И повеле царь привести царицу прежняго царя и рече ей: «Есть ли у тобя сын или дщерь?» И рече ему царица: «Нет у меня сына, столке есть у меня едина дщерь красна и мудра, а возрастом еще седми лет». И рече ей царь: «В котораго Бога хотите веровать?» И рече ему царица: «Дай мне, царю, сроку на седмь дней, а в восьмый день приду да скажу тебе». Царь же даде ей сроку на седмь дней. И в восьмый день приде царица и со дщерию пред царя и поклонися царю и рече: «Хотим веровать Богу твоему!» Царь же повеле патриярху крестити царицу и со дщерью ея и вскоре венчася царь со тою девицей. И бысть радость паче велия во царствии том. И повеле царь привести купцев тех ис темниц. И приведенным им бысть пред царя. И зря на них царь и удивися: бысть лица их, аки земля, а тело их прилпе к костем, власы же их обростоша до раму, 544 брады же их, аки стрелы по переем лежаща от глада и от наготы, и ризы их распадошася. И расплакался царь на них смотрячи, и учреди их царь у собя по три дни, и раздав им имения их и отпусти их коегождо во свою землю с миром. Купцы же поидоша во свою землю, славяще Бога и молящеся Богу за царя Добросмысла. Повеле же царь от темниц замки поснимать, а седящая в темницах и в заточении и во юзах повеле всех свободить и милостыню дал им доволню и свободи всех. И рече царь отцу своему: «Отче мой! Избавил нас Бог и Пречистая Богомати от напрасныя смерти. Восприими, отче мой, умиление и слезы от избавления душ наших в день Страшнаго суда христова, яко да избавил нас Господь геоны огненный. И восприими, отче мой, болярство во царствии моем и боли доволно о мире всего мира и о благостоянии святых божиих церквах, чтобы нам Господь подал свыше победу видимыя и невидимыя враги наша сопротивныя и возвысил бы Господь Бог десницу нашу над бусорманы!» И разосла царь во все окрестный царства гонцы с листы, чтобы в его царство со всех государств ехали купцы на караблех со всякими товары да торговали в его царстве безо всякия пакости и прекословия всякими товары. И отпустиша царь отца своего во свою землю и повеле привести матерь свою и сродник своих. Отец же его скоро и не замедлив сяде на корабль свой и поиде во свою землю. И приде купец Дмитрей во свою землю и росказа жене своей и сродцам о избавлении смерти своей и сына своего и вся бывшая по ряду и как сын его Добросмысл Дмитреевич царство правит. Мати же его слышавши сия и наполнися радости великия. И собра весь род свой и поиде во царство сына своего Добросмысла Дмитреевича, славяще Бога и пречистую богоматерь. И приде отец царев и мати во царство сына своего и ста на пристанище морстем. И возвестиша граженя царю, что приехал отец его и мати и сродники и ста у пристанища. Царь же возрадовася отцову приезду и матери своей и сродником и учини им стречю с великою честию. Сам же царь Добросмысл встретил отца своего и матерь и сродников своих во дворе царском. И бысть радость велия и брак честен.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Слава, и ныне, глас 5: Мысль очистивше и ум,/в покаянии приступим, грешнии,/к Заступнице нашей, Матери Царя Христа,/Богоотроковице и Владычице,/и, величающе милосердие Ея,/просим в скорбех утешения,/в болезнех исцеления,/в трудех благословения,/земли плодоносия, миру умирения,/юным благаго в вере возрастания,/вдовицам и сиротам защищения,/всем же нам на страсти одоления/и победы на врага, человекоубийцы искони,/вопиюще верно:/о Владычице Богородице,/Надеждо и Прибежище наше,/покрый нас честным Твоим омофором/от грядущаго на ны праведнаго гнева,/вся бо возможно Тебе, Боголюбивая Царице,/Надеждо ненадежных/и всего мира Покрове и заступление. По Ныне отпущаеши: Тропарь, глас 5: Пред святою Твоею иконою, Владычице,/молящиися исцелений сподобляются,/веры истинныя познание приемлют/и агарянская нашествия отражают./Темже и нам, к Тебе припадающим,/грехов оставления испроси,/помыслами благочестия сердца наша просвети/и к Сыну Твоему молитву вознеси/о спасении душ наших. Ин тропарь особый, глас 2: Помощи от Тебе требующия не презри, Владычице,/и милосердия бездну отверзи всем,/притекающим к цельбоносней иконе Твоей./Печали наша житейския утоли, Всещедрая,/и от юдоли сея плачевныя/к радости вечней верныя Твоя престави:/Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/милости источник, покров и спасение душ наших. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропари по уставу. По 1-м стихословии седален, глас 4: Днесь светло празднует обитель Жировицкая/явление на древе чудотворныя иконы Божия Матере./Приидите убо, православнии людие, поклонимся Богоматери,/и во умилении душ и сердец наших припадем, взывающе:/радуйся, Премилосердная Владычице,/предстательство наше и всерадостное заступление. По 2-м стихословии седален, глас 6: Сошедшеся ныне во обитель Жировицкую, сотворим молитву, празднолюбцы,/со слезами пред дивно явленною иконою Богородицы поюще:/приими, Владычице, моления наша и принеси их Твоему Сыну и Богу,/да спасет Тобою души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Людмила поцеловала мать и ушла в свою комнату. Теперь она была здесь одна лицом к лицу с своими мыслями и чувствами. Невольно обратилась она к проведенному ею дню и особенно к встрече своей с Владиславлевым, и – увы! – на первом плане перед нею стоял неосторожный ее поступок при встрече с ним в сенях: «Что только я сделала? – невольно проговорила она про себя. – В какой стыд я ввела его и как сама посрамилась перед всеми! Как я оскорбила его и опорочила себя этим порывом своего сердца! Положим, это случилось совершению неожиданно, непредумышленно, от радости и в простоте сердечной, а все же это очень нехорошо. Это свидетельствует о том, что я люблю его страстно, хотя и отношусь к нему, как бы к брату, другу и товарищу. Я дала ему слово и сдержала его: я дождалась его возвращения из академии... Что же теперь? Нужно положиться во всем на волю Божию и стремиться к достижению предположенной цели, если то Богу будет угодно. Я понимаю его положение, знаю, что он не примет от меня жертвы, возвратит мне мое слово; тем не менее я и после того останусь верна своему слову, и потому или он будет моим спутником жизни, или никто: мое сердце всецело принадлежит ему и никому другому принадлежат не может и не должно... Знаю, что и его сердце также принадлежит мне и при том мне одной и никому более... Я это вижу и угадываю своим чувством... Сердце сердцу весть подает, говорит наша пословица, и это справедливо. Но он свободен располагать собою: он уже принес мне великую жертву, решившись идти в академию и лишившись чрез то прекрасной невесты, и не связывал себя никаким обещанием передо мною, а потому я не имею никакого права требовать от него чего-либо еще в доказательство его любви ко мне... Если он не захочет жениться на мне, я не буду на него в претензии за это, прощусь с ним и уйду в монастырь»... На минуту она задумалась. «О, Боже! Как мне теперь тяжело томиться неизвестностью моего будущего!.. Объяснюсь с ним завтра же при первой к тому возможности, и объяснюсь прямо и решительно, а там – пусть будет со мною, что Богу угодно... Матерь Божия! заступи, спаси и помилуй меня», воскликнула Людмила и в умилении пала на колени пред иконою Богоматери. Много и долго молилась она пред этою иконою со слезами, прося себе прощение в содеянном ею невольном прегрешении при встрече с Владиславлевым, помощи и защищения в жизни, наставления на истинный путь жизни: устроения судьбы и ее самой, избранника ее сердца, и совершенно предавая себя в волю Божию. Молитва эта укрепила ее и совершенно успокоила, так что она потом уснула спокойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Эти три главы по душе были юноше тому, и он принял извещение в сердце своем, что несомненно получит великую пользу, если будет внимать своей совести, что насладится дарами Духа Святого и получит силу от Него, если будет хранить заповеди, и что, по дару Духа Святого, сподобится того, что отверзутся очи его и он узрит Господа. Упование увидеть неизреченную красоту Господню уязвило сердце его любовью к ней, и он возымел великое желание узреть ее. И однакож, он ничего особенного не делал, а только всякий вечер, отходя ко сну, не прежде возлегал на одр, как совершив молитву и поклоны, как заповедал ему старец тот. Так прошло несколько времени. В один вечер, когда исполнял он старцево молитвенное правило, совесть сказала ему: сотвори и еще другую такую же молитву и друие поклоны, говоря: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» многократно, сколько сможешь. Он охотно внял совести и усердно исполнил, что она внушила ему, веруя, что Сам Бог говорил ему чрез совесть. С того времени он уже никогда не возлегал на одр свой прежде, чем не исполнит всего, о чем говорила ему совесть, что он может то исполнить. Это одно и мог он делать, ибо на нем лежало управление дома одного вельможи, и днем он не имел свободного для молитвы времени; только вечером всегда уже молился он столько, сколько заставляла его совесть. Мало-помалу начало согреваться сердце юноши, и очи источать слезы умиления; творил он частые коленопреклонения; возсылал молитвы и к Богоматери, с воздыханиями и болезнию сердечною. Помышляя, что предстоит пред Господом; он мысленно припадал к пречистым ногам Его, и со слезами умиления умолял Его – умилосердиться над ним, как над слепым, и даровать свет умным очам его. День ото дня росла и светлела молитва его, и углубляясь, длилась иногда до полуночи. Неподвижно стоял он тогда, как столп какой, и очей своих не обращал туда и сюда, чтоб видеть что нибудь, а стоял с великим страхом и трепетом, не дремля, не тяготясь, не унывая. В один вечер, когда молился он по обычаю, и в уме своем говорил мысленно: Боже! милостив буди мне грешному! – внезапно осенил его умный свет Божественный. Будучи пленен таким видением, юноша забыл себя и не понимал, на земле ли он, или на воздухе; весь мир исчез пред ним, и сам он весь изменился, быв проникнут тем Божественным действием, и исполнен слез и радости неизреченной, которая не отходила от него и тогда, когда он пришел в себя. Всю эту ночь не спал он; сон и на ум не приходил ему от сладости духовной, наполнявшей сердце его. После этого, сладость умнления уже не отходила от сердца его, и отгоняла от него всякий мирской и плотской помысл; он стал ко всем вещам бесчувствен до того, что сон и пища не приходили ему на ум, и он проводил в посте и бдениях многие дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И потом в старости добре пожив и чудеса сотворив и прежде отхождения своего ко Господу прорече о Российской земли: «будет убо беда велия на земли нашей и гнев велий на людех, и падут от острия меча и пленени будут от язык, и труси, и глади, и моры будут велицы, якоже яви ми Господь». И тогда ко блаженному приступи ученик его, именем Дионисий, и начат вопрошати преподобнаго, глаголя: «повеждь нам, отче, потом что будет»? Он же рече ему: «абие видел на престоле царя сидяща и пред ним стояща два отрока, храбра зело и умилена, имуща на главах венцы царские, и вдаде им Господь в руце их оружие на сопротивныя враги, и поклонятся ему вси языцы, и будет царство наше умирено Богом и устроено. Вы же, отцы и братия, молитеся со слезами Богу и пречистей Его Богоматери о державе царства Российския земли». И по сем успе святый в безконечные веки, и погребоша его одесную страну церкве, на месте, идеже сам повеле, в лето 7045, (1534), месяца февруария в 4 день. 3. Св. Димитрий Прилуцкий (11 февр.) Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий бысть родом Российскаго царства, от страны Московския от града Переяславля, от благочестиву и верну родителю родися. И посем крестиша и во имя Отца и Сына и Святого Духа. Измлада извыче божественным книгам, паче же превосходя разумом и смиреною мудростию многих сверстников своих. Многими же обычаи подобяся святый Иоанну Златоустом у, тако же ни от слуг почести приимаше святый, но токмо смиренномудрие всегда скрываше в сердце своем. Внимаше бо блаженный о будущем веце и о суде Божии и о воздаянии комуждо по делом его и о царствии небеснем и праведных радости и веселии райския породы (παραδισος – рай). Разсмотрев убо святый от ветхаго и новаго Завета сего света житие скоро минующее и посем остави мир сей суетный, и умилися душею в страх Божий, и бысть монах в том же граде Переславли, в монастыре Пречистыя Богородицы на Горицах, иже тако нарицаемо место. И паки много потрудився на добродетель трезвением и молитвою и чистотою и смирением последним и любовию духовною ко всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Приведем еще таинственное видение пророка Иезекииля. Ему было показано в видении украшение храма: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные украшения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма» ( Иез. 41:17–20 ). Оказавшийся в этом таинственном храме оказывался окруженным резными настенными изображениями пальм с взиравшими на них двуликими херувимами (другие два лика – тельца и орла – не могли быть изображены на плоскости). Это вводило в некий райский пальмовый сад с населявшими его херувимами. Пальма – образ Девы Богородицы, а двуликий херувим – образ Христа, Сына Человеческого и Льва-Царя, Царя Иудейского. Царь и Человек, божественный Соломон, таинственный Жених пришел в «запертый сад» ( Песн. 4:12 ), который суть Пречистая Матерь Его. Там взирает Он на Пальму свою, Возлюбленную Невесту, Деву Пречистую. Что еще говорит святая Песнь Песней о Деве Богоотроковице, Христовой Богоневесте? Дщерь именитая Дева Богородица есть Дщерь именитая (7:2). О том поет святая Церковь : «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт. гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). И кто может изчести имена Пречистой? Вот имена Её: Мария Дева Приснодева Пречистая Пресвятая Пренепорочная Отроковица Богоотроковица Невеста Неневестная Богоневеста Богородица Богоматерь Божия Матерь Владычица Царица Небесная Предстательница Ходатаица Скоропослушница Избавительница Целительница Троеручица Одигитрия (Путеводительница) Блаженное чрево В родах Помощница Млекопитательница Взыскание погибших Всех скорбящих радость Нечаянная радость Умиление Умягчение злых сердец Споручница грешных Спорительница хлебов Тучная Гора Неопалимая Купина Благодатное небо Нерушимая Стена Экономисса Живоносный Источник Благая Вратарница Неувядаемый Цвет

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он так и делал. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна, и все это стараясь тщательно укрыть от домашних. И какой же детской доверчивостью и пламенной любовью к Богу, какой, так сказать, мудрой простотой дышала его чистая молитва! «Господи, – так взывал он в умилении сердечном, – дай же мне измлада возлюбить Тебя всем сердцем моим и всей душой моей, и поработати единому Тебе, яко к Тебе привержен есмь от утробы матери моей. Отец мой и мать моя – придет время – оставят меня, а Ты восприими меня, соделай меня Своим, причти меня к избранному Твоему стаду! Избави меня, Господи, от всякой нечистоты, от всякой скверны душевной и телесной, сподоби меня творить святыню в страхе Твоем, Господи! К Тебе единому пусть стремится сердце мое; да не усладят меня все сладости мира сего; да не прельстят меня все красоты житейские; к Тебе единому пусть прилепится душа моя, и да восприимет меня десница Твоя... Не попусти мне когда-нибудь возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью духовной и неизреченной сладостью Божественной; Дух Твой благий да наставит меня на землю праву!» И невольно каждый, видевший такое доброе устроение Варфоломея, любовался им, невольно говорил про себя с удивлением: «Что-то выйдет из этого отрока, которого Бог сподобил такой благодати с раннего детства?» А отрок, между тем, становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии. И само собой зарождалось в нем желание иноческого подвига, и с каждым днем все больше и больше росло и созревало это желание, пока, наконец, не обратилось в пламенную жажду души, которой томился некогда венценосный подвижник и пророк и взывал: «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?» ( Пс. 41:3 ). 482. Праздник Вознесения Господня в церковных песнопениях Господь восходит на Елеон. – Скорбь апостолов и утешение в предстоящей разлуке. – Богоматерь на Елеоне. – Слава Вознесения Христова. – «Возьмите врата!» – Ангелы. – Славословия Вознесшемуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» 21 ноября 2010 г. 18:12 Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл этот образ «Всех радостей Радость» и, указывая на него дивеевским сестрам, неоднократно говорил: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». Перед чудотворной иконой Преподобный и преставился на молитве 2/15 января 1833 года. Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске размером 67х49 см. Богоматерь изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему». После кончины преподобного Серафима настоятель Саровского монастыря игумен Нифонт отдал святую икону сестрам Серафимо-Дивеевской обители. До революции образ находился в Троицком соборе Дивеевского монастыря. При первой же возможности была сделана позолоченная риза; еще одна драгоценная риза была подарена государем Николаем II при прославлении преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из которых тоже стали чудотворными. В 1903 г. икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного. После закрытия монастыря в 1927 году игумения Александра была арестована и отправлена в Москву. По освобождении матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» вместе с остальными вещами батюшки Серафима. После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню Святейшему Патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням преподобного Серафима, пронеся любовь к святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако Патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово. 19 лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи Преподобного были переданы ими Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, пребывает в московской Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве. Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1324530.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010