Слава, и ныне, тойже. На хвалитех стихиры, на 4, глас 4: Небо и земля да ликовствуют:/се бо Матерь пред Сыном предстоит,/прощения грехов человеку некоему беззаконну усердно просящи./О сем Ангели радуются,/с нимиже и мы духовне да возвеселимся,/Богородицу песньми величающе. Воспоим, людие, светло Давидскую песнь Отроковице,/Невесте Божией, Матери всех Царя Христа:/предста Царица одесную Тебе, Владыко,/рясны златыми одеяна и преукрашена Божественными лепотами./Сию бо, избранную в женах, паче всего мира удобрив,/благоизволи родитися от Нея великия ради милости/и Сию Помощницу людем Своим дарова/покрывати рабы Своя, Едину Благословенную. Слава, и ныне, глас 6: Срадуются с нами умная вся чиноначалия,/видяще Царицу и Владычицу всех,/многоименне верными славиму;/радуются же и дуси праведных,/зрящии Богоматерь, за грешныя люди всечестнии Свои руце к Сыну простирающую/и просящую им оставления грехов,/и мира, и велия милости. Славословие великое, ектении и отпуст. Молитва О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, – вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих – совершенное сих избытие; малодушным и ненадеждным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арсений до земли поклонился чудотворцу. Свет, озаривший темницу Арсения, исчез, вместе с ним скрылся и угодник Божий. Страдалец почувствовал себя совершенно здоровым. Эта радостная весть быстро разнеслась по всему городу, проникла в ряды православного воинства и воспламенила его таким мужеством, что оно на следующий день с необыкновенным воодушевлением и крепким упованием на помощь Богоматери устремилось на поляков. Поляки не в состоянии были устоять против русских и, потеряв надежду удержать за собою кремль, сами сдали его русским. Благоговея пред небесною помощью, христолюбивое воинство в следующий воскресный день совершило крестный ход в возвращенную столицу и там торжественно принесло благодарение Господу и Его Пречистой Матери за освобождение отечества от врагов. В то время, как торжественное священное шествие приближалось к кремлю, из него навстречу ему вышел архиепископ Арсений с бывшим при нем духовенством, неся икону Божией Матери, честные кресты и другие святые изображения, бывшие в плену у поляков. Все от умиления и радости прослезились, увидев чудотворную икону Богоматери, видеть которую уже потеряли было надежду. В храме Успения Богоматери совершена была литургия, за которою все верноподданные в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий. В память избавления Москвы от поляков, в честь Казанской Божией Матери в 1614 г. установлен праздник, который ежегодно совершается 22 октября. Самое же явление святой иконы наша церковь празднует 8-го июля. В эти праздники православные, воссылая хвалу Богоматери, с умиленным сердцем и умиленною душою воспевают: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего! За всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси божественный покров рабом Твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прибыв в столицу, благочестивые братья немедленно устроили молитвенный дом возле морского берега на принадлежавшем им месте, называвшемся Влахернами, по имени убитого здесь знаменитого скифского вождя. Этот дом они посвятили не в честь Пресвятой Богородицы, а в честь апостолов Петра и Марка, потому что они решили не разглашать о той драгоценной великой святыне, которую они принесли с собой из Палестины и с благоговением поместили в построенном ими доме. Они постарались затем окружить ковчег с драгоценной святыней подобающей обстановкой, позаботившись, чтобы здесь постоянно воспевались священные песнопения, возжигались свечи и совершалось каждение фимиамом. Но можно ли скрыть в тайне ту святыню, которую сам чудодейственный Промысл Божий непрестанно окружал знамениями и чудесами? Вот эти-то знамения и чудеса и воспрепятствовали намерению Гальбия и Кандида скрыть ее. Тогда они явились к императору Льву и патриарху Геннадию и рассказали им все, что знали об этой святыне. Выслушав сообщение братьев, император и патриарх исполнились великой радости и вознесли хвалу Богу и Пречистой Богоматери. Затем они, в сопровождении многих вельмож, царедворцев и народа, немедленно отправились в молитвенный дом и, открыв священный ковчег, увидели ризу Богоматери, сохранившуюся и нисколько нетронутую тлением. Пораженные и умиленные царь, патриарх и все их сопровождавшие преклонили колени перед нетленной святыней и благоговейно облобызали ее. Вскоре после этого во Влахернах построен был большой великолепный храм в честь Богоматери, и в него с великим торжеством 2 июля 458 года была перенесена из молитвенного дома священная риза и положена здесь в новом ковчеге, сделанном из золота и украшенном драгоценными камнями. По свидетельству греческого церковного историка Никифора Каллиста, впоследствии в ковчег вместе с ризой Богоматери были положены еще омофор, т. е. головное покрывало Богородицы, и часть Ее пояса. Известие об этом встречается также и у нашего русского путешественника Стефана Новгородца (около 1350 г.). «Идохом во Влахерну, — говорит он, — идеже лежит риза и пояс, и скуфья на главе Ея (т. е. Богоматери); а лежит в алтаре, на престоле, в ковчеге запечатана».

http://pravicon.com/info-1362

Благословив монаха, старец запел слова из канона Богоматери: «Радости мое сердце исполни, Дево, яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи» 31 . Затем, топнув ногою, сказал: «Нет нам дороги унывать, потому что Иисус Христос все победил: Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил». Монах, оживотворенный духовною радостью старца, был вне себя от восторга. Вообще душа отца Серафима была исполнена духовной радости и, при всей мужественной ее крепости, мягкая, нежная, привязчивая и глубоко благодарная. С каким пылом говорил он о великих святых, о тех праведных жизнях, которых был свидетелем, например, об Агафии Симеоновне Мельгуновой. С какою верностью молился о том, кого знал, а о дорогих ему покойниках и других просил молиться. Зато какое великое общение в последнее время своей жизни старец дал любившим его людям: «Если я стяжу дерзновение у Господа, то повергнусь за вас ниц пред Престолом Божиим». Вид у него был как у ангела Божия. Лицо его сияло каким-то внутренним светом, пробивавшимся чрез кожу. Кто-то сравнил это сияние с тем, как светится бумага, за которою стоит яркая свеча. Что-то неизъяснимо сладостное было в его улыбке, и самый слог его, его манера говорить, как можно судить по дошедшим до нас записанным словам его, имели в себе что-то особенное, простое, детское, прямое. Во всякой сказанной им фразе звучит какой-то великий интерес ко всему живущему, какая-то душевная свежесть. Его слова были так же мягки, ласковы, желанны, как и благодатный его вид. Понятно, почему он производил на всех чрезвычайно сильное впечатление, какой-то необыкновенный, с первой же встречи, охват. «Он приказал нам сесть; но мы невольно стали на колена, наслаждаясь его беседою о будущей жизни, о жизни святых, о заступлении, предстательстве и попечении о нас грешных Владычицы нашей Богородицы и о том, что необходимо нам в здешней жизни и для вечности. Беседа продолжалась не более часа, но этого часа я не сравню со всею моею прошлою жизнию. Во все время ее я чувствовал неизъяснимую небесную сладость, Бог весть каким образом переливавшуюся в сердце, сладость, которую нельзя сравнить ни с чем на земле и о которой впоследствии я никогда не мог вспомнить без слез умиления и ощущения живейшей радости во всем существе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Лик Богородицы – тёплое пламя свечи, зажжённой неугасимым, поднимающимся из Её рук костром, который образуют обильные вьющиеся подвижные складки золотого гиматия Христа. Она Та, Которая, приняв внутрь Себя огонь Божества Христова, Сама зажглась невещественным огнем и не опалилась, а стала «светоприемной свещой». Богоматерь на Донской иконе без каких-либо аллегорических знаков являет нам образ Неопалимой Купины, «древле неопальне горяще» 118 . Обнажённые ножки 119 Христа с золотыми нитями блестят белильными светами на коленях и, как угли, мерцают красной подрумянкой в тенях. Гиматий лишь знак того, что «огонь бо есть» истинная плоть Христова. Как всегда, в иконографии «Умиление», мы видим «Тело Владычне», литургического Агнца, иссекаемого из Просфоры-Богородицы и полагаемого в чашу, которую образует раскрытая кисть Её правой руки. Но в Донской иконе Божия Матерь не только держит Христа в жертвенной чаше, Она словно соединяется снова с Ним в Евхаристии. Здесь образно запечатлён Божественный литургический круг, длящийся в вечности. Счастье Матери, обретшей Сына, поглощается глубинами горней радости, о которой Сам Господь устами Своего апостола сказал: Радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Живопись иконы будто напоена благодатной Божественной энергией. Красно-золотая палитра изливает животворное тепло; блеск золота фона и ассиста, интенсивные белильные высветления ликов несут свет. Вся необыкновенная красота образа возводит душу к красоте Божественной и дарит наслаждение, сравнимое со сладостью и счастьем Богообщения, которое познали святые. И всякий, кто приобщился таинственной силе этого образа, чувствует мистическое причастие Божеству. Легенда говорит о том, что Донскую икону в 1380 году принесли с собой донские казаки, прибывшие на Куликово поле на помощь св. блгв. князю Димитрию. Образ был укреплён на древке как хоругвь и всё время, пока продолжалось Мамаево побоище, осенял русские полки. После победы великий князь поставил икону в Коломенском Успенском соборе. С тех пор она именовалась Донской и почиталась заступницей на поле брани.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

На другое же утро московские ратники со своей чудотворной иконой отправились на Лобное место, чтоб отслужить благодарственный молебен Господу Богу за очищение Москвы. С ужасом подходили они к стенам священного Кремля, видя кругом пепел и разрушение и предполагая то же и за ними. Но лишь вступили они на Красную площадь, как из Кремля навстречу показалось величественное шествие. Архиепископ Арсений со священным собором несли Владимирскую икону Богоматери, кресты и другие святыни, бывшие в плену у поляков. Со слезами умиления и радости преклонилось перед ними войско, не чаявшее увидеть то, что было в Кремле дорогого его православному сердцу. Очистив Москву от поляков, князь Пожарский не замедлил освятить обетный храм Введения Богоматери на Сретенской улице (на Лубянке) и в нем поставил чудотворную икону Казанской Божией Матери. Можно думать, что он тогда же приступил к построению на собственные средства особого храма в честь Казанской Богоматери и, когда он был готов, на своих руках перенес в него многочтимую икону. Есть известие, что в 1633 году была церковь Казанской Богоматери у Китайской стены, меж Ильинских и Никольских ворот. В эту церковь в том году совершен был и крестный ход 22-го октября. Но она, должно быть, вскоре была совсем упразднена. 15-го октября 1636 года освящена была новопостроенная церковь Казанской Божией Матери на Красной площади, против земского двора, – нынешний Казанский собор. Вступив на московское царство, государь Михаил Феодорович всегда с великим усердием относился к чудотворной иконе, помогшей русским людям уничтожить смуту в своей земле и избрать законного царя, и она стала семейной святыней в царском роде. Услышав о чудесах ее и помощи против врагов, он, по совету со своею матерью, инокиней Марфой Ивановной, повелел дважды в год праздновать в Москве Казанской Богоматери: 8 июля – в честь ее явления в Казани, и 22 октября – в память очищения Москвы от поляков, и в эти дни совершать крестный ход из Успенского собора сначала в церковь Введения, а потом и в Казанский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Богоматерь на иконе Рождества не смотрит на Младенца с умилением – Она смотрит на нас с печалью и надеждой И почему в Сочельник варится сочиво, или кутья – то есть поминальная трапеза 3 января, 2020 И почему в Сочельник варится сочиво, или кутья – то есть поминальная трапеза Лет в пятнадцать я перестал ждать день рождения. Может, взрослость пришла, не знаю. Всегда ловил себя на ожидании праздника, трогательном и таинственном чувстве, а тут перестал. Помню только, что ожидание по своему накалу и напряжению в какой-то степени перекрывало сам праздник. Праздник наступает, ты получаешь подарки, иногда разочаровываешься даже, а потом понимаешь, что ждать больше нечего. С этим чувством я даже свыкся, а потом у Высоцкого встретил точное описание: «И только немного завидуешь тем, Другим, у которых вершина еще впереди». Протоиерей Александр Лыков Много лет спустя, когда пришел в Церковь, а это было в начале девяностых, мне в руки попались «Записки» отца Александра Ельчанинова. В них он говорил, что однажды потерял ощущение праздника. Как же я удивился! Выходит, не я один. Отец Александр писал, что ощущение это вернулось, когда он уверовал во Христа. Именно в Церкви через живую и искреннюю веру к нему вернулась детскость. Те слова отца Александра помогли мне не только сформулировать то, что давно зрело внутри, распознать собственные чувства, главное, помогли убедиться, что именно в Церкви ко мне вернулась утраченная детскость. В одном из евангельских чтений мы находим историю о печально идущих из Иерусалима в Эммаус Луке и Клеопе. По дороге к ним приступает под видом путника Господь, которого они, конечно же, не узнают. Путники рассказывают, что Спаситель умер три дня назад, а они-то чаяли, что Он тот, кто восстановит царство Израиля! Для них с распятием и погребением все закончилось. Некоторые женщины, – признаются Клеопа и Лука, – конечно, удивили всех своими рассказами. Мол, им явился ангел у гроба. Но разве можно относиться к этим байкам иначе, чем скептически? «А мы-то чаяли…» – повторяют и повторяют путники. Вскоре происходит узнавание Иисуса, преломление хлеба. И вот уже Клеопа и Лука в радости бегут сообщить одиннадцати о своей встрече. Затем и Сам Господь является остальным… 

http://pravmir.ru/bogomater-na-ikone-roz...

Временные рамки романа охватывают праздники, связанные с заступничеством Пресвятой Богородицы: Положения ризы и пояса Богоматери, Покрова, чудо от иконы «Знамение». В книгу, написанную Алешей со слов старца Зосимы, автор включает упоминание двух византийских житий – Алексия, человека Божия, и Марии Египетской. Эти жития объединяются идеей заступничества Богоматери и темой Фаворского света, который преобразил плоть святых. В романе «Братья Карамазовы» Алексий, человек Божий, становится прообразом старца Зосимы: их объединяет тема «подражания Христу» как смирения и мученичества. Безусловным центром романа является глава «Кана Галилейская», в которой показано духовное преображение человека. В Евангелии в Кане Галилейской Спаситель совершает по просьбе Богоматери первое чудо; это пример первого заступничества Пречистой Богоматери за людей. Видимо, поэтому в древнерусской живописи сюжет Каны Галилейской соотносится с Тайной вечерей, во время которой Спаситель оставил апостолам как завет евхаристию . В трудах преподобного Исаака Сирина опьянение любовью Божией является сквозным мотивом и связано с евхаристической символикой (в черновике романа – «вино радости») . В романе идея Церкви как Царствия Небесного утверждается отцом Паисием, духовником старца Зосимы, а затем Алеши: «Царство Небесное, разумеется, не от мира сего, а в небе, но в него входят не иначе, как чрез Церковь, которая основана и установлена на земле». Образ лучей заходящего солнца является сквозным в творчестве Достоевского. В романе «Братья Карамазовы» его символику объясняет старец Зосима: «…Благословляю восход солнца ежедневный, и сердце мое по-прежнему поет ему, но уже более люблю закат его, длинные косые лучи его, а с ними тихие, кроткие, умиленные воспоминания, милые образы изо всей долгой и благословенной жизни – а надо всем-то правда Божия, умиляющая, примиряющая, всепрощающая». Старец Зосима говорит о том, что, обретая «прозрачность», душа человека принимает в себя «солнце Правды» – Христа. Свет проникает в сердце Алеши Карамазова во время чтения о Кане Галилейской: «Что-то горело в сердце Алеши, что-то наполнило его вдруг до боли, слезы восторга рвались из души его… Он простер руки, вскрикнул и проснулся…»

http://pravoslavie.ru/1382.html

«седмерицею пещь разжена бысть иногда»... «не послужиша твари (идолу) богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше»; во второй: «дух росный невредимы сохрани», «росодательная пещь, пещь источившая росу», т.е. та печь, которая для юношей была раскалена огнем, силою Божией сделалась так прохладной, как бы от упавшей с неба росы. Для девятой песни, обыкновенно величающей Святую Деву Марию и чудное рождение от Нее Спасителя, послужили образцом: 1) собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании с святой Елисаветой: «величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой»; 2) молитва Захарии, когда родился у него сын, Иоанн Предтеча, и он, пораженный немотой за неверие, вдруг стал говорить. Молитва эта, славословящая величие Божие, начинается такими словами: «благословен Господь Бог Израилев» ( Лук. 1:46–55, 68–80 ); события эти вам известны из священной новозаветной истории. Святая Дева произнесла Свое славословие после того, как архангел Гавриил благовествовал Ей рождение от Нее Спасителя, и Она пошла приветствовать Свою родственницу Елисавету, которая своим прославлением Ее подтвердила благовестие архангела; Захария изрек свою молитву в то время, когда родился у него сын, и он, исполняя повеление ангела, назвал его Иоанном. Наши песнопевцы не нашли лучших образцов для прославления Богоматери. В состав девятой песни они включили и собственную песнь Богоматери: «величит душа Моя...» и славословие, составленное по примеру славословия Захарии. Таково происхождение песней канона. Вдохновенные песнопевцы, приступая к прославлению достопамятных событий нашей церкви и подвигов святых угодников Божиих, брали в образец возвышенные образцы слова Божия. Потому-то песни канонов исполнены такого высокого благоговения, и проникнуты таким глубоким умилением. Восторженное и исполненное радости и духовного веселия чувство наше при прославлении празднуемых событий может найти в песнях канона свое полное выражение. Вникайте, братия, в песни канонов, вникайте в их смысл, прислушивайтесь к содержанию тех стихир, которые читаются после песней! Каждое праздничное событие имеет два, а иногда и более канона; и эти каноны имеют особенное название: «каноны воскресные», «каноны Богородичные», «каноны животворящему кресту Господню» и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все что хочешь за нее. С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: – Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас. Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца». Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел встретиться с Императором Николаем II и склонил его в пользу открытия мощей. По повелению Императора в августе 1902 года было поручено произвести предварительное освидетельствование останков старца Серафима митрополиту Московскому Владимиру, епископам Тамбовскому Дмитрию и Нижегородскому Назарию вместе с суздальским архимандритом Серафимом Чичаговым и прокурором Московской Синодальной конторы Ширинским- Шихматовым. Освидетельствование останков преподобного показало, что нетленных мощей нет. При обсуждении этого вопроса в Синоде возникла смута. Практически весь Синод был против. Куда ехать? Зачем? Мощей нетленных нет, только кости. Ехать в глушь, в лес! На открытии настаивал лишь сам Государь, с ним единомысленны были только обер-прокурор Саблер и митрополит Антоний (Вадковский). Однако Император не оставил намерения канонизировать старца Серафима и всячески поддерживал благоговейную память о нем. В октябре 1902 года он прислал в дар Серафимо-Дивеевскому монастырю лампаду К находящейся в Троицком соборе иконе Божией Матери «Умиление», перед которой на молитве скончался отец Серафим. Лампаду, по повелению Его Величества, доставил в обитель архимандрит Серафим. В воскресенье, 20 октября, по совершении божественной литургии в соборном храме о. Серафим торжественно установил перед образом Богоматери лампаду и возжег ее к великой радости сестер. 11 января 1903 года к освидетельствованию останков старца Серафима приступила назначенная Синодом комиссия в составе десяти человек под руководством митрополита Московского Владимира. Членом этой комиссии был также и архимандрит Серафим. Результатом явился подробный акт освидетельствования, представленный на монаршее усмотрение. Государь, прочитав его, написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

http://fond.ru/kalendar/1405/serafim/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010