Примером этого союза являемся сейчас и мы с вами. Многие из нас друг друга не знают, но ведь мы стоим плечом к плечу, мы вместе причащаемся из одной Чаши, мы составляем единое Тело Христово, потому что нас связывает сила благодати Святого Духа. Святитель Иларион, отталкиваясь от опыта святых отцов и от своего собственного опыта, от опыта нашей Церкви, сумел в тяжелейшее время для Отечества нашего и для русского Православия сказать правильные слова, которые запали в сердца и ум очень многих. Одним этим он бы мог войти в историю русской богословской мысли, но он вошел в историю не только как богослов, но и как исповедник.  Об этом подвиге сегодня особенно хотелось бы сказать. Святитель Иларион запечатлел свою верность Святейшему Патриарху Тихону, которому всеми силами помогал взойти на Патриарший престол, которого обогащал своими глубокими мыслями, которого поддерживал в годы его Первосвятительства, и тем самым, конечно, навлек на себя пристальное внимание безбожной власти.  В то время возник так называемый обновленческий раскол — государственный проект, направленный на разделение Русской Церкви и на поддержку той ее части, которая вместе с лояльностью государству пошла по пути полного подчинения безбожной власти. Власть была непримирима к тем, кто не принимал ее замыслы, кто ей сопротивлялся. Мы знаем, что было очень много мучеников и исповедников, смело бросивших вызов власти, не принявших обновленческий раскол. Те, кто контролировал или пытался от имени государства контролировать церковную жизнь, понимали, что нужно непременно склонить на свою сторону святителя Илариона. С ним проводились «беседы», ему многое предлагалось, но святитель Иларион отказался от всех этих посулов безбедной жизни, человеческой славы. Он понимал, что этот отказ ему не будет прощен. Так оно и произошло. Святитель еще в совсем молодом возрасте был изъят из активной церковной жизни и брошен в заточение в Соловецкий лагерь особого назначения. Общаясь с архиереями, с духовенством, он делал все для того, чтобы поддержать законную церковную власть в лице заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия.

http://patriarchia.ru/db/text/5555190.ht...

После безвременной кончины (в возрасте 32 лет ) мамы Владимира Варвары Васильевны заботу о детях отца Алексия Троицкого взяла на себя ее незамужняя сестра, Надежда Васильевна, преподавательница церковно-приходской школы. Лишившись в детстве матери, Владимир Троицкий долго и остро переживал эту потерю: «Ты, мой дорогой, знаешь, – писал архимандрит Иларион в 1916 году в «Письмах о Западе», – что я почти двадцать лет назад потерял мать. В то время ощущал я свое сиротство, так сказать, практически, в смысле житейском, а теперь порою я болезненно ощущаю свое сиротство мистически». Возможно, и потому еще у владыки с детства особо теплое чувство к Богородице: «Пресвятая Богородица – наша общая Матерь» , – и в еще большей степени – к Церкви Христовой, в отношении к которой он любил приводить слова священномученика Киприана Карфагенского: «Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» . Надо думать, что это высшее материнство в совершенной мере восполнило если уж и не житейское, то «мистическое» сиротство архиепископа Илариона. Рано освоив грамоту, Владимир в возрасте пяти лет уже участвует в храмовом богослужении, читает часы и шестопсалмие . Если старший современник Володи Троицкого писатель А.П. Чехов вспоминал, что он и его братья в детстве пели на клиросе, но «в это время чувствовали себя маленькими каторжниками» , то будущий священномученик с детства относился к богослужению с любовью, которую пронес через всю жизнь: «Однажды он сказал мне, – вспоминал об архимандрите Иларионе (Троицком) бывший студент МДА Сергей Волков, – что церковное богослужение, исполненное по Уставу, с любовью и тщанием, прекраснее лучшей оперы с ее “нелепыми руладами и часто посредственным смыслом”… Эту красоту церковного богослужения, которая привлекала меня в академии, сильно и глубоко чувствовал Иларион» . В том же пятилетнем возрасте Володя в компании младшего брата Дмитрия делает попытку уйти в Москву «учиться». «Ну и оставайся неученым», – был суровый ответ на жалобы утомленного длительным путешествием и заплаканного братишки . На отцовские упреки старший из беглецов приводит пример Ломоносова, который ради учебы отправился в Москву пешком из Архангельска. Н. Кривошеева с печальной иронией замечает: «Спустя тридцать лет он поедет “продолжать свое образование” из Москвы в Архангельск» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

Велико значение в жизни человека его семьи и малой родины. Это та среда, в которой протекает первоначальная – важнейшая – стадия формирования человеческой души, и незримая духовная связь с нею сохраняется у человека навсегда. Основы мировоззрения будущего святителя Илариона закладывались в православной семье, в непосредственной близости к природной жизни, освященной ходом церковного времени. Примечательно, что даже некоторые богословские идеи владыки тесно связаны с детскими интуициями, например, с глубокой близостью к матери в самые ранние годы его жизни. Об этой близости он говорит с исповедальной откровенностью в своих «Письмах о Западе»: «Мать... Не знаю другого слова в лексиконе, которое так потрясало бы человека, так затрагивало бы самые глубокие слои нашего существа. С матерью человек как-то особенно связан. Эта связь лежит, несомненно, в мистических глубинах нашей природы. Я уже почти двадцать лет назад потерял мать. В то время ощущал я свое сиротство, так сказать, практически, в смысле житейском, а теперь порою я болезненно ощущаю свое сиротство мистически. Так хочется видеть и любить родившую меня мать!» 3 И сразу же в тексте вслед за этим предельно личным признанием идут богословские рассуждения о Богородице, органически связанные с центральной идеей богословия владыки – идеей Церкви как нового человечества. «Пресвятая Богородица – наша общая Мать, потому что Она родила «Нового Адама» и «новое человечество» от Нее произошло» – этот вывод владыки восходит к его детскому восприятию матери. Специально мариологией он не занимался; однако, рассуждая в «Письмах о Западе» о девстве и материнстве Богородицы, автор приходит к самобытному и дерзновенному тезису: «Если в нас живет Христос – в нас живет и Матерь Его. Но Эта Матерь должна быть Девой» 4 . Если бы архимандрит Иларион развил это положение, быть может, мы бы имели альтернативу софиологическим построениям – строго православную мариологию, удовлетворяющую при этом современным стремлениям. Другое важнейшее переживание детства будущего святителя, также сказавшееся на его мировоззрении и богословии, связано с созерцанием природы. Те места средней России, где рос Владимир Троицкий, отмечены своеобразной неяркой красотой. В «Письма о Западе» включен поистине гимн малой родине автора: «Широка, просторна ты, страна родная! Бедна ты внешними эффектами, но богата внутренними красотами духа!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Владыка Амвросий уже сказал, что моя семья в лице моего деда-исповедника пересеклась с владыкой Иларионом именно там, на Соловках. Дед был сослан на Соловки, потом его еще много раз заключали в темницы, отсылали в ссылки, потому что он безбоязненно боролся с обновленчеством, сохраняя тесную связь с Патриархом Тихоном, а впоследствии — с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. За эту ревность он и попал на Соловки в 1929 году. Уже в послевоенные годы, когда я имел возможность общаться с дедом, он мне рассказывал о жизни на Соловках и вспоминал имя архиепископа Илариона. Конечно, в то время я и понятия не имел, что это был за человек, но уважение, с которым дед говорил о святителе, я запомнил. Таким было личное свидетельство о святителе Иларионе, одном из наших церковных лидеров, который делал все для того, чтобы поддержать Святейшего Патриарха Тихона, и не пошел ни на какие уступки власти, чтобы не оказаться на стороне обновленческого раскола. Пройдя тюрьмы и лагеря, став исповедником, архиепископ Иларион умер от тифа в одной из больниц тогдашнего Ленинграда. Я вспоминаю, как еще совсем молодым человеком посещал его могилу на Новодевичьем кладбище в Петербурге и преклонял колена перед памятью святителя Илариона, которая была жива в среде нашего духовенства. Имя святителя было тесно связано в сознании нашего благочестивого народа с борьбой Церкви против обновленческого раскола, с борьбой Церкви за построение правильных отношений с государством. Святитель Иларион — это яркая звезда на церковном небосклоне, и замечательно, что состоялась его канонизация, что его святые останки — здесь, вместе с нами, и мы имеем возможность молиться, испрашивая его помощь в преодолении тех трудных жизненных обстоятельств, через которые мы все сегодня проходим как Церковь — епископат, духовенство, народ. Эти испытания связаны с нашей борьбой за чистоту Православия, за сохранение единства Церкви, за построение правильной системы отношений Церкви и государства, а поелику мы выступаем против той модели, которая сегодня навязывается Церкви на Украине, то поневоле Церковь наша и на Украине, и везде становится исповедницей, свидетельствующей о том, что всякое нарушение сбалансированных, правильных, основанных на церковных канонах отношений Церкви и государства имеет очень опасные последствия.

http://patriarchia.ru/db/text/5555190.ht...

Владыка Иларион обращал особое внимание на неразрывность связи отрицательного аспекта спасения, “искупления от греховного тления”, с аспектом положительным. Последний заключался в возвращении первозданного нетления человеческой природы, в преображении и обожении человека. “Спасение есть возвращение изначальной доброты нетления, ибо создан был человек в неистление” (“Пасха нетления” 12 ). Спасение как преображение и обожение человека – именно эта тема становится главенствующей в сотериологических размышлениях архиепископа Илариона: «Итак, идеал Православия есть преображение, а не прогресс. Не в материальном, хотя бы и самом блестящем, прогрессе усматривает своё спасение православное сознание, но с Ареопагитом исповедует, что “спасение не иначе может быть совершено, как чрез обожение спасаемых”» (“Прогресс и Преображение” 13 ). Архиепископ Иларион во всех своих работах настоятельно подчёркивал существенное значение идеи обожения в теме нашего спасения: “Сущность религиозного идеала Церкви, сущность нашего идеала жизни – обожение. Сущность нашего религиозного упования в том, что мы имеем повеление и получили возможность уподобляться в духовном совершенстве Самому Богу. Церковь до сих пор не принизила своего религиозного идеала” (“Наука и жизнь” 14 ). Утеря этого идеала губительна для человечества: “ Церковь ведёт именно ко спасению, поставляя целью обожение. Отрицание этой цели, тесно связанное с отрицанием воплощения, лишает спасения” (“Воплощение” 15 ). На фоне столь высокого идеала блекнет юридическое понимание спасения и становится более понятным исключительное значение Церкви в деле нашего спасения. Христианин спасается в Церкви, спасается не просто согласием с учением Христа, но – непосредственным приобщением к церковному организму, участием в жизни Церкви, возрастанием в совершенстве в самом теле Церкви, которая есть тело Христово. И спасение это началось с момента восприятия Сыном Божиим человеческой природы, то есть с Боговоплощения: “Спасение есть именно пересоздание самой природы человеческой посредством воплощения Сына Божия, благодаря которому природа человеческая получила новые силы, сделавшись причастной к жизни Божественной” (“Воплощение” 16 ). Восприятие Сыном Божиим очищенной от греха человеческой природы становится залогом будущей победы над страданием и смертью. Новый Адам в Самом Себе восстанавливает цельность человеческой природы, разрушенной грехом Адама ветхого, и становится краеугольным камнем, основанием Церкви: “Восприняв человечество в единство Своей Ипостаси, Сын Божий, воплотившийся, стал новым Адамом, родоначальником нового человечества В новом человечестве, которое зиждется на основе воплощения Сына Божия, восстанавливается единство естества человеческого, единство, разрушенное грехом. Это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью ” (“Священное Писание и Церковь ” 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Обширные  исторические и богословские познания сделали его убежденным сторонником восстановления Патриаршества. Его яркое выступление на Соборе 1917 г. сыграло заметную роль в избрании Предстоятеля Церкви: «Хочется мне обратиться ко всем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте  радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место?…А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра?» К тому времени у владыки Илариона был уже и опыт свидетельства. Первый раз его арестовали в марте 1919-го. Заключение продлилось три месяца. Прошло немного времени и последовала ссылка в Архангельск сроком на один год. Арестовали его менее чем через два года после епископской хиротонии . По возвращении из ссылки он был возведен Патриархом в сан архиепископа, и уже навсегда попал в категорию «политически неблагонадежных». Главной причиной для возбуждения обвинений против епископа Верейского было то, что он занимал твердую позицию в отношении незаконного обновленческого раскола. В течение года по поручению Патриарха он вел переговоры с уполномоченным ОГПУ по церковным делам, отстаивая право Церкви руководствоваться во внутренней жизни каноническими правилами; составляет и редактирует патриаршие послания, выступает с критикой обновленцев. Борьба  с обновленчеством достигла наивысшей  точки в 1923 г, когда произошло «сражение» за Сретенский монастырь. 5 июля 1923 года под праздник Владимирской иконы Божией Матери владыка Иларион служил в монастыре, захваченном обновленцами, всенощное бдение. Изгнав обновленцев, он заново освятил собор великим чином, присоединив старинную обитель к Церкви. На следующий день в Сретенском служит Патриарх Тихон. Тогда же Патриарх назначил владыку Илариона настоятелем монастыря.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-il...

Сказав речь, Блаженнейший патриарх преподал общее благословение и через царские врата вошел в алтарь, где преосвященный ректор представил ему академическое духовенство. В это время храм наполнился множеством богомольцев. Здесь были все профессора и студенты академии, много воспитанников Вифанской духовной семинарии и до тысячи сторонних богомольцев. Храм был переполнен совершенно. Немедленно инспектор академии архимандрит Анатолий и доцент академии иеродиакон Иларион начали совершение всенощного бдения. Ектении и возгласы служащие произносили на греческом языке. На полиелей вышли Блаженнейший патриарх Григорий, преосвященный епископ Феодор, ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Герман, инспектор академии архимандрит Анатолий, ректор Баламандской 2 семинарии архимандрит Игнатий, настоятель Антиохийского в Москве подворья архимандрит Антоний, экзарх Ливана протоиерей Николай и целый сонм академического духовенства. Необычайная торжественность богослужения, присутствие Святейшего патриарха создали в храме благодатное настроение духовного восторга и умиления. Немало такому настроению способствовало благоговейное служение патриарха и благолепный, невольно вызывающий симпатию, вид Святейшего. С благоговением взирали молящиеся на предстоятеля далекой Антиохийской Церкви и утешались общим Православием. Евангелие патриарх прочитал по-славянски, а потом помазал святым елеем профессоров и студентов. Кончилась всенощная. Через царские врата снова вышел Блаженнейший патриарх на амвон. Служащий иеродиакон возгласил многолетие «Блаженнейшему господину Григорию, патриарху великого града Божия Антиохии, Сирии, Киликии, Аравии и всего Востока, пастырю пастырей и отцу отцов». При пении хором многолетия патриарх осенял крестом молящихся. Блаженнейший выразил желание посмотреть академические помещения. В сопровождении преосвященного ректора он посетил студенческую столовую, где благословил трапезу, и побывал в некоторых студенческих помещениях, где ласково и любовно благословлял радостно встречавших его студентов, а по просьбе одного из студентов дал ему свой святительский автограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

7. Павлов Андрей Николаевич, старший преподаватель кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ, сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» «Роль Патриарха Адриана в переговорах о вхождении Имеретии в состав Российского государства» 8. Бежанидзе Георгий Вениаминович, кандидат богословия, доцент кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ «Проекты восстановления Патриаршества и созыва Поместного Собора Русской православной Церкви середины XIX века»   III Секция «Поместный Собор 1917-1918 гг. и Патриаршество в ХХ веке» Председатель — архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Сопредседатели — протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор ПСТГУ; Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС Доклады: 1. Архиепископ Тюменский и Тобольский Димитрий, ректор ТДС «Местоблюститель Патриаршего Престола священномученик митрополит Петр Полянский» 2. Протоиерей Владимир Воробьев, профессор, ректор ПСТГУ «Митрополит Арсений (Стадницкий) о Соборе 1917 г. и восстановлении Патриаршества» 3. Иеромонах Савва (Тутунов), кандидат богословия, преподаватель МДА «Всероссийский Собор 1917-1918 гг. и епархиальное управление» 4. Сафонов Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук, преподаватель МДА «Священномученик Иларион, епископ Верейский и восстановление Патриаршества» 5. Кривошеева Наталья Александровна, старший научный сотрудник отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ «Святитель Тихон и Поместный Собор 1917-1918 гг.» 6. Сухова Наталья Юрьевна, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ «Святейший Патриарх Тихон и духовные школы» 7. Христофоров Василий Степанович, доктор юридических наук, генерал-майор, начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ» «Архивно-следственные дела как исторический источник» 8. Иерей Илья Соловьев, кандидат богословия, кандидат исторических наук, сотрудник ОВЦС «Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.» 9. Протоиерей Андрей Безбородов, преподаватель Калужской Духовной семинарии

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205743...

Весной 1926 г. в Соловецком лагере принудительных работ особого назначения ОГПУ в числе ок. 120 заключенных священнослужителей пребывали 24 правосл. архиерея, в т. ч. архиепископы священномученики Благовещенский Евгений (Зернов ; впосл. митрополит), Верейский Иларион (Троицкий) , Одесский Прокопий (Титов) , Курский Иувеналий (Масловский) , Черниговский Пахомий (Кедров) , епископы Подольский сщмч. Амвросий (Полянский) , Нижнечирский сщмч. Захария (Лобов ; впосл. архиепископ), Лужский Мануил ( Лемешевский; впосл. митрополит), Михайловский Глеб ( Покровский; впосл. архиепископ), Яранский Нектарий (Трезвинский) и др. Заключенные на Соловках архиереи в то время представляли собой наиболее многочисленную группу епископов, находившихся в одном месте. Уникальность ситуации состояла в том, что только у соловецких узников в отличие от остававшихся на свободе, но находившихся под жестким контролем властей архиереев была на тот момент возможность проведения представительных епископских совещаний - подобия малого архиерейского Собора. Обеспокоенные тяжелым положением Церкви, соловецкие архипастыри обсуждали между собой и с др. сведущими заключенными возможность урегулирования государственно-церковных отношений при обязательном условии сохранения канонических основ веры. В мае 1926 г. по инициативе архиеп. Илариона (Троицкого) др. соловецкий узник, известный богослов мч. Иоанн Васильевич Попов , бывш. профессор МДА, составил проект обращения к советскому правительству для последующего его рассмотрения собранием всех находившихся на Соловках архиереев. Важную роль в организации такого собрания сыграли архиеп. Евгений (Зернов), признанный др. заключенными архиереями своим духовным главой, и игум. Питирим ( Крылов; в том же году возведен в сан архимандрита, впосл. архиепископ), зав. лагерным продуктовым складом, к-рый предоставил одно из складских помещений для тайного епископского совещания. В среду 9 июня 1926 г. (протопресв. Польский приводит дату 7 июня, но это не совпадает с указанным им же празднованием в тот день отдания Пасхи) на территории закрытого Соловецкого мон-ря на Б. Соловецком о-ве в помещении продуктового склада собрались 17 архиереев (перечень их имен остался неизвестным), к-рые заслушали доклад проф. И. В. Попова и после обсуждения утвердили текст П. з. с. е.; впосл. его одобрили и другие находившиеся на Соловках архиереи, которые не смогли участвовать в совещании 9 июня. П. з. с. е. была принята как обращение к правительству СССР «руководящего органа Православной Церкви». Возможно, в дальнейшем предполагалось одобрение документа заместителем патриаршего местоблюстителя (10 июня того же года, практически одновременно с появлением «Соловецкой декларации», митр. Сергий самостоятельно направил в органы гос. власти и в епархии проект обращения ко всероссийской пастве по проблемам государственно-церковных отношений, очень близкий по тезисам к П. з. с. е.).

http://pravenc.ru/text/2578774.html

Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии — архиепископ Верейский и священномученик, — выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля с сердцем русского Православия. А епископ Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу, и сам первый шел бы впереди…». И особо отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и полнота церковного устройства». Промыслительным образом Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха. Окончательное решение было принято 28 октября. За несколько следующих дней Собор определил процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран Патриарх — им стал святитель Тихон. Двести лет Россия жила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя. Узнав об избрании, святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано «плач, и стон, и горе». Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни». В первые послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917-1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом, признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями в период массовых репрессий в отношении епископов, духовенства и мирян. Однако даже в период разгула революционного террора правительство не решилось на этот шаг.

http://patriarchia.ru/db/text/307043.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010