Вспомним, что делал Христос на земле. Он принес в жертву Себя, Тело Свое, пострадал, но разве Он создавал свою организацию? Правда, маленькая организация была — двенадцать самых близких Его учеников, затем еще семьдесят близких и несколько сот последователей. Но что же дальше? Вот Христа распяли, и все ученики Его разбежались, изменили Ему, организация нарушилась. Но разве можно видеть в этом неуспех дела Христова? Нет, Христос пришел вовсе не для создания организации, а для того, чтобы дать Свое Тело людям, которые восприняли бы Его, сделались Его частью и через то получили спасение. В этом смысле понятно требование Спасителя отдать Ему свою душу, делаясь частью Его Тела: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:35).    С этой точки зрения становится понятной и заповедь о любви друг к другу. Любить друг друга мы должны как члены одного Тела, из любви Христовой. Как, если у меня болит палец, страдаю я, так и в Церкви: когда страдаю я, страдает Христос. А потому и всякая помощь и духовное врачевство других людей есть услуга Самому Христу. И потому отнюдь не в переносном, а в прямом и точном смысле скажет Христос на Страшном Суде: «...ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:42—43). И на вопрос людей: «Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, – ответит: ...Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:44—45).    Нужно не только понять это определение, но постоянно помнить его, прочувствовать, проникнуться им и воспитать себя в его свете. Ибо если мы будем жить как члены Церкви – Тела Христова, то будем иметь общение и с Главою Тела, а это и есть настоящая духовная жизнь. Толкуя стихи 4 и 5 главы 12-й Послания к Римлянам, Иоанн Златоуст говорит, что единение в Теле Христовом есть основание для взаимной любви христиан. «И (апостол), когда ведет речь о внешних, говорит: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим.12:18); когда же рассуждает о своих, говорит: «братолюбием друг ко другу любезни» (Рим.12:10). Там требует, чтобы они не ссорились, ...а здесь повелевает любить друг друга и не просто любить, но любить сильно. Любовь, говорит он, должна быть не только не притворная, но крепкая, горячая, пламенная... Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

          Последний случай был 18-ого числа, когда православная община пыталась провести богослужение в храме. Их встретило значительное количество сторонников раскола при поддержке радикальных боевиков, также прибыли и представители полиции в большом количестве. В итоге, произошли серьезные силовые столкновения, несколько человек из верующих УПЦ и даже из духовенства были травмированы (видео и фото, наверное, уже многие видели в интернете). Часть общины забаррикадировалась в храме, отказываясь покинуть его, поскольку они понимают, что едва им стоит выйти из храма – обратно они уже не попадут. Сейчас уже на протяжении нескольких дней люди остаются в своем храме. Все это время им не позволяли проносить еду, воду, им отключили свет и отопление – в храме температура +4 градуса. Люди находятся на грани истощения: буквально вчера позапрошлой ночью одной из женщин стало плохо – ее госпитализировали. При этом местные сторонники раскола и представители «Правого Сектора» не позволили скорой помощи проехать, чтобы оказать первую помощь женщине: ее транспортировали на машине полиции. Подобное неправовое отношение к решению межконфессиональных споров вызывает серьезный общественный резонанс – в частности, сегодня состоялся крестный ход, а затем и митинг у стен областной государственной администрации Ровенской области. Там присутствовал и Высокопреосвященнейший Митрополит Ровенский и Острожский Варфоломей. Более 600 человек верующих высказывали свои претензии к политике местных властей. Назывались те лица, которые стоят за политикой захвата храмов Ровенской области. В настоящее время, как кажется, власть проявила желание начать переговоры: они ведутся, известно о некоторых уступках. Как мне только что сообщило духовенство из Ровенской епархии, предложено поменять тех верующих, которые с самого начала конфликта блокированы в храме, поскольку люди уже находятся на грани истощения. Кроме того, стало известно, что им удалось сегодня передать пищу. Хотел бы все-таки обратиться к слушателям  радиостанции – к православным, прежде всего, к христианам, которые слушают нашу радиостанцию! Сейчас, в условиях продолжающейся информационной кампании на Украине нам важно сохранять любовь и братолюбие по отношению к нашим братьям! Мы должны сострадать не только тем, кто мучается сейчас в селе Птичья, кто потерял свои храмы и не может в них молиться, кто терпит от различных массовых нарушений законодательных и конституционных норм, но сострадать и тем, кто, находясь в заблуждении, в расколе, идет на такие действия, которые несообразны не только с христианскими  нормами нравственности, но и, в принципе, с понятиями элементарной порядочности и справедливости. Мы должны молиться о наших братьях – и о православных, и о заблудших раскольниках! И прежде всего, хотел бы попросить молитв о тех, кто сейчас находится в храме Птичья: это протоиереи Виктор и Иоанн, и прихожане храма.

http://radonezh.ru/analytics/kogda-gorya...

В Евангелии неоднократно подчеркивается важность здравого рассуждения. Например, прежде чем что-то начать, оцени, под силу ли тебе это ( Лк.14:28-32 ); нужно быть духовно мудрым, благоразумным и при этом незлобивым ( Мф.10:16 ); ответственным ( Мф.7:24-27 ). Цитаты о рассуждении «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». 2Пет.1:5-8 «Рассудительность есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела». прп. Антоний Великий «Рассуждение… есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех добродетелей. Ибо что нужнее человеку, чем видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати?». прп. Петр Дамаскин «Рассуждение – это вершина всех добродетелей. Это венец, которым Бог награждает подвижников на вершине их духовной борьбы. Наша задача – стремиться жить по заповедям Божиим, и тогда Господь даст нам все, что необходимо для нашего спасения». прп. Паисий Святогорец «Рассуждение – это духовное зрение. А духовным зрением обладает тот, кто имеет очищенный ум, таковой имеет ясность духа и просвещение от Бога». прп. Паисий Святогорец «…рассуждение – это руль, который ведёт его безопасно, не позволяя уклоняться с прямого пути ни направо, ни налево». прп. Паисий Святогорец «Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других». прп. Иоанн Лествичник «…будь мудр и рассудителен в поднятии телесных подвигов — постов, бдений, трудовых работ и подобного. Они существенно необходимы, и без них не мечтай преуспевать в духовной жизни, но и в них знай и держи мудрую меру».

http://azbyka.ru/rassuzhdenie

В пустынническом скиту Керасья жили два старца-подвижника, Иоанн и Феодор. Рукоделием их было изготовление деревянных ложек. Но какое-то время никто не покупал их изделий. Старцы наделали их столько, что ложками наполнились два больших мешка. Но вот по особому попечению Пресвятой Богородицы пришел один румынский купец и купил все. Это произошло примерно между 1930 и 1935 годами. Был праздник святого великомученика Георгия Победоносца, и праздновала посвященная ему пустынническая калива на Карулях. На бдение собралось человек 20–25 русских и греческих аскетов, но рыбы для угощения не было. Старец Зосима, очень простой и духовно одаренный подвижник, отличавшийся особым братолюбием и милосердием, предложил ловить рыбу прямо с того места, где располагалась их калива, то есть с выступа отвесной скалы, обрывающейся в бездонную пропасть моря. – Да, но как мы будем ловить, если нет ни крючка, ни наживки? – возразили ему другие. – Нужен гвоздь, бечева и немного хлеба или сухаря,– сказал старец Зосима. Они сотворили крестное знамение, забросили эту оригинальную снасть и – о чудо! – выловили большую и жирную рыбу для супа, дар святого покровителя каливы. Однажды в годы немецкой оккупации (1940–1941) в кладовых монастыря Григориат закончился хлеб. Когда отцы выгребали последние зерна, чтобы отправить их на мельницу, к ним подошел какой-то старичок, по виду будто бы мирской священник, и поприветствовал их. – Что вы здесь делаете, братия? – спросил он их.– Это что, весь ваш хлеб? Других запасов у вас нет? Отцы ответили ему, что это в самом деле последний хлеб и что новый они не смогли купить по причине оккупации. Следует отметить, что монастырь для пропитания монахов и паломников ежегодно нуждался в 10 000 ока 242 , а во время оккупации невозможно было купить даже одной ока. Этот неизвестный священник взял в руки немного хлебных зерен, благословил и бросил на кучку последнего хлеба. Потом он благословил четыре стороны света, монастырь, море и собрался уходить. – Откуда ты, батюшка? – спросили его отцы. – Садись с нами, мы тебе дадим поесть немного хлеба и оливок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ряде случаев под здравым скептическим мышлением можно понимать здравую рассудительность. Такая рассудительность может уберечь христианина от соскальзывания в заблуждение, может способствовать правильному усвоению им догматических и нравственных истин. « Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире », — пишет св. Иоанн Богослов ( 1Ин.4:1 ). « Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни », — учит апостол Павел ( 1Кор.14:20 ). « Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь », — наставляет апостол Петр ( 2Пет.1:5-6 ). История явления Скептицизм изначально оформляется как одно из направлений в античной философской мысли в IV в. до н. э. При этом скептицизм не был строго организованным философским движением и представлял собой ряд школ, состоящих из последователей конкретных философов. Тем не менее  общий контур этого течения возможно очертить, отталкиваясь от оппозиции философов-скептиков философам-догматикам. Скептики критиковали положения, выдвигаемые догматиками, но при этом не предлагали какие-либо альтернативные позитивные положения. К философам-предшественникам скептицизма, как правило, относят Гераклита (др.-греч. ρκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксенофана (др.-греч. Ξενοφνης; VIV в. до Р. Х.), а также представителей Элейской школы (однако, не всех) и практически всех софистов (последних, на основе методологически схожих подходов, иногда даже отождествляют со скептиками). Диоген Лаэртский (др.-греч. Δογνης Λρτιος; II–III вв.) существенным образом расширял понятие скептицизма, включая в число его предшественников даже античного поэта Гомера (др.-греч. μηρος; приблиз. VIII–VII вв. до н. э.). Основным критерием, который позволял Диогену относить к скептицизму весьма значительное количество авторов, являлось отсутствие метафизического догматизма в творчестве этих авторов.

http://azbyka.ru/skepticizm

В своём труде «Битва за Россию» митрополит Иоанн пишет: «Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Его десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своём стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперёк дороги тем, кто отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи – жестокой, алчной и беспощадной... Сегодня нам как никогда важно осознать, что всё, что происходит ныне со страной, есть лишь эпизод в этой многовековой битве за Россию как за духовный организм, хранящий в своих недрах живительную тайну религиозно осмысленного, просветлённого верой жития». Владыка подробно описывает события этой непрекращающейся битвы. Все их невозможно перечислить, вот только некоторые: «Русскому народу пришлось воевать без конца: уже с 1055 года по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях». Владыка указывает, что в 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетной и обманчивой мирской славой. С этого момента, по словам Владыки Иоанна, берёт своё начало не прекращающаяся по сию пору война против России. « С 1240 по 1462-й почти ни одного года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времён Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причём одну войну она вела с девятью врагами сразу, две – с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трёх и тридцать семь – против двух противников. Подавляющее число русских войн были войнами оборонительными. Те же, что можно назвать наступательными, велись с целью предотвращения нападений и для уничтожения международных разрушительных сил, с конца XVII века непрестанно грозивших Европе страшными потрясениями... Когда терпеть коварство и жестокость соседей уже не хватало сил...

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/07/ot...

В течение десяти дней шестерых из них расстреляли. Вот их имена: настоятель Морского Николаевского собора протоиерей Василий Братолюбов; протоиерей Богоявленского собора Григорий Поспелов (причислен к лику святых новомучеников); настоятель Крепостного Владимирского собора протоиерей Иоанн Невдачин; священник из причта Морского и Богоявленского соборов Николай Ложкин; участник Поместного собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. псаломщик Морского Николаевского и Богоявленского соборов Владимир Велицкий; председатель церковно-приходского совета Морского Николаевского собора, капитан I ранга, начальник Машинной школы Балтфлота  и редактор «Кронштадтского морского вестника» Осип Иванович Деркаченко. Все они были убиты за мнимое участие в кронштадтском восстании. Еще нескольких человек из причта и прихода Морского собора приговорили к пяти годам заключения. Позднее, летом 1921 и особенно в 1922 г., когда проводилось массовое выселение жителей из Кронштадта как «неблагонадежных элементов», из города было изгнано множество священнослужителей и прихожан кронштадтских церквей. При том надо отметить, что часть кронштадтского духовенства при штурме города 18 марта ушла по льду залива в Финляндию вместе с матросами, офицерами и частью гражданского населения (всего около 8 тыс. человек), справедливо опасаясь бессудных расправ. В ином случае число священнослужителей и активных мирян — жертв красного террора могло быть в разы больше. В чем их обвиняли? При отсутствии фактов большевистская карательная машина действовала как обычно в таких случаях: обвинения были расплывчаты и сводились к тому, что арестованный служитель Церкви враждебен советской власти и является «ярым белогвардейцем». Как было написано в заключении по делу протоиерея Григория Поспелова, он «был недо­во­лен со­вет­ской вла­стью, что и да­ет по­вод по­до­зре­вать его в аги­та­ции». На допросах священников спрашивали, произносили ли они во время кронштадтских событий проповеди антисоветского содержания. В сохранившихся допросных листах протоиереев Григория Поспелова и Иоанна Невдачина оба отрицают приписываемую им агитацию «с амвона».

http://radonezh.ru/2021/04/09/kronshtadt...

В это время И. было поручено разработать типовой устав муж. и жен. мон-рей и представить его в Свящ. Синод. 16 апр. проект устава был представлен, рассмотрен и принят к руководству (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 34 а. Л. 6-6 об., 7; Православие в Молдавии. 2009. С. 155). В 1945 г. И. привлек к церковному служению Николая Чигвинцева (впосл. архим. прп. Моисей (Чигвинцев) ). 19 авг. постриг его в монашество с именем Моисей и в тот же день рукоположил во диакона, а в сент.- во иерея. При нем иером. Моисей служил в кафедральном Сергиевском соборе Уфы в должности псаломщика с исполнением священнических обязанностей, а затем священника. 18 сент. 1946 г. И. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Строгость в исполнении церковного устава, малообщительность и резкость И. стали причиной конфликта с верующими епархии. 18 нояб. 1948 г. он ушел на покой с назначением местопребывания в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мужском монастыре . 27(28?) янв. 1953 г. назначен временно управляющим Ульяновской и Мелекесской епархией, 4 июня утвержден в должности правящего архиерея. В Ульяновской епархии он столкнулся с нестроением в церковной жизни и с сопротивлением принимаемым им решениям. Настоятели некоторых храмов утаивали часть приходских доходов и не предоставляли архиерею точную отчетность. И. часто посещал храмы епархии, налаживая жизнь в приходах. 21 мая 1959 г. И. был уволен на покой. 11 июня того же года в Ульяновске была закрыта ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой располагалось епархиальное управление. Это означало фактическую ликвидацию Ульяновской епархии, переданной под управление Куйбышевского архиерея. В 1960 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Ульяновской обл. в отчете сообщал: «...удалось многих сократить (священников, благочинных и даже епископа Братолюбова)». Проживал на покое в Ульяновске. 29 февр. 1968 г. отпевание И. совершил управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархией Сызранский еп.

http://pravenc.ru/text/469458.html

Великая Отечественная война стала, по слову предстоятеля Русской Право-славной церкви митрополита Сергия (Страгородского), «очистительной грозой», разогнавшей тучи безбожия, нависшие над поруганной и пережившей погром Русской православной Церковью. С самого начала войны миллионы верующих пошли на фронт, оставшиеся в тылу стали стихийно открывать храмы. Государственная власть в Москве круто изменила свою политику в отношении Церкви, предоставив ей все имевшиеся в то время возможности для служения Богу и Отечеству. Пасху 1942 года в Московской области, только что освобожденной от фашистов, праздновали открыто в 124 храмах! Был ликвидирован Союз воинствующих безбожников, намечавший к 1943 году закрыть последний храм в СССР. В Церкви вновь избрали Патриарха. На волне этих перемен православные в Удмуртии тоже начали ходатайствовать об открытии церквей. В октябре 1945 года храм Святой Троицы вновь возвратили церковной общине. Он стоял обезглавленный, с уничтоженным внутренним убранством, требовался капитальный ремонт всего здания. Для церковных людей стал удивительным тот факт, что в приобретении стройматериалов большую помощь им оказал уполномоченный М.А.Родин. Первое богослужение состоялось 17 марта 1946 года в приделе св. великомученицы Екатерины, а освящение главного престола провели 12 сентября 1946 года. С момента, когда храм Святой Троицы открыли вновь, и до 1994 года он служил кафедральным собором Ижевской епархии. Сначала епархией управлял по совместительству епископ Вятский и Слободской Вениамин (Тихоницкий). После него на Ижевскую кафедру был назначен архиепископ Иоанн (Братолюбов), которого 9 февраля 1943 года досрочно освободили из Ураллага, но вскоре его перевели в Уфу. Начиная с 3 января 1946 и почти до конца 1947 года, епархией руководил епископ Николай (Чуфаровский). В безбожные годы застоя Троицкий храм вместе с Успенской церковью в Заречной части города служил утешением немногочисленным верующим ижевчанам. С 1949 года настоятелем собора был протоиерей Владимир Стефанов.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святой_Т...

Вечер, десять часов. Благодарю Господа, трижды избавившего меня во время всенощной у Неустроевых от мертвящей страсти озлобления: сначала на племянника Ивана Фиделина, еще в квартире моей, за то, что не слышно было его речи, когда говорил со мною; во-вторых, на дьячка Михаила Алексеевича за то, что не то пел, что я указал; в-третьих, от диавольской боязни и смущения пред говорением и во время говорения отпуста, который говорил про себя, торопясь и скрадывая слова, отчего получил сердечную язву и духовную смерть в третий раз, во время служения у Неустроевых, – молитвой веры и покаяния после службы тут же получил избавление и исцеление от Господа. Во время службы была у меня в сердце тайная неприязнь к молодой жене Платона Алекс. Неустроева – не знаю и сам хорошенько за что: больше за то, что удаляется от церкви, от меня (самолюбие мое), что не позвали на свадьбу (что мне там делать?): у самолюбия много предлогов к неприязни, но любовь всё покрывает. Потому и не выговорил я отпуста, что предполагал молодую Екатерину Васильевну стоящей предо мною при отпусте. Сколько вражиих козней, но от всех них державно избавил меня Господь. Сколько прелести, блазни вражией во всем: видим образ – блазнит, видим человека – блазнит, видим нищего – блазнит, видим девицу – блазнит, мужчину – блазнит. Доколе буду безобразен и нелепотен 6 душой моей? Доколе страсти? Доколе самолюбие, плотоугодие, сладострастие, сребролюбие, ниспровергающее братолюбие, доколе жестокосердие? Доколе невоздержание и алчность? Доколе немилосердие и скупость? Доколе презорство 7 и строптивость к нищим, нашим благодетелям? Доколе суетность, тщеславие, честолюбие? Доколе обидчивость, озлобление, неприязнь, лицезрение, лицеприятие? Доколе рвение 8 , зависть, [братоненавидение]? Доколе нетерпение, леность, нерадение о главнейшем деле – о угождении Богу и спасении души? Доколе гнев, суровость? Доколе подозрительность лукавая? Зачем я рабски следую своему аппетиту, как горький язычник, и ем-пью до пресыщения? Есть ли тут толк? Где моя вера? Где приготовление к смерти и воскресению из мертвых? Как сынов воскресения, Святая Церковь уготовляет нас частыми постами и воздержанием в чистые сосуды Святого Духа, достойные блаженного воскресения. Но кто постится как должно? Самые посты у нас только видоизменяют наше чревоугодие и пресыщение: мы пресыщаемся и постной пищей (я особенно).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010