Дело в том, что на Руси брак оформлялся целым рядом документов, которые, помимо прочего, защищали имущественные права женщин. Рядные грамоты (договоры о приданом), например, предусматривали совместное пользование приданым супругами, но в случае прекращения брака оно должно было наследоваться детьми (а не мужем), а при их отсутствии отходить жене и ее роду. Так ставился юридический заслон возможному желанию супруга составить себе состояние, уморив нескольких жен. В XVI в. рядные грамоты были распространены уже достаточно широко как среди привилегированных сословий, так и среди крестьян, а появились они еще раньше; известна уникальная рядная грамота XIII в. Особенности рядных грамот как юридического документа объясняют, почему вдовы великих князей получали по духовным завещаниям своих мужей небольшие владения. Ведь при заключении брака невеста уже получала в виде приданого часть имущества своих родителей, которая по смерти супруга оставалась ее собственностью и вполне могла обеспечить княжескую вдову. Тем самым доля имущества супруга, отходившая ей по духовной, была только частью всех ее владений, действительно не самой большой. Тему брачного законодательства продолжил доклад А. В. На­заренко (ИВИ РАН)“Близкородственные браки как тема церковного законодательства в домонгольской Руси”. Исследователь поставил вопрос: какие нормы брачного законодательства напрямую переносились из Византии на Русь, какие опускались. Таким образом, его сообщение также касалось проблемы адаптации византийского юридического наследия на Руси. Еще в VIII в. Византийская Церковь прямо запретила браки между родственниками, состоящими в 6-й степени родства (считая от общего предка), то есть между правнуками. Браки между родственниками 8-й степени (праправнуки) были прямо разрешены. Некоторое время оставалась не урегулированной проблема браков между родственниками 7-й степени (правнук + праправнук), но в XII в. были запрещены и они. Между тем похоже, что на Руси норма о запрете браков 7-й степени родства, несмотря на ее известность, не действовала. В XII в. среди князей было заключено четыре брака 7-й степени родства и три брака 6-й степени; последние впоследствии были расторгнуты. Это единственные известные нам княжеские разводы в домонгольской Руси. В браках 6-й степени родства очень сильна была политическая составляющая, и как только она исчезала, брак распадался. Напротив, браки между родственниками 7-й степени родства были в целом устойчивы. Таким образом, одно каноническое правило Византийской Церкви (о запрете браков 6-й степени родства) на Руси соблюдалось, а другое нет. Очевидно, заключает исследователь, поскольку княжеские браки фактически совершались внутри одной династии, Церковь на Руси была более терпима к близкородственным союзам, чем в Византии.

http://pravmir.ru/hronika-nauchnaya-konf...

В данном положении Устава можно усмотреть некое противоречие с Гражданским кодексом. Согласно последнему «к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)». Но поскольку в Гражданский устав Русской Православной Церкви, зарегистрированный Министерством юстиции, вошло аналогичное Гражданскому кодексу РФ положение, под учредителями, упомянутыми в Гражданском кодексе, наравне с участниками, применительно к Русской Православной Церкви, не следует подразумевать вышестоящие инстанции церковной власти. В соответствии с Уставом самоуправляемые церкви и экзархаты используют для своих нужд имущество, «необходимое им для обеспечения своей деятельности и предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения Самоуправляемой Церкви и Экзархата, или имеют его в собственности» (XV.8). Московская Патриархия и синодальные учреждения вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, в том числе храмы, объекты другого назначения, включая памятники истории и культуры, а также любое имущество, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с действующим законодательством, или даже иметь его в собственности. Распорядитель денежных средств Московской Патриархии – Патриарх. Синодальные учреждения финансируются из общецерковных средств и путем самофинансирования. «Распорядителями средств Синодальных учреждений в пределах плана расходов являются их руководители» (XV.14). Распорядитель общеепархиальных средств – правящий архиерей. «Епархия вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания, в том числе культовые, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, включая отнесенные к памятникам истории и культуры, а также любое другое имущество, необходимое им для обеспечения своей деятельности, предоставляемое государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством страны нахождения епархии, или иметь его в собственности» (XV.17). Имущество, принадлежащее епархии на правах собственности, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное физическими и юридическими лицами, переданное государством, а также приобретенное на других законных основаниях, является имуществом Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В случае отказа в регистрации устава прихода исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов или иной определенный республиканским законодательством орган обязан сообщить письменно, по каким основаниям подобное решение было им принято. Приход имеет право обжаловать в суде подобное решение; Нарушение установленного срока регистрации устава также подлежит судебному рассмотрению. Верим, что обращение к подобным процедурам потребуется в исключительных случаях, ибо надеемся, что местная власть проявит уважение к правам приходов и покажет пример добросовестного соблюдения закона. Ранее не зарегистрированные или вновь образующиеся религиозные организации представляют свои уставы для приобретения правоспособности с 1 июля 1991 года. Следует иметь в виду, что по новому Закону (ст. 8) религиозное общество может действовать без регистрации, но в этом случае оно не имеет статуса юридического лица. Из сказанного следует, что срок регистрации уставов вновь открытых приходов (1 июля 1991 года) не должен влиять на образование и жизнедеятельность новых приходов в период до 1 июля 1991 года.  - Архиерейский Собор с глубоким удовлетворением отмечает, что законы «О собственности» (ст. 18) и «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 18) и Постановление Верховного Совета СССР (ст. 6) создают совершенно новую прочную законную основу для права религиозных организаций на собственность, на здания, храмовое имущество, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, на денежные средства и иное имущество, необходимое для приходов, братств, монастырей, епархиальных управлений, Патриархии. Все эти организации могут обращаться за добровольными пожертвованиями денежного и имущественного характера, получать их и распоряжаться ими самостоятельно. Церковные организации, опираясь на закон, смогут теперь обращаться в местные Советы, государственные организации с предложениями о передаче Церкви зданий, сооружений, церковного имущества (не исключая музейного), административно-хозяйственных строений с передачей в пользование прилегающих территорий. Такие обращения следует адресовать районным, городским, областным и краевым Советам, а также государственным и общественным организациям, у которых эти здания и имущество находятся в собственности или в. пользовании. В соответствии с законом у религиозных организаций имеется преимущественное право на получение ими культовых зданий с прилегающей территорией (ст. 17). Срок рассмотрения обращений определен в один месяц.

http://bogoslov.ru/article/373504

Работа съезда открылась частным совещанием попов и мирян 3/VIII с/г. Первое заседание было посвящено выяснению принципиальных вопросов, которые надлежало решить съезду. Ввиду неподготовленности ЦК “Живой Церкви” постановлено было избрать предсъездную комиссию в состав коей вошли протоиереи: ЦВЕТКОВ – Смоленск, СТРАХОВ – Тверь, НОВИКОВ – Смоленск, СОЛОВЬЕВ – Москва, и д[р]угие. Комиссия разработала повестку дня. Повестка распадается на три основных вопроса: 1) подлежащее безусловному и немедленному рассмотрению съе[з]дом, 2) желательно решить съездом но не обязательно и 3) подготовительные к Всероссийскому Собору. Все вопросы числом 14 делятся на три отдела по признакам их однородности 1) юридическо-кононический 226 , 2) финансово-экономический и 3) внутреннего управления. Наиболее важные вопросы были внесены в первый отдел как-то: 1) правовое положение церкви в РСФСР вообще и имущественное право в частности, 2) борьба с контр-революцией (монашеское засилие, белый епископат, контр-рев[олюция] в приходах) и 3) брачное право, во 2-ую группу вошли 227 : 1) социально-экономическое обеспечение, 2) о единой церковной кассе и наконец к третьей группе относятся вопросы: 1) утверждение устава “Живой Церкви”, 2) разработка плана церковного управления и 3) создание кадр пастырей. Съезд открылся 6-го Августа. Первое заседание носило декларативной характер, избран был Президиум во главе с КРАСНИЦКИМ, принято единогласно письмо-декларация во ВЦИК, выражающая благодарность за разрешение на открытие съезда. 8-го числа состоялось второе собрание съезда были поставлены на повестку дня следующие вопросы: 1) Доклад о монашестве (докладчик КЕДРОВ), 2) об ученом монашестве (докладчик АДАМОВ) и 3) борьба с контр-революцией (докладчик КОЛОКОЛОВ). По первому вопросу после непродолжительных прений единогласно была принята резолюция о закрытии городских монастырей и превращение провинциальных монастырей в трудовые коммуны. По второму вопросу принята резолюция о предоставлении права монахам свободного сложения с себя монашеского сана и перехода 228 в белое духовенство, при чем прием в белое духовенство может производится по усмотрению Епархиальных Управлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такими документами государство блокировало деятельность Русской Православной Церкви, основой которой является иерархичность. Исходя из смысла этого постановления, каждый приход оказывался самоуправляемым, его актив, следуя букве советского права, вполне мог игнорировать распоряжения епископа. Это вполне соответствовало логике конгрегационализма. В противовес такому пониманию, традиционное устройство Русской Православной Церкви подразумевает единую организацию, главным принципом которой является соборность; организацию, соединяющую иерархию и народ в едином служении Богу, которой естественно было обладать единым имуществом. Однако после Октябрьской революции все церковное имущество было национализировано, право же бесплатного пользования церковными и молитвенными зданиями было предоставлено исключительно группам верующих или религиозным обществам. Причем всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и так далее), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы не могли: 1) обладать культовым имуществом или получить его по договору; 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки; 3) устанавливать принудительные сборы . Таким образом, вся высшая церковная иерархия практически оказывалась лишенной источников существования и власти, так как не только все имущество было у нее отнято, но и появились законодательные препятствия к получению обязательных взносов от приходов, что демонстрировало, в том числе, зависимость приходов от епископа. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, религиозные общества и группы верующих были лишены права на статус юридического лица. Каждое такое общество или группа могло пользоваться только одним молитвенным помещением. Число учредителей религиозного общества должно было составлять не менее 20 человек . Правовое положение Русской Православной Церкви в Советском Союзе характеризовалось неопределенностью, наличием коллизий между существующим законодательством и правоприменительной практикой.

http://bogoslov.ru/article/6020556

38 и 40 апостольские правила, с одной стороны признают право собственности епископа, а с другой стороны, озабочены тем, чтобы между епископской собственностью и церковным имуществом была проведена строгая граница. Видимо, эта забота была вызвана тем обстоятельством, что в апостольские времена эта граница не была постоянной. Епископы были преемниками апостолов, содержащиеся по завету Основателя Церкви ( Лк. 10:7 ; 1Тим 6:8 ; Дидахэ XIII, 1, 2) на средства церковных общин наравне с бедняками (Апостольские постановления II, 25, 26; VIII, 30). Первая христианская община в Иерусалиме, чьи члены видели свою главную задачу в проповеди Евангелия, изначала сберегала то же устроение, что и община апостолов и в то время у множества уверовавших одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее ( Деян.4:32 ), причём все апостолы были управителями имущества христианской общины ( Деян.4:37 ). Когда умножились ученики такое устройство становилось более непригодным ( Деян.6:1-6 ) и апостольская общность имущества вскоре прекратилась, принципиальный взгляд на то, что апостолы и епископы (как их преемники) не имеют надобности в личной собственности, так как имеют право на содержание от паствы, а в то же время им принадлежит право распоряжаться имуществом христианской церкви, — оставался в силе и далее. Такой взгляд отвечал имущественно-правовому положению христианской Церкви во время гонений. Христианская церковь для римской власти была collegium illicitum и, как таковая, была принуждена, пользоваться имущественными правами под маской других организаций — locus religious, collegia funeraticia, collegia tenuiorum и, в конце концов, под видом частной собственности — обычно собственности епископской. Но уже в III веке некоторые римские кесари признавали за христианской церковью как таковой право собственности и потому возникла необходимость в точном разграничении собственности церкви и личной собственности епископа. И эта необходимость имела особую остроту тогда, когда епископы были женаты, и у епископа мог появиться соблазн пожертвовать интересами церковного имущества в пользу интересов своей семьи. Задачу такого разграничения берут на себя уже 38 и 40 апостольские правила. То, что эти правила появились в ту эпоху, когда вопрос о епископской собственности был в переходном состоянии, ясно видно из одного примечания, которое делает 40 апостольское правило. «Пусть точно будут известны вещи епископа, — говорит правило и добавляет — если таковые имеет». Отсюда становится ясно, что в те времена были и такие епископы, что подобно апостолам содержались единственно из церковных средств.

http://azbyka.ru/nasledstvo-episkopa-v-p...

Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко Содержание Аннотация Введение Глава 1. Женщина в христианстве: православный дискурс в России XIX – нач. XX в. Глава 2. Женщина в памятниках церковного права 1. К вопросу о женском служении в раннехристианский период 2. Каноны соборов и императорские новеллы о диакониссах и монахинях 3. Участие мирянок в церковной службе Глава 3. Женщины в церковной жизни Древней Руси 1. От княгинь до просвирен 2. Женщины и монахи и проблема женской исповеди 3. Место женщины в церковном пространстве Глава 4. Влияние Церкви на семью в Древней Руси 1. Борьба за моногамную семью 2. Церковь и заключение брака в Древней Руси 3. Защита имущественных прав женщин в допетровском законодательстве 4. Правила о разводах в Древней Руси 5. «О еже не звати жену госпожею» 6. «О злых женах» 7. Новые тенденции в законодательстве о браке Глава 5. Женщина в старообрядчестве 1. Правовое положение женщин в старообрядчестве 2. О браке староверов 3. Борьба правительства со скитами 4. Женщина-староверка в XX в.: ненаписанная страница истории Глава 6. Женские монастыри в России 1. Женские монастыри на Руси в XI-XVII вв. 2. Государственное законодательство о женских монастырях в XVIII – нач. XX в. 2.1. Законодательство и экономическое развитие 2.2. Женские общины и их правовое положение 2.3. Пострижение в монастырь 2.4. Законодательство о монастырских служителях и послушниках 2.5. Монастыри – место ссылки опальных 3. Внутренняя жизнь женских монастырей: государственное законодательство и монастырские уставы 4. Женское монашество и духовное руководство старцев 5. Благотворительная и просветительская деятельность женских монастырей и общин в синодальный период Глава 7. Активизация служения женщин в русской церкви в XIX – нач. XX в. и попытки восстановления чина диаконисс 1. Монастыри и возрождение чина диаконисс 2. Духовное сословие и проблема женского образования 3. Женщины в миссиях и на приходах 4. Общины сестер милосердия как вид женского служения в Церкви 5. Марфо-Мариинская обитель и ее служение Глава 8.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иезуиты и этноинженеринг на юге Балкан. Часть 3 08.04.2024 2 Время на чтение 12 минут Источник: Наука Вера Культура Знаки ордена иезуитов. http://carposting.ru/znaki-ordena-iezuitov/ На рубеже XVII-XVIII вв. римско-католический прозелитизм под руководством главы Дворцовой канцелярии по устройству имущественных отношений примаса Венгрии Леопольда Коллонича получил новый импульс. В ведение канцелярии передавались вопросы, касающиеся сербского народа монархии. Выпускник иезуитской школы в Комарне и Венского университета, высокопозиционированный член мальтийского ордена , «флагман рекатолицизации» Венгрии Коллонич своей основной целью видел приведение сербов к унии, чтобы «без особого шума и оскорблений, постепенно соединить этот народ иллирийский или рашский с Римской церковью» . Коллонич, будучи епископом Венского нового города, привел к унии сербов городка Коморно (нынешняя Словакия) при ведущей роли иезуитов. Так, в период праздничных торжеств и паломнических процессий в день св. Марка иезуиты присвоили себе право проводить паломников и отказывали в «праве прохода» православным сербам. Сербы настаивали на своем участии в паломничестве, но иезуиты согласились только при условии, что сербы присоединятся к католической церкви. Православные приняли это предложение иезуитов, подписание унии состоялось 8 ноября 1673 г. на обычных условиях: признание папского примата и юрисдикции местного епископа . Коллонич выступал за объединение влахов (сербов) и румын Венгрии с католической церковью. Ближайшие соратники архиепископа по этому предприятию были иезуитами Трнава –венгры Martin Szentiványi, Gabriel Hevenessy, Vladislav Baranyi и словак Тома Мирник. Для румынских униатов архиепископ Коллонич основал три гимназии. Унии были подписаны в 1698 и 1700 гг. в трансильванском городе Альба Юлия . Примечательно, что Коллонич придерживался мнения, что венгерские короли должны использовать титул «Апостолический король». Эгерский епископ Юрай Якушич неоднократно просил императора Фердинанда III обратится к Риму с просьбой предоставить оригинал золотой буллы папы римского Сильвестра II от 23 марта 1000 г.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/08/iezuit...

ПОЛОЖЕНИЕ 1. Цели 1.1 Целью фотоконкурса является популяризация церковной фотографии, повышение ее качественной и смысловой составляющих. 1.2 Миссионерская цель — распространение знаний о Православной Церкви с помощью фотографии   2. Организаторы Организатором конкурса является сообщество любителей и профессионалов в области церковной фотографии Photopravoslavie.   3. Сроки Фотоконкурс начинается 1 ноября 2021 г. и заканчивается 25 декабря 2021 г. объявлением результатов. Организаторы оставляют за собой право продлевать сроки фотоконкурса, если посчитают необходимым.   4. Правила участия 4.1 В фотоконкурсе могут принять участие как профессионалы, так и фотолюбители 4.2 Участие в фотоконкурсе является бесплатным. Участники могут загрузить не более 3-х фотографий в каждой категории, а в категории «истории» - от 5 до 10 фотографий. Не более 3 серий от одного участника. 4.3 Размер фотографии - минимум 1000 пикселей в ширину или высоту. Максимальный размер файла не должен превышать 5 МВ. 4.4 Формат загружаемых фотографий: JPG. Фотографии должны быть сделаны не ранее 2019 года. 4.5 Фотографии, указывающие на противоречие и несоблюдение правил, будут удалятся автоматически. 4.6 Для участия в конкурсе фотографии необходимо отправлять на почту photopravoslavie@yandex.ru вместе с формой участника, которую можно скачать на сайте. В форме участника нужно указывать название фотографии, год, когда она была сделана, данные автора (имя, адрес, номер телефона) и т.д. 4.7 На фотографиях не должно быть водных знаков, логотипов и других дополнительных элементов. 4.8 Категорически не допускаются фотографии, провоцирующие религиозную или межрасовую вражду 4.9 Предоставляя свои фотографии для конкурса, участники автоматически соглашаются со всеми правилами конкурса и обязаны их исполнять. 4.10 Участники конкурса дают свое разрешение на передачу своих персональных данных для целей конкурса организаторам. Photopravoslavie строго соблюдает законодательство о защите персональных данных. 4.11 Публикуя фотографию для участия в конкурсе, Участник подтверждает, что все авторские права на размещённую им фотографию, принадлежат исключительно ему, и использование этой фотографии при проведении конкурса, не нарушает имущественных и/или неимущественных прав третьих лиц;

http://photopravoslavie.ru/polozhenie

37 «Judex, judicium, clerus, sponsalia, crimen» (свой сборник Бернард (Bernardus, praepositus Papiensis, а затем епископ в Павии) назвал: Breviarium extravagautium. Ср. Bernardi Papiensis, Summa decretorum, edit, а Dr. Laspeyres, Ratisb,, 1861. 38 Περ πρσωπα, περ πργματα, περ γωρς. E. C. Ferrini, Institutionum graeca paraphrasis Theofilo Antecessori vulgo tributa. Berolini, 1884 pars I, pag. 18 «Omne jus quo utimur, vel ad personas pertinet, vel ad res, vel ad actiones " . Institutionum D. Justiniani. Lib. I, tit. II. 12. Ed. cit. Gothofredi. I, 22. 39 Pauli Lancelotti, Institutiones juris canonici. Perus, 1562. Этот труд на Западе пользуется авторитетом и выдержал много изданий; был переведен даже на другие языки. По этой системе должно быть было составлено сочинение Е. Иоанновича, Начатки церковн. права, в котором первая книга говорит о «лицех (de personis)». Нови Сад., 1841. 40 Для примера приводим лишь некоторых из западных: Schulte, (System des allgemein. kathol. Kirchcnrechts. Giessen, 1856), после вступительного отдела, разделяет все право на: публичное право церкви (Иерархия и отношение церкви к юридическим субъектам вне ее) и на частное право, и в этом втором отделе излагает прежде всего частное право церкви (имущественное право церкви), затем частное право в церкви (вступление в церковь , права и обязанности верных, брачное право, утрата церковной правоспособности, «патронатское» право и церковная община). Richter (Lehrbuch des kathol. u. evangel. Kirchenrechts, bearbeitet von Dove u. Kahl, Leipzig, 1886, VIII Aufl.) излагает науку (после короткого вступления) в шести книгах: 1) история права, 2) общее учение (источники, основы церковного устройства и отношение церкви к государству и к другим церквам), 3) органы юридической церкви, 4) законодательство, суд и управление, 5) церковная жизнь и 6) церковное имущество. Walter (Lehrbuch des Kirchenrechts aller christlichen Confessionen, besorgt von Gerlch, Bonn, 1871. XIV Auflage), после обычного вступления, разделяет науку на восемь книг: 1) общие основы, 2) источники, 3) устройство церкви, 4) управление церкви, 5) служители церкви, 6) имущество церкви, 7) церковная жизнь, 8) влияние церкви на мирские права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010