общины составили белые эмигранты из Франции и Балканских стран. В 1927 г. иером. Варсонофий (Толстухин; с 1932 архимандрит) по поручению управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) и по благословению патриарха Александрийского Мелетия II учредил об-во «Православная Церковь и русский дом в Марокко» (Église orthodoxe et foyer russe au Maroc), в 1929-1932 гг. построил и освятил церкви Воскресения Христова в Рабате и Св. Троицы в Хурибге. В нач. 30-х гг. XX в. приход, где служили 3 иеромонаха (2 - в Рабате, 1 - в Хурибге), объединял ок. 280 семей по всей стране. В 1932 г. была открыта часовня прп. Сергия в Марракеше, в 1933 г.- домовая ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке. В 1945 г., после воссоединения Западноевропейского Экзархата русских православных приходов во главе с митр. Евлогием с РПЦ МП, архим. Варсонофий принял гражданство СССР. В связи с этим в 1948 г. часть касабланкского отдела во главе с адмиралом А. И. Русиным и кнг. В. В. Урусовой вышла из общества «Православная Церковь и русский дом в Марокко» и образовала при ц. Успения Пресв. Богородицы об-во «Русское православное сообщество и церковь в Марокко» (Communauté et Église orthodoxe russe au Maroc). При поддержке эмигрантов 2-й волны (гл. обр. приехавших в М. во время второй мировой войны) они приняли от РПЦЗ прот. Митрофана (Зноско-Боровского) , возглавившего в 1950 г. Марокканское благочиние Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ. В 1952 г. приход во главе с настоятелем Воскресенской ц. Митрофаном (Ярославцевым) объединял ок. 120 чел., проживавших в 12 городах, с храмами в Рабате и Хурибге, РПЦЗ подчинялись 2 прихода - в Касабланке (объединял в 3 домовых храмах ок. 800 чел.) и в Рабате (насчитывал ок. 200 чел.). В 1958 г., когда РПЦЗ сделала новую ц. Успения Пресв. Богородицы в Касабланке центром своей администрации в Сев. Африке, Воскресенский приход разорвал с ней связи, пересмотрев свой устав, а впосл. наладил контакты с др. зарегистрированными в М. Церквами.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

15 января 2013 ушел на покой по состоянию здоровья архиепископ Гавриил Команский (де Вильдер), экзарх Вселенского патриарха для православных русских церквей в Западной Европе. 15 января, ПРАВМИР. 15 января 2013 ушел на покой по состоянию здоровья архиепископ Гавриил Команский (де Вильдер), экзарх Вселенского патриарха для православных русских церквей в Западной Европе, преемник митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Владимира (Тихоницкого), архиепископов Георгия (Тарасова), Георгия (Вагнера) и Сергия (Коновалова). Титул «Команский» связан с древней и уже несуществующей кафедрой Константинопольского патриархата, на территории которой в начале 5 века умер в ссылке святитель Иоанн Златоуст. Местечко Команы находится в нынешней Абхазии. Гвидо де Вильдер родился в 1946 г. в Бельгии во фламандской дворянской католической семье. Будучи старшим сыном, он, по обычаю своей страны, должен был бы заниматься предприятием своего отца, но вместо этого он поступил в католическую семинарию, а затем Лувенский университет. Стал православным в 1974 г., еще во время обучения в семинарии. С 1976 г. – священник, с 2001 – епископ. С 2003 г. владыка Гавриил – глава русской епархии в составе Вселенского патриархата. Архиепископ Гавриил был одним из многих православных на Западе, которые стали православными в зрелом возрасте. Среди них уже немало архиереев: архиепископ Марк Берлинский (Арндт, Русская Зарубежная церковь), митрополит Тихон (Моллард, глава Американской Православной Церкви) и многие другие. С Россией его связывала русская литургическая традиция, которой остаётся верен Русский Экзархат в Западной Европе. В 1999 г. владыка Гавриил вместе с архиепископом Сергием (Коноваловым) посетил Россию и присутствовал на освящении в Москве храма Христа Спасителя. Тогда впервые после многих лет русский архиерей Вселенского патриархата служил с патриархом Московским. Почти за десять лет своего пребывания во главе Экзархата архиепископ Гавриил рукоположил десятки диаконов и священников, создал немало новых приходов. Служение епархии, как и раньше, имеет два направления: русское, связанное с окормлением как старых эмигрантов, так и новоприбывших, и собственно западноевропейское. В настоящее время примерно половина приходов епархии служит на славянском, а половина – на местных, западноевропейских языках.

http://pravmir.ru/ushel-na-pokoj-arxiepi...

В настоящее время собор, объявленный в 1983 памятником истории, является кафедрой архиепископа Евкарпийского Гавриила (де Вейльдера), подчиненного Вселенскому Патриарху. В 2002 русский экзархат имел во Франции 40 приходов, часть из них — франкоязычные. В верхнем храме службы совершаются на церковно-славянском, в нижнем прот. Борисом Бобринским — на французском языке для существующей с 1964 общины в количестве 80–100 человек. На этом языке с 1971 выходит ежемесячный информационный бюллетень. В 1950–1962 снаружи и внутри храма были проведены обширные реставрационные работы, которые почти исчерпали ресурсы общины. Тем не менее, в 1978–1982 работы возобновились: был отремонтирован стальной каркас куполов и они вновь позолочены. Начатая в 1996 новая реставрация, коснулась как внешнего вида, так и росписей внутри, которые находились в очень плохом состоянии. В Париже кроме собора, на тихой улице Клода Лоррена, 19 действует домовой храм Всех русских святых юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. Он находится в двухэтажном особняке, в трех больших комнатах. Двухъярусный иконостас для него написали сестры Леснинского монастыря в Провемоне. Приход этого храма немногочислен. В 1931 на ул. Петель, 5 открыто основанное Братством свт. Фотия Трехсвятительское подворье Московской Патриархии — центр Корсунской епархии Западноевропейского экзархата. Подворский храм, занявший бывший гараж, расписан известными иконописцами: Г. И. Кругом и Л. А. Успенским. И здесь число прихожан невелико. Другой патриархийный приход — Божией Матери «Всех скорбящих радосте» и прп. Геновефы действует на ул. Сен-Виктор, 4. Кроме русских общин в городе есть православные общины греческие, сербские, румынские, болгарские и арабские. Пережив период расцвета духовной жизни в 1920–1950-х, собор остается центром церковно-общественной жизни многочисленной русской колонии, в основном наследников первой эмиграции, которые не только ревниво берегут былые традиции, но и в какой-то мере держатся обособленно от недавно прибывших из России. Здесь, как ни в каком другом русском храме Западной Европы, царит элитарный дух и кастовая атмосфера, которые, однако, смягчаются душелюбием и сердечностью отдельных прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=13961

Воссоединение Русской Церкви положило конец исторической роли Русского Экзархата в Европе, считает видный представитель эмиграции Париж, 10 июля 2007 г. Видный представитель русского зарубежья князь Александр Трубецкой полагает, что воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и за границей делает исторически бессмысленным дальнейшее существование Экзархата русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). Князь А.Трубецкой, в течение многих лет до этого являвшийся прихожанином западноевропейского экзархата, признался, что теперь, после восстановления канонического общения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви 17 мая, " настало время покинуть " экзархат - цитирует ИНТЕРФАКС  его интервью  " World Security Network " . Как напомнил А.Трубецкой, вхождение западноевропейских русских приходов в юрисдикцию Константинополя в соответствии с грамотой Константинопольского Патриарха Фотия II от 17 февраля 1931 года, выданной митрополиту Евлогию, носило " временный " характер. Теперь же патриаршая грамота, полагает князь, " утратила свое значение в связи с обновлением Церкви в России " . Руководство экзархата, по словам представителя русского зарубежья, в отношении воссоединения Московского Патриархата и РПЦЗ заняло следующую позицию: " Это прекрасно, но это не наше дело " . В противовес этому поместные Православные церкви приветствовали подписание Акта о каноническом общении, а сербский приход Святого Саввы в Париже даже устроил по этому поводу благодарственный молебен и торжественный прием, напомнил А.Трубецкой. Комментируя современные отношения Русской Православной Церкви и государственной власти в России, представитель русской эмиграции отметил, что сегодняшнее влияние Церкви на власть ему видится более сильным, нежели обратное влияние государства на церковные институты. " Церковь (сегодня в России - " ИФ " ) обладает силой гораздо большей, чем при любом ином режиме. И это играет в пользу Церкви, а не режима. Вследствие этого я предпочитаю президента, который демонстрирует свою веру, Господь рассудит степень его искренности. Церковь выигрывает от этого больше, чем Кремль " , - заявил князь А.Трубецкой. 10 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23087.html

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления». Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна. С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство - через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения. Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию. В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

http://pravicon.com/info-2493

Регулярная жизнь меранских курортников раз и навсегда оборвалась в 1914 г. Весной того года иеромонах Алексий, по установившимся правилам , отбыл в родную Александро-Невскую Лавру с тем, чтобы вернуться осенью. Но этого не произошло, вспыхнула война, и Австро-Венгрия, и Россия оказались во вражеских станах. Русский Дом опустел, чтобы в начале 1920-х годов наполниться новой категорией россиян - беженцами. В настоящее время русских курортников в Мерано нет. Службы в церкви проводились эпизодически священниками Московского Патриархата. И только совсем недавно в 2006 г. появился настоятель, который духовно окормляет Меранскую общину. С сайта: http://zarubezhje.narod.ru/italy/ Православный приход в Мерано возродился в начале XXI века. В 1920–1970-е он подчинялся Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии, затем некоторое время — Русской Православной Церкви за границей. Теперь верующих окормляет священник Московской Патриархии, иеромонах Алексий (Никаноров). Здание, где находится церковь, — памятник архитектуры, и оно, как и все внутреннее убранство, включая утварь и облачения, принадлежит теперь городским властям. Южно-тирольский курорт Мерано (по-немецки — Меран), с середины XIX века, когда он входил в состав Австро-Венгрии, привлекал русских людей своим мягким климатом (здесь было много безоблачных дней), красотой пейзажа, величием Альп, а главное — целебным для легочных больных сухим горным воздухом. Кроме того, больных лечили виноградом, кумысом и сывороткой. С 1870-х здесь появились большие, хорошо оборудованные пансионаты, отели и санатории, а в 1881 железная дорога связала город с главными столицами Европы. Уже в сезон 1884–1885 русские (числом до 400 человек) вышли на второе место среди иностранных гостей в Мерано. Среди именитых курортников из России можно назвать вел. кн. Александру Иосифовну, супругу вел. кн. Константина Николаевича, которая в 1896 жила на вилле «Империале». Православные люди, приезжавшие зимой лечиться в Мерано (в начале XX века их в год было уже более тысячи), нуждались в церкви, поэтому учрежденное в 1875 местное Русское благотворительное общество начало хлопоты по ее устройству. В 1884 Общество (его называли «Русским комитетом») во главе с врачом Михаилом Ивановичем фон Мессингом, давно жившим в Мерано, получило благословение Санкт-Петербургского митрополита Исидора (Никольского) и 9 декабря того же года в наемном помещении, на вилле «Стефани», была освящена домовая церковь во имя свт. Николая Чудотворца, иконостас для которой привезли из Ирома под Будапештом.

http://sobory.ru/article/?object=09540

В указанный период приход находился в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, непосредственно, до 1985, подчиняясь ее первоиерарху. В 1963 архим. Симеон ушел за штат, и его место занял знаток патристики архим. Амвросий (Погодин), после которого настоятельствовать стало белое духовенство. Оно содержало храм, сдавая в палаццо квартиры. В 1966–1984 прихожан — в основном эмигрантов преклонного возраста — окормлял прот. Виктор Ильенко, добрый, но твердый пастырь. С 1987 это продолжал прот. Михаил Осоргин, который приезжал из Франции, ибо община подчинилась Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Под его руководством в октябре 2000 она вошла в состав Московской Патриархии и храм стал ставропигиальным. Русских, умерших в Риме, хоронили, главным образом, на «некатолическом» кладбище Тестаччо (отпевая в межконфессиональной часовне), а также на городском кладбище Верано. На Тестаччо погребены многие настоятели и старосты римской церкви, представители знатных родов: Гагарины, Голицыны, Волконские, Строгановы, Трубецкие, Шереметевы и другие; художники: К. П. Брюллов, А. И. Иванов, П. А. Сведомский, скульптор П. А. Ставассер, певец Ф. П. Комиссаржевский, поэт Вяч. И. Иванов (перенесен в 1986 из Верано), дочь Толстого — Т. Л. Толстая-Сухотина. На кладбище Верано можно найти могилы гр. А. В. Татищева, Е. П. Носовой (урожд. Рябушинской), Шульгиных, бар. Вейдтов. В настоящее время богослужения в римской церкви посещают не только русские, но и сербы, болгары, румыны, эфиопы, греки и обращенные в православие итальянцы. За последние годы община выросла за счет новых эмигрантов, но не так сильно, как в русских храмах других европейских столиц. Служба совершается на церковнославянском языке. В 1998 возникла инициатива постройки новой церкви, однако, ее осуществление оказалось весьма хлопотным. По проекту А. Оболенского церковь св. Екатерины была заложена 13 января 2001 епископом Корсунским Иннокентием на вилле Абамелек, где размещается резиденция посла РФ. На закладке присутствовали министры иностранных дел России, Италии, православный и католические епископы. Строительные работы начались, однако, только 6 мая 2003 после торжественного молебна и закончены в 2009.

http://sobory.ru/article/?object=09356

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм расположен в центре города, в минуте ходьбы от пересечения 2-х главных Авеню Бургибы и Мохаммеда V, где расположены большие часы с фонтаном. Приход составился из русских православных верующих после 1920 года, когда в Бизерту прибыла эскадра Черноморского флота России отказавшаяся служить большевикам . Основателем прихода собственно в городе Тунисе стал митрофорный протоиерей Константин Михаловский . Вначале храм в честь Воскресения Христова был устроен в помещении нанятом у арабов , в доме 60, rue Selliers. Храм оборудовали утварью взятой из корабельной церкви. Так-как отец Константин приобрёл большое уважение среди арабского населения и многочисленной местной греческой колонии, ему удалось хорошо обустроить русскую домовую церковь. Отец Константин также неоднократно служил в местном греческом православном храме, но находился при этом в каноническом ведении Русской Православной Церкви Заграницей . С конца 1940-х годов русская община соотечественников в Тунисе пополнилась новыми пришельцами – переселенными лицами и беженцами времён Вторая мировая война . Если в середине 1940-х годов Тунисский храм находился в ведении Западноевропейского экзархата Московского Патриархата , с прибытием «второй волны» эмигрантов церковь вновь перешла к Зарубежной Церкви. Русский храм пострадал от бомбардировок, которым подвергалась военно-морская база во время военных действий, но к 1949 году был восстановлен. С пополнением паствы и оживлением церковной жизни Зарубежная Церквь сделала попытку основать Северо-Африканскую епархию с центром в Тунисе, для чего с 1951 года сюда направили архиепископа Пантелеимона (Рудыка) . Его наследник, епископ Нафанаил (Львов) , сумел устроить детскую школу и поднять приход на дело возведения статного храма, призванного стать кафедральным. В 1953 году удалось приобрести у города участок для храма и приходского дома.

http://drevo-info.ru/articles/17966.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Владимир (Тихоницкий) (1873 — 1959), митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола. В миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович, родился 22 марта 1873 в селе Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Просходил из священнического рода, был сыном священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого и братом архиепископа Вениамина (Тихоницкого). Участник Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Гродненской епархии. В 1922 г. был отстранен от кафедры за неприятие автокефалии Польской Православной Церкви и вывезен чиновниками Польского правительства в Дерманский монастырь на Волыни. В конце 1923 года был возведен Патриархом Московским и всея Руси Тихоном в сан архиепископа. Впоследствии, в октябре 1924 г., был выслан из Польши за границу, в Чехию. Некоторое время пребывал в Праге, а в январе 1925 года был назначен митрополитом Евлогием (Георгиевским), управлявшим Западно-Европейским митрополичьим округом, викарным епископом в г. Ницца, на юго-востоке Франции. В 1946-1947 гг. был ректором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. «С ангельской тихостью прожил он всю свою жизнь. «Он казался уже ангелом», — писала встречавшаяся с ним в августе 1959 года игуменья Мария, православная англичанка из Иерусалима.«Хрупким, светящимся, прозрачным… человеком, носившим и излучавшим свет, который исключал возможность лжи» вспоминается митрополит видевшему его незадолго до смерти архимандриту Льву Жилле[…] О «вечной красоте личности» владыки говорил о. Василий Зеньковский. «Наш Владыка как бы сиял тем внутренним светом, который исходил от его постоянного погружения в молитву… ему был дан особый дар ласковой любви, — сказал у гроба митрополита во время отпевания в храме Св. Александра Невского на улице Дарю о. Василий Зеньковский, — бывает ведь любовь подлинная, но безласковая, а наш владыка всегда былласков». Действительно, ласковость (он сам очень любил и постоянно употреблял слово «ласка») для митрополита Владимира была не просто элементом присущего ему стиля общения, но составляла conditio sine qua поп его веры, того чувства Божьего присутствия в мире, которым он жил. «Звери тоже чувствуют Христову любовь, ласкаются к старцам Божиим… Эта ласка, эта Любовь — это Сам Христос», — говорил владыка.[…]

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕПИНИН Димитрий Андреевич (14.04.1904, г. Пятигорск Терской обл.- 9.02.1944, концлагерь Миттельбау-Дора близ Нордхаузена, Германия), священноисп., свящ. Из интеллигентной верующей, но нецерковной семьи. Сын известного архит. храмостроителя А. Н. Клепинина. Мать К. была двоюродной сестрой З. Н. Гиппиус , муж к-рой Д. С. Мережковский стал его крестным отцом. Детство и юность К. прошли в Одессе, где он окончил реальное уч-ще. С 1919 г. служил матросом на пароходе белого Добровольческого флота, затем эмигрировал с родными в К-поль. В 1921 г. семья переехала в окрестности Белграда (Сербия). К. стал членом правосл. студенческого кружка, основанного Н. М. Зёрновым . Был знаком с Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым ; впосл. митрополит). В 1925 г. поступил в Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского . В окт. 1927 г., во время учебы, был посвящен в чтецы митр. Евлогием (Георгиевским) . По окончании Богословского ин-та в 1929 г. получил стипендию для курса обучения в Богословской семинарии в Нью-Йорке (Theological General Seminary), с к-рой у Сергиевского ин-та были тесные связи. По возвращении в 1930 г. в Париж был чернорабочим, прислуживал в разных рус. церквах, пел в церковном хоре. В нач. 30-х гг. XX в. работал на медных рудниках близ Бора в Югославии, где трудилось много рус. эмигрантов. С 1934 г. вновь проживал в Париже. Работал мойщиком окон, был регентом церковного хора. Стал псаломщиком в ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы на бульваре Монпарнас, был духовным сыном настоятеля храма свящ. Сергия Четверикова . Принимал активное участие в деятельности Русского студенческого христианского движения. В авг. 1937 г. рукоположен главой Западноевропейского Экзархата русских приходов К-польского Патриархата митр. Евлогием (Георгиевским) во диакона и во иерея. Был назначен 3-м священником к парижскому Введенскому храму. С 1 окт. 1938 г. служил в Свято-Троицкой ц. в Озуар-ла-Ферьер близ Парижа. В сент. 1939 г. назначен настоятелем парижской ц. Покрова Пресв. Богородицы при благотворительном центре для рус. эмигрантов «Православное дело» на ул. Лурмель, стал ближайшим помощником ее организатора мон. Марии (Скобцовой) . Помимо церковной службы активно занимался благотворительной деятельностью, работал в приютах, госпиталях, психиатрических лечебницах. У него было много духовных детей, которым он помогал переносить житейские горести. К. ежедневно исполнял большое количество треб, особенно отпеваний, т. к. лурмельская церковь считалась для этого особо приспособленной. Отпевал поэта К. Д. Бальмонта († 23 дек. 1942), произнес над его гробом прощальную проповедь. Для бедных К. исполнял требы бесплатно.

http://pravenc.ru/text/1841307.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010