которые служебник указывает читать по причащении мирян. Это допускается для облегчения хода службы. По погружении всех частиц НИ-КА в Потир, священник заблаговременно может губою аккуратно собрать остальные частицы (заздравные и заупокойные) у переднего (западного) края дискоса для последующего всыпания их в Потир. Ни в коем случае не полагается всыпать заздравные и заупокойные частицы в Св. Чашу, если есть причастники, т.к. ошибочно может оказаться, что священник преподаст одну из этих частиц, вместо причащения Телом Христовым. Если же нет причастников, то остальные заздравные и заупокойные частицы тотчас же всыпаются в Потир с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде..». (некоторые ошибочно читают: «омый», вместо «отмый»). Другие священники придерживаются строгого порядка всыпать эти частицы на своем месте, т.е. после выноса Св. Чаши, что представляется нам более оправданным. Если диакон будет потреблять Св. Дары, священник должен прежде омыть уста (т.е. рот, усы и бороду частично), затем запить теплотою (смешение воды с вином), вкушая также несколько частиц антидора (см. отд. IV. 42). Если же священник служит без диакона, это все он исполняет после потребления Св. Даров, как указано ниже. Со всею осторожностью должны быть собраны крошки с антиминса и илитона. При свертывании антиминса нужно потребить эти крошки до принятия антидора. (Делает это обычно диакон, который потребляет Св. Дары позже). Если на дискосе, в случае отсутствия причастников, не остается никаких частиц, на него возлагается свернутый воздух и звездица, которые покрываются покровцем. Если же на дискосе оставлены частицы, он остается открытым. Св. Чаша покрывается вторым покровцем и так износится к народу. Диакон износит плат, лежащий на левой стороне престола. Некоторые священники, для удобства в причащении, сразу же покрывают Потир платом и так износят к народу, оставляя покровец на престоле. Когда бывает много причастников, как, например, в Великом посту, не воспрещается под Чашу ставить столик, который покрывается запасным воздушком, т.к.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Казанской Д.К. в 1883 г. было определено, чтобы священники епархии потребляли св. Дары до начала молебнов во время чтения псалма «Благословлю Господа», и чтобы сторожей и других посторонних лиц по перенесении св. Даров с св. престола на жертвенник не допускали к жертвеннику, до потребления св. Даров. По тем же побуждениям в Самарской епархии местной Дух. К. было сделано распоряжение, чтобы оставшиеся св. Дары потреблялись немедленно по окончании литургии, прежде всяких требоисправлений 141 (Е.В. 1871, 21). – Священнику и диакону, в случае пролития св. Таин другими лицами, надлежит принять во внимание, что милосердый Господь не попустил бы такого несчастия, если бы они были совершеннее, внимательнее и бдительнее во исполнении своей обязанности. А потому в очищение совести своей они должны возложить на себя по сему случаю особенный трёхдневный пост с молитвой и, наконец, совокупно, на самом месте искушений, совершить молебное пение с акафистом Иисусу Сладчайшему, прося себе помилования, да и впредь не будут повинны телу и. крови Господней (Резолюц. митр. Моск. Филарета – см. Душепол. Чт. 1873, 8). – См. ниже, о причащении мирян. Если по причащении Христовых Таин приключится кому-либо рвота, то всё извергнутое должно быть собрано в чистые тряпочки, которые должны быть сожжены вышеуказанным способом, а земля, на которую что-нибудь упало из извергнутого, и пепел от сожжённых тряпок должны быть брошены в реку (Уч. Изв.). Подробнее «о случаях в служении литургии, приключитися могущих», см. в «Известии Учительном». Раздробление св. Даров, приобщение и образ действий после него священнослужителей Обычай вторично умывать руки на литургии пред раздроблением св. Даров, обыкновенно, во время просительной ектеньи, хотя и нет на него указания в Служебнике не имеет однако за собой чего-либо предосудительного и неблагоразумного, так как устраняет возможность со стороны священника приступить к раздроблению св. Даров с запачканными руками, потому что во время проскомидии священнику приходится брать в руки узлы с приносимыми для вынутия частиц просфорами и монетами, нередко грязные, по освящении св. Даров, естественно, касаться земного праха (при поклонах), зимой часто употреблять носовой платок и пр.; тем более что в Иерусалиме, по словам бывших там священников, омывают руки два раза, в Киевских приходских церквах – также, в Киево-Печерской Лавре омывают вторично руки только иеродиаконы, иеромонахи же нет, потому, может быть, что очередные служащие иеромонахи не касаются узлов с просфорами, а делают это иеродиаконы и послушники (Рук. д.с.п. 1886, 19). По указанию же других (см. Прак. Рук., 216 стр.), всегда пред раздроблением св. Даров священник должен умыть руки подобно тому, как это требуется «Уч.Изв.» делать пред осматриванием им св. запасных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На престоле также лежит Евангелие: в некоторые моменты богослужения оно выносится для чтения или для поклонения. Напрестольное Евангелие обычно представляет собой книгу большого размера с богато украшенным переплетом. В древности Евангелие вместе с богослужебными сосудами хранилось в специальном помещении при храме – скевофилакионе (сосудохранилище), однако впоследствии Евангелие стали оставлять на престоле – как во время богослужения, так и во внебогослужебное время. На восточной стороне престола стоит дарохранительница – сосуд для хранения запасных Святых Даров, изготовленный, как правило, из серебра или другого металла в виде небольшого ажурного храма с куполом и крестом наверху. Святые Дары хранятся в храме на случай необходимости срочного причащения больных; заготавливаются они на весь год вперед за Божественной литургией Великого Четверга. В древних храмах запасные Дары могли храниться в особом сосуде в виде голубя, подвешенном над престолом под сводом кивория. Во время богослужения на престол ставятся две зажженные свечи в напоминание о Свете истинном, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ). При совершении литургии используется потир (сосуд для питья) – чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. В более бедных храмах могла использоваться чаша из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Во время литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной Вечери причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители. С таким же благоговением принято относиться к дискосу (круглое блюдо, круг) – небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем. Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной Вечери взял хлеб, чтобы раздать его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О предстоящей, возможно, скорой смерти и думать не хотелось. У меня почему-то была почти уверенность, что раньше истечения двух недель со дня объявления приговора – нас не казнят. В это время и нужно готовиться к смерти. Это приготовление к смерти с первого до последнего дня у меня распадалось на два пункта: нужно духовно к смерти себя приготовить и, во-вторых, собрать свои все вещи и устроить так, чтобы все их можно было домой отослать и ничего нужного и ценного в тюрьме не осталось. В силу этого последнего пункта я всегда волновался, когда мне из дома пересылали какую-нибудь не нужную мне вещь или не требующуюся лишнюю пару белья. А для духовного приготовления мне нужен был молитвенник с Евангелием и запасные Св. Дары, что было оставлено в 1-м исправдоме. Что же нужно было предпринять, чтобы получить все это? Через частное письмо достать их нечего было и думать. Я вызвал надзирателя. Он посоветовал мне написать официальную записку на имя начальника ДПЗ с перечислением оставленных и подлежащих к пересылке мне вещей. Написал я в субботу. И какова была моя радость, когда в воскресенье среди дня, забыв совершенно про свое письмо и, во всяком случае, не ожидая столь быстрого его исполнения, я вдруг увидел, как растворилась моя дверь и мне передали знакомый узелок. Расписавшись в его получении, я стал перебирать присланное. Книжка-Каноник оказалась здесь, а Св. Даров не было. Как тяжело почувствовалось отсутствие их! Что ж – неужели и умереть придется без Причащения? Неужели Господу неугодно, чтобы я причащался? Или я такой уж недостойный иерей? И сейчас против этих мрачных мыслей восставали противоположные. А не говорит ли Господь чрез эту пересылку Св. Даров, что я еще поживу и на свободе причащусь? Так в борьбе двух противоположных суждений и настроений работали голова и сердце мое. Так и в этом случае, так и в других. Что бы ни услышал или ни узнал бы радостно-приятного, скоро это же начинали омрачать и изгонять из сознания обратные, тяжелые мысли и предположения, и наоборот. Я не знал, что и предположить в объяснение неполучения Св. Даров. И только в ноябре 1922 года от посаженного уже во 2-м исправдоме в 39-ю нашу камеру помощника начальника 3-го исправдома я узнал, что когда там было получено из ДПЗ требование на мои вещи, то, собирая их и просматривая, нашли и мешочек со Св. Дарами, узнали их и не решились почему-то отослать их, а оставили там, положенными в канцелярии в шкаф. К моему сожалению, Св. Дары там не сохранились. Когда я в декабре 1923 года по выходе из тюрьмы, обратился в 3-й исправдом за ними, их мне нигде не могли отыскать. Так они и пропали. Примечание июля 1926 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

II. Вторая возможность, как разновидность предыдущей, имеется в том случае (в нашей практике господствующем), если Святой Агнец напояется Святою Кровию (как в запасных Дарах), а причащение соответственно сопровождается словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь... преподается» (так, как говорится при причащении мирян на полной литургии). После же этого причащения священнослужители (кроме лишь того, который имеет потребить Святые Дары по окончании служения) «пиют из потира, ничтоже глаголя», миряне же причащаются частицей Агнца в соединении с вином из потира. Каково здесь содержание этой чаши и как определяется ее назначение? Не равнозначно ли оно здесь простому вину (с водой), в котором растворяются запасные Святые Дары при причащении больного 47 Есть ли содержимое Чаши простое или же освященное вино? Во всяком случае, оно является освященным, хотя возможны два разные понимания такого освящения: согласно первому, признается полное освящение вина, равносильное его преложению, хотя оно и совершается не чрез эпиклезис и благословение Святых Даров, но чрез простое погружение в вино Святого Агнца. (Отсюда проистекают и соответствующие особенности к последовании 48 несвойственные господствующему теперь воззрению.) Что же принципиально означает здесь самое признание возможности такого освящения, которое имело бы силу преложения, чрез простое расширение области сакраментального преложения, включением в него новых элементов, и не говорит ли оно о том, что нет непроходимой грани, разделяющей эти области, поскольку вся вселенная предназначена стать Телом Христовым и уже пронизана энергиями Боговоплощения, а тем самым и может быть включена в спасительное преложение? Последнее не есть новое творение или вообще новое действие Творца над тварию, оно есть лишь актуализация потенциальности, в нее уже вложенной. Но таковым именно и является сакраментальное освящение, или преложение евхаристическое, которое в будущем веке распространится на новое небо и землю, на все творение. III. В этом же контексте должно рассматриваться и то мнение, согласно которому освящения вина, равносильного преложению, здесь не совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Теперь Он является иначе, не в своем собственном прославленном образе, но лишь в земном веществе, силою связи Его духовного тела с миром. И это явление Господа в веществе этого мира и есть преложение св. даров. Однако это явление Господа отлично от явления ученикам по воскресение, как по характеру, так и по цели. В Своих явлениях Господь тогда являлся ученикам явно, с чувственной очевидностью для того, чтобы победить неверие их. Этими явлениями он свидетельствовал о пребывание Своем на земле, хотя и в ином состояние, чем ранее. И явления Господа были внешними, которые оставляли возможность неверия и сомнения ( Мф. 28, 17 , Мк. 16,14 , Лк. 24.37 ). Присутствие же Господа во св. дарах есть не внешнеявное, – оно и не имеет становиться таковым, – но лишь таинственное и внутренне очевидное. И таковым оно становится во св. причащение. Тело и кровь Христовы даны нам во св. таинстве не безотносительно, но для причащения, и лишь этой определенной целью явления Господа во св. дарах определяется и ограничивается. На западе после ереси Беренгария, начиная примерно с XII века, развивается и совершенно чуждая древней церкви практика поклонения св. дарам и их особого для этого выставления. Она стремится обратить явление Господа во св. дарах в целях причащения в явление Господа для пребывания на земле в определенном месте (Christus in pyxide). Здесь есть противление одновременно Тайной Вечери, и повелению Господа, с которым Он давал ученикам Свое тело и кровь: «примите, ядите... пийте от нея вси», а вместе с тем и Вознесением, которым закончилось и пребывание Его на земле 75 Поклонение св. дарам, которые суть истинные тело и кровь Христовы, воздается в православной церкви лишь на литургии, когда св. дары износятся для причащения, а далее при перенесении на жертвенник для потребления (что соответствуете Вознесению). В них покланяются самому Господу в явлении Его в св. Причастии. Св. же дары, оставляемые для причащения больных т. наз. запасные (что соответствуете выделению момента причащения за пределы времени литургии) не выставляются, но сокрываются в дарохранительнице, находящейся на престоле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Принципиально причащать больного в бессознательном состоянии нельзя. Но если доподлинно известно, что он, будучи в сознании, жаждал причастия, то священник может взять на себя ответственность и на свой страх и риск совершить Таинство Второго февраля 2000 г., в четверг, накануне мясопустной родительской, после того, как я отслужил Божественную литургию и потребил Святые Дары, ко мне обратилась родственница умирающей. Я выяснил, что больная уже без сознания. Мне не с чем было идти к ней, что повергло в отчаяние ее дочь: – Она так просила, а я все откладывала!.. Учитывая свой личный опыт (после работы на «скорой» я пятнадцать лет проработал в условиях реанимации и анестезиологии), я решил, взяв запасные Дары, разобраться на месте. Состояние пациентки оптимизма не внушало: глубокая кома, нарушение мозгового кровообращения, обезвоживание организма, слабая сердечная деятельность и сильная одышка у очень пожилой женщины говорили о близкой смерти. Даже в условиях реанимации такие больные редко выдерживают более суток. По моим понятиям, бабушка не должна была дожить и до утра, даже если ей поставить капельницу. Отчитав дочь за упущенную возможность по-христиански подготовить мать к смерти, я для очистки совести все-таки дал кое-какие медицинские рекомендации, почти не сомневаясь в том, что они не помогут. На следующий день я вновь служил и в конце литургии, опять-таки для очистки совести, попросил своих помощников позвонить на квартиру умирающей. Каково же было мое удивление, когда мне сообщили, что она еще жива! Я самодовольно соотнес это с тем, что были выполнены мои «реанимационные» указания, и через сутки после первого визита вновь был у постели больной, но уже с походной чашей с Христовой Кровью. На самом деле, как выяснилось, мои медицинские советы никто и не пытался выполнить, но состояние умирающей осталось практически таким же. Для меня это было свидетельством того, что духовная жизнь человека продолжается в любом его состоянии и что бабушка, жаждавшая Причастия, услышав духом, что я могу прийти на следующий день, просто меня дождалась! Помолившись, я причастил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

В правосл. традиции Л. помимо причащения используется при потреблении Св. Даров диаконом или священником в конце литургии с учетом того, что правосл. чин литургии после причащения мирян предписывает помещать в чашу абсолютно все частицы, включая поминальные; потребить (проглотить без остатка) Св. Дары без использования Л. невозможно, после этого Л. омывается водой. Л. также необходима, когда Св. Дары заготовляют впрок. Согласно Служебнику, при приготовлении преждеосвященного Агнца священник должен после его освящения изобразить на нем крест с помощью Л., омоченной в Св. Крови (Служебник. М., 2006. С. 227-228; на практике Агнец, как правило, вместо этого обильно напояют Св. Кровью, часто также с помощью Л.). В рус. практике совершения литургии Преждеосвященных Даров Л. вместе с копием используется и при поставлении преждеосвященного Агнца на дискос в начале службы - чтобы не касаться Его руками. Еще с помощью Л. напояют Св. Кровью частицы запасных Св. Даров, заготовляемые для причащения больных и умирающих. В правосл. традиции Л. считается неотъемлемой частью т. н. евхаристического набора - комплекта священных сосудов для совершения Евхаристии. В частности, прежде чем начать проскомидию , священник должен подготовить все эти сосуды и прочитать тропарь Великой пятницы       Согласно рус. традиции, во время чтения этого тропаря священник поочередно целует каждый из священных сосудов, так что на Л. приходятся заключительные слова:  ï                 Затем в ходе литургии Л. вместе с копием перекладывается на св. престол. При соборном совершении литургии в ходе торжественной процессии великого входа Л. и копие один из священников может перенести с жертвенника на св. престол, где они могут быть положены с 2 сторон креста, символизируя тем самым копье сотника Лонгина и губку с уксусом, к-рую воины поднесли к устам распятого Христа (Ин 19. 30, 34). Лит.: Leclercq H. Cuiller//DACL. 1914. T. 3. Col. 3172-3183; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. S. 265-279; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951; Drower E. S. Water into Wine: A Study of Ritual Idiom in the Middle East. L., 1956; Hanssens J.-M. La cérémonial de la communion eucharistique dans les rites orientaux//Gregorianum. R., 1960. Vol. 41. P. 30-62; Taft R. F. A History of the Liturgy of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 2008. Vol. 6: The Communion, Thanksgiving and Concluding Rites. (OCA; 281).

http://pravenc.ru/text/2463633.html

Не мало беспоповцы нашли и свидетельств «Святых отец и нынешних учителей», которыми позволяется во время нужды «простому иноку, диакону и мирянину крестити». Кроме того, они перетолковали одно из правил Номоканона, в котором говорится, что «Господь наш Иисус Христос многим апостолам, неимущим священства, повеле крестити» – и отсюда вывели заключение, что и вообще можно совершать крещение лицу неосвященному. Тот же характер имеют и доказательства возможности мирянину совершить таинство покаяния. И здесь является указание на древние времена, когда «преподобнии мужи и богоноснии отцы, не рукоположени суще, души человеческие покаянием очищаху». И здесь, не довольствуясь примерами древности, беспоповцы указывают свидетельства св. книг и канонических правил. Так указывают на 16-й ст. 5-й гл. послания Иакова, где апостол говорит: «исповедуйте друг другу согрешения ваша» ( Иак.5:16 ), – и на два правила Номоканона. Что же касается таинства причащения, то беспоповцы не могли, да и не могут найти ни примеров, ни свидетельств в пользу того, что это таинство можно совершать лицу неосвящённому. Приходилось отвергнуть это таинство. Но это значит идти в противоречие со словами Спасителя: «Аще не снесте плоти Сына Человеческого и не пиете крови Его, живота не имате в себе». Тогда беспоповцы придумали новый приём. Ничего не говоря о совершении таинства евхаристии, они думали оградить себя указанием на возможность причащения древними запасными дарами. «Аще кто от древле православного священника приим животворящие тайны, у себе содержит, яко от самого онаго собою причащается». Но чувствуя, что они мало себя защищают, так как запасные дары возможны только при существовании иерархии, а дары древлеправославных священников не могут не иссякнуть на продолжении десятков и даже сотен лет, то составители «Поморских ответов» поспешили оградить себя другим доводом о, так называемом, духовном причащении. «Аще кто сих (запасных даров) не имеет, говорят они, веру всеусердну, желание огнепально и житие добродетельно распростирает, со слезами Господу Богу моляся тоя святыни не лишитися: чрез сия средства изрядная, таяжде благодати, таяжде сладости духовныя получает без всякаго сомнения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти запасные дары впоследствии, чтобы они длились более, смешивали с тестом и лоскутками полотна 114 и этим приобщались. Что влекло старообрядцев в Понуровку и придало значение стародубским поселениям? То, что Кузьма был священник, открыто говоривший за старую веру и имевший св. дары. Как ни враждебны были многие в Москве никоновским переменам, но Москва была центром того русского населения, которое чтило церковный авторитет и духовную иерархию. Религиозный рационализм, убежищем которого был новгородский север, не был силен в Москве. Масса москвичей не отвергла бы священников, поставляемых властью, если бы ее оставили при старопечатных книгах и старинных обрядах. В новгородском поморье церковные перемены были скорее только предлогом, чтобы уклониться от церкви, и религиозные вопросы служили нередко лишь завесой политической оппозиции. В Москве в религиозном прении многие видели суть дела; уклонялись от церкви и её духовных властей, потому что боялись за свои души, были уверены, что не наследуют царствия Божия, если примут еретические нововведения. Они бы хотели удержать и «старую веру» и по-прежнему «попов» и иерархию. Но священники и духовные власти, назначаемые правительством, были естественно люди, принявшие никоновские перемены. Триста московских священников, собравшихся у Грановитой Палаты, остаются безмолвными зрителями старообрядческих волнений во время прения Никиты Пустосвята с патриархом. Они не только не принимают участия в раскольничьем движении, но один из них даже с яростью бросается на Никиту. Правительство могло сделать и сделало, чтобы во главе приходов, особенно в столице, не стояли по крайней мере явные сторонники старообрядства. Оговорка необходима: тайные сторонники старообрядства еще были в духовенстве. Так, напр., в эпоху самого сильного гонения на раскол при Петре I, духовник кн. Меньшикова, священник Лебедка, был, несомненно, старообрядец, хотя этого никто, кроме немногих, не должен был знать 115 . Если Петру I доносили, что священники почти все укрывают раскольников 116 , если это укрывательство было повсеместно, то всегда ли оно было следствием денежных сделок? Не укрывало ли иногда приходское духовенство раскольников из сочувствия? Если так близко от двора были старообрядцы между духовными, то нельзя не предположить, что их было гораздо более вдали от него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010