Вот почему паки и паки приношу им свою сердечную благодарность и призываю на них Божие благословение! Эта статья была уже набрана, когда я получил от секретаря управления подворий Палестинского Общества в Иерусалиме С. Г Щербачева письмо, из которого привожу выдержки: «Едучи на пароходе с паломниками, я читал им ваш дневник о переселенцах и бедные паломницы совали мне в руки деньги – всего собрали 1 р., немного по количеству, но дорого по чувству. Посылаю вам эту святую жертву на храмы в Сибири. Трогательны рассказы некоторых паломников! Нет, не погибла, не погибла Россия, имея таких глубоко верующих сынов и дочерей, каких я встретил в лице паломников. Ни расходы, ни неудобства, ни качка, ни холод, ни голод – ничто не останавливает их могучим потоком стремиться в святую землю. Спасибо славному Палестинскому Обществу, приходящему на помощь этим подвижникам. Одна старушка 12 лет жила мыслью ехать в Иерусалим и вот, по копеечке, набирала по 5 рублей в год, набрала 60 руб., и теперь она с нами, на пароходе «Королева Ольга», плывет туда, где жил, учил, страдал и умер Сам Господь. Другой молодой парень на шутку соседа, что капитан корабля может отправить его назад и деньги пропадут, ответил с христианским добродушием и твердым решением попасть во что бы то ни стало в Иерусалим: «Ну что ж, буду опять собирать деньги». Это – не пасынки России, это – ее законные дети, чистые, верующие и простые души»... Душою отдыхаешь, когда читаешь такие письма. Небесная Заступница Русской земли Когда читаешь наши старые летописи, когда вспоминаешь давно минувшие судьбы родной нашей земли, то верующее сердце невольно исполняется благодарным чувством умиления пред теми дивными явлениями покрова и заступления Матери Божией, какие мы видим во всей девятивековой истории нашего отечества со дня крещения Руси князем Владимиром и даже до наших дней... Воистину, возлюбила Она, Матерь Божия, нашу землю Русскую, православную, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Ее, как у нас на Руси: их насчитывается до 300 только общеизвестных, а сколько их местно чтится по разным градам и весям обширной Русской земли! Нет, кажется, ни одного отдаленного уголка в России, где не было бы особенно чтимого образа Богоматери; не говорю уже о храмах православных: нет ни одной православной семьи, в коей не нашлось бы Ее лика пречистого! С детской любовью, в простоте смиренного сердца прибегают к Ней и старые и малые, и богатые и бедные, и простецы и люди, истинною наукою просвещенные, и несут к Ее стопам и скорби и радости свои, и на всех взирает Она, воистину, с материнскою любовию, всех ласкает благодатным взором Своим, всех утешает, благословляет, всем помогает в их нуждах! И тепло русскому в простоте верующему сердцу под благодатным покровом Ее, и называет оно Матерь Божию самыми трогательными именами: Она – заступница усердная, Она – грешных споручница, Она – скоропослушница, Она – радость скорбящих, утоление в печали сущих, взыскание погибших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь. Тогда несомненно получите великую милость Божию». При глубоком же смирении, несмотря на свой веселый характер и свою сдержанность, старец Амвросий нередко и против своей воли проливал слезы. Он плакал среди служб и молитвословий, отправлявшихся по какому–либо случаю в его келлии, в особенности, если был по желанию просителей отслужен молебен с акафистом пред особенно чтимой келейной иконой Царицы Небесной «Достойно есть». Во время чтения акафиста он стоял около двери, неподалеку от святой иконы, и умиленно взирал на благодатный лик Всепетой Богоматери. Всем и каждому можно было видеть, как слезы струились по его исхудалым ланитам. Он всегда скорбел и болезновал, иногда до пролития слез, о некоторых из духовных чад своих, страдавших душевными недугами. Плакал о себе, плакал о частных лицах, скорбел и болезновал душой и о всем дорогом ему отечестве, и о благочестивых царях русских. В свое время появились у старца и слезы радости духовной, в особенности при слушании им стройного нотного пения некоторых церковных песнопений. Старец, опытом познавший цену милосердия и сострадании к ближним, поощрял и детей своих духовных к этой добродетели, обнадеживая их в получении милости от Милостивого Бога за милость, оказываемую ими ближним. Советы и наставления, которыми старец Амвросий врачевал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его, в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи был его характерной чертой, что вызывало часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Как жить?» — слышался со всех сторон общий и весьма важный вопрос. И по своему обыкновению старец отвечал: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Или так: «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо». Но и эти наставления старца клонились к приобретению смирения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Матушка не отрывала глаза от лампады, горевшей перед ликом Богоматери. Затем она благословила меня своим большим, таким знакомым мне Крестом, троекратно прикоснувшимся ко лбу, плечам, груди. Он был как бы насыщен молитвой, он и по сей час как бы отпечатан на мне – этот живой, монашеский Крест. И мы расстались. Хорошо, дивно было наверху в светелке. Ночь упала на мир – июльская, лунная. Прямо предо мною, за окном – высокий мягкий ельник... Что-то прекрасное посетило меня. Я села на кровати и застыла. Сказка это или сон, что снова я здесь и завтра увижу батюшку Серафима! Как будто нет трех лет разлуки. И каких лет! И не только это наполняло душу радостью. А случилось так, что все скорби и потери отошли куда-то, все грехи и ошибки, что ковали мне цепи, – все было в прошлом. Осенили, засияли литургические слова: «Обновится, яко орля, юность твоя...» И так я долго сидела, то молясь, то плача от радости и умиления, улыбаясь чему-то. Как прекрасен Свет посещения Твоего, Господи!... Памятный день 25 июля 1944 года... Встреча с батюшкой Серафимом Батюшку Серафима я увидела утром 25 июля 1944 года после утреннего правила, прочитанного ему той же новой монахиней, матушкой Серафимой (Морозовой). Три с половиной года разлуки. Когда я с ним виделась последний раз перед войной на Пасху 1941 года, я еще абсолютно не вникала в смысл слова «старец», старец иеросхимонах Серафим... Больной батюшка, духовник Лаврской братии, находился на покое в Вырице с ухаживавшей за ним монахиней Христиной, бывшей в миру ему супругой. К нему все время ходили люди, обремененные заботами, горем, грехами и скорбями. Ездили последние 10 лет перед войной и мы. Даже гостили у него по неделям, мы считались близкими, своими. Мать Христина кормила нас грибными и рыбными супами, и каждый имел свободный доступ к батюшке, чуть ли не по часу беседовал с ним. Людские эти посещения тогда носили характер «в гости к батюшке приехали». Увидев его теперь в 1944 году, вскоре после открытия Вырицкой зоны, я не узнала в нем того батюшку, которого знала прежде. Та перемена, о которой я уже писала, говоря о матушке Серафиме, в нем совершилась яснее, строже и... как-то – резче. В Вырице я застала в июле 1944 года ту «паузу» в жизни батюшки, когда новых посетителей из Ленинграда еще не было, а около него сосредоточились свои, вырицкие, да еще две-три монахини из закрытого монастыря, попавшие в оккупацию, да кое-кто из застрявших здесь дачников 1941 года. Въезд по пропускам для многих был невозможен. Люди хлынули в Вырицу много позднее, и их число постепенно разрасталось. В Великом посту 1945 года и до матушкиной кончины 17 апреля 1945 года – уже было значительное количество посетителей, а с лета 1945 года до самого успения батюшки (3 апреля 1949 года) – непрерывная череда, поток людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

128. Небесная Заступница Русской земли Когда читаешь наши старые летописи, когда вспоминаешь давно минувшие судьбы родной нашей земли, то верующее сердце невольно исполняется благодарным чувством умиления пред теми дивными явлениями покрова и заступления Матери Божией, какие мы видим во всей девятивековой истории нашего Отечества, со дня крещения Руси князем Вла­димиром и даже до наших дней. Воистину возлюбила Она, Матерь Божия, нашу землю Русскую православную, и нигде в мире нет столько чудотворных икон Ея, как у нас на Руси, их насчитывается до 300 только общеизвестных, а сколько их местно чтится по разным гра­дам и весям обширной Русской земли! Нет, кажется, ни одного отдаленного уголка в Рос­сии, где не было бы особенно чтимого образа Богоматери; не говорю уже о храмах право­славных, – нет ни одной православной семьи, в коей не нашлось бы Ея лика пречистого! С детской любовью, в простоте смиренного сердца прибегают к Ней и старые и малые, и богатые и бедные, и простецы и люди, истинною наукою просвещенные, и несут к Ея сто­пам и скорби, и радости свои, и на всех взирает Она, воистину, с материнскою любовью, всех ласкает благодатным взором Своим, всех утешает, благословляет, всем помогает в их нуждах! И тепло русскому в простоте верующему сердцу под благодатным покровом Ея, и называет оно Матерь Божию самыми трогательными именами: Она – Заступница усерд­ная, Она – грешных Споручница, Она – Скоропослушница, Она – Радость скорбящих, Уто­ление в печали сущих, Взыскание погибших, Она – благодатная Исцелительница и небес­ная Домостроительница, Она – града Москвы Вратарница неусыпная, а для всего воинства христолюбивого – Воевода небесная. Ея святые иконы сопутствовали всем нашим благо­верным князьям и Царям, и благочестивейшим Императорам во всех их походах на врагов и супостатов Руси Православной. Ея заступлением не раз спасалась Москва, да и другие грады страны Российской от нашествия иноплеменных. И как трогательны летописные ска­зания о сих делах Божиих, явленных нашим предкам по молитвам Заступницы нашей усерд­ной! Вот одно такое сказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Наш ум, дорогие братия и сестры, не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю Блаженная Дева; солнце и луна – темные пятна по сравнению с этой неизреченной красотой, созерцанием которой блаженные души праведников бесконечно наслаждаются. Какое прекрасное, светлое зрелище для очей всех святых человеков и даже для самих Серафимов! Его хотел видеть один юноша, благоговейный почитатель Девы, и обратился к Ней с молитвой: «Мария, Сладчайшее Имя, Которое я чту и Которому поклоняюсь после Бога всей любовью и благоговением моей души, ибо Ты – ее утешение и радость! Если я, смиренный Твой раб, обрел пред Тобою благодать, молю Тебя, окажи мне одну милость: среди многих благодеяний сподоби меня узреть Тебя Такой, Какова Ты в раю. Удостой меня этой милости, Пречистая Матерь! Я готов потерять око, но только бы мне узреть Тебя!» Пречистая Владычица вняла молитве благоговейного Своего раба; ночью во сне явилась ему Всесветлая во всем блеске той славы, которой сияет Она на небе. Юноша проснулся и действительно лишился глаза, но от радости, которую испытывал, так как удостоился зреть Царицу неба и земли, он совсем не пожалел, что потерял зрение. Даже более того, он опять молил, чтобы еще раз узреть Ее, соглашаясь на потерю другого, оставшегося в целости глаза. И он снова удостоился зреть Царицу горних и дольних; но что же вы думаете, братия и сестры? Может быть, он стал слеп на оба глаза? Всемилостивая Владычица, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но и возвратила ему утраченный. Проснулся юноша с обоими здравыми глазами и, охваченный сугубой радостью, воздал Богоматери тысячи благодарений с обильными слезами благоговейного умиления. …О Всемилостивая Владычице, Царице неба и земли, приими ныне и наши усердные моления и покрой нас любовью Твоею! Приими и подвиг поста, совершаемый православными христианами ради имени Твоего Святаго, и яви нам милость Твою. Отврати от нас гнев Божий, праведно на нас движимый, сохрани от всех козней вражеских и научи любить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Укрепи в нас веру, ибо Ты – твердое утверждение веры, и сподоби нас и в будущей жизни прославлять Тебя и взывать: Радуйся, Царице неба и земли, радуйся, Обрадованная, радуйся Заступнице усердная рода христианского! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

κουσον, παρθνε, νν τς μς φωνς προοσης χ καρδας δυνηρς, νσχου τν λγων τς μετανοας τατης κα δξαι, Θεοτκε, τν προσφυγντα σοι. Услыши, Дево, ныне мой глас, приносимый от сердца болезньна, Услыши глас покаяния моего (такова), и приими, Богородице, прибегающего ти. Чуть ниже следует объяснение, почему автор не обращается прямо к Спасителю: «... множество моих зол лишиша мя ныне дръзновениа еже к Христу», – и просьба: «Владычице моя, приими ты ныне моя молениа и молитвеница и ходатаица буди ми, рабу твоему». Человек – это монах– кается: Мира убо отступих телесне, миру же съплетаюся мысльне; Мирьския бо страсти и всякыя грехи в себе собрах. Владычице, спаси мя. Словесы обещахся Христови, делы же отступих безумие обещания. Словом бо, окаянный, понужаюся работати, мышлю же безсловесная. Владычице спаси мя. Заканчивается монолог соответствующей покаянию просьбой: Свет ми покаянна восияй, Чистая, во тьме лежащему отчаяния лютаго, И просвети души моея помраченныя зеница, и скажи ми путь, во иже поиду. Радости ты приятелище явися, Чистая, аз же скорби жилище мрачно; Радоватися не оставляет мя съвесть всячьскы – сетование на радость ми претвори и ( паси мя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О владычице, избави мя злых обычай всех – чювьственных же и мысленых; Госпоже, даждь ми умиление и плач. О всех спасение ты – и мене спаси. Вторая часть «триптиха» являет собой диалог Богоматери со своим божественным Сыном о только что помолившемся ей человеке – «Беседования Богородична к владыце Христу». Здесь акростих идет в обратном алфавиту порядке («възвратне»). Богородица исполняет просьбу кающегося монаха и ходатайствует о прощении его грехов. Она объясняет сыну: «Уязвлена жалом покаяния зело; не подобает презирати убо ни единого от малых сих», – и, чтобы разжалобить небесного Владыку, напоминает, как носила его на руках. Христос отвечает матери, что молящийся этот человек недостоин, конечно, никакой милости: он много раз каялся, но не давал себе труда исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

При взгляде на… Ангела в иконе Благовещения так и просится на уста благодарение Богу, что у каждого из нас есть Ангел-Хранитель, но, перенося взор на святой лик Пречистой Девы, чувствуешь стыд, что несохранением своей души в чистоте отгоняем от себя этого прекрасного стража, так любовно пекущегося о нашем спасении; от взгляда на кроткий лик Богоматери с Богомладенцем и на учащего Спасителя льются в душу умиление и радость, что Бог так преискренне близок к нам, но и печаль при мысли, что мы ограждаем себя от Него стеною грехов. с. 176] О храме Храм – святое здание, очищающее людей; поэтому все должны считать его чистым, почтенным и никакая тень не должна затемнять это. с. 189] О патриотизме Патриотизм такое же естественное чувство человека, как сознание своего я. С. 184] Любовь к Отечеству есть святое чувство. Спаситель освятил это чувство Своим примером – из любви к Своему земному Отечеству Он плакал о бедственной участи Иерусалима (Лк. 19, 41). кн. 2, с. 190] Боже милосердый! Ты – Судия Праведный!…правда и милость деется на Твоем Суде, и милость! Ибо все – Твои дети, – и познавшие Тебя, и не познавшие, но все же сотворите этот их чин по Твоему закону, – а любовь к Отечеству не черта ли из оного? с. 145] О России Наказывает Бог Россию, то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него. Что за дикое неистовство атеизма, злейшей вражды на Православие и всякой умственной и нравственной мерзости теперь в русской литературе и в русской жизни! Адский мрак окутал Россию, и отчаяние берет, настанет ли когда просвет? Способны ли мы к исторической жизни? Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать. А в России, судя по ее мерзкой – не только светской, но и духовной – литературе, совсем гаснет вера в личного Бога, в бессмертие души. с. 187] На дело проповеди в России средства найдутся – в этом и сомнений не может быть. Но как подвинуть проповедь? Как исполнить заповедь Христову? Бичуется ныне Россия, опозорена, обесславлена, ограблена. Но разве же это отрезвляет ее? Сатанинский хохот радости этому из конца в конец раздается по ней. Коли собственному позору и гибели смеется, то уже не в когтях ли злого демона она вся? Неистовое безумие обуяло ее, и нет помогающего ей, потому что самое злое неистовство ее – против Бога, самое имя Которого она топчет в грязь. Богохульством дышат уста ее. Конечно, есть малый остаток добра, но он, видно, до того мал, что не о нем сказано: семя свято – стояние его (Ис. 6, 13). Душа стонет, сердце разорваться готово. с. 187]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Особенно не нужно брататься рюмками со всяким человеком. Вчера я пустил в мысленный дом свой – в сердце, неприязненных, злых, нечистых, хульных жильцов – бесов вселукавых – чрез свою алчность к мясам и вину (хересу), а может быть, и красивому лицу, к праху, гною; сердце мое было не мое, ибо я не имел над ним власти и силы: им овладели мысленные враги, в отместку и за вчерашнее (воскресенье) пропущение ектении за вечерней. 29 января Служил утреню с сердечным бессилием; горячая пища и питье горячее после долгого движения на прехолодном воздухе (морозы градусов в двадцать) имели на мои внутренности парализующее влияние вчера и сегодня. На будущее время надо есть и пить что-либо холодное, например молоко, сливки или пиво. Благодарю Господа и Богоматерь за дивную помощь, дарованную мне после слезной покаянной молитвы. Во внутренностях чувствовалось влияние горячего чаю, питого в довольном количестве, и вчерашнего варенья, убивающего нервы ([...] сильно). Селедки употреблять, отчасти треску. 30 января Благодарю Господа за бездну щедрот и милость, излиянных на меня в причащении святых, пречистых и животворящих Таин вчерашнего дня в мире, животе духовном и телесном, в широте сердечной, в умилении и радости. Но вечером я тяжко согрешил пред Богом – неверен явился в распоряжении земными Его дарами и в расположении духа; я возроптал, восстенал и возревновал, когда нищие преследовали меня, на всех путях ловя меня и вымогая у меня денег на разные нужды; конечно, они от нужды, голода и холода преследовали меня, а мне это показалось обидным и несправедливым: я ли родил их, Господи, говорил я, что я должен их всех кормить, поить, одевать, упокоевать? И жаловался Господу на общество, на градоначальника, на главу, на протоиерея, на богатых людей в городе. Плакал и рыдал я малодушно, что одолевают меня ежедневно нищие. А надо бы радоваться, что служу тем Господу. Сверх сил не требует Господь. Подавай по силе с охотою, не принужденно. Благодарю Тебя, Господи, за чудную, преестественную, премирную, пренебесную Твою литургию и за животворное причащение животворящих Твоих Таин, за чудное действие их во мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Стоя в кельи старца, я старался хотя только отчасти воспроизвести его внутреннюю жизнь, какой он жил здесь. Но стены, бывшие свидетелями его подвигов, не говорили ничего. Мало знают об этих подвигах и жившие рядом со старцем. Так он умел делать великое доброе и святое скрытно от глаз человеческих. Он совершал у себя в кельи все службы каждодневно. Молился, упражнялся в умной молитве. Иногда, погружаясь в созерцание Бога, простаивал по несколько часов перед иконой, не произнося ни одного слова, не сделав ни одного движения. Занимался чтением св. Писания. Нередко, при чтении слов Христа, его душа так воспламенялась, что он начинал читать вслух и объяснять прочитанное. Объяснение было так громко, что посторонние подходили к дверям его кельи и, стоя в сенях, по нескольку часов с умилением слушали его объяснение. Не раз Господь награждал его здесь, за его подвиги, видениями, откровениями, наполняя его сердце неземным миром. Об этих минутах сам старец говорил своим близким ученикам: – Я усладился словом Господа Моего Иисуса Христа, где Он говорит: „в дому Отца Моего обители мнози суть“, т. е. для тех, которые служат и прославляют имя —542— Его святое. На этих словах Христа Спасителя, я убогий, остановился и возжелал видеть оные небесные обители и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости. Он исполнил моё желание и прошение. Я был восхищен в эти небесные обители, только не знаю с телом или без тела. Бог весть, это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал, сказать тебе невозможно... Под конец своей жизни старец победил в себе всё земное и страстное. Он стал ангелом во плоти, и в телесном виде чистым духом. Сама Богоматерь сказала о нём: „Он нашего рода“. И сам он часто говорил, что теперь уже умер плотью. На гроб, который стоял в его сенях, он взирал бестрепетно, прозревая за пределами гроба не мрак и мучения, а бесконечно радостное, вечное общение с Источником всякого света и всякого знания. Гроб не смущал его, как он смущает многих, наполняя души их страхом и трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писатель. Зачем вы ищете живого между мертвыми? Зачем маловерствуете? Жива наша Россия, и ходит по ней, как и древне, русский Христос в рабьем, поруганном виде, не имея зрака и доброты 143 . Не тот, которого Блок показал, не «снежный и надвьюжный», но светлый вертоградарь в заветном питомнике своем, зовет Он тихим гласом: Мария! 144 – и вот-вот услышит заветный зов русская душа и с воплем безумной радости падет к ногам своего Раввуни... Кроме этой веры, кроме этой надежды, ничего у нас более нет. Но русская земля это знает, и она спасет русский народ, по ней стопочки Богородицыны ступали 145 ... Беженец. Перед самым октябрьским переворотом мне пришлось слышать признание одного близкого мне человека. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит, если только не сочинил мой приятель, что бояться за Россию в последнем и единственно важном, окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена – Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия. Все (кроме дипломата). Аминь. Дипломат. ?!?! Общественный деятель. Христос воскресе! Все (кроме дипломата). Воистину воскрес Христос! 1912 философствующим писателем, исследователем творчества Гете Рудольфом Штейнером (1861 – 1925). В России получило распространение в части интеллектуальной элиты. По Р.Штейнеру, человек обладает физическим, эфирным и астральным телом. Критике теософии и штейнерианства Булгаков в эмиграции посвятил специальную работу: «Христианство и штейнерианство», в сб.: П е р е с е л е н и е д у ш, Париж, 1935, с 34–64. 26 Впервые – в сб. «Из глубины». М., 1918. Отд. изд.: Киев, 1918; София, 1920. Печатается по тексту последнего изд., идентичного киевскому за вычетом некоторых опечаток и корректорской правки, нарушающей особенности авторской пунктуации.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010