315 G. Biffi, Io credo. Breve esposizione della dottrina cattolica, Milano 1980, с. 90, примечание 2106. 316 Таково суждение E. Corecco, Il catalogo dei doveri-diritti del fedele nel CIC, в: I diritti fondamentali della persona umana e la liberta religiosa. Акты V Коллоквиума по вопросам права (8_10 марта 1984), Citta del Vaticano 1985, сс. 101_125, здесть с. 111. 318 В том, что касается евхаристии (кан. 912) и брака (кан. 1058), общая норма выражена во вступительных канонах, а затем уточняется. По этому вопросу см. H. Reinhard, Recnt auf Wortverkundigung und Sakramentenempfang, в: MK, кан. 213/2 и 4; P. Kramer, Kirchenrecht I. Wort-Sakrament-Charisma, Stuttgart-Berlin-Koln 1992, сс. 65_66. 320 По этому вопросу см. K.Morsdorf, Kirchenverfassung. I. Katholische Kirche, в: LThK, Vol. VI (Freiburg i. Br. 1961), сс. 274_277, особенно с. 275; H. Muller, Zugehorigkeit zur Kirche als Problem der Nuekodifikation des kanonischen Rechts, в: OAKR 28 (1977), сс. 81_98; P. Kramer, Theologische Auseinandersetzung zwischen H.Barin und J.Klein in Licht des II. Vatikanischen Konzils, Trier 1977, с. 141; R. Ahlers, Eucharistie, в: Ecclesia a sacramentis. Theologische Erwagungen zum Sakramentenrecht, hrsg. von R. Ahlers-L. Gerosa-L. Muller, Paderborn 1992, сс. 13_5, особено с. 15. 321 LG 11, 1. О связи между церковным измерением действия священника и общинной структурой празднования евхаристии см. W. Haunerland, Die Messe aller Zeiten. Liturgiewissenschaftliche Anmerkungen zum Fall Lefebvre, в: Das Bleibende im Wandel. Theologische Beitrage zum Schisma von Marcel Lefebvre, hrsg. von R.Ahlers-P.Kramer, Paderborn 1990, сс. 51_85, здесь с. 71. 322 Такой систематический порядок предложили, например, : K. Rahner, Kirche und Sakramente, Freiburg-Basel-Wien 1968 (3-е издание), с. 73; кроме того, он воспроизводится в документах Святого Престола; см., например, пп. 5_15 инструкции Eucharisticum mysterium (AAS 59, 1967, сс. 539_573) и п. 58 Directorium catechistichum generale (AAS 64, 1972, сс. 97_176.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

323 Секретариат христианского единства, Nota sulle alcune interpretazioni della «Istruzione sui casi particolari di ammisssione di altri cristiani alla comunione eucaristica nella chiesa cattolica», в: AAS 65 (1973), сс. 616_619, здесь с. 616 (п. 3а). 324 По этому вопросу см. R. Ahlers, Communio Eucharistica. Eine kirchenrechtliche Untersuchung zur Eucharistielehre in Codex Iuris Canonici, Regensburg 1990, особенно сс. 81 и 185. 325 Углубленный комментарий ко всей второй главе догматической конституции Lumen Gentium см. в: G. Philips, La Chiesa e il suo mistero nel Concilio Vaticano II. Storia, testo e commento della Costituzione Lumen Gentium, 2 Voll., Milano 1969, здесь Vol. I, сс. 119_196. 326 Giovanni Paolo II, Novo incipiente. Ad universosEcclesiae sacerdotes feria V in coena Domini (8 апреля 1979), в: AAS 71 (1979), сс. 392_417, здесь цитируется по EV, Vol. VI, n. 1296. Также Международная теологическая комиссия в своем документе «Themata selecta de ecclesiologia», опубликованном 7 октября 1985 г. всвязи с XX годовщиной завершения Второго Ватиканского собора, прямо утверждала: «Evidens est utrumque habere suus fundamentum et fontem in unico sacerdotio Christi» (Ибо оно очевидно имеет своё основание и исток в едином священстве Христа) (EV, Vol. IX, n.1731). 327 E. Corecco, Riflessione giuridico-istituzionale su sacerdozio comune e sacerdozio ministeriale, в: Popolo di Dio e sacerdozio, под редакцией ATI, Padova 1983, сс. 80_129, здесь с. 80. 328 На уровне догматики наиболее убедительная попытка объяснить этот важнейший аспект соборного учения о священстве Иисуса Христа принадлежит H.U. von Balthasar, Christlicher Stand, Einsiedeln 1977, сс. 145_202. 329 Commissio Theologica Internationalis, Themata selecta de ecclesiologia, в: EV, Vol. IX, п. 1734. 330 S. Danich, Teologia del ministero ordinato. Una interpretazione ecclesiologica, Roma 1984, с. 87. 331 См. J. Ratzinger, Der Heilige Geist als «communio». Zum Verhaltnis von Pneumatologie und Spiritualitat bei Augustinus, в: Erfahrung und Theologie des Heiligen Geistes, hrsg. von C. Heitmann-H. Muhlen, Munchen 1974, сс. 223_238, здесь с. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

з) изследует состояние религиозных и атеистических лжеучений и вырабатывает меры к православно-христианскому воздействию на их последователей, а также и к возвышению нравственной жизни граждан России, и) организует и ведет миссионерское издательство всех видов, стараясь о возможно более широком распространении миссионерских изданий как своих, так и изданий миссий Православной Русской Церкви. 6) Совет заботится о надлежащем представительстве миссионерских интересов во всех общецерковных учреждениях, начиная с приходских и кончая Всероссийским Поместным Собором, содействуя подлежащим миссиям, от приходских до всероссийских включительно, в посылке ими своих представителей в состав соответствующих миссиям общецерковных учреждений и особенно заботясь о надлежащем представительстве интересов миссии на Всероссийских Поместных Соборах чрез введение в состав их, в качестве членов, деятелей миссии, избранных на Всероссийских Миссионерских Съездах. 7) Совет сосредотачивает у себя все суммы, отпускаемыя из Св. Синода или собранныя, с разрешения онаго, на нужды всероссийской миссии, и сам изыскивает все законные способы к увеличению своих средств на дела всероссийской миссии. Все миссионерския средства, как денежныя, так и имущественныя – движимыя и недвижимыя – закрепляются за Св. Синодом, но со специальным назначением их на миссионерские нужды Совета. 8) Совет имеет право, чрез подлежащих епархиальных преосвященных, сноситься по делам миссии со всеми миссиями, церковными, церковно-общественными и мирскими учреждениями. С высшими же государственными учреждениями Совет сносится чрез Св. Синод. 9) Совету предоставляется право составления проэкта дополнений или изменений положения о нем; но такой проэкт предварительно внесения на утверждение Св. Синода должен быть внесен на одобрение ближайшаго Всероссийскаго Миссионерскаго Съезда или, в крайнем случае, на одобрение не менее как двух ближайших по времени областных миссионерских съездов. В последнем случае изменения или дополнения положения должны быть одобрены обоими областными съездами и, по утверждении их Св. Синодом, вводятся лишь во временное действие, вплоть до рассмотрения их на ближайшем Всероссийском Миссионерском Съезде.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

з) исследует состояние религиозных и атеистических лжеучений и вырабатывает меры к православно-христианскому воздействию на их последователей, а также и к возвышению нравственной жизни граждан России и) организует и ведет миссионерское издательство всех видов, стараясь о возможно более широком распространении миссионерских изданий как своих, так и изданий миссий Православной Русской Церкви. 6). Совет заботится о надлежащем представительстве миссионерских интересов во всех общецерковных учреждениях, начиная с приходских и кончая Всероссийским поместным собором, содействуя подлежащим миссиям, от приходских до всероссийских включительно, в посылке ими своих представителей в состав соответствующих миссиям общецерковных учреждений и особенно заботясь о надлежащем представительстве интересов миссии на Всероссийских поместных соборах чрез введение в состав их в качестве членов деятелей миссии, избранных на всероссийских миссионерских съездах. 7). Совет сосредотачивает у себя все суммы, отпускаемые из Св. Синода или собранные с разрешения оного на нужды всероссийской миссии, и сам изыскивает все законные способы к увеличению своих средств на дела всероссийской миссии. Все миссионерские средства как денежные, так и имущественные, движимые и недвижимые, закрепляются за Св. Синодом, но со специальным назначением их на миссионерские нужды Совета. 8). Совет имеет право чрез подлежащих епархиальных преосвященных сноситься по делам миссии со всеми миссиями, церковными, церковно-общественными и мирскими учреждениями. С высшими же государственными учреждениями Совет сносится чрез Св. Синод. 9). Совету предоставляется право составления проекта дополнений или изменений положения о нем; но такой проект предварительно внесения на утверждение Св. Синода должен быть внесен на одобрение ближайшего всероссийского миссионерского съезда или, в крайнем случае, на одобрение не менее как двух ближайших по времени областных миссионерских съездов. В последнем случае изменения или дополнения положения должны быть одобрены обоими областными съездами и, по утверждении их Св. Синодом, вводятся лишь во временное действие, вплоть до рассмотрения их на ближайшем Всероссийском миссионерском съезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Новое в законодательстве и практике его применения. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассмотрела законопроект о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры, в собственность или безвозмездное пользование при обеспечении федерального финансирования ремонтно-реставрационных работ на данных объектах. Законопроект, после его доработки с учетом предложений Московской Патриархии, будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. В результате имущественные права Русской Православной Церкви на принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами смогут получить надежное законодательное обеспечение. Вместе с тем, 2 июля 2008 г. вступило в силу положение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование или аренду только по результатам торгов на право заключения соответствующих договоров. По инициативе Московской Патриархии 8 ноября Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон о внесении дополнения в статью 17.1 закона «О защите конкуренции». В силу новой редакции этой статьи договоры безвозмездного пользования зданиями и иным государственным либо муниципальным имуществом религиозного назначения должны заключаться с религиозными организациями без проведения торгов на право заключения таких договоров. Без проведения торгов могут быть переданы в безвозмездное пользование религиозных организаций также здания детских приютов и воскресных школ при условии предоставления в государственную антимонопольную службу документов, предусмотренных статьей 20 закона «О защите конкуренции». Важно отметить, что московские приходы и монастыри осуществляют безвозмездное пользование храмами и иными зданиями религиозного назначения, относящимися к памятникам истории и культуры, на основании охранных договоров, заключенных с органами государственной власти г. Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208682...

2) Лишение священного сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях; оно сопровождается потерей на неопределённое время прав, как церковных, так и по состоянию; возвращение этих прав зависит от духовного начальства. 3) Временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники. 4) Временное запрещение в священнослужении без отрешения от места, но с возложением эпитимии в монастыре или на месте. 5) Временное испытание в монастыре или в архиерейском доме, т. е. прохождение эпитимии без запрещения в священнослужении. Этим, равно как и предыдущим наказанием, настолько то и другое проходится в монастыре, имущественное положение наказуемого затрагивается таким образом, что ему выдаётся только половина дохода, а другая половина идёт в пользу лица, исправляющего его должность. 6) Отрешение от места; при этом наказании имеется возможность в качестве вольнонаёмного священника. 7) Увольнение за штат, т. е. тоже самое отрешение от должности, без запрещения в священнослужении, но применяемое к престарелым только лицам (свыше 60 лет). 8) Усугубление надзора. 9) Пеня или денежное взыскание; размер денежного взыскания не определён законом, а само наложение имеет разные виды и различается по тому, вносится ли оно в послужной список, или нет. 10) Поклоны. 11) Строгий или простой выговор и, наконец, 12) Замечания. Все эти наказания налагаются за нарушение церковных правил на основании церковных постановлений. Переходим к учению о церковном преступлении. Церковным преступлением называется такое проявившееся во внешних формах деяние против церковных правил, которое, будучи обнаружено и доказано, подвергается со стороны церковного суда наказаниям, определённым законодательной властью. Следует отличить церковное преступление от греха; грех и преступление могут совпасть, но могут и отличаться. Главное отличие состоит в том, что преступление должно быть обнаружено, открыто судимо и подвергаемо наказанию согласно церковным постановлениям о процессе. Какие же преступления должны подлежать ведению открытого дисциплинарного суда церкви? По общему началу, все преступления членов церкви, сделавшиеся известными в обществе, признанные законодательной властью церкви, как роняющие её достоинство и нарушающие порядок религиозного общества и несогласные с обязанностями отдельных лиц в отношении к церкви, как учреждению и обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Москва. 1908 год, стр. 3. 120 Об этом давно пишут даже в учебниках гражданского права. См. например, Учебник гражданского права профессора Ф. Шершеневича § 10 и курс гражданского права § 8. 123 Желательные поправки к законопроекту о старообрядческих общинах и пояснения к ним, присланные от комиссии старообрядцев. 124 Эта бумага помечена: Москва 3 мая 1909 года, 321, и присоединена к делу Государственного Совета. Доклад Комиссии 412, стр. 6. 131 Стенографический отчёт Г. Думы, 112 заседание, 13 мая 1909 года, стр. 1221 и 113 заседание 18 мая 1909 года, стр. 1382. 135 П. Оболенский. Краткая история рационалистических сект. Приложение к книге. Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов. Казань. 1903 года, стр. 409. 143 Насколько странно велось вообще всё дело вероисповедного законодательства и на каком уровне знания и понимания предмета стояли руководившие им лица, а в том числе и состоявший в должности Директора Департамента Духовных Дел Иностранных Исповеданий Министерства Вн. Дел г. Владимиров, между прочим отмечает для будущего историка в своих записках покойный член Государственного Совета Шванебах. Сведения, сообщаемые в этих записках, делают вполне понятным саму возможность больших недостатков и даже ошибок в проекте вероисповедных законов и тем сильнее взывают о необходимости их полного пересмотра. 159 Все эти сведение взяты из книжки Епископа Мамадышского Андрея (князя Ухтомского): Лихолетье в жизни православия среди приволжских инородцев. Казань 1909 г, на которою мы и обращаем внимание законодателей. 168 Пояснение старообрядческой комиссии, назначенной освященным собором, к её поправкам в законопроекте об общинах, стр. 1 и 2. 173 Проф. Н. Суворов . Христианская благотворительность в языческий римской империи, Ярославль 1889 г. стр. 40 и Курс Церковного права, т. II, § 183 Ярославль 1890 г. ст. 389; Проф. П Соколов. Церковно-имущественное право в греко-римской империи. Новгород 1896 г., гл. II. стр. 87–90. 174 Rapport par М. Aristide Briand. Discussion des articles, рак. 225. Chambre des députés. Session de 1905 2302. Paris 1905; Chambre des députés. Séparation des églises et de l " état. Discussion et table, 2 Séance du 20 juin 1905. pag, 2341–2343, Paris 1905; La séparation des églises et de l " état au Senat Session extraordinaire de 1905; Rapport et discussion. Séance du 1 Décembre 1905, pag. 428 Paris 1905. Читать далее Источник: Кузнецов, Н.Д. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением церкви и государства : С прил. проектов закона М-ва вн[утр.] дел, Гос. Думы и Особой комис. Гос. совета/Н.Д. Кузнецов. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910. - IV, 243 с. - Отт. из " Богословского вестника " за 1910. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

п., как бы они ни назывались и к какому бы культу они ни принадлежали, не имеют права присваивать себе судебных, карательных и налоговых функций...» (п. 9); «...всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т. д.), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы не могут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки, 3) устанавливать принудительные сборы» (п. 12). Инструкция допускала возможность руководства центральными церковными структурами религ. деятельностью на местах исключительно при добровольном согласии на это местных общин: «...ни одна религиозная организация не имеет право вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой-либо другой религиозной организации против ее воли (назначать ей неугодных служителей культа, отбирать от нее представленные в ее пользование местным исполнительным комитетом здания и т. д.), ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным исполнительным комитетом происходит не в пользу какой-либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с исполнительным комитетом» (п. 8); «...от добровольного согласия самих верующих или религиозных обществ зависит подчинение распоряжениям центральных или епархиальных органов, делаемым ими в порядке внутренней церковной дисциплины» (п. 11). Данные нормы, с одной стороны, препятствовали организации централизованного церковного управления, с др. стороны, защищали приходы канонической Церкви от покушений на них обновленческих структур, т. е. в исторических условиях 20-х гг. XX в. скорее несколько облегчали положение верующих. В связи с открытой поддержкой властями в предшествующий период деятельности обновленцев особенное значение имел п. 7 Инструкции от 19 июня 1923 г., в котором говорилось: «...запрещается всем государственным установлениям путем административного вмешательства поддерживать какой-либо культ или какое-либо церковное управление в ущерб другим культам или религиозным группировкам».

http://pravenc.ru/text/2578039.html

8.5. В ходе проверок ревизионная комиссия вправе запрашивать у должностных лиц и органов управления Подворья необходимые документы, а также получать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Подворья. 8.6. Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Подворья и созданных Подворьем юридических лиц принадлежит также Московской Патриархии по распоряжению Патриарха. IX. Имущество и средства подворья 9.1. Средства и иное имущество Подворья образуются из: – пожертвований в связи с совершением богослужений, таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний; – пожертвований в связи с распространением предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в том числе, книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет); – иных пожертвований граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований; – поступлений в связи с реализацией предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы; – доходов, полученных от деятельности учрежденных Подворьем юридических лиц, направляемых на уставные цели Подворья; – иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, направляемых на уставные цели Подворья, в том числе доходов по акциям, иным ценным бумагам и банковским вкладам. Доходы от предпринимательской деятельности Подворья направляются на реализацию целей и задач деятельности Подворья, предусмотренных настоящим Уставом. 9.2. В случае недостатка средств Подворья на строительство, реставрацию или ремонт храма представители Подворья могут осуществлять сбор пожертвований на данные нужды Подворья за пределами принадлежащего Подворью земельного участка на основании выданных Подворьем доверенностей. 9.3. Подворье в обязательном порядке отчисляет средства на общецерковные нужды в размере, установленном Патриархом. 9.4. Подворье может иметь в собственности или на ином имущественном праве имущество, необходимое для осуществления и обеспечения деятельности Подворья, в том числе, относящееся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

99 За совершение этих актов парох имеет право требовать вознаграждение (jura stelae, Stolgebühren); но требование вознаграждения не может имеет места в отношении к причащению. 100 Phillips. 350. В области имущественного управления, однако, прихожанам предоставляются иногда, на основании государственных законов, значительные права, как это можно видеть, например, во Франции и в Германии. См. ниже. Ч. IV, гл. 8 § 177. 101 Thuichum. Deutsches Kirchenrecht des XIX Jahrh. I, 233–248; II, 91–105; Schulte. Lehrbuch des katholisch. und evang. Kirchenr. §§ 121–181; Fried­berg. Die geltenden Verfassungsgesetzen; Zorn. §§ 23–24. 103 Так в 8-ми старых провинциях Пруссии и в Ганновере, в Баварии для земель по правому берегу Рейна, в королевстве саксонском для Лаузица и в евангелической церкви Элизас-Лотарингии. 105 Так, например, в Баварии, по правому берегу Рейна, протестантский генеральный синод составляется из 129 членов, именно каждый из 64 диэцезальных синодов посылает по 1-му духовному и по 1-му светскому депутату, и кроме того еще 1 депутат посылается теологическим факультетом в Эрлангене, причем, однако, все выборы должны получить королевское утверждение. В королевстве Саксонии генеральный синод состоит из 73 членов, из которых 33 духовных и 40 мирян: из них 61 посылается избирательными округами, 1-го посылает теологический факультет лейпцигского университета из своей среди, 1-го юридический факультет того же университета (из профессоров церковного права), и 10 (5 духовных и 5 мирян) назначается министром по евангелическим делам (Minister in evangelicis). В Вюртемберге синод состоит из 57 членов, из них 50 депутатов от деканатских синодов, 1 депутат от теологического факультета в Тюбингене и 6 членов (3 духовных и 3 светских) назначается королем и т. д. 109 Например, подвергает испытанию кандидатов на должность проповедника, вычеркивает из списка или увольняет от должности за уклонение в учении, утверждает кандидатов, представленных патронами, или выбранных прихожанами, замещает должности, подлежащие неограниченному замещению со стороны церковного правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010