Первая заговорила графиня в письме на имя митрополита С.-Петербургского, первенствующего члена Св. Синода, потом выступил и сам граф, но не с раскаянием и просьбою о прощении, а с печатным протестом против Синодального определения. Протест этот или ответ Синоду очень поучителен и с точки зрения принципа самого Толстого о непротивлении злу, и как наилучшее доказательство его действительных верований и отношений к христианству и Церкви. Поэтому, мы приведем его в существенных выдержках, хотя без сомнения многим он и известен. «Я не хотел сначала отвечать, пишет Толстой, на постановление обо мне Синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить и третьи выражают со мной единомыслие и я решил ответить и на самое постановление, указав на то, что в нем несправедливо». Посмотрим, что же это такое. «Постановление Синода вообще имеет много недостатков... Оно незаконно или умышленно- двусмысленно (?) потому, что если оно хочет быть отлучением от церкви, то не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое отлучение». – Толстой говорит еще о церковных правилах, которые топчет ногами! – «Оно произвольно, потому что обвиняет одного меня в неверии, тогда как не только многие, но почти все (?) образованные люди разделяют такое неверие». – Толстой хочет, значит, чтобы вместе с ним осудили почти всех образованных людей, – которые своего неверия не обнаружили в такой, как он, открытой форме и, что особенно важно, не распространяли его через печать и не производили таким образом народного соблазна и смущения! Но это еще формальная сторона дела. Сущность его в том, что определение Синода содержит, по словам протестанта, «явную неправду, представляет из себя то, что на юридическом языке называется клеветой. Оно, наконец, есть подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, вызвавшее озлобление и ненависть, доходящую до угроз убийства».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

658 В «Исследовании» принят год Нестора. В посл. редакции «Истории славено-русской церкви» 957 г. 659 В «Исследовании» преосв. историком приведено еще одно очень веское и напрасно здесь опущенное доказательство того, что Ольга крестилась в Константинополе, именно свидетельство об этом других греческих историков Кедрина и Зонары. 660 Любопытно, однако, что Евгений, издавая в 1823 г. «Синопсис» Гизеля, в то самое время, когда составлял и «Описание Киево-Софийского собора», годом крещения Ольги назвал (в Синопсисе) 945-й. Удивленный такою неожиданною новостию Круг спрашивал митрополита чрез письмо (от 15 янв. 1824 г.) к не менее удивленному Румянцеву о причине признания Евгением такой, а не иной даты (Пер., стр. 95). Митрополит чрез Румянцева писал 23 янв., что он «после будет отвечать г. Кругу, справясь с своими бумагами» (Пер., стр. 97). Очевидно, Евгений не имел вполне устойчивых оснований для своих взглядов на год крещения Ольги. 661 Малышевский, стр. 40, «Деятельность м. Евгения в звании председателя конференции Киевской дух. академии» в Тр. Киев. ак. за 1867 г., т. 3 и отдельное издание, которое мы везде и будем цитовать). 662 Вот что пишет Ивановский об отношении м. Евгения к студенческим работам: «По рассказам воспитанников Киевской духовной академии, которые имели счастие учиться в ней в бытность Евгения митрополитом, он, посещал кабинеты оканчивавших курс студентов и рассуждал с ними о темах сочинений их на ученую степень, часто указывал книги, которые имеются в библиотеке Воронежской семинарии и могли бы служить источниками для заданных им тем. И в случае, если они не находились в Киеве в академической библотеке, высоко- преосвященный тут же просил ректора напомнить ему, чтобы он мог приискать у себя рукописи и книги, нужные этим студентам для диссертаций на ученые степени (Евген. сб., стр. 33). Эти слова Ивановского как нельзя лучше подтверждаются собственноручным письмом Евгения к ректору академии архим. Смарагду, вшитым между 86 и 87 стр. списка с Супрасльской рукописи (Библ. Киево-Софийкого собора): «Отец ректор, Смарагд! писал ученый иерарх 24 марта, 1829 г. У студентов еще осталась моя книга: «Sancta scriptura contra incredulos propugnata, auclore Weitz в 28 книгах». Отыщите и пришлите». (Письмо это в копии мы видели в библиотеке проф. И. И. Малышевского , напечатано уже в «Библиографе, 1889 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Так часов до 2-х ночи тревожно лежал я, ожидая каждую минуту, что откроют дверь и - позовут... Я знал, что отвозят на полигон только около полуночи. Поэтому под утро я уже засыпал спокойно, зная, что на эту ночь чаша сия пока миновала... Так прошла первая ночь на Шпалерной. В субботу, 25июня/8 июля утром принесли и дали под расписку печатный экземпляр приговора, которым и занялся. После обеда вдруг неожиданно к форточке подбегает потихоньку один надзиратель (кажется) и сообщает по секрету: “Приговор остановлен, расстрела не будет, из Москвы получена телеграмма; только никому ни слова, здесь каждый шаг известен”. И скрылся... Господи, какие слезы благодарности я пролил пред иконой, что еще не погибла надежда, что еще возможна жизнь для семьи, для Церкви... На душе стало спокойнее. Но вот уже в постели, слышу смену караула и приказ старшего часовому (только отдельные слова) “...стрелять... вверх... наповал”. Первая мысль о том, как привести приговор в исполнение; вторая - что, может быть, если заметят какие-либо шаги со стороны арестанта к побегу что ли, то чтобы стрелять не в воздух, а наповал убивать. Опять те же мысли, те же волнения, что и накануне, и только под утро заснул. Наконец, в воскресенье, около полудня, смотрю, уже нет часовых – сняли, очевидно, вследствие полученной телеграммы о приостановке приговора… Так началась жизнь в затворе. Ежедневно, и то украдкой, в окно видел гуляющих; усмотрел духовных: о. Гурия, Льва, о. В.Лебедева, Чокоя, Преосв. Иннокентия; потом Кремлевского, Ивановского... Увидели и они меня. И ежедневное приветствие взаимное вносило отраду некоторую: все-таки повидать знакомого человека... 1/14 августа 1922 г. Как я провожу день в тюрьме. Мы сидим в строгой изоляции, и потому все время проводим в камере, лишены прогулок, книг, газет и даже пользования карандашом и бумагой. Единственный выход из камеры - два раза в неделю к отделенному за получением передачи (понедельник и пятница), да раз в полторы недели в баню (вернее, ванну). Единственный раз я прогулялся в кабинет зубного врача, чтобы показать больной зуб.

http://bogoslov.ru/article/1414241

По поводу этого происшествия обер-гофмаршал Двора Его Величества, В.Д. Олсуфьев, 102 писал из Петербурга от 11-го марта Московск. митрополиту следующее: «Падение колокола с Ивановской колокольни произвело здесь какое-то тревожное впечатление; носятся слухи, что его приказано поднять и повесить на прежнее место. Надобно ли это будет? Колокол с поврежденными ушами опять может оборваться; всякое же железное укрепление, которое потребует сверления, неизбежно изменит звук. Всего лучше разбить его и, вынеся куски в дверь сеней, перелить в новый колокол, который чрез четыре месяца (много, много) может быть готов и поднят. Впрочем, я это пишу вашему высокопреосвященству только как собственное мнение» (Русский Арх. 1883 г. 1, стр. 216). Я не знаю, какой был дан ответ на это письмо владыкою, но известно, что колокол не был перелит и поднят на колокольню в том виде, в каком он был до падения. О способе поднятия колокола митрополит писал от 22 авг. 1855 г. испр. д. обер-прокурора А.И. Карасевскому. См. Собр. мнении и отзывов м. Филар., т. IV, 412, стр. 34 и сл. По случаю кончины Государя, Московский архипастырь почел своим долгом написать слово утешения пораженной скорбью Государыне Императрице Александре Феодоровне. – Вот что он писал: «Не знаю, извинительно ли дерзновение, которое я приемлю, и потому медленно решаюсь, однако, наконец, решаюсь предстать пред Вашим Императорским Величеством со смиренным словом. Но что скажу о великом лишении, которым, неисповедимый в судьбах своих, Бог так внезапно посетил Россию? Всеми и каждым оно чувствуется, но удобнее и свойственнее выражается не словами, а воздыханиями, слезами и глубоким безмолвием пронзенных печалью и с тем вместе покорных судьбам Божиим сердец. Твою душу первее всех пройде сие оружие. Разумеем, что великости Твоей печали ничто не может быть равно, как только великость любви, соединявшей Твою душу с душою Твоего державного супруга. И с молитвою печали о Царе, в Бозе почившем, с молитвою утешения и надежды о Царе, от Бога дарованном и о супруге Его, и о наследнике Его, мы соединяем особенную молитву о Тебе, благочестивейшая Государыня, да услышит тя Господь в день печали и, осенив Твою душу своим благодатным миром, дарует Тебе возможность рещи к Нему: по множеству болезней моих в сердце моем утешения твоя возвеселиша душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Отец Николай считает, что листок подбросили сами обыскивавшие, п[отому] ч[то] у него ничего подо­бного не было. За это продержали в тюрьме 5 ½ месяцев, судили и осудили на ½ года. В то же время сидел и о. П.Дмитриев [lii] и неожиданно был выпущен (24 марта на другой день говорил речь на митинге об отдаче церк[овных] ценностей, затем поместил в газете письмо о том же, а через два дня на суде был оправдан. Интересно сопоставить эти два случая, чтобы сделать соответствующие выводы... 21 января/3 февраля Всю неделю занимался подборкой материалов для записки об обновленческом движении в Петрограде. Это будет потруднее: здесь центр движения, много активных деятелей, много группировок… Про­читал Титлинова о «Новой Церкви», чтобы не повторяться в описа­нии причин явления […] [liii] . Вчера днем был у Пр[еосвященных] Венедикта и Мануила. Пр[еосвященный] Мануил передавал слух о предположении высылки тех священников, которые не причисле­ны к церквам («безработных»). Я поэтому и пошел к епископам. Пр[еосвященный] Мануил встретил радушно. Я изложил причину посещения. Он под­твердил, что о. Платонов говорил об этом с кафедры. Я просил при­командировать меня (без содержания и доходов) к храму Воскресе­ния и в письме объяснить причину о. Верюжскому [liv] . Он сейчас же обещал исполнить это. Между прочим, сообщил, что обо мне идут раз­говоры в приходском совете Екатерининской церкви на Екатерингофском просп., и что выжидают, что будет с церквами вообще. Сообщил и о том, что здесь распускают слухи о разногласиях между епископами, что м[ирополит] Евдоким и Красницкий что-то соображают по поводу этого, и что они с Пр[еосвященным] Венедиктом решили громко заявить с кафедры о вздорности этих слу­хов и, затем собрать собрание духовенства и предложить вопрос о выборе правящего епископа, причем выставить кандидатуры Т.А. Налимова и К.В.Ивановского [lv] , сняв свои. […]. 22 января/4 февраля Предупреждение 11 января оказалось верным: в ночь на вчераш­ний день (21 янв. – 3 февр.) арестованы о. П.Виноградов и о.

http://bogoslov.ru/article/4350772

Защитники белокриницкой иерархии замечают, что все означенные правила к Амвросию не относятся, так как он не из одной епархии перешёл в другую, а обратился от ереси в православие. Посему, замечают они, к нему относится 15 правило перво-второго собора, которое говорит, что «аще нецыи отступят от епископа за ересь его, от собора или от св. отец неведому сущу, таковии приятия достойни». Но Амвросий, уходя от патриарха, нимало не подозревал его в какой-либо ереси, это показывают все его переговоры с Павлом Васильевым; напротив, он опасался, не содержат ли какой-либо ереси старообрядцы, и особенно смущался он относительно двуперстного сложения; по поводу этого обстоятельства Павел вынужден был даже писать для Амвросия особое сочинение в оправдание двуперстия 86 . Затем, находясь уже в Белой Кринице, Амвросий никогда не высказывал, что подозревает патриарха в еретичестве. Свои действительные побуждения к удалению от патриарха он изложил в ответе на запросы австрийского правительства. В этом ответе Амвросий также ни одним выражением не намекает на еретичество патриарха. Причину своего удаления он объясняет тем, что патриарх и его предшественники были к нему несправедливы, что, затем, он перешёл на праздную епархию, не имущую пастыря, сам будучи упразднён, и при том – вследствие моления народа. Все эти побуждения предусмотрены церковными правилами и не оправдывают поступка Амвросия. 13 правило перво-второго собора говорит, что если «который пресвитер или дьякон, сведый своего епископа согрешша, прежде суда отступит от общения с ним, да извержется». Хотя здесь говорится о пресвитерах и дьяконах, но смысл правила можно перенести и на епископа по отношению к митрополиту или патриарху. Важно то, что личное согрешение, несправедливость, обида, или иное какое, – не даёт основания для удаления от законной церковной власти. Другие побуждения, выставляемые Амвросием, прямо предусмотрены 16 правилом антиохийского собора. «Иже кроме совершенного собора или самого митрополита на праздный церкве престол наскочит, аще и сам есть празднен от епископии, да будет извержен»; при этом толковник поясняет: «аще и от всех людей града того нудим есть». Таким образом, поступок Амвросия, по его собственному объяснению, подходит не под 15 правило перво-второго собора, а под 13, а также под 16 правило антиохийского собора, и есть поступок, противный всем указанным церковным правилам. Значит, иерархия, ведущая начало от Амвросия, есть иерархия противоканоническая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В Ивановской митрополии открылся региональный этап XXXII Международных Рождественских образовательных чтений 8 ноября 2023 г. 17:36 7 ноября 2023 года в Ивановской митрополии состоялось открытие регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Мероприятие открылось пленарным заседанием в здании Ивановской областной филармонии. В нем приняли участие митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , епископ Кинешемский и Палехский Иларион , епископ Шуйский и Тейковский Иоанн , представители органов государственной власти, директора и завучи школ, педагоги, социальные и молодежные работники, священнослужители, монашествующие. В начале заседания к собравшимся обратился митрополит Иосиф. Приветствие губернатора Ивановской области С.С. Воскресенского огласила заместитель председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса социальной сферы И.Г. Эрмиш. С приветствиями к участникам чтений обратились председатель Ивановской областной Думы М.А. Дмитриева и председатель Ивановской городской Думы А.С. Кузьмичев. С основным докладом по тематике чтений выступил митрополит Иосиф. Затем прозвучали выступления члена Правительства Ивановской области, директора Департамента образования Ивановской области О.Г. Антоновой и первого заместителя директора — статс-секретаря Департамента социальной защиты населения Ивановской области О.В. Кириченко. Состоялось награждение работников системы образования Ивановской области, победителей регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». По окончании пленарного заседания прошли специализированные съезды Ивановской митрополии — церковно-педагогический, катехизаторов, монашеский, миссионерский, молодежный, по социальному служению, по тюремному служению, секция директоров и педагогов воскресных школ и студенческая конференция на базе Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Глава Ивановской митрополии принял участие в прошедшей в Иваново межрегиональной конференции, посвященная сохранению семейных ценностей и борьбе с абортами 8 июля 2017 г. 15:22 7 июля 2017 года, в канун празднования памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, Дня семьи, любви и верности, в Доме национальностей города Иваново прошла межрегиональная конференция «Общество будущего: координация межинституционального взаимодействия по защите семьи, материнства и детства». В работе форума, посвященного 15-летию Ивановской общественной организации «Колыбель», приняли участие священнослужители и миряне Ивановской митрополии , представители органов государственной власти, научного сообщества, ряда общественных организаций. Со словом к собравшимся обратился митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф . Участие в мероприятии приняли председатель Ивановской городской Думы А.С. Кузьмичев, президент АНО «Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь»» С.В. Чесноков, руководитель программы «Дети Ивановской области» Губернаторского благотворительного фонда целевых программ Г.В. Конькова, депутат Ивановской областной Думы И.Ф. Сидорина, уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Т.П. Океанская, председатель Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейный ценностей», руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов. В связи с празднованием 15-летия Общественного комитета защиты детства, семьи и нравственности «Колыбель», а также за большой вклад в становление и развитие организации, добросовестный труд, направленный на защиту материнства и детства, помощь матерям с детьми в трудной жизненной ситуации, митрополит Иосиф наградил руководительницу общества Е.В. Язеву медалью святителя Василия, епископа Кинешемского, II степени. Архиерейских грамот были удостоены сотрудники организации Е.А. Назарова, Т.Л. Глаголева, А.А. Язев, О.Н. Атаджанов, С.В. Шишкина. Председатель Ивановской городской Думы А.С. Кузьмичев вручил Е.В. Язевой и сотрудникам «Колыбели» благодарственные письма от имени города.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010