Крайняя затрудненность получения новых старообрядческих священников и наконец их полное исчезновение постепенно усилили роль нерукоположенных, но руководящих богослужением дьяков, или стариков (отсюда и другое название согласия — стариковское согласие). Отсутствие церковной вертикали привело также к тому, что часовенные стали принимать приходящих к ним от Православия как еретиков третьего чина (конечно, если приходящий крещен трехпогружательно). Следовательно, согласие стало формироваться как беспоповское, хотя у его членов сохранялись (и сохраняются до сих пор) запасные Дары, освященные отцами, которые имели преемственную исправу от священников дониконовского рукоположения. Среди часовенных также, видимо, бытовали и Священные Дары, освященные на Иргизе. Кроме того, на соборе 1913 года ими обсуждалась возможность причащения. Однако в журнале «Уральский старообрядец» в ответе на вопрос редакции, откуда у часовенных запасные Дары, уверенно указывается на священников никифоровской и т.д. исправы. Сохранялись Святые Дары и в известном семействе Лыковых, принадлежащем к часовенному согласию (в настоящее время из них осталась только Агафья). В 1840 году собор часовенных отказался от приема священников (по некоторым данным, в связи с разгромом Иргиза), а на екатеринбургских соборах 1884 и 1887 гг. была отвергнута обсуждавшаяся там возможность принятия белокриницкого священства и закреплена беспоповская практика богослужения (с опущением нерукоположенными старцами часовенных чисто иерейских молитв, с исповедью старцу и т. п.). данному обстоятельству способствовало и то, что из-за скудости священства в среде часовенных стали действовать авантюристы, именующие себя попами так называемого беловодского наставления, чье самозванство рано или поздно раскрывалось. В середине XVIII века в состав урало-сибирских старообрядцев вливаются новые потоки так называемых поляков (как их и по сей день зовут, например, на Алтае), то есть тех староверов, которые возвращались из Польши, с Ветки и продвигались все дальше на восток от Урала. Уже с 1780 гг. беглопоповцы-поляки активно ассимилировались с уральскими и сибирскими часовенными.

http://pravoslavie.ru/2282.html

Златоуста на великом входе предложенные дары только предуготованы быть телом и кровию Христовою, по существу же своему суть хлеб и вино, суть только вместообразные тела и крови Христовых, а не сущие тело и кровь Христовы. А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения св. даров, но предлагаются дары, освящённые прежде, на литургии св. Златоуста или Василий Великого. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии Златоустовой или Василия Великого он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец и по благословении и освящении даров напояет сей совершенный и освящённый агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся та часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары преждеосвященные. Итак, в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол св. дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы, потому они и почитаются Божескою честию, а не образно – народ повергается ниц на землю и так пребывает во вся время перенесения даров 107 . Засим не достоит умолчать и о различии в самом перенесении св. даров на литургии Василий Великого или св. Златоуста и преждеосвященной. На литургии Василия Великого и св. Златоуста св. дары, как ещё только вместообразные и несоединённые, переносятся на великом входе тот и другой вид особно: диакон предшествует с дискосом, имущим на себе образный хлеб, а за ним последует священник с чашею, имущею образное вино. В литургии же преждеосвященных даров тело и кровь Христовы соединены, ибо святый агнец напоен Божественною кровию на литургии св. Василия Великого или св. Златоуста после освящения оного; в чашу же на литургии преждеосвященных вливается простое вино. Посему на литургии преждеосвященных сам иерей должен нести соединённые св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.    По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.    Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.    Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).    Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.     Примечание.    В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

§103. Если священник не успеет высушить все частицы в один день, то он может досушивать оные и на другой день. Но при этом священники должны тщательно стараться, чтобы не полагать для просушки Св. Дары на солнце, а тем более не запирать их для этого на окне в церкви без всякого наблюдения. Вместе с сим священники также должны иметь в виду, чтобы не совершать засушивание Св. Даров на дискосах медных, хотя бы даже посеребренных или позлащенных и т.п. Ибо от малейшего соприкосновения с медью на таковых Св. Дары могут не только проникнуться медным запахом, но даже в случае оставления их на подобном дискосе для просушивания, в особенности в сырой церкви и на неопределенное время, они могут покрыться медною окисью, которая, как известно, очень опасна для здоровья и по своей ядовитости может даже отравлять причащающихся. (Дополнение к учит. извест.). §104. Если кивот, или дарохранительница, в которой должны быть хранимы запасные дары, будет золотой, или серебряный-позлащенный, то Св. Дары могут быть полагаемы в оном и без подложения бумаги. Но если сосуд этот серебряный не позлащенный или оловянный, то в таком случае его надобно прежде покрыть чистою сухою бумагою и потом на оную полагать св. частицы сохранно и с благоговением. §105. Святые тайны, хранимые в кивоте, священник должен наблюдать, как можно чаще, со всякою достодолжною честию, совершая при этом обычное поклонение, и с измовенными руками, и если невозможно делать это всякий день, то хоть чрез три дня, или вообще, по крайней мере, во время всякой литургии, совершаемой во дни воскресные и праздничные. При сем священник должен каждый раз открывать св. сосуд и наблюдать со всякою аккуратностию, чтобы Св. Тайны не заплеснивали или не растлелись от сырости или от спертого воздуха и т.п. Если при этот священник заметит хоть малейшие признаки сырости на Св. Дарах, то он должен тотчас развить антиминс на престоле, и бережно переложив св. частицы на дискос, раскрыть окна в церкви, и т. обр. проветрить хорошенько оные, наблюдая в особенности, чтобы муха или другое какое-либо насекомое не унесли какой-либо даже малейшей части, под опасением самого тяжкого греха по Уставу Церковному. (Учит. Извест.). В случае надобности можно даже и в другой раз пересушить Св. Дары на огне по указанному (см. выше §102).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сушить же напоенный Агнец на святом престоле подобает так: прежде разверни антиминс и, взяв из кивота Агнец, положи на дискос и покади окрест Него. И, сотворив поклон, со всяким благоговением раздроби святым копием на частички. После раздробления положи каменную плиту или кирпич возле края антиминса, справа от себя, а сверху чистый горшочек, железный или медный, с горящим углем. И, достойно поклонившись, возьми святой дискос с раздробленными Божественными Тайнами и положи его сверху горшочка, внимательно следя и переворачивая святым копием частички, пока постепенно, не пригорая не высохнут Божественные Дары. Когда святой дискос хорошо нагреется, сними его и поставь на святой антиминс или на покровец, чтобы не попалились Святые Дары. Когда же дискос немного остынет, снова положи его сверху горшочка с углем. И так повторяй до тех пор, пока не высохнут, как следует, Дары. Сухие Дары со всяким вниманием положи в святой кивот. Закрыв кивот, положи его на свое место и, совершив поклон, сверни антиминс. Где же Божественная служба совершается каждый день, например, в больших городах или монастырях, то там можно иметь запасные Дары без предварительного сушения следующим образом: не закалая два агнца, а, взяв часть от служебного, напои ее Божественной Кровью, как было указано выше, и храни до утра. И так поступая каждый день, не будешь иметь необходимости в сушении Даров, а вместе с этим избегнешь и всех бедственных случаев, связанных с сушением. О подаянии, принятии и хранении Божественных Тайн и о поклонении Им Все священнослужители должны с подобающей честью совершать в храме свое служение, оказывать должное поклонение Тайнам Божьим и иметь желание о частом принятии этого Дара. Приходские же иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению. И чтобы со смиренным и чистым устроением тела приступали к Божественным Тайнам. Если, кроме обычных четырех постов, кто захочет приступить к Святому Причащению, то должен прежде попоститься семь дней, пребывая в церковных и домашних молитвах (по нужде же постятся три, или только один день) и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Часто священнику бывает необходимо прийти на дом: причастить или пособоровать больного, освятить квартиру или просто побеседовать. Для причастия необходимо захватить с собою запасные Святые Дары. Они заготавливаются раз в год в Великий Четверг, высушиваются и всегда хранятся на Престоле в Дарохранительнице. В них не содержится отдельно Крови Христовой. Иногда родственники слишком поздно обращаются к священнику и Крови взять неоткуда. За годы своего священства я заметил одну закономерность: если больного долго уговаривали, а он отказывался, то причастить его не удается, а если, несмотря на все его просьбы, или родственники, или иные какие-либо обстоятельства препятствовали этому, то человек перед смертью успевает все-таки приобщиться Святых Таин. Какое это имеет значение для православного сознания, я думаю, объяснять не надо. Принципиально причащать больного в бессознательном состоянии нельзя. Но если доподлинно известно, что он, будучи в сознании, жаждал причастия, то священник может взять на себя ответственность и на свой страх совершить Таинство. Второго февраля 2000 г., в четверг накануне мясопустной родительской, после того, как я отслужил Божественную Литургию и потребил Святые Дары, ко мне обратилась родственница умирающей. Я выяснил, что больная — без сознания. Мне не с чем было идти к ней, что повергло в отчаяние ее дочку: “Она так просила, а я все откладывала!..”. Учитывая, что после “Скорой” я пятнадцать лет проработал в условиях реанимации и анестезиологии, я решил, взяв запасные Дары, разобраться на месте. То, что я увидел, оптимизма не внушало: глубокая кома, нарушение мозгового кровообращения и обезвоживание организма у очень пожилой женщины, слабая сердечная деятельность и сильная одышка говорили о близкой смерти. Даже в условиях реанимации такие больные редко выдерживают более суток. По моим понятиям, бабушка не должна была дожить и до утра, даже если ей поставить капельницу. Отчитав дочку за потерянную возможность по-христиански подготовить к смерти мать, я для очистки совести все-таки дал кое-какие медицинские рекомендации, почти не сомневаясь в том, что они не помогут.

http://pravmir.ru/znameniya-i-chudesa/

На утрени следующего дня, во время шестопсалмия, Агнец вынимается из ковчега и полагается на дискосе, который поставляется на развитом антиминсе. Покадив окрест, священник раздробляет Агнец копием на малые части. Затем, как указано в Учит. Известии, берет плитяной камень (гладкий) или кирпич 37 , полагает его на край антиминса, по правую сторону от себя, а на камне поставляет горнец с жаром и держит над ним дискос с раздробленными частицами, перемешивая их по временам копием, чтобы они не пригорели, и давая остывать дискосу, когда он сильно разогреется. Так продолжает до тех пор, пока частицы Божественного Тела достаточно подсохнут (что легко узнается при прикосновении к ним копием). Потом опускает их в кивот со всяким благоговением, сотворив должное поклонение им, и свивает антиминс. Через день-два нужно снова просушивать запасные Дары, иначе они легко и скоро отойдут, и может коснуться святыни повреждение. А потому священнику вменяется в обязанность не только в это время, но и вообще часто, с достодолжным поклонением, измыв предварительно руки, осматривать запасные Дары (Номокан. п. 185. Инстр. Благоч. §14. Учит. Извес. при служ.). Если бы, при осмотре запасных Даров, замечено было, что они начинают отсыревать, то тот же час нужно их просушивать, открыв в алтаре окна для притока свежего воздуха и развив антиминс, а на нем поставив дискос с положенными на него запасными Дарами. Причем священник, не отходя, наблюдает, пока Дары просохнут, чтобы на них не садилась пыль или муха (Учит. Извес. при служ.). Удобнее и в этом случае просушить их тем же способом, каким они засушиваются в первый раз. Если бы, при засушивании Божественных Даров, случилось прижечь почему-либо какие частицы (чего да не будет), или допустить их заплеснеть в ковчеге, то должно отобрать пригоревшие или заплесневшие частицы в другой какой сосуд (например, свободный потир) и на первой литургии, опустив их после причащения в служебный сосуд, потребить, в свое время, вместе с Святыми Тайнами (Учит. Извес. при служебн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Относительно закрытия царских врат можно и так поступать, что оставлять их отверстыми до 7-го евангелия включительно, потом затворять только пред началом чтения остальных евангелий. Пред чтением последнего царские врата следует отверзать и держать их отвезтыми до конца утрени (последний образ действий более сообразен с духом богослужения) (Р.д.С.П., 1900 г., Правильно ли, что у нас литургию в Великий четверток совершают в темных ризах? Обыкновенно при этом надеваются не темные, а не вполне светлые (не воскресные) облачения. Так, в древних триодях (изд. 1754 и др.) указано, что на вечерне пред божественной литургией этого дня, после предначинательного псалма и ектении, при пении «Господи, воззвах», священник «изменяет» священную одежду, исходит из алтаря и кадит (см. Никольский: «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», изд. 6-е, 1900 г., стр. 74) (Ц. В, 1902 г., В Великий четверг заготовляются запасные Дары для причащения больных, при чем на практике все четыре части агнца идут в запасные Дары. Следует ли так поступать, строго держась Служебника, по которому мирян можно причащать только частицами Hi и Ka? Не следует. Агнец для запасных Даров должен делиться на четыре части, при чем часть 1C должна полагаться в потир при соединении Даров, часть XC должна раздробляться на случай причащения заболевших священнослужителей, части же Hi и Ka должны раздробляться для причащения больных мирян (Ц. В, 1893 г., Как просушивать св. Дары? Руководственное значение в решении этого вопроса имеет определение Большого Московского собора 1666–1667 гг., по которому сушение св. Даров должно совершаться неприменно в алтаре, со всяким благоговением и в присутствии священника. Священник полагает на престоле камень на краю антиминса и на нам ставит сосуд с горящими углями: потом, с благоговейным поклоном берет св. дискос с Божественными Тайнами, раздробленными со всяким вниманием, и возлагает его вверху сосуда; при этом наблюдает за просушиванием и переворачивает частицы копием, дабы они не пригорели; затем, снимает дискос и полагает его на св. антиминсе для некоторого охлаждения, а потом опять поставит на сосуд с углями. «Сия же твори и многажды, донже изсушатся Божественные Тайны»… (Деян. Московск. соб 1666–1667 гг., изд. 1881 г., л. 43–44. Ср. Учит. изв. При Служебнике). (Р.д.С.П., 1897 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании Литургии агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Это делается так: развертывается антиминс, потом вынимается из кивота Агнец и полагается на дискосе на антиминсе. Затем совершается кругом престола крестообразное каждение, делается пред престолом подобающее поклонение и раздробляется Агнец копием на малые частицы со всяким благоговением. По раздроблении священник берет чистый камень или кирпич и полагает его при крае антиминса, по правую сторону от себя. На этот камень поставляется чистый и новый сосуд (жаровня) с горящим углем. По совершении подобающего святыне поклонения священник берет дискос с Божественными раздробленными Тайнами и поставляет его, или держит в руке над сосудом с горящим углем и таким образом постепенно и мало-помалу просушивает Дары, переворачивая их копьем, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, снимает его и ставит на антиминс или на покровцы. Когда дискос немного остынет, снова ставит его над сосудом с углем. Действия эти продолжаются до тех пор, пока Дары не высохнут. Сухие же Дары со всяким благоговением влагаются в кивот и хранятся на престоле. «Известие» предписывает, чтобы священник ежедневно или раз в три дня со всяким благоговением и вниманием, после надлежащего поклонения, должен осматривать Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте. Брать кивот, а тем более касаться святых Тайн он должен чисто вымытыми руками. Если он заметил, что Тайны несколько отсырели или близки к этому, в таком случае он должен раскрыть антиминс на святом престоле, поставить на него дискос и, вынув их из кивота, положить на дискосе. Затем растворить окна и просушивать их на воздухе, не отходя от престола, но всячески наблюдая, как бы не коснулась святых Таин муха или что-нибудь подобное. Зимою, когда окна отворять неудобно, можно употреблять тот же способ просушивания, каким вообще приготовляются запасные Дары, т.е. просушивать их над жаровней. Если случится так, что, просушивая святые Тайны над сосудом с горящими углями, священник припалил их, или от небрежения или лености допустил в них порчу и разложение, в таком случае Тайнами этими не должно уже никого причащать, но на следующий же день должна быть совершена Литургия и приготовлены вышеизложенным способом новые Дары для причащения больных, а испортившиеся должны быть всыпаны на жертвеннике в потир и потреблены с остатками вновь освященных Таин.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010