоящее же время регулируемых светским правом. «Jus canonicum», другими словами, есть все то право, которое произошло от церкви в известный исторический момент ее существования, независимо от содержания, т. е. от того, касается ли оно религиозных, или гражданских отношений; напротив, jus ecclesiasticum есть все то право, которое существенно касается церкви, как религиозного союза, независимо от происхождения, т. е. от того, создано ли оно самой церковью, или государством. Следовательно, каноническое право отчасти уже, отчасти шире церковного права. Последний термин во всяком случае должен быть предпочтительно рекомендуем, как более правильный и точный, для обозначения той совокупности норм, которой определяются церковные отношения настоящего времени. § 6. Церковное право, как наука. Задача. Система 25 На западе церковное право, как наука, имело весьма продолжительную историю. Уже в XII в. преподавание канонического права в Болонье отделилось от теологии, и из среды теологов выделился особый класс канонистов. Вначале каноническое право изучалось только клириками и преподавалось клирикам же. Между тем, связь римского права с каноническим, установившаяся отчасти благодаря массе римско-императорских законов по делам церковным, отчасти благодаря тому, что западно-католическая церковь жила по римскому праву среди разных германских народов, живших по своим племенным правам, привела к тому, что и преподаватели римского права (легисты) в Болонье не находили возможным игнорировать тех изменений, которые римское право испытало, благодаря каноническому, и наоборот канонисты для понимания своей дисциплины должны были обращаться к leges.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

—36— полноправными членами собора, как высшего органа церковного управления, могут быть только епископы. § 17. Круг деятельности Синода. Наш Синод составляет высшую церковно-административную и судебную инстанцию по ведомству православного вероисповедания в России. Ему принадлежит: 1) право избрания и поставления на вакантные архиерейские кафедры и 2) право учреждения новых епархий, – то и другое с согласия Высочайшей Власти; 3) право верховного наблюдения за исполнением церковных законов православным населением государства и за религиозным образованием народа; 4) право установления новых религиозных торжеств, обрядов и канонизации новых святых; 5) законодательная власть по делам русской церкви и право участия в законодательной деятельности государства по делам, имеющим смешанный характер, т.е. равно касающимся и церкви и государства; 6) право издания книг св. писания и богослужебных – для общецерковного употребления; 7) право верховной цензуры над сочинениями богословского содержания; 8) право ходатайства перед Высочайшей Властью о нуждах православной церкви; 9) как орган высшей судебной власти, Синод является судом или первой инстанции – по делам об антиканонических действиях епархиальных архиереев, или второй – по жалобам на решение епархиальных судов; ему же принадлежит право окончательного решения если не всех, то большей части дел бракоразводных, также дел о снятии сана с духовных лиц и об отлучении от церкви; наконец 10) Синод есть орган канонического общения русской православной церкви с другими православными автокефальными церквами, составляющими в совокупности своей единую Вселенскую церковь Христову. Кроме сейчас описанного круга дел, подведомственных Синоду, как органу центрального управления русскою церковью, в его непосредственном ведении находятся еще некоторые местные церковные установления, частью унаследованные им от прежних патриархов, частью же подчиненные ему впоследствии. Первоначально вся патриаршая область находилась в непосредственном ведении Синода и называлась синодальною областью. Синод управ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следовательно, им нельзя располагать как частным имуществом, а только согласно установленной цели. В этом смысле можно вполне правильно выразиться, что церковное имущество есть собственность Христа, или бедных, как оно и называется в различных церковных актах, ибо этим словом обозначается не собственность сама по себе, а то, для чего она предназначена. Из такого свойства церковного имущества вытекает по отношению к церкви троякое право, именно: право управлять и употреблять церковное имущество согласно его назначению; затем, право надзирать, добросовестно ли ведется управление этим имуществом и употребляется ли оно согласно своему назначению, и, наконец, право, в случае невозможности достигнуть определенной ранее цели или в случае нужды удовлетворить ближайшие потребности, употребить это имущество на другую подобную цель, иди продать его. Эти права составляют сущность владения церковным имуществом. Они принадлежали вначале епископу во вверенной ему области. Но, с течением времени, во всякой епископской области появились меньшие, подчиненные церкви и различные местные учреждения, все имевшие свое особое имущество, вследствие чего и прежнее право должно было изменить свою форму. Управление имуществом и употребление его перешло к соответствующей местной церкви или местному учреждению, и эти церкви сделались тогда самостоятельным собственником и субъектом владения имуществом, принадлежавшим им. При всем том, право надзора все еще остается за епископом, равно как и решение, в случае надобности, продать что-нибудь из имущества. Эта обязанность епископа вытекала из его положения в церкви, как архипастыря. В случае несправедливости или насилия со стороны кого-либо из членов церкви в отношении церковного имущества, церковь имеет право смотреть на это, как на святотатство, и наказать виновного отлучением от общения с собою, равно как имеет право подвергнуть своих служителей самым строгим духовным наказаниям за растрату церковного имущества. Но, кроме этих духовных средств, церковь не имеет других в своей власти, как бы ни была велика утрата, причиненная ее имуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

469. Алфавитный патерик. 470. Слово 8, состоящее из изречений аввы Исаии, собранных учениками его. 471. Слово 8. 472. Слово 8. 473. Слово 8. 474. Слово 8. 475. Слово 8. 476. Слово 8. 477. Слово 8. 478. Слово 8. 479. Слово 8. 480. Слово 8. 481. Слово 8. 482. Слово 8. 483. Слово 8. 484. Слово 8. 485. Слово 8. 486. Слово 8. 487. Слово 8. 488. Слово 8. 489. Слово 8. 490. Слово 8. 491. Слово 8. 492. Слово 8. 493. Слово 8. 494. Слово 8. 495. Слово 8. 496. Слово 8. 497. Слово 8. 498.  И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на египтян; после того он отпустит вас отсюда… Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых (Исх. 11. 1–2). 499. Исх. 12. 36. 500. Слово 8. 501. Слово 8. 502. Слово 8. 503. Слово 8. 504. Слово 8. 505. Слово 20. 506. Слово 22. 507. 1 Кор. 15. 50. 508. Слово 22. 509. Мф. 7. 7. Слово 22. 510. Слово 27. Это слово состоит из изречений преподобного Исаии, которые слышал от него и записывал авва Петр. 511. Слово 27. 512. Слово 27. 513. Слово 27. 514. Слово 27. 515. Слово 27. 516. Слово 27. 517. Слово 27. 518. Слово 27. 519. Слово 27. 520. Слово 27. 521. Слово 27. 522. Слово 27. 523.  …доколе еще дыхание мое во мне (Иов. 27. 3). 524. Слово 27. 525. Слово 27. 526.  наследовать. 527. 1 Кор. 15. 50. 528.  …если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (1 Кор. 3. 3.) 529. Слово 27. 530. Слово 27. 531. Слово 27. 532. Слово 27. 533. Слово 27. 534. Слово 27. 535. Слово 27. 536. Слово 27. 537. Слово 27. 538. Слово 27. 539. Слово 27. 540. Слово 27. 541. Слово 27. 542. Слово 27. 543. Слово 27. 544. Слово 27. 545. Слово 27. 546. Слово 27. 547. Слово 27. 548. Слово 27. 549. Слово 27. 550. Слово 27. 551. Слово 27. 552. Слово 27. 553. Алфавитный патерик. 554. Алфавитный патерик. 555. Алфавитный патерик. 556. Алфавитный патерик. 557. Алфавитный патерик. 558. Алфавитный патерик. 559. Алфавитный патерик. 560. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010