В поисках жезла его слуги переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богоматери, а под ней — жезл. С ним они вернулись к Трифону и поведали о чудесной находке. Уже все вместе они вернулись к иконе, и архипастырь понял, что это и есть та самая икона, которая в великой славе явилась ему ночью. Епископ Трифон заплакал от радости и пал на землю перед святыней. Эта радость тронула и сердца всех его спутников, которые не могли сдержать своих слез от умиления. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь на этом месте. Сам Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и спутники архиерейские. В то же утро весть о случившемся достигла и Ярославля. Многие жители возжелали внести свою лепту в это Богоугодное дело и поспешили на помощь трудившимся. К полудню того же дня постройка церкви была окончена, а к вечеру святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления — 8 (21 н. ст.) августа. В тот же день он благословил быть при церкви мужской обители и поставил там игумена. Так милостию Божией Матери и Промыслом Божиим в один день был построен и освящен храм, а также положено начало Толгской обители. Неисчислимы милости, явленные Пречистой Владычицей Богородицей, притекающим с молитвой к Ее чудотворной Толгской иконе, осеняющей Вышним покровом северные пределы земли Русской. С Толгской иконы Божией Матери сделано множество списков, которые разошлись по разным уголкам Святой Руси. Один из них находился в Нежинском девичьем монастыре до самого его закрытия в начале ХХ века. После упразднения обители чтимый образ Пресвятой Богородицы пребывал на хранении у сестер, которые на то время были выселены из монастыря. Последующее местонахождение иконы неизвестно. В 1998 году Нежинский женский монастырь вновь был открыт, а в 2000 году в жизни обители произошло знаменательное событие. По великой милости Божией и во свидетельство того, что Царица Небесная не оставляет это место, взамен утраченного образа обитель обрела другой.

http://azbyka.ru/palomnik/Толгская_икона...

Около этой церкви погребена святая основательница Дивеева, в міру — вдова полковника, Агафия Мельгунова, в монахинях — старица Александра. Поблизости расположены могилы и двух великих сердцем мирских послушников отца Серафима — Мантурова и Мотовилова. Опять весь Дивеевский мартиролог восстал перед моими глазами: дивная нищета, принятая Бога ради, добровольно, из послушания, первым и пламенеющее любовью и верой сердце второго — вот они во главе со своим батюшкой и святыми старицами Дивеевской общинки, первоначальники современной нам великой обители. Вера их не постыдила еще их и здесь на земле… а там-то, там-то что? там, где они слышат теперь «глаголы неизглаголанные», которых человеку нельзя пересказать, и видят то, что око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не всходило?! Заблаговестили в соборе к обедне. Хороша литургия в Сарове, но что-то суровое слышится в Саровских песнопениях: чудится в них возмездие Бога Карающего. В Дивееве чувствуешь милосердие Божие: недаром, по вере сестер обители и по словам отца Серафима, здесь всегда присутствует Святая Игумения — Заступница Усердная рода христианского. После литургии я попросил отслужить молебен перед чудотворной иконой Умиления или, вернее, Радости всех радостей, как ее называл и повелевал всем называть сам отец Серафим. Когда кончился молебен, я стал подниматься на ступеньки возвышения, на котором стоит икона, и вижу, и глазам своим просто не верю: батюшкина икона — это та, та самая, которую я видел во сне перед отъездом в Саров! Та самая, никогда мною до этого времени нигде не виданная, изображающая Богоматерь в момент произнесения Ею слов к Архангелу Гавриилу — «се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему». Кроткий лик дивной Девушки, почти Ребенка, опущенные вежды, сложенные крестообразно на груди руки… Можно ли словами передать тот благоговейный трепет, который всколыхнул всю мою душу при этом неожиданном явлении?! Пораженный таким чудесным открытием, не смея даже приложиться к самому чуду, я со слезами на глазах перекрестился и поцеловал маленькую икону, копию, как потом оказалось, чудотворной, поставленную в ее уголке, и только после этого целования дерзнул приложиться к самой Царице Небесной. Только это я приложился и хотел было уходить, не отрывая все еще глаз от дивного Лика, как меня подозвала к себе игумения.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В это-то время православное войско одушевляется чудодействием радостнаго видения и восторгается небесною силою в успехе победы. Арсению, Архиепископу Елассунскому – Греку, томившемуся внутри Кремля и болезнью и нуждою от врагов, в бодрственном состоянии лежавшему на одре болезни, видимо является Преподобный Серий, Радонежский Чудотворец; озарив необыкновенным светом и храмину и недужнаго Святителя, возвещает ему, что на следующий день православным войском взят будет Кремль из рук неприятелей по предстательству небесной Владычицы, по молитвам Святителей Московских, вкупе и его. Утешительное явление воздвигает Святителя с одра болезни здравым, им тот час передается за стены Кремля православным вождям и воинам, радостное известие одушевляет всех и каждаго единою мыслию и чувством; в этом восторженном расположении в следующий день устремляется православная рать на осажденных, берут мечем Кремль и надменных врагов в плен. В ближайший воскресный день освободители Отечества с священным чином в сопровождении св. икон, по совершению открытаго моления на Лобном месте, когда торжественно входили в Кремль, тогда упомянутый Архиепископ с обретавшимися священнослужителями вышел из храма Успения Богородицы с хоругвями, крестами и с Иконою Б. Матери Владимирския. Увидевши Икону Богоматери православные вожди и воины, все от радости и умиления возрыдали плачем радости и благодарения к Пречистой, и на Чудотворную Икону Богородицы, исшедшую в священном чине из храма, взирали как на самую небесную Владычицу, видимым образом явившую свое присутствие и преславную победу Христолюбивому воинству над врагами и избавление всему Отечеству от иноземнаго владычества. День же (22 Октября) достопамятнаго избавления Москвы из рук Поляков посвящен в честь Казанской Божией Матери потому, что в ополчении безсмертнаго вожденачальника, Князя Пожарскаго, была Икона Казанской Божией Матери, список с подлинныя – чудотворные Казанские; с этою Иконою доблестное войско прибыло к Москве, при Ее споборстве сражалось с Поляками и одержало над ними победу. В память этого великаго отечественнаго события Царь Михаил Феодорович в следующем 1614 г. своего воцарения установил в Москве праздновать 22 Октября в честь Казанской Божией Матери, а Царь Алексей Михайлович в 1649 г. учредил праздновать оный повсеместно 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В нижней части иконы, на протяжении двух аршин, изображена Матерь Дева с покровенной главой. В Её объятиях Сын Божий, к Которому Она приклонила Свою голову. Он изображён стоящим и держащим в Своих объятиях Пречистую Матерь Свою, а в лице Её всякую преданную Ему душу. Когда смотришь на эту икону, то кажется, что Матерь Божия Своим материнским взглядом обращена к каждому молящемуся, сколько бы их ни было, и готова даровать всем полезное по прошению. И в минуты радости и умиления вопием к Ней: «Радуйся, Радосте наша!» И в часы тяжкой скорби взываем к Ней: «Утешения не имам разве Тебе, Владычице мира». На иконе сребропозлащённая риза весом более пуда. Перенесение сей иконы из ветхого деревянного в прекрасный каменный храм совершилось около 1780 года. 10.02. Огневидная Время и место явления этой иконы неизвестно. На иконе Богоматерь изображается без младенца Иисуса с лицом, обращённым в правую сторону. 12.02. Иверская Святая икона, именуемая Иверскою, находится в Иверском монастыре с 999 года, что на Афонской горе. Со времени явления и доныне икона пребывает в храме при внутренних вратах монастырских, на месте, избранном Самою Богородицею, почему и называется Вратарницею – Портаитиссою, а от имени монастыря – Иверскою. Подробные сведения о ней находятся в описании 27 апреля. 12.02. Иверская В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне , 13 октября 1648 года, в Москву привезён был список с чудотворной иконы 25 , который ничем не разнится от подлинника, ни длиною, ни шириною, ни ликом, одним словом – «новая аки старая». В документах Иверского монастыря сохраняется подробное сказание о написании этой иконы благочестивыми старцами Афонского монастыря. Когда архимандрит Пахомий, ездивший в Москву собирать приношения в пользу Афонских обителей, вернулся в свой Иверский монастырь, тогда он немедленно собрал всю свою братию, в числе трёхсот шестидесяти пяти, и сотворили они вместе великое молебное пение с вечера и до утра, святили воду со святыми мощами и этою святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Вратарницу, и, собрав ту воду в большую чашу, обливали ею новую доску из кипарисного дерева и опять, собрав ту воду в чашу, служили Божественную литургию с великим усердием и верою, а после Литургии дали ту святую воду иконописцу благочестивой жизни, преподобному иноку и духовному отцу Иамвлиху Романову, чтобы, смешав святую воду с красками, он написал святую икону. Все время написания иконы иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия в помощь ему совершали всенощные и Литургии по дважды в неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

По пути из Мурома, Августин 23 Октября опять прибыл во Владимир со св. иконами, и Преосвященный Ксенофонт снова упросил его остановиться во Владимире на несколько дней. И вот св. иконы 24 Октября, с крестным торжественным ходом, пред Божественной литургией опять внесены были в кафедральный собор, и св. икона Владимирская, одинакового размера с копиею ее, находящеюся во Владимирском соборе, поставлена была в киоте сей последней, на прежнее свое место, где пребывала она более двух столетий, а Иверская уставлена была на приготовленном для нее месте, подле местного образа Успения Божией Матери. Литургию совершил сам архиерей с соборным духовенством. Стечение граждан было чрезвычайное. Все молившиеся с особенным чувством взирали на светлый лик Богоматери и с умилением повергались на колена пред св. иконою Владимирскою, переносясь мыслию в те давние времена, когда сия св. икона занимала эту же киоту; все были вне себя от радости, что она в горестную для Владимира пору, по неисповедимому всеблагому промыслу, очутилась на старом своем месте, на коем зрели и пламенно лобызали ее наши предки. По окончании литургии, во весь день отворены были двери соборного храма, и граждане один за другим непрестанно приходили лобызать драгоценную свою святыню. На 25 число св. иконы из собора торжественно перенесены были в девичий монастырь, где и совершено было всенощное бдение, а на утро – Божественная литургия, после которой также на весь день оставались тут св. иконы; на 26 число перенесены они были в Дмитриевский собор, где был храмывой праздник в честь св. Димитрия Солунского. На 27 число, в Воскресенье, св. иконы перенесены в Рождественский монастырь, откуда на другой день, после литургии, с крестным ходом и изнесены были уже в Москву. Преосвященный Ксенофонт сопровождал св. иконы до соборной часовни, которая на пути к Москве. В соборной часовне разоблачившись и со слезами облобызавши св. иконы, Владыка поручил сопроводить их архимандриту Анатолию, ректору семинарии, до Казанской, в Ямской слободе, церкви. Дворяне и купцы попеременно несли на себе св. иконы в продолжение всего пути более трех верст, не смотря на снежную, ненастную погоду. В Казанской церкви св. иконы уложили в дорожные кивоты и, поклонясь пред ними в последний раз, возвратились восвояси, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь, спасшую град Владимир и всю область Владимирскую своим благодатным посещением (Протоиер. Григ. Чижева очевидца, Владим. Епарх. Вед. 1866 г. 14, стр. 780–786)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице. Кондак 4 Буря смущения, воздвизаемая врагом спасения, поколеба корабль смирения твоего, отче Алипие, егда покинул еси обитель Валаамскую. Обаче молитвами Пречистыя Богородицы вся козни сопротивнаго попрал еси и весь был еси предан Богу, пощением, молитвами и труды многими сподобился еси в день Ангела своего преселитися во обители Небесныя, идеже с ликом Ангельским поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слыша Господь скорбь жены, дванадесять лет обуреваемыя тяжкою болезнию, дарова ей помощь благодатную Богоматере, Яже явися болящей в соннем видении и повеле ей направити стопы своя на Валаам, да прославится тамо икона Ея чудная, дотоле в небрежении пребывавшая, от неяже мнози обретут радость духовную и исцеление, вопиюще Преблагословенней: Радуйся, молитву сердечную болящей рабы Божией услышавшая. Радуйся, в соннем видении троекратно ей явившаяся. Радуйся, недужную старицу со одра болезни воздвигшая. Радуйся, во обитель Валаамскую ю направившая. Радуйся, чудотворную силу иконы Твоея открывшая. Радуйся, икону Твою дивную во обители показавшая. Радуйся, прославление иконы Твоея исцелением тяжко болящия жены знаменовавшая. Радуйся, сердца православных неизреченною радостию исполнившая. Радуйся, в иконе Твоей яко солнце земли севера просиявшая. Радуйся, сию яко сокровище безценное нам оставившая. Радуйся, яко пред нею вернии благоговейно покланяются. Радуйся, яко молящимся пред нею исцеления подаются. Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице. Кондак 5 Боготечней звезде подобна явися всечестная икона Твоя, Владычице, юже яко дар небесный восприимше, иноцы обители Валаамския поставиша в соборнем храме Преображения Господня, ими созданном, благодарственно взывающе Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видевше чудо исцеления болящей от иконы Твоея, Пресвятая Дево, братия обители радости исполнишася и пречистому Твоему образу с любовию и благоговением поклонишася. Мы же, грешнии, зряще и ныне во обители славней изображенную на иконе Матерь Господа, руце к ней простираем и умиленно зовем:

http://pravicon.com/info-4005

Поддерживается и укрепляется святая радость о Господе чтением и слышанием слова Божия; ибо в нем обретает душа верующая все божественныя, утешительныя и радостотворныя обетования, которыя оставил нам Господь, как драгоценнейший залог будущих неизреченных утешений и радостей в вечном царстве Своем. Возгревается и питается святая радость о Господе благоговейною и умиленною молитвою и псалмопением духовным, по одному наставлению апостола: исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви, благодаряще Бога о всех ( Еф. 5, 18. 19 ). Умножается и возрастает святая радость о Господе деятельным исполнением заповедей Божиих, которое приносит благодатный мир и утешение совести, и преимущественно – делами любви и милосердия христианского, делами благотворения и человеколюбия. Будем умолять Преблагую и Премилосердную Матерь нашу, чтобы Она соделала нас причастниками того духа любви и преданности Господу, коим одушевлялась Ея пресвятая душа, чтобы даровала нам силу и ревность уподобляться Ей Самой в чистоте и смирении, в терпении и покорности воле Божией, дабы соделаться достойными той высочайшей радости о Господе, которою преисполнено было сердце Ея, когда воспела Она в небесном восторге: величит душа Моя Господа; и возрадовася Дух Мой о Бозе Спасе Моем. (Димитрия, архиепископа Херсонского и др. источников). Поучение на праздник Почаевской Иконы Божией Матери 74. История чудотворной иконы с нравственными уроками О явлении чудотворной Почаевской иконы на Волыни, празднование которой совершается ныне, сохраняются следующия предания. Ее привез в Россию в 1537-м году константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший в это время в нашем отечестве. В благодарность за оказанное ему гостеприимство он благословил ею одну из благочестивых и страннолюбивых жен, по имени Анну Гойскую, проживавшую в местечке Орля (ныне деревня Урля). Господу угодно было прославить этот лик Приснодевы Марии. Икона несколько раз являлас во сне в лучезарном свете владетельнице дома и проживавшим в нем, но Анна не верила ни себе, ни другим. Однажды она увидела изображенную на иконе Богоматерь в сиянии света уже не во сне, но наяву. Прошло немного времени, и от иконы стали истекать чудотворения. Тогда Анна стала оказывать иконе более благоговения; но это чувство ея особенно возросло и усилилось после того, как ея родной брат, слепец от природы, в умилении сердца со слезами помолившийся пред святою иконою об избавлении от своего природного недостатка. После этого, считая себя недостойною обладать такою святынею, Анна, по совету духовных и мирских лиц, с торжеством препроводила этот образ в обитель, находящуюся в м. Почаеве, Волынской губернии. С тех пор эта святая икона пребывает там доселе и известна под именем Почаевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Казанская Песчанская Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Песчанская " О Премилостивая и Премилосердная Мати Божия, Покровительнице града нашего Изюма и страны нашея, купно же и всего мира Молитвеннице, приими коленопреклонение ума и сердца нашего и услыши молитвы, во умилении душ наших Тебе возсылаемыя, якоже издревле приимала ее и молитвы любящих душ зде, пред иконою Твоею возносимыя. Помози нам в побеждении прелестей и соблазнов мира сего, не попусти нам отверженным быти вечнаго небеснаго блаженства. Ты едина наша радость и утешение в жизни сей временней, Ты едина наша надежда в жизни вечней. Веруем, яко Ты Своею Богоматернею любовию и снисхождением удостоиши нас с Собою вожделеннаго Царствия Сына Твоего. Тебе убо просим: не отступай от нас, Всеблагая, защищай от всех козней вражиих, не попусти нас чрез грехи наша лишитися милосердия Божия, изжени из нас леность в молитве и посещения храма Божия. Избави нас от малодушия, уныния, вражды, гнева, подозрения, зависти, клеветы, ненависти и гордости бесовския. Вразуми поправших заповеди Церкве Христовы. Сродником нашим даруй мир и любовь, да согласно поживут родители и дети. Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем святоотеческия обычаи. Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго, да познают вси народи Отца своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, Заступницу рода христианскаго. Приведи вси народы к истинному покаянию и жизни греховныя исправлению, да не будет нам страшен день страшнаго суда Божия, но сподобит нас Господь с Тобою вечныя радости небесныя, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Песчанская " .

http://pravicon.com/info-962

Слово Отчее Ипостасное рождшая, Дево Пренепорочная,/избави от безсловесия душу раба Твоего и даруй ми слезы сердечныя,/да ныне плачевныя пролию струи,/прежде нежели постигнет плач неутешный. Песнь 6 Ирмос: Божественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. Светлый составляет лик икона Твоя, Владычице,/к ней же мы взирающе,/сердцем и устны благословим, поем и величаем Твое к нам матернее благоутробие/и купно от Тебе рождшагося Бога славим. Торжествующе ныне радостно во храме Твоем, Пречистая,/и Твоему припадающе честному образу, молим Тя умиленно:/сотвори нас достойны быти лика празднующих/в торжестве избранных Сына Твоего рабов. Да рыдают демони, жегоми суще невещественным огнем от святыя иконы Девы Чистыя,/и да бежат от человек в бездну, им уготованную,/мы же, веселящеся, в песнех Богородицу величаем. Живоносный Источниче, Богородице Дево,/зноем страстей палимую душу мою напой благодатными струями Сына Твоего/и услади горесть сердца моего зрением святаго образа Твоего. Кондак, глас 8: Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/Своего образа пришествием от Новаграда/и возбуждает зрением того на подвиг,/побеждати сопротивных силу,/и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/радуйся, Невесто Неневестная. Икос: Како отверзу бренная уста и воспою Небо одушевленное, Деву Марию,/от Неяже нам возсия Солнце мысленное, Христос,/просвещаяй всякаго человека?/Недоумеет бо ум мой, безгласием язык связуется./Но к чудес виновней Тоя иконе зряще, ангельски воспоем, глаголюще:/радуйся, неистощимое сокровище благодати;/радуйся, чудес неизследимая пучино./Радуйся, всем верным Божественное услаждение;/радуйся, скорбящим всерадостное веселие./Радуйся, обидимым скорое избавление;/радуйся, в житейстем мори спасительное окормление./Радуйся, обуреваемым страстьми тихое пристанище;/радуйся, оружие, во брани мысленней противныя поражающее./Радуйся, молние, попаляющая диавола;/радуйся, врачевство, болезни вся исцеляющее./Радуйся, миро благовонное всему миру;/радуйся, горо, вся осененная Божеством./Радуйся, Дево, всех благих виновная верным;/радуйся, Невесто Неневестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1043 Славянский текст Палеи в данном месте представляется испорченным. Единственным пророчеством, относящимся к въезду Иисуса Христа в Иерусалим на осле, является следующий текст: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9:9 ). 1044 Даётся описание нетипичной для русской иконописной традиции иконографии «Положения во гроб»: у нас неизвестно изображение шестидесяти воинов, охраняющих опечатанный гроб. Возможно, речь идёт о каком-то малоизвестном типе изображений, либо, судя по контексту Палеи, где не уделено внимание сюжету «Воскресения Христова», имеет место контаминация двух реально бытовавших иконографических типов. Первый из них, «Положение во гроб», имеет большее распространение на вышитых пеленах, называемых плащаницами и используемых в богослужении Великой Субботы; второй – собственно Воскресение Христово, представляющее восстание Христа в блистающих одеждах из гроба с победным знаменем, на котором изображён крест, и в ужасе упавших навзничь стражников. Однако эта иконография восходит к западной школе и на Руси распространилась в Новое время, а традиционная икона, употребляемая в пасхальных торжествах, более правильно называется «Сошествие во ад» и изображает Христа, сокрушившего врата ада и изводящего оттуда Адама, Еву и томившихся там праведников. 1047 Характеристика детали иконы Успения Пресвятой Богородицы: над смертным одром Марии изображается Христос, держащий на руках в образе повитого младенца душу Богородицы. 1048 По православному преданию, апостол и евангелист Лука был первым иконописцем, написавшим три иконы Богоматери, впоследствии ставших образцами для трёх типов канонических изображений Богородицы: Оранта (слав. Знамение), где Мария изображена с воздетыми в молитве руками с Предвечным Младенцем на лоне, Елеуса (слав. Умиление), изображающее Богородицу с прильнувшим к ней Богомладенцем Христом, и Одигитрия (слав. Путеводительница), указующая десницей на младенца Христа как на путь, истину и жизнь для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010