XXII. Опущение приглашения к причастию (Уе that do truly and earnestly etc.) из желания сократить службу незаконно, хотя бы причастники отсутствовали (204). XXIII. Опущение символа веры и Gloria in Excelsis за заупокойной литургией, совершаемой под эгидой общества All Souls Guild, не должно допускаться (205–206, ср. 271). XXIV. Возношение освященных даров осуждено председателем Арочного суда сэром Филимором, потому что оно «тесно связано с учением о трансубстанциации». Это возношение зародилось в западной церкви после беренгариевой полемики и после того как учение о трансубстанциации получило всеобщее признание. Первое появление его относится к концу XII в. 2974 (207–214). XXV. Коленопреклонения совершителя литургии незаконны, потому что не предписываются молитвословом. Они не были известны в Англии в средние века 2975 (215–216). —149— XXVI. Ессе Agnus Dei etc. Совершающий литургию священник не должен согласно указанию, римско-католического миссала (Ritus celebrandi missam, X. 6) в тот момент, когда причастники должны подходить к чаше, обращаться от престола к народу и, показывая дары, говорить: «Ессе Agnus Dei etc». Обычай этот не имеет санкции древности и неизвестен быль в Англии до реформации (217–218). XXVII. Сохранение запасных даров 2976 осужденное (не прямо, а косвенно) церковным судом и судебным комитетом, было сочтено нарушением богослужебного устава в «ламбетском» решении (1899–1900 гг.). По мнению теперешнего лондонского епископа совершенное запрещение сохранения даров в Лондоне неосуществимо на практике. Поэтому он терпит сохранение даров для причащения больных (а не целей адорации и молитвы) в тех храмах, которые сохранили обрядовое употребление каждения и которые он более не посещает. Значение практики сохранения даров указывается в кратком историческом обзоре, даваемом членами комиссии. Практика эта существовала уже во II-м веке. 2977 С IV-ro в., во избежание злоупотреблений, она была ограничена целью причащения больных. 2978 От IX-ro в. встречаются указания на дарохранительницу, в которой хранится viaticum pro infirmis. 2979 После беренгариевой полемики в XI-м в. и всеобщего признания учения о трансубстанциации были выработаны подробные указания относительно места сохранения даров и способа их перенесения к больному, а также адорации их. В молитвослове 1549 г. сохранение даров было дозволено, но только для употребления в тот же день. С 1552 г. всякое упоминание о запасных дарах сглаживается из молитвослова. Рубрика, прибавленная в 1662 г., предписывает, чтобы остающееся от священного не выносилось из храма, но медленно после отпуска (the Blessing) потреблялось (219–232).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

32 Произвольно отрекшийся и обратившийся причащается Святых Таин только при смерти (Васил. Вел. 83, Григ. Нисск. 2). Отрекшийся вследствие гонения и мучений – от 8 до 4 лет. На притворно показавших себя нехристианами, но не идоложертвовавших налагается отлучение полгода (Петр. Алек. 2 л. и т.д.). 33 Служб. Литург. Злат. Обыкновенно, в этом случае Агнец раздробляется так: на дискосе сдвигаются в одну сторону частицы из других просфор, а на свободной середине священник раздробляет копием на более или менее тонкие ломтики, например, часть HI, а потом – КА. Отделив несколько ломтиков, священник раздробляет их снова в длину и ширину, при чем непременно ведет счет, и затем осторожно опускает раздробленные частицы в сосуд, сдвигая их с дискоса лжицею или копием и стараясь, вместе с ними, не опускать туда мелких крошек. Число раздробленных частиц должно быть достаточно для всех причастников, а потому величина их будет зависеть от того, как много причастников. Нужно также остерегаться, чтобы вместе с частицами от Агнца не опустить в сосуд частиц от других просфор; а для этого раздроблять Агнец следовало бы лучше на дискосе свободном, не бывшем на службе в тот день, или же на проскомидийной тарелочке. 34 Число готовящихся к принятию Святых Таин можно узнавать, когда они подходят к кресту после молитв перед причащением, а также по числу свеч, приносимых ими священнику при исповеди, и по записи, которую ведет псаломщик – где эти обычаи соблюдаются (Кн. о долж. Пресв. §115). 35 Если причастников в день приготовления запасных даров не будет много, то нет надобности готовить «второй» Агнец, и можно употребить для запасных даров одну какую-либо часть, предназначаемую для мирян: HI или КА. Если же был приготовлен другой Агнец, то напояются только две части: HI и КА, другие же две части: IC и ХС должны быть в свое время опущены в потир (после Причащения) и потреблены. Впрочем, если где нужно запасать дары для священнослужащих, то должно небольшую часть отделить и от ХС и также напоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

«Индульгенции от архиепископов и епископов русские берут», – пишет он. «Впрочем, в этом отношении у них дело делается более чисто, чем у католиков. В самом деле, это весьма не честно – продавать другим за большие деньги то, что сами получают даром»… (pag. 11). Не имея никакого повода заподозривать на этот раз автора в тенденциозности, надо думать, что он по всей вероятности приравнял знакомые ему индульгенции с обычными у нас, но совершенно различными от первых, разрешительными молитвами. Всеми представленными данными и исчерпываются известия наших иностранцев о покаянии. Резюмируя их, мы должны сказать, что в общей сложности они не оставляют подробных данных о трактуемом предмете; но за то сравнительно отличаются большею правдивостью, чем это видим в других случаях. Правда, и здесь встречаются ошибки (как напр., относительно времени принятия исповеди), но они вообще-то неизбежны по отношению к свидетельствам иностранцев о русском богослужении, а кроме того, – в данном случае касаются только частностей. Другая характерная черта, которую мы замечаем здесь в сказаниях иностранцев, – это однообразие их сведений. Из общего сличения их можно даже сделать такой вывод – что большинство поцитованных нами авторов по вопросу о покаянии пользовалось записками Герберштейна. В связи с вопросом о покаянии иностранцы не редко трактуют о причащении больных. Внимание их, впрочем, обращается более на акт заготовления запасных даров для больных, чем само причащение их. – Временем приготовления запасных даров все иностранцы согласно указывают – четверток страстной недели. 74 Заготовленные в это время дары, по их известиям, благоговейно хранятся круглый год 75 . Местом хранения служит вообще храм, в частности же, по Гваньино, чистый сосуд (pag. 21), а по Олеарию, деревянный голубь, «который вешают над алтарем» (стр. 360). Акт заготовления описывается у Олеария. «Благословляемый в чистый четверток (хлеб), говорит он, назначается только для больных и приготовляется он таким образом. Берут испеченный для этого хлеб, величиною почти с большой рейхсталер, с изображением распятия посередине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Фотина 16 апреля 2021, 20:06 Вот сейчас, в данную минуту в больнице лежит р.б.Александр впал в бессознательное состояние. 80% поражения. Родные молятся, но священника позвать не успели успели . Все произошло слишком быстро.Страшно уйти без Покаяния! Ольга 16 апреля 2021, 16:22 Прошу прощения, я не поняла, означает ли написанное, что в синодике русского духовенства, скончавшегося от коронавирусной инфекции и ее последствий (если не ошибаюсь, больше 200 человек), те, кто не причащался? Царство Небесное им и вечная память. Катерина 16 апреля 2021, 12:37 Наталия Ростова 16 апреля 2021, 08:52 -- и я такого же мнения, на все " воля Божия благая и угодная и совершенная " . Интересно, что у меня на работе ковидом переболел коллега, вчера вышел на работу. Именно он " умирал " десять раз на дню от ковида, именно его трясло при одной мысли о болезни. Богоборец... И толъко он один ухитрился заболеть в активной форме, не заразив никого, хотя мы сидим все в одном бюро, пусть и не на коленях друг от друга, но 8-9 часов; и его дочь, и новорожденная внучка, и его подруга - хоть бы хны. р. Б. Алла 16 апреля 2021, 11:31 Милость Господа к своему творения, песпредельна! Как же нам, грешным, не благодарить своего Создателя, как не любить Его!? Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!!! Михаил 16 апреля 2021, 11:11 Слава Богу! Наталия Ростова 16 апреля 2021, 08:52 Знаете, когда читала рассказ, появилось ощущение какой-то кастовости про этих христиан. Не у каждого христианина есть добрый друг-батюшка, который может передать Запасные Святые Дары. Да и не каждый имеет такое дерзновение. У меня два нежнейше-любимых друга-батюшки, но я никогда не стану их просить передать мне Дары. Если Господу будет угодно, то Он сподобит меня причаститься, даже если я окажусь на необитаемом острове.../Умереть без Причастия было для меня страшнее всего/А как тогда умирали наши стойкие верующие, священники, архиереи в лагерях смерти??? Врач перестал бояться, когда у него дома оказались Святые Дары...Подвиг - это перестать бояться вопреки всему и полностью довериться Богу.

http://pravoslavie.ru/138678.html

– А кто же в этом случае был виноват, как не ваше сиятельство, вероятно вы так щедро их наградили, что у них произошел спор, кому из них служить. При этом князь сказал, что во время своего путешествия он очень беспокоился о том, не пришлось бы ему опасно занемочь в таком месте, где бы не случилось нашего священника: что бы тогда было делать? Митрополит на сие сказал: – Вы могли бы с собою взять запасные дары, которые священник может отпустить благонадежному человеку; в первые века христианства многие миряне имели у себя в домах святые дары, например сестра Василия Великого ; но впоследствии это было воспрещено, когда стали жить не благочестно. При сем спросил я владыку: – Ежели бы мне случилось быть за границею, где не случилось бы нашего священника, то, находясь при смерти, мог ли бы я приобщиться от католического священника? На сие владыка сказал мне, что это делать бы не следовало, потому что вы должны бы были уже отказаться от своей Церкви. Потом я рассказал ему анекдот, о котором не помню, где читал или слышал от кого: один лютеранин, живший в Воронежской губернии в деревне, занемог, и находясь при смерти пожелал приобщиться св. Христовых Таин от православного приходского священника, который в том ему отказал; соседние священники также не решались его причастить; дошло сие до сведения святителя Тихона; тогда он сам принес св.Дары и причастил его, а после, когда тот выздоровел, присоединил его к нашей Церкви, нарекши его, по его желанию, Тихоном. Трудно ручаться за достоверность сего анекдота, и митрополит сказал, что он в первый раз о сем слышит. Это свидание его с князем было за четыре дня до его кончины. Когда я пошел провожать владыку, то сказал ему: – Видно князь очень обрадован был вашим посещением,– оно его совершенно оживило. Он до прибытия вашего был так слаб, что с трудом мог сказать слово, когда же вы пожаловали, он твердо стал говорить, и рассказывать о всем как здоровый. 7 числа князь окончил жизнь, а 13 числа владыка его отпевал в церкви Воспитательного Дома. Заметно было, что он был растроган; но по слабости здоровья не мог говорить слова, – заменил его в сем случае протоиерей Сергий Григорьевич Терповский. Владыка дружески был расположен к князю, и каждый раз, когда я у него ни бывал, ни разу не случалось, чтобы он об нем со мною не заговорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Великий Четверток, после заамвонной молитвы, в кафедральных церквах архиереем совершается омовение ног 12 избранных священнослужителей. В Москве (в Успенском соборе в Кремле 110 ) в Великий Четверток (в некоторые годы, по мере надобности) совершается освящение мира. В Великий Четверток заготовляются запасные Дары для причащения больных. Из Агнца часть хс раздробляется да. случай причащения заболевших священнослужащих, части же и ка раздробляются для причащения больных мирян. Священник раздробляет эти части св. Агнца так же, как и для причастников (здоровых), т.е. на дискосе (лучше на не бывшем в употреблении в сей день) или на проскомидийной тарелочке, на мелкие частицы, потом, приблизив дискос с. частицами осторожно к потиру, наполняет их св. Кровью. Святые Дары просушиваются, по определению Большого Московского собора 1666–1667 гг., так: Сушение св. Даров должно совершаться непременно в алтаре со всяким благоговением и в присутствии священника. Священник полагает на престоле камень на краю антиминса и на нем ставит сосуд с горячими углями; потом с благоговейным поклоном берет св. дискос с божественными Тайнами, раздробленными со всяким вниманием, и возлагает его вверху сосуда; притом наблюдает за просушиванием и переворачивает частицы копием, дабы они не пригорели; затем снимает дискос и полагает его на св. антиминс для некоторого охлаждения, а потом опять поставит на сосуд с углями: «Сия же твори и многажды, Дóндеже изсушатся божественныя Тайны...» Указываем следующий способ просушивания св. Даров, отличающийся, по нашему мнению, большим удобством и большею целесообразностью. На развернутом антиминсе посредине кладется малый (свернутый) покровец, на покровце ставится подсвечник с зажженною свечою, тот самый, который обыкновенно ставится на жертвеннике пред св. Дарами. Дискос с раздробленными частями Агнца священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженною свечою до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминсе, доколе не остынет. Потом опять подогревает дискос и опять охлаждает, и это повторяет до тех пор, пока совершенно не высохнут св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием. При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона. Способ этот удобен тем, что не представляет ни одной из тех опасностей, которые могут встретиться при употреблении раскаленных угольев, просушивание может быть окончено в один день и в непродолжительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

«Уповаем на Тебя, Отец наш Небесный, и веруем, что Ты услышишь нашу молитву и сможешь исполнить наши, выраженные в ней желания, потому что Тебе принадлежит Царство – владычество над всем, и все в Твоей власти. Ты обладаешь всемогущей силой исполнить все, что Тебе благоугодно, и сама слава Твоего имени побуждает Тебя к благосклонному вниманию к нашей молитве». Эти заключительные слова молитвы Господней произносит священник. Аминь , – произносит народ, выражая одинаковое со священником желание и упование в том, что молитвы услышаны. 3 . После молитвы Господней приготовлением к причащению Святых Тайн служат главопреклоненная молитва к Богу Отцу и молитва к Господу Иисусу Христу. Эти молитвы произносятся священником тайно. а) Первую молитву священник читает, преподав мир всем , вслед за тем, как присутствующие после возгласа дьякона преклонят головы. «Благодарим Тебя, Царь невидимый, все устроивший неизмеримой Твоей силой и по обильной милости Твоей все призвавший из небытия в бытие. Сам же Ты, Владыка, призри с неба на преклонивших перед Тобой главы: они преклонили их не перед плотью и кровью (не перед людьми), но перед Тобою, страшным Богом. Итак, сотвори, Владыка, чтобы эти предлежащие Дары послужили всем нам во благо соразмерно с потребностью каждого. Плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, болящих исцели, Врач душ и тел наших, – благодатью и щедротами Единородного Сына Твоего, с которым Ты благословен вместе со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, сегодня и непрестанно и во веки веков». Последние слова: Благодатию и щедротами ... священник говорит вслух. Народ отвечает: аминь . В этой молитве священник молится преимущественно о причастниках, чтобы им послужили во благо Святые Дары. Между причастниками упоминаются, в частности, плавающие, путешествующие, болящие. Это свидетельствует, что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении, но и собиравшиеся путешествовать напутствовали себя Святыми Тайнами. Некоторые даже брали в путь или хранили у себя дома запасные Дары для причащения – на случай, если не было возможности причаститься в церкви вследствие дальности ее местонахождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

3295 Это Алексей Родионов говорит в своём доношении Св. Синоду, но в действительности было не так. Крайне редко, не более двух–трёх раз, во всё время пребывания на Выгу, он, по его словам, приобщался какими-то запасными дарами. Вот что говорит он об этих запасных дарах: в начале раскола нецыи свящеиницы окаяннии, учаще люди раскольническому зловерию, освящали запасные агицы превеликия, и, раздробивши тые на малейшие частицы, раздавали детям своим духовным и прочим приходящим к ним раскольникам, дабы они тем раскольническим причастием во вся дни, в великий четверток и в час смерти причащалися. Такие запасные дары в выгорецкой пустыне сохранялись у Мануила Петрова. (Сочинения Алексея Родионова. Вып. 3, 224. Яковлев, Григор. Извещение Праведн. 53, 54, 77, 88, 89). 3296 Краткий Летописец. Извещение Праведн. 150. Чтение в обществе Истор. и Древност. 1863, кн. 1-ая, отд. II, 11. 3297 Странным для многих покажется, что сенокос в Олонецкой губернии продолжается до октября, когда там в сентябре бывают морозы и снег. Какой же сенокос, когда снег покрывает землю. Но нужно знать местные особенности этой губернии, чтобы понять почему сенокос продолжается до октября. Олонецкая губерния почти вся покрыта озёрами и болотами, а последние, большей частью образовались из заболоченных озёр. Трава на них великолепная, но косить летом невозможно: зыбкая поверхность не позволяет. И вот ждут того времени, когда болото замёрзнет. Тогда свободно косят траву и свозят, сено. Сушить траву нет надобности, она уже высохла на корню. 3299 Со смерти Андрея Денисова нравственный быт Выголексинских общежитий расстраивался всё больше и больше: религиозный энтузиазм ослабевал, своеволие и личный интерес вытесняли обще-братский дух. В мужских кельях на полках появились вместо книг чайники, рюмки с бутылками: а в женских – «колыбели с отрочатами зыблемы»: от серьёзного чтения книг Божественных устремились к чтению лёгкому, к книгам басненным; вместо воспевания красот природы слагались рифмы и песни про скучную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§106. Если, суша Св. Тайны, священник по нерадению допустит, чтобы оные припалились или же в случае бы, от невнимания его, хранимые Тайны заплесневели или растлились, то виновный в этом, кроме того, что согрешит смертно, но и должен подлежать вине извержения по правилу номоканонному. Кроме сего если бы когда приключилось подобное несчастие, то священник не должен никогда приобщать таковыми тайнами, но тотчас обязан заготовить новые запасные Тайны и только такими причащать по указанному (§102). Заплесневшия же или растленные Тайны, просушив оные хорошенько, священник должен сохранить до ближайшей литургии, которую всего лучше служить на другой же день по открытии несчастия, и на оной, смешав испорченные Тайны с останками Св. Тайн от совершившейся литургии, или вообще с сладким вином, потребить таковые по обычаю. (Учит. извест.). Сожигать оные или бросать в воду отнюдь не разрешается (номоканон при больш. требн. пр. 160). Разве только в случае крайней необходимости, когда бы Св. Тайны от необычайного невнимания, или вследствие долгого отсутствия священника, испортились совершенно, или, чего никогда не дай Господи, были съедены червями, или в случае хранения их в медном сосуде, покрылись бы ядовитою медною окисью и т.п., тогда можно сжечь оные по надлежащему, с величайшим благоговением, и пепел вкопать под престолом по обычаю. Но сие можно делать не иначе, как с высшего архипастырского разрешения, и при сем виновный в этом всегда должен понести наказание, во всех отношениях соответствующее тяжести преступления. (Дополнение к учит. извест.). §107. В тех церквах, в которых литургия совершается ежедневно, как-то во градских соборных или монастырских, Св. Тайны могут быть сохраняемы и без всякого сушения, т. образом, что не закалая другого агнца, священник может каждый раз отламывать небольшую часть из агнца освященного, и напоив ее Св. Кровию, бережно сохранять в кивоте до следующего дня. Затем совершая литургию на др. день, священник должен эту оставленную часть потребить вместе с остальными дарами, а ее заменить другою новою, и так ежедневно, чтобы в экстренной надобности можно было всегда причащать умирающих. (Учит. извест.). Впрочем сие правило у нас в настоящее время не всегда соблюдается, но и в церквах, в которых ежедневно совершается литургия, принято всегда хранить запасные дары, надлежащим обр. приготовленные и засушенные, что и должно быть постоянно и везде соблюдаемо со всякою аккуратностью под строжайшею ответственностью и опасностью наказания. (Дополнение к учит. извест.). Отделение XVII

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Загадки новгородского сиона. Происхождение самых необычных богослужебных предметов. Протодиакон Алексей Бельшов 18 июля 2018 08:03 – 1 января 1970 03:00 События   Однако подобных предметов нет в современном церковном употреблении. Термин «сион» ассоциируется со стационарными дарохранительницами — священными сосудами, постоянно находящимися на Святом Престоле и предназначенными для хранения запасных Даров (2). Значит, это древние новгородские дарохранительницы? Но хранить Святые Дары именно в таком сооружении продолжительное время неудобно — в них можно сберечь содержимое лишь от мышей, но не от воздействия влажности и пыли. Гораздо более простая конструкция дарохранительницы в виде ковчега позволяет сохранять Дары в течение года. Как тогда можно было использовать эти сосуды, и почему они «литургические»? Этими вопросами задавались исследователи на протяжении последних ста лет, и их гипотезы становились все более обоснованными по мере того, как оформлялась в двадцатом веке методология исторической литургики. Посмотрим, из чего состоят новгородские сионы, и выясним, насколько в целом характерна такая конструкция для богослужебной приктики средневековой Руси. По форме Большой новгородский сион напоминает крупный макет беседки. В его основании — блюдо с чеканкой; стены состоят из колоннады, укрепленной в верхней части решетками, основное пространство между колонками закрыто дверцами с иконографическими изображениями. Венчает конструкцию купол, торжественно завершенный крестом. Малый новгородский сион, скорее всего, когда-то имел схожую конструкцию, но теперь выглядит так, будто его ограбили: колонки, вероятно, не оригинальные, грубо прибиты к блюду штырями, решетки между колонками частично оборваны, купол так же чужеродный, неуклюже припаян полоской из цветного металла наподобие шлема викинга.

http://bogoslov.ru/event/5916766

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010