Гражданский и уголовный суд, без права пересмотра и кассации, должен принять эти решения церковного суда и, на основании их, вести судопроизводство. По уголовным деяниям, допущенным при заключении брака, судопроизводство предоставлено исключительно ведению уголовного суда. Из дел брачных, подсудных и церковному и уголовному суду, одни подлежат предварительно решению и исследованию суда церковного, другие – уголовного. К делам, подсудным и церковному и уголовному суду, но подлежащим предварительно решению церковного суда, относятся: 1) дела о многобрачии, 2) дела о вступлении в брак в запрещённой степени родства, 3) о вступлении в брак христиан с нехристианами, 4) дела о вступлении в 4-й брак. Все прочие брачные дела, соединённые с уголовным преступлением, решаются исключительно уголовным судом. В дополнение к вышесказанному нужно сказать ещё, что ни одно почти дело не может быть решено ни гражданским, ни уголовным судом, если нет церковного судебного определения о действительности или недействительности брака. И это ни прокурор, ни защитник не должен пропустить, потому что решения суда без свидетельства церковной власти о законности или незаконности брака обыкновенно кассируются. Рассматривая наше законодательство о бракоразводном процессе и сравнивая его с западно-европейским, нельзя не заметить, что один из главных недостатков его состоит с отсутствии ясного начала. В новых законодательствах Европы проведён тот или другой принцип, который и определяет существо процесса (обвинительный или состязательный), у нас же нет такого принципа. Повидимому, принять процесс обвинительный,– что не вполне соответствует существу предмета,– но в то же время на ряду с обвинительным мы видим состязательный процесс, так что довольно трудно подвести все частности под определённый принцип. А затем, при отсутствии общего начала, нет и определённого положения о различных стадиях процесса, что весьма затрудняет ведение дела. Отдел второй. Имущественное право церкви. Состав учения о церковно-имущественном праве исчерпывается следующими вопросами: 1) об основаниях обладания церкви имуществом и о значении в ней имущества; 2) о том, какое законодательство должно определять имущественное право церкви; 3) о субъектах его; 4) об объектах; 5) о праве приобретения; 6) о праве пользования; 7) распоряжения; 8) о льготах церковных имуществ и 9) о праве управления и отчуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

413 По этому вопросу см. H.J.F. Reinhard, Reflexionen zur ekklesiologischen Stellung der Nichkatholischen Christen im CIC 1983, в: Ministerium Iustitiae. Festschrift fur H. Heinemann, hrsg. von A. Gabriels-H.J.F. Reinhard, 1985, сс. 105_115. 414 E. Corecco, Il catalogo dei doveri-diritti del fedele nel CIC, в: I diritti fondamentali della persona umana e la liberma religiosa. Atti del V Colloquio giuridico (8_10 марта 1984), Citta del Vaticano 1985, сс. 101_125, здесь с. 104. 416 С этой точки зрения можно выделить три категории прав верующих: к первой относятся права-обязанности, выводимые исключительно из божественного позитивного права (как, например, право жить в общине или право на принятие таинств); ко второй – права-обязанности, структура которых существует самостоятельно также в области естественного права (например, право создавать оъединения и право-обязанность выражать собственное мнение); к третьей категории относятся права-обязанности собственно естественного права (например, право на свободу исследования и право на свободный выбор жизненного статуса). По этому вопросу см. E. Corecco, Il catalogo dei doveri-diritti del fedele nel CIC, op. cit., сс. 111_112. 417 См. P. Kramer, Kirchenrecht II. Ortskirche-Gesamtkirche, Stuttgart-Berlin-Koln 1993, сс. 28_32, особенно с. 30. 418 О гегелевском позитивистском понимании высшего долга индивида – долга быть гражданином государства, облеченным высшим правом, в противоположность индивидам как таковым, см. A. Verdross, Abendlandische Rechtsphilosophie, Wien 1963, сс. 128_163. 422 Об исторической эволюции таинства см. A. Mostaza, Confermazione, в: NDDC, op. cit., сс. 262_276, особенно сс. 263_264. 424 A. Mostaza, Confermazione, op. cit., с. 265. Анализ LG 11,1 см. в: G. Philips, La Chiesa e il suo mistero nel Concilio Vaticano II, op. cit., сс. 142_143. 426 La editio typica опубликовано в Citta del Vaticano в 1971 г. и вошло в силу 22 августа 1971 г. (см. AAS 64, 1972, с. 77). 428 Подробное рассмотрение данного вопроса см. в: R. Ahlers, Firmung, в: Ecclesia a Sacramentis, op. cit., сс. 37_52, особенно сс. 43_50.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

2 . В Греческом королевстве приходы учреждены законом 8 июня 1856 г. Они разделяются на три разряда: сельские, городские и крепостные. Наименьшие состоят из 25 семейств, а самые большие из 400. Согласно числу семейств, при приходах бывает от одного до трех священников, а в больших приходах всегда есть и свой особый диакон. Приходских священников и диаконов назначает епархиальный епископ, для чего собирает мнения прихожан о кандидатах. Церковным имуществом в приходах управляют особые епитропы, ежегодно избираемые из самых уважаемых членов прихода 1469 . 3 . В Сербском королевстве право открытия и урегулирования приходов принадлежит архиерейскому собору. Они состоят из 150 до 200 домов 1470 . Священнослужительские места замещаются в них при посредстве конкурса, при чем на городские и лучшие сельские приходы, а также и протопресвитерские капеллании имеют преимущественное право кандидаты, получившие высшее богословское образование и доброго поведения; из кандидатов с одинаковым образованием имеет преимущество старший по времени рукоположения или тот, кто пользуется известностью в литературе и проповедничестве. Избранное таким образом лицо утверждается епархиальным епископом по предложению епархиального духовного суда 1471 . Кроме общих доходов за требы, содержание приходского священника составляет главным образом «бир» т. е. сбор по 2 фр. с лиц мужеского пола, достигнувших совершеннолетия, который собирается подлежащею гражданскою властью и, затем, передается приходскому священнику 1472 . Управление церковно-имущественными делами, которое раньше принадлежало церковным старостам, в настоящее время, после урегулирования приходов по закону 1890 г., принадлежит церковной общине, которую составляют все приходы, принадлежащие к одной церкви. Церковно-имущественные дела ведает црквени одбор (церковный совет), состоящий из председателя (непременно священного сана), и десяти членов, избираемых советом гражданской общины из сербских граждан восточно-православной церкви на два года 1473 . Действия церковного совета подлежат контролю епархиального духовного суда; но церковный совет обязан ежегодно посылать сведения о церковном имуществе и государственному главному контролю 1474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Копия заключения Севского Уисполкома была препровождена 5 Отделом просительнице (4 июля 1922 г. 376). 21) Монашеские кельи. На запрос Курского Губотюста Обще-Консультационный подотдел НКЮ разъяснил: что построенные на монастырской земле монашествующими или иными лицами собственным иждивением кельи, в зависимости от обстоятельств, т.-е. при доказанности, что данное строение действительно сооружено частным лицом на свои средства, что лицо это само ходатайствует о праве использования своего строения и т. д., в связи с постановлением Совнаркома от 8-го августа с. г. составляют собственность построивших их монашествующих, коею они могут пользоваться сами или в случае невозможности сего, предоставить право использования своего строения посторонним лицам, коим дозволяется право жительства на территории монастыря. (9/VII – 21 г.). Г. Церковные имущества, имеющие историко-художественное значение ЦЕРКОВНЫЕ ИМУЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ ИСТОРИЮ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. 1) Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. В виду наличия колоссальных ценностей, находящихся в церквах и монастырях, как историко-художественного, так я чисто материального значения, все указанное имущество должно быть распределено на три части: а) Имущества, имеющие историко-художественное значение, подлежат исключительному ведению Главмузея Н. К. П., согласно инструкции к декрету об отделении церкви от государства (утварь, старинная мебель, картины и т. п.). б) Имущество материальной ценности, подлежащее выделению в Гохран. в) Имущество обиходного характера, где оно еще сохранилось. Вследствие наблюдающейся за последнее время ликвидации церковного имущества органами местной власти путем неорганизованной продажи или передачи группам верующих, никакие изъятия и использования не могут быть производимы без разрешения на то Главмузея или его органов на местах. Наблюдение за проведением в жизнь означенного распоряжения возлагается на местные органы Управления Советов. Председатель В. Ц. И. К. М. Калинин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Приемка зданий и имущества производится заполнением анкетного листа и составлением соответствующего акта. По заполнения анкетного листа в 4-х экземплярах, таковые передаются: один экземпляр в Совдеп, один в местную коллегию по делам музеев и охране памятников старины Наркомпроса, один экземпляр во Всероссийскую коллегию по делам музеев и один экземпляр в Рабкрин. Примечание . Заполнение анкетного листа производится независимо от представления описи, упомянутой в п. 5-м Инструкции декрета по вопросу об отделении церкви от государства, опубликованной в Собр. Узакон. и Распор. Раб.-Крест. Правительства 62). 4. Время приемки данного здания и церковного имущества устанавливается местным Совдепом по соглашению с местной коллегией. 5. Окончательное суждение по вопросу об отнесении зданий или предметов в них находящихся, к группе имеющей художественно-историческое или археологическое значение, находится в компетенции Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. 6. Перенос памятников, имеющих художественно-историческое значение, в целях наилучшего хранения и выбор специального для сего случая помещения с обязательным его опечатанием поручается приемочной комиссии в составе, указанном в п. 1-м. 7. Право изъятия предметов, имеющих художественно-историческое значение принадлежит исключительно ведению Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. 8. Комиссия имеет право выносить заключение о том, что храм, имеющий исключительное художественное или историческое значение, не может быть передан в ведение группы верующих даже в том случае, если бы таковая выразила желание на его прием. Окончательное разрешение этого вопроса подлежит ведению Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. 9. В случае, если не окажется группы верующих, выразивших желание на принятие в свое ведение храма, имеющего художественно-историческое значение, Комиссия передает охрану храма и находящихся в вем предметов в ведение местной коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

2) По положению о приходских попечительствах и инструкции церковным старостам, большинство прихожан лишено права участвовать в приходских собраниях, хотя положение и именует эти собрания «общими собраниями прихожан». По ст. 9 положения и ст. 8 инструкции членами приходских собраний, избирающими попечителей, старост и счётчиков церковных сумм, могут быть лишь домохозяева и лица, имеющие по закону право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества или же в дворянских собраниях. Для участия же в этих общественных и сословных собраниях требуется такой имущественный и сословный ценз, каким огромная часть православных прихожан не располагает. По крайней мере, православная паства Рижской епархии, за немногими, единичными исключениями, даже в больших и богатых городах, как Рига и Ревель, в огромнейшей своей части, а во многих приходах и вся сплошь, состоит из безземельных батраков и других бедных тружеников, не удовлетворяющих тем требованиям, которыми статья 9 положения и статья 8 инструкции обусловливают право участия в приходских собраниях, и, следовательно, этими требованиями почти вся православная паства Рижской епархии ставится вне церкви. Этим, несомненно, нарушается церковное единство, угашается церковная жизнь. В силу приведённых обстоятельств и условий, хотя в Рижской епархии приходские попечительства и образованы – за немногими исключениями – при всех почти церквах, но большая их часть состоит даже не из десятков, а всего из нескольких, 3–5 членов, и почти не проявляет деятельности, существуя только номинально. В предложенных для Финляндии правилах о церковно-приходском собрании и церковном совете статья 1 говорит: «Правила сего постановления не относятся к заведованию церковным имуществом, а также суммами, поступающими по ныне существующему порядку в церковную кассу». Таким образом, этой статьёй вносится в церковно-приходскую жизнь то же разделение, которое не даёт устроиться и церковно-приходскому делу в русских епархиях. И пока нынешнее отношение закона к прихожанину и ныне существующий порядок распоряжения церковно-общественным достоянием не будут заменены совершенно противоположными, до тех пор духовенство и староста – с одной стороны, и прихожане – с другой, будут по-прежнему взаимно считать себя друг другу чужими, имеющими разные и едва ли не противоречивые стремления и заботы, и оживления церковно-общественной жизни при таком положении ожидать было бы совершенно напрасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7.4. Казначей-бухгалтер Подворья утверждается в должности (освобождается от должности) Патриархом по представлению Настоятеля сроком на три года без ограничения числа последующих переназначений. Казначей-бухгалтер Подворья имеет право второй подписи банковских и иных финансовых документов, осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, ведет бухгалтерскую отчетность. Подворье составляет годовой финансовый отчет. VIII. Ревизионная комиссия 8.1. Ревизионная комиссия является органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Подворья. Ревизионная комиссия состоит из председателя ревизионной комиссии и двух членов, назначенных Патриархом по собственному усмотрению или по представлению Настоятеля сроком на три года с правом переназначения на новый срок. Председатель и члены ревизионной комиссии выполняют свои функции безвозмездно. 8.2. Настоятель, заведующий хозяйством – староста Подворья и казначей-бухгалтер Подворья не могут состоять в близком родстве с председателем и членами ревизионной комиссии. 8.3. В пределах своей компетенции ревизионная комиссия: – осуществляет контроль за надлежащим учетом кружечного сбора и составлением актов по кружечному сбору и по приему пожертвований наличными денежными средствами; – проводит ежегодную инвентаризацию имущества Подворья; – проводит по мере необходимости проверки наличия денежных средств, законности и правомерности их расходования, ведения Подворьем бухгалтерского и налогового учета, использования по назначению поступивших от граждан (юридических лиц) пожертвований и иных целевых поступлений; – проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Подворья, сохранности и учета принадлежащего Подворью имущества. 8.4. Ревизионная комиссия подотчетна Патриарху. Акты проверок подписываются всеми членами ревизионной комиссии и представляются председателем ревизионной комиссии на рассмотрение и утверждение Патриарху. Патриарх в случае необходимости принимает решение о предъявлении соответствующего судебного иска, направленного на защиту имущественных прав и интересов Подворья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

6) Совет заботится о надлежащем представительстве миссионерских интересов во всех общецерковных учреждениях, начиная с приходских и кончая Всероссийским Поместным Собором, содействуя подлежащим миссиям, от приходских до всероссийских включительно, в посылке ими своих представителей в состав соответствующих миссиям общецерковных учреждений и особенно заботясь о надлежащем представительстве интересов миссии на Всероссийских Поместных Соборах чрез введение в состав их, в качестве членов, деятелей миссии, избранных на Всероссийских Миссионерских Съездах. 7) Совет сосредоточивает у себя все суммы, отпускаемые из Св. Синода или собранные, с разрешения оного, на нужды всероссийской миссии и сам изыскивает все законные способы к увеличению своих средств на дела всероссийской миссии. Все миссионерские средства; как денежные, так и имущественные – движимые и недвижимые – закрепляются за Св. Синодом, но со специальным назначением их на миссионерские нужды Совета. 8) Совет имеет право, чрез подлежащих епархиальных преосвященных, сноситься по делам миссии со всеми миссиями, церковными, церковно-общественными и мирскими учреждениями. С высшими же государственными учреждениями Совет сносится чрез Св. Синод. 9) Совету предоставляется право составления проекта дополнений или изменений положения о нем; но такой проект предварительного внесения на утверждение Св. Синода должен быть внесён на одобрение ближайшего Всероссийского Миссионерского Съезда, или, в крайнем случае, на одобрение не менее как двух ближайших по времени областных миссионерских съездов. В последнем случае изменения или дополнения положения должны быть одобрены обоими областными съездами и, по утверждении их Св. Синодом, вводятся лишь во временное действие, впредь до рассмотрения их на ближайшем Всероссийском Миссионерском Съезде. 10) Журнальные определения Совета приводятся в исполнение, по утверждении их Св. Синодом. 11) Совет в августе месяце каждого года представляет в Св. Синод отчет о положении миссионерского дела в Православной Русской Церкви и о своей деятельности за истекший гражданский год и печатает его в своем миссионерском органе. Сведения о состоянии миссионерского дела в Православной Русской Церкви и о своей деятельности Совет докладывает также и ближайшему Всероссийскому Миссионерскому Съезду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Слава Богу, мы живем во время абсолютной церковной свободы. Никто и ничто не препятствует развитию приходской жизни на основе традиций и Устава Церкви. В связи с этим обращаю внимание на то, что именно настоятель отвечает за все происходящее на приходе. Если в осуществлении своих задач он сталкивается с затруднениями, надо разрешать их на Приходском собрании. В случае непреодолимых осложнений будет уже вставать вопрос о должностном соответствии настоятеля. В ряде храмов имеются проблемы с церковным пением. Оно, прежде всего, должно быть не концертным, а молитвенным. Не надо бояться доверять православному народу исполнение простых церковных песнопений. Новое в законодательстве и практике его применения Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассмотрела законопроект о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры, в собственность или безвозмездное пользование при обеспечении федерального финансирования ремонтно-реставрационных работ на данных объектах. Законопроект, после его доработки с учетом предложений Московской Патриархии, будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. В результате имущественные права Русской Православной Церкви на принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами смогут получить надежное законодательное обеспечение. Вместе с тем, 2 июля 2008 года вступило в силу положение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование или аренду только по результатам торгов на право заключения соответствующих договоров. По инициативе Московской Патриархии 8 ноября Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон о внесении дополнения в статью 17.1 закона «О защите конкуренции». В силу новой редакции этой статьи договоры безвозмездного пользования зданиями и иным государственным либо муниципальным имуществом религиозного назначения должны заключаться с религиозными организациями без проведения торгов на право заключения таких договоров.

http://e-vestnik.ru/docs/eparhialnoe_sob...

– проводит по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности Подворья, сохранности и учета принадлежащего Подворью имущества. 8.4. Ревизионная комиссия подотчетна Епархиальному архиерею. Акты проверок подписываются всеми членами ревизионной комиссии и представляются председателем ревизионной комиссии на рассмотрение и утверждение Епархиальному архиерею. Епархиальный архиерей в случае необходимости принимает решение о предъявлении соответствующего судебного иска, направленного на защиту имущественных прав и интересов Подворья. 8.5. В ходе проверок ревизионная комиссия вправе запрашивать у должностных лиц и органов управления Подворья необходимые документы, а также получать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности Подворья. 8.6. Право ревизии финансово-хозяйственной деятельности Подворья и созданных Подворьем юридических лиц принадлежит также Епархиальному архиерею. IX. Имущество и средства Подворья 9.1. Средства Подворья образуются из: – пожертвований в связи с совершением богослужений, таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний; – пожертвований в связи с распространением предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в том числе, книг, журналов, газет, аудио-видеозаписей, информационных дискет); – иных пожертвований граждан и юридических лиц, в том числе целевых пожертвований; – поступлений в связи с реализацией предметов культа, предметов религиозного назначения и религиозной литературы; – доходов, полученных от деятельности учрежденных Подворьем юридических лиц, направляемых на уставные цели Подворья; – иных не запрещенных законодательством Российской Федерации, поступлений, направляемых на уставные цели Подворья, в том числе доходов по акциям, иным ценным бумагам и банковским вкладам. Доходы от предпринимательской деятельности Подворья направляются на реализацию целей и задач деятельности Подворья, предусмотренных настоящим Уставом. 9.2. В случае недостатка средств Подворья на строительство, реставрацию или ремонт храма представители Подворья могут осуществлять сбор пожертвований на данные нужды Подворья за пределами принадлежащего Подворью земельного участка на основании выданных Подворьем доверенностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010