Отпевание старца было совершено в Сретенском храме Псково- Печерской обители архиепископом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым) в сослужении живших на покое в обители архиереев, братии монастыря и собора священников из близлежащих приходов. Гроб с телом почившего был обнесен вокруг храма и поставлен в пещерном кладбище на месте, заранее приготовленном самим старцем, рядом с почившими валаамскими его собратьями. Если буду иметь дерзновение у Бога... Иеросхимонах Иоанн (Андреев) (1874–1961) Иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Андреевич Андреев) родился в 1874 г. в Тверской губернии в крестьянской семье. Когда ему исполнилось 24 года, он поступил в число братии Валаамской обители. Ему было назначено послушание в рухольной. «Это склад, где находилась старая одежда, – вспоминал подвижник. – Всех, кого принимал отец наместник, направляли ко мне, чтобы их переодеть в монастырскую одежду. Многие брезговали этой одеждой, которою я выдавал со склада, особенно люди образованные, приехавшие в монастырь в приличной одежде. А одежда была замазанная, истрепанная и неприличного вида». В 1905 г. будущий иеросхимонах Иоанн был рукоположен в сан иеродиакона и командирован для прохождения послушания на Валаамское подворье в Москве. В 1917 г. подвижник возвратился в Валаам- ский монастырь, где в 1920 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В 1957 г., в возрасте 83-хлет, в числе нескольких валаамских старцев о. Иоанн вернулся на Родину и был принят в братию Псково-Печерского монастыря. В продолжение всей своей жизни о. Иоанн был «жизнерадостен, всем доволен и благодарил Бога за те милости, которыми он пользовался в период многолетней монашеской жизни». Лично знавший подвижника архимандрит Кенсорин вспоминал о нем: «Мне часто приходилось общаться с иеросхимонахом Иоанном. Я его водил в храм Божий и с ним часто также беседовал, просилу него святых молитв, и когда я к нему с одним вопросом обращался, он говорил: “Я помолюсь, если буду иметь дерзновение у Бога”. Он также был великим подвижником, всегда приходил в храм Божий раньше всех, и мне приходилось (хотя тогда я был пономарем) встречать его и ждать на лестнице, чтобы помочь ему подняться на эту огромную лестницу в девяносто девять ступенек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

271.    Там же, с. 269.    Там же, с. 269.    Там же, с. 270.    Там же, с. 271.    Там же, с. 270, прим. 69.    Мансветов И.Д. Об изображении распятия на лжице, находящейся в Антониевом монастыре в Новгороде//Труды Московского Археологического Общества . М., 1874, т. IV, вып 2-й, с. 44    Мацулевич Л.А. Хронология рельефов Дмитровского собора во Владимире Залесском//Ежегодник Российского Института истории искусств. П.-М., 1922, т. 1, вып. 2-й. Цит. по: Андреев Н., указ.соч., с. 235—236.    Мансветов И.Д. Указ.соч., с. 44; Андреев Н. Инок Зиновий, с. 274.    Андреев Н. , указ. соч. , с. 274    Розыск, с. 35    Часть 1-я, М, 1900, с. 128    Лебединский Я Меры русского правительства относительно улучшения иконописи в XVII веке.//Духовный вестник Харьков, 1865. Т. XII, с. 53—54, прим 1    Цит: Ретковская Л. С. Вселенная в искусстве Древней Руси.//Труды Госуд Ист. музея. Памятники культуры М., 1961, вып. 33, с. 15 «Неопалимая Купина» представляет собой одну из «богословско-дидактических» композиций, которые упоминаются в перечне изображаемых тем, данном на Соборе митрополитом Макарием.    На Руси в XVII веке художественная деятельность приобретает необычайный размах. Никогда не создавалось такого количества архитектурных сооружений и стенных росписей, как во второй половине этого столетия. В плане художественном это век приобретений, но и больших утрат. «Утрата большого стиля, утрата глубины образных характеристик, отсутствие в живописи XVII века выразительности и духовной напряженности, свойственной произведениям XII-XV веков, восполнялись красочностью, яркой декоративностью и обилием узорочья». Но все же искусство это, особенно иконопись, держится еще на достаточно высоком духовном и художественном уровне. Патриаршие и монастырские мастерские, а также основная масса иконописцев продолжают строго следовать традиционной рических предпосылок, которые определились в XVI веке. И интерес к русскому искусству в других православных странах был вызван не только замиранием художественной жизни под турецким владычеством, но и определенным созвучием в понимании церковного искусства и в отношении к нему, которые возникли под воздействием обстоятельств, сложившихся в эту эпоху на путях Православия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

76. Флоровский Г. Указ.соч., с. 27. . Андреев Н. Указ.соч., с. 240. . Покровский Н. Указ.соч., 335. . Флоровский Г. Указ.соч., с. 28. . Там же , с. 26 и 27. . Карташев А. Указ.соч., с. 515. . Флоровский Г. Указ.соч., с. 28. . Против изображения Саваофа в виде старца, как образа западного, выступал современник Висковатого — старец Артемий, Троицкий игумен (см.: Устрялов В. История Иоанна//Сказания князя Курбского. 3-е изд. СПб., 1868, с 17—19), а также львовское Братство в 1592 г. (см.: Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, с 290) . Зиновий, по преданию ученик Максима Грека, был известный писатель-полемист, пользовавшийся большим авторитетом у современников (1568). Вопросы и ответы на них Зиновия вошли в его сочинение «Истины показние к вопросившим о новом учении», часть которого была впоследствии включена в «Цветник» — сборник об иконах, изданный в Москве в 1642 г. . Андреев Н. Указ.соч., с. 268. . Там же, с. 271. . Там же, с. 269. . Там же, с. 269. . Там же, с. 270. . Там же, с. 271. . Там же, с. 270, прим. 69. . Мансветов И.Д. Об изображении распятия на лжице, находящейся в Антониевом монастыре в Новгороде//Труды Московского Археологического Общества . М., 1874, т. IV, вып 2-й, с. 44 . Мацулевич Л.А. Хронология рельефов Дмитровского собора во Владимире Залесском//Ежегодник Российского Института истории искусств. П.—М., 1922, т. 1, вып. 2-й. Цит. по: Андреев Н., указ.соч., с. 235—236. . Мансветов И.Д. Указ.соч., с. 44; Андреев Н. Инок Зиновий, с. 274. Андреев Н. , указ. соч. , с. 274 . Розыск, с. 35 . Часть 1-я, М, 1900, с. 128 Лебединский Я Меры русского правительства относительно улучшения иконописи в XVII веке.//Духовный вестник Харьков, 1865. Т. XII, с. 53—54, прим 1 Цит : Ретковская Л. С. Вселенная в искусстве Древней Руси.//Труды Госуд Ист. музея. Памятники культуры М., 1961, вып. 33, с. 15 «Неопалимая Купина» представляет собой одну из «богословско-дидактических» композиций, которые упоминаются в перечне изображаемых тем, данном на Соборе митрополитом Макарием. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

В XIX в. в росписях костромских храмов преобладал академический стиль, носителями к-рого были выходцы из посада Б. Соли. Этими мастерами было расписано большое число храмов, в частности: Крестовоздвиженская ц. в Нерехте (1810, А. Т. Демидов); ц. Спаса (Происхождения честных древ) в Рядах в Костроме (80-е гг. XIX в., предположительно Е. С. Сорокин); трапезная Владимирской ц. в Нерехте (1914, Н. И. Баженов); ц. святых Александра и Антонины в Селище в Костроме (1917, Н. И. Демидов; росписи поновлены в 1947 большесольцами и потомственными иконописцами И. И. и С. И. Дубовыми). Принципа коврового размещения росписи мастера не придерживались, на стенах и в простенках между окон помещали фигуры святых и отдельные картины на евангельские сюжеты, окруженные пышными орнаментальными рамами в технике гризайль. Иконография отдельных композиций обычно повторяла известные работы академических мастеров и европ. художников, такие как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1495-1498), некоторые сцены из росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896, худож. В. М. Васнецов) и др. В росписях костромских храмов также принимали участие художники мастерской Н. М. Сафонова (Софонова) в Палехе. Ими было выполнено стенное письмо четверика ц. Воскресения на Дебре (1874-1876, под рук. И. Парилова), а также фасадов и галереи Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1912). Параллельно профессиональной монументальной живописи на костромских землях существовала народная традиция росписи деревянных храмов, о к-рой свидетельствуют единичные сохранившиеся памятники. Живопись выполняли на холсте, к-рым оклеивали своды и реже стены храмов. Комплекс «неба» кон. XVIII - нач. XIX в. со сценами Страстного цикла и с образом Христа Вседержителя в центре находится в ц. прор. Илии из с. В. Берёзовец Солигаличского р-на (в наст. время в МДЗ). Развернутый евангельский цикл был изображен на сводах и стенах ц. прп. Ефрема Сирина из с. Ефремье (Ширь) (после 1872; в снятом со стен виде хранится в КГОИАХМЗ). Исследование стенного письма и местной иконописной традиции стало возможно благодаря комплексной реставрации храмов. В кон. 1950 г. была создана Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская (КСНРПМ). В 1961 г. выпускники Костромского художественного училища А. М. Малафеев, Г. Б. Губочкин, Е. В. Ильвес были направлены на стажировку в Лабораторию реставрации монументальной живописи при Академии архитектуры УССР. В Софийском соборе Киева под рук. Л. П. Калениченко художники осваивали основы реставрационной науки и мастерства. Киевляне разработали методику реставрации стенописи в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря и курировали работу бригады костромичей. Уникальный коллектив художников-реставраторов под рук. Малафеева (Ильвес, Губочкин, Е. И. Марев, Е. В. Рыбцов, В. Т. Андреев, В. Е. Тисов) за полстолетия выполнил колоссальный объем работ: спасены от гибели более 20 памятников стенного письма и сотни икон из собраний костромских музеев и храмов К. и Г. е. Иконописание

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Свт. Григорий Нисский . Толкование на книгу Екклесиаста. — Творения свт. Григория Нисского. М., 1961, т. 2 Свт. Григорий Неокесарийский . Парафраз из Екклесиаста. — ХЧ, 1913 Свт. Дионисий Великий . Толкование на начало книги Екклесиаста. — В кн.: Творения свт. Дионисия Великого. Казань, 1900 Бл. Иероним . Толкование на книгу Екклесиаста. — Творения бл. Иеронима. Киев, 1905, т. 6 Свт. Иоанн Златоуст . О праведном и ближенном Иове. — Творения, т. 6, кн. 2 11. Учительные книги: общие труды Афанасьев Д. П. Книги Учительные Священного Писания Ветхого Завета. Ставрополь, 1905 Гавриловский В. Учительные книги Ветхого Завета. Вольск, 1911 Князев А., прот. Ветхий Завет. Учительные книги. Париж, 1952 (машинопись) Марфи Р. Введение в Учительные книги Ветхого Завета. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Михаил (Лузин), еп. Учительные книги Ветхого Завета. Тула, 1900 12. Псалтирь Андреев В. А. О Псалтири. М., 1915 Богословский Н. Псалтирь как художественное произведение. — Странник, 1904, # 11 Вишняков Н. П., прот. О происхождении Псалтири. СПб., 1875 Дмитрий (Вознесенский), еп. Псалтирь протолкованная. Харбин, 1941 Ириней (Клементьевский), еп. Толкование на Псалтирь. М., 1903 Каменский Н., свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878 Карташев А. В. Толкование на 67 псалом. — ПМ, 1947, вып. 5 Маккензи Н. А. Псалтирь. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Никольский Н. М. Царь Давид и Псалмы. М., 1908 Никольский В. О надписании Псалмов. М., 1882 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на псалмы. Вятка, 1874 Полотебнов А. Г., прот. Мессианское значение типологических псалмов. М., 1878 Юнгеров П. Вероучение Псалтири. Казань, 1897 13. Книга Притчей Аверинцев С. С. К уяснению надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. — В кн.: Древнерусское искусство. М., 1972 Арсений (Стадницкий), архиеп. Филофея Константинопольского три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость создала себе дом». Новгород, 1898 Булгаков С., прот. Ветхозаветное учение о Премудрости Божией. — В кн.: С. Булгаков. Купина неопалимая. Париж, 1927

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Это обстоятельство задерживало работу Переводческой Комиссии, хотя с каждым годом магометанское влияние усиливалось среди вотяков. До открытия Переводческой Комиссии, Н.И. Ильминским напечатано на вотском языке 3 книги: 1 . Начальное учение Православной христианской веры. 1874 г. 2 . Главные церковные праздники. 1874 г. 3 . Букварь для крещеных вотяков. 1875 г. Переводы эти были сделаны на наречии, которым говорят вотяки Казанской губернии, сильно отатаренные, и поэтому эти переводы были мало понятны для вотяков других местностей. По учреждении Переводческой Комиссии в 1875 году до 1891– 92 года напечатано: 1 . Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, 1 изд. 1877 года 1,200 экз. 2 . Требник, 1 издание 1882 г. 240 экз. 3 . Песнопения всенощного бдения и Божественной литургии, 1 издание 1887 г. 400 экз. 4 . Сокращенный молитвослов, 1 изд. 1887 г. 1,000 экз. 5 . Священная история В. и Н. Завета, 1 изд. 1887 г. 1,100 экз. 6 . Наставление христианское Св. Тихона, 1 издание 1878 г. 1,200 экз. 7 . Молитвенник, 1 изд. 1889 г. – 1,000 экз. 8 . Букварь для вотских детей 3 издания 1882, 1882 и 1888 гг., – всего 3,400 экз. 9 . Произведение народной словесности – обряды и поверий вотяков Казанской и Вятской губернии с русским переводом 1880 г. – 600 экз. С каждым новым изданием вотские переводы улучшались, но все-таки до последнего времени оставляли желать многого. Переводы составлялись различными сельскими учителями и священниками, но окончательно редактировались в Казанской Учительской Семинарии, при содействии воспитанников ее из вотяков. Большую помощь при этом Комиссия нашла в учителе Кузьме Андрееве, человеке редкого религиозного усердия и искренности. Кузьма Андреев, будучи почти самоучкой и почти вовсе не зная по-русски, под влиянием соседней миссионерской школы и чтения религиозных книг на татарском языке, который он знает как свой родной, в короткое время успел приобрести огромное нравственное влияние на окрестных вотяков; они, по его убеждениям, оставили празднование магометанской пятницы, стали праздновать воскресенье, соблюдать посты, перестали брить головы – одним словом, приняли христианские нравы; достиг этого Кузьма Андреев в течение 10 лет с весьма малыми средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

«По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства, от 5 января 1901 года за 6, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении помощника инспектора сей академии, кандидата богословия, Александра Покровского в степени магистра богословия за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологетического исследования», и 2) отзыв о названном сочинении Преосвященного Кишиневского, от 8 сего мая. Приказали : Помощника инспектора Московской духовной академии, кандидата богословия, Александра Покровского, удостоенного Советом —177— названной академии степени магистра богословия за вышеупомянутое сочинение, утвердить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Кишиневского, в таковой степени; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили : Об утверждении помощника инспектора Академии Александра Покровского в степени магистра богословия внести в формулярный о службе его список и выдать ему установленный диплом на означенную степень. III. а) Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1901 г. Мая 22. В Совет Московской Духовной Академии» – отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 17 мая за 3855: «Вследствие отношений от 24 января и 2 февраля сего года за 42 и 69, имею честь уведомить Ваше Высокопреосвященство, что Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 5 текущего мая за 35 произведены за выслугу лет со старшинством: из коллежских в статские советники – экстраординарные профессоры Московской духовной академии Голубцов с 15 февраля и Глаголев с 27 сентября 1900 года и из коллежских асессоров в надворные советники – секретарь Московской духовной консистории, 2 экспедиции, Кириллов с 24 ноября 1900 года и утверждены в чине коллежского советника по должности экстраординарных профессоров Московской духовной академии Спасский с 1 декабря 1897 года и Андреев с 8 декабря 1899 года».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

113 Дурбар – церемониальный и публичный приём. Кроме вице-королей только некоторые из владетельных принцев Индии имели право устраивать публичные дурбары. 122 Olcott Н. S. Old Diary Leaves, 6 vols. Adyar: Theosophical Publishing House, 1974–­1975. Дневник Олкотта на русский язык не переводился.      . 129 Блаватская Е. П. О первоначальной программе Теософского Общества//Еле­на Блаватская: судьбы и лица... СПб., 2006. С. 65. 132 Цит. по книге: Крэнстон С. Е. П. Блаватская: Жизнь и творчество основатель­ницы современного теософского движения. С. 275. 135 О нём см: McKay A. The Drowning of Lama Saengchen Kyabying: A Preliminary Enquiry from British Sources, in: Tibet, Past and Present. Tibetan Studies I. (ed. Henk Blezer). Leiden: Brill, 2002. P. 264–266. 136 Johnson K. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 192–193. 144 Письма Махатм. Самара, 1998. С. 569–572. Письмо Блаватской Синнетту из Вюрцбурга от 6 января 1886. 146 Johnson К. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 7. Письмо Блаватской Синнетту, 1886; курсив в тексте П. Джонсона. 152 Блаватская Е. П. О первоначальной программе Теософского Общества//Еле­на Блаватская: судьбы и лица... СПб., 2006. С. 63. 153 Johnson К. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 11–12. 154 Carlson M. «No Religion Higher than Truth», A History of the Theosophical Move­ment in Russia. P. 42. 156 Соловьёв В. С. Современная жрица Изиды. (Моё знакомство с Е. П. Блаватской и «теософическим обществом».) М., 1994. С. 217–218. 157 Лакшми-Бай (1835–1858) – княжна (рани) Джханси, национальная героиня Индии; командуя кавалерийским отрядом, воевала в войсках Тантиа Топи, пала в бою под Гвалиором. 158 См. об этом: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсовет­ской России. СПб., 2006. С. 62–63. 159 Блаватская Е. П. Письма. М., 1995. С. 138; см. также: Johnson К. Paul. The Masters Revealed: Madame Blavatsky and the Myth of the Great White Lodge. P. 59. А. М. Горчаков – министр иностранных дел России (1856–1882); Б. Дизраэли – премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874–1880.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Свидетельство. Мы нижеподписавшиеся, священно и церковнослужители Ярославской епархии, Рыбинского уезда, Спасской церкви села Коприна, свидетельствуем, что предъявитель сего Тульский 3-й гильдии купец Иван Андреев Чистяков, с женою своею Екатериною Федоровою и детьми Иваном и Петром, объявив себя содержащими Св. православную веру, говели в нашей церкви на первой неделе Великого поста, сего 1856 года, потом исповедовались и сподобились Святого причастия. В удостоверение чего и дано им, Чистяковым, свидетельствовав за надлежащим подписом и печатью. Священник... Диакон... Дьячок... Пономарь. » » ноября 1856 года. 431. О печатании по новому обращу бланков для метрических листов и других церковных документов. Святейший Синод слушали предложение, господина Обср-Прокурора за 291, с приложением представленного конторою Московской Синодальной типографии образца новой формы бланков для метрических листов и других церковных документов. В этой форме знаки льва и единорога заменены гербом двуглавого орла, с подписью под оным: «Московской Синодальной типографии», а в предупреждение контрафакции установлены заголовки, напечатанные церковно-славянским (ординарно-библейным ) шрифтом. И, по справке, приказали: утвердить сей образец, предоставить хозяйственному управлению сделать надлежащее распоряжение о напечатании по сему образцу бланков для метрических записей, с тем, как выражено в определении Святейшего Синода 6 ноября 1874 г. (15 января 1875 г.), чтобы метрические бланки, отпечатанные по новому образцу, отпускались из конторы типографии в Консистории, по удостоверении сими последними в совершенном израсходовали имеющихся и их распоряжении бланков прежней формы. О чем и объявить циркулярно по духовному ведомству печатными указами. Мая 17 дня 1875 года. 432. 4 апреля 1869 года, по Высочайшему повелению. Относительно изменения порядка приема и возврата детей, отдаваемых в С.-Петербургский и Московский воспитательные домы. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 6-го минувшего марта за 989, с приложением отношения Его Императорского Высочества Главно-Управляющего IV отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии за 1118, относительно изменения порядка приема и возврата детей, отдаваемых в С.-Петербургский Воспитательный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Врожденный вкус к историческим явлениям и тонкое чутье их, богатая осведомленность в памятниках всемирной литературы, широкое философское и богословское развитие, приобретенное в молодые годы, послужили В. А-чу фундаментом для постройки грандиозного здания, имеющего целью представить и осветить историю перехода европейского сознания от религиозного миро- и жизне-воззрения к светскому, гуманистическому, – так сказать, историю обмирщения, «секуляризации» европейской культуры от Возрождения до XIX века. – Так оформившаяся еще в конце семидесятых годов, отчасти под впечатлением —868— книги Лекки и в противовес его «Истории рационализма», эта идея потребовала еще более детального ознакомления с литературой и философией указанной эпохИ.В. А-м было уделено тому более двадцати лет, из которых четырнадцать были посвящены занятиям в величайших книгохранилищах Европы и тщательному собиранию редких книг для собственной богатой библиотеки. Сознательная личная религиозность и преданность Церкви позволила В. А-чу с новой и неожиданной стороны осветить тот загадочный период истории европейского сознания, который сам себя окрестил именем «Возрождения», но который, при вдумчивом и честном исследовании, оказывается чем-то совсем иным. Случайные внешние события задержали на несколько лет появление этого труда в печати, и пока только небольшая часть его и работы лишь соприкасающиеся с основною темою увидели свет, а остальная, приготовленная, находится в рукописи и составит по выходе много томов. Мы перечислим здесь лишь наиболее крупные исследования, как печатные, так и рукописные. К первым относятся: 1) Нравственное и умственное развитие римского общества во II веке. Историческое исследование. Козлов, 1874. 2) Философия чувства и веры в её отношении к рационализму XVIII в. и к критической философии. М., 1897. 3) Из путевых впечатлений по Востоку. 1898. I. Св. София. II. Цареградский Музей. 4) Северно-русские думы и впечатления. (Очерки церковной и бытовой старины). 1899. 5) Обыденные храмы в древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010