Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

представить все свои деяния за весь период нашего невольного внешнего разобщения... Итак, это не разрыв с Русской Церковью: это лишь временный перерыв официальных административных сношений с Митрополитом Сергием, вызванный известными обстоятельствами современной жизни» (Послание к пастве от 25 февраля 1931 г.). В обращении митрополита Евлогия к духовенству от 31 октября 1931 г. о верности «родной Русской Церкви» говорилось: «Мы... верны и преданы ей и, с Божией помощью, пребудем верны ей до смерти; сохраняя эту верность, мы неизменно пребываем и до конца пребудем в ее спасительном лоне». 29 августа 1945 года Преосвященный митрополит Евлогий и его викарии обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с прошением «покрыв любовью наше разобщение с Матерью Русскою Церковию, принять нас с нашими приходами под Вашу отеческую руку в каноническое объединение со всею Русскою Православною Церковью». Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября 1945 года данное прошение было удовлетворено, как и ходатайство Преосвященного митрополита Евлогия о сохранении Западноевропейского экзархата в его существующих границах. Об этом решении как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (в телеграмме от 4 ноября 1945 г.), так и митрополит Евлогий письменно уведомили Святейшего Патриарха Константинопольского Вениамина. Возражений со стороны Его Святейшества не последовало. Однако по смерти Преосвященного митрополита Евлогия (18 августа 1946 года) собрание Экзархата в октябре 1946 г. в силу ряда обстоятельств, обусловленных политическим положением в СССР, постановило обратиться к Константинопольскому Патриарху с ходатайством о продлении существования Экзархата под его юрисдикцией. Данное прошение было удовлетворено 6 марта 1947 г. Святейшим Патриархом Константинопольским Максимом. Действие юрисдикции Константинопольской Церкви вновь было прекращено последней, когда Святейший Патриарх Константинопольский Афинагор грамотой от 22 ноября 1965 г. напомнил, что «Экзархат русских православных приходов Западной Европы, учрежденный в условиях того времени и среди волнений, происшедших из-за разногласий в лоне зарубежной русской иерархии, носил, как полагается, печать временности, и следовательно, он должен был существовать пока существовали условия и нужды, потребовавшие его учреждения». Поскольку теперь Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу», то решением Священного Синода Константинопольского Патриархата упразднен временный Экзархат западноевропейских русских православных приходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

Гаагско-Нидерландская епархия Дата создания: 1972 г. Описание: Входит в состав  Патриаршего экзархата Западной Европы Учреждена в 1972 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Нидерландского Королевства. Впервые после разделения Церквей в XI веке православная Литургия в Голландии была совершена на праздник Успения Богородицы в 1698 году в связи с пребыванием в стране великого посольства из России во главе с Петром I. В середине XVIII века в Амстердаме усилиями православной общины русских и греческих поселенцев была обустроена церковь в честь святой Екатерины. В 30-х годах XIX века в королевском дворце в Гааге был обустроен первый российский государев храм св. Марии Магдалины. Строительство состоялось по случаю брака великой княжны Анны Павловны Романовой и принца Виллема Оранского, сына и наследника короля Нидерландов Виллема I. После ее смерти этот и другие появившиеся при ней храмы обрели приходское значение. В XX веке русское Православие стало распространяться среди населения Нидерландов усилиями таких выдающихся просветителей, как управлявший Западно-Европейской епархией Русской Православной Церкви Заграницей святитель Иоанн (Максимович), клирик РПЦЗ в Гааге архимандрит Адриан (Корпораал) и епископ Роттердамский Дионисий (Лукин). Гаагская епархия была учреждена определением Священного Синода от 18 августа 1972 года в связи с принятием в юрисдикцию Московского Патриархата трех голландскоязычных приходов и одного номинального монастыря во главе с епископом Гаагским Иаковом (Аккерсдайк), викарием Западноевропейской епархии РПЦЗ. Остальные приходы, составлявшие основу русской диаспоры, частично отошли к Константинопольской юрисдикции. Впоследствии присоединялись к епархии и другие приходы, поэтому характер их приходской жизни и богослужебные традиции отличаются друг от друга. Согласно решению Священного Синода от 28 декабря 2018 г. ( журнал 105 )  вошла  в состав Патриаршего экзархата Западной Европы.  Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2022 года) Благочиннических округов нет Кафедральные соборы Монастыри мужской: Епархиальные СМИ Страна: Нидерланды Город: Гаага Адрес: 1e Sweelinckstraat 54 2517 GE, Den Haag Телефон: +31-627 82-99-67 Web-caйm: http://russian-diocese.nl E-mail: bisdom.ruskerk@icloud.com Правящий архиерей: Елисей, архиепископ Гаагский и Нидерландский (Ганаба Илья Владимирович) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/81224.html

О недостатках султанского типа управления 02.12.2018 22:18:59 Сергей Львович Худиев Расформирование Западноевропейского экзархата русских приходов и отзыв Томоса, который был дан этой структуре в 1999 году, произошло в привычной уже фанарской манере - без каких-либо консультаций с людьми, которых затрагивает это решение, без какого-либо предварительного разговора с архиепископом Хариупольским, экзархом патриарха Константинопольского Иоанном, который узнал о резком изменении своего статуса уже после того, как решение было принято. Теперь членам экзархата предложено влиться в существующие в западноевропейских странах структуры Константинополя и быть под управлением греческих епископов. Многими членами экзархата это решение было воспринято с глубоким огорчением не только из-за его внезапности, но и из-за того, что экзархат, собравший многих представителей русского Православия в эмиграции, видел себя продолжателем русской духовной, культурной и богословской традиции, и, в итоге экзархат отказался исполнять это повеление. Оправдывая задним числом решение Константинополя, некоторые его защитники стали говорить о том, что прихожане экзархата - либо полностью ассимилировавшиеся, утратившие какую-либо русскость потомки эмигрантов, либо природные западноевропейцы, которых вообще ничего не связывает с Россией. Что, впрочем, только усилило возникшее чувство обиды и несправедливости. Не известно почему, но патриарх Варфоломей решил, в разгар украинского кризиса, предоставить еще один пример того, как он видит Церковь, и что в его понимании значит тот вожделенный “томос”, о котором телевизор все уши прожужжал украинцам. Западноевропейские русские приходы заснули, когда у них был томос - и проснулись, когда томоса у них уже не было. Внезапно, без предъявления каких-либо упреков, без требований что-либо исправить - просто потому, что Primus Sine Paribus так решил. В свете этого события все разговоры в медиа (и в социальных сетях) что “Украинская Церковь получит независимость” или “Украина присоединится к семье 14 православных Патриархатов” выдают либо неосведомленность, либо упорный самообман, либо намеренную неправду.

http://radonezh.ru/2018/12/02/o-nedostat...

Лондон, 14 сентября. Епископ Амфипольский Василий (Осборн), перешедший в свое время из Московского в Константинопольский патриархат, объявил о своей отставке. В своем лондонском приходе он заявил, что покидает свой пост по состоянию здоровья, сообщили корреспонденту " Интерфакс-Религия " в пятницу в Сурожской епархии Русской Православной Церкви (Великобритания). Клирики британского викариатства Западноевропейского экзархата русских приходов получили от епископа Василия циркулярные письма, в которых сообщается, что их канонический статус будет обсуждаться на очередной ассамблее этой структуры Константинопольской Церкви 28 ноября. Председательствовать на заседании будет глава экзархата архиепископ Команский Гавриил. Кроме того, стало известно, что епископ Василий намерен покинуть Великобританию и переселиться во Францию. В 2006 году епископ Василий, возглавлявший на тот момент Сурожскую епархию, решил перейти из Московского в Константинопольский патриархат. За ним последовал ряд священнослужителей Сурожской епархии, что значительно осложнило ситуацию как в самой епархии, так и во взаимоотношениях между Московской и Константинопольской Церквами, поскольку последняя приняла клириков Русской Церкви без отпускной грамоты. В ответ на действия епископа Василия Патриарх Алексий II отстранил его от должности " с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию " . Через несколько месяцев, в июле 2006 года, Синод Русской Церкви лишил архиерея права священнослужения. В 2007 года Московский патриархат " во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного " принял решение предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский патриархат. В том же году часть перешедших к епископу Василию священников кафедрального собора Сурожской епархии объявили о праве собственности на него. Судебный процесс завершился в этом году решениями Генпрокуратуры и Верховного суда Великобритании: права Сурожской епархии, которая приобрела Успенский собор у англикан в середине 1970-х годов, были подтверждены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Епископ Амфипольский Василий (Осборн) объявил о своей отставке Лондон, 14 сентября 2009 г. Епископ Амфипольский Василий (Осборн), незаконно перешедший в свое время из Московского в Константинопольский патриархат, объявил о своей отставке. В своем лондонском приходе он заявил, что покидает свой пост по состоянию здоровья, сообщили " Интерфакс-Религия " в Сурожской епархии Русской Православной Церкви (Великобритания). Клирики британского викариатства Западноевропейского экзархата русских приходов получили от епископа Василия циркулярные письма, в которых сообщается, что их канонический статус будет обсуждаться на очередной ассамблее этой структуры Константинопольской церкви 28 ноября. Председательствовать на заседании будет глава экзархата архиепископ Команский Гавриил. Кроме того, стало известно, что епископ Василий намерен покинуть Великобританию и переселиться во Францию. Как отметили в епархии, на фоне проигранной викариатством судебной тяжбы вокруг кафедрального храма Сурожской епархии, Успенского собора в Лондоне, " отставка владыки Василия кажется вполне логичной " . В 2006 году епископ Василий, возглавлявший на тот момент Сурожскую епархию, решил перейти из Московского в Константинопольский Патриархат. За ним последовал ряд священнослужителей Сурожской епархии, что значительно осложнило ситуацию как в самой епархии, так и во взаимоотношениях между Московской и Константинопольской Церквями, поскольку последняя приняла клириков Русской Церкви без отпускной грамоты. В ответ на действия епископа Василия Патриарх Алексий II отстранил его от должности " с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию " . Через несколько месяцев, в июле 2006 года, Священный Синод Русской церкви лишил архиерея права священнослужения. В 2007 года Московский Патриархат " во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного " принял решение предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский Патриархат. В том же году часть перешедших к епископу Василию священников кафедрального собора Сурожской епархии объявили о праве собственности на него. Судебный процесс завершился в этом году решениями Генпрокуратуры и Верховного суда Великобритании: права Сурожской епархии, которая приобрела Успенский собор у англикан в середине 1970-х годов, были подтверждены. 14 сентября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31907.html

Таким образом, Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе не признала правомочность решения Синода Константинопольского патриархата о роспуске и продолжает функционировать в прежнем качестве впредь до решения генеральной ассамблеи Архиепископии, которая состоится, по всей видимости, уже в 2019 году. И патриарху Варфоломею придется с этим смириться. Каким будет решение генеральной ассамблеи Архиепископии, остается только гадать. В связи с этим своевременное напоминание сделал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов о том, что «приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще в 2003 году предлагал всем епархиям и приходам русской традиции в Западной Европе объединиться в составе единого митрополичьего округа Русской Церкви». «Тогда это предложение не реализовалось. Может быть, после неожиданной для архиерея, духовенства и верующих парижского экзархата вести об их роспуске и упразднении, тема вновь обретет актуальность», - выразил надежду отец Николай. Он также напомнил, что решение 1931 года о переходе приходов Западной Европы под юрисдикцию Фанара (квартал в Стамбуле, где располагается резиденция Константинопольского патриарха - РНЛ ) было обусловлено гонениями на Церковь в Советском Союзе и никогда не оформлялось канонически. «В 1931 году Русская Церковь не давала своего согласия на переход ее западноевропейских общин в Константинопольскую юрисдикцию, которая тогда самим Фанаром признавалась сугубо временной, до улучшения положения Церкви в тогдашней советской России. Так что с точки зрения Московского Патриархата пребывание этих общин в ведении Константинополя никогда не было канонически законным», - подчеркнул замглавы ОВЦС. Он также выразил удивление, что руководитель Западноевропейского экзархата не получил на руки текст решения. «Странно, конечно, что такие решения принимаются без всякого предварительного обсуждения с заинтересованными лицами, с самими верующими, судьбу которых как будто меняют росчерком пера», - добавил о. Николай Балашов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/03/me...

Судьба собора в Париже (+Видео) " Русская церковь вызвала в Париже негодование " . Такими заголовками пестрят зарубежные газеты. Русская православная церковь всего в нескольких кварталах от Эйфелевой башни должна была стать достойным завершением карьеры архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского. Однако в марте он получил письмо из Управления делами президента России, в котором говорилось, что контракт с ним расторгнут, поскольку французские власти не одобрили предложенный им проект. О ситуации в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Экзархат Константинопольского Патриархата) Местоблюститель митрополит Галльский Эммануил: нет речи о расчленении Архиепископии и ее слиянии с митрополичьими епархиями (греческими православными митрополиями) Вселенского Патриархата в Западной Европе. Архимандрит Тихон (Шевкунов) посетил Парижскую духовную семинарию Особое внимание он уделил прошедшим во Франции демонстрациям в поддержку традиционного понимания семьи и в защиту прав детей, указав на значение этих демонстраций для всей Европы. Французский перевод книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» презентуют в Париже Презентации книги, которая вышла в свет в издательском доме " Де Сирт " под названием " Père Rafaïl et autres saints de tous les jours " , пройдут в известном книжном доме " Ля Прокюр " , " Институте демократии и сотрудничества " и Парижской православной семинарии. Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе: отпадение от Русской Церкви или потеря независимости? Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) будет и далее подчиняться митрополиту Галльскому Эммануилу. Кандидатура нового архиепископа Западноевропейского экзархата русских приходов не была утверждена Вселенским Патриархом Варфоломеем I. Что это означает? В Париже пройдет выставка современной православной болгарской иконы С 16 апреля по 8 мая выставка, объединяющая работы молодых болгарских изографов, будет представлена в Институте болгарской культуры в Париже.

http://pravmir.ru/tag/parizh/page/5/

Иоанн, митрополит Дубнинский (Реннето Жан-Пьер) Дата рождения: 13 ноября 1942 г. Дата хиротонии: 15 марта 2015 г. День ангела: 9 октября Страна: Франция Биография: Родился 13 ноября 1942 г. в городе Бордо (Франция). В 1967-1974 гг. получил богословское образование в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. В 1974 г. рукоположен в сан пресвитера управляющим  Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции  архиепископом Сиракузским Георгием (Тарасовым). В 1976 г. назначен настоятелем во франкоязычный приход храма Живоначальной Троицы и великомученицы Екатерины в Патриаршем центре в Шамбези (Швейцария), включен в состав клира Швейцарской греческой митрополии Константинопольского Патриархата . В течение многих лет вел передачу «Православие» на французском телевидении. 13 февраля 2015 г. на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата избран епископом Хариупольским, викарием Западноевропейского экзархата русских приходов. 3 марта в Георгиевском соборе на Фанаре в Стамбуле состоялся чин наречения во епископа, который возглавил Патриарх Константинопольский Варфоломей ; 15 марта в храме святого Павла Патриаршего православного центра в Шамбези хиротонисан во епископа Хариупольского. 28 марта 2016 г. на внеочередном общем собрании Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции избран ее новым архиепископом; утвержден правящим архиепископом и экзархом русских приходов в Западной Европе 20 апреля на заседании Синода Константинопольского Патриархата. Интронизация состоялась 26 мая 2016 г. в Александро-Невском соборе в Париже. 27 ноября 2018 г. Синод Константинопольского Патриархата, без предварительного извещения руководства Архиепископии, принял решение о ее упразднении. 23 февраля 2019 г. на своей генеральной ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение архиепархии как отдельной церковной структуры. Решением Синода Константинопольского Патриархата от 29-30 августа 2019 г. архиепископу Иоанну «лично и только для него» была дана отпускная грамота, он был освобожден от пастырского попечения над приходами бывшего экзархата — в связи с неоднократно изъявленным желанием перейти под омофор Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5502536.ht...

Подавляющее большинство участников (191 против 15) проголосовали за сохранение архиепископии как отдельной церковной области. Окончательное решение о юрисдикционной принадлежности будет принято на следующей ассамблее в июне. Большая часть выступавших 23 февраля предлагала вернуться в состав «Церкви-матери» – Московского патриархата. Архиепископ Иоанн зачитал послание Патриарха Московского Кирилла. Что касается самого архиепископа Иоанна, то он прямо заявил, что если из Фанара последует указ о его смещении, он перейдет в юрисдикцию РПЦ. В беседе с корреспондентом Orthodoxia.info Йоргосом Фердисом, состоявшейся накануне ассамблеи, архиепископ Иоанн назвал переход в РПЦ единственным путем для архиепископии. Он также выразил крайнее огорчение в связи с решением Фанара о роспуске экзархата, добавив, что за этим решением стояли три константинопольских митрополита: Французский Эммануил, Бельгийский Афинагор и Итальянский Геннадий. Экзархат русских православных приходов в Западной Европе под юрисдикцией Константинопольского патриархата был создан в феврале 1931 года, после того как глава русской епархии митрополит Евлогий (Георгиевский) вступил в конфликт с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), требовавшим проявления лояльности к советской власти. В 1965 году Константинопольский патриархат отказался от своей юрисдикции над экзархатом и благословил его вернуться в подчинение Патриарха Московского, что не было исполнено. В 1971 Константинопольский патриархат восстановил свою юрисдикцию над приходами, преобразовав его в Архиепископию русских православных приходов в Западной Европе. В 1999 году томосом Патриарха Константинопольского Варфоломея архиепископия была наделена статусом экзархата, однако его же решением от 27 ноября 2018 года томос был отменён, а сам экзархат распущен, и его приходам предписано войти в состав европейских митрополий Константинопольского патриархата, пишет «Википедия» . По данным того же ресурса, в последнее время в состав архиепископии входили 65 приходов, 32 общины, 2 монастыря, 7 скитов — во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании; клир насчитывал более 100 священников и 30 диаконов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010