26 ноября – память освящения церкви св. Григория в Киеве. 27 ноября – преп. Палладия. 4 февраля – благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского. 2 марта – Арсения Тверского. 24 марта – иже во святых отца нашего Артемия еп. Фессалонитского (это св. Артемий Селевкийский, переделанный в Солунского вследствие неправильного чтения его имени писцами; см. Агиолог. II, 24 марта). 16 мая – преп. Ефрема Перекомского. 19 мая – Корнилия Комельского. 26 июня – Тихвинской иконы Божией Матери. 3 июля – Филиппа Митрополита. 8 июля – Прокопия Устюжского и знамение от иконы Пресв. Богородицы. 4 августа – преп. муч. Евдокии. Исключены: 3 июня – патриарха Анатолия. 5 июля – преп. Ламнада. 7 июля – муч. Кириаки. 27 июля – преп. Николая Качанова. Все эти разности перешли из правленых миней последнего выхода. XII Основателям и владельцам монастырей в Византии было предоставлено право давать этим учреждениям особые уставы, которые, в отличие от общецерковного, называются ктиторскими – «τυπικ κτητορικ» (Ducang Glossar. sub h. voc. Theod. Bals. ad can. 1. Synod. Cpl. sub Phot.) От этой богатой отрасли памятников в настоящее время сохранилось очень немного представителей, да и те далеко не все изданы, и остаются кое-где в монастырских библиотеках на Востоке. Для истории церковного обряда они дают, впрочем, не много и, устанавливая главным образом дисциплинарную, юридическую и хозяйственную сторону монастырского быта, предоставляют исполнение службы уставу общему и вносят в эту часть лишь самые незначительные изменения. Но зато для знакомства с внутренним бытом и обиходным порядком монашеской жизни, с характером управления и имущественной частью в них заключается масса разнообразных и чрезвычайно полезных сведений. Известнейшие монастыри были снабжаемы такими уставами или от своих владетелей, или от более энергичных настоятелей. Феодор Студит является таким устроителем в своих епитимиях, в завещании и краткой записи, патриарх Алексий в той части синодального типика которая называется уставником. Подобного рода типик дал своему монастырю пр. Павел Латрский, оставив его на вечные времена в руководство его насельникам (Acta Patriarch. IV, p, 306) Симеон Дивногорец передал ученикам своим правила монастырской жизии, которые и во времена Никона Черногорца сохранялась письменно. К этому разряду типиков, вероятно, относится и упоминаемый преосвященным Порфирием устав из Святогробской библиотеки 1150 г. Типик Барбериновой библиотеки, составленный «отчасти и по преданию Иосифа, основателя Касульского монастыря», относится к числу ктиторских Фабрицием (De libris Gr.) и Дюканжем (Sub voce τοπικ κτητορικ); такого же характера и типик крипто-ферратский (о трёх последних см. приложение III).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Бироном в 1734 году было отдано распоряжение , допускавшее пострижение монахов только из вдовцов и отставных солдат, от чего – как говорят летописи – «многие обители тогда пришли в конечное запустение». За малейшее неосторожное слово против лютеран мучители казнили и ссылали духовных лиц, в числе которых был и названный архимандрит Платон Малиновский. Благодаря заступничеству Арсения Платон сделался впоследствии архиепископом Московским и Севским. Арсению также принадлежит честь заступничества за Анну и Петра. Артемиевичей Волынских – детей злополучного Волынского – которым он облегчил положение во время их ссылки в Селенгинске, а затем выхлопотал помилование. Сверх того, Арсений положил конец самоуправному вмешательству «сибирской коллегии экономии» в хозяйственные дела духовенства, и вообще проявил решительное стремление, чтобы удержать на надлежащем месте «бездельных» ябедников, которых в его время накопилось «из ссыльных дворян и приказных» до 20,000. Против них он всегда говорил и писал словами указа от 15 январи 1739 года: – «Что можно ожидать доброе от воевод из мужиков, казаков и ссыльных»? Всего 11 месяцев святительствовал Арсений в Сибири и 10 февраля 1742 г покинул Тобольск заняв вскоре ростовскую кафедру и должность члена Св. Синода. Впоследствии, как известно посягатели на церковно-имущественное право столкнулись с пламенным протестом Арсения и, почувствовав за ним юридическую силу, обвинили самоутвержденного защитника интересов церкви в выдуманных преступлениях и фанатизме, дабы тем затмить и его дело и его имя. Арсений окончил дни свои 28 февраля 1772 г. в ревельском каземате, оставив на его стене надпись: «Благо, яко смирил мя еси, Господи». Между тем Сибирь не рассталась с Арсением и сохраняет о нем из рода в род легендарную память, свидетельствующую, что в отношении его народ соблюдал и соблюдает долг признательности. Его мнимую могилу на Нерчинском тракте в Забайкалье на горе у Троицы украшает часовня, в которой ежегодно 8-го мая бывает великое богослужение по его душе, любившей Сибирь и Камчатку, и ревновавшей об интересах церкви с полным самозабвением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Начнем с очень популярного, но неправильного мнения о происхождении диаконского служения, установление которого видим в Деян. 6. Семь мужей избранных (6:2) «διακονειν τραπζαις» нигде не называются в Св. Писании диаконами. В Деян. 21:8 они просто обозначаются οι επτ. Между тем Неокесарийский Собор (до 325 г.) определил 15 правилом своим: не поставлять и в больших городах больше 7 диаконов, согласно книге Деян. апостолов. Церковный историк Созомен свидетельствует (Ц. И. VII, 19), что римская Церковь, следуя такому пониманию кн. Деян., не допускала у себя постановления больше 7 диаконов. На такой обычай, будто бы предрешенный книгою Деян. Ап., обратил внимание Трулльский Собор (692 г.) и в своем 16-ом правиле дал такое объяснение указанному факту: «Мы, сличив мысль отцов с изречением апостолов, обрели, что у них было слово не о мужах, служащих таинствам, но о служении в потребностях трапез… Сие изъясняя, учитель Церкви Св. Иоанн Златоуст тако беседует: должно ведати, какое достоинство имели сии мужи и какое прияли рукоположение: в степень ли диаконов? но еще не было никакого епископа, а только были одни апостолы: сего ради думаю, что ни имя диаконов, ни пресвитеров не было известно и употребительно. На основании сего и мы проповедуем, яко выше реченные 7 диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам… но суть те, которым поручено было домостроительство для общей трапезы тогда избранным»/Один канонист (проф. П. Соколов. «Церковно-имущественное право в греко-римской империи», Новгород, 1896 г. стр. 68-70) думает, что 7 мужей, названия должности которых не указано в кн. Деян. Ап., носили не диаконский, а по всей вероятности, пресвитерский сан. Гарнак склонен видеть в этих 7 мужах в широком смысле «епископов» (R.E. XX. S. 516)/. Из жизни христиан Иерусалимской Церкви в кн. Деян. в конце 11 гл. (ст. 29-30) и 15:6 сообщается о пресвитерах . Едва ли их, выступавших в качестве представителей, можно отождествить со «старцами» по возрасту. Эти же пресвитеры стоят во главе с Иаковом над Иерусалимскою общиною и значительно позже, к 58-59 г., когда прибыл в Иерусалим ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Оно представляло собой отдельный от земского законодательства свод норм, выработанный и принятый без участия королевской власти, но с учетом принципов Тёнсбергского конкордата. В основу нового церковного законодательства была положена редакция церковного права «Золотое перо» архиеп. Эйстейна Эрлендссона. Но Магнус VI скончался 8 мая 1280 г., еще до начала работы обоих съездов. Регентский совет при малолетнем короле включил новые положения о церковной юрисдикции, во многом расходившиеся с положениями Тёнсбергского конкордата, в состав земского законодательства. Архиеп. Йон выдвинул условием проведения коронации Эйрика II (1280-1299) принесение новым монархом коронационной присяги, в к-рой король брал на себя обязательства отменить нововведения, наносившие урон Церкви, и придерживаться договоренностей, достигнутых Церковью с его отцом, согласившись на уступки. Но Регентский совет сразу после коронации еще больше сузил церковные свободы и привилегии. В результате вспыхнул конфликт, в котором обе стороны апеллировали к папе Римскому. Последняя попытка примирения была предпринята летом 1281 г., когда архиеп. Йон II в обмен на соблюдение Регентским советом церковных свобод согласился обвенчать в Бергене кор. Эйрика II с дочерью кор. Шотландии Александра III Маргаритой и короновать ее как норвеж. королеву. После совершения обоих актов архиепископу было отказано в его требованиях и канцлер Бьярни Эрлингссон объявил о ликвидации архиепископской монетной регалии. Это привело к добровольному изгнанию архиеп. Йона II в Швецию вместе с еп. Осло Андресом и еп. Хамарским Торфинном. В Н. под лозунгом возвращения к «старому христианскому праву» было запрещено действие всех постановлений, принятых архиеп. Йоном II, а «новое христианское право» фактически запрещалось. После смерти архиеп. Йона II в швед. Скаре (21 дек. 1282) против Регентского совета продолжали бороться епископы Андрес и Торфинн, отправившиеся в Рим и получившие папскую буллу, к-рая гарантировала Церкви все ее имущественные права.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Шестью товарищами (заместителями) председателя были: епископы Антоний Храповицкий и Арсений Новгородский (1862–1936), два священника – о. Г. Шавельский и о. Н. Любимов , и два мирянина – кн. Евгений Трубецкой и М. В. Родзянко. Вскоре митрополит Антоний Храповицкий возглавил правое крыло. 314 Князь Е. Трубецкой и профессор Сергей Булгаков представляли центр. О. Н. Добролюбов, о. Н. Цветков, о. Г. Шавельский и группа профессоров духовных академий образовали левое крыло, выражавшее оппозицию «белого» духовенства монашеской привилегии епископата. Работа Собора подразделялась на двадцать отдельных комиссий: 1) уставную 2) высшего церковного управления 3) епархиального управления 4) церковного суда 5) благоустройства прихода 6) правового положения Церкви в государстве 7) богослужения, проповедничества и церковного искусства 8) церковной дисциплины 9) внешней и внутренней миссии 10) единоверчества и старообрядчества 11) монастырей 12) духовных академий 13) духовно-учебных заведений 14) церковно-приходской школы 15) преподавания Закона Божия в светских школах 16) церковного имущества и хозяйства 17) правового и имущественного положения духовенства 18) отношений с Грузинской Церковью 19) издательства 20) личного состава Собора. 315 Все решения на Соборе принимались большинством голосов. Каждый его член – лицо духовное или светское, имел один голос. Однако епископы имели право налагать вето на решения, принятые на общих заседаниях, и если 75 процентов епископата отказывались утвердить постановление, то последнее снова выносилось на пленарное заседание. Перед Собором стояла огромная задача: перестроить все здание Русской Церкви на основе соборности, на принципе свободы и ответственности всех христиан. Работал он во времена революционных беспорядков, когда одна катастрофа сменяла другую. В конце августа (27–28) Собор всколыхнула неудачная попытка генерала Корнилова восстановить порядок в столице. Затем последовали новые события, приведшие к ужасам гражданской войны после октябрьского переворота, сопровождавшегося уличной стрельбой в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Брак, заключенный без согласия невесты, наказывался лишь в том случае, если невеста кончала с собой 69 . Возраст тех, чьи родители заключали брачный сговор, мог быть 8–10 лет 70 . Стоглав подтверждал как норму возраст для венчания: отрока – 15 лет, отроковицы – 12 лет 71 . Рядные грамоты, определяющие размер приданого, известны уже с XVI в., но сохранилась и «сговорная» грамота XIII в. 72  Как считает М. К. Цатурова, самая ранняя рядная 1513–1514 гг. В ней Аксинья Плещеева обещает выдать дочь Анастасию замуж за князя Ивана Васильевича Оболенского и дать ей приданое 73 . Рядные грамоты определяли сроки свадьбы, размеры приданого и неустойку в случае отказа жениха вступить в брак. Рядные грамоты, как прочие имущественные сделки, касающиеся землевладения, должны были фиксироваться в приказах. Этот порядок был утвержден Соборным уложением 1649 г. 74 До заключения брака священник должен был выяснить, не состоят ли венчаемые в родстве кровном или духовном. Выяснение этого вопроса представляло большие трудности, и необходимая удаленность (не ближе чем в шестой степени) не всегда соблюдалась. Сам порядок «брачного обыска», а также выдаваемые «венечные памяти» 75  (грамоты, которые священники получали от епископа на проведение венчания и для получения которых нужно было заплатить «венечную пошлину») не являлись чем-то неизменным 76 . Чин венчания совершался после чина обручения. Церковь утверждала взгляд на семью как на союз двух лиц со взаимными обязанностями. В высокое представление о браке как об образе союза Христа и Церкви реальность вносила существенные коррективы. Мы уже отмечали, что венчание на Руси долгое время не было общепринятым. Языческие способы заключения брака: кража («умыкание») невест, сожительство в близких степенях родства, наконец, двоеженство 77  – это те явления, которые отмечают источники на протяжении всего Средневековья. Другая особенность русской большой семьи, известной этнографам в XIX в., – власть главы семьи. Большая семья, состоявшая из стариков-родителей, их сыновей с женами и внуками, была характерна для крестьянской среды: «Во главе крестьянской семьи стоял один человек – большак.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

губ.) с крестьянами и со всеми угодьями к патриаршему благовещенскому на Унороже монастырю, по заручному челобитью этого монастыря строителя Пафнутия с братиею 78 , Севастьянова пустынь 79 и Тропский Николаев монастырь (в Пошехонском уезде) 80 . Означенные монастыри имели много побуждений приписываться из–за льгот к патриаршему дому. Политика царей XVII в., передавшая в ведение патриарха имущества митрополитов и церковных учреждений и установлений, сосредоточила в руках московского первосвятителя к концу века огромное вотчинное владение – с пашенной и не пашенной землей в 170 1/2 версты в длину и 115 1/2 в. в ширину, с 8 700 дворами крестьян или 26 899 мужских душ 81 II. Сосредоточивая большую часть церковно–имущественных владений в руках патриарха, московское правительство делало это в своих государственных расчетах. Ряд других мероприятий превращал патриарший церковно–имущественный институт в общегосударственное установление. Земельные владения патриархов, получившие название «патриарших вотчин», самым своим названием подводились в отношениях к государству под те же условия, в каких стояли другие землевладельцы 82 . Воззрения царей на зависимость права владеть патриаршими землями от царского пожалования, касавшиеся новых приобретений патриархов, вопреки соборам 1581 и 1584 гг., легко могли быть перенесены и на те земли и вотчины патриаршие, которые были унаследованы патриархами от митрополитов. Такому перенесению воззрений содействовало еще прикрепление крестьян к земле, на которой они жили в XVI веке, и развитие отношений патриаршей власти к государству 83 . С прикреплением крестьян к земле, объектом вотчинного права мало по малу стали признаваться не только земли и установления, но и сами поселяне 84 . Государство, справедливо считая себя в праве иметь большую власть над крестьянами, чем какую имели землевладельцы, в то же время, не отделяя положения крестьян от земельного участка, считала себя в праве смотреть на вотчинные земли, состоявшие во владении крестьян, как на такое свое достояние, которым, как и крестьянами, оно имело право распоряжаться (Улож.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Инстр. НКЮ и НКВД 1923 г. § 13.). Монастырские трудовые коммуны. 12) По вопросу о возможности существования монастырей в случае обращения их в трудовые коммуны V-ый Отдел разъяснил, что вопрос о дальнейшем существовании монастыря в качестве земледельческой коммуны разрешается подлежащим комиссариатом земледелия в порядке общих правил о земледельческой коммуне (Р. и Ц. 1919 г. 1, стр. 40). 13) Коммуны, регулируемые земельным отделом, организуются исключительно в целях производства (для обработки земли и проч.). Уставы их утверждаются Наркомземом. В уставах непременно должны быть оговорены основные пункты обобщенности имущества, отсутствии наемного труда, о свободном доступе без различия национальности и вероисповедания и о недопущении лиц, неимеющих права быть полноправными членами коммуны, в том числе и священнослужителей, а также прямого указания, что источником доходов коммуны не может быть эксплуатация религиозного чувства сторонников той или иной религии в форме сборов, пожертвований, платы за те или иные религиозные услуги (Р. и Ц. 1919 г. 1, стр. 41–42), доход от церкви, хотя бы она и имелась в пользовавши живущих в коммуне граждан (Р. и Ц. там же). 14) В среде монастырского населения следует делать различие между трудовыми элементами (рабочий элемент в монастырях) и теми, которые эксплоатировали их религиозность, необходимо не лишать эти трудовые элементы возможности на общих основаниях для всех граждан пользоваться правами, предоставляемыми им законами Совреспублики о земле, о социальном обеспечении и т. д. Само собою разумеется, что Земельно-Жилищные отделы местных Совдепов, при наделении таких элементов землею, инвентарем и проч. и обеспечении их квартирным довольствием, должны руководствоваться нормами, принятыми в данной местности для земельных и жилищных наделов. (Циркуляр НКЮ 3/I – 1919 г. § 8). 15) По вопросу об организации монастырских коммун 5-м Отделом НКЮ разъяснено, что Советская власть не препятствует трудовым классам населения образовывать коммуны, занимающиеся производительным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Тем самым государство подрывало основу для деятельности Русской Православной Церкви, основой которой является иерархичность. Исходя из смысла этого постановления, каждый приход оказывался «самоуправляемым», его актив, следуя букве советского права, вполне мог игнорировать распоряжения епископа. Русская Православная Церковь – единая организация, с единой иерархией и ей естественно было обладать в целом единым имуществом. После октябрьской революции все церковное имущество было национализировано, право же бесплатного пользования церковными и молитвенными зданиями было предоставлено исключительно группам верующих или религиозным обществам, причем, всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т.д.), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы, не могли: 1) обладать культовым имуществом или получить его по договору; 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки; 3) устанавливать принудительные сборы 107 . Таким образом, вся высшая церковная иерархия практически оказывалась лишенной источников существования, так как не только все имущество было у нее отнято, но и появились законодательные препятствия к получению обязательных взносов от приходов. Согласно Постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года религиозные общества и группы верующих были лишены прав на статус юридического лица. Каждое религиозное общество или группа верующих могли пользоваться только одним молитвенным помещением. Число учредителей религиозного общества должно было составлять не менее 20 человек 108 . Духовенство было решено избирательных прав. На «совершенно законных основаниях» советской властью проводились в жизнь дичайшие надругательства над религиозными чувствами миллионов верующих (во время изъятия церковных ценностей, ликвидации мощей). Причем, если изъятие церковных ценностей еще можно, если не оправдать, то объяснить, то надругательство над мощами почитаемых народом святых, не имеет никакого разумного объяснения. Согласно постановлению Наркомгоста «Местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей, опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот факт, что в Кодексе канонического права 1983 г. перечень прав и обязанностей всех верующих находится в начале главы «О Народе Божием», несомненно представляет собой шаг вперед в сравнении с систематикой Догматической конституции Lumen Gentium. По правде говоря, отцам собора, справедливо озабоченным в первую очередь укреплением статуса мирян, не всегда удается «отделить в доктринальном отношении фигуру верующего, как такового, от трех жизненных статусов» 414 . Порой они накладываются друг на друга. Тем не менее, все пункты этого первого перечня, сформулированного церковным законодателем 1983 г., явным образом опираются на различные соборные документы, а иногда буквально их повторяют. Так, право и обязанность высказывать собственное мнение о том, что касается блага Церкви (кан. 212), сформулировано в LG 37, 1. В том же соборном тексте говорится о праве принимать Слово Божье и таинства от пастырей Церкви (кодифицированном в каноне 213). Право и обязанность участвовать в богослужении по собственному обряду и в соответствии с собственной духовностью (кан. 214) опирается на UR 4, 5 и на LG 4, 1. Свобода собраний и право на свободное создание ассоциаций, гарантированные каноном 215, утверждаются в AA 19, 4. Право и обязанность выдвигать и поддерживать апостольские инициативы устанавливается для мирян в AA 3, 2, а каноном 216 распространяется на всех верующих. Право на христианское воспитание и образование (кан. 217) есть очевидная предпосылка провозглашенной Собором обязанности «судить обо всех вещах и интерпретировать их во всецело христианском духе» (LG 62, 7). Свобода исследований в области теологии, гарантированная каноном 218, признается «законной свободой» в LG 62, 8. Право на свободный выбор жизненного статуса (кан. 219) утверждается Собором в отношении каждого из трех жизненных статусов-призваний: брачного (GS 49, 1), статуса клирика (ОТ 6) и монашествующего (РС 24). Наконец, право христианина на охрану своего доброго имени и частной жизни (кан. 220), а также право законным образом отстаивать все названные права в правомочной церковной инстанции (кан. 221) прямо подразумеваются принципом религиозной свободы, решительно провозглашенным Вторым Ватиканским собором в п. 10 декларации Dignitatis humanae.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010