Источниковой основой послужили журналы педагогических собраний за 1871–1880 гг. а также дела «с копиями аттестатов» за 1871–1874 и 1878–1800 гг. Все они хранятся в Центральном государственном архиве г. Москвы в ф. 234 (Московская духовная семинария). Недостающие сведения о выпуске середины 1870-х гг. удалось восполнить по именной ведомости, подшитой к делу с аттестатами 1874 г. Судя по содержанию текста, ее следует относить к тому же году, хотя прямой датировки документа не обнаружено. Эта ведомость, хотя и написана скверным подростковым почерком, имела порой преимущество перед аттестатами выпускников, так как в ней для многих воспитанников указывалась дата рождения, тогда как в аттестатах тех лет – лишь возраст на момент выпуска. По этой причине за неимением точной даты год рождения указывался приблизительно. В ряде случаев, однако, сведения о возрасте приходилось вычислять из данных, приводимых в разрядных списках учеников, которые составлялись в конце учебного года и подшивались к журналам педагогических собраний. Порой год рождения на основании разрядных списков не совпадал с результатом оценки согласно аттестату, и тогда бралось усредненное значение, дающее погрешность в привычные 1-2 года. Наконец, имена и фамилии, подобно географическим названиям, не подверглись унификации, а приводятся в том виде, в каком они были прописаны в выпускных документах. Поэтому в работе одинаково присутствуют Сергеи и Сергии, Скворцовы и Скворцевы и т. п. Если написание фамилии ученика за время обучения в семинарии варьировалось, то встретившиеся варианты указываются в скобках.       Агибалов Дмитрий,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Иосиф Андреев, заштатный священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Богородское, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 243). Алексинский Сергей,родился 19 июня 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Евфимий Алексинский, протоиерей; Москва, Ивановский сорок, Воскресенская, что в Таганке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 286 об., 287).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Все эти лица погребены на кладбище при церкви; 6) Алексей Васильев Куженский (с 1869 по 1874), перешедший на другой приход; 7) С 1874 г. служит священником Петр Васильев Вихров, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии. Из прежних причетников известны по долговременной службе: дьячок Марк Адрианов, умерший в 1831 году; дьячок Иван Андреев, умерший в 1867 г. на 97 году и пономарь Яков Хрисанфов, ум. в 1865 г., 78 лет. В прежнее время средствами содержания причта служили обработка земли и скудные доходы за требоисправления в приходе; но, при собственных трудах земледелия, простоте жизни, ограниченности потребностей и разных хозяйственных пособиях от помещиков, члены причта могли существовать хотя и скудно, но не совсем бедственно. Земли на содержание причта отведено было помещиком Тырковым 36 десятин 40 саж.; но из них тремя десятинами долгое время владели наследники Тыркова, на условии, которое выражено в следующей форме: «1786 года, Апреля 24-го дня, я, нижеподписавшийся, дал сие письмо приходскому, Выставки села Торошкович, священнику Ивану Иванову в том, что на принадлежащие на их часть в полях изгороды городить крестьянам моим, как вновь, так, где случится починка, то исправлять; а взял я за оное горожение изгород, по условию моему с ним, в трех полях их церковной земли три десятины во владение, в чем и подписуюсь. Коллежский ассесор Александр Тырков». После освобождения крестьян условие это потеряло силу, и земля возвращена причту. Церковная земля находится подле села и члены причта сами ее обрабатывают. Кроме того, причт издавна пользуется данным от помещиков покосным лугом, а священник сверх того еще двумя релями (?) на реке Луге, всего около трех десятин. Помещик Николай Николаевич Скобельцын в 1863 году формальною дарственною записью укрепил за причтом этот дар своих предков. Лесу на церковной земле нет и дрова церковью и причтом покупаются с большим трудом и издержками. По плану, как генерального межевания в 1783 году, так и специального в 1838 году, церковная земля обойдена землями соседей и потому особого плана на нее нет, а он общий с землями помещиков Скобельцына и Половцовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первоначально церковь построена была в некотором небольшом расстоянии от главного княжеского дома, но в 1826 году храм сей был определен для придворной церкви императрицы Елизаветы Алексеевны, пожелавшей короткое время провести в селе Суханове. По этому случаю церковь соединена с княжеским дворцом двухэтажною пристройкою. Верхний этаж предназначен для присутствия при богослужениях и для ризницы, отделяется от церкви деревянного со стеклами аркою. Нижний этаж для паперти. Но не суждено было прибыть в Суханово Ее Величеству. Волею Божией скончалась на дороге в Суханово в городе Веневе Тульской губернии. Храм остался приходским. Церковь с ее основания поддерживали владельцы села Суханова. В то же время они нисколько не стесняли и ревнующих о благолепии храма украшать его. Так, например, в 1874 году усердием мануфактур - советника Павла Акимовича Овчинникова, возобновлена внутренность и наружность храма. Стены выкрашены клеевой краской. Иконостасы и в них местные иконы нижнего яруса позолочены. Позолочена так же и вся богослужебная утварь. По обновлении освящение совершено в день памяти Святых Апостолов Петра и Павла. В память чудесного спасения Государя Императора Николая Александровича, в бытность наследником, от грозившей Ему опасности в Японии, 29 апреля 1891 года, возымел желание выкрасить внутренность церкви масляной краской, а наружность клеевой, московский купец Василий Андреевич Андреев. Приступлено было к работе с разрешения Епархиального начальства 9 июня 1891 года и окончено в сентябре. В воскресный день, 22 сентября 1891 года церковь вновь была освящена. Так как церковь была холодной и от теплого придела отделялась аркою, то Андреев, видя тесноту придела, пожелал сделать всю церковь теплою. Он вставил двойные рамы в окна, вновь переложил две печи и поставил печь в алтаре. 1901 года июня 3 дня усердием крестьянина села Суханова Ильи Филипповича Жарова водружены на церковь и колокольню кресты железные вызолоченные сусальным золотом, так же и главы. В том же году в июле месяце вызолочен иконостас и местные иконы в приделе усердием Василия Андреевича Андреева.

http://sobory.ru/article/?object=16363

Церковь с ее основания поддерживали владельцы села Суханова. В то же время они нисколько не стесняли и ревнующих о благолепии храма украшать его. Так, например, в 1874 году усердием мануфактур-советника Павла Акимовича Овчинникова возобновлена внутренность и наружность храма. Стены выкрашены клеевой краской. Иконостасы и в них местные иконы нижнего яруса позолочены. Позолочена так же и вся богослужебная утварь. По обновлении освящение совершено в день памяти Святых Апостолов Петра и Павла. В память чудесного спасения Государя Императора Николая Александровича, в бытность наследником, от грозившей Ему опасности в Японии, 29 апреля 1891 года, возымел желание выкрасить внутренность церкви масляной краской, а наружность клеевой, московский купец Василий Андреевич Андреев. Приступлено было к работе с разрешения Епархиального начальства 9 июня 1891 года и окончено в сентябре. 22 сентября 1891 года церковь вновь была освящена. Так как церковь была холодной и от теплого придела отделялась аркою, то Андреев, видя тесноту придела, пожелал сделать всю церковь теплою. Он вставил двойные рамы в окна, вновь переклал две печи и поставил печь в алтаре. 1901 года июня 3 дня усердием крестьянина села Суханова Ильи Филипповича Жарова водружены на церковь и колокольню кресты железные вызолоченные сусальным золотом, так же и главы. В том же году в июле месяце вызолочен иконостас и местные иконы в приделе усердием Василия Андреевича Андреева. В 1912 году согласно прошения Епархиальным начальством был разрешен внутренний и внешний ремонт храма. Перекрыт кумпол, окрашена крыша масляной краской, а стены клеевой. Стены внутри окрашены масляной краской и расписаны орнаментом и живописью стены и потолки. Вновь перезолочен главный, Богородицерождественский иконостас. Все это сделали на средства церкви и израсходовали до 2500 рублей. Из достопримечательностей храма известен напрестольный крест сребропозолоченный с частицами Святых мощей разных Святых, оказывает благодатную помощь младенцам. Храмовая икона Божией Матери " Утоли моя печали " в сребропозолоченной ризе внесена в храм владельцем генералом Мельгуновым в память построения им и освящения храма 31 августа 1785 года.

http://sobory.ru/article/?object=42270

Для вспоможения бедным устроено попечительство, по проекту протоиерея Славинского, утвержденному митрополитом Исидором 19 февраля 1866 г. В апреле 1867 г. на собранные от членских взносов и в кружки деньги до 800 р., открыты были: столовая для бедных, дневной приют для обучения детей и школа в мариенбургской части. Устав попечительства Высочайше утвержден 4 июля 1874 г. Попечительство названо благотворительным обществом и при нем составился комитет из 9 членов и в числе их непременный член – настоятель собора. Почетным попечителем приглашен управляющий городом. По ходатайству управляющего, генерал-лейтенанта Багговута, общество принято под покровительство Государыни Императрицы. Через 7 л. по учреждении, общество купило, за 12000 руб., дом для приюта. Тут помещено до 35 беднейших детей, а 25 стали пользоваться пищею. В 1878 г. коллежский асессор Семен Алекс. Андреев завещал обществу свой дом для призрения престарелых женщин. На устроенную здесь богадельню, названную Андреевской, Андреев пожертвовал 5000 руб., а В. В. Григорьев и Т. П. Нечаевск ая 4400 руб. По отчету 1883 г. общество, кроме двух домов, имеет капитала до 36150 р. и призревает до 200 человек, в том числе: живущих в приюте мальчиков 14, девочек 26; приходящих учиться мальчиков 20, девочек 25; в отделении приюта, на Пильной, мальчиков 18, девочек 14; в Андреевской богадельне старушек 15. Получающих пищу из приюта и пользующихся денежник и хлебным пособием 55. Всего на попечении общества 197 лиц. Протоиерей Владимир Славинский 16) Госпитальная церковь во имя ап. Павла Павловская церковь гатчинского госпиталя находится в каменном здании, в котором, кроме городового госпиталя, находятся еще два, основанные Павлом 1, благотворительные заведения: дом бесприютных бедных города Гатчино и дом призрения слепых воспитанников (питомцев) воспитательного дома. Госпиталь, со всеми учреждениями и службами, занимает четвероугольную площадь между Большим проспектом и улицами Багговутовскою, Мариинскою и Госпитальною. До нынешней церкви существовала здесь церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1.02.1874, с. Сошки Липецкого у. Тамбовской губ.- 2.08.1930, близ Воронежа), сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., настоятель ц. в честь Успения Божией Матери с. Бутурлиновка Бобровского у. Воронежской губ. (ныне город в Воронежской обл.). Род. в семье псаломщика, после окончания в 1896 г. Тамбовской ДС служил псаломщиком. В 1904 г. рукоположен во диакона ко храму в с. Сторожевые Выселки Воронежской губ., в к-ром через 2 года стал священником. В 1918 г. перешел служить в храм с. Липовка Бобровского у., а спустя 2,5 года - в храм с. Мечетка того же уезда, где прослужил ок. года. В нач. 20-х гг. А. был переведен в ц. Успения Божией Матери в с. Бутурлиновка и вскоре, по возведении в сан протоиерея, назначен благочинным. 8 апр. 1930 г. А. был вызван на допрос, где подтвердил свою лояльность советской власти, после чего его отпустили, но вскоре арестовали в связи с делом буевцев и обвинили в «принадлежности к антисоветской организации». 28 июля А. был приговорен к расстрелу и вскоре расстрелян вместе с еще 11 осужденными - священниками, монахами и мирянами. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Воронежской обл. Арх. П-24705. Т. 1-4. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 112; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 38, 45, 234, 325; ЖНИР. Июль. Ч. 1. С. 460. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/64080.html

Священник Алексей Петров, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Василий Андреев и пономарь Иван Семенов жительство имели и имеют в церковных палатках. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Троицкая церковь в Полях существовала уже в XV в. Название «в Полях» дано ей потому, что в XV-XVI вв. здесь происходили судебные поединки (суд божий), которые назывались «поле». Первое упоминание о церкви Старая Троица встречается в Никоновской летописи под 1493 г. В XVI ст. был построен каменный храм, а в 1657 г. племянником матери царя Михаила Федоровича боярином М. М. Салтыковым пристроены три придела: во имя св. Николая, во имя св. Бориса и Глеба и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Между 1659 и 1664 гг. на кладбище Троицкого храма князем И.А. Воротынским построена церковь во имя преп. Сергия, ныне на ее месте часовня. В 1756 г. вместо Николаевского был устроен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери, и около того же времени упразднен придел во имя св. Бориса и Глеба. В 1832 г. Троицкий храм был заново перестроен, и вместо прежних устроены приделы: во имя св. Николая и во имя преп. Сергия. В 1874 г. на средства прихожан храм был обновлен. К Троицкой в Полях церкви приписана находящаяся во дворе дома Чижовых церковь в честь Успения Божией Матери, существующая без изменений с 1647 г. и построенная вышеупомянутым боярином Салтыковым. «Московские святыни и памятники. Краткие исторические сведения о московских соборах, монастырях, древних церквах, памятниках и замечательных зданиях». г. Москва, Синодальная Типография, 1903 г. Существовавшая ранее церковь Живоначальной Троицы находилась у стены, в тупике, который выходит на Никольскую улицу; видна была со стороны Театрального проезда. Обыкновенно называется «Троицы в Полях» или «Троицы, что в Старых Полях». Это название объясняется тем, что до построения стены тут действительно начиналось поле, а также тем, что это поле было обыкновенным местом судебных поединков, которые запрещены только с 1556 г., и которые назывались «поле».

http://sobory.ru/article/?object=21229

Главная цель Теософского общества, согласно Уставу, состояла в создании ядра Всеобщего Братства Человечества или Всемирного Братства, без различия вер, рас и происхождения. В основе такого братства лежала общая для буддизма и индуизма идея «единства всего живого» на земле. Двумя другими целями ТО было содействие распространению арийских и других восточных наук и знаний и исследование сокровенных законов природы и психических сил человека. Созданное Блаватской теософское учение было призвано, с одной стороны, произвести синтез религии, философии и науки, а с другой, объединить существующие религии и культы на некой общей основе, путём очищения от позднейших наслоений и искажений, выявления в них первоначального единого субстрата – эзотерической мудрости или доктрины. «Ни один человек, ставший теософом, – писала Анни Безант (1874–1933), – не перестаёт быть христианином, буддистом или индуистом; он лишь более глубоко проникает в суть своей собственной веры, добивается более прочного овладения её духовными истинами и более широкого понимания её сокровенных знаний» 86 . Ведущие теософы определяли своё учение как синкретическую, религиозно-мистическую философскую систему («одновременно адекватную философию и всеобъемлющие религию и этику»), основанную на древней эзотерической традиции. Фактически, это была попытка создания новой – универсальной – религии, не связанной какой-либо определённой догматикой, которую Рене Генон называет «псевдорелигией». Руководящая верхушка теософского братства состояла из 13 человек: Г. С. Олкотт (президент ТО), Др. Сет Панкоуст и Дж. Фелт (вице-президенты), Е. П. Блаватская (секретарь-корреспондент), Дж. С. Кобб (секретарь-референт), Г. Дж.Ньютон (казначей), Ч. Созеран (библиотекарь), Дж. Уиггин, Эмма Хардинг-Бриттен, Др. Р. Б. Уестбрук, Др. Ч. Е. Симмонс и Г. Д. Моначези (консультанты), У. Джадж (юрисконсульт). Общее число членов ТО первоначально составляло 50 человек. Большинство теософов видело в Обществе прежде всего центр спиритических исследований, объектами для которых служили духи и «элементалы». Суровый критик теософов Рене Генон, однако, утверждал, что для Блаватской и Олкотта этот центр был не более чем «школой египетского оккультизма окрещённого с индуизмом», сделавшей своей главной целью «одурачивание спиритистов» 87 . Штаб-квартира Общества (с лета 1876 г.) располагалась в центре Нью-Йорка в доме на углу 8-ой авеню и 47-й улицы. В этом же доме в отдельных квартирах проживали и Блаватская с Олкоттом, называвшие в шутку своё жилище «Ламасери» (от английского слова lamasery – ламаистский монастырь).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

Основные центры старообрядческого населения в совр. Рокишкском, Зарасайском, Аникщяйском, Йонавском, Тракайском и Кайшядорском районах Л., существовавшие до недавнего времени или существующие до сих пор, сформировались в 70-90-х гг. XVIII в. К 1772 г. на территории Речи Посполитой могло проживать 100-180 тыс. последователей «старой веры». К кон. XVIII в. на территории ВКЛ имелось не менее 17 старообрядческих храмов. В результате 3-го раздела Речи Посполитой (1795) Россия приобрела значительную часть бывш. ВКЛ, Курляндию и Пилтенский окр., большинство старообрядческих общин оказалось в Российской империи - на территории Виленской и с 1842 г. Ковенской губерний. С 1808 г. старообрядцы подчинялись российскому религ. законодательству, существенно смягченному в период правления имп. Александра I. В годы правления имп. Николая I преследование старообрядцев возобновилось. Старообрядческая церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1830 г. Фотография. 2014 г. Старообрядческая церкви в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1830 г. Фотография. 2014 г. В 1825 г. в Вильне жили 8 семейств старообрядцев. Они приобрели участок земли в 4 дес. на Островоротном форштадте, было решено возвести здесь молитвенный дом и устроить кладбище. В 1830 г. построили здание (без куполов, поскольку старообрядческие богослужения, согласно Указу 1826 г., должны были совершаться только в часовнях); в одной половине дома отпевали усопших, в др. половине жил наставник О. А. Андреев. В 1880 г. купец Г. С. Ломоносов получил разрешение на строительство каменного здания, к-рое было окончено в 1900 г. на средства купца А. М. Пимонова. 14 окт. 1901 г. виленский храм освятили в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально здание не имело куполов, на его назначение указывали 2 креста на крыше. В 1906 г. над молитвенным домом был сооружен купол, к храму пристроена каменная колокольня. В 2005 г. совет Вильнюсской общины обновил здание и установил новые купола. В 30-х - 1-й пол. 50-х гг. XIX в. в Ковенской и Виленской губерниях было закрыто не менее 11 из 33 действовавших староверческих храмов, были арестованы видные духовные отцы, шло изъятие старообрядческих икон, книг и церковной утвари. В дек. 1851 г. правосл. Церкви передали ранее запечатанный старообрядческий храм в Дегутях, т. о. была ликвидирована Дегуцкая община. Во 2-й пол. XIX в. положение старообрядцев неск. улучшилось. Постановления 1862-1864 гг. позволили староверам вступать в купеческие гильдии, в 1874 г. вышел закон о регистрации старообрядческих браков. Закон от 3 мая 1883 г. предоставил староверам свободу отправления богослужения, но запрещал внешнее «оказательство».

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Из епископов наиболее потрудившихся в деле миссионерского служения заслуживают упоминания епископ Илларион (1731–1755), в бытность которого ревностным миссионером среди калмыков был архимандрит Никодим Ленкевич, учредивший для крещенных калмыцких мальчиков школу при Ивановском монастыре, один из благостнейших астраханских архипастырей Мефодий I (1758–1776), горячо оплаканный не только православными, но магометанами и калмыками, арх. Виталий (1832–1841), открывший в целях миссионерских при семинарии класс калмыцкого языка, который преподавался настолько успешно в семинарии, что из природных русских вышли такие замечательные знатоки этого языка и быта калмыков и присно незабвенные деятели на поприще миссионерском в крае, как, напр., о. протоиерей Пармен Смирнов, Ф. Е. Крылов и А. И. Воронцов, преподаватели семинарии, архиеп. Евгений I (1844–1856), открывший первую улусную походную церковь и назначивший к ней особого священника, знающего калмыцкий язык, Василия Дилигенского, и, наконец, известнейший вития и ученый архиепископ Никифор Феотоки (1786–1792), много поработавший на поприще обращения совращенных в раскол и оставивший по себе память в истории полемической противо-раскольнической литературы своими капитальными «Ответами на вопросы старообрядцев бахмутских и астраханских». Иерархия астраханская на всем протяжении своей трехсотвековой истории не переставала учить добру свою паству, но с особенно выдающимся успехом в этом деле потрудились архиепископы Никифор Феотоки, Тихон Малинин (1792–1793), Анастасий Братановский (1805–1806), Иона Васильевский (1821), Евгений I Баженов и епископ Хрисанф Ретивцев (1874–1877). Из пастырей астраханского края стяжали себе славу искусных проповедников Слова Божия протоиереи (отец известного арх. Иннокентия) Ф. А. Александров, И. Г. Якиманский, священники Ник. Герасимов, И. М. Рубашевский, С. Андреев, иеромонах Ириней, основатель Покрово-Болдинского монастыря и др. Многие из названных нами иерархов потрудились в служении добру и путем издания капитальных своих ученых трудов, каковы напр., «О расположении проповедей», трактат архиепископа Анастасия Братановского, Кириакодромион или толкование воскресных евангелий в 2 частях, арх. Никифора Феотоки, сокращение Богословия арх. Сильвестра Лебединского (1807–1808), «О религиях древнего мира» епископа Хрисанфа, Иерархия астраханская и другие историко-археологические труды Платона Любарского (1794 – 1805) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010