Действительно, это таинство не только своеобразно уподобляет служителя Иисусу Христу, но и обогащает его «особым излиянием Святого Духа» (LG 21, 2), которое сообщает ему sacrum characterem (священный характер) и делает причастным tria munera (трем служениям) Христа – освящения, наставления и управления, то есть функциям освящения, учительства и управления. Эта тройная миссия «поставленного от Бога» (LG 28, 1) священнослужителя осуществляется в первую очередь епископами, принявшими «полноту таинства священства» (LG 21, 2), а затем пресвитерами, которые участвуют «в том же и единственном священстве и служении Христа» (PO 7, 1) и являются necessarios adiutores (необходимыми помощниками, PO 7, 1) своего епископа. Наконец, в этой миссии участвуют также диаконы, хотя и другим, низшим образом, принимая рукоположение «не на священство, а на служение» (LG 29, 1). Для осуществления этой тройной миссии, возлагаемой таинством посвящения в сан, священнослужитель посредством cooptatio (включения в состав) ordo (священства) занимает свое место в иерархической реальности церковного общения, имеющей сакраментальную природу. В частности, пресвитеры «образуют вкупе со своим епископом единый пресвитерат " (LG 28, 2), составляя таким образом «сакраментальное братство» (PO 8, 1). В числе особых духовных требований к жизни пресвитера Второй Ватиканский собор специальным предписанием устанавли вает целибат священников. Хотя при этом утверждается, что постоянное диаконское служение может быть возложено и на женатых верующих 513 , а также выказывается уважение к традиции Восточных католических Церквей, где среди священнослужителей «имеется большое число превосходных женатых пресвитеров» (PO 16, 1). Напротив, Собор умалчивает о проблеме допуска женщин к священству, которая позднее была поднята в Англиканской общине и вызвала двойную реакцию с католической стороны: послание папы Павла VI Архиепископу Кентерберийскому и декларацию Inter insigniores Конгрегации вероучения 514 . В этой Декларации повторяются основные доводы (извлеченные из священного Писания и священного Предания), с помощью которых Павел VI разъясняет католическое учение о служебном священстве как исключительной прерогативе верующих мужского пола, и делается вывод о том, что Церковь «не признает власти допускать женщин к посвящению в священный сан» 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

По распоряжению Ясира Арафата в 1997 году Русская Православная Церковь получила Троицкий монастырь в Хевроне, а в 2000 году — подворье в Иерихоне. Их возвращение произошло до начала переговоров с Русской Православной Церковью за рубежом в ноябре 2003 г. Руководство Зарубежной Церкви, по словам секретаря Архиерейского синода РПЦЗ епископа Манхэттенского Гавриила, рассчитывало, что Московская Патриархия в знак примирения вернет часть отобранной в Палестине собственности РПЦЗ. Поэтому просьба Патриарха юридически закрепить за миссией РПЦ право на нее тут же вызвала резкий протест со стороны иерархов Зарубежной Церкви. «Я очень разочарован, — заявил “Коммерсанту” заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ архиепископ Германский Марк. — Ведь в начале процесса было сделано заявление о том, что мы должны воздерживаться от любых действий и высказываний, которые могут огорчить другую сторону. А это именно такое действие». В августе 2004 года Синод Русской Православной Церкви принял решение отказаться от возбуждения судебных исков и прекратить существующие судебные дела по имущественным претензиям к Зарубежной Церкви. Подобное решение приняли и зарубежные архиереи. События показывают, что действеннее было бы для обеих сторон отказаться от новых имущественных споров и сохранить положение, сложившееся на момент начала переговоров, чтобы история не могла повториться. 1 Ныне — митрополит Киевский и всея Украины. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/russkaya-duhovnaya-mis...

Всего одиннадцать месяцев святительствовал Арсений в Сибири и 10 февраля 1742 года покинул Тобольск, заняв вскоре Ростовскую кафедру и должность члена Святейшего Синода. Впоследствии, как известно, посягатели на церковно-имущественное право столкнулись с пламенным протестом Арсения и, почувствовав за ним юридическую силу, обвинили самоотверженного защитника интересов Церкви в выдуманных преступлениях и фанатизме, дабы тем затмить и его дело, и его имя. Арсений окончил дни свои 28 февраля 1772 года в Ревельском каземате, оставив на его стене надпись: «Благо, яко смирил мя еси, Господи». 295 Между тем Сибирь не рассталась с Арсением и сохраняет о нем из рода в род легендарную память, свидетельствующую, что в отношении его народ соблюдал и соблюдает долг признательности. Его мнимую могилу на Нерчинском тракте в Забайкалье на горе у Троицы украшает часовня, в которой ежегодно 8 мая бывает великое богослужение по его душе, любившей Сибирь и Камчатку и ревновавшей об интересах Церкви с полным самозабвением. Впрочем, сохранился указ Иркутской духовной консистории от 8 марта 1773 года на имя настоятеля Селенгинского Троицкого монастыря, свидетельствующий, что Арсений по указу 7 октября 1763 года был сперва в Нерчинской Успенской пустыни, а затем переведен в Селенгинск. По преданию, он умер за сорок восемь верст от Удинска, где и имеется упомянутая его могила. На судьбе Арсения сбылись слова царственного псалмопевца: «Ревность дому Твоего снедет мя» ( Пс.68:10 ). Четырнадцатым архипастырем Сибири был митрополит Антоний (Нарожницкий) из наместников Троице-Сергиевой лавры с 26 сентября 1742 года по 9 октября 1748 года. При его вступлении Сибирь уже имела 900 православных приходов, для которых Владыка Антоний первым долгом озаботился самым широким развитием духовно-учебной части с целью подготовления возможно большего числа «учительного» духовенства. Он исходатайствовал в 1743 году преобразование основанной митрополитом Филофеем (Лещинским) тобольской школы в духовную семинарию, для которой отстроил каменное здание и выписал через особо командированного енисейского архимандрита Дмитрия (Смеловского) дельных учителей из Киева и Чернигова: Якова Волынского, Ивана Блажевского, Герасима Граневича и иеромонаха Пафнутия (Даневского). Ему принадлежит первое и полезное по тому времени распоряжение о принудительном собирании учеников для семинарии из священнослужительских детей, для обучения которых он открыл, помимо Тобольской семинарии, еще особые школы в г. Троицке и при Рафаиловском и Енисейском монастырях. Он исходатайствовал временное закрытие Иркутской епархии, «дабы там по недостатку ученых людей не разводились худые попы», и наблюдал строгое испытание ставленников на приходские места и сам их экзаменовал. Тем не менее митрополит Антоний не покидал отеческими заботами Камчатский край. Туда по его выбору был отправлен архимандрит Иоасаф (Хотунцевский), который своею проповедью просветил камчадалов и внушил им покорность к русской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сверх того, Арсений положил конец самоуправному вмешательству «сибирской коллегии экономии» в хозяйственные дела духовенства, и вообще проявил решительное стремление, чтобы удержать на надлежащем месте «бездельных» ябедников, которых в его время накопилось, «из ссыльных дворян и приказных» до 20 000. Против них он всегда говорил и писал словами указа от 15 января 1739 года: «Что можно ожидать доброе от воевод из мужиков, казаков и ссыльных?» Всего 11 месяцев святительствовал Арсений в Сибири и 10 февраля 1742 г. покинул Тобольск, заняв вскоре ростовскую кафедру и должность члена Св. Синода. Впоследствии, как известно, посягатели на церковно-имущественное право столкнулись с пламенным протестом Арсения и, почувствовав за ним юридическую силу, обвинили самоотверженного защитника интересов церкви в выдуманных преступлениях и фанатизме, дабы тем затмить и его дело, и его имя. Арсений окончил дни свои 28 февраля 1772 г. в ревельском каземате, оставив на его стене надпись: «Благо, яко смирил мя еси, Господи». Между тем, Сибирь не рассталась с Арсением и сохраняет о нем из рода в род легендарную память, свидетельствующую, что в отношении его народ соблюдал и соблюдает долг признательности. Его мнимую могилу на Нерчинском тракте в Забайкалье на горе у Троицы украшает часовня, в которой ежегодно 8-го мая бывает великое богослужение по его душе, любившей Сибирь и Камчатку, и ревновавшей об интересах церкви с полным самозабвением. Впрочем, сохранился указ Иркутской духовной консистории от 8 марта 1773 г. на имя настоятеля Селингинского Троицкого монастыря, свидетельствующий, что Арсений по указу 7-го октября 1768 г. был сперва в Нерчинской Успенской пустыни, а затем переведен в Селенгинск. По преданию он умер за 48 верст от Удинска, где и имеется упомянутая его могила. На судьбе Арсения сбылись слова царственного псалмопевца: «Ревность по дому Твоем снеде мя» ( Пс.64 ). Четырнадцатым архипастырем Сибири был митрополит Антоний Нарожницкий из наместников Троице-Сергиевой лавры с 26-го сентября 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

593 Типик написан императором Иоанном II Комнином в 1136 г. Издание: Typikon pour le monastere de Pantokrator/Ed. P. Gautier//REB. 1974. T.32. P. 1–45. – Царскими считались также монастыри, построенные императрицами, к примеру монастырь Богородицы в Константинополе, построенный дочерью императора Алексея I Комнина Ириной Дукой. Издание типика: ММ. VI. Р. 327–391. 595 Было несколько изданий устава. Самое последнее: Actes de Lavra. I, 1970. P. 48–56 (там же – информация о других изданиях). 600 Издание устава: La diataxis de l " Michel Attaleiate/Ed. R. Goutier//REB. 1981. T. 39 (далее – Attal.). P. 5–143. – Устав прямо назван завещанием ктитора, на что указывает и сам текст устава. См.: Nissen Lemerle P. Cinq etudes... P. 156–187. 601 Устав-завещание св. Христодул издал в 1091 г., т.е. после получения освободительного хрисовула от Алексея I Комнина. См.: Miclosich F., Midler J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana//Vindobonnae. 1860–1890. Vol. VI. P. 59–90 (далее -Christod.). 602 О ктиторских типиках см.: Janin R. Le monachisme byzantine... P. 23; Galatariotou G. Byzantine Ktetorika Typika... P. 77–98. 603 Храдиционно ктиторами использовались два устава: устав св. Саввы Освященного в Палестине (издание: BZ. 1894. Bd III. S. 168–170), устав св. Фе-одора Студита (издание: Дмитриевский А. А. тиха I. Киев, 1894. С. 224–238), который лег в основу устава Лавры св. Афанасия. 604 Это позволяет говорить о том, что ктитор лучше был знаком с материальной стороной своего права, и предположить, что в данной части устав являлся имущественным распоряжением ктитора (см.: Троицки] С. Ктиторско право... С. 14). Но в этом случае типики должны быть согласованы с канонами церкви и светскими законами: Толкование Вальсамона на 1-е правило Двукратного собора (Номок. II, 18), 8-е правило Халкидонского собора (Bas. V. 1,7; III, 39; V, 3, 7). 605 Таковые типики, как правило, сразу утверждались императорским хрисовулом. В таком случае исключалась прямая епископская юрисдикция над монастырем. Эти типики назывались lex speciales и могли находиться в противоречии с государственными законами, но не с канонами (Толкование Вальсамона на 8-е правило Халкидонского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 567. Л. 4–4об. Подлинник. Рукопись. II.1.28. Заявление Братства приходских советов Петрограда по поводу Декрета об отделении церкви от государства 25 февраля 1918 г. Голос Русского Православного Верующего Народа по поводу Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 21 января 1918 г. 347 Основной вопрос об отделении Церкви от государства может быть разрешен лишь законно избранным всенародным представительством (ст. 1 декрета). О внутреннем же устроении Русской Православной Церкви имеет право говорить лишь сама Церковь своим соборным голосом, изъявляя волю всего верующего православного церковного русского народа, возглавляемого Богоучрежденной иерархией, на основах богооткровенного учения и церковных канонов. Всякий иной голос будет голосом самозванца. Сложнейший вопрос об имущественном устройстве Церкви может быть разрешен лишь обстоятельными трудами всего верующего православного русского народа, а не наспех, случайными людьми, не имеющими к вере православной никакого отношения, так как все то, что принадлежит Церкви, создано усердием верующих и лишь в малейшей части даровано государством. Многомиллионный православный русский народ не допускает мысли о том, что ему может быть запрещено свободное, открытое и повсеместное исповедание своей веры в своем отечестве (ст. 4 и 5), протестует против запрещения преподавания Закона Божия в общеобразовательных учебных заведениях (ст. 9), устройства общественных молений по желанию участников, хотя бы и в государственных или общественных учреждениях (ст. 4), и ведения записей браков и рождений при совершении Святых Таинств (ст. 8). Весь православный верующий народ, составляющий Русскую Православную Поместную Церковь , представляет собою ряд свободных религиозных общин, являющихся хозяевами своего местного церковного имущества, управляемого выборными приходскими советами в каноническом общении с правящим епископом. Если церковное общество, согласно декрету, подчиняется общим положениям о частных обществах и союзах (ст. 10) и если постановление в действительности направлено к установлению в государстве свободы совести, то всякое постороннее вмешательство в дело устройства внутренней жизни религиозного общества представляется безусловно недопустимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. 33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные. По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1–9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14–30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: «Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?». Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми. VII.2. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.

http://predanie.ru/book/69763-osnovy-soc...

Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается “забота­ми, богатством и наслаждениями житейскими” (Лк 8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга” (Ин 13:34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные. По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк 12:1–9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14–30), или имение, отданное во временное управление (Лк 16:1–13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: “Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?”. Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми. VII.2. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: “Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Лк 12:15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что “желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего” (1 Тим 6:9–11). В беседе с юношей Господь сказал: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” (Мф 19:21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: “Трудно богатому войти в Царство Небесное удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мф 19:23–24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — “надеющимся на богатство” (Мк 10:24). Лишь “надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек” (Пс 124:1).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

28 марта 2000 г. в Женеве вновь состоялись переговоры между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов. Делегация Русской Церкви, которую возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выдвинула предложение решить проблему, заключив юридическое соглашение между двумя параллельными церковными структурами в Эстонии, предусматривающее право собственности на de facto используемое ими историческое имущество. Однако митрополит Стефан, участвовавший во встрече, выставил категорическое условие: не заключать никаких юридических соглашений, пока Московский Патриархат не признает возглавляемую им структуру единственной в Эстонии автономной православной Церковью. Делегация Русской Православной Церкви отвергла это условие, справедливо считая, что так и не реализованные в полной мере цюрихские договоренности 1996 г. на данном этапе представляют собой предельный возможный церковный компромисс. 19 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви выразил сожаление по поводу проявившейся на женевской встрече неконструктивной позиции митрополита Стефана, помешавшей решению вопроса о юридической регистрации храмов Московского Патриархата и окончательному урегулированию взаимоотношений Константинопольской и Русской Православных Церквей в свете решений, совместно принятых в Цюрихе в 1996 г. Константинопольский Синод, как стало известно из письма его генерального секретаря митрополита Мелитона от 8 апреля, ограничился выражением «пламенного пожелания Вселенской Патриархии к нахождению решения» всех вопросов, включая имущественный, в следующем письме митрополита Мелитона от 25 мая содержалось уточнение: по мнению Константинополя, осложнение в решении имущественного вопроса «происходит от эстонского законодательства, а не от действий митрополита Стефана». Константинопольская Церковь считает, что цюрихские соглашения «обязательно должны реализовываться», но «с приобретением упомянутой Эстонской автономной Церковью архиерея, который ее представляет» вмешательство Константинопольской Патриархии более «не является необходимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья 128. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Статья 136. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан РСФСР. Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик. 1937 г. 2, ст. 11. См. также: Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1937, 22 января. 20. 1939 г., 1 сентября. – Закон о всеобщей воинской повинности (принят внеочередной четвертой сессией Верховного Совета СССР) Статья 1. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР (ст. 132 Конституции СССР). Статья 3. Все мужчины – граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе вооруженных сил СССР. Внеочередная четвертая сессия Верховного Совета СССР. 28 августа – 1 сентября 1939 г. Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1939. С. 222. 1942 г., 1 октября. – Докладная записка заместителя народного комиссара внутренних дел СССР Б.З. Кобулова секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову о деятельности православных церквей на оккупированной территории Прибалтики 52/17135 1 октября 1942 г. Совершенно секретно В фашистской газете «Островские известия» за 8 августа с.г., издаваемой в городе Острове, помещено сообщение о состоявшемся в Риге съезде епископов православной церкви, пославшем приветственную телеграмму Гитлеру. Руководитель съезда митрополит Сергий Воскресенский и другие епископы, не порывая связи с Московской патриархией, в юрисдикции которой они состоят, все же пытаются опорочить патриотические антифашистские обращения главы Русской православной церкви митрополита Сергия Страгородского и с этой целью распространяют провокационные слухи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010