Благодарю Господа, призывающего мене, недостойного, непотребного, к общению с Господом в Божественных Тайнах Евхаристии завтрашний день. Очисти мя, Господи, и помилуй мя. Вот я пред лицем Твоим! Вскоре начни пост и молитву с богомыслием и чтением Священного Писания; присоедини к тому всякую добродетель: кротость, незлобие, целомудрие, нестяжательность, терпение, послушание, братолюбие, милосердие и милостыню и пр. Всякую тучную пищу оставь. Благодарю Тебя, Господи, яко всех возносящихся смирил еси: и сестру мою Анну, и меня, грешного, и протоиерея Павла, протоиерея Матфея, и чтецов наших и купцов наших, и военных наших чинов. И всех смиряеши в могуществе крепости Твоей, вседетельным Промыслом Твоим, мудростию Твоею всеобъемлющею, бесконечною державою Твоею. О, да познают Тебя, Господи, все до единого. О сем молитва моя Тебе, Богу живота моего. Господи! сокруши каменные сердца богатых, приклони их к состраданию нищим Твоим! Возьми их богатства, сии дары щедрот Твоих, и отдай их бедным Твоим. Бей их, когда они не восхотят чувствовать благодеяний Твоих, щедрот Твоих и в безумии своем будут считать Твои дары своим достоянием. Нет, Господи, им не нужно столь много, сколько они имеют: избытки их – достояние бедных. Вот и достояние протоиерея Матфея тоже, яко велико есть. В первый раз от многоядения и жирной утки у меня болела ночью спина. И сам я был несколько тяжел, как вчера во время вечерни или послеобеденного сна. Не есть мяс и ничего густого! (8 февраля 1872 г.) Петербургская поездка тоже влияла на спину, да и перемена погоды с холодной и ясной на теплую и облачную. Сон. В канале доковом купался какой-то молодой человек и, выбившись из сил, стал тонуть, и из многих зрителей никто не бросился его спасать: то вверх вынырнет, то вниз опустится; наконец вызвался один гимназист [Никульцев] спасти его, но пока он спускался, утопающий и действительно утонул и рот раскрыл. Не образ ли это меня, утопающего в сластях мира сего? – Да. Господи! если я еще не совсем умер, то это Твоя благодать и милость, но я близок к смерти духовной. Пост, пост даруй мне, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспянии и дарованиях. Там же Кто в повиновении отцу своему приобрёл совершенно чистую совесть, тот уже не боится смерти, но ожидает ее ежедневно как сна или, лучше сказать, как жизни, достоверно зная, что во время исхода души не от него, но от наставника потребуется ответ. Там же. Стр. 41 Однажды просил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение? Он отвечал: благоразумный послушник, если и мертвых будет, воскрешать, и дарование слез получит, и избавления от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным, старанием? Слово 4-е. О первом обольщении. Стр. 42 Диавол не попускает нам разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиною глубочайшего смиренномудрия. Слово 4-е. О втором обольщении. Стр. 48 Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных, послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу. Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57 Когда, будучи непрестанно обличаем от своего наставника, ты почувствуешь, что вера и любовь твоя к нему возрастают: то знай, что Дух Святый невидимо вселился в твою душу, и сила Вышнего осенила тебя. Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57 Не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия: напротив, плачь о том, что ты сделал нечто достойное выговора и возмутил против себя душу наставника. Не ужасайся и не дивись, когда скажу тебе (ибо Моисей и мне в том свидетель), что лучше согр- шить перед Богом, нежели перед отцом своим; потому что, если мы прогневали Бога, то наставник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал. Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения имеют одно значение. Слово 5-е. О покаянии. Стр. 58

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Чем наполнено сердце, такие и действия производит человек Видишь, что сосуд, чем напоен, такую и воню из себе издает: тако имеется и человеческое сердце. Когда любовь к Богу и ближнему имеет, такие показует и знаки, такие у него замыслы, начинания, слова, дела и помышления. И как яблоко доброе от вкуса, тако оно от дел, слов и обхождения познается. И как огнем согретая пещь теплоту издает, и от теплоты познается; так огнем ЛЮБВЕ Божия и ближняго согретое СЕРДЦЕ, теплоту милости, милосердия, терпения и кротости издает, и от тех познается. Напротив того, кто имеет любовию мира сего напоенное сердце, подобные тому и знаки оказывает, о том помышляет, в том поучается, о том беседует, тое и делает. Кто богатство или честь, или славу, или сласть, роскошь любит, о том и думает, того и ищет. Что и Господь глаголет: «идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» ( Мф. 6, 21 ). И хотя многие тщатся сокрыть начинания и дела свои, однакож, что внутрь кроется, утаиться не может, но вне выходит и является, не иначе, как пузырь из воды, который показует под водою крыющийся воздух, или как отрыжка из желудка. Не может бо древо доброе плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити, глаголет Господь ( Мф. 7, 18 ) (2:40). Два дела внешне одинаковые, а внутренне разные, это зависит от сердечнаго намерения Видишь два яблока извне равно красные и приятны, но внутрь не равны; но едино внутрь гнило и смрадно, другое равно, как и извне. Разумей, что такое имеются и дела человеческие. У многих дела вне равно похвальны показуются, но внутрь разнствуют, яко не от равного сердца и намерения происходят... Напр., един дает милостыню ради любви Божией и ближняго,– другий ради самолюбия и тщеславия: сей тщеславен и самолюбец, а оный истинный милостивец. Един у оскорбленного просит прощения, жалея, что ближняго опечалил: и другий такожде просит прощения у обиженнаго, но ради того просит, чтоб на него не искал суда, и тако бы беды ему какой не учинил; сей самолюбием недугует, а оный истинный братолюбец есть... Тако и в прочем могут быть равны вне дела человеческия, но внутрь, в сердце, не равны могут быть. Мы их, по мнению нашему, равными судим, яко на внешнее только смотрим: но Бог, Который глубину сердца зрит и испытует, иначе судит, якоже глаголет Господь к Самуилу, когда пришел в Вифлеем помазити единаго от сынов Иессеовых на царство, и хотел то учинити над Елиавом: «Не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его. Понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» ( 1Цар. 16, 7 ). Сей случай и разсуждение учит тя тому, дабы дела твоя и внутрь в сердце добрыми были, которые вне похвальными показуются и всякое бы дело внешнее доброе от сердца добраго происходило, когда хочешь Богу угождать (2:52–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Чтобы еще яснее познать страсти по тричастности души, мы рассудили вкратце приложить и следующее. Душа разделяется на три части: словесную (разумную), раздражительную 12 и желательную. Согрешения словесной части суть следующие: неверие, ересь, безумие, хула, неблагодарность и согласие на те грехи, к которым склонна страстная часть души. Исцелением же от сих зол и уврачеванием служат: несомненная вера в Бога, твердость и непоколебимость в истинности догматов православия, частое поучение в Божественном Писании 13 , чистая и непрестанная молитва и благодарение Богу. Согрешения раздражительной части души сии суть: немилосердие, ненависть, несострадательность, памятозлобие, зависть, убийство и постоянное о сем размышление. Исцеление же и врачевство сих страстей: человеколюбие, любовь, кротость, братолюбие, милосердие, незлобие и благость. Согрешения желательной части души суть следующие: объядение, лакомство 14 , пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, студодеяние 15 , любостяжание, желание суетной славы, злата и богатства и прочих плотских наслаждений. Исцеление же и врачевство сих страстей следующее: пост, воздержание, злострадание, нестажательность, раздаяние имущества бедным, желание оных будущих безсмертных благ, вожделение царствия Божия и желание сыноположения. Теперь следует указать вам и различие страстных помыслов, чрез которые всякий грех совершается. Главных греховных помыслов восемь: помысл чревообъядения, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныние, тщеславия и гордости. Не в нашей власти состоит, чтобы сии восемь помыслов тревожили или не тревожили нас; но пребывать им в нас, или не пребывать, воздвигать страсти, или не воздвигать, это зависит от нас. Иное есть прилог, иное сочетание, иное борьба, иное страсть, иное сосложение (или соизволение), близко подходящее к совершению греха, иное совершение греха и иное пленение. Прилогом навывается просто наносимое от врага внушение: сделай то или другое, как он сказал Христу Господу и Богу нашему: «рцы, яко да камение сие хлебы будут» ( Матф. 4, 3 ). Это, как сказано, не от нас зависит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В мае 2005 года первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр объявил о созыве IV Всезарубежного Собора. В продолжение года в приходах, на епархиальных собраниях и пастырских съездах шли оживленные дискуссии, на которых высказывались самые различные мнения, в том числе даже требования отложить созыв Собора. Благодарения Богу, что владыка митрополит Лавр не отступил от взятого им курса. А когда пришло время составлять списки делегатов на Всезарубежный Собор, то сам владыка Лавр позаботился о том, чтобы на нем присутствовали противники восстановления единства – чтобы все точки зрения были услышаны. Между тем сколько оскорблений пришлось перенести ныне блаженнопочившему Первоиерарху! Выбор места для проведения Собора пал на кафедральный храм Пресвятой Богородицы в Сан-Франциско – Ее иконы « Всех скорбящих Радость », строительство которого завершил владыка Иоанн и где почивают его честные мощи. IV Всезарубежный Собор был открыт 6 мая 2006 года. В продолжение всей работы Собора находилась с нами Одигитрия Русского Зарубежья – Курская-Коренная икона Знамения Пресвятой Богородицы, которую так почитал святитель Иоанн и в присутствии которой в 1966 году перешел в жизнь вечную. Прения по поводу вопроса сближения с Москвой начались в кулуарах и официально со второго дня Собора. С каждым часом горячие дискуссии усиливались и мнения разделялись: многие делегаты говорили о том, что процесс сближения идет слишком быстро, хотя почти никто не оспаривал сам принцип объединения. Выступлений на Соборе было много, и в течение нескольких часов первоначальный дух оптимизма для меня и для многих других делегатов сменился сомнениями: казалось, будет невозможно прийти к единогласному решению. Во время бурных прений и выступлений противников объединения я внимательно наблюдал за владыкой Лавром . Пойдет ли он на компромисс с ними? Митрополит Лавр Вспоминает протоиерей Серафим Ган, личный секретарь митрополита Лавра: «Он их (противников единства. – прот. В.П ) не боялся, а любил и считал необходимым проявить о них пастырскую заботу, то есть дать им возможность не только высказаться, но и получить все ответы на волнующие их вопросы. Здесь опять-таки проявилась его вера в то, что в деле восстановления единства есть воля Божия, всеблагая и спасительная. Во время одного из самых бурных прений… епископ Амвросий (Кантакузен), заметив, как спокоен владыка Лавр, перебиравший свои четки и бесстрастно возглавлявший заседания, сказал, что соборное дело – это священнодействие и поэтому необходимо продолжать дискуссии в духе братолюбия и благоговения, ибо на Соборе совершается дело Божие» .

http://pravoslavie.ru/104793.html

Он сохранил этот источник «воды живой» (Ин. 4, 10), возводящий смертных к жизни вечной Война выиграна. Открылась Троице-Сергиева лавра. Иван Воронов стал работать там реставратором. – Прошло много времени, – рассказывал он нам, – я уже забыл о том случае. Созрел для монашества. И когда запели слова кондака: «Радуйся, Невеста Неневестная…» – вспомнил! Вот про что мне говорили! Отец Алипий – это человек, который прошел путь от неверия к Богу и дошел до этого великого монастыря, где совершил свое эпохальное служение. Он сохранил этот источник «воды живой» (Ин. 4, 10), возводящий смертных к жизни вечной. Если наместник сказал, все стремились исполнить Митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн : – Посетив однажды Псково-Печерскую обитель и вкусив ту сладость, которая здесь пребывает, ты уже всем сердцем и всею душою ощущаешь: дальше жить не сможешь без этого монастыря. Архимандрит Алипий в этом мире розни и непрочных связей собрал ту братию, которая стала единой семьей здесь, на земле, и, как святые отцы учат, – в вечности. Как же та любовь, что явлена тут старцами, посреди братии да между наместником и теми, кого Господь сподобил сюда приезжать, нас всегда поражала! Сейчас, взирая на братию, посещая обитель, я, к сожалению, из года в год замечаю, как теряется то братолюбие, которое сюда так влекло паломников и просто тех, кто, может быть, еще только искал Христа. И находил Его, хотя бы раз побывав здесь на монашеском постриге! Архимандрит Алипий совершал его в Успенском соборе. Когда он, отец Дамаскин (Сахнюк), иеродиакон Сергий (Шаловский) пели «Обьятия Отча», весь народ плакал. После пострига отец Алипий всегда обращался со словом к братии. Помню, после пострига одного схимника он сказал: Митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн – Милый брат! Ты умер для мира и родился для вечности. Ты приблизился к Пречистой, и будь Ее верным чадом. Своей жизнью в послушании Ей в лице игумена покажи, что ты тот, кто сегодня уже вступил в жизнь будущего века, под Ее Божественный Покров.

http://pravoslavie.ru/132941.html

Эту связь мы знаем как любовь и именуем любовью, не считая любовь к Богу и любовь к ближнему за нечто раздельное, но признавая ее всю целиком за единую и ту же самую, ибо ею мы обязаны Богу и она сочетает людей друг с другом. Ибо осуществлением и ясным доказательством совершенной любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение. Ведь божественный Апостол Иоанн говорит: «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20). Он ясно указал всеславный путь любви, подлинно божественной и обоживающей, ведущей к Богу и, как говорится, являющейся Богом. […] И вы, благословенные, от всей души возлюбили этот божественный и блаженный путь, чтобы, подвизаясь в подвиге благом, достичь конца [его]. А поэтому вы незыблемо придерживаетесь того, благодаря чему достигается предел этого пути, я имею в виду человеколюбия, братолюбия, странноприимничества, нищелюбия, сочувствия, сострадания, смирения, кротости, душевного благородства, терпения, негневливости, долготерпения, стойкости, доброты, спокойствия, благоволения и миролюбия ко всем. Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви Причащаться по воскресеньям, особенно в сопровождении хорошего хора, гораздо легче и приятнее, чем проявлять дела любви, которые перечисляет прп. Максим. Однако без этой решимости ни наши посты, ни участие в таинствах не сделают нас учениками Христа. Для правильного устроения духовной жизни церковному наставничеству крайне необходим возврат к акценту на деятельной любви к ближнему, который был так присущ раннему христианству: «Любовью все избранные Божий достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу» (1 Кор 49 свт. Климента Римского). Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание».

http://blog.predanie.ru/article/zabytyj-...

Беляев Афанасий Иванович (1845–1921), протоиерей Бенешевич Владимир Николаевич (1874 – расстрелян 1938), профессор Бобров Виктор Никанорович (1864 – не ранее 1929), архитектор Бобровский Василий Владимирович (1874-?), протоиерей Богданов Николай Ефимович, протоиерей Богданов Памфил Миныч (1909–1993) Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), протоиерей; уклонился в обновленчество Боголюбский Сергей Николаевич Богоявленский Иоанн Яковлевич (1879–1949; в монашестве с 1947 – Исидор), протоиерей; впоследствии – епископ Богоявленский Леонид Константинович (1871– расстрелян 1937), протоиерей Болотов Василий Васильевич (1854–1900), член-корреспондент Академии наук Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873–1955) Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901), епископ Боярский Александр Иванович (до 1916 – Сегенюк; 1885 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество Братолюбов Андрей Стефанович (1849–1916), протоиерей Братолюбов Василий (расстрелян 1921), священник Будкевич Константин Юлианович (1867– расстрелян 1923), почетный каноник Буфетов Василий Афанасьевич, благотворитель Бычков Сергий Иванович (1882–1952; в монашестве с 1947 – Симеон), протоиерей, впоследствии – епископ В Валамский Иван – пономарь, прапрадед св. митрополита Вениамина Ванчаков Афанасий Михайлович (1858-?) Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович; 1896–1941), архимандрит Варнава (Муравьев), иеромонах – см.: Серафим (Муравьев), схииеромонах Варнава (Накропин Василий; 1859–1924), архиепископ Варнава (Росич Петр; 1880–1937), епископ Дебаро-Велесский в 1910–1920; с 1920 – митрополит Скоплянский; с 1930 – Патриарх Сербский Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ Варсонофий, св. (Лебедев Василий Павлович; 1871– расстрелян 1918), епископ-священномученик Васильев Александр Петрович (1867 – расстрелян 1918), протоиерей Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук Введенский Александр Иванович (1889–1946), протоиерей; уклонился в обновленчество Венедикт (Плотников Виктор Васильевич; 1872 – расстрелян 1937), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фимиам во храме – это вещественное знамение святыни существа Божия и святых Его и напоминание и нам жить во святыне. Вечно присуща Богу святыня – и святым, по благодати и дару Его; и нам должна быть присуща всегда святыня, а смрад греховный, нам присущий, должно всячески удалять чрез покаяние, труды, посты, молитвы, милостыни. Буди! Вот я, по милости Божией, отлично слышу бой карманных часов, висящих на стене довольно далеко, – и благодарю Господа за дар слуха. А как я бедствовал с ним! Как туго слышал! Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек ( 1Пет. 1, 22 – 23 ). Невозможно искренно говорить ектении и молиться за всех от души, с любовью, не очистив душу к нелицемерному братолюбию. 4 ноября Воскресенье. Поздняя очередная обедня. Благодарю Господа 1) за возвращение голоса (вчера вечером выпил яйцо, покушал черного хлеба немножко, стакан пива выпил и немного молока, прогулялся); 2) благодарю Господа за дерзновение при служении, 3) за животворное причащение Святых Таин, 4) за дерзновение и силу при оказывании проповеди и 5) за дар здоровья душевного и телесного, за мир, свободу, дерзновение, радование духовное. Дерзаю о Господе. 5 ноября Утро. Что значит? Я дурно провел ночь – не мог спать по причине нервного раздражительного состояния в теле. Не оттого ли, что я пил крепкий сладкий чай у Екатерины Степановны в доме Герасимова и ел варенье малиновое в довольном количестве? Не оттого ли, что после прочтения вечерних молитв по дороге, я съел сырое яйцо дома и выпил стакан молока, отчего сделалось расстройство в животе? Да, думаю оттого, да главное – от яблока. Не съешь яблока, не сделалось бы сильное расстройство желудка. Прочистило совсем. Поднимать ребят на руках после приема пищи не нужно, то есть мне, покушавши. Благодарю Господа, благопоспешившего мне в служении утрени. 6 ноября Благодарю Господа, еще очистившего грехи мои Кровию Своею, и чудно оживившего меня по причащении, и дерзновение мне даровавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благочинным являлся протоиерей Иоанн Любимов, настоятелем — священник Андрей Боротинский, его помощником священник Алексей Братолюбов. Церковным старостою был избран крестьянин Александр Евстафиев из деревни Сменково. Причт изначально составляли два священника, диакон, два дьячка, пономарь и просвирня. Когда 10 деревень были отчислены к приходам Кракольскому и Валговицкому, вакансии диакона и пономаря оказались упразднены. Приход Сойкинского храма составляли жители дальних и близлежащие деревень. Все они, кроме одной русской деревни Малое Стремленье, были ижорскими (по другим данным единственной русской деревней на Сойкинском полуострове являлись Ручьи). Прихожан насчитывалось мужского пола 2212 душ, женского — 2360. В 1899 году в приходе, кроме села Сойкино, состояли деревни Евсеева Гора, Дубки, Сменково, Кошкино, Суйда, Мишино, Югантово, Слободка, Косколово, Ручьи, Вистино, Валяницы, Воцкий Конец, Андреевщина, Горки, Глинки, Гамолово, Александровка, Репино, Залесье, Логи, Колгомпя, Ловколово, Ильеши, Гарколово, Пейпия, Большое Стремленье, Малое Стремленье, Купля, Пятчино. В то время церковному приходу принадлежало 35 десятин 1225 сажень земли. Дома у причта были деревянные. Настоятель храма в Сойкино с 1882 года жил в церковном доме. Такой же дом занимал псаломщик Дмитрий Вознесенский. У прочих членов причта имелись собственные дома. При церкви находилась деревянная сторожка. Ближайшая от Сойкино церковь тогда находилась в 13 верстах, в Валговицах. В приходе имелось 10 часовен, две из которых были в Сойкино — деревянная и каменная. Деревянные часовни располагались в Югантове, Слободке, Ручьях, Горках, Колгомпя, Большом и Малом Стремленье и в имении Забалканском (Гарколове). Первым настоятелем нового каменного Никольского храма в Сойкино значился Василий Вознесенский, переведенный отсюда в Воскресенский Новодевичий монастырь. Его помощником был Тимофей Скородумов. Вне штата на окладе дьяка состоял Фёдор Литвин. Во второй половине XIX века (с 1862 года) священниками в Никольском храме Сойкино служили: Иоанн Покровский, Иоанн Дубровицкий, Пётр Преображенский, Пётр Здравомыслов.

http://sobory.ru/article/?object=01281

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010