В этом параграфе страница (27–28), посвященная учению еретиков иудействующих, составлена довольно близко к тексту кн. В.А.Снегирева. Учение о лице И.Христа в I-III в. христианства. Казань 1871, стр. 22–27, 63, 64. Отсюда же взято и 2 прим. на 27 стр. Следующие две страницы посвящены гностикам и составлены по той же книге, стр. 99, 80, 100, 101, 95, 96. 98, 91, 101, 104, 115, 132. Здесь у автора мозаика: с каждой страницы взято по фразе, по строчке, чаще с буквальной точностью. Кроме того, на стр. 29 гностик Валентин обратился в Валентиниана. Говоря о патрипассианах (стр. 31–32), о. Малиновский берет несколько фраз у того же Снегирева со стр. 192 и 194, и почти дословно повторяет то, что сам же писал в первом томе своей догматики. Заключение к речи о монархах на стр. 33 буквально списано с 197 стр. Снегирева, а затем автор тотчас переходит к книге Д. 0. Гусева-Ересь антитринитариев III в. Казань 1872, и пересказывает из нее стр. 250 и 251 на стр. 33 и 34, причем крайне неудачно поправляет одно слово: «учение монархиан, пишет о. Малиновский, требовало раскрьтия следующих сторон догмата о лице И. Христа» (стр. 33) и дальше у него же среди этих «сторон догмата» указывается» ипостасное различие трех лиц Божественной Троицы». Неужели и это сторона догмата о лице И. Христа? У Гусева (стр. 250) речь о догматах, а не о сторонах догмата, что, конечно, несравненно точнее. Говоря об Аполлинарии (стр. 36 – 39), о. Малиновский более страницы (на стр. 36 и 37) буквально списывает со статьи А. С. Лебедева. Лжеучение Аполлинария и его значение в истории христианской догматики, Христианское Чтени e, 1878, т.2, стр. 266, 267,269. Две фразы из статьи Лебедева (стр. 580 и 581) попали и на 38 стр. Малиновского. Но только списав из этой статьи примечание на стр. 39, автор сделал глухое указание на использованную статью. О несторианстве (на стр. 40–42) за исключением немногих строк все буквально списано у А.П.Лебедева . Вселенские соборы IV и V веков. Изд. 2. Сергиев посад 1896, стр. 158, 159, 158, 159, 161, 159, 160–161.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ваше внимание обратило мое замечание мимолетное в отзыве о кандидатском сочинении, где я говорю, что основной нерв церковной жизни – идею спасения А. С. Хомяков понимал превратно 1 . Попытаюсь несколько раскрыть и обосновать свою мысль. Из богословских сочинений А. С. Хомякова я весьма высоко ценю его полемические статьи, в которых основные мысли совпадают с полемикой древнеотеческой. Эти полемические статьи несомненно выше стоят современного им уровня русской богословской науки, дают ей плодотворный толчок. Об этом я читал в Академии публичную лекцию, когда исполнилось 50 лет со дня смерти А. С. Лекция эта была напечатана в журнале «Вера и разум» (1911. 18). Потому полемика А. С. Хомякова и прекрасна, что в ней древнецерковный дух. Не могу сказать того же об его учении о спасении, а идею спасения я и считаю основным нервом церковной жизни. В учении о спасении А. С. не возвышается над нашей школьной догматикой, хотя и рассуждает о спасении философски. Когда у А. С. идет речь о спасении, – он больше философ, чем богослов. Здесь у него больше логики, нежели непосредственного ощущения религиозного идеала Церкви. Наша школьная догматика доселе умеет говорить о спасении, не употребляя даже самого слова «спасение», а заменяя его словом «искупление», причем и этому слову придается юридический смысл, которого оно не имело в литературе древне-церковной. Церковный религиозный идеал проникнут мыслью о новом творении, о новой твари. Это новое творение создается воплощением Бога на земле, восприятием человеческого естества в единство ипостаси Сына Божия, следствием чего является обожение естества человеческого. Грех – болезнь естества. Спасение есть исцеление от греха, дарование твари новых благодатных сил. Этой именно идеей нового творения жила древняя Церковь и вдохновлялась в борьбе с еретиками, отвергавшими божественное достоинство Христа, каковы были евионеи, ариане и др. Сущность дела Христова усматривала Древняя Церковь в самом факте воплощения. Приведу наиболее характерные слова св[ятого] Иринея Лионского из его сравнительно недавно открытого сочинения «Доказательство апостольской проповеди »: «Другие не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что чрез это должно осуществиться совершенство нашего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Все добродетели христианские поставлены у св. Киприана в связь с догматическим учением о единстве Церкви, в основе этого учения лежит истина триединства Божества. Следовательно, вся христианская мораль в творениях св. Киприана есть нравственное следствие догмата о триединстве Божества, следствие, выведенное чрез посредство учения о Церкви. Истина Церкви как бы стоит между догматом о Пресвятой Троице и христианским нравоучением. Из того же третьего века Анастасий Синаит сохранил нам такой отрывок из писаний св. Мефодия Патарского . «Три прародительские главы всего человечества, эти единосущные лица, были преобразовательно некоторым подобием святой и единосущной Троицы, именно не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его – представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происшедшая (от него) Ева означала исходящее лице Святого Духа» 10 . Здесь, как видим, утверждается единство прародительских глав всего человечества, они названы даже единосущными лицами ( ομοουσιοι υποστασειζ), и это единство родоначальников человечества почитается некоторым подобием единосущной Троицы. Но особенно часто и весьма настойчиво проводилась параллель между единством человечества и единосущием Лиц Пресвятой Троицы во время догматических споров о догмате Троицы, в IV веке, когда об этом догмате говорили даже на площадях и рынках. Вся Церковь была потрясена еретическим учением Ария. Интеллигенту наших дней, безразлично относящемуся к вопросам своего спасения, совершенно неразумевающему даже азбуки богословия и церковной жизни, догматические движения IV века нередко кажутся лишь ненужной игрой праздной иерархии, чрезмерно увлекшейся диалектическим искусством. Но Церковь знала, что такое была Ариева ересь и чем грозила она религиозной жизни человечества. При общей напряженности церковной жизни все прекрасно понимали, что с искажением истины Троицы должна непременно погибнуть нравственная жизнь человечества, которое будет тогда лишено надежды на обновление и возрождение, ибо не может человек сделаться бессмертным и нетленным без воплощения бессмертного и нетленного Единородного Сына Божия, Единосущного Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«Для меня сегодня особенно трепетно припадать к мощам святителя, титул которого ношу сегодня, в XXI веке, — отметил архиепископ Амвросий, — Для него Церковь была родной, дорогой, живой. Он не мыслил себя без Нее. " Если не служить Церкви, тогда нет смысла жить на белом свете " , — сказал он в своем слове при архиерейской хиротонии. И жизнь свою всецело посвятил Церкви. Когда мы изучаем историю Церкви XX века, нам иногда кажется, что это далеко и совсем не про нас. Но времена в том или ином виде повторяются. Повторяется и слава Церкви, повторяются и гонения на нее. Сегодня мы особенно встревожены гонениям, которые происходят на благословенной Украинской земле. Сегодня мы молимся о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии , о верных архипастырях, пастырях, монашествующих и чадах Украинской Православной Церкви , которая, не смотря на колоссальный натиск, провокации и шантаж, бескомпромиссно идет по тому пути, по которому ей предначертано шествовать — по пути Христовом. И в этом примере вновь воскресает любовь к Церкви священномученика Илариона и многих новомучеников и исповедников Христовой Церкви, которые закалили ум, веру людей, испытуемых сегодня бурями и напастями житейского моря XXI века. Мы не знаем, что готовит каждому из нас Господь в будущем. Никто не знает, кроме Него, что ожидает нас через год или два, через пять, десять лет. Мы можем строить планы, но эти планы совсем не сбудутся. Однако же одно мы должны знать и к одному должны стремиться — любить Церковь так, как любил ее священномученик Иларион. Жить ею так, как жил ею он. И тогда, верю, силой Святого Духа, молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской Господь и нам поможет достойно и праведно совершить свой жизненный путь и сохранить верность нашей Святой Христовой Матери-Церкви». Затем владыка Амвросий напутствовал диакона Кирилла Тарасенко. По окончании богослужения ректор Московской духовой академии вручил диплом кандидата богословия иеромонаху Силуану (Никитину), а также благодарственные грамоты студентам.

http://patriarchia.ru/db/text/5332486.ht...

Древняя Церковь о спасении любомудрствовала несравненно возвышеннее и увлекательнее, нежели наше теперешнее латинствующее богословие. Богословская мысль древней Церкви благоговейно ходила не столько около Голгофы, сколько около Вифлеема. Возьми, Друг, творения величайших богословов древней Церкви. Ты у каждого найдешь целые сочинения, обширные слова о воплощении. А вдохновенное слово Григория Богослова «На Богоявление или на Рождество Спасителя»! Разве можно читать это слово без трепета сердечного, без восторга радости?! Возьми «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина . В третьей книге этого знаменитого догматического творения речь идет о нашем спасении. Но о чем, собственно, здесь говорится? Здесь почти все время святой отец рассуждает о тайне воплощения. А когда берешь в руки семинарский учебник догматики (Макария) 1 , невольно поражаешься, как оскудевает там мысль, лишь только касается она воплощения. Там о воплощении даже нет отдельного параграфа. Интересен § 86 – Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе. Следствия различаются троякие: а) по отношению к Нему Самому, б) по отношению к Пресвятой Деве, Матери Его, и в) по отношению к Пресвятой Троице. А для рода человеческого ипостасное соединение двух естеств в Иисусе Христе как будто осталось без последствий! Ведь это значит, что расторгается неразрывная связь между воплощением Сына Божия и нашим спасением. Если и не уничтожается, то затемняется и искажается та основная идея, которой жила, вдохновлялась, за которую боролась и подвизалась целые века Христова Церковь . Как напряженна была богословская жизнь в древней Церкви! Постоянные Соборы, прения о вере, богословские сочинения. Если бы меня, Друг, спросил Ты: какая основная и самая главная мысль древней Церкви? – я не колеблясь ответил бы: «Для нашего спасения необходимо воплощение Сына Божия». Евионеи, назореи, ариане всех родов, аполлинариане, несториане – все они эту именно истину колебали, и были за то обличены, осуждены, отлучены и преданы анафеме. Святитель Афанасий Великий не считает находящимся в здравом уме того, кто ариан называет христианами. На воплощении Сына Божия основывала Христова Церковь смысл человеческой жизни, надежду на спасение, упование на грядущее блаженство, чаяние жизни будущего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Жизнь Христа Спасителя представляет для читающего св. Евангелие весьма много великих моментов, которые наполняют душу именно каким-то особым чувством великого. Но, может быть, то именно была величайшая минута в жизни всего человечества, когда Господь Иисус Христос во мраке южной ночи под нависшими сводами зеленеющих деревьев, сквозь которые как бы само небо смотрело на грешную землю мерцающими яркими звёздами, в Своей первосвященнической молитве возгласил: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:11, 20–23 ). На эти слова Христа следует обратить особенное внимание. В них ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собою, что их единение можно уподобить единству Лиц Св. Троицы. Ведь Христос не молился о том только, чтобы сохранилось Его учение, чтобы оно распространилось по всей вселенной. Он молился об единстве всех верующих в Него. Христос молился Своему Небесному Отцу об устроении или, лучше сказать, о воссоздании на земле природного единства всего человечества. Человечество создано единым ( Деян. 17:26 ). «У людей, – пишет св. Василий Великий , – не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества»... И «это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привесть человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» 1 . Вот такое-то единение человеческих личностей – не апостолов только, но и всех верующих во Христа по слову их – и образует Церковь . Среди земных предметов не нашлось ни одного, с которым можно было бы сравнить новое общество спасенных людей. На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица во едино Существо, так что уже не три Лица, но Единый Бог , живущий триединой жизнью. К такой же любви, которая многих могла бы слить воедино, призваны и люди, о чем и Христос молился Отцу Небесному: «Пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» ( Ин. 17:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Затем иерархи и священнослужители по снятии надгробия вынули из кипарисного гроба святые мощи и стали облачать их в жертвуемые Их Величествами одежды. На главу святителя возложен был белый патриарший куколь, на котором Государыня Императрица собственноручно вышила и обнизала жемчугом изображение шестокрылатого Серафима. На воскрылиях, в шести четвероугольных дробницах, обнизанных жемчугом (по три с каждой стороны), находятся изображения святых покровителей Царской Семьи. Затем надета была епитрахиль, изготовленная в Вознесенском монастыре с вышитыми на ней изображениями Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. На мантии, на верхних скрижалях, сделаны шитые шелками и золотом и украшенные жемчугом изображения: справа Казанской иконы Богоматери, слева тезоименитых святителю мучеников: святых Ермолая и Ермогена. Владыка митрополит окроплял святою водой каждую принадлежность патриаршего облачения. На грудь святителя возложена его панагия. Шитье на все облачения высокохудожественной работы исполнили монахини Алексеевского и Ивановского монастырей. По окончании облачения мощи были положены в новый кипарисовый гроб. Затем началось собирание раки. Она сделана из серебра в несколько десятков пудов. Орнаментация ее представляет репродукцию украшения ермогеновской панагии. На раке много сибирских драгоценностей. Ее форма несколько напоминает гробницу Ярослава Мудрого. Ко дню открытия мощей святого Ермогена протопресвитером Н. А. Любимовым была выпущена брошюра о чудесах, совершенных у гробницы святителя. 11 и 12 мая в Москве состоялось торжественное открытие и переложение в новую, сооруженную иждивением Их Императорских Величеств раку нетленных мощей святителя и патриарха Ермогена. 11 мая, в три часа дня, в Большом Успенском соборе высокопреосвященнейшим Макарием, митрополитом Московским, в сослужении преосвященных Трифона, епископа Дмитровского, Анастасия, епископа Серпуховского, Модеста, епископа Верейского, Гермогена, епископа Аксайского, викария Донской епархии, и прочего духовенства был совершен «паракписис» Божией Матери при пении соборного клира и хора синодальных певчих в белых кафтанах, под управлением Н. М. Данилина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

И такие должны быть причислены к маловерам» (гл. 99); «Христос принес все новое тем, что Он принес Себя Самого. Ибо это самое и было предсказано, что придет новое, что обновит и оживотворит человека» (Против ересей. IV, 34, 1). О том, как раскрывалась идея нового творения в церковной полемике против еретиков иудействующих, я подробно писал во 2-й гл[аве] своей диссертации – «Очерки из истории догмата о Церкви». Эта глава отдельно была напечатана статьями в «Богословском вестнике» за 1912 год под заглавием «Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков». Добавлю несколько слов из периода борьбы с арианством: «Мы, люди, восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его» (Афанасий Вел[икий]. Против ариан. III, 34); «Оно соделалось человеком, чтобы в Себе обожить нас» (К Аделфию, гл. 4); «Слово, Само сущее Бог , Который... соделался плотию по человеколюбию и, соединившись чрез оную с человеком, принял в себя все наше естество, дабы чрез растворение с Божеским (естеством) обожествилось человеческое, и начатком оным освятился вместе весь состав нашего естества» ( Григорий Нисский . Антирритик, гл. 15); «Естество наше опять возвращается в свое прежнее состояние» (Антирритик, гл. 55). Не буду умножать подобных выписок. Я много приводил святоотеческих слов в своей статейке «Воплощение» (Моск[овские] Церк[овные] Вед[омости]. 1912. 52). По тому же идеалу обожения воздыхает и ныне Св[ятая] Церковь в своих богослужениях, особ[енно] в службе на Рождество Христово, где читает замечательные слова «Возставити и спрославити человеческое падшее естество приидох явственно»; «Видев Зиждитель гиблема человека... преклонив небеса, сходит; сего же от Девы Божественныя чистыя всего осуществует, воистину воплощься»; " Вочеловечься обновил есть нас»; «Перстного от самаго единения и общения богосоделал еси»; «Бог Слово ныне утверждает немощное древле еже по нам существо, имже Себе вторым общением абие преявляя страстей свободное». Все это – и святоотеческие слова, и песни церковные – одна проповедь о великой религиозной (­благочестия) тайне: Бог явился во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Как елень жаждет на источники водныя ( Пс. 41:2 ), так и моя душа стремилась в этот вертоград истинной науки и истинного благочестия. И неудивительно, если душа моя радовалась, когда я слушал речь ректора преосвященного епископа Феодора, начертавшего предо мною образ великого Учителя Иисуса Христа. Слова его были для меня медом и млеком – они были исполнены любви о Христе. Я радуюсь, как жнец, ибо от сего духовного вертограда я собирал и собираю плоды – письменным общением с бывшим ректором сей академии архиепископом Арсением, получаю плоды и от того человека, который переводит вам мои слова с чужого арабского языка на ваш родной русский. Я срывал сегодня плоды со слов преосвященного епископа Феодора, плод и та духовная радость, которую я вижу на лицах студентов по поводу моего приезда. Что касается преосвященного, то к нему приложимы слова: от избытка сердца глаголют уста (см.: Мф. 12:34 ). Глаголы преосвященного сладки; ибо они исходят от его благочестивого сердца. А потому какою похвалою я могу лучше украсить чело преосвященного, чем если уподоблю его ученикам Спасителя? Чем могу я похвалить питомцев сего заведения, как не указанием на радующую меня их любовь и благоговение к предстоятелю Святой Церкви? А если бы я пожелал предложить что-либо из своего красноречия в этом вертограде, то я уподобился бы тем людям, которые стали бы привозить пшеницу в Россию, столь богатую пшеницей. Принося свою благодарность, молю Вседержителя Бога о здравии преосвященного ректора, профессоров и студентов сего вертограда и прошу вас принять мои слова как лепту евангельской вдовицы. Да даст вам Господь силы и крепость в ваших трудах к приобретению богословских знаний и добрых христианских навыков, и да сопутствует благополучие во всех путях ваших, и в жизни вашей да будет счастье, и любовь между вами да будет так крепка, как крепка она была между мною и бывшим вашим ректором высокопреосвященным архиепископом Арсением. Благодать Господа нашего Иисуса Христа молитвами Покровительницы сего храма Божией Матери и преподобных Сергия и Никона да сопутствует вам в жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Книгами Священного Писания гностики пользовались в самых широких размерах. По выражению Тертуллиана , изречения Священного Писания были для гностиков тем же, чем одежды овчия для хищных волков 9 . Как можно видеть из сохранившегося у Епифания гностического письма Птолемея к Флоре, всякое слово свое они хотели проверять учением Спасителя 10 , пытались составить доказательства в свою пользу не только из Евангельских и апостольских слов, но и из закона и пророков 11 , без доказательств от Писания они не решались о чем-либо проповедовать 12 . Но к новозаветным книгам гностики подходили со своими собственными уже составившимися системами; они, говорит св. Ириней Лионский , будто в ложном сонном мечтании вторгались в Писания, составив свое собственное предположение (idian upoJesin anaplasamenoi) 13 . He все в новозаветных писаниях могло благоприятствовать гностическим построениям, и нужно было так или иначе приспособить Писание к своим учениям. Искажение христианского учения необходимо влекло за собой порчу самых источников этого вероучения 14 . И, действительно, все писавшие против гностиков свидетельствуют, что они прежде всего искажали самый текст Священных Писаний 15 . Когда в обличение гностиков ссылались на Св. Писание, тогда они, по свидетельству Иринея, начинали обвинять самые Писания, будто они неправильны, различны по изложению (varie sint dictae) 16 . Поэтому гностики считали себя в праве отвергать некоторые книги Нового Завета, причем одна их секта отвергала одни, другая – другие 17 . Одни отвергали писания евангелиста Луки 18 , другие – Евангелие Иоанна 19 . Евионеи пользовались только Евангелием Матфея. «Те, которые отделяли Иисуса от Христа», оказывали предпочтение Евангелию Марка. Последователи Валентина пользовались преимущественно (plenissime utentes) Евангелием Иоанна 20 . Еретики, – говорит Тертуллиан , – не принимают некоторых Писаний, а какие и принимают, те искажают вставками и выпусками, приспособляя к своему учению. Ересь если и принимает Писания, то не принимает их в целом виде – non recipit integras 21 . A Ипполит об Апеллесе говорит, что он из Евангелий и из писаний апостольских брал только то, что ему нравилось (ta aresconta) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010