Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе: отпадение от Русской Церкви или потеря независимости? Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) будет и далее подчиняться митрополиту Галльскому Эммануилу. Кандидатура нового архиепископа Западноевропейского экзархата русских приходов не была утверждена Вселенским Патриархом Варфоломеем I. Что это означает? 11 марта, 2013 Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) будет и далее подчиняться митрополиту Галльскому Эммануилу. Кандидатура нового архиепископа Западноевропейского экзархата русских приходов не была утверждена Вселенским Патриархом Варфоломеем I. Что это означает? Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) будет и далее подчиняться митрополиту Галльскому Эммануилу, временно исполняющему обязанности главы Архиепископии после ухода на покой архиепископа Команского Гавриила. Об этом сообщает официальный сайт Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. 8-го марта 2013 г. епархиальное управление Архиепископии опубликовало сообщение по итогам заседания Совета Архиепископии, состоявшегося 6 марта под председательством местоблюстителя — митрополита Галльского Эммануила. По сообщению епархиального управления, Константинопольский патриарх Варфоломей не утвердил список кандидатов, составленный 13 февраля Советом Архиепископии под председательством митрополита Эмманула и переданный на утверждение Священному Синоду Константинопольского патриархата. Патриарх посчитал, что «на данный момент обстановка не достаточно спокойная для того, чтобы приступить к выборам нового архиепископа». В письме от 4 марта, Патриарх направил следующее предложение Чрезвычайному общему собранию Архиепископии, которое состоится 29-ого и 30 марта: — Местоблюститель продолжит временно исполнять свои обязанности в качестве «патриаршего экзарха». — Общее собрание сможет выдвинуть кандидата для избрания на пост викарного епископа «для окормления религиозных и литургических нужд верующих ваших приходов с соблюдением их родного языка и родных традиций».

http://pravmir.ru/arxiepiskopiya-russkix...

— Предложение будет исполняться в согласии с Уставом, на котором строится существование и порядок деятельности Архиепископии в тесной связи с Вселенским патриархом и Священным Синодом. Совет Архиепископии постановил передать патриаршее предложение на рассмотрение Общего собрания и изменить в соответствие с этим установленный порядок дня данного собрания. Вследствие ухода на покой по состоянию здоровья архиепископа Гавриила кафедра Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе была объявлена вакантной. Местоблюстителем кафедры был назначен митрополит Галльский Эмманул. По Уставу, он должен провести выборы нового архиепископа в течение не более 4 месяцев. перевод Даниила Струве На собрании Совета Архиепископии 6 марта было сообщено, что предложенный Советом список из трех кандидатов для избрания нового архиепископа Западноевропейского экзархата русских приходов не был утвержден Вселенским Патриархом Варфоломеем I. Вместо нового архиепископа Патриарх предложил Генеральной ассамблее Архиепископии выбрать викария митрополиту Галльскому Эммануилу, отвечающего за религиозные и литургические нужды верующих. Комментируют эксперты. Константинопольский Патриарх покончил с самостоятельным существованием Экзархата Священник Димитрий Агеев, автор исследования по истории взаимоотношений Экзархата и Русской Церкви — «Экзархат православных русских приходов в Западной Европе. Хроника взаимоотношений с Русской Православной Церковью» (Церковно-исторический вестник No.12–13, 2007 г.): Священник Димитрий Агеев Говорить о том, что вследствие этого решения прерывается некая связь Архиепископии с Русской Церковью, не правильно. Дело в том, что Экзархат православных приходов русской традиции (таково официальное название этой структуры) никакой связи с Русской Православной Церковью не имел с 1931 года. Поэтому нынешнее изменение статуса Экзархата его отпадением от Русской Церкви никак назвать нельзя. Экзархат является частью Константинопольского патриархата . И то, что произошло — это внутреннее дело другой Поместной Православной Церкви. Говорить о правильности или ошибочности того или иного решения, касающегося внутренних вопросов другой Поместной Церкви, некорректно. Поэтому я могу лишь высказать свое мнение с точки зрения истории этого Экзархата.

http://pravmir.ru/arxiepiskopiya-russkix...

Эта кампания была рассчитана на международный пропагандистский эффект, чтобы представить нацистский режим защитником правосл. Церкви (в отличие от СССР, где религ. орг-ции преследовали). В соответствии с политикой унификации РКМ считало недопустимым существование в Германии неск. юрисдикций рус. правосл. приходов. К 1935 г. в стране действовал 1 приход Московского Патриархата, 4 прихода РПЦЗ, 9 зарегистрированных и 4 незарегистрированные общины подчинялись митр. Евлогию (Георгиевскому) , главе Западноевропейского Экзархата русских православных приходов (в юрисдикции К-польского Патриархата). В целях объединения рус. приходов в рамках одного церковно-адм. округа с осени 1935 г. нацистские ведомства приступили к их унификации на основе Германской епархии РПЦЗ. Главным объектом воздействия стали приходы, подчинявшиеся митр. Евлогию. Герм. ведомства не устраивала их организационная связь с парижским центром Экзархата. С окт. 1936 г. нацистские ведомства подталкивали их к переходу в юрисдикцию РПЦЗ. После оккупации Чехии викарий митр. Евлогия Пражский еп. Сергий (Королёв) и Берлинский архиеп. Серафим (Ляде) 3 нояб. 1939 г. заключили соглашение о том, что оставшиеся у евлогиан 5 общин (3 в Германии и 2 в Чехии) подчинялись еп. Сергию и в то же время входили в епархию РПЦЗ. В 1938-1940 гг. РКМ приступило к реализации идеи распространения юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все контролируемые рейхом территории. В подчинение к архиеп. Серафиму постепенно перешли правосл. общины в Австрии, Чехии, Бельгии, Люксембурге и Лотарингии, а также в союзных рейху Словакии и Венгрии. Др. нацистские ведомства выступили против стратегической линии РКМ на создание в Германии одного из влиятельных центров Православия и сделали невозможным ее осуществление. В этом плане показательна неудача попытки организации в Берлине Православного Богословского ин-та. С началом войны против СССР обозначился отказ от прежнего курса РКМ на распространение юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все попадавшие в сферу нацистского контроля области с перспективой создания в будущем самостоятельной Германской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/165043.html

Генеральная ассамблея Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнить решение Константинополя о самороспуске 24 февраля, 2019. Новостная служба Из 206 голосовавших 15 проголосовали за роспуск, 191 — против 24 февраля. ПРАВМИР. Генеральная ассамблея Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнить решение синода Константинопольского патриархата об упразднении Западноевропейского архиепископата. Такое решение принято на внеочередном епархиальном собрании православных приходов русской традиции в Западной Европе, сообщает  Orthodoxie.com . В собрании приняли участие все клирики Архиепископии, а также делегаты от мирян, избранные приходами и общинами. Из 206 голосовавших 15 проголосовали за роспуск, 191 — против. Решение о выборе юрисдикции будет принято в июне. 29 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви отменил томос 1999 года, который Патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Руководство экзархата не было поставлено об этом в известность. В Архиепископии  заявили , что дадут ответ Патриарху Варфоломею после общего собрания духовенства и делегатов от мирян. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 марта, 2013 5 апреля, 2013 28 ноября, 2018 27 февраля, 2024 18 марта, 2022 17 февраля, 2022 11 ноября, 2021 28 мая, 2021 26 мая, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/generalnaya-assambleya...

Родос (1-15 ноября 1964 года). Греческий иерарх встретился со Святейшим Патриархом Алексием, имел общение с председателем ОВЦС митрополитом Никодимом, в том числе по темам развития диалога Православной Церкви с инославными церквами и Древними Восточными нехалкидонскими церквами. В знак братской любви и на молитвенную память Патриарх Алексий передал Патриарху Афинагору через митрополита Мелитона икону, которая была помещена предстоятелем Константинопольской Церкви в домашней часовне. Предполагалось, что ответным визитом станет поездка митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Фанар, которая изначально планировалась в апреле 1968 года, но затем по техническим причинам была перенесена на май, а после и вовсе на неопределенное время. Причиной переноса стал отказ иерарху в выдаче турецкой визы. Патриарх Алексий неоднократно просил Патриарха Афинагора содействовать в вопросе выдачи турецкими властями въездной визы председателю В ответных посланиях Патриарх Афинагор выражал горячее пожелание того, чтобы поездка митрополита Никодима на Фанар состоялась, но указывал на отсутствие возможности помочь в решении проблемы с Между тем в ОВЦС готовилась обширная повестка переговоров митрополита Никодима с Патриархом Афинагором и иерархами Константинопольского Патриархата. В нее вошли все актуальные в то время вопросы взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов: визит Патриарха Афинагора в Москву; подготовка Предсобора и обсуждение повестки заседания Межправославной комиссии в Женеве; вопросы православно-англиканского и православно-старокатолического диалогов; позиция Константинопольского Патриархата по взаимоотношениям с Римско-Католической Церковью, по отношению к IV Ассамблее Всемирного совета церквей и самой межхристианской организации; отношение Константинопольской Церкви к Русской Православной Церкви Заграницей и Североамериканской митрополии, а также к Западноевропейскому экзархату русских приходов; перспективы признания Фанаром автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии, предоставленного Московским Патриархатом в 1951 году; пополнение русских монашеских общин на Святой Горе Афон; возможность исключения из списка учреждений Константинопольского Патриархата, публикуемого в ежегодном межправославном греческом календаре-справочнике, Православной Церкви в Чехословакии, Эстонской и Латвийской архиепископий и Православной Церкви в Венгрии; наконец, место Грузинской Православной Церкви в диптихах.

http://patriarchia.ru/db/text/6096564.ht...

Среди других изданий РПЦЗ исследователь отмечает журналы, в которых история РПЦЗ отражается в основном на местном уровне – уровне епархии, прихода, православной общины. Это «Владимирский вестник» (Сан-Пауло), «Святая Русь», «Сим победиши» (издание Православной Бразильской епархии,), «Китайский Благовестник», «Крестный путь», «Путь Христов» (Харбин), «Православный собеседник» (Таллинн), «Церковная жизнь», «Православное обозрение», «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий», «Русский пастырь» (журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии). 541 Журнал «Церковный вестник Западноевропейского православного русского экзархата» издавался в Париже Епархиальным управлением Русского Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата. Почти полный комплект этого журнала доступен российским историкам в московской Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье». В Париже с 1947 г. на русском и французском языках печатался «Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата». Журнал этот принадлежал Московской Патриархии, но в нем можно найти немало интересных материалов по истории зарубежного Православия. Высокое качество журнала во многом определялось личностью его главного редактора – выдающегося богослова, Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) . Среди сотрудников был выдающийся русский философ Николай Лосский. 542 Среди зарубежных изданий особняком стоит формально независимый от той или иной церковной юрисдикции, но фактически придерживавшийся точки зрения так называемой Парижской церковной эмиграции или «Парижского центра», журнал «Вестник Русского Студенческого Христианского Движения». Первый номер вышел в 1925 г. в Париже. В годы Второй мировой войны издание было приостановлено. Первоначально это был тонкий эмигрантский журнал, и лишь в конце 1960-х – начале 1970-х гг. он вырос в толстый журнал, который стал, по замыслу реакции, «мостом между православием на Западе, бывшим тогда еще достаточно сильным, и пробуждающейся православной мыслью в самой России». С 1992 г. журнал печатается в Москве по оригинал-макету, составленному редакцией в Париже. На всем протяжении своей истории журнал стоял на позициях Русского Западноевропейского Экзархата Константинопольского Патриархата. Значительное место на страницах «Вестника Русского Студенческого Христианского Движения» занимают материалы по истории и каноническим основаниям существования Русских Православных Церквей в Западной Европе. 543

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай (Ерёмин), еп. Клишисский. Фотография. 1954 г. (Ерёмин Степан Павлович; 6.12.1892, ст-ца Тепикинская (по др. данным, хутор Росшинский, ныне Россошинский Урюпинского р-на Волгоградской обл.) Хопёрского окр. обл. Войска Донского - 23.01. 1985, Сент-Женевьев-де-Буа, деп. Эсон, Франция), митр. Корсунский. Из семьи донских казаков. Был призван на военную службу в первую мировую войну. Во время гражданской войны участвовал в боевых действиях на Юге России в составе армии ген. А. И. Деникина. После разгрома белых войск, в 1920 г., выехал в Грецию, затем в Болгарию, где нек-рое время работал на угольных шахтах. В 1938 г. переехал в Париж и поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . 25 февр. 1940 г. был рукоположен наместником Сергиевского подворья Херсонесским еп. Иоанном (Леончуковым) во диакона и назначен к храму подворья во имя прп. Сергия Радонежского. 8 окт. 1942 г. рукоположен экзархом Западноевропейского Экзархата рус. приходов митр. Евлогием (Георгиевским) во иерея. По окончании в 1943 г. Сергиевского ин-та стал работать там библиотекарем, с 1944 г. преподавал церковнослав. язык и практическую канонику. 16 марта 1945 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Николая Мирликийского. Был назначен инспектором Сергиевского ин-та и преподавателем канонического права. 7 сент. того же года вместе с клиром Западноевропейского Экзархата воссоединился с Московским Патриархатом. После кончины митр. Евлогия († 8 авг. 1946) среди рус. духовенства и паствы Экзархата произошло разделение. Большая часть приходов вместе со священнослужителями вернулась в юрисдикцию К-польского Патриархата, меньшая часть осталась в подчинении Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви . С кон. 1946 г. Н. начал служить в кафедральном храме Экзархата РПЦ на Трехсвятительском подворье в Париже. 6 сент. 1947 г. он был возведен экзархом митр. Серафимом (Лукьяновым) в сан архимандрита и назначен настоятелем Трехсвятительского храма. В том же году покинул Сергиевский ин-т. После увольнения на покой 15 нояб. 1949 г. митр. Серафима Западноевропейский Экзархат РПЦ остался без архиерейского окормления, т. к. франц. власти препятствовали прибытию в Париж назначенного новым экзархом Виленского архиеп. Фотия (Топиро) . В связи с этим в февр. 1950 г. постановлением Синода РПЦ был учрежден временный Экзарший совет во главе с Н., на к-рый возлагалось управление делами Экзархата при отсутствии во Франции экзарха. Подобная ситуация сохранилась и после назначения временно исполняющим обязанности экзарха Берлинского архиеп. Бориса (Вика) , также не имевшего возможности посещать приходы РПЦ во Франции.

http://pravenc.ru/text/2565978.html

Видный деятель русского зарубежья считает бессмысленным дальнейшее существование западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата 10 июля 2007 г. 17:37 Видный представитель русского зарубежья князь Александр Трубецкой полагает, что воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и за границей делает исторически бессмысленным дальнейшее существование Экзархата русских приходов в Западной Европе ( Константинопольский Патриархат ), передает «Интерфакс». Князь А. Трубецкой, в течение многих лет до этого являвшийся прихожанином западноевропейского Экзархата, в недавнем интервью сайту World Security Network признался, что теперь, после восстановления канонического общения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви , «настало время покинуть» Экзархат. Как напомнил А. Трубецкой, вхождение западноевропейских русских приходов в юрисдикцию Константинополя в соответствии с грамотой Константинопольского Патриарха Фотия II от 17 февраля 1931 года, выданной митрополиту Евлогию, носило «временный» характер. Теперь же патриаршая грамота, полагает князь, «утратила свое значение в связи с обновлением Церкви в России». Руководство Экзархата, по словам представителя русского зарубежья, в отношении воссоединения Московского Патриархата и РПЦЗ заняло следующую позицию: «Это прекрасно, но это не наше дело». В противовес этому Поместные Православные Церкви приветствовали подписание Акта о каноническом общении, а сербский приход святого Саввы в Париже даже устроил по этому поводу благодарственный молебен и торжественный прием, напомнил А. Трубецкой. Комментируя современные отношения Русской Православной Церкви и государственной власти в России, представитель русской эмиграции отметил, что сегодняшнее влияние Церкви на власть ему видится более сильным, нежели обратное влияние государства на церковные институты. «Церковь (в нынешней России — Ред. ) обладает силой гораздо большей, чем при любом ином режиме. И это играет в пользу Церкви, а не режима. Вследствие этого я предпочитаю президента , который демонстрирует свою веру, Господь рассудит степень его искренности. Церковь выигрывает от этого больше, чем Кремль», — заявил князь А. Трубецкой. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/267881.htm...

Чем дальше, тем яснее становилось, что РПЦЗ не может доверять Константинопольскому Пат­риархату, находившемуся в зависимости и от светских властей. «Фанар, распространяя свою власть, — утверждает Кострюков, — фактически навязывал русской диаспоре подчинение коммунистическому режиму». К тому же братскому общению РПЦЗ с Константинополем не мог не препятствовать уже упоминавшийся выше модернизм: навязывание нового календаря и возоб­новившиеся в начале 1930-х годов попытки созвать Вселенский Собор. Действия Фанара внесли раскол в среду русской церковной эмиграции. Характерно, что в 1938 году представители Западноевропейского экзархата («евлогиане») не были приглашены на Второй Всезарубежный Собор. Ситуация, как показывает А. А. Кострюков, не облегчилась и в первые послевоенные годы, когда И. В. Сталин пытался использовать Московский Патриархат в своих внешнеполитических целях. Проблема состояла в том, что вопрос «Московский Патриархат или Константинополь?» для большинства «евлогиан» означал вопрос «за советский режим или против него?». А Московская Патриархия достаточно быстро стала восприниматься служанкой и союзницей безбожного государства. Несмотря на формальный переход в сентябре 1945 года приходов Западноевропейского экзархата под омофор Московского Патриарха, это решение в силу указанных причин (равно как и ряда других) оказалось нежизнеспособным. В течение последующих 18 лет Экзархат, оставаясь в составе Константинопольской Церкви, по словам А. Кострюкова, «наслаждался покоем».   Ситуация изменилась в середине 1960-х годов в связи с тяжелым положением Фанара и усилением международной активности Московского Патриархата. Экзархат, от которого вынужден был отказаться Константинополь, отказался подчиняться Москве, объявив о своей независимости, — так появилась архиепископия Франции и Западной Европы и русских западноевропейских Церквей рассеяния. Самостоятельность продолжалась более пяти лет, и после того, как Фанар сумел укрепить свое положение (пошатнувшееся в период греко-турецкого конфликта из-за Кипра в 1965 году), бывший Экзархат вновь вошел в его юрисдикцию. Среди причин этого было и предоставление Московским Пат­риархатом автокефального статуса Православной Церкви в Америке в 1970 году.

http://e-vestnik.ru/analytics/vremya_kak...

Новости Большинство выступавших на собрании Западноевропейской архиепископии высказывались за переход в юрисдикцию РПЦ – СМИ 24.02.2019 15:37 Париж, 24 февраля, Благовест-инфо. Большинство выступавших на общем собрании Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе, состоявшемся 23 февраля в Париже, высказались за переход их церковной области в юрисдикцию Московского патриархата, пишет греческий сайт Orthodoxia.info . Такой же позиции придерживается и глава упраздненного Константинополем экзархата архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето). Более 200 делегатов – клириков и мирян, – представляющих около ста приходов и общин архиепископии, собрались 23 февраля в Париже, чтобы обсудить решение Константинопольского патриархата, который в ноябре 2018 года лишил эту церковную единицу статуса экзархата и предписал ее приходам влиться в состав существующих греческих митрополий Западной Европы. Заседание проходило в помещении храма доминиканского монастыря Благовещения на улице Фобур-Сент-Оноре. Подавляющее большинство участников (191 против 15) проголосовали за сохранение архиепископии как отдельной церковной области. Окончательное решение о юрисдикционной принадлежности будет принято на следующей ассамблее в июне. Большая часть выступавших 23 февраля предлагала вернуться в состав «Церкви-матери» – Московского патриархата. Архиепископ Иоанн зачитал послание Патриарха Московского Кирилла. Что касается самого архиепископа Иоанна, то он прямо заявил, что если из Фанара последует указ о его смещении, он перейдет в юрисдикцию РПЦ. В беседе с корреспондентом Orthodoxia.info Йоргосом Фердисом, состоявшейся накануне ассамблеи, архиепископ Иоанн назвал переход в РПЦ единственным путем для архиепископии. Он также выразил крайнее огорчение в связи с решением Фанара о роспуске экзархата, добавив, что за этим решением стояли три константинопольских митрополита: Французский Эммануил, Бельгийский Афинагор и Итальянский Геннадий. Экзархат русских православных приходов в Западной Европе под юрисдикцией Константинопольского патриархата был создан в феврале 1931 года, после того как глава русской епархии митрополит Евлогий (Георгиевский) вступил в конфликт с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), требовавшим проявления лояльности к советской власти. В 1965 году Константинопольский патриархат отказался от своей юрисдикции над экзархатом и благословил его вернуться в подчинение Патриарха Московского, что не было исполнено. В 1971 Константинопольский патриархат восстановил свою юрисдикцию над приходами, преобразовав его в Архиепископию русских православных приходов в Западной Европе. В 1999 году томосом Патриарха Константинопольского Варфоломея архиепископия была наделена статусом экзархата, однако его же решением от 27 ноября 2018 года томос был отменён, а сам экзархат распущен, и его приходам предписано войти в состав европейских митрополий Константинопольского патриархата, пишет «Википедия» .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010