Видимо, добрые качества отца Петра передались и младшему из его пяти сыновей – Алексею, ставшему впоследствии родителем священномученика Илариона. Алексей Петрович Троицкий (1863–1917) по окончании Тульской духовной семинарии в 1886 году был рукоположен во священники ко храму села Липиц. Священник Алексий стал с течением времени деятелем просвещения. Так, он инициировал создание двух церковно-приходских школ в своем приходе и исполнял должности учителя, законоучителя и заведующего нескольких школ, уездного наблюдателя церковных школ, члена Каширского отделения тульского епархиального училищного совета. По воспоминаниям современников, «…отец Алексий был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый» . Владимир Троицкий (крайний слева) с отцом, братьями и сестрами. 1900-е гг. Рано овдовев, отец Алексий один воспитывал пятерых детей. Старший из них – Владимир – стал священномучеником Иларионом Рано овдовев, отец Алексий мужественно нес крест своего вдовства, воспитывая пятерых детей. Старший из них – Владимир – стал священномучеником Иларионом, архиепископом Верейским. Второй – Дмитрий, в монашестве Даниил – закончил свою жизнь исповедником в сане архиепископа Брянского. Третий сын – Алексей – стал священником Благовещенского храма в Липицах, заняв место скончавшегося в 1917 году родителя. Позже, как и старшие братья, подвергся репрессиям и был расстрелян в 1937 году на подмосковном полигоне Бутово. Свящ. Алексей Петрович Троицкий с сыном мон. Иларионом. 1913 г. Архиепископ Иларион всегда с большой любовью и теплом относился к своим близким. Без сомнения, эта любовь утверждалась на прочном церковном основании. Преемственность священства в семье Троицких была не просто бездумным следованием традиции, но сознательным выбором. «Пастыри Церкви и детей своих готовили к пастырству» , – основываясь на собственном опыте, признавался тогда еще архимандрит Иларион с трибуны Поместного собора в 1918 году. Неслучайно все трое сыновей о. Алексия Троицкого приняли священный сан. При этом все они во время смуты сохранили верность Матери-Церкви и твердо противостали обновленческому расколу.

http://pravoslavie.ru/154984.html

В ответном слове архиепископ Амвросий поблагодарил отца Иоанна и монастырскую братию за подготовку торжества и заметил, что он с особенным трепетом припадает к мощам священномученика Илариона Верейского, титул которого ныне носит. Владыка подчеркнул, что все мы призваны «любить Церковь так, как любил Ее священномученик Иларион, и жить Ею так, как жил Ею он». И тогда, по словам ректора МДАиС, «Господь и нам поможет достойно и праведно совершить свой жизненный путь». Владыка Амвросий напутствовал рукоположенного им диакона Кирилла, заметив, что он стал священнослужителем в тревожное для Церкви время, когда «о расколах и самозванцах мы узнаем уже не из учебников, но все происходит на наших глазах», имея в виду печальные события на Украине. И в этой связи как никогда актуальны слова героя торжества – священномученика Илариона: «Христос создал Церковь не для охранения человеческого себялюбия, а для полного его уничтожения. В основу церковного единения положены не охраняющие личный эгоизм правовые начала, а любовь, противоположная эгоизму. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его, значит умереть». Особые теплые слова ректор МДАиС посвятил хорам Сретенского монастыря и Сретенской семинарии, заметив, что зачастую именно «боголепное торжественное пение воодушевляет людей к молитве и богоугодной жизни. В этот же день архиепископ Амвросий вручил диплом кандидата богословия и.о. Ректора Сретенской духовной семинарии иеромонаху Силуану (Никитину), а также благодарственные грамоты студентам. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/118301.html

Но самое главное – дух той памятной службы! Процитирую небольшой отрывок: « " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ… " – пели все, и старый, еле передвигающий ноги генерал, и гигант-белорус, и те, кто забыл слова молитвы, и те, кто, быть может, поносил их… Великой силой вечной, неугасимой Истины звучали они в эту ночь… " …И сущим во гробех живот даровав! " ». Писатель не указывает ни титул владыки Илариона, ни фамилию. И все же наш современник, знающий церковную историю и чтущий подвиг святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, сразу поймет, что это священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский – ближайший помощник Патриарха Тихона. Знает наш воцерковленный современник и то, что мощи святителя Илариона покоятся в Московском Сретенском монастыре, где «богатырь духом и телом, чудесной души человек», как написано в кратком житии святого, был здесь настоятелем в 20-е годы прошлого века и откуда (а также почти из всех храмов Москвы) он изгнал обновленцев. «Пасхальная ночь в лагере смерти» – это уже о другом страшном времени минувшего века, трагически известном зверствами нацистов. И особенно – в концлагерях. В том числе и в Дахау, где над людьми проводились изощренные медицинские опыты. История небывалого в Православной Церкви пасхального богослужения в Дахау 6 мая 1945 года, пришедшегося на день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, дошла до автора рассказа «по цепочке». Духовник Пафнутьево-Боровского монастыря схиархимандрит Власий познакомил друг с другом двух своих духовных чад – архиепископа Клинского Лонгина (Талыпина), построившего православную русскую часовню-памятник Воскресения Христова в Дахау, и журналиста Дениса Ахалашвили, подвизавшегося в то время в Боровской обители в издательском отделе. Владыку Лонгина, знавшего Глеба Александровича Рара, бывшего заключенного концлагеря Дахау, а позже известного международного журналиста и церковного историка, до глубины души потрясли воспоминания последнего о том, как пленные после прихода союзников праздновали Пасху. Подробности рассказа, услышанные из уст архиерея, бережно донес до нас Денис Ахалашвили. Как оно было? Узники сшили епитрахили из полотенец, нашили на них красные больничные кресты. И вот в барак, где у английских и американских заключенных была маленькая часовня, вошли 18 православных священников, один дьякон, несколько верующих и на носилках туда принесли больного греческого архимандрита Мелетия. На стене часовенки висела единственная икона Пресвятой Богородицы «Ченстоховская». Богослужебных книг не было – служили по памяти. Евангелие читали по памяти. Молодой афонский монах, наизусть читавший Слово о Пасхе святителя Иоанна Златоуста, сильно волновался, переживая библейские события и необычную для себя обстановку. Он не мог сдержать слез. И все вокруг тоже плакали…

http://pravoslavie.ru/121767.html

После молебна у раки сщмч. Илариона. Фото М.Родионов/Православие.Ru Я благодарю Господа за то, что, несмотря на необходимость подвести итоги уходящего года перед тем, как мы вступим в новый 2007 год, я имел сегодня возможность совершить здесь Божественную литургию и молиться перед святыми мощами святителя Илариона, архиепископа Верейского. Священномученик Иларион в прошлом был настоятелем этой обители. На Поместном соборе Русской Православной Церкви он выступил как горячий сторонник восстановления Патриаршества в нашей Русской Церкви. Впоследствии в числе многих других мучеников и исповедников ХХ столетия он претерпел за Христа страдания и муки. Мы верим, что сегодня он является молитвенником за всех нас, наипаче же за тех, кто перед его святыми мощами совершает свой монашеский подвиг и получает в стенах Сретенской обители духовное образование, имея призвание к пастырскому служению. Мы вступаем в новый 2007 год. Будущее сокрыто от всех нас, поэтому, подводя итоги уходящего года, мы просим у Господа не помянуть грехов и беззаконий наших, совершенных в минувшем году. Просим, чтобы Он благословил наш жизненный путь, путь Церкви Христовой, путь каждого из нас в новом 2007 году. Мы уповаем на милость, благословение и помощь Божию, которых ожидаем от Господа и в новом году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото М.Родионов/Православие.Ru Эту помощь мы неизменно ощущаем сегодня, когда возрождается Церковь Христова в нашем Отечеств, когда продолжают открываться новые иноческие обители, духовные учебные заведения и храмы, возрождается деятельность Церкви, направленная на помощь людям в их скорбях, болезнях и трудностях. Вступая в новый год, мы просим, чтобы Господь благословил Отечество наше, просим у Отца Небесного мира и благополучия. Мы просим, чтобы Господь благословил Святую Церковь единением и миром, чтобы благословил труды каждого из нас, совершаемые во славу Божию, на благо Церкви Христовой, на благо, духовную пользу и утешение православных верующих.

http://pravoslavie.ru/20042.html

Тульская духовная семинария В 1874–1878 годах Павел Малицкий продолжил свое обучение в Киевской духовной академии, из стен которой вышел кандидатом богословия. Отслужив несколько месяцев инспектором народных училищ в Гродненской губернии, в том же 1878 году Павел Иванович переселяется в Тулу и поступает на должность преподавателя в Тульскую духовную семинарию. Семинарской службе Малицкий отдал 40 лет своей жизни, и не только как преподаватель: в разные годы он занимал должности помощника инспектора, члена правления семинарии, члена Тульского епархиального училищного совета. Владимир Троицкий в семинарские годы Сферой преподавательской деятельности Павла Ивановича была Священная история и история Церкви. Будучи очень увлеченным и влюбленным в свой предмет педагогом, он умел привить эту любовь и своим ученикам. В 1903 году на праздновании 25-летнего юбилея педагогической деятельности Малицкого один из его воспитанников – будущий архиепископ Иларион Верейский, а тогда ученик IV класса Владимир Троицкий – в своей речи от лица учащихся сказал о преподавателе так: «Павел Иванович!.. Вы полной горстью брали семена добра и истины и с отеческой любовью сеяли их в нивы наших сердец. Благодаря вам эти прекрасные семена получают удивительную жизнеспособность, ибо любовь, с которой вы соединяете их посев, есть сила всемогущая. Мы видели и видим, что преподавание для вас есть великое дело души и сердца. За то говорит уже то, что вы не ограничиваетесь руководством нас в изучении церковной истории; нет, вы настойчиво вводите прекрасные истины христианства в наше существо, вводите для того, чтобы мы могли руководствоваться ими и теперь, и в ожидающей нас жизни… Жизнь издавна сравнивают с морем, и в этом море высоко поднимаются иногда грозные жизненные волны… Вы силою и сердечностью своего слова стряхиваете с нас… преждевременные страхи и указываете нам прочный и надежный путь к тихой пристани и прекрасной цели. Вы советуете нам быть всегда и во всех положениях верными чадами Церкви» .

http://pravoslavie.ru/105252.html

One of the greatest of these prevalent and «accepted» opinions is what we would call «the separation of Christianity from the Church.» We would like to examine it with the help of the word of God and the writings of the holy fathers. The Church was designed to reflect the perfect unity of the Three-One God The life of Christ the Savior presents the reader of the Holy Gospels with numerous great moments which fill the soul with some special sense of grandeur. But perhaps the greatest moment in the life of all mankind was that occasion when, in the darkness of a southern night, under the hanging arches of trees just turning green, through which heaven itself seemed to be looking at the sinful earth with twinkling stars, the Lord Jesus Christ, in His High Priestly prayer, proclaimed: «Holy Father, keep through Thine own name those whom Thou hast given Me, that they may be one, as We are . . . Neither pray I for these alone, but for them also which shall believe on Me through their word; That they all may be one; as Thou, Father, art in Me, and I in Thee, that they also may be one in Us» ( John 17:11; 20–21 ). Special attention must be focused upon these words of Christ, for in them the essence of all Christianity is clearly defined. Christianity is not some sort of abstract teaching which is accepted by the mind and found by each person separately. To the contrary, Christianity is a life in which separate persons are so united among themselves that their unity can be likened to the unity of the Persons of the Holy Trinity. Christ did not pray only that His teaching be preserved so that it would spread throughout all the universe. He prayed for the unification of all those believing in Him. Christ prayed to His heavenly Father for the establishment, more correctly, for the restoration, on earth of the natural unity of all mankind. Mankind was created from one common origin and of one source (cf. Acts 17:26). According to the words of Saint Basil the Great, «Mankind would not have had divisions, nor discord, nor wars if sin had not divided its nature»; and, «this is the main point of God " s saving economy of His incarnation – to bring human nature into unity with Himself and with the Savior.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Then, having destroyed the evil part, to re-establish the original unity as the finest physician, through curative treatment, again mends the body which had been cut up in pieces.» The Church is formed of this unification of individuals; not of the apostles only, but of all those who believe in Christ according to their words. No earthly thing has ever been found which could be compared to the new community of saved people. There is no form of unity on earth with which one could compare the unity that is the Church. Such unity was found only in heaven. In heaven, the incomparable love of the Father, the Son and the Holy Spirit unites three Persons into one Being so that there are not three Beings, but One God living a triune life. Those people about whom Christ prayed to the heavenly Father: «that the love wherewith Thou hast loved Me may be in them, and I in them» ( John 17:26 ) are also called to such a love which could fuse many into a state of oneness . In the aforementioned words of Christ, the truth of the Church is placed into the tightest union with the mystery of the All-holy Trinity. People who enter the Church and love Her become like the three Persons of the Holy Trinity, whose love unites them into one being. The Church is like a one-essence of many persons, created by the moral beginning of love. This is precisely the theme which is perceived in the first sacred prayer of Christ the Savior by very many of the eminent fathers and teachers of the Church – Saint Cyprian of Carthage, Saint Basil the Great, Saint Gregory of Nyssa, Saint Ambrose of Milan, Saint Hilary of Poitiers, Saint Cyril of Alexandria, Saint Augustine of Hippo and Saint John Cassian. I have allowed myself to introduce short excerpts on this subject from the writings of some of this great and renowned assembly of fathers. Saint Cyprian of Carthage, in his letter to Magnus, says: «The Lord, teaching us that unity comes from divine authority, affirms and says: «I and the Father are One» ( John 10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

160 Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915–16 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. С. 7 (5-я пагин.). 161 Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. – М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 113. 162 Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского. 164 В жизнеописаниях сщмч. Илариона обыкновенно говорится, что Святейший Синод дважды, весной 1913 г. и в марте 1914 г., поручал о. Илариону участие в деле «увещания» афонских монахов (Например: Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2005. С. 391, 393; Голубцов Сергий , протод. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) //Богословский вестник. 1998. Вып. 2. С. 116.). Согласно этой версии, оба раза через некоторое время поручение отменялось. Такое в течение года почти тождественное повторение факта, имеющего характерные особенности, не может не вызвать подозрения, которые увеличиваются через ознакомление с обстоятельствами жизни Троицкого весной 1913 года. Нам известно, что в марте 1913 года В. Троицкий готовится к постригу, и указанное поручение Св. Синода в этом случае явно выглядело бы неуместным. После пострига о. Иларион в течение двух месяцев пишет своим родным о благостном состоянии, не омраченном никакими неприятностями. Явным диссонансом к этим фактам звучит письмо о. Илариона Лидии Павловне Архангельской, датированное апрелем 1913 года, в котором пишущий замечает: «Дело с афонцами разрешается без моего участия. Возможно, что тревога была у меня напрасно, но она была, и времени у меня пропало много» ( Иларион (Троицкий) , архим. Письмо свящ. Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л. П. Архангельской в январе 1913 г.) –Архив А. В. Никитского).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

складывается система управления Поместной Церковью «первым епископом», и что апостольская норма единоличного первосвятительского возглавления действует повсюду и неотменно. Архимандрит Иларион показал, что, хотя в I и отчасти II вв. была иная система церковного управления, когда епархии-приходы, управлявшиеся епископами, не были объединены каким-либо общим церковным управлением, считать эту систему традиционной невозможно. Он говорил: «Если бы кто теперь решил восстанавливать церковное управление первых двух веков, то он должен бы требовать уничтожения всякого высшего управления Поместных Церквей и предоставления полной самостоятельности каждой епархии, возглавляемой епископом» . Он показал, что уже в III в. складываются крупные церковные центры – митрополии. В результате объединения всех епархий и митрополий в рамках Империи ромеев, которая стала христианской, естественным образом возникла необходимость иметь первоиерархов новых церковных образований, стоящих из нескольких диоцезов – Патриархатов. Патриарх в этих церковных центрах был поставлен в такое же поло­жение к митрополитам, как митрополиты в своих церковных округах - к епископам. Архимандрит Иларион привел многочисленные канонические правила Соборов древней Церкви, подчеркнув: «Все эти правила устанавливают, что во главе управления Поместной Церковью стоит Собор и митрополит с особыми, лично ему принадлежащими, правами первоиерарха. И никто тогда не полагал, будто существование первоиерарха противоречит началу соборности» . Хотя в своей научной деятельности архимандрит Иларион не специализировался на истории Церкви, это выступление доказывает, что в этих вопросах он разбирался лучше многих церковных историков. Именно та история формирования высшего церковного управления в Церкви, которую изложил в своем докладе архимандрита Иларион, считается в современной церковно-исторической науке совершенно достоверной . Святитель также блестяще продемонстрировал, что отмена патриаршества Петром I была нарушением канонической нормы, вызванным его стремлением к абсолютной власти.

http://bogoslov.ru/article/368994

«Как Вы считаете, нужны ли программы о русских святых на федеральных телеканалах?». Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru. Рисунки Алены Гудковой//Фома. - С.25. – (рубрика « Тема номера. Александр Невский »). ВЕРА (раздел). – С.26-37. Александр Ткаченко . Не ошибиться дверью, или Почему люди не уходят из Церкви //Фома. - – декабрь 2009. – С.26-31. – (раздел « Вера »). Монолог: Марина Журинская . Неотвратимая трагичность бытия. Фото Владимира Ештокина, Тимофея Пассова//Фома. - – декабрь 2009. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Иларион – значит «веселый». Памяти священномученка Илариона (Троицкого). Фото из архива автора//Фома. - (80) – декабрь 2009. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). На врезке к статье: Цитата. (Из речи к 95-летию основания Московской Духовной академии студента 4 курса Владимира Троицкого). – С.35. 28 декабря Русская Православная церковь отмечает память священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского, викария Московской епархии. Родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. При крещении наречен Владимиром. В 1910 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при ней преподавателем. Написал магистерскую диссертацию «Очерки из истории догмата о Церкви», которую защитил в 1912 году. В 1913 году пострижен в монашество с именем Иларион, рукоположен в иеромонаха и возведен в сан архимандрита. Это был самый молодой архимандрит и профессор в России того времени. После Февральской революции 1917 года принимал активное участие в Поместном Соборе, открывшемся в Москве. Был энергичным защитником восстановления патриаршества. В 1919 году арестован, три месяца провел в Бутырской тюрьме. В 1920 рукоположен во епископа Верейского, викария Московской епархии, стал одним из ближайших помощников Патриарха Тихона. В 1922 году арестован и приговорен к ссылке в Архангельск. После возвращения в 1923 году возведен в сан архиепископа, снова стал помощником Патриарха Тихона. В конце 1923 года вновь арестован. Получил три года заключения в Соловецком лагере. В 1925 году переведен из Соловков в Ярославскую тюрьму, где власти предложили ему свободу в обмен на тесное с ними сотрудничество. За отказ получил еще три года и возвращен на Соловки. 14 октября 1929 года – новый и последний приговор – три года ссылки в Казахстан. Во время этапа заболел сыпным тифом, скончался в ленинградской тюремной больнице 28 декабря 1929 года. Погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. С 1999 года его святые мощи перенесены в Сретенский монастырь в Москве.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-80-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010