В католич. Церкви характер В. т. помимо тех же веществ, что и в правосл. Церкви, имеют освященные соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах (см.: Aug. Confess. 1. 11. 17), и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста (см. ст. Пепельная среда ). Все В. т., к-рые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Св. Дарам, св. миру и воде Крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после Крещения, вода Крещения выливается только в непопираемое место (гл. 199 Номоканона при Большом Требнике). Запасные Св. Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развернутое богословское осмысление использования В. т. в богослужении есть уже у авторов III в.- напр., у Климента Александрийского и Оригена. Большое влияние на развитие богословия таинств и, в частности, на понимание В. т. оказали сочинения блж. Августина, интерпретировавшего таинства как одну из разновидностей знаков ( Aug. De civ. Dei 10. 5; Con. Faust. 19. 1-2, 16; Ep. 138. 7), состоящих из слова и вещества ( Aug. In Ioan. Tract. 80. 3). В средневек. зап. схоластике под влиянием аристотелизма материальная сторона таинств была втиснута в рамки категорий мышления; в лат. богословие были введены категории формы и материи, субстанции и акциденции. Поскольку с XII в. наметилось значительное сужение самого термина «таинство», в католич. богословии под В. т. стали понимать только те натуральные элементы, что используются в чинопоследованиях Крещения, Конфирмации, Евхаристии и Елеосвящения. Внешние свойства и качества этих веществ были строго регламентированы. Любое отклонение или несоответствие хотя бы по одному показателю стало считаться непреодолимым препятствием для совершения и действенности таинств. Священнослужители, сознательно нарушавшие предписанные нормы в отношении В. т. или попустительствовавшие их несоблюдению, подлежали строгим прещениям вплоть до извержения из сана. Основные положения были после Тридентского Собора (1545) включены, окончательно кодифицированы и опубликованы в послесоборных католич. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/158330.html

Раз в неделю приходил ночью иеромонах Макарий, приносил ему поесть и исповедовал его. Приходил иногда еще и монах Антоний с овчарни, с которым он раньше нес послушание у овец. Условным сигналом к встречеу них с отцом Антонием был такой: отец Антоний стучал один раз по дереву, и если батюшка слышал стук, то тоже стучал в ответ. А если один не отвечал, то другой ждал, пока не услышит условного сигнала. Помогали отцу Клеопе также протосингел Иоиль Георгиу и один благочестивый христианин. Отец Иоиль приносил ему продукты, соль, пшеницу, сухари и клал все под одно упавшее дерево. И никто не знал, где располагалась его землянка. Отец Клеопа говорил, что, когда он строил себе землянку, прилетали какие-то птички и садились ему на макушку. А когда он в первый раз причастился у землянки, прилетела стая птиц, каких он до этого никогда не видел. Из воспоминаний отца Клеопы Дней через сорок после моего водворения в пустыне я решил причаститься, ибо у меня с собой были запасные Святые Дары. Это было в воскресенье. Я встал раньше обычного, совершил все правило и начал читать Псалтирь. В двенадцать часов или в час я закончил читать всю Псалтирь. Я вынул святой антиминс, ибо у меня с собой было все, и расстелил его на пне, стоявшем у моей лачуги. Неподалеку рос куст орешника. И втот самый миг, когда я вынул святой антиминс и развернул его, стайка птичек прилетела на этот орешник. Птички чуть поменьше воробьев, но очень красивые. На лбу у них были белые отметинки наподобие креста. Таких птиц я никогда не видел до этого, да и после того до сих пор так ни разу больше и не видел. И все время, пока я читал молитвы перед Святым Причащением и причащался, и потом, когда я читал благодарственные молитвы и складывал святой антиминс, они чирикали. О чем-нибудь подобном я ни разу не слышал и никогда не видел такого! Но я... я не совершил ничего хорошего. Во всем был плох, непослушлив, ленив и неблагодарен за ниспосланные мне благодеяния. Позднее, когда у отца Клеопы закончились Святые Дары, он решил отслужить Святую Литургию. Приготовившись и вычитав все молитвы, он разложил святой антиминс на пне неподалеку и начал службу. Когда он вознес благословение, сказав: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь», – снова прилетела стая птичек, очень красивых. Птички расселись рядышком на кусте и запели. Батюшка спросил себя: «Что бы это могло быть?» А какой-то голос сказал ему: «Это певчие с клироса!» Он продолжил Святую Литургию и причастился. Затем птички улетели. Причащение и чудо с птицами очень утешили его. И он от всего сердца возблагодарил Бога за Его милость и любовь к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Теперь Он является иначе, не в Своем Собственном прославленном образе, но лишь в земном веществе, силою связи Его духовного тела с миром. И это явление Господа в веществе этого мира и есть преложение Святых Даров. Однако это явление Господа отлично от явлений ученикам по Воскресении как по характеру, так и по цели. В Своих явлениях Господь тогда являлся ученикам явно, с чувственной очевидностью для того, чтобы победить неверие их. Этими явлениями Он свидетельствовал о пребывании Своем на земле, хотя и в ином состоянии, чем ранее. И явления Господа были внешними, которые оставляли возможность неверия и сомнения ( Мф.28:17 ; Мк.16:14 ; Лк.24:37 ). Присутствие же Господа во Святых Дарах есть не внешне-явное, – оно и не имеет становиться таковым, – но лишь таинственное и внутренне очевидное. И таковым оно становится во Святом Причащении. Тело и Кровь Христовы даны нам во Святом Таинстве не безотносительно, но для причащения, и лишь этой определенной целью явление Господа во Святых Дарах определяется и ограничивается. На Западе после ереси Беренгария, начиная примерно с XII века, развивается и совершенно чуждая Древней Церкви практика поклонения Святым Дарам и их особого для этого выставления. Она стремится обратить явление Господа в Святых Дарах в целях Причащения в явление Господа для пребывания на земле в определенном месте (Christus in pyxide (Христос в коробочке (лат.) – Прим. ред.)). Здесь есть противление одновременно Тайной Вечери и повелению Господа, с которым Он давал ученикам Свое Тело и Кровь: «приимите, ядите... пийте от нее вси», а вместе с тем и Вознесению, которым закончилось и пребывание Его на земле. 155 Поклонение Святым Дарам, которые суть истинные Тело и Кровь Христовы, воздается в Православной Церкви лишь на Литургии, когда Святые Дары износятся для Причащения, а далее при перенесении на жертвенник для потребления (что соответствует Вознесению). В них покланяются Самому Господу в явлении Его в Святом Причастии. Святые же Дары, оставляемые для Причащения больных, так называемые запасные (что соответствует выделению момента Причащения за пределы времени Литургии) не выставляются, но сокрываются в дарохранительнице, находящейся на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

 -Алле. Добрый вечер.  -Добрый вечер, батюшка Димитрий. Я вот лежу два года больная. У меня ноги не ходят. И я исповедовалась и причащалась, ну раз десять, наверное, ко мне батюшки приходили. И мне хочется причаститься как в церкви. В ложечку наливают там вино или что-то. А то дает зернышко сухое, и мне не нравится это.  -Я понял. Ну вообще-то это странно. Потому что священник, когда причащает запасными святыми дарами. Эти святые дары специально высушивают. Но когда он приходит в дом, он должен это растворить в вине с водой. Может, батюшка слишком торопился вас причастить. Не успел все сделать, как полагается. А вообще-то эта частичка должна принять обычный вид.  -Когда она размокает- то становится мягкой. Поэтому когда батюшка придет, приготовит святые дары- я вам советую, вы с ним подольше исповедь проведите. Покайтесь подробно. За это время то, что вы сказали , зернышко приобретет необходимую форму.  -Как пробудить совесть в ребенке?  -Ну, это зависит от самого ребенка. Таких вот нет. Мне, по крайней мере, не известно в мозгу такие места, которые отвечают за совесть, чтобы туда электрод внедрить и пропустить электрический импульс. Вот где голод, где удовольствие- это известно. А вот где совесть- это не понятно. Даже я полагаю, что совесть находится где-то внутри сердца. Даже, скорее всего. Поэтому тут надо с душой ребенка взаимодействовать не механически.  -То есть, найти сначала контакт с ним.  -Контакт найти, взывать к разуму. Вообще, чтобы воспитывать ребенка, нужно сначала с ним крепко подружиться.  -Интересно как? Если у ребенка интересы противоположны желаниям родителей.  -Нужно войти его интерес. Я вот помню, один батюшка придумал гениальный ход. Он в определенном возрасте для своих детей приобрел собаку. И собака на несколько лет заняла все их внимание. И вот опасный возраст он, таким образом, компенсировал.  -То- есть он их отвлек от всех уличных интересов.  -Да. Собака роскошная была.  -Отец Дмитрий, подскажите, пожалуйста, как нужно завоевывать девушку, если нет времени часто встречаться? Современные девушки хотят, чтобы им уделяли много времени и внимания. Не эгоизм ли это с их стороны?

http://radonezh.ru/text/vozmozhno-li-che...

Понеже приближися конец жития моего, молю убо святыню твою, да не медля сподобиши мя божественнаго причащения» 829 . Так высоко ценили св. подвижники причащение пречистого тела и крови Господней! С неменьшею ревностию искали причащения св. таин и святые мученики; они смотрели на него, как на необходимую принадлежность христианина; «како христиан без литургии быти может», – говорил мученик Фелекс 830 ; поэтому и они носили также с собою запасные св. дары и причащались ими пред мучениями и смертию. «В конце 3–го века, – рассказывает Бароний, – в жилище св. мученицы Доминики игемон нашел кадильницу глиняную и свещу, и ковчежец, в немже бе св. жертва» 831 . Заключенные в темницы, они получали св. причастие чрез верных, которые подвергались иногда величайшим опасностям со стороны язычников; в случае же невозможности получить св. дары, заключенные, если между ними были священники, – сами иногда совершали литургию и причащались. Известен рассказ, как священник Лукиан, прикованный к полу в лежачем положении на спине, на груди своей принес св. жертву, от которой и причастились те, которые были заключены вместе с ним 832 . Учители беспоповства, ничего не возражая против приведенных примеров, отстаивают свою мысль тем, что древние подвижники, не имущие священников, и причащались яко бы не чувственно, а духовно, чрез поднятие рук к небу. В подтверждение этой странной мысли они приводят 833 одно место из сто одиннадцатого слова св. Ефрема Сирина , которое, как сейчас увидим, говорит совершенно противное. «Заблуждающе в горах яко зверие питаеми, – пишет св. отец, – совершени суть и исполнени правды, зане суть уди церковнии. Не разлучают себе от стада зане чада суть святаго просвещения, не закон раззоряют не приемлюще священничество держати, заповеди хранят, тепли суще верою. Егда же предстанут честнии священницы святей трапезе службу принести, тии первее простирают руки своя приемлюще с верою тело того же Владыки, воистинну иже присно с ними сущаго». С первого же взгляда представляется, что это место св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Тогда Ольга схватила баллончик с дихлофосом и стала все опрыскивать со словами: «Мы скажем, что травили здесь клопов и тараканов». Запах дихлофоса быстро забил запах ладана. Все богослужебные предметы были спрятаны. Единственно, что невозможно было убрать, это чашу с Христовыми телом и кровью. Зосима хотел поставить ее на стул с полкой под сиденьем, но она бы пролилась. А если бы не пролилась, то его могли арестовать и тогда бы остались не потребленными святые дары. Обжигая  губы и язык он стал потреблять дары, радуясь, что чаша все-таки не расплавилась в его руках, и тело и кровь Христовы не растеклись по полу. Когда он закончил замывание чаши, грохот внизу усилился до такой степени, что казалось: еще секунда и дверь выбьют ногами. Сотрудники музея пошли открывать, а Зосима быстро протер чашу полотенцем, засунул его в карман и успел снять и упаковать подрясник.  В комнату ворвались несколько человек с криками: «Мы знаем для чего вы здесь собрались. Вы  молитесь. А это что здесь за поп?». На эти крики Ольга спокойно возразила: «Я, как главный хранитель музея, взяла на себя смелость, показать то, что находится в запасниках. Многие сотрудники здесь никогда не были». - Да кто тебе дал такое право?! В запасники музея запрещено пускать посторонних  людей. А это что за поп? Самый главный крикун встал напротив отца Зосимы и с ненавистью уставился на него: «Вы священник?»   Зосима молчал. Он не знал, что  ответить. Если бы сказал, что не священник, то это бы было отречением от сана. - А почему тут такая вонь? Ольга невозмутимо объяснила, что пришлось протравить все дихлофосом, потому что развелось много клопов и тараканов. А это угроза для предметов хранения.  Зосима поспешил  на выручку: - «Я химик. Закончил университет в Ленинраде  и до последнего времени работал начальником химической лаборатории. Это я предложил обработать здесь все дихлофосом».  Главный крикун посмотрел на него ошалело: « Вы начальник химической лаборатории, с бородой и такими волосами?!» - Да, я всегда, даже в университете, ходил с длинными волосами.  

http://radonezh.ru/analytics/taynaya-lit...

Хотя первый зачинщик сего толка, некто Иван Алексеев, был сам из числа Федосеевцев, однако никто так жестоко, как они, не смотрел на Новоженов, избегая всякого с ними общения и не поминая их усопших. Федосеевцы составили даже против Новоженов, особое сходбище, 1 октября 1751 года, как некогда против Ивана Коломенского, и написали против них 46 строгих правил, по вопросам и ответам, начиная с того: как познавать еретика? Как будто бы сами находятся в православии 88 . Они оказали себя, однако, несколько снисходительнее к Поморянам, в некоторых из суетных своих мнений. Так как одним из пунктов разногласия между ними было то, что Поморяне не признают на кресте надписи Пилатовой I.H.Ц.I. и вместо того пишут I.X. царь славы, Федосеевцы же принимают первое титло: то на сходбище, которое между ними было и где одолело многолюдство Поморян, Федосеевцы согласились не писать у себя оспариваемых букв на титле и даже переделывали самые кресты. Но из этого возникла новая секта в Новгородских пределах, под именем Титловщины: закоснелые старики и старухи, под руководством своих наставников, вступились так сильно за титлу, что отделились от Федосеевцев, называя их отступниками и крестоненавистниками. Вот сколько суеверных толков произошло из первого отпадения от истин Православия 89 . Сами Поморяне, хотя и отвергали дерзновенно все таинства Церкви, однако не могли победить в себе чувства потребности оных; потому, вместо Причастия, употребляли мнимые запасные дары, будто бы принесенные в их скит монахом Авраамием, беглецом Соловецким. Когда же стали иждиваться так называемые древние дары, то дабы они вовсе не пресеклись, тот же чернец, разведя в квашне новое тесто, всыпал в него остальные крошки и испек новые хлебы, которые будто бы от сего смешения, сделались настоящею Евхаристией, и этим напутствовали умирающих. Наконец, стало оскудевать и это вещество для причастия, и уже его раздавали как милость, только за большие деньги, неимущие же умирали без напутствия. Не могло, однако такое лишение не смущать сердца менее ожесточённые, и это их побудило, еще в 1730 году, т. е. тотчас по смерти главного лжеучителя Андрея Денисова, искать себе какого-нибудь освящения, или старой веры иерея и даже Архиерея, но только не в пределах России 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Лицом к лицу… — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. Вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки… 13 октября, 2011 — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. Вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки… Когда-то давно, это ещё в прежнем храме, по воскресным дням после службы я брал запасные дары и шёл в городскую больницу. Сейчас в обычае «дневной стационар», и люди, которые лечатся, днём находятся в палатах, а по вечерам и на выходные их отпускают домой. Если сегодня  воскресенье, а человек лежит в палате, значит он серьёзно болен. Поговоришь с ним, предложишь исповедоваться и, если больной соглашается, то после исповеди его и причастишь. В такой ситуации подготовка постом необязательна, «страдающий плотью перестаёт грешить». Случались и накладки, бывало, и на сектанта нарвёшься, всегда нужно быть начеку. Помню, как одна иеговистка, прежде спокойно себе лежавшая на кровати, после того, как я достал дары, внезапно вскочила и принялась  метаться по палате, истеря и опрокидывая табуретки. foma.ru. Автор: Денис Маханько А однажды такой казус вышел: разговариваю с одним пожилым человеком, а в палату заходит молодая женщина, лет тридцати, и обращается ко мне: — Батюшка, я хотела бы причаститься, но у меня с собой денег нет. И вместо того чтобы её успокоить, мол, не нужно денег, я зачем-то решил над ней подшутить, и сказать: «Ладно, возьмём щенками». Но откуда здесь было взяться щенкам? Зато в ушах у неё висели маленькие золотые серёжки. Потому и выдал: — Ладно, возьмём серёжками. Женщина в страхе схватилась за ушки и, прежде чем я успел ей еще что-то сказать, немедленно выбежала из палаты. Представляю, что она сейчас обо мне рассказывает.

http://pravmir.ru/licom-k-licu/

1) Запасные дары, равно и дары для преждеосвященных литургий, впредь хранить в приличных (по крайней мере оловянных) дарохранительницах и в подобающей святыне чистоте и благолепии. 2) Священные сосуды впредь иметь не деревянные, а серебряные, или, по крайней мере, оловянные. 3) Просфоры приготовлять из муки чистой. 4) Не служить на крайне окисшем и совершенно испортившемся вине. 5) Церковные одежды и служебные облачения иметь чистые и из приличных материй. 6) Священникам и прочему клиру совершать богослужения в срочные времена и дни трезвенно, неупустительно и с надлежащим приготовлением. 7) Священникам учить прихожан в церквах при богослужении молитвам, напр.: Слава Отцу, Отче наш , а также и Символу Веры , под опасением штрафа за неисполнение. 8) Не венчать свадеб, так называемых убегом, без поручителей, особенно не венчать таких, которые привозили невест из России и без всяких видов. 9) Быть в церквах пению и чтению единогласному. 10) Производить из алтаря выходы, напр. малый и великий, северными, а не южными вратами; кадить, ходить при крещении и вообще при совершении богослужения, таинств и треб не по-раскольнически, т.е. не по солнцу, а против солнца – к востоку. 11) Печати для просфор иметь правильные, т.е. с изображением четвероконечного креста. 12) Не позволять монахам и монахиням жить и бродить в мире и в особенности наблюдать, чтобы не было священников и диаконов самозванцев, а также монахов и монахинь самочинных (которые без пострижения сами собой оделись бы в монашеское платье). 13) Указаны правила к достойному совершению таинств и треб, как-то: крещения, исповеди, хранения исповедной тайны, венчания (венчать и крестить священникам повелевалось до вкушения пищи и пития), напутствия больных, погребения, особенно умерших в расколе и скоропостижно (запрещалось отпевать не только опившихся и самоубийц, но и утонувших во время купания играючи, упавших с качелей, убитых во время разбоя и воровства). 14) Наконец в точности определены окладные и неокладные сборы (дань с монастырей, церквей и часовен, плата со ставленических указов, сбор с венечных памятей и пр.) Сибирской митрополии, чтобы было на что жить и содержаться митрополиту с его свитой, канцелярией и прислугой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Кроме миссионеров пропагандистов одним из главных средств пропаганды в руках австрийцев является их богослужение. «Ты, брат, приди и посмотри нашу службу, – говорят они обычно совращаемым, – увидав, никогда не расстанешься; всё у нас хорошо и чинно, у вас же в безпоповщине и беглопоповщине ничего этого нет». И действительно, наименование епископа, священника, диакона, служение в облачениях, устройство церквей и монастырей, сходных с православными, – всё это служит приманкою не только для раскольников, но и для православных, особенно там, где нет православного храма и благоговейного богослужения. Поэтому-то раскольничьи лжевладыки и стараются обставлять возможным благолепием и торжественностью своё богослужение. Они не жалеют денег на покупку богатых священнических и архиерейских облачений, усердно заботятся о внутреннем украшении молелен, снабжают всем необходимым для богослужения – дорогими сосудами, богослужебными книгами и пр. Но весь этот религиозный маскарад устраивается только для обольщения простой, темной массы, которая по невежеству своему охотно отдает себя руководству устроенного обманным образом лжесвященства; а какую цену всему этому придают сами лжепопы, это можно видеть, напр., из следующего факта, передаваемого одним из вятских миссионеров. Ему однажды один из лжепопов показал свою дарохранительницу, которая оказалась ничем иным, как жестяною коробкою весьма сомнительного происхождения. В дароносице нашлась чайная ложка и «запасные дары», завернутые в промасленную бумагу, перевязанную мочалом. Прежде, чем раскрыть бумагу, лжепоп надел поручи. Чрез дырявую бумагу крошки «даров» сыпались на стол. Показав «дары», он снова завязал их, положив дароносицу в дорожный чемодан и толкнул его под лавку. Пришедшая хозяйка смела крохи на пол и постлала на стол скатерть. Так раскольнические лжепопы обращаются со своими святынями даже на глазах у православного миссионера (Вят. еп. вед.). Беглопоповщина, сильная еще в некоторых епархиях, в других – в настоящее время вымирает и переживает последние дни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010