Предлагаемые «Очерки из истории догмата о Церкви» и посвящены исследованию главнейших моментов работы древне-церковной богословской мысли над раскрытием и разъяснением церковного учения о Церкви. Эти главнейшие моменты и определяются наиболее видными противоцерковными движениями, в основе которых лежало извращенное понятие о Церкви и с которыми вели литературную борьбу древнецерковные богословы. Движения эти – иудео-христианство, гностицизм, монтанизм, новацианство и донатизм. Исследованию догматической борьбы церковных писателей с этими противоцерковными явлениями мы предпосылаем краткий очерк новозаветного учения о Церкви. Каждое из названных явлений в отдельности может служить предметом для целого ряда ученых исследований, а потому мы в своих очерках не можем гоняться за монографической полнотой: мы будем иметь в виду по преимуществу исследование тех догматических результатов по вопросу о Церкви, которые были следствием догматической полемики, возбужденной тем или другим из названных явлений. В своих очерках мы буем преследовать не церковно-исторические цели, но историко-догматические. Только при таком ограничении задачи и открывается возможность соединить все предлагаемые очерки в одном исследовании, потому что отмеченные нами виднейшие противо-церковные движения древности могут быть объединены лишь с историко-догматической точки зрения, с точки зрения раскрывавшегося в борьбе с ними христианского учения о Церкви. Исследование различных вопросов из истории догмата о Церкви автор позволяет себе считать насущной потребностью церковной жизни и долгом церковной богословской науки. Вопрос о Церкви – вопрос всегда интересный и важный. Из идеи Церкви следует всегда исходить при решении вопросов церковной жизни, а вопросы эти нередко по существу своему представляет повторение или видоизменение старого. Врата ада, ополчающиеся на Церковь между прочим восстанием ересей и заблуждений, и ныне создают множество противоцерковных явлений. Борьба с этими явлениями – задача наличных церковных деятелей, но борьба должна происходить на древнецерковной основе и в связи с сокровищницей богословского ведения Вселенской Церкви. Невольно замечаешь, как в наши дни возникают и обсуждаются вопросы, давно и вполне достаточно решенные еще древнецерковными писателями. Кому не известно, что вопрос о Церкви есть главнейший, принципиальный вопрос в современной полемике с разного рода сектантством? И конечно, в деле этой полемики всегда нужно иметь в виду те догматические результаты, к которым пришла еще древнецерковная богословская мысль. Поэтому-то исследование из истории догмата о Церкви и может удовлетворять современным потребностям церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Разве же, не ясно, в какой тесной связи с этим храмом стоит внутренняя жизнь нашего церковного училища? Особая слава академического храма в том и состоит, что он самой академии помогал оправдать ее назначение. За те четыре десятилетия, которые существовал наш прежний храм,– подумайте, сколько разных деятелей и служителей в нем воспиталось для Бога и Его Святой Церкви! Здесь испрашивали Божьей помощи целые поколения, когда входили в академию; просили Божьего благословения, когда по окончании лет учения выходили на дело свое и на делание свое до вечера жизни (см.: Пс. 103 23). Здесь, конечно, не однажды являлся Господь, как в купине Моисею, и звал избранных Своих на служение людям Своим, посылал на брань не с фараоном египетским, а с фараоном мысленным и с миродержателями тьмы века сего. Сколько здесь на молитве созрело добрых и святых намерений служить Богу и Церкви – то ведает один Сердцеведец. То в глубине кроткого и молчаливого духа, то торжественно и перед лицом всей Церкви здесь давали обеты искать в жизни не своих сил, а яже суть Божия. Многие здесь же вокруг священного престола венчались с Божьею Церковью и вступали в ряды священнослужителей. Вот она, истинная слава академии и храма академического! В соединении с пристроенным к нему высшим церковным училищем наш храм служил и приносил пользу всей Церкви Российской. Да будет же и в этом отношении слава храма сего велия паче первой! Церковь в нужде и обстоянии. Ее окружили враги со всех сторон. Началась бессовестная подделка истины Христовой. Церковь клянут и озлобленно поносят. Ее готовы гнать и преследовать ее недавние друзья. В этой церковной нужде куда обратиться с просьбой о помощи? Откуда взять защитников, самоотверженных воинов и бескорыстных служителей? Не высшие ли церковные училища должны удовлетворить церковной нужде? Да поможет же нашей академии этот храм выполнить ее задачу, удовлетворить насущной церковной нужде нашего времени! С обновлением академического храма да обновится с новою силою в умах и сердцах всех близ него живущих мысль и желание служить единому Господу Богу и Его Святой Церкви во все дни жизни земной! Пусть здесь, в этом обновленном храме, Господь неотступно стучит в двери сердца тех, кто призван к церковному служению, кто грешит, непростительно грешит, если от этого служения уклоняется! Пусть под этими новыми сводами нашего храма видится нашим очам высокий и превознесенный престол Господа Саваофа, и с этого престола да слышит каждый из нас глас Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдет к людем Моим (см.: Ис. 6,8 )? О, [да] не нашлось бы среди нас никого, столь немощного духом, столь бедного любовью, кто усомнился бы на этот Божественный призыв дать пророческий ответ: Се, аз есм, посли мя ( Ис. 6, 8 )! Воистину была бы тогда слава сего нового академического храма велия паче первой!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

С 3 часов дня огромные толпы народа направились в Кремль и уже к 5 часам дня наполнили Сенатскую площадь, площадь у памятника царю-освободителю и соборную площадку. Один за другим при пении тропаря св. Ермогену подходили в Кремль крестные ходы. Вход в Успенский собор допускался только по билетам. В 6 часов вечера раздался мощный удар Царя-колокола на Иване Великом, а вслед за ним во всех храмах столицы начался торжественный благовест ко всенощному бдению. Особой торжественностью отличалось богослужение в Большом Успенском соборе, где всенощное бдение совершал высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и Коломенский, в сослужении члена Святейшего Синода высокопреосвященного архиепископа Алексия, преосвященных епископов Трифона, Анастасия, Феодора, Модеста – викариев Московской митрополии, епископа Гермогена – викария Донской епархии, преосвященных Мисаила, Владимира, Евфимия и Иоанникия, наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Товии, синодального ризничего архимандрита Димитрия, ректора Вифанской духовной семинарии архимандрита Германа, архимандрита Макария (Гневушева), Илариона, Германа, Аристарха, Феодосия, Афанасия, Никодима, Валентина, Григория, протопресвитера Успенского собора Н. Любимова , сакеллариев собора Пшеничникова и В. Т. Субботина, отцов членов духовной консистории и прочего духовенства. К началу богослужения в Успенский собор изволили прибыть августейшая настоятельница Марфо-Марииниской обители милосердия Ее Императорское Высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна и прибывший в Москву Его Высочество князь Иоанн Константинович. Перед началом всенощного бдения архимандриты в облачении из серебряного глазета с золотыми крестами и галуном, получив благословение владыки митрополита, изнесли гроб с мощами святителя на середину собора, где он был поставлен на особо приготовленном возвышении, обитом красным сукном, по углам последнего были помещены четыре свечи, возжены были и три большие свечи с государственными гербами от Его Императорского Величества Государя Императора, а по бокам встали два диакона с рипидами и два диакона с трикирием и дикирием, после чего тотчас же началось всенощное бдение. Служба отправлялась общая, святительская, с литией и полиелеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Святой священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, в своих трудах о Церкви писал, что ни в коем случае нельзя замалчивать и сводить к нулю тот факт, что Римская Церковь отпала от единства Вселенской Церкви: «Не будем закрывать глаза на печальную действительность, не будем бояться признать, что мы не принадлежим вместе к единой Христовой Церкви! Говорить о единении и ради этого уничтожать и помрачать идею единой Христовой Церкви – будет ли это полезно для самого дела единения? Зачем строить здание на песке, когда есть надежная и несокрушимая скала единой Христовой Церкви? 422 То, что раскол Православия на русских землях если не инспирировался, то всегда поддерживался римским католичеством, подтверждают факты истории. В XV в. разделение единой Русской Церкви было осуществлено отнюдь не по воле православных иерархов или светских властителей, а по повелению Римского папы Каллиста III. 21 июля 1458 г. он, по совещании со своими кардиналами, решил отторгнуть от Русской Церкви ее западную часть, которая находилась в областях Литвы и Польши, и передать особому митрополиту, признающему папу Римского. Польский король Казимир, исполняя волю папы, отнял все литовско-польские православные епархии у святого митрополита Ионы и передал их униатскому митрополиту Григорию. Так совершилось разделение единой Русской Церкви на две митрополии – Восточно-Русскую Московскую и Западно-Русскую Литовскую. Этот сценарий, но с небольшими изменениями, похоже, хотят отработать и теперь – постепенно раздуть масштаб раскола до размеров всей Украины, а затем отделившуюся часть Русской Церкви подчинить Риму. Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV говорил в своем выступлении на Архиерейском Соборе РПЦ в 1992 г.: «Украинский вопрос – это вопрос целостности Православия во всем мире. Когда мы говорим о расколе Церкви, мы не говорим о Церкви Поместной: мы говорим о Православии Вселенском». 423 Божественный Глава Церкви – Христос Спаситель в Своей архиерейской молитве просил: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Система публичного покаяния была впоследствии заменена институтом тайной исповеди, в соответствии которому возник целый ряд Номоканонов, так или иначе связанных с именем Константинопольского патриарха Иоанна Постника 17 . Эти Номоканоны весьма характерны для уяснения окончательно утвердившихся в церковном сознании понятий о Церкви. Все позднейшие Номоканоны имеют только то отличие от правил св. Василия Великого , что они наиболее приспособлены к врачеванию нравственных болезней личности. Правила Василия Великого преимущественно говорят о продолжительных сроках отлучения от церковного общения 18 . Позднейшие Номоканоны значительно сокращают для кающегося срок лишения церковного общения, но в них кающемуся предписывается особый пост, поклоны, молитвы и другие благочестивые подвиги 19 . Оценивая этот факт с принципиальной точки зрения, должно сказать, что церковная покаянная дисциплина наиболее приспособлялась к тому учению о Церкви, которое было ясно выражено еще в III веке: святость Церкви не в том состоит, что в ней не терпятся смертно согрешившие, которых она совершенно отлучает от себя, а в том, что и впавших в тяжкие болезни она врачует покаянием и подает им благодатные силы Духа Святого для их нравственного совершенствования. Мы кратко указали, как церковная дисциплина изменялась, приспособляясь более и более к догматическому учению о святости Церкви. У церковных писателей того времени вопрос ставится более прямо, и ответ на него, который давался уже с начала III века, получает подробную и обильную аргументацию. Развития же самого догматического учения здесь отметить нельзя. История самого догмата о Церкви после времени св. Киприана сосредоточена была в Западной Церкви и касалась тех пунктов, которые едва затронуты были во время жизни и деятельности св. Киприана и не получили тогда же своего полного раскрытия: церковная мысль сосредоточилась на уяснении характера и действительности благодатных освящающих средств в Церкви. Этот вопрос особенно был выдвинут расколом донатистов и в борьбе с ним получил свое разрешение. К изложению этой-то борьбы и ее догматических результатов мы и переходим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Смирнов С. И. Смирнов С. К. Сократ Схоластик . Спасский А. А. Сплендоний. Стефан Римский. Сушков С. Тареев М. М. Татиан. Тацит (Tacitus). Тертуллиан. Тимофей. Тишендорф (Tischendorf). Тит. Тихоний. Фабий. Фаррар. Февда. Фелициссим. Феодорит. Феодот. Феофан, епископ. Феофил Антиохийский . Феофилакт Болгарский . Фивейский М. Филарет Московский . Филипп, апостол. Фирмилиан. Фортунациан. Функ (Funk Franciscuc Xaverius). Хомяков А. С. Христофор, архимандрит. Цан см.: Zahn. Цецилиан. Швеглер (Schwegler). Штернов Н. Эрнст (Ernst Johan). Юлихер. Achelis H. Aitken M. A. Alés A. (Adhémar d’ Alés). Barth Carola. Batiffol Pierre. Beuzart. Bigg. Blass Friedrich. Bohringer Friedrich. Boehmer H. Bonwetsch Nathanael. Bruder C. Bruders Heinrich. Bunsen Christian Carl Iosias. Cassiodori M. Aurel. Coppieters H. Cremer Hermann. Dannreuther Henri. Deissmann Adolf. Diehl. Dollinger. Esser Gerhard. Fechtrup Bernhard. Frank F. Geffcken. Gieseler. Grabe. Heinisch Paul. Hilgenfeld. Hoennicke Gustav. Hurter H. Huther. laskowski Friedrich. Jordan. Kellner Karl Ad. Heinrich. Knabenbauer Ioseph. Knopf Rudolf. Koch Hugo. Kostlin Julius. Labriolle. Leipoldt Johannes. Liechtenhan Rudolf. Lightfoot. Lipsius. Loisy Alfred. Loofs Friedrich. Meritan. Michaud E. Mohler Johann Adam. Monceaux Paul. Neumann Karl Johannes. Nitzsch Friedrich. Noldechen E. Orsi. Overbeck Franz. Pitra. Preuschen Erwin. Redepenning. Reinkens Joseph. Resch Gotthold. Rettberg Friedrich Wilhelm. Ribbeck Ferdinand. Rolffs Ernst. Romeis Capistran P. Sanday W. Schanz. Schirlitz. Schurer Emil. Schwane Joseph. Schwegler (Швеглер). Seeberg Reinhold. Seitz Anton. Six K. Soden Hans von. Specht Thomas. Stufler Johann. Tillemont. Turmel Joseph. Voigt Heinrich Gisbert. Volkmar. Volter Daniel. Weizacker Carl. Wette. Wolff Paul. Wolter. Wordsworth. Zorell Franciscus. Предметов аллегорическое толкование. Ангелы Церквей. апостолы. аскетизм. брак. брак Христа и Церкви. благодать. благотворительность. валентиниане. Ветхий Завет. «власть ключей». воплощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Сопоставляя отдельные места Ветхого и Нового Заветов, Маркион иногда восклицает: «Видишь различие закона и Евангелия, Моисея и Христа!» 4 Отделение Евангелия от закона было главным делом Маркиона 5 . Голос нашего Бога, – говорил Маркион, – не о Моисее и не о пророках, но о Христе сказал: Его слушайте 6 . Сам Христос говорил: «Что вы думаете, будто Я пришел исполнить закон или пророков? не пришел Я исполнить, но разорить», – так переделывал Маркион Мф. 5, 17 , стараясь привести во вражду два Завета 7 . Вполне понятно, что доказать полную противоположность двух Заветов Маркиону было нелегко; в Новом Завете многое противоречило его основному положению о вражде двух Заветов. Но Маркион был смел и последователен. Не напрасно говорит о нем Тертуллиан , что и Евангелию он учил верить согласно «Антитезам» 8 , поскольку оно согласно с его собственными мыслями. Если теперь так охотно Новому Завету противопоставляют «историческое христианство », то Маркион шел даже дальше: он противопоставлял Христа и апостолов. Он убеждал своих учеников в том, что он достойнее доверия, нежели апостолы 9 , и даже хвалился, называя себя исправителем апостолов 10 . Для Маркиона лишь один Павел был истинным апостолом, а прочие – псевдоапостолы, так как они иудействовали в евангельской проповеди , привносили в нее иудейские понятия 11 . А потому вместе с Ветхим Заветом следует отбросить и апостольские писания, кроме посланий Павла и Евангелия Павлова ученика и последователя Луки. Исходя из своих тенденциозных взглядов на противоположность Ветхого и Нового Заветов, Маркион подверг критической переработке церковный Новый Завет , и переработка была смелой и решительной: Маркион отвергал целые книги и переделывал по-своему и те, какие оставлял. Тертуллиан остроумно замечает, что при своей критической работе над Новым Заветом Маркион пользовался не стилем, но мечом, не пером, а топором 12 . Для своих церквей Маркион составил свой особый Новый Завет . Этот Новый Завет состоял из двух частей: εαγγλιον и ποστολικν (разумеется βιβλον), Евангелие и Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Таким образом, основные жизненные интересы Владимира определились уже с первых лет его жизни. Кратко их можно обозначить двумя словами – это Церковь и наука. Впрочем, второй интерес, то есть наука, был для него производным от первого, поскольку наука имеет смысл только тогда, когда она, так или иначе, служит Церкви: «наука должна быть ancilla Ecclesiae» . И если о науке архиепископ Иларион всегда вспоминал как о «своей первой и единственной любви» , то Церкви были посвящены не только почти все его богословские работы, но и вся его жизнь. В 10 лет Владимир поступает в Тульское духовное училище, по окончании которого в 1900 году продолжает образование в Тульской духовной семинарии, где учится с неизменным успехом. В 1906 году В. Троицкий поступает на казенный счет в Московскую духовную академию. Кроме того, ему присуждается частная стипендия имени профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова. Ко времени учебы Владимира Троицкого в семинарии и академии революционные идеи захватили значительную часть русского общества. Причем очень часто рассадниками этих идей являлись именно духовные учебные заведения. Революционные настроения не прошли и мимо МДА. Вот как описывал первые впечатления Владимира Троицкого от академии и результаты навеянных ими дум его однокурсник священник Г. Добронравов: «Владимир Алексеевич поступил в академию в 1906 году, когда чад и угар революционный, проникший и за стены академии, только начинал рассеиваться, но не исчез еще окончательно. И Владимиру Алексеевичу пришлось много пережить, видя, как он говорил, “позор академии, променявшей светлые ризы чистой и трезвой науки на яркие, но грязные разноцветные лохмотья уличной политики”, позор той академии, которую он любил как “свою возлюбленную невесту”… Но гроза не прошла бесследно для Владимира Алексеевича: его всеанализирующий ум не мог успокоиться, пока не отыскал причины, почему пронесшийся шквал захватил столь широкие круги: одним из главнейших условий, определивших такой масштаб движения, была безцерковность нашего общества, в его массе утратившего связь с Церковью, порвавшего с его исконными традициями… Как только это определилось с достаточной ясностью… он посвятил свои обязательные сочинения и свои досуги разработке вопроса о Церкви и церковности» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

Хотя жизнь последователя Христова в наше время не требует ни доблести героя или мученика, ни той непоколебимой душевной силы, которая пренебрегает внешними опасностями, страданиями, преследованиями и смертию, однако ж, с окончанием гонений на христиан, трудности христианской жизни совершенно не прекратились. Сохраняя дух христианской ревности и преданности воле Божией при скромном исполнении, хотя бы и незначительных обязанностей, поддерживая усердную, пламенную набожность среди тягостных житейских забот и печалей, и беспрерывно вспоминая о высшем значении жизни нашей, среди низких трудов, мы можем обнаружить свою сильную веру, подобно мученикам, жертвовавшим для Иисуса Христа жизнию и умиравшим с хвалебным пением в устах. Великое дело – так любить Христа, чтобы страдать и умереть за Него; но немаловажно и то, чтобы быть готовым нести свой жизненный крест и ежедневно жить со Христом. Введите веру в общественную, семейную и в личную жизнь, – и жизнь со всеми ее заботами и трудами получит свое высокое значение. Многие слушают с недоумением увещевания пастырей церкви, думая, что христианская жизнь, вменяемая нам в обязанность, слишком совершенна для простого и прозаического света. Это несправедливо. Требования Св. Церкви осуществимы в обыкновенной нашей жизни и соразмерены с нашими силами. Только постарайся каждый применить закон Божий к практической жизни, – и опыт убедит его, что любовь к Богу, чистота и святость мыслей и чувствований могут быть достоянием всякой жизни, в каком бы положении человек ни находился. Могут возникнуть затруднения и сомнения; душа иногда теряет спокойствие от грубых привычек и порочных наклонностей людей, нас окружающих; христианское терпение иногда подвергается искушению, – тогда молитва пусть будет первым средством к отстранению искушения. При встрече в жизни с людьми грубыми и низкими, при затруднении в исполнении обязанностей, когда душа страдает от столкновения с пороками, – какое для нас облегчение, какое наслаждение возвышать ум и сердце ко Христу, на крыльях веры возноситься горе и хоть на минуту подышать чистым воздухом той атмосферы, где царствует бесконечная чистота, и возвратиться вполне вооруженными на борьбу с жизнию, с отвращением от всего нечистого, с миром в душе, испытавшей близость Всевышнего! При таком действии веры нельзя называть ее несовместимой с мирской жизнью 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Члены тела и совокупляются в единстве вселенской Церкви и связываются узами христианской любви 3 . Церковь есть единодушный и согласный народ Божий 4 . «Сынам Божиим надлежит быть миротворными, кроткими сердцем, простыми в слове, согласными во взаимной расположенности, верно сопряженными друг с другом союзом единодушия. Такое единодушие было когда-то при апостолах: так новый народ верующих, соблюдая наставления Господа, держался взаимной любви. Это подтверждает Божественное Писание, которое говорит: народу же верующему бе сердце едино и душа едина ( Деян. 4:32 ) " 5 . «Вот что значит быть истинными чадами Божиими по духовному рождению! Вот что значит подражать, по небесному закону, правде Бога Отца» 6 . А затем истина единства всего человечества в Церкви поставляется в прямую связь с истиной Божественного Триединства. «Христос молился Отцу за всех, говоря: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут» ( Ин. 17:20–21 ). Велика благость и любовь Господа в устроении нашего спасения! Не довольствуясь тем, что искупил нас Своею кровию, Он еще и просил за нас! А прося, смотрите, какое Он имел желание: да и мы пребываем в том самом единстве (in ipsa unitate), в каком Отец и Сын едино суть» 7 . «Господь говорит: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ). И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть ( 1Ин. 5:7 )! Кто же подумает, что это единство, основывающееся на непременяемости Божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний? Нет, не хранящий такового единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится жизни и спасения» 8 . «Господь, внушая нам, что единство Церкви происходит от Божественной власти, утверждает и говорит: Аз и Отец едино есма ( Ин. 10:30 ), и, направляя Свою Церковь к таковому единству, прибавляет: и будет едино стадо и един пастырь» ( Ин. 10:16 ) 9 . Таким образом, для св. Киприана единство Лиц Пресвятой Троицы есть основание единства церковного. Воля Божия такова, чтобы в Церкви люди пребывали в том самом единстве, в каком пребывают от вечности три Лица Божественной Троицы; к этому именно единству направлял Господь Иисус Христос Свою Церковь . Свой новый народ, возрожденный Его пришествием на землю. Св. Киприан видит выражение церковного единства в общей молитве, в благотворительности, в единстве веры и в единстве епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010