7. 771 Отдание Святой Пасхи 7. 78 Неделя Седьмая по Пасхе (св. отец Первого Вселенского Собора) 7. 79 Родительские субботы 8 Проповеди и размышления на разные темы] 7. 81 Проповеди об истинах православной веры 7. 82 Проповеди о христианских добродетелях и пороках 7. 83 Слова при наречении во епископа. 7. 84 Проповеди на юбилейные торжества… 7. 85 Проповеди перед началом занятий 7. 86 Проповеди при заложении и освящении храмов. 7. 87 Проповеди при погребении умерших и поминовении. 7. 88 Другие темы. 7. 9 Проповеди инославных проповедников. 8. Церковное право 8. Общие вопросы 1 Церковное устройство] 8. 11 Клир 8. 12 Монашество. 8. 13 Миряне 8. 13–1 Женщина в Церкви 2 Высшее Церковное управление]5 3 Канонические основы взаимоотношений Поместных Православных Церквей] 8. 31 Автокефалия и автономия 8. 32 Диптихи 8. 33 Диаспора 4 Право религиозного учения, освящения, церковного управления, ] церковной дициплины. 8. 41 Вопросы брака 8. 42 Вопросы поста 8. 43 Календарный вопрос 5 Православная Церковь и инославие] 8. 6 Православная Церковь и нехристианские религии 8. 7 Имущественные вопросы Церкви 8 Церковь и государство] 8. 81 Юридические консультации 9. Экуменическое движение 9. Богословские статьи, посвященные проблемам вероисповедного единства христиан 9. 1 Молитва о христианском единстве. 9. 2 История экуменического движения 9. 21 РПЦ и экуменическое движение 9. 22 Видные деятели экуменического движения… 3 Всемирный Совет Церквей (ВСЦ)] 9. 30 Общие вопросы (история, структура ВСЦ и др. ) 31 Ассамблеи ВСЦ] 9. 311 1-я, Амстердам, Нидерланды, 1948г. 9. 312 2-я, Эванстон, США, 1954г. 9. 313 3-я, Нью-Дели, Индия, 1961г. 9. 314 4-я, Упсала, Швеция, 1968г. 9. 315 5-я, Найроби, Кения, 1975г. 9. 316 6-я, Ванкувер, Канада, 1983г 9. 317 7-я, Канберра, Австралия, 1991г. 9. 318 8-я, Харар, Зимбабве, 1998г. 9. 32 Всемирные конференции ВСЦ 9. 33 Центральный комитет ВСЦ (ЦК ВСЦ). 9. 34 Исполнительный комитет ВСЦ (ИК ВСЦ) 9. 35 Генеральный секретариат 9. 351 Отдел коммуникаций: информация и связь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Удержавшееся за мирянами право участия в делах церковных проявлялось отчасти в обсуждении религиозных вопросов вне соборов, насколько самые соборы, устанавливавшие тот или другой догмат, нуждались в общецерковном их признании, отчасти в большем или меньшем влиянии на замещение церковных должностей. Что касается замещения должностей, то, во-первых, мирянам предоставлялось участие в выборе епископа на вакантную епископскую кафедру. При Юстиниане это участие было регулировано таким образом таким образом, что духовенство и знатнейшие лица города выбирают трех кандидатов, из которых одного избирает и посвящает митрополит провинции (nov. CXXIII с. 1, CXXXVII с. 2; номокан. в XIV тит. I, гл. 9). На западе епископские выборы производились духовенством и всем населением городов и, несмотря на злоупотребления и беспорядки, с которыми они были сопряжены, выборы держались до XI-ro века. Во-вторых, в отношении к замещению всех вообще церковных должностей, начиная с епископской и оканчивая низшими должностями, миряне имели участие настолько, насколько каждому предоставлялось право перед посвящением и при самом посвящении предъявить обвинение против кандидата в преступлениях и пороках, в каком случае посвящающий, под страхом дисциплинарной ответственности, должен был приостановиться посвящением до исследования дела (карфаг. 61; Юстиниана nov. VI с. 1 § 10; nov. CXXIII, с. 14; nov. CXXXVII с. 3; номокан. I, 8). Ктиторам, т. е. основателям или учредителям церквей и богоугодных заведений, предоставлено было право наречения кандидатов на церковные должности при основанных ктиторами институтах и наблюдения за имущественной администрацией. Это ктиторское право в действительности превратилось в право собственности ктиторов в устраиваемых ими церквах, или даже вообще в право собственности землевладельцев в существующих на их земле церквах, хотя бы церкви не ими были устроены. Из взгляда на церковь , как на частную собственность, естественно должны были вытекать важные выводы для местной церковной жизни, которая должна была находиться в полной зависимости от хозяина церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2. Назначить председателем Комиссии архиепископа Смоленского Кирилла. – 1990, 12, 10. 6770. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 22 ноября 1990 года: О составе вышеназванной Комиссии. – 1991, 5, 7. 8.3 Канонические основы взаимоотношений Поместных Православных Церквей 8.31 Автокефалия и автономия 6771. БОРОВОЙ В., протопресвитер. Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви. – 1993, 10, 8; 11, 25. 6772. ЗАЯВЛЕНИЕ Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви. (Разъяснение принципов территориального устройства Православной Церкви. – 1992, 1, 8. 8.32 Диптихи 8.33 Диаспора 6773. СКУРАТ К. , проф. Константинопольский Патриархат и проблема диаспоры. – 1989, 9, 60; 10, 45. 8.4 Право религиозного учения, освящения, церковного управления, церковной дисциплины 6774. ВЛАДИМИР, митр. О современном состоянии Русской Православной Церкви после принятия нового Устава. – 1990, 2, 8. 6775. ИОАНН, еп. Миссия Церкви в православном понимании: экклезиологические и канонические обоснования. – 1996, 1, 70. 8.5 Вопросы брака 6776. ЦЫПИН В. , свящ. Таинство Брака. – 1989, 2, 75; 3, 75. 6777. ЦЫПИН В. , прот., НЕФЕДОВ Г., прот. Таинство Брака. – 1989, 4, 73; 5, 75; 6, 75; 7, 75. 6778. НЕФЕДОВ Г., прот. Таинство Брака. (Обручение). – 1989, 8, 75. 6779. ЦЫПИН В. , прот. Таинство Брака. (Расторжение брака). – 1990, 8, 75; 9, 76; 10, 74. 8.6 Вопросы поста 8.7 Календарный вопрос 6780. МОГИЛЕВЦЕВ Г. Празднование новолетия в России. – 1995, 9–10, 74. 8.8 Православная Церковь и инославие 6781. ФЛОРОВСКИЙ Г., свящ. О границах Церкви. – 1989, 5, 71; 6, 70. 6782. СЕРГИЙ, еп. К вопросу о веротерпимости. – 1994, 5, 19. 6783. ДОКЛАД Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на Архиерейском Соборе. – 1997, 5, 62. 8.9 Православная Церковь и нехристианские религии 8.10 Имущественные вопросы Церкви 6784. ЗАЯВЛЕНИЕ православного духовенства и верующих города Самбора Львовской епархии. – 1992, 1, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Право собственности не принадлежит к области благодатной христианской жизни, к сфере Божьего царства и потому не может быть рассматриваемо как святыня для христианской совести; к нему не может быть прилагаем предикат «священное», но допустимо именование «неприкосновенное». Право собственности, однако, является неприкосновенным для христианина, даже до такой степени, что грешно желать чужого, в силу, с одной стороны, того общего закона христианской морали, что всякое насилие не должно иметь места в устроении христианской жизни; а с другой – потому, что христианство не отрицает форм естественного права и естественных человеческих отношений, но одухотворяет и возвышает эти формы, преобразуя их по духу Христовой истины. И христианская любовь, разрушающая эгоистические перегородки жизни, ставит идеалом своим не отобрание чужого, но свободное отдание своего на общую пользу. Тот истинно владеет своим имуществом, кто рассматривает его в качестве общего достояния и служит своим общей пользе, согласно с волей Бога, верховного Владыки всего сущего, и с законами человеческой любви, счастье и полнота которой не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве. Раздел Концепции 7.1. Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право управления и получения дохода, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности. Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» ( Мф.6:11 ), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» ( Лк.8:14 ). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8.11. В случае ликвидации Монастыря принадлежащее ему на праве собственности или ином имущественном праве движимое и недвижимое имущество богослужебного и иного религиозного назначения переходит учредителю с учетом правил, предусмотренных пунктом 8.12 настоящего Устава. Иное имущество, находящееся в собственности Монастыря, реализуется на удовлетворение претензий кредиторов. Имущество Монастыря, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, переходит в собственность учредителя. 8.12. В случае ликвидации Монастыря все имущество, переданное в пользование Монастыря религиозными организациями Русской Православной Церкви, возвращается соответствующим религиозным организациям. 8.13. Монастырь ведет бухгалтерский учет и отчетность. Казначей (казначея) Монастыря утверждается в должности Патриархом по представлению Наместника (Игумении). Казначей (казначея) монастыря может занимать должность главного бухгалтера Монастыря. Главный бухгалтер Монастыря имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов, осуществляет сбор, учет, движение и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений. Монастырь составляет годовой финансовый отчет. 8.14. Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Монастыря и созданных Монастырем юридических лиц принадлежит православной религиозной организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» по распоряжению Патриарха. IX. Заключительные положения 9.1. Монастырь принимает и увольняет работников в соответствии с законодательством страны пребывания, заключает трудовые договоры. На лиц, работающих в Монастыре по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Работники, а также священнослужители Монастыря на общих основаниях подлежат пенсионному и социальному обеспечению, социальному и медицинскому страхованию в соответствии с законодательством страны пребывания. Монастырь вправе осуществлять соответствующие платежи во внебюджетные фонды в целях социального и пенсионного обеспечения, а также медицинского страхования насельников (насельниц).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Из преступлений такого рода мы упомянем важнейшие: 1) Государственная измена ( καθοσωσις) 1871 . 2) Заговор ( συνομωσα φατρα) духовных лиц против существующей законной власти 1872 , 3) Нарушение клятвы ( πιορκα) 1873 . 4) Святотатство ( εροσυλα), именно нанесение вреда предметам, посвященным Богу, и употребление их на несвященные цели 1874 . 5) Кощунство ( βλασφημα) 1875 . 6) Клевета и оскорбление ( συκοφαντα, βρις, λοιδορα) 1876 . 7) Кража ( κλοπ) 1877 . 8) Ростовщичество ( τοκισμς) 1878 . 9) Убийство ( φνος) 1879 . 10) Драка ( τψις) 1880 . 11) Прелюбодеяние ( μοιψεα) 1881 . 12) Блуд ( πορνεα) 1882 . 13) пьянство ( μθη) 1883 . 14) Игра ( κυβεα) 1884 . 15) Корчемство ( καπηλεειν) 1885 . 16) Посещение публичных мест 1886 . Эти преступления, перечисленные нами, при упорстве в них со стороны совершивших их лиц, ведут за собою наказание извержением из священного сана. Наказания за прочие преступления церковная власть присуждает в зависимости от того, насколько они оскорбляют самый сан, и как велик соблазн, производимый ими. Определение тяжести преступлений духовных лиц, особенно в отношении их служения в церкви, принадлежит той судебной власти, которой подлежат эти лица по своему иерархическому положению в церкви. О судебных инстанциях мы уже говорили (§ 120). Недовольные приговором первой инстанции могут обращаться в высшую инстанцию; а приговоры, с запрещением навсегда священнодействия, или с осуждением священнослужителя на лишение звания, или на окончательное лишение священного сана, могут быть исполнены лишь по рассмотрении и утверждении их в последней судебной инстанции. Церковь признает за государем, как за верховным защитником церкви и охранителем церковных законов (snpremo ecclesiae tutori et canonum custodi), право помилования осужденного духовного лица, когда верховная церковная власть найдет, что осужденный заслуживает этого. III. Имущественное право церкви § 130. Общий обзор Церковное имущество составляют все церковные вещи ( κκλησιαστικ πργματα, res ecclesiasticae), потребные церкви для ее внешней жизни и беспрепятственного осуществления ею своей задачи в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

—483— два кандидата. Члены Синода должны переменяться каждый год; впрочем, король имеет право снова назначить тех же членов. Перед вступлением в должность они дают присягу в том, что будут свято соблюдать независимость греческой церкви и заботиться о ее благе. В Синоде присутствуют еще два государственных сановника, именно государственный прокурор и секретарь. Первый имеет право присутствовать во всех заседаниях, так что каждое определение, составленное в его отсутствие, признаётся недействительным. Подобно нашему синодальному обер-прокурору, он служит посредником между государем и церковною властью. Секретарь заведует синодальною канцелярией и хотя принимает участие в совещаниях Синода, но без решающего голоса. Синод имеет во всех внутренних делах церкви полную власть и свободу. К этим делам относятся 1) вероучение, 2) форма и обряды богослужения, 3) служебные обязанности клира, 4) религиозное обучение народа, 5) церковная дисциплина, 6) испытание и поставление клириков, 7) освящение храмов и 8) суд по делам чисто-духовным, куда относится исполнение религиозных и церковных обязанностей, определяемых догматами, символическими книгами и основанным на них устройством православной церкви. Но в делах смешанных Синод нуждается в содействии гражданского правительства. К таким делам относятся: 1) определения о внешнем богослужении, его времени, месте и порядке; 2) учреждение и закрытие монастырей; 3) замещение церковных должностей; 4) определение границ епархий; 5) распоряжения, касающиеся учебных, благотворительных и исправительных учреждений, назначенных для духовенства. Дела брачные рассматриваются Синодом только с их духовной стороны; с гражданской же, именно что касается приданого и имущественных прав супругов, они подлежат ведению гражданской власти. А. Павлов Лебедев А.П. Религиозная жизнь и нравы греко-восточных христиан: Из истории Греко-восточной Церкви от падения Константинополя в 1453 г. до настоящего времени//Богословский вестник 1900. Т. 2. 8. С. 484–506 (2-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это предложение требует педагогической ответственности не только от родителей ребенка, но и от всех окружающих его людей 407 . Беседа с родителями до крещения может интерпретироваться как второе необходимое условие только тогда, когда имеются обоснованные сомнения в получении ребенком католического воспитания. Наконец, третье условие представляет собой прямое следствие того факта, что даваемое крещением вхождение в Церковь всегда совершается через включение в конкретную церковную общину. Согласно правилам, установленным Конференцией немецких епископов 408 , отсрочка крещения младенца возможна только при следующих условиях: 1) Беседа с родителями всегда должна выглядеть как предложение крещения, а не как взятие под опеку; 2) Цель такой беседы – глубоко изучить мотивы просьбы о крещении; 3) Решение об отсрочке крещения может быть принято лишь после отказа родителей от такой беседы, а также по установлении того факта, что никто из крестных родителей не намерен брать на себя ответственность за воспитание ребенка в католической вере; 4) Приходской настоятель или служитель крещения не может принять решение об отсрочке единолично, но обязан посоветоваться с деканом; 5) Родители должны быть уведомлены о мотивах отсрочки; 6) Местному ординарию должен представляться ежегодный отчет о возможных случаях отсрочки крещения младенцев. д) Действительность крещения в других христианских Церквах и церковных общинах Сознавая, что «единая Церковь Христова... продолжает существовать в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, которые находятся с ним в общении» (LG 8, 2), отцы собора признают, что и в других Церквах или церковных общинах, не имеющих полного общения с Римской Церковью, присутствуют «многочисленные элементы освящения и истины» (LG 8, 2). Среди них, несомненно, выдающееся место принадлежит таинству крещения. Однако в течение столетий Церковь пережила много разделений, которые «весьма различны не только по происхождению, месту и времени, но прежде всего по природе и значимости вопросов, касающихся веры и церковной структуры» (UR 13, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Речь идет уже не о двух разных властях, а о двух формально различных способах осуществления единой власти, обладающей единым спасительным содержанием. Первая модальность sacra potestas осуществляется согласно логике сообщения жеста, или таинства; вторая – согласно логике сообщения слова (iuris dictio). И та, и другая обладают достаточной действенностью для порождения Церкви только тогда, когда осуществляются в communio plena (полном общении) с остальными епископами и с папой. Это значит, что учительская и святитель ская функции (munera docendi et sanctificandi) не могут эффективно исполняться вне communio в той же мере, что и munus regendi (служение управления), которое, в свою очередь, отнюдь не является чисто организационной и потому правовой задачей. Например, доверенное епископу управление отдельной Церковью представляет собой естественное осуществление сакраментальной реальности, в которой он участвует через включение в ordo episcoporum (иерархию епископов), то есть в общину тех, кто призван исполнить в Церкви summum sacerdotium, или полноту священнослужения 539 . Аналогичным образом пресвитеры, и, в частности, приходские настоятели, «осуществляют служение учительства, освящения и управления " (CD 30, 1) под властью своего епископа, вкупе с которым «образуют единый пресвитерат диоцеза», объединенный «сакраментальным братством» (PO 8, 1). Второй принцип, на котором Второй Ватиканский собор основывает единство и самобытность sacra potestas, – это нераздель ность ее персонального и синодального аспектов. Было бы ошибкой противопоставлять их друг другу, потому что между ними всегда имеется взаимная имманентность, даже если на уровне осуществле ния власти один может превалировать над другим 540 . На уровне вселенской Церкви персональный аспект превалирует в функции Римского епископа, а синодальный – в той верховной власти, которой облечена Коллегия епископов, призванная сообща реализовать адресованное апостолам миссионерское предписание (LG 23). Если торжественное выражение такой власти во Вселенском соборе не вызывает возражений (LG 22), то теологический вопрос о способах ее проявления в новых церковных институтах – Синоде епископов и Епископских конференциях – остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Приходы могли сами управлять и пользоваться своим имущественным достоянием (см. 8 правило Парижского собора 614 года); у епископа, как высшего управителя всеми церквами в епархии, осталось право верховного над ними контроля и получения некоторого дохода с приходских церквей, снабженных инвентарями, и с духовенства («synodaticum»). Церковная община, объединенная и сплоченная, имела своих верных, свой клир, пользовавшийся правом несменяемости, свое богослужение, свои земли, свои доходы, свое право обложения податями земель и труда («la dîme», «libelli dotis»), свои учреждения для молитвы, милостыни и просвещения (даровые приходские школы). В недрах прихода заключалась корпорация местных бедных (больных и старых), зарегистрированных в церковных приходских книгах («matricularii»), со своим имуществом и доходами, а также ассоциация «братства» («confrérie»), объединенная общими интересами: снабжения своей приходской церкви необходимыми предметами, участия в обрядовой стороне богослужения, погребения своих бедных прихожан и устройства годичного братского праздника, сопровождавшегося обычно общественным пиром. Церковь составляла центр духовной жизни христиан; около алтаря было их убежище; к подножию его они склонялись во время смут и беспорядков: её достояние было достоянием церковной общины; в притворе её совершались юридические акты; в церкви находили пристанище все бежавшие от притеснения сильных. Наконец, в доме приходского священника находили себе приют все странники, довольно многочисленные в то время. Приход к указанному времени достиг самосознания и он являлся законным и обычным собранием «legitimus conventus» христианского народонаселения, получил наклонность к самосохранению и имел свою территорию («terminus»), на которой расположены были поселения, приписанные приходу. Начало свое приход получал с благословения и освящения приходской церкви (всегда снабженной земельною собственностью) местным епископом, сообразовавшимся в этом отношении с церковными потребностями населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010