Тебе убо просим: не отступай от нас, Всеблагая, защищай от всех козней вражиих, не попусти нас чрез грехи наша лишитися милосердия Божия, изжени из нас леность в молитве и посещении храма Божия. Избави нас от малодушия, уныния, зависти, клеветы, ненависти и гордости бесовския. Вразуми поправших заповеди Церкви Христовы. Сродником нашим даруй мир и любовь, да согласно поживут родители и дети. Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем святоотеческия обычаи. Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго, да познают вси народи Отца своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, Заступницу рода христианскаго. Приведи вси народы к истинному покаянию и жизни греховныя исправлению, да не будет нам страшен день страшнаго суда Божия, но сподобит нас Господь с Тобой вечныя радости небесныя, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Икона «Умиление» в Новгороде Прославление этой иконы совершилось 8 июля 1337 года. В этот день церковный сторож Троицкой церкви услышал вдруг необычайный шум внутри неё. Желая узнать причину этого странного явления, он вошёл в церковь и остолбенел от изумления и ужаса: икона Божией Матери, находившаяся во втором ярусе иконостаса над северными дверями, невидимой силой была поставлена на воздухе, и из очей Богоматери истекали слезы. «О, велие чудо! – восклицает по этому поводу летописец, како из суха древа слезам быти? Но се ведомо есть, яко Бог прославляет Свою Матерь и молитву Ея приемлет, и град спасает». Об этом чуде немедленно был уведомлён архиепископ Новгородский Алексий, который с крестным ходом и в сопровождении множества народа прибыл в Троицкий храм, на место чудесного явления. Он принял икону на свои руки и поставил её в особо устроенном киоте. Тогда же в память этого чуда постановлено было ежегодно праздновать иконе «Умиление» 8 июля. Рукописная церковная летопись упоминает о многих чудесных знамениях, бывших от этой иконы. В том же 1337 году в Новгороде открылось моровое поветрие. Народ обратился с молитвой о помощи и заступлении к Царице Небесной перед Её чудотворной иконой, и поветрие прекратилось. В благодарность за это чудесное покровительство Богоматери архиепископ Василий в 1352 году установил ежегодно совершать крестный ход из Софийского собора в Троицкую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Прошло немало лет, и преподобный стал уж старцем. Тогда он возложил на себя особый пост с усердной молитвой и просил Владычицу Небесную, чтобы исходатайствовала Она у Сына Своего прощение во всех грехах его ученику. Через некоторое время ему явилась Богоматерь и спросила: — О чем ты, старец, сетуешь и скорбишь? — Скорблю об ученике моем, — со страхом отвечал старец. — Но не ты ли сам был причиной скорби твоей, когда просил Меня, чтоб видеть тебе ученика твоего? — Да, — сказал преподобный и продолжал: — прости, Владычице, но я никак не думал видеть его в столь жалком состоянии, и это-то беспрестанно мучит меня; но не презри моления раба Твоего и ради меня недостойного помилуй и пощади ученика моего. — Будь отселе покоен: за столь многие труды твои и молитвы ты увидишь ученика своего. Обетование Царицы Небесной исполнилось на другой же день: прп. Павел Препростый вторично увидел своего ученика, но уже не таким, как прежде. Вид его был исполнен живейшей радости и веселия. Обращаясь к своему бывшему учителю, он сказал: — Благодарю тебя, отче святый! Твои молитвы за меня умилостивили Пресвятую Богородицу, и я по ходатайству Ее разрешен от уз греховных, которыми доселе был связан. Услышав это, старец исполнился неизреченной радости. После этого Богоматерь еще явилась ему однажды и спросила: — Знаешь ли, где теперь ученик твой? И когда прп. Павел Препростый в умилении благодарного сердца исповедал пред Ней виденное и слышанное им от ученика, Она сказала: — Не переставай, однако же, и теперь молиться о нем, подавая милостыню и поминая его при бескровной Жертве: ибо поминовения и милостыня много помогают умершим. 8 марта Явление Богоматери прп. Лазарю Муромскому Прп. Лазарь Муромский подвизался на восточном берегу Онежского озера, при впадении в него реки Муромки. Около 1360 года здесь ему явилась икона Пресвятой Богоматери Одигитрии, стоящая на воздухе, и от нее был слышен голос: — Призрю на смиренные рабы и на это место; повелеваю тебе: построй здесь церковь во имя Успения Богородицы.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

В следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства, назначили совершить крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление своё от врагов. Когда совершилось это священное, торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений с священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честный крест и другие святые иконы, бывшие в плену. Узревши чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слёзы и лобызали св. изображения. По изгнании врагов из Москвы, князь Пожарский освятил храм в своём приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанской. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и матерь его великая старица инокиня Марфа Ивановна возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое в 22-й день октября, когда очистилось Московское государство. Чудотворный образ украсил многою утварью князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 г. Ныне оба праздника совершаются с крестным ходом в Казанский собор. Со времени изгнания Поляков из Москвы и России и восшествия на Всероссийский престол Михаила Феодоровича икона Казанской Божией Матери сделалась семейной в царском роде. В 1649 году, 22 октября установлено совершать празднование Казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Димитрия Алексеевича, – что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так 29 сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в 22-й день октября: «в 1613 году, в 22-й день октября, милостью Божией, молитвами и заступлением Пречистые Владычицы нашей Богородицы Казанские чудотворные иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольскаго чудотворца, Московское государство от Литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, в царствующем граде Москве, при отце нашем блаженные памяти великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В следующий воскресный день в сопровождении христолюбивого воинства назначили совершить крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место 618 для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление свое от врагов. Когда совершалось это священное торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений со священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честной Крест и другие св. иконы, бывшие в плену. Узрев чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слезы и лобызали св. изображения. По изгнании врагов из Москвы князь Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанскую. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и мать его, великая старица инокиня Марфа Ивановна, возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход – в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое – в 22-й день октября, когда очистися Московское государство. Чудотворный образ украсил многой утварью князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 году 619 . Ныне оба праздника совершаются с крестным ходом в Казанский собор 620 . Со времени изгнания поляков из Москвы и России и восшествия на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Казанская икона Божией Матери сделаласъ семейною в царском роде. В 1649 году 22 октября установлено совершать празднование Казанской иконе Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так, 29 сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Огромнейший Купельский храм не вместил, вероятно, и половины сопровождавших крестный ход. У всех лица светились, как в первый день Пасхи, и, когда я вышел говорить похвалу Богоматери, слёзы умиления и радости были видны на глазах у многих. На другой день, 8 [сентября], была литургия, на которой было сказано две проповеди, а вечером -вечерня с акафистом, после которой долго беседовали о штунде. Как в Купеле за каждой службой, так и в других сёлах обильно раздавалась религиозно-нравственная и противосектантская литература. В воскресение утром и вечером храм был полон молящихся, которые очень благодарили меня как за икону, так и за доставленное религиозное торжество. В церковь , оказалось, приходили даже и такие, что посещают её только один раз в год, и только сектанты не приходили, несмотря на то, что я их приглашал на беседу. Справедливость требует сказать, что торжеству православия в Купеле всегда и особенно теперь много содействует настоятель о. Иоанн Иваницкий» 84 . «С разрешения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гавриила, мною была перенесена из Хролина в Конотоп Казанская икона Божией Матери, выписанная мною из Афона. 18 сентября в девятом часу утра наш крестный ход во главе с о.о. настоятелями Ничпальского и Хролинского приходов, а также и при моём участии выступил из Хролина. Всю дорогу от Хролина до Конотопа служились молебны, и, когда певчие уставали, я на ходу говорил поучения. В верстах четырёх от Конотопа икону встретил конотопский крестный ход со своим о. настоятелем во главе. Несмотря на рабочее время, народу собралось масса; приходили даже из хуторов Новоград-Волынского и Изяславльского уездов, расположенных в 10–15 верстах от Конотопа; конотопцы же не только православные, но и даже католики, все вышли встретить икону. Многие ещё за полверсты до крестного хода вставали на колени и на коленях уже ожидали икону. При встрече крестных ходов я сказал слово о Пресвятой Богородице, нашей Молитвеннице и скорой Заступнице. Видно было, что хотя в Конотопе (вернее, вокруг Конотопа) и свило себе гнездо сектантство, но есть много истинно верующих православных: слёзы и радости, и умиления видны были на глазах у многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Работы окончены были в 1743 году, многие каменные здания разобраны и заменены деревянными. Очевидно, что при таковой непонятной медлительности Коллегии Экономии монастыри не могли быть в цветущем положении и с каждым годом все более и более разрушались. Угрешский монастырь в 1763 году 137 1) Соборная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, при ней Ризничная палата (в предалтарии с правой стороны) и от той церкви каменные переходы. Иконостас (в соборе в 4 ярусе резной, золоченный с тумбами, в том иконостасе с правой стороны в первом ярусе местная икона Спаса Всемилостивого на престоле, в серебр. золоч. окладе; венец и цата серебр. золоч. чеканной работы с репьями украшены драгоценными каменьями. Образ Николая Чудотворца; в житии, в серебр. золоч. чеканной ризе; венец и цата серебр. золоч., украшены драгоценными каменьями и жемчугом, на венце митра золотая с алмазами, яхонтами, изумрудами и жемчугом. Образ Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, в золоч. ризе, венец и цата серебряные резные золочен., венцы с самоцветными каменьями. На южн. дверях изображение св. Архидиакона Лаврентия, писан на золоте; над дверьми икона Богоматери явления, именуемого; Страстныя, в окладе серебр. золоч. резном, венец и цата с каменьями и жемчужинами. Налево от царских дверей икона местная – Пресвятой Богородицы – Одигитрии в окладе серебр. золочен, басменной работы; венцы и цаты сер. золоч. гладкие, убрус жемчужный с каменьями. Образ Нерукотворенного Спаса, по сторонам два ангела, внизу Положение во Гроб. Венец, цата, оклад серебр. золоч. чеканной работы. На северн. дверях изображение св. Архидиакона Стефана, писано на золоте; над дверьми икона Умиления Пресвятой Богородицы, в возглавии изображение св. Троицы; оклад серебр. золоч. резной, венцы, цата, серебр. золоч. с финифтью и каменьями. Царские двери резные золоченные с иконами Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов. Над дверьми в сени икона Пресвятой Богородицы Казанския, в серебр. золоч. окладе, чеканной работы, венец и цата серебр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

На оборотной стороне Донской иконы Божией Матери, которая, как предполагается, была написана знаменитым иконописцем Феофаном Греком, изображено Успение Божией Матери. В смысле иконописном это очень хорошо сохранившийся образ XIV века типа «Умиление». Богоматерь наклонила голову к Младенцу, сидящему на Ее правой руке и опирающемуся на Ее правое плечо. Ножки Богомладенца обнажены до колен. Икона выражает чувство радости, спокойствия и нежности, что создает совсем особое впечатление. В иконе видно зарождение новой русской иконописной традиции XIV века. Москва. Донской монастырь Праздник иконы: 19 августа ст.ст. 1сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Казанская» Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь. B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля. Москва. Казанский собор на Красной площади

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Молодая же Понетаевская обитель имела судьбу совне более счастливую, а незадолго до прославления старца получила громаднейшее земельное наследство. Вглядитесь в чудный лик иконы «Умиление». Она одна из немногих икон, где Богоматерь изображена без Младенца. Она сложила на груди руки и поникла головой. Сколько сосредоточенной скорби на этом лике. Скорбит ли Она в предчувствии страдания Божественного Сына, молитвенно ли оплакивает грехи человечества? Сколько тишины и великой тайны в этом образе, и невольно думаешь, глядя на это видение, в котором отразилось прежде всего христианское страдание: «Умились, Владычице, о нас, пришедших к Тебе!» Икона Божией Матери «Умиление», келейный образ преподобного Серафима. XIX в. Икона Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевского монастыря. XX в. Но каким торжеством – чем-то победным – веет в душу от Понетаевского лика «Знамение». Дева с поднятыми вверх руками являет на лоне Младенца. Господи, как прекрасно и юно это лицо и как до слез трогает вас эта бессмертная девственная юность Той, которая непостижимым чудом пребыла «до рождества Дева, в рождестве Дева, по рождестве Дева». Как спокойно пророчественно подняты к небу Ее очи, как ярко отражено здесь это спасительное чудо бессемейного воплощения! Смотрите, словно говорит вам эта икона, на возвещаемую вам радость: «Христос раждается – славите!» 42 В радостную ночь Рождества, ощущая свежесть той дальней ночи и чувствуя теплоту скота, согревавшего ясли и блеск той звезды «на востоке», и славословие Ангелов, и приход пастырей, и торжественный караван волхвов, может ли быть в нас иное чувство, кроме радости? Мы тут не раскаиваемся, не жалеем о прошлом, не укоряем себя в грехах, а радуемся всею широтою души, по-детски. Тою же светлою, свежею, простою, наивною радостью полна и эта икона юной невинной Девы с возвещаемым Ей Младенцем. Кончился молебен, и крестный ход тронулся дальше. Я любовался множеством хоругвей, со всех сторон России присланных сюда к этому дню. Те, что имели изображение старца Серафима, молящегося на камне, производили особенно сильное впечатление. Чрезвычайно оригинальна была одна из хоругвей Общества хоругвеносцев Московских Кремлевских соборов и монастырей. Она изображает кончину старца, и ее края представляют собою как бы концы металлических развевающихся лент.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

иконы Смоленская, Иверская и Владимирская Богоматери вокруг Белого Города, Китая и стен Кремлевских: это напомнило грозное нашествие Темир-Аксака на Москву в 1395 году, когда Владимирская икона принесена была из Владимира в столицу и когда Тамерлан, преследовавший Тохтамыша, бежал из России, ни кем гонимый. От Сретенских ворот до Арбатских, крестный ход шел между двумя рядами обозов с воинами ранеными и умирающими, которые с умилением крестились на отрадные для страдальцев знамения веры и благочестия, с жадностью принимали кропление св. водою. Зрители плакали. Среди столь необыкновенная, трогательного шествия св. вера являлась живой посредницей и утешительницей в страданиях человеческих. Между тем, на полях Бородинских, принял начальство над войском маститый Кутузов, которому отечество вверяло судьбу свою; 25 Августа прошло в приготовлениях к решительной битве; накануне ее, по всей лиши армии пронесли другую путеводительную икону Смоленской Богоматери, взятую с Днепровских ворот города, и отпели ей молебен 12 . Кончилась и роковая Бородинская битва, упитавшая кровью поля Можайские; она ослабила, но не удержала стремления многочисленного врага, была не концом, а началом новой войны. Промысл вел дела человеческие своим путем, к своим целям. Лефортовский дворец в Москве служил пристанищем для раненых, где они перевязывали свежие еще раны, стирали с себя кровь и пот: вздохи там мешались с воплями тяжело уязвленных, томившихся в предсмертных страданиях. Для услаждения их скорбей недоставало еще утешения святой веры; к ним-то Преосвященный Августин 31 Августа отправляет с Духовенством Чудотворные иконы Иверской и Смоленской Богоматери. Нельзя изобразить тех чувствований, какие тогда выражались на лицах воинов, когда они встречали священнослужителей, притекших к ним со святынями: они забыли свои язвы, прекратили стоны, исторгаемые мучительной болью – с умилением и слезами радости взирали на св. иконы. Среди страдальцев совершенно было молебное пение и водосвятие. Они с усилием оставляли скорбное ложе свое и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к Подательницам отрады и окропиться св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Четыре месяца я был в Галиции со своим полком, можно сказать, обошел всю страну. Жили и в городах, и в деревнях, жили в халупах, жили и видели много и горя, и радостей. Много картин рисуется мне, но одна особо врезалась в память. Это было под Ярославом. Была осень. Вот захожу в одной деревне в маленький, старый, деревянный, полуразрушенный храм. Был уже вечер сумрачной осени. Там – гром пушек, потрясающий воздух, но здесь была тишина. В глубоком безмолвии выглядывают лики святых; чувствовалось, что Сам Бог присутствует здесь, судьба людей в Его руках... И вот взор мой в полумраке различает бедную крестьянскую женщину. Она стоит на коленях перед образом Богоматери, руки распростерты к Божией Матери, очи полны слез умиления, она шепчет слова молитвы, она молится. О чем? Может быть, о муже, может быть, о сыне, погибшем на войне, может быть, о страждущей Родине, о своей деревне... О чем? – Я не знаю... Я ушел, но она продолжала стоять на коленях. О, много таких душ во всех храмах стоят на коленях, взывают: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою» 418 ! И верую, что и в этом храме, как дым кадильный, будет возноситься молитва к Престолу Божию. И пройдет зима, и воссияет весна над Русскою землею, и над каждым из нас. То же самое, что и в природе. Хотя поля еще лишены растительности, но верим, что скоро и поля покроются травою. Вот у нас на Руси рано весною, под сквозистым слоем снега, среди пробивающейся травки вырастает скромный цветок – подснежник. Пусть и ваш храм будет подобен этому цветку, пусть он напоминает, что за зимою идет весна, что гнев Божий не вечен, что, прославляя Крест Христов, мы вспоминаем и Воскресение Христа. Соединимся же в единой молитве к Богоматери и единым сердцем и устами прославим Ее и Ее Сына. Похвала Пресвятой Богородицы 419 В храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове в субботу 5-й седмицы Великого поста (Суббота Акафиста) 2 апреля 1921 года Если всегда праздник в честь Богоматери светел и радостен, потому что он всегда напоминает нам о том, что Владычица наша Небесная всегда готова оказать нам Свою помощь, всегда готова услышать нашу просьбу, то тем более светел и радостен должен быть этот праздник в честь Богоматери, именуемый праздником Похвалы Пресвятыя Богородицы, потому что сегодня Святая Церковь , обозревая бесчисленные благодеяния, оказанные Владычицею всему миру, все чудеса, оказанные и русскому народу, и всем людям, прославляет Ее акафистным пением, почему и праздник этот именуется праздником Похвалы Богородицы.. И здесь, в этом храме, который посвящен Пресвятой Богородице и в котором находится чудотворная икона Похвалы Богородицы, а также и чудотворная икона Нечаянныя Радости, здесь особенно светло и радостно празднуется этот праздник. Украшая образ цветами и прославляя Ее акафистным пением, мы чувствуем Ее присутствие здесь и слышим Ее голос: «Дети мои, придите сюда, и Я успокою Вас. Кто оградит вас от скорбей и страданий? У меня есть свет, который будет светить вам в вашей жизни!»

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010