Были моменты особого духовного подъема. Таков был момент открытия Собора после литургии в Успение. Со всей Москвы собрались крестные ходы во главе со святителями. На помосте среди собора в полном облачении стало несколько десятков святителей Русской Церкви. К ним присоединилось множество архимандритов, протоиереев и иереев. Члены Собора миряне вышли на середину же собора. Святитель киевский митрополит читает краткую грамоту об открытии Собора. Члены Собора запели Символ веры . Момент был потрясающий, у многих на глазах слезы. Тотчас длинной вереницей члены Собора вышли из собора и, зайдя к святителю Алексию в Чудов монастырь, направились на всенародное молебствие на Красную площадь. Ясный, солнечный день, площадь залита многими тысячами народа, целый лес хоругвей возвышается над чернеющей толпой. По особому чину совершено было молебствие на Лобном месте и среди хоругвей члены Собора через Никольские ворота возвратились в Кремль. Около иных хоругвей стояли почти целые приходы православных москвичей со своими духовными пастырями. Иные приходы встречали проходящий мимо Собор пением тропарей. Но все время пути слезы невольно застилали глаза. То были слезы умиленной радости, согревающей сердце и умягчающей душу. И еще несколько дней продолжалось открытие Собора – «в храме Христа Спасителя и в назначенной соборной палате-зале Московского епархиальнаго дома. Медленно организовывался Собор. В печати уподобляли Собор большому колоколу, в который нельзя ударить сразу: нужно наперед долго раскачивать язык Дай Бог , чтобы сравнение это было верно и дальше – чтобы Собор действительно оказался большим колоколом, который зазвонил бы громко и всех заставил перекреститься и слушать себя! Первые же дни заседания Собора прерывались соборными богомолениями. 27 августа Собор приезжал в лавру Преподобного Сергия. В этот день многие члены Собора посетили и нашу академию, осматривали академические помещения, библиотеку и прочее. За литургией в Троицком соборе говорил слово член Собора профессор академии архимандрит Иларион. 29 августа Собор молитвенно поминал на братском кладбище всех за веру и Отечество жизнь свою положивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Волею Небесного Владыки и решением Священноначалия тебе предстоит продолжить свое служение в Коломенской духовной семинарии, но уже на посту ее ректора. Опираясь на свой собственный десятилетний опыт руководства Ленинградскими академией и семинарией, могу тебе свидетельствовать, что это весьма кропотливый труд, требующий ежедневного напряжения духовных, умственных, творческих и физических сил. Всегда призывай на помощь благодать Христову, которая покрывает наши несовершенства, немощи и недостатки. Уповая на Спасителя, помни о том, что силы душевные и способности различные даны нам не ради нас самих, но ради Церкви, и не себе должны угождать мы , но Церкви, ибо если не служить Церкви — нет никакого смысла во всякой деятельности (священномученик Иларион (Троицкий). О церковности духовной школы и богословской науки). Пусть эти слова священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, сказанные им от сердца во времена гораздо более тяжелые, чем наши, вдохновляют тебя в предстоящем служении. Повышение качества духовного образования — один из приоритетов церковной деятельности сегодня. Семинарии и академии — это не просто учебные заведения, где получают некую сумму знаний по богословию, церковной истории и другим дисциплинам. В духовных школах происходит передача церковного Предания от поколения к поколению, усвоение вековых традиций Православия. И от того, какими мы воспитаем пастырей, во многом зависит успех церковной миссии в целом. Важно, чтобы, заканчивая семинарию, священнослужители выходили богословски грамотными и образованными людьми, но еще важнее, чтобы, начиная проповедовать Евангелие Царства Божиего, они умели с терпением и нелицемерной любовью относиться к своей пастве, видеть в каждом человеке того, за кого умер Христос (см. 1 Кор. 8:11). Необходимо, чтобы молодые клирики были хорошо знакомы с практическими сторонами приходской жизни, с главными вызовами эпохи и насущными проблемами наших соотечественников, чтобы, используя полученные в духовной школе знания, они могли достойно отвечать на вопрошания и чаяния современного человека.

http://patriarchia.ru/db/text/2398149.ht...

«Истина существует, и целью науки является ее поиск» Эти слова, принадлежащие Андрею Анатольевичу Зализняку, известному своим мужеством и своим вкладом в нашу национальную жизнь, очень точно выражают суть всякого научного познания. Обращаясь недавно к участникам торжественного акта в честь 30-летия создания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и рассуждая об актуальных направлениях взаимодействия Церкви и научного сообщества, я позволил себе напомнить высказывание видного богослова и церковного ученого XX века — священномученика Илариона, архиепископа Верейского, которое хотел бы привести и в настоящей аудитории, поскольку оно представляется мне емким и верным. Священномученик Иларион подчеркивал, что Церковь и наука являются в определенном смысле союзниками, ибо в науке каждая отдельная личность познаёт истину, а Церковь как сокровищница истины может и должна быть руководительным авторитетом для всякого ищущего истины Замечательно, что Макариевский фонд вносит значимый вклад в укрепление этой важной связи между церковной и светской наукой, которые, как мы знаем, нередко могли непротиворечиво соединяться и в деятельности одного человека. Так, если взять историю XX века, можно вспомнить труды таких известных церковных и одновременно светских ученых, как священник Павел Флоренский, который, помимо богословских наук, немало сделал для развития инженерной мысли. Разумеется, невозможно не сказать о святителе Луке (Войно-Ясенецком), чьи труды по хирургии и анестезиологии не потеряли своего значения и по сей день. Сегодня человечество сталкивается со множеством серьезных вызовов, одним из которых является, в частности, отсутствие вдумчивого отношения к информации, что приводит к опасному размыванию границ между правдой и ложью, подмене подлинного знания частным мнением и созданию параллельной реальности — мира так называемых фейков и откровенно ложных суждений. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), вспоминая известную мысль Фрэнсиса Бэкона о том, что «знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него» , с горечью свидетельствовал, что полузнание — настоящий бич нашего времени В этих условиях общая задача Церкви и ученых заключается в том, чтобы твердо стоять в истине, поддерживать подлинное знание и свидетельствовать о правде.

http://patriarchia.ru/db/text/5980237.ht...

«Истина существует, и целью науки является ее поиск» . Эти слова, принадлежащие Андрею Анатольевичу Зализняку, известному своим мужеством и своим вкладом в нашу национальную жизнь, очень точно выражают суть всякого научного познания. Обращаясь недавно к участникам торжественного акта в честь 30-летия создания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и рассуждая об актуальных направлениях взаимодействия Церкви и научного сообщества, я позволил себе напомнить высказывание видного богослова и церковного ученого XX века — священномученика Илариона, архиепископа Верейского, которое хотел бы привести и в настоящей аудитории, поскольку оно представляется мне емким и верным. Священномученик Иларион подчеркивал, что Церковь и наука являются в определенном смысле союзниками, ибо в науке каждая отдельная личность познаёт истину, а Церковь как сокровищница истины может и должна быть руководительным авторитетом для всякого ищущего истины . Замечательно, что Макариевский фонд вносит значимый вклад в укрепление этой важной связи между церковной и светской наукой, которые, как мы знаем, нередко могли непротиворечиво соединяться и в деятельности одного человека. Так, если взять историю XX века, можно вспомнить труды таких известных церковных и одновременно светских ученых, как священник Павел Флоренский, который, помимо богословских наук, немало сделал для развития инженерной мысли. Разумеется, невозможно не сказать о святителе Луке (Войно-Ясенецком), чьи труды по хирургии и анестезиологии не потеряли своего значения и по сей день. Сегодня человечество сталкивается со множеством серьезных вызовов, одним из которых является, в частности, отсутствие вдумчивого отношения к информации, что приводит к опасному размыванию границ между правдой и ложью, подмене подлинного знания частным мнением и созданию параллельной реальности — мира так называемых фейков и откровенно ложных суждений. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), вспоминая известную мысль Фрэнсиса Бэкона о том, что «знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него», с горечью свидетельствовал, что полузнание — настоящий бич нашего времени . В этих условиях общая задача Церкви и ученых заключается в том, чтобы твердо стоять в истине, поддерживать подлинное знание и свидетельствовать о правде.

http://pravoslavie.ru/149633.html

Но почему попустил Господь Церкви Своей на первых порах ее существования так много страдать от правителей государственных? Чего ради проливались потоки крови тысячами мучеников? На то была, конечно, особая Божия воля. Тайнозритель Нового Завета св. Иоанн Богослов видел пред жертвенником Агнца души убиенных за свидетельство Иисусово. И возопили они громким голосом, говоря: „доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?“ И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнять число ( Апок. 6, 911 ). Так по слову Писания должно было быть дополнено одному Богу известное число убиенных и обезглавленных за свидетельство Иисуса. Древние христиане, греки и римляне, иначе и не называли мучеников, как свидетелями. чем же они свидетельствовали? С особою убедительностью свидетельствовали они о том же, о чем свидетельствовала вся начальная история Церкви Христовой, – о том, что верен Обещавший ( Евр. 10, 23 ), верен Господь Своему обетованию пребыть с Церковью Своею неотступно. Подумайте, братья, кому вручена была Христом Его Церковь ? Людям могущественным и сильным? Нет, простым галилейским поселянам. Может быть у них были в руках орудия непобедимые? Лишь худые рыбарские сети были у них, да и те они оставили, когда пошли за Христом. Может быть их поддерживали, им покровительствовали цари и власти государственные? Но ведь эти именно власти в течение столетий лишь проливали с жестокостью бесчеловечною кровь христианскую. И что же? Погибла Церковь ? Уменьшилась? Оскудела? Не только пребыла несокрушима, но все время неизменно росла, повсюду распространялась, как тучная нива, удобренная кровью, приносила богатые духовные плоды. И разве Константин дал торжество Христовой Церкви? Разве с него только начинается история церковная? Да он сам пришел к Церкви тогда, когда она уже обнимала собою весь старый свет, имела много славных имен и сама получила добрую славу даже в среде общества языческого! Может быть для того и медлил Господь Бог целых три века призывать на защиту Церкви могущественного царя, чтобы всему миру и на все времена ясно было, что не от расположения, не от содействия властей государственных растет и процветает Церковь , а лишь силою всемогущего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Работа над магистерской диссертацией заняла два года и к весне 1912 года была закончена и подана на прочтение рецензентам: профессору МДА по кафедре апологетики Глаголеву С. С. и профессору по кафедре Священного Писания Нового Завета Муретову М. Д, 25 сентября того же года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Владимир Троицкий пишет предисловие к своей диссертации и отдает ее в синодальную типографию в Сергиевом Посаде. В конце ноября назначенные рецензенты предоставили свои отзывы. В отзыве проф. Глаголева С. С. , в частности, говорилось: «Такие книги, как книга г. Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». Проф. Муретов М. Д. отметив, что труд г. Троицкого «не только восполняет, но и всецело превосходит работы его русских предшественников», закончил свой отзыв высокой оценкой: «Если бы от меня зависело, я бы без всяких колебаний признал бы диссертацию Троицкого вполне достойной не только магистерской, но и докторской степени». (Журнал собраний совета Московской духовной академии за 1912 год. – Богословский вестник, 1913, 7–8, С. 584, 589; М. Д. Муретов . Критико-библиографическая заметка о книге Вл[адимира] Троицкого «Очерки из истории догмата о Церкви». Сергиев Посад, 1912 г. – Богословский вестник, 1913, февраль, март. Рецензии также см.: Без Церкви нет христианства. – Донской православный вестник. 1915, 3; А. Пологов. – Душеполезное чтение. 1913, 4 о диспуте 11 декабря 1912 года. – Церковные ведомости. Прибавления, 1912, 50. О присуждении ученой степени отзывы см: Праздник для богословской науки. – Русское слово. 1913, 12. Защита диссертации состоялась 11 декабря 1912 г. в собрании Совета Московской духовной академии в присутствии ее ректора – Феодора (Поздеевского) , епископа Волоколамского, и всей ученой корпорации. По традиции защита имела форму диспута. 16 января 1913 г. Священный Синод утвердил Владимира Троицкого в звании магистра богословия и в должности доцента. В марте этого же года магистерская работа была удостоена Макарьевской премии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Трудно и, пожалуй, невозможно описать тех дум и чувств, с которыми подъезжал к Москве каждый член Собора. За два с половиной века мы, конечно, отвыкли от соборной жизни, Соборы вышли из нашей жизни. Для нас Собор обратился уже в религиозный символ, и нам почти невозможно себе представить Собор как бытовое явление. Для нас Собор представляется в тире иконографическом; мы видим Вселенские Соборы в стенной росписи храмов, где чинно сидят святители, «отцы Соборов». Члены настоящего Собора впервые встретились друг с другом в стенах Московского Успенского собора. Здесь как бы встретились две России – «древняя и новая, встретились и смотрели друг на друга, чувствуя друг друга и плохо узнавая. Новые люди пришли в древний храм. Сколько [было пережито] за двести лет! Как изменился их умственный, нравственный, культурный облик! Вера и благочестие оставались ли те же или стали иными? В самом богослужении сплетались две эпохи: в изысканное пение синодального хора вдруг врывалось столповое пение успенских соборян. И нужно сказать, что древнее столповое пение производило более сильное впечатление – будто оживали древние стены собора; мощь, твердость и непоколебимость слышались в напеве. Невольно пытливым взором присматриваешься к членам Собора и прежде всего замечаешь, как состав членов Собора разнообразен. Состав Собора так же пестр и многнобразен, как сама стомиллионная Российская Православная Церковь . Всем известные столичные протоиереи и никому не ведомые сельские иереи, много представителей науки и педагогов, видные общественные и государственные деятели, имя которых у всех на устах, рядом с ними простые сельские крестьяне, самым видом своим иногда представляющие простое деревенское благочестие, заметны и военные фигуры офицеров и солдат. Все собрались здесь со своими думами, со своими нуждами, заботами о благе Церкви, со своеобразным иногда пониманием этого блага. И радостно было видеть эту разнообразную массу соборных членов, и вместе с тем жутко и боязно. Радостно потому, что наконец осуществилась мечта многих поколениий русских православных людей о возвращении Церкви канонического соборного управления, так нагло в ней поруганного со времен Петра. Боязно потому, что так долго не было Соборов, так много накопилось в церковном Теле недоразумений, взаимного непонимания, иногда вражды и недоброжелательства. Эти люди столь разнообразны, столь далеки друг от друга, так отвыкли друг от друга – «смогут ли они объединиться в общей любви и единомыслии, понять друг друга, оценить друг друга, простить друг другу прошлое ради лучшего будущего?» Все эти тревожные вопросы неотступно волновали мысль и создавали беспокойное состояние духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

– А каким было его служение как наместника Сретенского монастыря? – Святитель Иларион был настоятелем Сретенского монастыря – тогда монастырь не был ставропигиальным, – и это послушание он получил от патриарха Тихона одновременно с епископской хиротонией в 1920 году. Обитель, находившаяся в центре Москвы, уже тогда была частично закрыта: административные помещения монастыря советская власть изъяла, братия значительно поредела. В этих сложных условиях епископ Иларион возглавил монастырь и стал примером для братии. Как вспоминает один из московских бытописателей Окунев, посетивший летом 1920 года богослужение в Сретенском монастыре, святитель Иларион, в одном подряснике, без епископских облачений, пел на клиросе, читал канон всенощного бдения. Причем всех, кто присутствовал, поражала искренность его молитвы. Он действительно был примером молитвенности и человеком, который хорошо знал и любил богослужение.    Будучи настоятелем монастыря, он много заботился о братии, ходатайствовал перед властью о сохранении обители. А в 1923 году, сразу после освобождения из ссылки в Архангельскую область, он заново освятил главный собор обители, потому что с 1922 по 1923 год здесь проходили служения обновленцев во главе с епископом Антонином (Грановским), запрещенным в служении. Обновленцы, как известно, исказили богослужение, перенесли алтарь в центр храма, изменили порядок совершения служб, Литургию. Для святителя Илариона всё это было скверной, после которой необходимо заново великим чином освящать храм, что он и сделал 5 июля 1923 года.      – Священномученик Иларион был ближайшим помощником патриарха Тихона. – Действительно, святитель Иларион был правой рукой патриарха Тихона в определенный период его служения, потому что для святителя Тихона было очень важно иметь надежных, проверенных помощников. Таковым был святитель Иларион. Особенно ценным для патриарха Тихона было его служение как фактического возглавителя Московской епархии. Святитель Иларион в 1921–1922 годах, будучи архиепископом Верейским, руководил жизнью московских приходов, принимал священнослужителей, много ездил, как он сам пишет: «бывают концы и по многу верст». Он посещал областные города, особенно в 1922 году, до момента ареста – 22 марта 1922 года он был арестован, некоторое время находился в Москве в заключении, затем отправлен в ссылку в Архангельскую область, где пребывал до конца июня 1923 года.

http://pravoslavie.ru/76109.html

Мученик Иоанн Попов. Выражая сыновнюю благодарность Его Святейшеству за внимание к Московской Духовной академии, ректор архиепископ Верейский Евгений отметил, что общецерковный процесс изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников российских стал одним из наиболее значимых событий в церковной жизни последних пятнадцати лет. О значительных результатах этого кропотливого и многосложного труда наиболее ярко и убедительно свидетельствуют деяния Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, на котором были причислены к лику святых более тысячи исповедников и мучеников за веру ХХ столетия. Профессорам, преподавателям и студентам Московской Духовной академии отрадно осознавать, что среди сонма новопрославленных святых есть и представители Академии, в лице которых она получила своих небесных заступников и покровителей. Это священномученик Иларион (Троицкий) и мученик Иоанн Попов.   После этого были зачитаны следующие доклады: - Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых. «Изучение и осмысление подвига новомучеников и исповедников Российских в деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых». - Профессор архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской Духовной академии. «Протоиерей Анатолий Орлов, последний ректор Московской Духовной академии и его судьба в годы революционных гонений». - Сафонов Д.В. «Священномученик Иларион (Троицкий): проректор и профессор Московской Духовной академии». - Доцент Светозарский А.К. «Закрытие Академии и попытки ее возрождения в 20-х годах». В прозвучавших на конференции докладах были обозначены судьбы представителей корпорации «старой» академии, раскрывших перед слушателями еще одну страницу трагической истории Русской Православной Церкви и Московской Духовной академии в тяжелейшие годы гонений. Все они – наставники и студенты – явили в своем служении Церкви глубину веры и самоотречения, стойкость, мужество и духовную силу. Данная конференция, по мнению ее организаторов, сегодня особенно актуальна для Академии, поскольку обращение к опыту святых предшественников – преподавателей и питомцев Академии – имеет высокое назидательное и воспитательное значение. Конференция проводилась в рамках Патриаршей программы празднования 320-летия Московской Духовной академии.

http://pravoslavie.ru/13123.html

Около 1635 года в скит к Елеазару пришел Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон. Никон прожил в скиту три года. Однажды, согласно житию, Елеазар имел видение, в котором на плечах Никона был омофор, тем самым ему предрекалось будущее патриаршество (в 1652 году Никон стал Патриархом Московским и всея Руси). 5 Священномученик Илларион (Троицкий), архиепископ Верейский Святитель Иларион — один из самых выдающихся богословов Русской Церкви XX века. Его научные и публицистические труды еще до революции были известны и читаемы во всей России. Писатель, миссионер, он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал приближенным святого Патриарха Тихона. Во время Поместного Собора 1917–1918 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Вскоре после избрания на Патриарший престол святого Патриарха Тихона архимандрит Иларион был рукоположен во епископа и стал главным помощником и сподвижником Святейшего в деле спасения Церкви от богоборцев. Вплоть до своего ареста он был секретарем и главным консультантом Патриарха по богословским вопросам. Известие о том, что владыка Иларион изгнал из Сретенского монастыря обновленцев и в массовом порядке принимает их покаяние, причем сделал это под самым носом у чекистов (монастырь расположен на улице Большая Лубянка!), разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами каялись и возвращались в Церковь. Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону такого позора, и вскоре он был в очередной раз арестован… Архиепископа Илариона осудили на три года лагерей. 1 января 1924 года он был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки. Святитель Иларион (Троицкий) стал одним из миссионеров Соловков. Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения), выросших в годы большевистского безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии.

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010