(Записано 13 сентября).   7. Из того же семейства крестьянка Ксения Летуновская, 37 лет от роду, страдала ломотой в руке, которая 10 лет была от болезни скорчена. В тот же день и она при мощах святителя Тихона получила свободное движение рукой и избавилась от ломоты. (Записано 13 сентября ).   8. Тульской губернии, Веневского уезда, села Марыгина, дворовая девица помещика Алексея Николаевича Павлова — Домна Григорьевна Макарова, в начале сентября 1861 года на правой, уже болевшей ноге получила «антонов огонь». Врачи положили отрезать ногу, в противном случае предвещали неминуемую смерть. Но Домна, не согласившись на операцию, с живой надеждой обратилась к новопрославленному чудотворцу Тихону с молитвой о помощи, и в душе своей дала обет при малейшей возможности пойти пешком в Задонск на поклонение ему. В тот же самый час, как принято было такое решение, разлитие «антонова огня» прекратилось — и, по ее выражению, нога одеревенела. Прибрав костыли, больная отправилась в Задонск, в там 17 сентября, при мощах святителя, получив полное и совершенное исцеление, возвратилась домой без костылей, с здоровыми ногами. (Записано 19 сентября).   9. Тульской губернии, Ефремовского уезда, села Дубик, государственная крестьянка, девица Дарья Михеева Миленькова, 35-ти лет от роду. С 1852 года впала в сумасшествие известного рода и совершенно перестала говорить. В 1853 году она ходила, в сообществе с другими, в Соловецкий монастырь и там, молитвами святых Зосимы и Савватия, получила дар слова, но до 7 сентября прошлого года оставалась в умопомешательстве. 7 сентября, по силе прикосновения к мощам святителя Тихона, благодатью Божиею, к ней возвратился и здравый рассудок. (Записано 20 сентября ).   10. Города Воронежа, частного пристава коллежского асессора Рафаила Ивановича Пуговишникова, дочь Елена, имеющая ныне 16 лет, с давнего времени страдала от нестерпимой боли позвоночного столба, так что прикосновение к шее платка или самой легкой косынки производило сильнейшую боль, особенно у самой головы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

(Записано 13 сентября). Из того же семейства крестьянка Ксения Летуновская, 37 лет от роду, страдала ломотой в руке, которая 10 лет была от болезни скорчена. В тот же день и она при мощах святителя Тихона получила свободное движение рукой и избавилась от ломоты. (Записано 13 сентября ). Тульской губернии, Веневского уезда, села Марыгина, дворовая девица помещика Алексея Николаевича Павлова – Домна Григорьевна Макарова, в начале сентября 1861 года на правой, уже болевшей ноге получила «антонов огонь». Врачи положили отрезать ногу, в противном случае предвещали неминуемую смерть. Но Домна, не согласившись на операцию, с живой надеждой обратилась к новопрославленному чудотворцу Тихону с молитвой о помощи, и в душе своей дала обет при малейшей возможности пойти пешком в Задонск на поклонение ему. В тот же самый час, как принято было такое решение, разлитие «антонова огня» прекратилось – и, по ее выражению, нога одеревенела. Прибрав костыли, больная отправилась в Задонск, и там 17 сентября, при мощах святителя, получив полное и совершенное исцеление, возвратилась домой без костылей, с здоровыми ногами. (Записано 19 сентября). Тульской губернии, Ефремовского уезда, села Дубик, государственная крестьянка, девица Дарья Михеева Миленькова, 35-ти лет от роду. С 1852 года впала в сумасшествие известного рода и совершенно перестала говорить. В 1853 году она ходила, в сообществе с другими, в Соловецкий монастырь и там, молитвами святых Зосимы и Савватия, получила дар слова, но до 7 сентября прошлого года оставалась в умопомешательстве. 7 сентября, по силе прикосновения к мощам святителя Тихона, благодатью Божиею, к ней возвратился и здравый рассудок. (Записано­ 20 сентября ). Города Воронежа, частного пристава коллежского асессора Рафаила Ивановича Пуговишникова, дочь Елена, имеющая ныне 16 лет, с давнего времени страдала от нестерпимой боли позвоночного столба, так что прикосновение к шее платка или самой легкой косынки производило сильнейшую боль, особенно у самой головы. Испытаны были к излечению болезни попеременно все медицинские средства, но оказались недействительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

  Исцеления от глазных болезней 1. У восьмилетнего сына елецкого помещика штабс-капитана Приклонского, Василия, в сентябре 1860 г. заболели глаза. Боль не давала ему покоя и сна, в две недели веки глаз его совершенно перестали открываться, зрачки сделались белыми, как от полного бельма. Полтора месяца напрасно лечили его все доктора, которые были в Задонске, куда привезла его мать для того, чтобы ему оказали медицинскую помощь. Но после молитв матери при гробе святителя, мальчик уснул и видел во сне старца, выходящего из царских дверей и говорящего: «Кто грешен, молитесь». Василий ответил: «Я грешен», – и заплакал. Когда он проснулся и рассказывал этот сон, то уже видел предметы, и потом стал совершенно здоров. 2. У надворной советницы, Александры Измаиловны Богушевской, в апреле 1860 г. в нижнем веке левого глаза образовался шарик величиной с горошинку. Это стало причиной расстройства здоровья всего глаза, и она почти ничего не могла читать, а по утрам плохо видела. Доктора говорили, что из этого шарика должен образоваться опасный нарост. Но, приехав с мужем в Задонск, после панихиды по свт. Тихону, она потерла себе глаза покрывалом, лежавшим на надгробии святителя: шарик исчез, и она совершенно выздоровела. 3. Десятилетний сын мещанина Лашина из г. Ельца в августе 1820 г. заболел глазами, так что ничего не мог видеть. В апреле следующего года его привезли в Задонский монастырь. Здесь была отслужена панихида по святителю Тихону и была прочитана молитва, положенная в требнике за болящих, после чего мальчик прозрел и стал видеть окружающие предметы. Таким же образом получила исцеление в 1852 году его родная племянница, елецкая же мещанка, Александра Сергеева, и тоже от глазной болезни. 4. Исцеление девицы Вельяминовой. Приводим рассказ ее матери, помещицы Тамбовской губернии. «В последних числах августа 1846 г. отправилась я на богомолье в город Задонск со всем семейством, в том числе и с одиннадцатилетней дочерью, Анастасией, у которой дорогой сильно воспалился левый глаз и вся левая сторона щеки. В глазу «стреляло», из него сильно текли слезы, так что невозможно было смотреть на свет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Были случаи, что объявление об исцелении делалось по особенному, внутреннему голосу. Так, один старик 68 лет, не владевший два с половиной года правой рукой и правой ногой от паралича, у которого и шея была скривлена на ту же сторону, приложившись к мощам свт. Тихона 13 августа, получил исцеление и свободно пошел домой, в Тульскую губернию, не объявив о сем, кому следовало. Пройдя 40 верст от Задонска, он почувствовал внутреннее побуждение возвратиться в монастырь и сказать о выздоровлении, побуждение столь сильное, что он не мог оному противиться. Воротился старик в Задонскую обитель и сообщил о продолжительной своей болезни и об избавлении от оной, по молитвам его к святителю Тихону. Вдова подпоручика Прасковья Прибыткова (проживающая в Усмани, в собственном доме), движимая чувством истины и благодарности, доставила, кому надлежало, следующее письменное извещение: «Родители мои, майор Николай и Мария Коленкины, жившие в Усмани, долго не имели детей, о чем много скорбели. Одна благочестивая особа посоветовала им ехать в Задонск: отслужить молебные пения с акафистом — Спасителю, Божией Матери, пред Владимирской Ее чудотворной иконой, святителю Николаю, и панихиду о вечном покое епископа Тихона. Родители мои исполнили добрый совет. Не прошло и года после того, как родилась я, единственное детище их девятилетней мирной и счастливой супружеской жизни. В 1815 году, когда мне было 6 лет, родитель мой скончался, а мать от скорби лишилась рассудка и около года провела в тяжких страданиях. В 1816 году, по вере в сновидение, выходящее из ряда обыкновенных, ее повезли в Задонск, к 13 августа, т. е. ко дню успения святителя Тихона. Накануне, за всенощным служением, она сидела в креслах в бесчувственном положении; в самый же день памяти святителя принесена была в церковь и едва переводила дыхание. Епископ Воронежский, совершив панихиду о вечном блаженстве святителя, начал, по обычаю, священнодействие литургии. Больная, сидя в креслах, от крайнего изнеможения сил, уснула. Во время сна явился ей святитель Тихон, в полном архиерейском облачении, с крестом в руке, которым, подойдя близко к ней, осенил ее. Она, мгновенно почувствовав возвращение и крепость сил, проснулась. Сотворив молитву, мать моя встала с кресел и начала молиться. Столь быстрая и неожиданная перемена удивила богомольцев, стоявших возле больной, — тем более, что она, с трудом принесенная в церковь, после литургии, без всякой помощи, свободно пошла домой, славя Бога и благодаря святителя Тихона. В чувствованиях благодарности и в память исцеления, родительница моя написала образ целебника своего, на котором святитель Тихон представлен стоящим в святительском облачении, с крестом и Евангелием в руках. В верху образа, с правой стороны, в малом очерке написана Владимирская икона Божией Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Сидя, молилась тогда старица пред иконою. В глазах ее стояли слезы, но лицо бывало радостно. Когда странники, проходя мимо окна, кланялись ей, она их не видала, вся погруженная в молитву, обливаясь слезами. 1 апреля, в день св. Марии Египетской, 1844 г. она приняла тайное пострижение с именем Марии. Снисходительная к другим, она была строга к себе, держа себя в тех же лишениях, в каких началась ее жизнь. Духовность ее и опытность развили в ней прозорливость. Часто ее осторожное слово впоследствии неожиданно сбывалось. До чего она была благодарна, как в ней развито было то чувство, которое можно назвать памятью сердца, видно из следующего случая. Одна из жительниц Задонска должна была покинуть на несколько лет Задонск. Жизнь ее в чужих местах, с братом, который терпел большое горе, была очень тяжела. Известия эти очень печалили старицу, и она сама и сестры, жившие при ней, молились о помощи страдавшей женщине. Схоронив брата, она вернулась в Задонск и, узнав, как много думала о ней во время ее отсутствия Матрона Наумовна, она горячо ее благодарила. — А ты думала, — отвечала она, — что я забыла твоего брата… Нет, я помню его — и не за то лишь, что он помогал моему приюту… Многие давали мне больше золота, чем он, но не так радушно, как он. Я помню его веселый взгляд тогда, слезы умиления в глазах, все его сочувственные слова помню — и не забуду. — Молитесь за него, — сказала та. — Да, я и мои все молятся и теперь о нем. Ты же не скорби, что в жизни он много пострадал. Ведь всякий человек грешен. Нужно очищение, чтоб сошла с души скверна беззаконий!.. Господь вовремя посетил его. Плача при рассказе о всем, что та за это время пережила, Матрона Наумовна говорила ей в утешение: — Видишь ли, как Господь любит тебя! Ведь горе в жизни — это гостинцы, посылаемые нам из рая. Незадолго до смерти, чуя конец свой, Матрона Наумовна отдала свой дом в пользу Задонского монастыря. Кроме того, у нее был на северной стороне города дом и участок земли. Она предназначала его для своих сотрудниц и для продолжения начатого ею дела. Завещанием она поручала своему духовнику устроить там общину с небольшою церковью в честь иконы Богоматери, называемой Скорбящей.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

В часы искушений он особенно являлся со своей помощью и благодатной силой своей молитвы ограждал от падения. Он часто являлся ангелом-утешителем во время недостатков их, посылая им нужное для пищи и тепла. Однажды в зимнее время, не имея дров, Матрона хотела изрубить половину из пола и ею истопить печь. Святитель Тихон послал схимонаха Митрофана купить им дров, и он доставил им дрова в то время, как сестры собирались рубить половицу. При умножении сестер, Матрона, тяготясь неприятностями, хотела было оставить это место и поехала в Задонск просить благословения свт. Тихона; но, переезжая Дон на лодке, едва не утонула и воротилась на свое место. В 1823 г. указом Святейшего Синода был восстановлен Елецкий женский монастырь. Так исполнилось пророчество святителя Тихона. Жители Ельца помнят любовь святителя Тихона к их городу и доселе сохраняют благоговейную память к нему. Кроме того, что многие из граждан ездят в Задонск на день памяти святителя Тихона, 16 июня, как день его тезоименитства, и 13 августа, как день его кончины, и в самом Ельце во всех церквах ежегодно отправлялись в эти дни панихиды по святителе Тихоне, несмотря на то, что Елец давно уже не принадлежит к Воронежской епархии. В памяти граждан живут различные сказания о святителе Тихоне и с благоговением хранятся принадлежавшие ему вещи. Так у купцов Ходовых, родственников Космы Студеникина, хранятся шелковый платок и икона, доставшаяся от святителя Тихона. Племянница Космы Студеникина, Татиана, пяти лет была представлена святителю Тихону как сирота, недавно лишившаяся родителей. Свт. Тихон, утешая ее, сказал: «Божия Матерь есть покровительница сирот», и вынув из клобука платок, подал ей, говоря: «Вот тебе гостинец!» Этот платок, находящийся у Пелагеи Ходовой, страдающие головными болезнями возлагают на голову и получают по вере облегчение от болезни. У сей же Ходовой находится образок Владимирской Божией Матери, писанный на круглой медной доске, с изображением на другой стороне святителя Николая Мирликийского, дарованный святителем Косме Студеникину. Сию икону часто берут вступающие в брак при венчании, как знамение благословения святителя Тихона. У купчихи А. И. Мясищевой хранится полусгорелый Псалтирь, принадлежавший святителю Тихону, купленный у келейника его Чеботарева мужем Мясищевой. Среди духовенства города Ельца сохраняется такой рассказ о святителе Тихоне. Зайдя в дом к городскому Елецкому священнику, святитель увидел, что у него сени из плетня: «Не грусти,— сказал Тихон,— и не стыдись, поживешь и тесовые наживешь; честь и добрые дела дороже каменного дома». Глава VI. Последние годы жизни свт. Тихона и кончина его   Уединенная жизнь Тихона. — Приготовление к смерти. — Кончина свт. Тихона. — Погребение. — Надгробное слово. — Духовное завещание святителя Тихона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Благословению святителя Тихона Елецкий Знаменский женский монастырь обязан своим восстановлением. В большой пожар 12 апреля1769 г. сгорел Елецкий женский монастырь и сестры переведены были в Воронежский. Вскоре после сего пожара Елецкая девица, Матрона Солнцева, поступила в Воронежский монастырь. Пожив там несколько времени, она пошла в Елец повидаться с отцом и на пути зашла к святителю Тихону в Задонск принять его благословение. Святитель благословил ей остаться в Ельце на месте сгоревшего монастыря, предрекая, что, по молитве почивших там стариц, после разных скорбей, устроится монастырь. Матрона на месте сгоревшего женского монастыря нашла одну только убогую келию, где жила старица Ксения. Эта келия сделана была из каменного погреба, покрытого дубовыми ветвями, смазанными глиною; Ксения сама сложила печку, сделала дверь также из дубков. Увидав скорбную жизнь Ксении и услышав, кроме того, о притеснениях со стороны крестьян, Матрона не решилась остаться тут, а пошла опять в Воронеж. Будучи в Задонске, она объяснила святителю Тихону причину, почему она не осталась в Ельце. «Ну, Матрона,— сказал святитель,— не послушалась меня остаться в Ельце, потужишь, да поздно будет; это тебе так не пройдет». По возвращении в Воронеж Матрона сделалась больна и полтора года пролежала в постели. Признавая в своей болезни наказание Божие за ослушание святителю Тихону, она дала обещание, если выздоровеет, исполнить волю святителя. Вскоре после сего болезнь прошла, и Матрона с другой послушницей, Екатериной, родом из Липецка, отправилась в Задонск и, испросив благословение у Тихона, поселилась в Ельце на месте сгоревшего монастыря, вместе с Ксенией, которая имела уже деревянную келью. По просьбе святителя Тихона елецкий купец Конон Никитич Кожухов выстроил для Матроны с Екатериной особую келью. Около них начали собираться сестры. Матрона, в пострижении монахиня Олимпиада, выстроила, при пособии святителя Тихона, деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери. Святитель Тихон навещал иногда, будучи в Ельце, смиренных сестер, руководил их своими советами и наставлениями в духовной жизни; убеждал купцов Елецких не оставлять их и в телесных нуждах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Герб города Задонска представляет построенную за рекой Дон на отлогом косогоре башню в серебряном поле, что означает истинное положение сего города. Вообще, город Задонск кроме святыни своей может назваться лучшим и привлекательным по местоположению из всех уездных городов Воронежской губернии после Острогожска. Открытая возвышенность города, оттененная садами, способствует тому, что здесь во всякое время года всегда замечается прекрасный чистый воздух, а протекающий у подножия города «Тихий Дон» доставляет чистую, приятную воду; то и другое, без сомнения, составляет уже в гигиеническом отношении главное условие для жителей этой местности. Черепичные крыши, которых так много в городе Задонске, представляют очень красивый вид, особенно издали. Жаль, что железная дорога миновала город Задонск и находится от него с одной стороны в 28% верстах (30,2 км) от Донской, или Патриаршеской, станции, а с другой – в 40 верстах (42,4 км) от города Ельца. Впрочем, теперь ходят тут по шоссе от Ельца до Воронежа более или менее удобные дилижансы от двух компаний, и этим путь значительно удешевился против вольного найма местных ямщиков, которые вдвое дороже брали за свои услуги со случайных посетителей городов Задонска и Воронежа. Налево, т.е. к югу от Богородицкого монастыря, в мещанской части, на площади красуется городской собор. Церковь эта одноэтажная, каменная, с трехъярусной, каменной же, колокольней. Расположена она в южной части базарной площади, отделенной от монастыря мужского Богородицкого оврагом, в коем когда-то протекала вышеупомянутая река Тешевка. Соборная церковь эта начата постройкой в 1798 году июня 12-го по благословению Преосвященного Мефодия Воронежского и Черкасского; придельная же окончена и освящена в 1800 году. Главный престол в летней церкви освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В придельной, теплой, два престола: 1) с правой стороны во имя св. Архистратига Михаила и 2) с левой – во имя святителя и чудотворца Тихона Амафунтского 13 . Собор отеняется пирамидальными тополями, а на площади размещаются обывательские каменные и деревянные дома, магазины и ряды лавок, в которых производится торговля необходимыми предметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Матрона на месте сгоревшего женского монастыря нашла одну только убогую келлию, где жила старица Ксения; сотрудница же ее Агафия уже отошла ко Господу. Матрона не решилась остаться на Каменной горе, а пошла опять в Воронеж. На пути снова зашла в Задонск и объяснила святителю Тихону причину, почему она не осталась в Ельце. «Пощади, батюшка, святитель Христов», говорила она: «оттуда монахинь перевели всех до одной в Воронеж, а ты, батюшка, меня из благоустроенного монастыря туда выводишь на пепелище! Я еще не старых лет». – (Матрона родилась 1748 года, марта 25 дня. В это время ей было 22 года. Потом, когда г. Елец был уже причислен к Орловской епархии, Матрона, по указу из Орловской духовной консистории, вследствие резолюции Орловского епископа Досифея, 1815 года, ездила в Севский Троицкий женский монастырь и там приняла рясофорное пострижение с именем Маргариты, а 1823 года, по открытии монастыря в г. Ельце на Каменной горе, была удостоена пострижения в мантию с переименованием Олимпиадою. Но, по старости ее лет, игуменский жезл не был ей вручен, и она уже дожила свой век на покое в сооруженном ею монастыре). «Жаль, Матрона», сказал святитель: «что ты не послушалась меня и не осталась в Ельце; ты и сама пожалеешь об этом». И действительно, по возвращении в Воронеж, Матрона сделалась больна и полтора года пролежала в постели. Признавая в своей болезни наказание Божие за ослушание святителя Тихона, она дала обещание, если выздоровеет, исполнить волю святителя. Вскоре после ее обещания, болезнь прошла, и Матрона с другой послушницей Екатериной (Екатерина Филипповна Уварова родилась в 1740 году, в г. Липецке, в монашестве Евпраксия), которая была старше ее годами, отправилась в Задонск и, испросив благословение святителя Тихона, поселилась в Ельце на Каменной горе, на месте бывшего монастыря, вместе со старицей Ксенией, которая в это время, с помощью Божией, имела уже свою деревянную келлию. Это было в 1772 году. В то же время, по просьбе святителя Тихона, Елецкий купец Конон Никитич Кожухов выстроил для Матроны (с Екатериною) особую келлию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  20. Надворного советника Забугина. Служивший в Киеве надворный советник Платон Яковлевич Забугин 20 лет страдал болью и кружением головы, рвотой, затвердением желудка и выхождением внутренности с кровотечением и с октября 1845 г. совершенно ослабел так, что должен был лежать в постели. Несколько киевских врачей в течение полутора лет лечили его, но безуспешно; а в марте 1847 г., когда доктора решили, что ему остается жить всего недели две; он, по просьбе жены, решился немедленно отправиться в Воронеж на поклонение святому угоднику и немедленно прекратил все лечение. Его повезли лежащего в Воронеж, где он говел и приобщался Св. Таин; оттуда поехал в Задонск, где он во все время служения панихиды по святителе Тихоне плакал и, оставаясь несколько дней в городе, был ежедневно в церкви и чувствовал себя гораздо лучше, так что уже мог ходить и долее стоять в церкви, без усталости; возвратившись в Киев совершенно здоровым, снова мог вступить в службу, которую должен был за болезнью оставить. Врачи, пользовавшие его в Киеве, выдали ему свидетельство о болезни его до отъезда в Задонск и о здоровом положении его по возвращении оттуда.   21. Купца Ляпина. Воронежский 3-й гильдии купец Ардалион Михайлович Ляпин в ноябре 1848 г. подал настоятелю Задонского монастыря объявление, что в сентябре 1847 года, во время сильной холеры в Воронеже, выехал он из Воронежа в Бобровский уезд; но недалеко отъехав, сделался болен и через полтора часа весь посинел и стал как бы мертвым. Жена его в испуге кричала, призывая на помощь святителя Тихона Задонского и осеняя мужа бывшим при ней образом святителя. Больной в это время очнулся и на теле его стала показываться испарина. Веря, что святитель Тихон может исцелить его, он не согласился на предложение жены возвратиться в Воронеж, но приехав на дачу, до совершенного выздоровления ни чем другим не пользовался кроме воды, в которую погружал образ с изображением лика святителя Тихона, призывая на помощь его святое имя. Объявление это подписано и женой Ляпина Натальей Зиновьевной; а в мае 1860 года, после уже смерти мужа, она подтвердила это присягой, с той разницей, что относит означенный случай к 1830 году; согласно же с этим ее объяснением дал присяжное показание в июне 1860 г. и бывший очевидцем исцеления Ляпина, сын их Анатолий Ардалионович.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010