По пунктам II-мy, III-мy, IV-мy и VII-мy Комитет согласился с архиепископом. Относительно же пункта VI-ro (алтарные свечи), Комитет решил, что так как не было доказано, что ответственность за горевшие во время богослужения свечи лежала на епископе, то исследование о законности или незаконности свечей оказывается ненужным. Судебный Комитет также решил, что архиепископ, не сделав никакого увещания или порицания еп. линкольнскому, не изменил своим обязанностям. Надо добавить, что со времени постановления архиепископского судебного решения, еп. Кинг стал согласоваться с последним в своей богослужебной практике. II Еп. лондонский Крейтон. – Вопросы о каждении и сохранении запасных даров. – Решение архиепископов. – Итоги. Ознакомившись с тем, как сложились и как разрешались при архиепископах Тэйре и Бенсоне ритуальные вопросы, перейдём к последним трём годам. С 1898 года была возобновлены в Англии агитация из-за ритуальных излишеств. В 1899 г. снова был поднят вопрос о том, как понимать Ornamenti Rubric в связи с вопросом о богослужебном употреблении ладана и о сохранении запасных даров. Жалобы на нововведения в ритуале приняли такие серьёзные размеры, что подали повод к одушевлённым дебатам в парламенте. Однако —367— тогдашнее настроение парламента было не таково, чтобы можно было надеяться на введение новой законодательной меры, которая окончательно связала бы руку епископов. Архиепископом кентерберийским был старик Темпл (ум. 23-го дек. 1902 г. нов. ст.). Но не ему, а лондонскому еп. Крейтону (ум. 14-го янв. 1901 г.) выпало на долю вынести на своих плечах всю тяжесть агитации в самый трудный момент её, – разумеем публичную огласку дела, сделанную отчасти из политических, отчасти из фанатических видов. Качества, которые сделали из Крейтона хорошего историка, сделали из него и хорошего епископа. Говорим о его умственных способностях. Он понимал исторически сложившееся положение англиканства, и его изумляло исчезновение из английского жизненного обихода толерантности к взглядам противников. За работу он принялся не спеша, исследуя, взвешивая и изучая факты и стараясь схватить их действительное значение. В такое время он не оставлял попутно разрешать разные затруднения по мере их возникновения. Он умел сносить насмешки и понимать точки зрения людей, смотрящих с разных сторон. Понятно, – его учёное беспристрастие и умеренность не удовлетворили ни тех ни других партизан, и его усилия достигнуть примирения подвергли его нареканию. Читатель уже знает об устроенной им из представителей различных партий конференции круглого стола (The Round Table Conference). Крейтону же приписывают мысль отдать на суд архиепископский сообразно указаниям молитвослова – неотвязные вопросы об употреблении каждения за богослужением и об обычае держать запасные дары.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После окончания литургии Агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Делается это так: священник развертывает антиминс, вынимает из кивота Агнец и полагает его на дискосе, который ставится на антиминс. Затем совершается каждение вокруг престола, делается перед ним поклон и Святой Агнец раздробляется копием на мелкие частицы, которые священник просушивает, держа дискос над каким-либо источником тепла, например, электрической лампой, и переворачивая копием, чтобы предохранить от подгорания. Хорошо просушенные частицы влагаются в кивот и хранятся на престоле. Держать запасные Дары у себя дома священнику строго воспрещается ввиду опасности уничижения. Однако в случае крайней необходимости на короткое время они могут быть оставлены в доме священника – обязательно в переднем углу, рядом с иконами, и перед ними должна возжигаться лампада, а все домашние священника должны вести себя благоговейно, ради присутствия в доме Святыни. Если со Святыми Дарами в доме священника случится что-нибудь, он должен сообщить епархиальному архиерею и действовать по его указанию. Священник обязан постоянно следить за состоянием запасных Даров. Если они отсырели, их просушивают указанным выше способом или на открытом воздухе. Если в запасных Дарах замечается какая-либо порча, их потребляют за ближайшей Божественной литургией вместе с остатками Святых Даров, а вместо них приготавливают новые. Глава 6. БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ Священник: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул мя еси, грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко менé, недостойнаго, причаститися Пречистых Твоих и небесных Даров сподобил еси. Но, Владыко Человеколюбче, нас ради умéрый же, и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства, во благодеяние и освящение душ и телес наших! Даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоéние. Да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю, и, тако сего жития изшéд о надéжди животá вечнаго, в присносущный достигну покой, идéже празднующих глас непрестáнный и бесконéчная сладость зрящих Твоего Лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе, Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь. Молитва святого Василия Великого

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другая польза та, что будь вы здоровы, вам следовало бы, если б вы вздумали деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, долгие молитвословия, выстаивание общих церковных служб, и прочие труды. Теперь же это у вас заменяется терпением болезненности. Терпите же и о прочем не беспокойтесь. Только душу держите, как следует. Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте: трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умно-сердечной, предзрении пред собою Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, с скорбящими соскорбеть, памятовать Бога и смертный час, и прочее подобное. Вот вам и спасение! Что вы прописали о своем ястии и питии, тут ничего нет укорного, если все принимается в скромной мере. Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные свв. дары: частицы тела пропитанного кровно. и причащайтесь, когда потребность, или как положите. В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со свв. тайнами на почетнейшем месте, среди свв. икон. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 17 ноября 1892 г. Письмо 34. Ему же по принятии таинства и разъяснение о грехах исповеданных Милость Божия буди с вами! Благодарствую за поздравление. Поздравляю вас. Даруй вам Господи облегчение или терпение. Разрешенные грехи и не повторенные не помянутся на суде. В сем сила таинства. Но повторять их (исповедывать) и в своей молитве и пред духовником можно, подражая св. Апостолу Павлу. ( 1Тим.1:13, 15 ; 1Кор.15:9 ; Гал.1:13 ). Для чтения (полегче) вот вам Душеполезное Чтение. Тут об о. Амвросии Оптинском старце. Благослови вас Господи. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 26 декабря 1892 г. Письмо 35. Ему же. Молиться о выздоровлении можно, но с преданием себя в волю Божию. О своем непринимании посетителей Милость Божия буди с вами! Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа благого, и мир душе дает, и Господа умилостивляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Отпуская врачей, он благодарил их за усердие и заботы о нём, простился с ними и просил не беспокоиться посещать его, сказав, что верно завтра уже не увидится с ними. Между тем, ещё прежде всенощной он сделался так слаб, что можно было опасаться каждую минуту, – не настаёт ли последний час его». «Простите, отцы и братия, – сказал он однажды приближённым своим, стоявшим около болезненного одра его; я уже отхожу от вас». «Но прежде благословите нас», – отвечали ему, – и он приказал подать св. иконы, благословил каждого особою иконою. Дано было знать начальствующим в духовных учебных заведениях, в Лавре и в других некоторых ведомствах. Вечером явились и они к одру умирающего и все приняли последнее благословение и одарены иконами, которые он сам выбирал и указывал каждому. Ночь проведена в крайне мучительном томлении от внутреннего жара и стеснения в груди. Около полуночи Архипастырь просил, чтобы принесены были запасные Дары на случай, если смертный час настанет ранее обедни, и выслушав правило в два часа, беспрестанно спрашивал: который час и скоро ли обедня и повторял: «о, как бы дождаться мне причащения св. Таин»! Обедня начата в три часа. Он опять спрашивал постоянно: «что поют, скоро ли кончится»? К причащению он не мог уже подняться с постели, чтобы сесть в кресло по прежнему, однако же и оставаясь в постели, оделся и облачился по обычаю и, поддерживаемый иподиаконами, ожидал св. Даров. Они принесены в начале пятого часа. Как и прежде, с пламенною любовью и благоговением принял он св. Тайны сперва лжицею, потом, обняв Чашу, ещё причастился Крови и долго не выпускал Чашу из рук, многократно ее лобызая... Выслушав молитвы и сняв облачение, он непрестанно повторял: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко! Господи, приими дух мой»! и, как бы, имев какое-либо обетование свыше, ожидал конца своего с совершенною уверенностью, что он настал. «При телесных тяжких страданиях, видимо, болела и душа его; он как будто чувствовал, что Господь как бы оставил его, и что чаяние веры и упование его как бы не сбывается...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

688 Несколько слов о раскольниках Иркутской епархии. Православный Собеседник 1865 г. III, стр. 310. 696 Мельников П. И. Историч. очерки поповщины. Полн. Собр. сочин. т. XIII, стр. 309; у Варадинова кн. VIII, стр. 591. 707 Напр., старообрядцы издалека приезжали за причащением к некоему Ивану Михайлову – мещанину г. Николаевска, раздававшему запасные дары, будто сохранявшиеся у него после разорения Иргизских монастырей. На самом деле Иван Михайлов приготовлял свой «сакрамент» таким образом. Ежегодно в великий четверг на страстной неделе он пек большие просфоры, в роде калачей, крошил их на мелкие сухарики, сушил и затем, при употреблении, смачивал в красном вине. (Истина 1885 г. кн. 101. В мире раскола, стр. 9–10). 712 У Варадинова кн. VIII, стр. 541; Попов Н. Сборн. для истории старообрядчества, т. II, вып. V, стр. 241–242; Мельников П. И. Историч. очерки поповщины. Полн. Собр. сочин. т. XIII, стр. 305: Православный Собеседник 1865 г. III, стр. 313. 721 Православный Собеседник 1883 г. III. стр. 16. На допросе в III Отделении одним московским раскольником дано было, между прочим, следующее показание о пути, которым он ездил в Белую Криницу и возвращался обратно. Выправивши паспорт на поездку в Киев «для торговых дел и поклонения св. мощам», раскольник, но прибытии сюда, остановился у своего одноверца и немедленно предъявил паспорт в полицию для прописки. По принятому порядку, паспорт оставался в полиции до обратного выезда. Тем временем раскольник на перекладных с ямщиком из своих одноверцев скрытно уезжал из Киева в ближайший к австрийской границе Хотинский уезд; чрез двое суток он прибыл к границе и тотчас же был препровожден за нее. Пробывши в Б. Кринице трое суток, он на 8-й день тем же порядком возвратился в Киев и, явившись в полицию, получил свой паспорт для обратного следования в Москву. На допросе выяснилось, что этот путь был обычным в сношениях наших раскольников с заграничными. По откровенному заявлению допрошенного, «все раскольники так делают, некоторые берут паспорты и в другие ближайшие к границе города, а поступают так, как он в Киеве». (У Кельсиева, вып. II, стр. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Где же Божественная служба совершается каждый день, например, в больших городах или монастырях, то там можно иметь запасные Дары без предварительного сушения следующим образом: не закалая два агнца, а, взяв часть от служебного, напои ее Божественной Кровью, как было указано выше, и храни до утра. И так поступая каждый день, не будешь иметь необходимости в сушении Даров, а вместе с этим избегнешь и всех бедственных случаев, связанных с сушением. О подаянии, принятии и хранении Божественных Тайн и о поклонении Им Все священнослужители должны с подобающей честью совершать в храме свое служение, оказывать должное поклонение Тайнам Божьим и иметь желание о частом принятии этого Дара. Приходские же иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению. И чтобы со смиренным и чистым устроением тела приступали к Божественным Тайнам. Если, кроме обычных четырех постов, кто захочет приступить к Святому Причащению, то должен прежде попоститься семь дней, пребывая в церковных и домашних молитвах (по нужде же постятся три, или только один день) и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов. Находящиеся же в супружестве должны в те дни воздержаться от супружеского совокупления. Перед восьмым днем должен исповедать перед иереем все свои грехи и с вечера ничего не вкушать. Не могущие же, ради малости лет или старости, полностью воздержаться от пищи, могут немного поесть. После же полуночи все должны воздержаться. Также в молитвах, поклонах и духовных размышлениях должны пребывать, насколько возможно, готовящиеся. А не умеющим читать и находящимся на большом расстоянии от церкви, иерей должен дать свое домашнее правило. После обычных утренних церковных молитв все хотящие причаститься и не умеющие читать должны остаться в церкви, чтобы выслушать читаемое иереем правило ко Святому Причащению и обычные часы. Умеющие же читать, читают все это сами дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— И что теперь? — А теперь то, что, как вы говорите, по закону церковному: архиерейским указом его в запрет, а он… — А он… Что он после всего? — изумился отец Игорь. — А он все равно рвется к служению: хочет по-прежнему изгонять бесов, старцем быть, уму-разуму наставлять. Ему теперича святые разные стали являться, через него свою волю грешным людям открывают. Давеча, например, явился ему «пророк Илия» и наказал передать, чтобы никто не смел его осуждать за все, что произошло. Дескать, это тебе, старче, для здоровья нужно, дабы ты еще послужил Богу. — Еще ревностней стал, — вздохнула Надежда. — Боже упаси слово в его адрес кривое сказать аль усмехнуться: сразу епитимия. Кому сто поклонов, кому пятьсот, кого от Причастия отлучает на несколько месяцев, кого вообще грозится предать анафеме. А та барышня, что «матушкой» стала, ему еще подсказывает, кого и какой карой наказывать. Народ растерянный ходит: что делать — не знают. Люди у нас во всем послушные: что батюшка сказал, то и стараются делать. — Да, и впрямь дела серьезные, — покачал головой отец Игорь. — Уж куда серьезнее… Говорит, что это гонения на него пошли. Бесы, которых он из людей страждущих выгнал, теперь, якобы, ополчились против него войной. Мстят, то есть. А этого, якобы, никто не понимает, не видит, кроме него самого. Поэтому призывает людей готовиться быть изгнанниками. Вроде, даже общался с какими-то странными поселенцами, что в наши края едут после всей той истории с лесным отшельником: хотят его житию подражать, подвигам, уединению. Болтают по деревне, что наш батюшка Василий стал частенько хаживать к ним в гости, общаться с ними, молиться, а те его привечают, не гонят от себя, даже поддерживают. Так он… Страшно сказать! Надежда перешла на шепот. — Так наш отец Василий Запасные Дары домой к себе забрал. И кому поручил? Своей новой «матушке». Та приняла из его рук и в пол-литровой банке отнесла домой… На случай, если начнутся открытые гонения, о которых он все время говорит. Вот-вот, говорит, начнутся — и всем конец, только избранные, бежавшие от царства антихристова, и спасутся.

http://azbyka.ru/fiction/otshelnik-gorsh...

Так, в одном месте искупительное предстательство за грешную тварь Филон усвояет праведнику: «Поистине, – говорит он, – праведник служит охраной рода человеческого, ибо он молит Вышнего, и по его молитве Бог отверзает небесные сокровищницы и в изобилии дождит на землю дары Своего милосердия, так, что переполняет ими все запасные вместилища на земле» 903 . В другом месте искупление человека усвояется Филоном душам умерших праведников: «То, что мучит нашу душу, никогда не могло бы прекратиться, если бы не было боголюбезных святых, которые беспорочно жили на земле вдали от всего нечистого и греховного, ибо души умерших святых людей служат залогом и выкупом со стороны грешного человечества, – благодаря предстательству их, Бог щадит грехи рода человеческого и не истребляет его» 904 . Наконец, в третьем месте, говоря о мессианских временах и перечисляя всех ходатаев за евреев перед Богом, Филон, по-видимому, прямо исключает из этого числа Логос, усвояя ему только внешнюю роль докетического вождя евреев рассеяния в Землю Обетованную. «Евреи, – как говорит Филон, – возвратятся из своего рассеяния под предводительством божественного видения (θεα ψις=Λγος). Эту милость от Бога они получат потому, что имеют на небе троих ходатаев за себя пред Отцом: во-первых, и главным образом – добро и благость самого Отца, во-вторых, святых патриархов, души которых, освободившись от тела, совершают на небе чистое и безгрешное богослужение и не без действенных последствий молятся за своих сынов и дщерей, в-третьих, свои собственные подвиги и добродетели» 905 . Как бы то ни было, благодаря ли ходатайственному предстательству Логоса и еврейских праведников, или же непосредственно в силу божественной благости и милосердия – во всяком случае, Божество, по Филону, от вечности примирено с человеком, без всякого активного и даже сознательного участия со стороны последнего, благодаря простой невиновности и безответственности его в грехе своем. Однако же, это примирение отнюдь не может быть рассматриваемо как действительное искупление твари, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Лжица — металлическая ложка с длинной ручкой, предназначенная для причащения мирян, а также для потребления священником или диаконом Святых Даров, оставшихся после причащения верующих. Дарохранительница предназначена для хранения, а дароносица для переноса запасных Святых Даров — заранее освященных и сохраняемых для особых случаев (например, причащения тяжелобольных и умирающих). Дароносица — это, как правило, небольшой ящичек прямоугольной формы, в котором священник может выносить из храма Святые Дары, положив его в специальную нагрудную сумку. Часто дароносица помещается внутрь специального ковчега, содержащего потир и лжицу, предназначенные для причащения верующих вне храма. К священным сосудам относится также сосуд для хранения святого мира, используемого для совершения таинства Миропомазания. Согласно 21-му правилу Лаодикийского Собора, касаться священных сосудов могут только священнослужители. Иные богослужебные сосуды и предметы именуются церковными. К ним относятся: тарели, ковшики, сосуды для вина и теплоты, кадила, купели, водосвятные чаши, литийницы. К богослужебной утвари такого рода могут прикасаться не только священнослужители, но и миряне. На тарели (тарелке) помещаются просфоры и их частицы при совершении проскомидии. Металлические ковшики с рукоятью используются для вливания в потир воды и вина на проскомидии, а также для добавления потир перед причащением. Кадило — специальный сосуд, подвешенный на цепочках, с помощью которого священнослужители совершают каждение. Внутрь кадила кладется раскаленный уголь, а на него — ладан, от которого исходит благоухание. Священнослужитель ритмичными движениями раскачивает кадило по направлению к престолу, иконам, настенным фрескам, а также другим священнослужителям и мирянам, символизируя молитву верующих, а также благоволение Бога, обетованное тем, кто обращается к Нему с молитвой. В молитве на благословение кадила говорится: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа [Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в качестве духовного благоухания, — а Ты, приняв его на Свой высший небес и умосозерцаемый жертвенник, ниспошли нам в ответ благодать Пресвятого Твоего Духа.]».

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

н. запасными дарами, равно и совершение литургии преждеосвященных даров (Form, conc. II, 7). Существуют в лютеранстве и особенности, касающиеся видимой стороны евхаристии, частью унаследованные от р.-католической церкви. Так, и у них евхаристия совершается на опресноках (облатках, oblata – приношение), а вино, как у армян, не растворяется водою (вопреки VI Всел. Соб. 32 пр. 1. Освящаются евхаристические хлеб и вино одними словами И. Христа, изреченными при установлении таинства. Призывания Св. Духа на дары нет в протестантских чиноположениях евхаристии. Причащение верующих совершается под обоими видами: облаток всем преподается в уста, а потом из чаши вино. Дети допускаются к причащению только по совершении над ними конфирмации (иногда 14–16 л.). II. Реформатство в своем учении об евхаристии отрешилось и от лютеранского «соприсутствия» тела и крови Христовой в евхаристии. Так, по учению Цвингли, евхаристия есть не более, как воспоминание о страданиях Христовых, имеющее для нас только чисто внутреннее, субъективное значение. Хлеб и вино в этом таинстве суть только символы, знаки распятого на кресте тела И. Христа и пролитой крови Христовой, воспроизводящие в памяти верующего дело искупления и укрепляющие веру в искупление. Приступающий к таинству евхаристии вкушает тело и кровь Христову только духовно, а не плотски, и духовно же через веру соединяется со Христом, усвояет себе дело искупления, сама же в себе евхаристия не обладает и не сообщает благодати. Кальвин в учении об евхаристии старался занять средину между учениями Лютера и Цвингли. По его мнению, И. Христос присутствует в евхаристии динамически, т. е. Своим действием, влиянием и силой (praesentia operativa), подобно тому, как солнце, пребывая на небе, лучами своими действует на земные предметы (сравнение Кальвина). Такое понимание евхаристии получило господствующее значение в реформатстве; оно вошло и в символические его книги. Сущность его можно передать так. Хлеб и вино в евхаристии суть только знаки или символы тела и крови Христовых, но не бывает ни преложения их в тело и кровь Христову, ни телесного соприсутствия с ними Господа в лютеранском смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010