22. Девицы Меньшиковой. Рязанской губернии, Раненбургского уезда помещица, девица, Марья Владимировна Меньшикова, в августе 1846 г., приехав с матерью и младшей сестрой в Задонск, почувствовала боль в горле, которая быстро усилилась до того, что большая не могла ни есть, ни пить, и уже опасались за жизнь ее. На третий день сей болезни, которая оказалась горловой жабой, именно 29 августа г-жа Меньшикова приобщалась Св. Таин, потом обвязавшись теплым платком, решилась пойти ко всенощной и стала у самого надгробия святителя Тихона, с слезной молитвой об оказании ей помощи. Будучи не в силах остаться долее в церкви, она вышла и вдруг почувствовала. что нарыв в горле прорвался; после чего ночью уснув, она уже к утру была здорова. Свидетелями этого были. кроме покойной матери ее, сестра Софья Владимировна и дворовая девка Дарья Васильева. В монастырских актах случай этот записан по объявлению отца исцелившейся поручика Владимира Николаевича Меньшикова, с подписью самой исцелившейся и удостоверениями из дворян коллежского регистратора Аничкова и поручика Димитрия Бессонова. Присяжное показание от исцеленной, сестры ее Софьи и горничной Дарьи.   23. Помещицы Дендебери. Оренбургской губернии, Бугурусланского уезда, помещица села Андреевки, ротмистрша Ольга Петровна Дендебери, в апреле 1843 года была поражена припадком беспамятства. продолжавшегося около шести часов, за которым следовало расслабление и исступление ума несколько дней, и хотя от пользования врачей и получила некоторое облегчение, но скоро смерть возрастной дочери снова расстроила слабое здоровье ее, и она с тех пор часто подвергалась истерическим припадкам, доводившим ее до того, что она по несколько дней должна была оставаться в постели, и ни врачебные пособия, ни минеральные воды не только не доставляли ей облегчения, но припадки все более ожесточались и в течение 4 лет и 7 месяцев усилились до такой степени, что 3 декабря 1847 года больная была в крайнем расслаблении, члены ее уже охладели и даже окостенели, почему она просила послать за священником, до приезда которого племянница ее напомнила ей о желании ее поклониться гробу святителя Тихона; решившись исполнить это желание, она поговорила об этом с мужем, и только что, получив его согласие, произнесла непременное обещание отправиться в Задонск, в ту же минуту приподнялась без пособия других и села на постели, а чрез полчаса сама на ногах встретила духовника и стоя исповедалась и приобщилась Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Задонск. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое. К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем. В начале XX века в штате церкви числились: священники - Холодович Никанор Иванович, Попов Иоанн Феодорович, Синявский Николай васильевич; диаконы - Кузнецов Иоанн Вениаминович, Муравлев Алексей Петрович; псаломщики - Попов Алексей Андреевич, Попов Виктор Иванович. Приход насчитывал 756 дворов, в которых проживало более 5300 человек. В советское время церковь одной из первых в Задонске была закрыта, в здании разместился краеведческий музей. В 1940-х гг. Успенская церковь продолжила службы, здесь находилась гробовая икона святителя Тихона, сохраненная верующими. В 1974 году Успенский храм был закрыт и православная община перешла в Свято-Троицкий соборный храм, куда была перенесена вместе с прочими святынями и гробовая икона Тихона, ныне находящаяся во Владимирском храме Рождество-Богородицкого монастыря. В 1997 году Успенский собор был возвращен верующим. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., Возведена в 1798-1800 годах, перестроена в конце XIX века. Классицизм. Первоначально ансамбль храма включал здания церкви и отдельно стоящей трёхъярусной колокольни. В конце XIX века сооружена трапезная, соединившая объёмы церкви и колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02077

Чудесное исцеление девицы Домники подтвердили под присягой три свидетеля.   IV. Государственный крестьянин Воронежской губернии, пригородной слободы города Боброва, Спиридон Васильевич Артемьев, 35-ти лет, с давнего времени страдал головной болью и ничего не видел левым глазом. В последние шесть лет головная болезнь усилилась, и он нередко находился в самом тяжком состоянии. При этой болезни он стал слабо видеть и правым глазом. Слабость зрения увеличилась до того, что он не мог ходить без проводника и различать предметы, даже в ясную погоду. Ко времени открытия св. мощей святителя и чудотворца Тихона он пришел в г. Задонск, вместе со своей женой, и как только приложился к св. мощам угодника Божия, тотчас же, при выходе из церкви, почувствовал облегчение от головной боли и правым глазом начал видеть явственнее прежнего. В настоящее же время Спиридон Васильев не чувствует никакой боли в голове, правым глазом может различать предметы и вообще чувствует себя в лучшем состоянии против прежнего. Это исцеление, кроме отца и жены исцелевшего, подтвердили под присягой три свидетеля.   VI. Дочь однодворца Воронежской губернии, Нижнедевицкого уезда, села Краснополья, Матфея Иродионовича Черникова, девица Евфимия, 14-ти лет; на 7-м году от рождения, кажется, от испуга у нее начали образовываться наросты на груди и спине. Больная чувствовала, что внутри ее все жилы как бы притягивались к наростам, и она могла переходить с места на место не иначе, как только в наклонном положении (сгорбившись до живота). При этом она чувствовала в животе нестерпимую боль, которая не давала больной покоя ни днем, ни ночью, а после принятия пищи начиналась мучительная рвота. Два года тому назад больная не могла уже ни стоять, ни сидеть. Мать больной, Стефанида Гаврилова, узнав о дне открытия св. мощей святителя Тихона, поспешила прибыть к этому дню в г. Задонск с своей больной дочерью. Больная с трудом могла приехать. «Но когда мать моя,— рассказывает о себе больная,— приложила меня к раке угодника Божия, а один из монахов возложил на мою спину крест, я тайно молилась и вдруг почувствовала в душе что-то для меня непонятное, и грустное и вместе радостное, — а внутри себя какую-то тонкую прохладу. В то же мгновение я выпрямилась и могла полагать земные поклоны и ходить с полной свободой, что, благодарение Богу и Его св. угоднику, продолжается и ныне. Но наросты на груди и спине остаются в прежнем положении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

О болезни и выздоровлении засвидетельствовали под присягой 6 человек соседей.   XIX. Орловской губернии, города Ельца, мещанина Андрея Максимова сын, Тимофей Андреев, 18-ти лет от роду, по приведении к присяге показал: На седьмом году возраста своего почувствовал он сильную ломоту в обеих ногах. Вскоре открылись на оных раны от колен до пят. Раны более были около ступни. От сего он едва передвигался, то с палкой, то ползком, около 10-ти лет. Услышав об открытии мощей свт. Тихона, он, Тимофей, пожелав быть в Задонске, выполз из дома на четвереньках в сопровождении матери. На третьей версте он почувствовал облегчение и хотя с болью, но на ногах пошел с другими. Пришедший в Задонск 11 августа он вместе с матерью пошел ко всенощному бдению. За множеством народа не мог приложиться к раке свт. Тихона, он взял из лампады, висящей пред мощами, масла и выпил оное. После сего ему сделалось гораздо легче. 11 августа он приложился к мощам свт. Тихона и почувствовал еще большее облегчение. Раны на ногах начали вдруг затягиваться По возвращении из Задонска начал ходить свободно. Удостоверили о сем: местный священник по священству, пономарь сей же церкви, отец, мать, свояк больного и один из соседей.   XXI. Орловской губернии, города Ельца, мещанин Иван Васильевич Рязанов под присягой показал: в 1861 году, в последних числах февраля месяца, приключилась ему болезнь, как предполагает он, от простуды. Сзади костреца появилась шишка в куриное яйцо и с продолжением времени быстро разрасталась и наконец сделалась величиной почти с человеческую голову. От сей болезни у него была сильная стрельба от шишки по самую ступень правой ноги и продолжалась день и ночь. Ходил он с большим трудом с помощью костыля. Для облегчения от страшного мучения. прибегал он к разным медицинским пособиям и к простым женщинам, но облегчения ни малейшего не получил. Услышавши о близком открытии мощей свт. Тихона, он дал обет ехать в Задонск. В пятницу 11 августа он удостоился приложиться к гробнице свт. Тихона и тут же почувствовал облегчение в болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Когда в Воронеже открывались (в августе 1832 г.) мощи святителя Митрофана, приток богомольцев в Задонск стал особенно велик, — и тогда странноприимство Матроны Наумовны было чрезвычайно ценным. К ней шли без робости, она строго приказывала послушницам не оставлять никого без приема. — У Бога всего много, — говорила она. — Он питает нас Своим милосердием. Будьте же и вы милостивы и с благорасположением. Особенное самоотвержение выказывала она над холерными больными. Всячески облегчая их страдания при жизни, она приглашала иеромонаха к умирающим, покупала гробы и по церковному обряду хоронила странников или безродных; затем заказывала о них сорокоусты по церквам, а жившие при ней девицы читали по покойным псалтирь. Были люди, которые нарочно приходили к ней перед смертью, зная, что за них будут молиться, когда они умрут. Кроме странноприимства, сколько других добрых дел сделала Матрона Наумовна! Она воспитывала и пристраивала подкидышей, заботилась о сиротах. Так, составитель жизнеописания ее, задонский иеромонах Геронтий, рассказывает, что он видел над собою особое попечение старицы, когда мальчиком еще, по совету Матроны Наумовны, был помещен в монастырь своею матерью, вскоре за тем умершею. Он вспоминает разговор его матери со старицею, когда он стоял у ее кровати, а она издали крестила его. Она ласкала сироту, давала ему белье и другие нужные вещи, и, благодаря ей, он не чувствовал гнетущей нужды и одиночества сиротства. Вера ее в Божию помощь была часто подтверждена не совсем обыкновенным способом. Как-то оказалось, что за нею был долг по забору муки около полутора тысяч. В ужасе она зарыдала и упала на колени, призывая на помощь Богоматерь и святителя Тихона. Утомясь от молитвы, она задремала на полу. Тут, в тонком забытьи, она увидела пред собою трех святителей. Они сказали ей: «Так как ты делала забор свой для прокормления Христа ради нищих и пришельцев, то мы не оставим тебя!» По иконам она признала святителей Митрофана Воронежского , Димитрия Ростовского и Тихона Задонского . — Через несколько времени к ней вошел в комнату казачий офицер и, быстро сказав ей: «Вы принимаете странников? Помолитесь за меня!» — сунул ей что-то под скатерть и вышел. Это оказалась пачка денег в полторы тысячи рублей.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

В начале августа 1861 года, услышав об открытии св. мощей, она поехала в Задонске с матерью своей, дворовой женщиной Марфой Григорьевой, просить помощи у новоявленного угодника Божия Тихона. Приехав в Задонск 11-го числа августа, она внесена была во двор монастырский матерью и двумя прибывшими с ней на поклонение женщинами: женой дьякона села Артюшкина Анастасией Вязовой и города Новохоперска мещанкой Евдокией Богдановой, а в церковь, по множеству теснившегося народа, ее внесли того же дня вечером и приложили к раке святителя, в коей он почивал до открытия св. мощей, два неизвестные ей мужчины. С полным упованием на Бога и с верой на предстательство свт. Тихона, приложилась больная к раке со св. мощами. святитель Божий благосердно принял ее молитву, и девятилетняя страдалица мгновенно почувствовала во всем организме, и особенно в ногах, облегчение, так что с малой только помощью других, но уже на своих ногах, вышла она из церкви, и одна, без поддержки других, долго стояла на церковном дворе, в умной молитве благодаря Бога и святителя Тихона за исцеление. В настоящее время припадочных конвульсий с Татьяной Оболенской не бывает, и она ходит на своих ногах, хотя не без помощи других. Все упомянутые в настоящем событии лица, бывшие его очевидцами, вместе с исцеленной, законным порядком подтвердили его, приписывая исцеление чудотворной силе от св. мощей новоявленного угодника Божия Тихона Задонского и всея России чудотворца.   XV. Орловской губернии, Елецкого уезда, деревни Баевки, государственного крестьянина Тимофея Баева дочь, девица Надежда, 27-ми лет от роду, обученная и грамоте, на восьмом году своей жизни сделалась больна и пролежала в постели весь год. Болезнь, как сама помнит доселе, она чувствовала во всем теле, но в частности страдала колотьем во всех членах, не могла действовать ни руками, ни ногами, и сверх того у нее образовались горбы спереди и за плечами. В 1843 году родители возили в этом положении больную в г. Задонск и там носили ее в пещеру, в которой почивали в то время мощи угодника Божия Тихона. Когда приложили ее к гробнице святителя, больная мгновенно получила владение руками и ногами и чувствовала особенную легкость во всем теле, так что начала, хотя с трудом, ходить. Горбы, однако, не только не выпрямились, но стали больше расти, от чего она с трудом дышала. В таком положении Надежда провела несколько лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Предисловие Предлагаемое описание Каширского Никитского женского общежительного монастыря было составлено в 1899 году настоятелем Свято-Духова монастыря, архимандритом Геронтием. Необходимо здесь сказать о нем несколько слов. Архимандрит Геронтий в разговоре передавал о себе, что он уроженец города Болхова, Орловской губернии; происходил из рода бедных горожан; случайно мальчиком попал в Задонск. Здесь он получил первоначальное образование в монастыре, и учился, как говорил, «на медные гроши». Тем не менее, даровитый от природы, он обладал чудным голосом, на который было обращено внимание Задонского монастырского начальства и его основательно обучили пению. Многим посещающим Задонск он был известен как чудный певец, отличный регент и к тому же талантливый писатель. Описание Задонского первоклассного монастыря было вновь составлено и дополнено иеромонахом Геронтием в 1872 году. Им же были описаны и другие, вновь открытые, обители в той местности, а также жизнеописания выдающихся Задонских подвижников и подвижниц, как-то: затворника Георгия, старицы Мелании, Матроны Наумовой, блаженного Антония и других. Впоследствии иеромонах Геронтий был Св. Синодом назначен настоятелем Свято-Духова монастыря, где составил также описание сей древнейшей обители в Тульской епархии. Недолго пробыл о. Геронтий в Духове монастыре, его перевели в первоклассный, Волоколамский монастырь, Московской губернии, где он и скончался в 1902 году. В 1899 году, октября 15 и 16, в г. Туле праздновался столетний юбилей Тульской епархии. Здесь к торжеству съехались настоятели и настоятельницы уездных монастырей. Каширского монастыря игуменья Тихона встретилась с архимандритом Геронтием в покоях преосвященного епископа Питирима. Она была с ним раньше знакома в Задонске и здесь, с благословения Владыки, пригласила его в Каширу, чтобы, осмотрев монастырь, он мог бы составить его описание; на что архимандрит Геронтий изъявил согласие. Составленная им рукопись была представлена в Цензуру в Санкт-Петербург. Цензором архимандритом Иннокентием просмотрена и «к печати допущено» 1900 года. Но по разным обстоятельствам, также и по скудости средств, составленная рукопись пролежала 10-ть лет. Многое в обители изменилось с тех пор. Наконец и сама настоятельница игуменья Тихона, после 20-ти летнего управления монастырем, уволилась по болезни на покой. Приступая к поверке вышеизложенного и к дополнению дальнейших событий от 1899 до 1909 года, мы не изменяем первую часть описания; она ждет как бы от лица почившего автора. В заключение лишь скажем о выдающихся событиях за прошлое время, чтобы дать по возможности наглядное понятие о настоящем состоянии Никитского монастыря. I. Вступление

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Скажи мне, причащаешься ли ты Святых Таин? Отец Феофилакт отложил свое юродство и смиренно ответил: — Причащаюсь! — Где же? — В селе Осанове, каждый Успенский пост. Там священник — мой духовник! И действительно, как потом узнали, отец Феофилакт всегда этим постом уходил в село Осаново Михайловского уезда. Много в тот раз они говорили между собою, но я частью не слыхала о чем, а частью и не упомню. Только, когда мы вышли из той кельи, архимандрит сказал: — Великий человек сей юродивый! Когда этот архимандрит приезжал к нам в монастырь, он любил, бывало, чтобы ему у матушки игумении в келье пели наши клиросные певчие, и он всегда давал им за это довольно много денег. В этот его приезд в числе клиросных была и я, приставленная, кроме того, к нему для поручений. Заметив это, оделяя других, он тайно ото всех, чтобы не было другим завидно, сунул мне в руку красную бумажку, которые тогда ходили за десять рублей ассигнациями. Об этом щедром даре я никому не сказала, кроме монахини, с которой жила в одной келье, и та мне подала совет никому об этом ничего не говорить, чтобы не ввести в зависть; и никто об этом ничего не знал. Проводили мы архимандрита — его вскоре после того перевели в Задонск — и спустя несколько времени мы, послушницы да и некоторые монахини, собрались большой компанией к о. Феофилакту в ту келью, где он на ту пору находился. Пришла и я туда же со своей монахиней, и все стали хвалить доброго архимандрита Илария. О. Феофилакт молчит — ни слова. Тут и я свое словечко вставила: — Батюшка, — говорю, — а ведь хорош архимандрит? У нас такого не бывало! А тот на мои слова: — Что мне, сударыня, — говорит, — его хвалить? Если бы он мне дал красную ассигнацию, я бы его похвалил. Конечно, другие никто ничего не поняли из слов блаженного старца, но мы-то, переглянувшись с моей монахиней, это хорошо поняли… Когда нашего благочинного, архимандрита Илария, перевели в Задонск, случилось и мне там быть на богомолье. Когда я собралась ехать обратно в свой монастырь, архимандрит Иларий дал мне отвезти от его имени о.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

  29. Жены его. Жена вышеупоминаемого губернского регистратора Степана Викулина, Мария Викулина, в 1856 году была в нервной горячке, которая потом перешла в жестокую лихорадку. Пароксизмы ее были два раза в день, и после каждого из них больная, впадая в сильный жар, оставалась без всяких чувств и без памяти. Это продолжалось 18 дней, и во все это время больная не принимала никакой пищи, кроме лекарств, вовсе не помогавших, так что ежеминутно ожидали ее смерти. В таком положении муж больной решился просить, чтобы принесли в дом его чудотворную икону Владимирской Божией Матери и мантию святителя Тихона; в продолжение всего молебна перед принесенной иконой больная была покрыта мантией святителя; по окончании же панихиды по святителе она пришла в память и лихорадка в то же утро прекратилась, а чрез два дня г-жа Викулина уже могла сидеть и находилась в таком положении, что пришедший доктор (Келлер) удивился внезапному ее выздоровлению, а вскоре и совсем выздоровела, не принимая никаких лекарств с самой минуты решимости искать помощи Божией. Присяжное показание об этом дал муж исцелившей, которая с своей стороны подтвердила, также за присягой, о своей болезни и выздоровлении.   30. Крестьянки Якуниной. Проживающая в г. Ельце Орловской губернии, села Хмелинца, деревни Ливенской, государственная крестьянка Хиония Романовна Якунина показала в мае 1860 года под присягой, что пред тем, за пять или шесть лет, в начале Великого поста, 25 летняя дочь ее, девица Евфросинья, впала в безумие, бегала со двора, не узнавала ни родителей, ни сестер, чувствовала тошноту и беспрестанно вздыхала, не употребляя почти никакой пищи; почему родители насильно повезли ее в Задонск, где Евфросинья Якунина, после панихиды святителю Тихону, получила исцеление и возвратилась с ними совершенно в здравом уме.   31. Священника Пояркова. Воронежской губернии и уезда, села Верхней Хавы, Введенской церкви заштатный священник, Андрей Иванович Поярков, был с октября 1852 г. до июня 1854 г. одержим сильной ломотой в голове и стрелянием в руке и в левом боку; пособия разных врачей не оказывали ему пользы; в июне же 1834 г., пред праздником св. апостолов Петра и Павла, отправившись в Задонск, отстоял он там утреню, панихиду по святителе Тихоне, раннюю литургию и среднюю и опять панихиду по святителе, возвратился домой совершенно здоровым и до сих пор не чувствует той болезни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

17 марта 1849 г. мы прибыли в город Задонск. При входе в церковь, в которой почивают мощи святителя Тихона, в дверях с дочерью опять сделался припадок со страшным рыданием и продолжался несколько минут. Когда же она пришла в себя, ее подвели ко гробу святителя, но не успела она еще дойти до него, как с ней вторично сделался припадок, так что она не могла стоять, а потому вынуждены были ее посадить. Я попросила возложить на нее мантию святителя. После этого она опять стала рыдать с криком. Рыдания продолжались в течение всей Литургии преждеосвященных Даров. По окончании обедни я попросила отслужить панихиду по великому угоднику Божию святителю Тихону, во время которой больную с трудом могли приложить к доске, лежащей на его гробе. По окончании панихиды ей стало немного лучше. Впрочем, во время вечерни с ней опять был припадок. По окончании вечерни на мою дочь и на бывшую в то время в Задонске купеческую жену Феодосию Гаврилову из г. Ельца, возложили мантию, после чего обе лишились чувств и несколько минут находились в беспамятстве; затем, как будто от долгого сна, пришли в чистую память и с чувством приложились ко гробу св. великого угодника Божия Тихона. А на третий день они удостоились во оставление грехов принять Святые Тайны Христовы, принеся Господу Богу и свт. Тихону теплые молитвы благодарения. После этого я со здоровой дочерью своей возвратилась в свое поместье». Спустя год, проведенный исцелившейся девицей в уединении, перед праздником Рождества Христова, она поехала на именины крестной матери, и здесь, как только пошла танцевать под звуки музыки, вдруг упала и начала рыдать и биться в беспамятстве. С этого времени припадки опять приходили часто, хотя были слабее, чем прежде, и снова потребовалось лечение. Однажды она увидела во сне, как седой старец, подавая ей письмо, сказал, что оно от ее лекаря, и прибавил, что у нее один лекарь и потому зачем ей лечиться у других. Но она ничего не могла разобрать, и письмо было мокрое. Она, содрогнувшись, проснулась. После этого мать опять возила ее в Задонск, где она три дня ходила в церковь и с рыданиями прикладывалась к гробнице святителя Тихона; над ней читали молитвы и сама она молилась, хотя и в смущении. Дня через три все припадки прекратились, и с тех пор уже не возвращались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010