Через три месяца, 22 апреля, Президиум ЦИК УАССР предложил Ижевскому Горсовету «впредь до окончательного рассмотрения жалобы Церковного совета во ВЦИКе здание церкви оставить в пользовании верующих». В итоге этой борьбы ижевские власти смогли закрыть храм Святой Троицы только через восемь месяцев после принятого решения, т.е. 3 октября 1938 г. А главным результатом сопротивления церковного причта и прихожан стал тот факт, что запланированный снос храма так и не состоялся. Горсовет ходатайствовал об открытии в здании церкви читальни ГОРОНО. Документов об использовании храма городскими властями в нашем распоряжении нет. По воспоминаниям старейшей прихожанки Зои Григорьевны Макаровой, проработавшей в Троицкой церкви двадцать лет, во время войны в церковном здании работала пекарня. В октябре 1945 г. храм Святой Троицы вновь возвратили церковной общине. Он стоял обезглавленный, с уничтоженным внутренним убранством, требовался капитальный ремонт всего здания. Для церковных людей стал удивительным тот факт, что в приобретении стройматериалов большую помощь им оказал уполномоченный М.А. Родин. Первое богослужение состоялось 17 марта 1946 г. в приделе св. великомученицы Екатерины, а освящение главного престола провели 12 сентября 1946 г. С момента, когда храм Святой Троицы открыли вновь, и до 1994 г. он служил кафедральным собором Ижевской епархии. Сначала епархией управлял по совместительству епископ Вятский и Слободской Вениамин (Тихоницкий). После него на Ижевскую кафедру был назначен архиепископ Иоанн (Братолюбов), которого 9 февраля 1943 г. досрочно освободили из Ураллага, но вскоре его перевели в Уфу. Начиная с 3 января 1946 г. и почти до конца 1947 г. епархией руководил епископ Николай (Чуфаровский). С 1949 г. настоятелем собора был протоиерей Владимир Стефанов. С февраля 1963 г. – настоятель протоиерей Александр Щербаков, активный проповедник, имеющий семинарское и высшее медицинское образование. В мае этого года он был снят с настоятельства по распоряжению уполномоченного по делам религий. Его сменяет священник Александр Чунтомов, тоже яркий проповедник и миссионер. С 1968 г. настоятелем Троицкого собора являлся протоиерей Сергий Митрюковский, в последующем епископ Казанский и Марийский Пантелеимон, управляющий Ижевской епархией. В 1958 г. в южном приделе храма был захоронен архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (в миру Иоанн Кельсиевич Килин), в схиме Иоанн, с 1952 по 1958 г.г. возглавлявший Ижевскую епархию.

http://sobory.ru/article/?object=00776

Богородицы на Рву, дав ему попить воды из сосуда. В акафисте, составленном иером. Никодимом (Кононовым) в 1895 г. (Акафист прп. отцу нашему Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу, его же память празднуем месяца иулия в 3 день и месяца октября в 31 день. СПб., 1898), юродивый назван св. Василием Блаженным . Однако встреча Никиты с блж. Василием ( 1552) не могла произойти в реальности. Вполне возможно, что Никиту исцелил блж. Иоанн Большой Колпак Московский ( 1589), также уроженец Ростова, который подвизался в Москве в кон. 80-х гг. XVI в. К тому же юродивый, описанный в Житии Н., был одет в «стамъбредную» одежду, а св. Иоанн в отличие от Василия Блаженного не ходил нагим. Никита пришел на Кулички к человеку Божию Илии, и тот спросил его: «Откуда грядешь, Хозьюгский пустынник?» Задумавшись над сказанным, Никита воспринял слова блаженного как Божие предопределение. Вскоре он «оставляет убо мир сей и яже в нем вся суетная века сего» и принимает постриг с именем Никодим в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре при архим. Пафнутии (1589-1600). Одиннадцать лет Н. трудился в великой обители, выполняя послушания «кадиловжигателя», просфорника, келейника архимандрита. Как повествует Житие, Н. был «кроток, смирен, послушлив, нестяжателен и братолюбив. Ядение же и питие без молвы держаше... мало глаголаше и множая разумеваше…». После назначения архим. Пафнутия на митрополичью кафедру Н. вместе с ним переехал на Крутицы, а через год отпросился на пустынножительство к «Студеному морю-окиану». Митр. Сарский и Подонский Пафнутий напутствовал инока словами: «Господь да есть и будет с тобою!» и благословил его иконой Божией Матери «Умиление» (списком Псково-Печерского образа, чудесно защитившего Псков от вторжения польск. короля Стефана Батория в 1581). Офиц. празднование образу установлено в 1601 г., что совпало со временем ухода Н. в Кожеозерский мон-рь. О мон-ре на Кожеозере Н. мог слышать от старца Серапиона и иером. Авраамия, приходивших в Москву по делам обители в 1599 г.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

В книге «Битва за Россию» митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Тяжел и тернист исторический путь нашей Родины. Её десять столетий изобилуют войнами и смутами, нашествиями иноплеменников и интригами иноверцев. Заявляя о своем стремлении воплотить в жизнь религиозно-нравственные святыни веры, Россия неизбежно становилась поперек дороги тем, кто, отвергая заповеди о милосердии, нестяжании и братолюбии, рвался устроить земное бытие человека по образцу звериной стаи - жестокой, алчной и беспощадной...» Указывая на то, что Православная Россия всегда стояла на пути сил мирового зла, рвущегося к неограниченной власти на земле и долгое время была тем «удерживающим», само существование которого не позволяло осуществиться «тайне беззакония», Владыка говорил, что поэтому «на протяжении веков именно Церковь, являлась первой мишенью губителей России». И «сегодня нам как никогда важно понять, что все происходящее ныне со страной есть лишь эпизод в этой многовековой борьбе за Россию как за духовный организм...» Тридцать лет назад владыка Иоанн писал: «По всем планам закулисных режиссеров современной русской трагедии наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и бесстыдства, космополитизма, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий мнимыми " миротворцами " и лукавыми " посредниками " . Наша хозяйственная жизнь должна бы давно замереть, опутанная удушающей сетью " реформ " , ввергнув страну в экономический хаос. Ан нет - хранит Господь! Гнется Русь - да не ломается...» Владыка объясняет это тем, что в народе (прежде всего - в народе церковном) хранится понимание своей великой судьбы, своего подлинного призвания: быть народом Божиим, неся жертвенное служение перед лицом соблазнов, искушений и поношений от мира сего, лежащего во зле.

http://radonezh.ru/2019/05/27/chem-bolsh...

как «руководителя нелегального контрреволюционного кружка тихоновского духовенства» к высылке на 3 года за пределы Нижегородской губ. (также ему было запрещено проживание в 6 главных городах страны и прилегающих к ним местностях). 12 апр. постановление о высылке из Н. Новгорода было объявлено О. В качестве места жительства он избрал пос. Воткинск Сарапульского окр. Уральской обл. (ныне город в Удмуртии), в связи с чем 13 апр. 1926 г. митр. Сергий назначил его епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии. Служение О. викарным архиереем в Предуралье пришлось на время происходивших там церковных нестроений. В этих сложных условиях новопоставленный епископ проявлял большое умение и такт для успешного преодоления разногласий между архиереями, священнослужителями и мирянами. Не случайно митр. Сергий в переписке с Сарапульским еп. Алексием (Кузнецовым; впосл. архиепископ), укоряя его за тяжелый характер и споры с др. епископами, приводил для сравнения пример О., единственного викария еп. Алексия, с которым у того не возникало конфликтов ( Малых. 2010. С. 65). Вскоре после прибытия в Воткинск, 20 апр. 1926 г., О. вернул через покаяние в каноническую Церковь клир Благовещенского собора, ранее уклонившийся по неведению в григорианский раскол . Больше года О. терпеливо решал проблему с занимавшим прежде Воткинскую кафедру еп. Иоанном (Братолюбовым; впосл. архиепископ). Переведенный 9 апр. 1926 г. на Суздальскую кафедру, еп. Иоанн отказался подчиниться решению заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия, не признал О. Воткинским архиереем и продолжал служить в Николаевском соборе Воткинска как правящий епископ. 20 мая 1926 г. О. после тщетных уговоров, обращенных к еп. Иоанну и его сторонникам, запретил клир Никольского собора в священнослужении и объявил любые распоряжения еп. Иоанна по управлению вик-ством незаконными и недействительными. В окт. 1926 г. еп. Иоанн примирился с О. и неск. раз сослужил ему в Никольском соборе. По просьбе еп. Иоанна О. обратился к митр. Сергию с ходатайством оставить того на покое в Воткинске. Бывш. сторонники еп. Иоанна, однако, не признавали О. своим епископом и пытались захватить воткинскую Преображенскую ц. Только в марте 1927 г. О. сумел вернуть их общину в каноническую Церковь, в результате чего прекратилась продолжавшаяся в Воткинске 2 года церковная смута. Весной и летом 1927 г. О. пришлось урегулировать вопрос о епархиальных границах, т. к. Ижевский еп. священноисп. Виктор (Островидов) включил в состав своей епархии неск. сельских приходов Воткинского викариатства. О. и Сарапульский еп. Алексий обратились к митр. Сергию с разъяснениями по этому вопросу. По решению митр. Сергия и Временного Синода от 5 авг. 1927 г. еп. Виктору было поставлено на вид, а спорные приходы возвращены под управление О. После отделения еп. Виктора от митр. Сергия из-за издания «Декларации» 1927 г. в конце того же года зам. местоблюстителя назначил О. временно управляющим Ижевской епархией.

http://pravenc.ru/text/2578421.html

3 гл., ст.8. Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы... 4 гл., 1 ст. Как Христос пострадал... то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить. Ст.8. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 5 гл., 5 ст. О смиренномудрии и гордости. 6 . Убеждение к смирению и упованию на Бога; о бодрствовании над собою (противник... ходит). Второе соборное послание святого апостола Петра [Гл.] 1,4 ст. Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. 10 [-11] ст. Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Гл.2. О лживых учителях, отметающихся искупившего их Владыки. Суд им, говорит апостол, давно готов, и погибель их не дремлет. Доказательство очень сильное – из примеров праведного суда Божия: 1) над демонами, 2) над первым миром, 3) над городами Содомом и Гоморрою. Итак, неоспоримо, что Бог неправедных людей блюдет [мучиться] на день Суда. Гл.3. О ругателях, утверждающих, что обетование Божие о втором пришествии Господа несправедливо; о том, что нынешняя земля и небо огню блюдутся на день Суда и погибели нечестивых человек. Один день у Господа равен тысяче лет и тысяча лет равна одному дню. Не медлит Господь... но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб... О дне Господнем... Как Он придет... О превращении стихий. Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова [Гл.] 1. Святой апостол и наперсник Христов начинает свое послание рассказом о том, что он сам слышал, видел своими глазами и осязал своими руками. Ст.2. О Слове Животном 17 , вечном, Ипостасном, Которое было у Отца и явилось нам. Ибо жизнь явилась, продолжает он, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам... Какая величайшая степень достоверности! Как не верить рассказу апостола о том, что он сам видел, слышал и осязал! Здесь и для всякого плотского человека достаточное уверение в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В нашем докладе невозможно будет рассмотреть все моменты хотя бы одного монастырского устава, поэтому коснемся только некоторых из них. Что преподобные наши отцы говорят о новоначальных, ибо новоначальным можно считать монаха, кто еще не положил начало. Прп. Иоанн Лествичник советует рассмотреть внимательно, не остаемся ли мы еще при начальных правилах, хотя и обучаемся долгое время. Алфавитом монашеской жизни он называет послушание и исповедание помыслов вместе с постом, бдением, молчанием, мужеством, трудом, кротостью, верой, простотой, уничижением, непорочной ненавистью к родителям, братолюбием . Кто сможет, пренебрегая алфавитом, обучиться науке и искусству?! А духовная брань и есть «наука наук и искусство искусств». Монашество – это ангельский образ. Ангелы, отпавшие от послушания, стали демонами . Отцы Церкви учат о достоинстве послушания, которое между добродетелями держит первенство. «Не покоряющийся одному, покоряется многим, − и, в конце, остается непокорным», − учил старец Иосиф Исихаст. Покоряться многим значит остаться порабощенным страстями. В уставе прп. Иоанна Кассиана мы встречаем наставление, которое дал Авва Пинуфий только что принятому в обитель в присутствии прп. Иоанна Кассиана. «Знаешь, − говорил он, − сколько дней прождавши за воротами, принят ты наконец ныне в обитель. Надо тебе прежде всего уразуметь причину такого затруднения. Ибо в той жизни, в которую ты возжелал вступить, много может быть для тебя полезного, если уразумевши ее, последовательно и как должно приступишь работать Христу» . Сегодня в наших монастырях вряд ли испытывают желание монашества стоянием за воротами монастыря, может, именно из-за того, что мало кто выдержал бы; но нельзя пренебрегать назиданием наших святых отцов, что вступивший в монастырь должен уразуметь, к чему он приступил, чтобы быть последовательным в своей духовной жизни, работая только одному Христу – Спасителю наших душ! Только уразумевший это сможет со страхом Божиим положить основание своего монашеского жития. «Умудрись же в основание шествия своего полагать страх Божий», − поучает нас прп. Исаак Сирин .

http://pravoslavie.ru/90109.html

В Тафнасе Иеремия и погребен на месте, где стоял погребальный дворец древних фараонов. Такую почесть воздавали Египтяне Иеремии, потому что получили от него большую себе пользу или великое благодеяние, как говорит святой Ефрем Сириянин (в предисловии к своему толкованию на сию книгу); а эта польза или благодеяние, по свидетельству святого Епифания, Дорофея Тирского и Исидора Испалийского (см. Cursus complet. sacrae scripturae, tom XXI pag. 27) состояло в том, что пророк Иеремия своими молитвами прогнал аспидов, крокодилов и других диких зверей от их города и из окрестностей оного. Египтяне и доныне глубоко уважают могилу Иеремии, находящуюся неподалеку от Каира, и берут с нее землю для предохранения от крокодилов и для исцеления от укушения змей. Иоанн Мосх (in Prat spirit. cap. 77) свидетельствует, что Александр Македонский перенес тело (вероятно преданное погребению так же, как обыкновенно погребали Египтяне) Иеремии в Александрию; Александрийская летопись присовокупляет к сему, что тогда устроен был там приличный монумент в честь Иеремии. Никифор Каллист (Histor. lib. 8 сар. 30) записал предание, что этот монумент возобновлен и украшен царицей Еленой. Следовательно уважение Египтян к пророку Иеремии было велико и святые мощи его неоднократно переносимы были с одного места на другое, смотря по обстоятельствам и по взгляду владетелей Египта. Древнее предание, сохранившееся у святого Дорофея и Епифания, говорит, что пророк Иеремия предсказал жрецам Египетским, что их идолы падут, когда в Египет придет Матерь-дева со Своим Младенцем; – и что сие пророчество исполнилось во время пребывания Божией Матери с младенцем Иисусом в Египте, укрывшихся там от злобы Ирода Великого. У евреев было верование, что Иеремия, сокрывший ковчег и скрижали завета перед разрушением Иерусалима, восстанет вместе с Илиею ( Мф 16:14 411 ) и возвратит эту заветную святыню царю Мессии ( 2Мак 2:1–13 412 ). Во второй Маккавейской книге упоминается, что сединами и славою украшенный дивный братолюбец, много молящийся о людях и святом граде Иерусалиме пророк Божий Иеремия явился Иуде Маккавею (167–161 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Если человек, утратив страх Божий, заглушив голос своей совести, руководится лишь влечениями плотской похоти; если он, забывая о братолюбии, закосневает в бессердечии и жестокости, – то он идет тем же гибельным путем, которым шли некогда убийцы великого Предтечи. Когда кто-нибудь предается тяжкому пороку пьянства, не желая одуматься, разрушая мир в семейной жизни, губя свою душу и соблазняя других, – то он рискует уподобиться беззаконному Ироду, имя которого стало символом страшной жестокости, наряду с именами Каина, Иуды. Когда мать на глазах своих детей ведет жизнь легкомысленную, рассеянную и своим пагубным личным примером развращает и губит их неокрепшие души, – то она становится подражательницей Иродиады, которая, в конце концов, толкнула свою собственную дочь на величайшее злодеяние. Когда юная девушка теряет естественное чувство скромности, целомудрия, стыдливости и, наконец, утрачивает свою девственную чистоту, – она уподобляется Саломии, распутство которой довело ее до того, что она стала безвольной служительницей диавола и непосредственной виновницей смерти великого Предтечи. Напоминая нам сегодня о том, к каким ужасным последствиям может приводить человека легкомысленная, лишенная чувства нравственной ответственности, плотская и греховная жизнь, Св. Церковь зовет каждого из нас очищать свое сердце и даже свои помыслы от малейших греховных приражений, пресекать в самом начале зарождающиеся в нас дурные наклонности, противопоставлять похоти плоти – воздержание, похоти очей – умеренность, гордости – смирение, и идти тем узким путем, конец которого – спасение души и жизнь вечная. Иоанн Предтеча призывал людей к покаянию. Покаяние и смирение необходимы для каждого христианина, пока мы живем на земле среди соблазнов и искушений, пока мы грешим ежедневно и ежечасно, пока воля наша не укрепилась до непоколебимого стояния в вере, пребывания в надежде, действования в любви. И потому будем всегда помнить о святых неумирающих словах великого Предтечи: »покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное« ( Мф. 3:2 ), особенно же в дни его памяти, дабы его святыми молитвами и мы смогли приобщиться к благам любви и всепрощения Проповеданного им Сына Божия, вземлющего грех мира и подающего нам великую милость. Аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И пусть мы мало имеем таких наставников, пред которыми могли бы совершенно отсечь свою волю (но есть один для всех - Христос и Его Евангелие!), всё же склоним благоговейно головы пред драгоценными словами: «Послушание есть добровольная смерть, гроб собственной воли и воскресение смирения». Мы не познаем главной всемогущей добродетели евангельской, которая «есть великая и страшная сила» (Достоевский), смиренномудрия, оно не воскреснет в нас, без похорон самомнения и своеволия, заключённых в гроб послушания. Не будем забывать, что святое послушание выше одних только покорности и исполнительности, ибо таковыми качествами обладают и животные, например, коровы и натасканные псы. Послушание есть Дух, привлекаемый в душу чутким слышанием Божественной воли, когда собственный голос молчит, совесть чиста, а в сердце - любовь. «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: трава засохла, и цвет её опал; но слово Господне пребывает вовек». (1Пет.1:22-25) Только слово Божие незыблемо пребывает, а мнение человеческое опадает как цвет. «Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения». Ибо, чтобы рассуждать правильно, надо сначала научиться молчать и чутко слушать. Мы не услышим Бога, пока не услышим ближнего. Святые монахи, от которых, для нас земных, порой остались только имена, за жертву своим мнением получили в награду любовь и благодать, пророческий дар и дар утешения ближних. Те, кто не имеет возможности совершенно оставить рассуждение, всё же должны по-монашески прокалить его в горниле воздержания и молитвенного анализа. «Послушание есть неверование себе самому» - это и есть то горнило Иоанна Лествичника, через которое должно пройти наше слово, чтобы стать действенным и непорочным. Наша душа и её деятельность бывает подобна нерадивому старцу, наставнику Акакия. Она если и способствует рождению чего-то доброго, то только за счёт хорошего материала, с которым работает, сама же пребывает в грубости и недоумении.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/02/...

Нравственное учение с особенною полнотой и одушевлением изложили в своих беседах вселенские учители, опытно прошедшие духовную жизнь. Более всех в этом отношении сделал св. Златоуст. Он самое Св. Писание объяснял не столько с научною, сколько с нравственною целью – исправить своих пасомых. Обыкновенно вторую половину своей беседы он посвящал нравственному учению. Посему издавна делали извлечение нравственных мыслей из бесед Златоуста (κλγοι). Василий Великий , при объяснении псалмов, шести дней творения и т. под., тоже делал нравственные приложения к слушателям, увещания, обличения и утешения. От Григория Богослова до нас дошло не более 50-ти проповедей, больше догматического содержания; но известно, что он своими словами, в два с небольшим года, исправил нравы константинопольцев. Кроме того, греческие проповедники, особенно Василий Великий и Иоанн Златоуст , написали много слов чисто нравственного содержания и аскетического, в которых слегка касаются и земных предметов. Таковы образцовые слова Златоуста, нравственного содержания, о статуях и обстоятельствах его жизни; аскетического содержания – постнические слова Василия Великого . В нравственном учении вселенских учителей положено прочное основание аскетическому проповедничеству. Их одушевленные наставления не ограничивались правилами обыкновенной деятельности христианской, но внушали потребность высших подвигов, аскетизма, которым были проникнуты сами. В беседах св. Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова ясно проведена мысль о самоотвержении христианском, смирении, пренебрежении к суетному миру, потребности покаяния, слез, молитвы, особенно ночной, поста и умерщвления плоти. Даже в догматических словах Григория Богослова встречаем подобные мысли. Например: приготовляя своих слушателей к словам «о богословии» и обличая их страсть к религиозным спорам, он говорит: «что значит эта страсть к словопрениям? что значит эта болезнь языка? что это за новый недуг и жажда ненасытная? Нам нет дела до странноприимства, братолюбия, супружеской любви, девства, призрения бедных! Всенощное стояние, слезы, усмирение тела постом (тоже) не (относится) до нас» ... Изображая идеал христианского совершенства, вселенские учители требуют полных добродетелей. «Как ты удостоишься быть вместе с Иовом, говорит Василий Великий, не имея его терпения? Как – с Авраамом и другими праведниками, не подражая их добродетелям?» Изображая, в своих беседах, идеал христианской нравственности теоретически, вселенские учители подкрепляли его живыми примерами в похвальных словах подвижникам благочестия. По силе одушевления и убедительности особенного внимания заслуживают похвальные слова мученикам Василия Великого, например – св. Гордию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010