дары для приобщения 493 , что сподобившиеся елеосвящения тяжко больные могли сподобиться и св. даров, прежде освященных 494 , что и плававшие на кораблях имели с собою св. дары на всякий случай 495 . Во всех таковых и подобных им 496 случаях чада кафолической Церкви взирали на св. дары или имели их с собою, как тело и кровь Христову, и причащались их или были причащаемы ими, как телом же и кровию Христовою, несмотря на то, что они доставлялись к ним или сохранялись ими у себя немалое время после освящения их на литургии. Но могло ли это быть, если бы они верили в совершенство евхаристии по-лютерански, почитая их телом и кровию Христовыми только во время употребления их, а тех, которые позволяли себе говорить, будто евхаристия не бывает евхаристиею в то время, когда не потребляют ее, но сохраняют, как запасные дары 497 , почитать безумцами? 498 IV. «Действие (actio) установления евхаристии, говорят учители лютеранские, неразрывно; а им предписывается – хлеб и вино взять и благословить, раздробить, преподать, потребить и к сему присовокупить слова Христовы: сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя, и сделать сие в Его воспоминание. А на то, чтобы мы разделяли или разлагали действие то на несколько дней или месяцев или лет, Христос не дал ни повеления, ни позволения: Он повелел нам делать то, что предписал и показал нам и словом и примером своим» 499 . Но а) умствуя таким образом, учители лютеранские видимо смешивают две совершенно различные вещи: установление евхаристии и потребление ее. Из повествований св. апостолов о тайной вечери ( Мф. 26:26–28 . Лк. 22:19–20 . 1Кор. 11:23–26 ) наглядно видно, что на ней Спаситель сначала совершил евхаристию, а потом преподал ее ученикам, и что, подавая им таинственный хлеб, Он сказал: сие есть тело Мое прежде, нежели они вкусили от него, равно как и, подавая им чашу таинственную, сказал: сие есть кровь Моя прежде, нежели они пили от нее. След. хлеб сей и чаша сия были уже телом и кровию Христовою вне потребления их как всеми апостолами, так и каждым из них; а слова Спасителя: сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя были оглашением апостолов, введением их в таинство евхаристии, причиною, почему они должны были вкушать теперь предложенное им от Господа новое брашно и новое питие ( Ин. 6:55 ) 500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Находились и «изобретатели» «причастия», т. е: обманщики на этом поприще. Например, «некий, старец из Новгородщины, именем Евфимий... начат пещи пшеничные хлебы, и те, высушив и раздробя на мелкие крупицы, раздавал, ездя по волостем, паче же в Суземке велехвальствуя, яко древнее некое называя причастие, и за то себе собирая: у кого деньги, и платье, и всякое домовое потребное, а у кого иконы, и книги, и воск, и все, что ни можаше, и от одежд, рубах, и обуви, все обираше, и возом во свою кельишку провожание, о чесом при смерти сам исповеда отцу своему духовному, как ягодами, клюквенным рассолом, растворяние, лживое причастие свое». Григорий Яковлев называет несколько таких лиц, промышлявших обманным «причащением» 46 . Очевидно учение о духовном «причащении» трудно было усвоить беспоповцам, если среди них находили успех вышеназванные проделки с чувственным «причащением». Гораздо решительнее учение о духовном причащении проповедовалось беспоповцами – федосеевцами. Самое наказание за участие в чувственном причащении у федосеевцев полагалось строже и приводилось в действие прямее. Так, у них введено было в практику даже такое правило: «Аще кому прилучится от священника причащену быти, но нужи и за страх каковой, той да приемлет эпитимию за то: 40 дней или 60 поститися с поклоны во отлучении сообщения» 47 . Не зная, чем оправдать собственное своеобразное положение при учении о духовном причащении, беспоповцы делали возражения поповцам, и в своих предъявлениях против поповщины были вполне справедливы. В вышеупомянутом возражении беспоповцев против ветковцев читаем такие замечания о поповщинской практике относительно причащения. «Ваши попы, – говорил беспоповец поповцам, – дают запасные дары старцам и простым мужем, и оные старцы и простые мужики при себе в дорогу причастие возят и других причащают: таковое бесстрашие творится у вас по коему Писанию? Аще имате на сие повеление, чтоб простому якоже себе причащать, тако и других, то что при сем причащении глаголете? Ваши попы дают запасные дары старцам и простым женам и девицам, не точию престарелым, но и в течении женских месячных кровей пребывающим, и оные не точию сами себя, но и других причащают: и сие презорство чинится у вас по какому Писанию?» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Батюшка сам вчера заказал для вас обед, сказав, что он желает в день вашего Ангела угостить вас. Он приготовил запасные Дары, чтобы причастить вас». Вскоре вышел дорогой Батюшка из своей комнаты, и еще я не успела подойти к нему, как он уже ласково поздоровался, говоря: «Здравствуй, дорогая Е.В.! Поздравляю тебя с днем твоего Ангела!» Я поклони­лась ему в ножки, а он сказал: «Этого совсем не надо». Когда я попросила его причастить меня и мою девушку, он спросил: «А ты приготовилась? – и на мой утвердительный ответ, ласково посмо­трев, сказал: – С удовольствием приобщу, – и так живо прибавил: – Ну, пойдем со мной», и провел меня в спаленку. Взял Дары запасные, велел сделать поклон и, причастив меня, позвал мою девушку и причастил ее. Дал запивки, потом дал приложиться ко кресту. Батюшка выглядел страшно слабеньким; видно было, что ему тяжело держать крест. Затем он прошел с нами в столовую, моя девушка, поцеловав его ручку и поблагодарив, убежала на кухню. В столовой он сказал мне: «Дорогая Е.В., пообедай сегодня со мной»; я, поблагодарив его, попросила помолиться о болящем нашем про­то­иерее отце Д. Федорове 624 ; Батюшка сказал: «Помолюсь; передай ему и его матушке мой поклон и сожаление о его нездоровье». Велел прислуге накрывать на стол, а сам ушел к себе. Пока прислуга накрывала, компаньонка привезла на кресле супругу Батюшкину, которая тоже последнее время все прихварывает. Она ласково поздоровалась и поздравила меня с днем Ангела, сказав, что она так рада, что я день Ангела провожу с Батюшкой. Тут пришел и Батюшка и, так приветливо смотря на меня, сказал: «Ну садись, дорогая моя Е.В., покушай со мной», – и посадил рядом с собой. Тут еще было несколько лиц, которых матушка пригласила к столу. Батюшка по­вер­нулся ко мне и с неописанною радостью сказал мне тихо на ухо: «Знаешь, дорогая моя, через три недели у вас наступит Рождество и торжество». Я с удивлением посмотрела на него, не зная, как понять, и видела, что его лицо как-то необыкновенно сияет. Затем Батюшка прибавил, смотря на меня все тем же сияющим взглядом: «Пове­ришь ли, дорогая моя, что я ведь только и живу одними Святыми Тайнами, если бы их не было, то я, наверно, уже давно не существовал бы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Батюшка сам вчера заказал для вас обед, сказав, что он желает в день вашего Ангела угостить вас. Он приготовил запасные Дары, чтобы причастить вас». Вскоре вышел дорогой батюшка из своей комнаты, и еще я не успела подойти к нему, как он уже ласково поздоровался, говоря: «Здравствуй, дорогая Е. В.! Поздравляю тебя с днем твоего Ангела!» Я поклонилась ему в ножки, а он сказал: «Этого совсем не надо». Когда я попросила его причастить меня и мою девушку, он спросил: «А ты приготовилась?» И на мой утвердительный ответ, ласково посмотрев, сказал: «С удовольствием приобщу», и так живо прибавил: «Ну, пойдем со мной», – и провел меня в спаленку. Взял Дары запасные, велел сделать поклон и, причастив меня, позвал мою девушку и причастил ее. Дал запивки, потом дал приложиться ко кресту. Батюшка выглядел страшно слабеньким; видно было, что ему тяжело держать крест. Затем он прошел с нами в столовую, моя девушка, поцеловав его ручку и поблагодарив, убежала на кухню. В столовой он сказал мне: «Дорогая Е. В., пообедай сегодня со мной». Я, поблагодарив его, попросила помолиться о болящем нашем протоиерее отце Д. Федорове; батюшка сказал: «Помолюсь, передай ему и его матушке мой поклон и сожаление об его нездоровье». Велел прислуге накрывать на стол, а сам ушел к себе. Пока прислуга накрывала, компаньонка привезла на кресле супругу батюшкину, которая тоже последнее время все прихварывает. Она ласково поздоровалась и поздравила меня с днем Ангела, сказав, что она так рада, что я день Ангела провожу с батюшкой. Тут пришел и батюшка и, так приветливо смотря на меня, сказал: «Ну, садись, дорогая моя Е. В., покушай со мной», и посадил рядом с собой. Тут еще было несколько лиц, которых матушка пригласила к столу. Батюшка повернулся ко мне и с неописанной радостью сказал мне тихо на ухо: «Знаешь, дорогая моя, через три недели у вас наступит Рождество и торжество». Я с удивлением посмотрела на него, не зная, как понять, и видела, что его лицо как-то необыкновенно сияет. Затем батюшка прибавил, смотря на меня все тем же сияющим взглядом: «Поверишь ли, дорогая моя, что я ведь только и живу одними Святыми Таинами, если бы их не было, то я, наверно, уже давно не существовал бы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Даже более значимой может оказаться описываемая св. Симеоном практика причащения новобрачных запасными Дарами (см. также ): «Вслед за тем иерей прикасается к священной Чаше Преждеосвященных Даров и возглашает: “Преждеосвященная святая святым”. И когда все запоют: “Един свят, един Господь”, потому что Он – единое освящение, и мир, и единение сочетающихся рабов своих, – приобщает новобрачных, если они достойны. Потом иерей преподает им Дары из общей Чаши, между тем как поют: “Чашу спасения прииму”. Это делается ради Всесвятых Даров и в знак единения вступающих в брак в благомыслии о Боге, а также того, что богомыслие их будет рождаться от мира и единомыслия. Недостойным причащения, как, например, двоеженцам и им подобным, не преподаются Божественные Дары, а только общая чаша — в освящение отчасти, во благое общение и единение в благословении Божием» . Несмотря на разницу в написании прописных и строчных букв в русском переводе, речь здесь, судя по греческому тексту, идет об одной и той же Чаше, которую св. Симеон называет «общей» (здесь и в следующем абзаце PG 155 col. 513); различие только в том, что в первом случае из нее извлекаются части Св. Даров (хотя греческий текст и это описывает не слишком четко), а во втором случае — только вино. И это освященное вино св. Симеон явно отличает от Даров, поскольку прямо говорит: «Не Дары, а только чаша». Тут возможно возражение в том духе, что в случае второбрачных следует подготовить иную чашу, не Чашу с Дарами. Это толкование, однако, будет не самым естественным, поскольку св. Симеон описывает порядок действий так: чаша есть в любом случае, а новобрачные причащаются, если достойны. Так что речь идет об одной чаше, а иначе и вовсе не стоит провозглашать «Святая святым», на наш взгляд. Так или иначе, при любой точке зрения надо признать, что здесь приобщение вина из чаши (которое не есть Божественные Дары) называется благим общением, κοινωναν γαθν; это, по-видимому, опровергает один из филологических аргументов обсуждаемой статьи, говорящий : «Если в Чаше [Преждеосвященных — авт.] просто вино, то как священник, по словам св. Симеона, может от приобщиться от Чаши, если приобщиться (κοινωνσ) принципиально можно только Крови Христовой, вином же можно только измыть уста?»

http://bogoslov.ru/article/6028886

О чем донеся Вашему Превосходительству, имею честь покорнейше просить, согласно прежнему объясненному рапорту моему по сему предмету за 2, удостоить меня начальничьим разрешением, как поступать с теми домами раскольников, в коих открыто будет сборище их на Богомоление и куда обращать могущия оказаться там, принадлежащие в собственность раскольникам книги и иконы; а также и в настоящем случае, куда именно обратить найденные мною теперь монашеские вещи, церковную книгу, просфиры и запасные дары. При этом долгом считаю присовокупить, что о сносе выстроенного вблизи церковной ограды дома, я ныне же сделал распоряжение и что мещанка Кушнерева, в избе которой отыскана церковная книга, просфиры и запасные дары, оставлена мною в Огородне под строгим полицейским надзором " . Недоумение исправника о местах собраний для молитвы и арестованных вещах Епархиальная власть официально разрешила так: " всякое стечение народа в частные домы на богомоление немедленно должно быть рассеваемо, как самочинное и противозаконное; такие дома должны быть в постоянном наблюдении земской полиции, и если, несмотря на воспрещение, замечено будет несколько кратное стечение в них народа,-то самые дома должны быть или уничтожаемы, или приводимы в такое состояние. по которому бы не могли быть пристанищем самочинного Богомоления, а те иконы, которые по усмотрению единоверцев, будут снесены в дом для устроения в нем раскольниками моленной, не принадлежащие самому хозяину, следует отбирать и отдавать в православные храмы для хранения " . Само собою понятно, что старообрядцы не могли питать ни любви, ни уважения к такому деятелю единоверия, каким был Бобров, а это отражалось печально и на самом деле. Бобров в 1859 г. еще раз подал прошение о назначении в Огородню отдельного священника для единоверцев, но успеха не имел. Между тем в Огородне и окрестных слободах действовали уже Белокриницкие священники. В 1862 г. в Огородне многие единоверцы отпали в раскол. Консистория то и дело предписывала архимандриту Макарьевскаго монастыря Гедеону " продолжать чинить тщательное вразумление и увещание " отпавшим и в случае надобности-при содействии земской полиции; уклоняющихся от увещания позволено было требовать к увещателям через полицейское управление. Успеха в увещаниях не было. Сам Бобров продержался в единоверии до 1869 г. и также " совратился из единоверия в раскол " , о чем Консистория сообщила " на зависящее распоряжение Могилёвского губернатора " . С совращением Боброва единоверие в Огородне исчезло.

http://sobory.ru/article/?object=61505

Не только живые существа, но и законы природы учат нас со страхом Божиим относиться к святыне. В  VI веке в городе Селевкии, находившемся на западе от Антиохии, один православный христианин, отправленный своим хозяином-купцом в Константинополь, забыл в шкафу запасные Святые Дары. Спустя продолжительное время его хозяин случайно обнаружил их, но принять святыню в свои уста не решился, так как не принадлежал к Церкви Христовой. Прошел год — слуга не возвращался. Тогда купец решил сжечь Святые Дары, чтобы они не испортились. Открыв шкаф, он изумился: из всех частиц произросли стебли, которые уже колосились. Взяв со страхом и трепетом Святые Дары, купец со всем своим семейством пришел в храм к православному епископу Дионисию. А вскоре туда же устремились почти все жители города, привлеченные слухом о чуде и желающие видеть его собственными глазами. Вразумленные этим необыкновенным случаем, многие еретики, жившие в Селевкии, приняли Православие. Из этих примеров видно, что к Христовым Тайнам надо относиться с великим почтением и благоговением. Перед причащением нет ничего более необходимого, как позаботиться о том, чтобы чувство страха Божия наполнило всё наше существо. А как же иначе? Ведь не только за явное кощунство, но и за малейшее небрежение к Святым Дарам человек может быть наказан и в земной, и в вечной жизни. В отношении Тайн Христовых неуместны и невинные, казалось бы, детские игры. Однажды в древности около сирийского селения Гонаг дети пасли скот. Улучив время для игры, они решили, подражая взрослым, совершить литургию. Одного мальчика избрали священником, двух других — диаконами. На большой гладкий камень, как на жертвенник, положили хлеб и поставили кувшин с вином. «Священник» и «диаконы» встали перед жертвенником, и игра началась. В те далекие времена пресвитеры произносили евхаристические молитвы вслух, поэтому мальчик, исполнявший роль священника, хорошо их знал. Во время игры он в точности воспроизвел эти молитвы вместе с сопутствующими им священнодействиями. Когда наступил момент раздробления хлеба и причащения, с неба вдруг ниспал огонь, который бесследно испепелил и камень, и всё, что на нем лежало. Дети же в страхе упали на землю и лишились чувств.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Обратившись наконец к прихожанам, он увещевал их чтить своих пастырей, как служителей Божиих, своих отцов и руководителей, учителей и ответчиков за них пред Богом, внимать их слову и учению и памятовать их в своих молитвах. Краткое и вразумительное слово архипастыря произвело глубокое впечатление на всех присутствующих. Немного было сказано, но сказано от души, со властью, и потому-то это слово оказалось живо и действенно. Вошел владыка в алтарь. И нужно было видеть, с каким усердием и умилением он положил пред престолом три земные поклона и потом приложился к св. антиминсу и престолу, чтобы понять все значение этого действия архипастыря. Он самым делом, личностью своею учил народ благовейно чтить все священные предметы и со страхом Божиим входить в христианское святое святых, где приносится за людей бескровная жертва. Здесь приняли от него благословение все члены как местного причта, так и причтов соседних сел. Каждого он расспросил о том, чей сын, где родился, давно ли поступил на место и доволен ли он своею судьбою, и если недоволен, то почему. – Покажите мне запасные св. дары, – сказал владыка, обратившись к настоятелю церкви после благословения всех. Священник показал св. дары. Владыка внимательно осмотрел как самые дары, так и дарохранительницу. – Теперь покажите мне все свои церковные документы – сказал снова владыка, отходя к окну. Священник подал ему все церковные книги за текущий год. Владыка внимательно просмотрел их все. – О. благочинный! – сказал владыка, просматривая метрические книги: свидетельствовали ли вы книги за первую половину настоящего года и когда именно? – Как же, ваше преосвященство, свидетельствовал в последней половине июня, при посещении церкви. – В чем же состояло это свидетельство?.. А просмотрели-ля вы их внимательно?.. Вот посмотрите-ка, это что такое здесь... Благочинный подошел и посмотрел показанные ему места, где запись была составлена неверно: в одном месте пропущено было имя и отечество родильницы, а в другом – в статье о умерших записано было звание, имя, отчество и фамилия родителей, как будто в статье о родившихся, – и ни поправки, ни оговорки не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

На развернутом антиминсе посередине кладется малый (свернутый) покровец, на покровце ставится подсвечник с зажженной свечой, тот самый, который обыкновенно ставится на жертвеннике пред св. Дарами. Дискос с раздробленными частями Агнца священник берет за края руками, ничем не обернутыми, поднимает и держит над зажженной свечой до тех пор, пока ощутит края дискоса достаточно нагретыми, но не настолько горячими, чтобы нельзя было держать. Тогда он ставит дискос на антиминс, пока не остынет. Потом опять подогревает дискос и опять охлаждает, и это повторяет до тех пор, пока совершенно не высохнут св. Дары, конечно, при этом переворачивая их копием. При подогревании дискоса снизу священник наблюдает, чтобы не подкоптить самого дискоса или его поддона. Способ этот удобен тем, что не представляет ни одной из тех опасностей, которые могут встретиться при употреблении раскаленных угольев, просушивание может быть окончено в один день и в непродолжительное время. Впрочем, кто спрактиковал и нашел другие способы для приготовления запасных даров, тот может пользоваться ими, смотря по удобству и привычке или приспособления. § 154·. Если кивот или дарохранительница, в которой должны быть хранимы запасные дары, будет золотой, или серебряный позлащенный, то св. дары могут быть полагаемы в нем и без подложения бумаги. Но если сосуд этот серебряный не позлащенный или оловянный, то в таком случае дно его надобно прежде покрыть чистой сухой бумагой и потом на нее полагать св. частицы сохранно и с благоговением. § 155. Святыя тайны, хранимые в кивоте, священник должен наблюдать, как можно чаще, со всякою достодолжною честью, совершая при этом обычное поклонение, и с измовенными руками, и если не возможно делать это всякий день, то хоть чрез три дня, или вообще, но крайней мере, во время всякой литургии, совершаемой во дни воскресные и праздничные. При этом священник должен каждый раз открывать св. сосуд и наблюдать со всякой аккуратностью, чтобы св. тайны не заплесневели или не растлелись от сырости или от спертого воздуха и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Соображаясь со всеми выше прописанными обстоятельствами и судя по малому количеству душ, принявших единоверие, я с своей стороны вовсе не признаю за нужное утруждать Святейший Правительствующий Синод как об устройстве церкви в сказанной слободе, так и об определении священника с причтом " . По-видимому, преосвящ. Анатолий с недоверием отнесся к этому мнению, так как он поручил " одному духовному лицу Белицкаго уезда " проверить это дело на месте. По проверке оказалось, со слов Боброва же, что в Огородне всех единоверцев 16 человек (из них некоторые записаны были даже православными, но у исповеди не были), да желавших присоединиться, но из боязни соседей не присоединявшихся, было 14 душ. Конечно, это число было недостаточно для устройства здесь приходя; поэтому преосвящ. Анателий " до умножения количества " единоверцев поручил (в 1850 год ) отправлять христианские требы для них иеромонахам Макарьева мон. Число единоверцев в Огородне не увеличивалось. Причиною этого отчасти был сам Бобров. Он, приняв единоверие, то и дело жаловался на старообрядцев земской полиции, губернатору и епископу, обвиняя в бездействии и земскую полицию. Так, сначала он жаловался на покушение на его жизнь, затем хлопотал об учреждении при молитвенном доме караула, о воспрещении молитвенных собраний по домам, о не ношении старообрядческими иноками монашеской одежды и проч. При этом Бобров сам нередко указывал полиции " преступников " и места их собраний. Благодаря этим жалобам, конечно, следовали розыски и обыски. В доме же вдовы Злынской мещанки Настасии Кушнеровой отыскана книга (Минея марта месяца) с надписью о принадлежности её тамошней сгоревшей раскольнической церкви, четыре просфиры, на которых отлужена уже литургия и в двух маленьких узелках запасные дары; во 2-х, осмотрен вновь выстроенный близ единоверческой часовни дом Белицкаго мещанина Ферапонта Кожемякина и нашел его состоящим в ряду 10 изб, давно уже построенных (в 5-ти саженях от церковной ограды); из расспросов оказалось, что таковой построен после бытности моей пред сим в Огородне, то есть в сентябре месяце прошлого 1851 года, и что это сделано будто с разрешения владельческой экономии, но на это разрешение доказательств не представлено; в 3-х, обращался к проверке жалобы Боброва в отношении церковного караула и нашел при оной постоянного сторожа из числа тамошних единоверцев, как об этом уже я имел честь донести в рапорте моем Вашему Превосходительству от 1-го сего января за 2, и в 4-х, найденные, как выше упомянуто, вещи, как то: монашеская одежда, три книги (из коих одна церковная, а две собственные тамошних хозяев), просфиры и запасные дары, запечатанные в особом сундуке, вместе с сим переданы мною для хранения в земский суд.

http://sobory.ru/article/?object=61505

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010