Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете " Также в Великий Четверг происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого Четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), именуемом дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец - дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме. В Великий Четверг издавна совершается в Православной Церкви еще и чин мироварения, во время которого лично Патриарх или те епископы, которых Патриарх благословил, варят и благословляют миро - особое благоуханное масло, сваренное из различных смол и благовоний. Это миро используется при таинстве Миропомазания, когда сразу же после крещения им помазывают нового члена Церкви, будь то младенец или взрослый человек. В Миропомазании, которое происходит один раз в жизни православного христианина, ему подаются дары Святого Духа, которые он призван в себе сохранить и преумножить. Благословленное Патриархом в Великий Четверг миро затем развозят по епархиям, а из епархиальных центров - по приходам, вплоть до самого маленького, дальнего и захолустного сельского прихода. Этим подчеркивается единство Церкви: каждый вновь входящий в Церковь через Крещение человек помазуется тем самым миром, которое варил и благословлял Патриарх и которое впоследствии по этой длинной цепочке дошло до данного прихода и было передано в руки данному священнику. Раньше чин мироварения совершали непременно в Успенском соборе Московского Кремля. Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами.

http://zavet.ru/velchetv.htm

Душевное настроение , в коем должен находиться священник пред совершением и во время совершения литургии, и по окончании ее (см. Внутреннее настроение). Детей нужно ли поминать и как поминать на литургии (отд. III, ст. 2, § 50)? О причащении детей Св. Тайнам (см. Младенцев причащение). Е. Евангелие напрестольное , – но поставлении его на престоле (отд. III, ст. 1, § 33). Ектении благопотребные (глава Дополнит., приложение, под буквою Г). Ж. Женщины могут ли быть допускаемы в алтарь для прислуживания при совершении литургии (отд. III, ст. 1, § 39)? Можно ли в случае смертной опасности причащать женщин, страдающих кровотечением (отд. VIII, ст. 2, § 162)? 3. Забывши произнести какие-либо молитвы на литургии и в особенности слова, освящающие тело и кровь Христову, священник что должен делать (отд. VI, ст. 1, § 94)? Заздравные литургии по разным обстоятельствам и о прибавлениях к ним (отд. V, § 92). Запасными дарами можно ли причащать младенцев (отд. VII, ст. 2, § 146)? О сосудах в которых должны быть хранимы запасные дары (отд. VIII, ст. 1, § 151). О времени и способе приготовления запасных даров (отд. VIII, ст. 1, §§ 152, 153). О том, как надобно хранить запасные или заготовленные дары в надлежащих сосудах (отд. VIII, ст. 1, §§ 154, 155). Как священники должны поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров таковые прижглись или от сырости заплесневели и т. д. (отд. VIII, ст. 1, § 156)? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно (отд. VIII, ст. 1, § 157)? Может ли священник содержать западные дары у себя дома (отд. VIII, ст. 1, § 158)? Можно ли совершать на запасных дарах преждеосвященную литургию (отд. IX, § 169)? Заплесневелые святые дары , и где девать их (отд. VIII, ст. 1, § 156)? Запрещенные священники и диаконы могут ли совершать литургию (отд. II, ст. 1, § 4)? Каким образом должны они причащаться Св. Тайнам (отд. VII, ст. 2, § 142)? Может ли священник вообще удостаивать причастия опасно больных, находящихся под запрещением (отд. VIII, ст. 2, § 161)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Отделение VIII.O приготовлении запасных даров и о причащении больных и умирающих Статья 1 Из Учительного Известия. О сосудах, в которых должны быть хранимы запасные дары. О времени и способа, приготовления этих даров. О том, как надо хранит заготовленные св. тайны в надлежащих сосудах. Как священник должен поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров, таковые прижглись или от сырости заплесневели и т.п? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно? Может ли священник содержат запасные дары у себя дома? § 151. Для хранения запасных даров должен быть в каждой церкви непременно особый кивот, иначе называемый гробницею или дарохранительницей, который всегда должен быть устрояем из золота или серебра, или на случай крайней нужды, из олова. Кивот этот всегда должен быть закрыт, с крестом наверху, и кроме престола никогда не должен быть поставляем на другом месте, так, чтобы никакая несвященная рука не могла касаться к нему под смертным грехом и под великой епитимьей, за исключением разве какой либо тяжкой и неотложной необходимости. j § 152. Божественные тайны для причащения больных и умирающих могут быть приготовляемы не только в Великий Четверток, но и в другие дни, в случае какой либо надобности, следующим образом: священник, намеревающийся заготовить запасные дары, должен на определенной литургии вместо одного агнца заготовить два, (как и в великий пост для преждеосвященной литургии (сравн. ниже, отд. IX, § 170), и затем освятить, таковые по обычаю. Когда же наступит определенное время пред причащением св. тайн священник должен аккуратно напоить св. кровью (посредством лжицы) агнец, предназначаемый для запасных даров, и до конца обедни сохранять его на определенном дискосе, или в дарохранительнице, как будет нужно или удобно. Затем самое сушение запасных даров производится так: священник раскрывает антиминс, ставит благоговейно посреди его св. агнец на дискосе и, покадив вокруг престола, совершает подобающий земной поклон пред св. дарами, и раздробляет их на небольшие части, какие обыкновенно назначаются для причащения верующих (Учит. Извест.). При этом раздробление это всего лучше производить непосредственно после обедни, так, чтобы еще не совсем была потреблена св. кровь из чаши. Ибо очень часто может быть так, что не все частицы от раздробленного агнца окажутся напоенными кровью. Тогда таковые надо снова напоить кровью, касаясь их сохранно концом лжицы, омоченной в св. крови, так, чтобы ни одной частицы не было не напоенной св. кровью (Дополнение к Учит. Известию).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения святых даров, но предлагаются дары, освященные и прежде на литургии св. Златоуста или св. Василия. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии, Златоустовой или Василия Великого , он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец, и по благословении и освящении даров, напояет сей совершенный и освященный агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся эта часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары, прежде освященные. Итак в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол святые дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы: потому они и почитаются Божескою честью, а не образной, – народ повергается ниц на землю и так пребывает во все время перенесения св. даров. Теперь читатель и из простейших может понять, каковое различие существует между дарами, переносимыми на великом входе в литургию Василия Великого и св. Златоуста, и в литургию преждеосвященных. На литургии Василия Великого и св. Златоуста переносятся дары только предуготованные быть телом и кровию Христовою, вместообразные оных, а еще не преложенные в тело и кровь Христову, которые, значит, по существу своему суть еще хлеб и вино, а на литургии преждеосвященных переносится на великом входе истое тело Христово, напоенное истою Христовою кровию. Никита, один из начальных расколоучителей, столько лет бывший священником, сам совершавший столько раз св. литургию, т. е. благословлявший по великом входе св. дары, с произнесением сих слов: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего», и прочее,– он, казалось бы, должен был знать, когда прелагаются св. дары в тело и кровь Христову, и однако же думал и учил, что на литургии св. Василия Великого и св. Златоуста переносимые на великом входе св. дары суть уже истинное тело и истинная кровь Христовы. В своей челобитной царю Алексею Михаиловичу он писал: «по божественному, государь, писанию (?) и святых отец истинному свидетельству в божественной литургии, те преносимыя тайны самое Христово тело, иже нас ради на кресте закланное, и самая Его боготочная кровь» (Мат. для ист. раск. т. 4-й, стр. 13). Поэтому он и восстал против сказанного в Скрижали, что в литургию св. Василия и св. Златоуста на великом входе преносимые святые дары не суть еще тело и кровь Христовы, почему и не должно воздавать им Божеского поклонения, подобающего только святым дарам переносимым на литургии преждеосвященных. Вот каковы были первоучители раскола, – не знали и не понимали тайнодействия ими самими совершаемых таинств, и таким-то вождям последуют именуемые старообрядцы!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Существующий обычай – после литургии священнику и диакону, как сподобившимся причащения св. Таин, не полагать сейчас земных поклонов, а диакону, напр., даже не целовать вследствие этого руки у священника, когда берёт благословение на потребление св. Даров во время молитвы: «Исполнение закона и пророков " …, не имеет ничего предосудительного, но подобное положение священнослужащих должно продолжаться до выхода из церкви; по выходе же каждый священнослужитель может вступать в своё обычное положение и в особенности после принятия обыкновенной пищи в доме, почему и священник, и диакон могут опять класть земные поклоны, диаконы лобызать руку священника и проч. (Рук. д.с.п. 1887, 8). Приготовление запасных Даров и их хранение Приготовление запасных св. Даров обыкновенно совершается на литургии в Великий четверток, потому что в этот день воспоминается св. Церковью самое установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено на полной литургии и во всякое другое время (Уч. Изв.). В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Божественных Даров ежедневно могут быть оставляемы ради смертных случаев в св. дарохранительнице 166 от одной литургии до другой; на этой последней оставшиеся запасные Дары потребляются, оставляются новые, и так ведётся изо дня в день; поэтому в приходах таковых церквей особенного приготовления этих Даров, какого требуют запасные Дары на продолжительное время, не требуется. Агнец для запасных Даров приготовляется «по чину, якоже в великий пост ко преждеосвященной литургии». 167 На проскомидии той литургии, на которой имеют быть приготовлены запасные Дары, кроме того Агнца, который изъемляется из просфоры для совершения означенной литургии, из другой просфоры таким же точно образом, т.е., с произнесением всех проскомидийных слов, как и первый, изъемляется для запасных Даров другой Агнец и поставляется рядом с первым на дискосе. На самой литургии в положенное время освящение обоих этих Агнцев совершается вместе, а не порознь, т.е., не над каждым произносятся совершительные слова и делается благословение. По освящении Даров, пред причащением, священник берёт Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицею напояет его Кровию Христовою, держа над потиром. При этом требуются великая осторожность и опасение, как бы не перемочить св. Агнца и как бы от излишества не упала куда-либо капля Христовой Крови. Напоённый Агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таин. Когда же немного остынет, опять ставит над сосудом с углями. Таким образом продолжает до тех пор, пока не высохнут Св. Дары. Сухие же Св. Дары священник полагает в св. кивот со всяким благоговением, сотворив достодолжное поклонение им. Затем свивает антиминс (Извест. учит, в Служебн. како хранити бож. тайны 1160 . Деян. Московск. Собора 1666–1667 гг., изд. Братств, св. Петра 1881 г., л. 43, 44) 1161 . Если ковчег золотой или серебряный, но с позолотой внутри, то в него, Св. Дары полагает без подложенной бумаги. Если же ковчег серебряный, но не позолоченный, или оловянный, то внизу его («конечно») постилает чистую бумагу и на ней полагает божественные Тайны). Так предписывается совершать в тех храмах, где не каждый день совершается служба. Но где ежедневно бывает божественная литургия, напр., в великих городах, монастырях, там можно обходиться без сушения Св. Даров, и нет надобности приготовлять двух агнцев; можно часть одного агнца, напоив божественной кровью, оставлять до утра другого дня, храня его ради смертных случаев (там же). Запасные дары, как сказано, должны храниться в алтаре, на престоле в ковчеге. И священник должен часто осматривать их, с откровенною главою, с достодолжным поклонением, с измовенными руками, не коснулось ли святыни какое-либо повреждение (Кормч. кн., ч. I; Васил. Вел. к пресв. о божественной службе; Номокан., пункт 158; Извест. учит, в Служебн.. Инстр. Благоч., § 14). У себя же в дому священнику держать запасные дары запрещается (Инстр. Благоч., § 14). Для несения Св. Даров в дома для больных устрояется так называемая «дароносица» (1698 г.), декабря 26-го, Свят. патр. Адриана, Патр. Моск., указн. статей 4; Инстр. Благоч., § 141 из золота, серебра или другого метала. В ней делаются два отделения. В одном находится ящичек с покрышкою для Св. Даров, в другом же – лжица и небольшого размера св. Потир. Кроме двух главных сих отделений, в дароносице иногда устраивается небольшое место для губы истиральной к Св. Чаше. Дароносица завертывается в покровце и полагается в сшитом из шелковой или другой материи влагалище, сумке, мешочке, который носит священник на персях (Инстр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Уральске со мной произошло то, что дает мне полное право утверждать, что Господь Бог сподобил меня собственными глазами видеть бесспорное чудо. В начале сентября 1954 года ко мне зашла Ольга Александровна с просьбой пойти с ней и причастить знакомую ей женщину, мы пошли. Худощавая женщина не производила впечатления ни больной, ни старой, было непонятно, почему она сама не пришла в храм, а вызвала священника на дом. «Давно Вы не исповедовались, не причащались Св[ятых] Таин?» — спросил я ее на исповеди. «Очень давно — с 1937 года»,— ответила она. «Какие еще грехи отягощают вашу совесть?» — задал я, полагая, последний вопрос. «Батюшка, на мне лежит тяжелый грех».— «Какой же? Скажите, я слушаю».— «Я зарыла Св[ятые] Дары в землю». Я приготовился выслушать любой признание о грехопадениях человека, но никогда не мог предположить, что услышу о таком грехе и тем более из уст женщины. Я был ошеломлен признанием. «Как же это могло случиться? Как Св[ятые] Дары могли попасть к вам?» — «Мой муж был священником, у него хранились запасные Дары дома, ведь вызывали приобщить в любое время. Это был 1937 год, раз ночью приехали, забрали моего мужа и увезли, с тех пор я его не видела и не слышала о нем. Я испугалась, что придут с обыском, разбросают Св[ятые] Дары, осквернят святыню. Взяла все, как у него было свернуто, и зарыла в землю». «О Господи, как же мне быть?» — подумал я. «Известие учительное» наставляет, что малейшее небрежение к крупице Честного Тела и малейшей капле Честной Крови Христа — смертный грех… Упадет капля Св[ятой] Крови на пол, и то полагается соскоблить пол в этом месте, сжечь стружки и пепел пустить в текущую реку, а здесь лежат Св[ятые] Дары! Надо их взять… Но, может быть, лучше не открывать? Что могло сохраниться в земле за столь большой срок?.. Но ведь это Святые Тело и Кровь Христа, разве они могут подвергнуться уничтожению?.. Не пытаясь их взять, разве я не проявлю маловерие?.. Град этих и близких им вопросов пронесся в моем сознании. Нет, я должен отогнать от себя маловерие и взять Св[ятые] Дары из земли…

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-svyashh...

Крайняя затрудненность получения новых старообрядческих священников и наконец их полное исчезновение постепенно усилили роль нерукоположенных, но руководящих богослужением дьяков, или стариков (отсюда и другое название согласия — стариковское согласие). Отсутствие церковной вертикали привело также к тому, что часовенные стали принимать приходящих к ним от Православия как еретиков третьего чина (конечно, если приходящий крещен трехпогружательно). Следовательно, согласие стало формироваться как беспоповское, хотя у его членов сохранялись (и сохраняются до сих пор) запасные Дары, освященные отцами, которые имели преемственную исправу от священников дониконовского рукоположения. Среди часовенных также, видимо, бытовали и Священные Дары, освященные на Иргизе. Кроме того, на соборе 1913 года ими обсуждалась возможность причащения. Однако в журнале «Уральский старообрядец» в ответе на вопрос редакции, откуда у часовенных запасные Дары, уверенно указывается на священников никифоровской и т.д. исправы. Сохранялись Святые Дары и в известном семействе Лыковых, принадлежащем к часовенному согласию (в настоящее время из них осталась только Агафья). В 1840 году собор часовенных отказался от приема священников (по некоторым данным, в связи с разгромом Иргиза), а на екатеринбургских соборах 1884 и 1887 гг. была отвергнута обсуждавшаяся там возможность принятия белокриницкого священства и закреплена беспоповская практика богослужения (с опущением нерукоположенными старцами часовенных чисто иерейских молитв, с исповедью старцу и т. п.). данному обстоятельству способствовало и то, что из-за скудости священства в среде часовенных стали действовать авантюристы, именующие себя попами так называемого беловодского наставления, чье самозванство рано или поздно раскрывалось. В середине XVIII века в состав урало-сибирских старообрядцев вливаются новые потоки так называемых поляков (как их и по сей день зовут, например, на Алтае), то есть тех староверов, которые возвращались из Польши, с Ветки и продвигались все дальше на восток от Урала. Уже с 1780 гг. беглопоповцы-поляки активно ассимилировались с уральскими и сибирскими часовенными.

http://pravoslavie.ru/2282.html

Сушить же напоенный Агнец на святом престоле подобает так: прежде разверни антиминс и, взяв из кивота Агнец, положи на дискос и покади окрест Него. И, сотворив поклон, со всяким благоговением раздроби святым копием на частички. После раздробления положи каменную плиту или кирпич возле края антиминса, справа от себя, а сверху чистый горшочек, железный или медный, с горящим углем. И, достойно поклонившись, возьми святой дискос с раздробленными Божественными Тайнами и положи его сверху горшочка, внимательно следя и переворачивая святым копием частички, пока постепенно, не пригорая не высохнут Божественные Дары. Когда святой дискос хорошо нагреется, сними его и поставь на святой антиминс или на покровец, чтобы не попалились Святые Дары. Когда же дискос немного остынет, снова положи его сверху горшочка с углем. И так повторяй до тех пор, пока не высохнут, как следует, Дары. Сухие Дары со всяким вниманием положи в святой кивот. Закрыв кивот, положи его на свое место и, совершив поклон, сверни антиминс. Где же Божественная служба совершается каждый день, например, в больших городах или монастырях, то там можно иметь запасные Дары без предварительного сушения следующим образом: не закалая два агнца, а, взяв часть от служебного, напои ее Божественной Кровью, как было указано выше, и храни до утра. И так поступая каждый день, не будешь иметь необходимости в сушении Даров, а вместе с этим избегнешь и всех бедственных случаев, связанных с сушением. О подаянии, принятии и хранении Божественных Тайн и о поклонении Им Все священнослужители должны с подобающей честью совершать в храме свое служение, оказывать должное поклонение Тайнам Божьим и иметь желание о частом принятии этого Дара. Приходские же иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению. И чтобы со смиренным и чистым устроением тела приступали к Божественным Тайнам. Если, кроме обычных четырех постов, кто захочет приступить к Святому Причащению, то должен прежде попоститься семь дней, пребывая в церковных и домашних молитвах (по нужде же постятся три, или только один день) и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Златоуста на великом входе предложенные дары только предуготованы быть телом и кровию Христовою, по существу же своему суть хлеб и вино, суть только вместообразные тела и крови Христовых, а не сущие тело и кровь Христовы. А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения св. даров, но предлагаются дары, освящённые прежде, на литургии св. Златоуста или Василий Великого. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии Златоустовой или Василия Великого он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец и по благословении и освящении даров напояет сей совершенный и освящённый агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся та часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары преждеосвященные. Итак, в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол св. дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы, потому они и почитаются Божескою честию, а не образно – народ повергается ниц на землю и так пребывает во вся время перенесения даров 107 . Засим не достоит умолчать и о различии в самом перенесении св. даров на литургии Василий Великого или св. Златоуста и преждеосвященной. На литургии Василия Великого и св. Златоуста св. дары, как ещё только вместообразные и несоединённые, переносятся на великом входе тот и другой вид особно: диакон предшествует с дискосом, имущим на себе образный хлеб, а за ним последует священник с чашею, имущею образное вино. В литургии же преждеосвященных даров тело и кровь Христовы соединены, ибо святый агнец напоен Божественною кровию на литургии св. Василия Великого или св. Златоуста после освящения оного; в чашу же на литургии преждеосвященных вливается простое вино. Посему на литургии преждеосвященных сам иерей должен нести соединённые св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010